Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 14

 

  Главная      Книги - Разные     Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - 1990 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

 

Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 14

 

 

впереди вертикальной плоскости, 

проходящей на расстоянии 200 мм 

за подножкой. 

Использование номерных таб­

личек  о б я з а т е л ь н о для участни­

ков соревнований эндуро; гонщик, 

сошедший с дистанции, должен 

их немедленно снять. На перед­
ней табличке черной краской дол­
жна быть нанесена малая буква 
«т», если гонщик — участник 

борьбы за «Мировой трофей», 
или малая буква

 «V»,

 если он 

борется за «Серебряный кубок» 

(раздел 012. 18  М П С ) . 

Топливо и масло.

 Топливо дол­

ж н о быть предоставлено в соот­
ветствии с нормами организато­
рами соревнований. Оно должно 

быть торговой марки, то есть 
того сорта, который имеется на 
заправочных станциях в одной 
или многих странах, или так на­
зываемым авиационным бензи­
ном, используемым для спортив­
ных самолетов. Не разрешено 
применение каких-либо присадок, 
кроме воды или стандартного 
масла, продаваемого на заправочных 
станциях (раздел 014. 1  М П С ) . 

Охлаждающие жидкости.

 Един­

ственной допустимой охлаждаю­

щей жидкостью является вода 
или ее смесь с этиловым спир­

том (раздел 014. 3). 

Одежда, обувь и защитные 

шлемы.

 Гонщик должен быть одет 

в защитный костюм из ткани или 
кожи, высокие мотоботы до ко­

лен и кожаные рукавицы. Гон­

щик должен иметь на голове 

защитный шлем, хорошо подо­
гнанный и в хорошем состоянии. 
Он должен быть официально 
одобрен национальной федераци­

ей мотоциклетного спорта, а 
именно типа «джет». Пока гон­
щик находится на мотоцикле, он 
не имеет права снимать шлем 

(раздел 015  М П С ) . 

Контроль уровня шума.

 Важ­

ной операцией,  к о т о р а я не  м о ж е т 
быть отменена,  я в л я е т с я контроль 

уровня шума при техническом 
осмотре мотоцикла. 

Максимальный уровень шума 

определен для мотоциклов эн­
дуро 1 января 1983 г. и равен 
96 дБ (А). Он измеряется при 
средней скорости поршня 11 м/с. 
Измерение осуществляется мик­

рофоном, установленным на рас­
стоянии 0,5 м от выпускного 
патрубка под углом 45° к оси 
выше него, однако, на расстоя­

нии 0,2 м над землей (рис. 137). 

После испытаний на уровень 

шума мотоциклы, не имеющие ко­

робки передач с нейтральным по­

ложением, должны быть отведены 

в парк. Глушители должны быть 
маркированы после технического 
осмотра. Их замена недопустима; 
разрешена только замена на за­
пасной глушитель, который также 

должен быть подвергнут контро­
лю и маркирован. При измерении 
уровня шума гонщик поддержи­

вает двигатель в рабочем состо­
янии без переключения ступеней 
коробки передач и увеличивает 

частоту вращения до установлен­
ного значения. Для точного изме­
рения граничных значений шума 
на картере каждого мотоцикла 

должно быть выбито точное зна­
чение хода поршня двигателя. 

При температуре около 10° С 

допускается превышение шума на 

1  д Б ( А ) , при температуре около 

0° — на 2  д Б ( А ) . Допуск при 

212 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

измерении шума на предприяти­

ях-изготовителях составляет 

1  д Б ( А )  ( р а з д е л 016 МПС). 

Организация Международных 
шестидневных мотоциклетных 

соревнований 

Основные положения.

 Между­

народные шестидневные мотоцик­

летные соревнования проводятся 

ежегодно и состоят из шести 
однодневных этапов. Они пред­
ставляют собой командные сорев­
нования, поэтому при приеме 
заявок на участие в них команды 
имеют преимущество перед участ­
никами, выступающими в личном 

зачете. 

М а р ш р у т  п р о к л а д ы в а е т с я с ми­

нимальным использованием глав­
ных магистралей. Общая протя­
женность маршрута должна быть 
не менее 1200 км и не более 

1600 км. Количество заявок преж­

де ограничивалось числом 300, 

сейчас установлено  л и ш ь мини­
мальное число заявок — 250. 

На каждом конгрессе ФИМ 

определяется организатор пред­
стоящих ежегодных соревнова­
ний. Приоритет в организации 
соревнований в течение двух 
предстоящих лет имеет нацио­
нальная федерация, которая за­
владела «Мировым трофеем». Ни 

одна федерация, однако, не имеет 

права организации соревнований 

два года подряд и более двух раз 
в течение пяти лет. 

За ходом соревнований наблю­

дает международная расширен­

ная судейская коллегия, которая 

состоит из представителей феде­
раций, приславших команды на 
соревнования за «Международ­

ный трофей» или за «Серебря­

ный кубок» (разделы 061. 1 -

061. 14, 061. 32  М П С ) . 

«Мировой трофей».

  Э т о сорев­

нование является чемпионатом 

213 

Рис. 137. Измерение уровня шума 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

мира между национальными коман­
дами. Каждая национальная фе­
дерация может заявить одну ко­
манду в составе шести гонщиков. 

Среди шести мотоциклов каждой 
команды должны быть мотоциклы 
четырех различных классов, изго­

товленные в какой угодно стране. 

Победа присуждается: команде 

с наибольшим числом гонщиков, 
закончивших дистанцию, команде 
с наименьшим числом штрафных 

очков (раздел  0 6 1 . 21  М П С ) . 

«Мировой трофей» юниоров. 

Для соревнований за «Мировой 
трофей» юниоров каждая нацио­
нальная федерация имеет право 
заявить одну команду в составе 
четырех гонщиков в возрасте до 
23 лет. Среди четырех мотоциклов 
каждой команды должны быть 
мотоциклы не менее двух раз­

личных классов (раздел  0 6 1 . 22 

МПС). 

Приз клубных команд.

  Д л я 

участия в этих соревнованиях 
каждая национальная федерация 
может заявить одну или более 
команд, каждая из которых со­

стоит из трех гонщиков. Среди 
трех мотоциклов каждой команды 
должны быть мотоциклы по край­
ней мере двух различных марок 

(раздел  0 6 1 . 23  М П С ) . 

Приз заводских команд.

  Д л я 

участия в соревнованиях любой 
изготовитель мотоциклов или его 
представитель может заявить ко­
манду любой национальности, 
состоящую из трех гонщиков. 

Вес три мотоцикла каждой коман­

ды должны быть одной и той же 

марки (раздел  0 6 1 .  2 4 ) . 

Личное первенство.

 Все гонщи­

ки, закончившие соревнования 

в установленное время, получают 
золотую, серебряную или брон­

зовую медаль в зависимости от 
числа очков (раздел  0 6 1 . 25  М П С ) . 

Результат

  о п р е д е л я е т с я по ко­

личеству набранных очков. Каж­
дому гонщику в каждом классе 
засчитываются очки за каждый 
этап соревнований. Гонщик с об­

щим наименьшим количеством 
штрафных очков занимает первое 
место, по такому же принципу 

распределяются и остальные мес­
та. Для оценки команды гонщик 
с наименьшим числом штрафных 
очков в каждом классе не прино­
сит команде штрафных очков 

(0 очков). Разница в штрафных 

очках этого гонщика и последую­

щих составляет общее команд­

ное количество штрафных очков 
в данном классе (раздел  0 6 1 . 26 

М П С ) . 

Классы мотоциклов.

 В соревно­

ваниях участвуют мотоциклы 

классов 80, 125, 250, 500 и свыше 
500 см

3

, причем последние только 

с четырехтактными двигателями 

( р а з д е л 061. 41  М П С ) . 

Маркировка деталей мотоцик­

ла.

 При техническом осмотре на 

мотоциклах маркируются следу­

ющие детали: рама, колеса, кар­

тер двигателя, спортивный номер 

и глушитель. Эти детали не могут 
быть заменены в течение всех 
шести дней соревнований и долж­
ны предъявляться в конце сорев­
нований. Организаторы соревно­
ваний должны контролировать 
наличие не менее одной из ука­

занных деталей каждого мотоцик­
ла на каждом пункте контроля 
времени. 

Гонщик имеет право заменять 

214 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

немаркированные детали своего 

мотоцикла. Однако эта замена 
может быть проведена только на 

рабочей площадке пункта кон­

троля времени. Гонщик имеет 

право брать инструменты в лю­

бом месте, но выполнять ремонт 
своего мотоцикла он должен 
только сам. Посторонняя помощь 

недопустима (рис. 138). 

После отметки на последнем 

контрольном пункте гонщик име­
ет право снять со своего мото­
цикла глушитель, отремонтиро­

вать его или заменить в течение 

специально отведенных 30 мин. 

Перед передачей мотоцикла в за­

крытый парк он должен предъ­
явить его для проверки уровня 
шума. Это справедливо также 
в случаях, когда контролер по ка­
кой-либо причине требует допол­
нительно проверить мотоцикл на 

уровень шума (раздел 061 44 

М П С ) . 

З а м е н а гонщика или мотоцикла 

После официального утверждения 

Рис. 138. Дойдет ли в таких условиях? 

215 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

з а я в о к на участие в соревновани­

ях недопустима замена класса 
мотоцикла. При определенных об­

стоятельствах можно допустить 
замену марки мотоцикла или 
гонщика из той же страны (раз­

делы  0 6 1 .  5 1 ,  0 6 1 . 52  М П С ) . 

Закрытый парк.

 На  в р е м я со­

ревнований должна быть орга­
низована система парков. В этих 
парках мотоциклы находятся под 

охраной организаторов соревно­
ваний в течение отдыха гонщи­
ков, кроме времени их обеда на 

маршруте и подготовки мотоцик­

лов к старту в начале каждого 
дня. Право входа в закрытый 

парк разрешено только членам 

судейской коллегии, организато­

рам соревнований и официальным 

лицам, ответственным за обслу­

живание соревнований, а также 
гонщикам, которые оставляют 
или забирают свои мотоциклы. 

Мотоциклы в закрытых парках 
должны находиться на открытом 

воздухе без каких-либо укрытий 

(рис. 139) и быть полностью 

укомплектованы (раздел 061. 53). 

Рис. 139. Мотопарк в Поважске-Бистрице 

216 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Старт.

 Утром в день соревнова­

ний гонщикам разрешается вход 
в закрытый парк за 15 мин до 

старта для того, чтобы вывести 

мотоцикл на рабочую площадку 

за 10 мин до старта, где он 
осуществляет необходимую регу­

лировку,  з а п р а в к у горючим, сма­

зочными  м а т е р и а л а м и и т. д. 

За 1 мин до старта гонщик 

должен пустить двигатель и при 

работающем двигателе пересечь 
контрольную линию в 20 м от 

стартовой черты. При невыполне­

нии этого требования гонщик 

штрафуется (раздел 061. 56, 

061. 57  М П С ) . 

Заправка мотоцикла горюче­

смазочными материалами

 не раз­

решается ни в какое другое вре­
мя, кроме времени, отведенного 

для езды, а также в течение 

10 мин перед стартом. Кроме 

заправочных пунктов на старте 
и финише должны быть органи­

зованы заправочные станции 

на маршруте, расстояние между 
которыми не должно превышать 

80 км. Заправка горюче-смазоч­

ными материалами допускается 

только на официально разрешен­

ных заправочных станциях и на 
пунктах контроля времени. На 
время заправки двигатель должен 

быть выключен (раздел  0 6 1 . 58 
МПС). 

Посторонняя помощь.

 Мото­

цикл должен передвигаться толь­
ко под воздействием собственного 

двигателя, физической силы гон­

щика или за счет сил инерции. 

Любая посторонняя помощь за­
прещена, за исключением той, 
что предоставляется на офици­
ально разрешенных заправочных 

станциях. Под угрозой снятия 

гонщика с соревнований запре­
щено его сопровождение на мар­
шруте (разделы 061. 59, 061. 60 

061.61  М П С ) . 

Маркировка маршрута.

 Офици­

ально утвержденный маршрут, 
который запрещено покидать по 
какому-либо поводу, должен быть 
описан и маркирован. Для мар­
кировки каждого дневного этапа 
используются различные краски 
и цифровые указатели (рис. 140) 
(раздел 061 .63  М П С ) . 

Местные дополнительные пра­

вила.

 Гонщики  д о л ж н ы соблю­

дать правила дорожного движе­

ния, действующие в месте про­
ведения соревнований (раздел 

0 6 1 . 64  М П С ) . 

Пункты контроля времени

 рас­

полагают на выезде со старто­
вой площадки, на старте каж­

дого этапа, при въезде в закры­
тый парк и на финише каждого 
дневного этапа в местах, выбран­
ных организаторами соревнова­
ний. Наибольшее расстояние ме­
жду соседними пунктами контро­

ля времени 25 км, а средняя 

скорость между ними не должна 
превышать 50 км/ч. На всех 
пунктах время фиксируют по кон­

трольным часам в ведомости (в 

минутах). 

Пункты контроля времени обо­

значают белым флагом, закреп­

ленным в 200 м от пункта, и 
желтым флагом — в 20 м от конт­

рольного столика. Гонщик на мо­

тоцикле не имеет права проехать 
мимо желтого флага до момента 

достижения данного пункта конт­

роля, указанного в контрольной 
карте. Раньше можно прибыть 

217 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

лишь на контрольный пункт и 

стоянку (рис. 141). 

Для всех пунктов контроля 

времени, кроме расположенного 

на старте, разрешен допуск в ин­

тервале  ± 1 мин. Каждый участок 

между отдельными пунктами гон­
щик проходит самостоятельно в 

соответствии со своей тактикой 

(разделы  0 6 1 .  7 2 — 0 6 1 .  7 7  М П С ) . 

Начисление классификационных 

очков.

 Гонщик, не  в ы д е р ж а в ш и й 

время, установленное  д л я про­
хождения расстояния между дву­
мя пунктами контроля времени 

с учетом допуска ±1 мин, за 

каждую последующую минуту 

опоздания или преждевременного 
приезда получает 60 штрафных 
очков. Наибольшее время опоз­

дания составляет 60 мин, оно вле­

чет за собой снятие гонщика 

с соревнований. Снимается с со­
ревнований также гонщик, преж­
девременно прибывший к пункту 
контроля времени более чем на 

5 мин. За  к а ж д ы й  э т а п , к  ф и н и ш у 
которого гонщик не пришел, его 
к о м а н д е  н а ч и с л я е т с я 15 000 штра­
фных очков  ( р а з д .  0 6 1 . 78 и 

0 6 1 .  7 9  М П С ) . 

Промежуточные пункты контро­

ля времени.

 Кроме отметки в 

протоколах всех пунктов контро­

л я  г о н щ и к  д о л ж е н  п р е д ъ я в и т ь 
свою контрольную карту для 

отметки на каждом промежуточ­

ном пункте контроля (разд. 061 81 
М П С ) . 

Дополнительные испытания.

 В 

ходе соревнований должны быть 
проведены также дополнитель­
ные испытания (рис. 142): два 
кросса каждый день в течение 

первых пяти дней на замкнутой 

трассе длиной  3 — 5 км. Трени­

ровки запрещены. Гонщики стар­

туют одновременно, старт произ­

водится при работающем двига­

теле,  ф и н и ш —  с к о л ь з я щ и й . Из­

мерение времени проводится с 

218 

Рис. 140. Знаки для обозначения маршрута: 

а и б — правильное и неправильное направ­

ление движения;

 в

 — поворот направо;

 г — 

поворот налево;

 1

 — цвет дня;

 2

 — день со­

ревнований 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

точностью 1/100 с, которая соот­

ветствует 1/100 очка; 

пять испытаний на ускорение 

на прямом участке длиной 200 м. 
Старт и финиш фиксируются фо­

тоэлементом. Старт производится 

при работающем двигателе. Вре­
мя измеряется с точностью до 

1/100 с, которая соответствует 

5/100 очка; 

заключительные скоростные ис­

пытания по замкнутому кольцу 

длиной 10—18 км. Дистанция 

измеряется с точностью до 10 м 

(рис. 143). Гонщик должен прой­

ти определенное число кругов 
за определенное время, за откло­
нение от которого начисляются 
штрафные очки; 

одно специальное испытание 

проводится в каждый из первы> 
пяти дней на дистанции  2 — 8

 KN 

(на ровной местности, в гору 

и т.  д . ) . Измерение времени про­
изводится с точностью до 1 с 
которая соответствует 1 очку 
Старт не может даваться в том 

же месте, что и финиш, который, 
как и в предыдущих случаях, 
скользящий. 

Оценка результатов дополни­

тельных испытаний для мотоцик­

лов одного класса производится 

по времени их выполнения, пере­

считанного на очки. Гонщик с на­
именьшим количеством штрафных 
очков побеждает в своем классе. 
Очки, полученные за отдельные 

Рис. 141. Ориентировочные часы, размещенные у желтого флажка, помогают гонщику и 

сопровождающим 

219 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 142. Маршрут специальных испытаний обычно ограничивается с обеих сторон упру­

гими лентами 

виды испытаний, суммируются 

(разделы  0 6 1 . 83,  0 6 1 . 86  М П С ) . 

Штрафование

 производится в 

следующих случаях: 

в ъ е з д в  з а к р ы т ы й  п а р к с рабо­

тающим двигателем, заправка 

горюче-смазочными материалами 

и ремонт между пунктами конт­
роля времени, на финише и в 
парке (60 очков); 

пуск  д в и г а т е л я на рабочей пло­

щадке (300 очков); 

пуск  д в и г а т е л я на старте до 

стартового сигнала (60 очков); 

работа на мотоцикле на стар­

товой площадке до стартового 
сигнала (60 очков); 

опоздание на стартовую линию 

(за каждую минуту по 60 очков); 

непересечение контрольной ли­

нии в 20 м от линии старта под 

действием работающего двигате­
ля в течение 1 мин после подачи 
стартового сигнала (60 оч­

ков) ; 

преждевременное прибытие на 

пункт контроля времени (за каж­

дую минуту без учета допусти­

мого времени ±1 мин — 60 оч­
ков) ; 

опоздание на пункт контроля 

времени (за каждую минуту 
без учета допустимого времени 
±1 мин — 60 очков); 

остановка между желтым фла­

жком и контрольным столиком 

до установленного времени (60 

очков); 

220 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

сход с дистанции (за каждый 

д е н ь — 1500  о ч к о в ) ; 

пуск  д в и г а т е л я на  с т а р т е за­

ключительной скоростной гонки 

до стартового сигнала (50 оч­

ков) ; 

дополнительные испытания: спе­

циальные (1 с= 1 очку), на уско­

рение (1/100  с = 5 / 1 0 0 очка), 
кросс  ( 1 / 1 0 0  с = 1 / 1 0 0 очка); 

з а к л ю ч и т е л ь н а я скоростная гон­

ка (см. раздел  0 6 1 . 83  М П С ) . 

Снятие с соревнований.

 При­

чинами снятия с соревнований 

могут быть: 

отсутствие маркировок на дета­

лях мотоцикла; 

плохое поведение в закрытом 

парке; 

пуск двигателя в закрытом 

парке; 

заправка горюче-смазочными 

материалами не в официально 

отведенном для этого месте, а 
также заливка топлива в допол­
нительные емкости и заправка 
при работающем двигателе; 

Рис. 143. Старт заключительных испытаний — общий 

221 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

применение неразрешенного при­

вода; 

использование посторонней по­

мощи или замена колеса вне ра­

бочей площадки или не у послед­
него контрольного пункта; 

недопустимые контакты с груп­

пой обслуживания; 

езда не по трассе, езда в про­

тивоположном направлении; 

невыполнение официальных 

предписаний; 

непредъявление контрольной 

карты, ее подделка, использова­
ние чужой контрольной карты; 

преждевременное прибытие на 

пункт контроля времени более 
чем за 5 мин; 

опоздание на пункт контроля 

времени более чем на 1 ч; 

объезд пункта контроля време­

ни или промежуточного пункта; 

тренировка на трассе дополни­

тельных испытаний; 

больший, чем указано в заявке, 

рабочий объем двигателя; 

превышение допустимого уров­

ня шума. 

Чемпионаты Европы — 

двухдневные соревнования эндуро 

П р а в и л а проведения этих со­

ревнований мало чем отличаются 
от правил шестидневных соревно­
ваний. 

П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь чемпиона­

та Европы два дня. Общая про­
тяженность  м а р ш р у т а  д о л ж н а со­
ставлять не менее 500 км. Мар­
шрут должен включать в себя 
не более трех туров  е ж е д н е в н о . 
К а ж д а я  н а ц и о н а л ь н а я федерация, 

которую представляет команда 
по крайней мере из трех гонщи­
ков,  д о л ж н а  н а п р а в и т ь одного 

человека в состав судейской 

коллегии. 

Результаты определяются по 

количеству полученных штрафных 
очков. Гонщик, получивший наи­
меньшее количество штрафных 

очков, объявляется победителем 
в своем классе. Пятнадцать луч­
ших гонщиков в каждом классе 
получают очки в конце каждого 

дня соревнований. Гонщик, кото­

рый не выполнил программу пер­
вого дня, лишается права стар­

товать на следующий день. Гон­
щик, получивший наименьшее чи­

сло штрафных очков в состяза­

ниях, входящих в чемпионат, объ­
является чемпионом Европы в 

своем классе. 

К соревнованиям допускаются 

мотоциклы классов 80, 125, 250, 

500 и свыше 500 см

3

, причем 

последние только с четырехтакт­
ным двигателем. 

Маркировка деталей мотоцик­

лов краской производится так 

же, как в Международных шести­

дневных соревнованиях. Сохраня­

ются также правила контроля и 
условия использования помощи 

со стороны. 

Проводятся следующие допол­

нительные испытания: 

каждый день соревнований про­

водится два вида кросса по 

замкнутой трассе длиной 3—5 км. 

Тренировки запрещаются. Отсчет 
времени ведется с точностью до 

1/100 с, которая соответствует 
1/100 очка; 

одно испытание на ускорение 

на участке длиной 200 мм (1/100 с= 

5/100 очка); 

не менее одного специального 

испытания (1 с= 1 очку). 

Штрафные очки начисляются 

222 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

по тем же  п р а в и л а м , что и в шес­
тидневных соревнованиях: 

пуск  д в и г а т е л я на рабочей пло­

щадке (300 очков); 

пуск  д в и г а т е л я на  с т а р т е до 

стартового сигнала (60 очков); 

в ъ е з д в  з а к р ы т ы й парк с рабо­

тающим двигателем, заправка 
горюче-смазочными материалами 
и ремонт между пунктами кон­

троля времени, на финише и в 
парке (60 очков); 

работа на мотоцикле на стар­

товой площадке до стартового 
сигнала (60 очков); 

опоздание на стартовую линию 

(за каждую минуту по 60 оч­

ков) ; 

непринятие старта в течение 

1 мин (20 очков); 

преждевременное прибытие на 

пункт контроля времени (за 
каждую минуту без учета допус­

тимого времени ±1 мин — 60 оч­

ков) ; 

опоздание на пункт контроля 

времени (за каждую минуту без 

учета допустимого времени 

±1 мин — 60  о ч к о в ) ; 

остановка между желтым флаж­

ком и контрольным столиком до 
установленного времени (60 оч­
ков) ; 

дополнительные  и с п ы т а н и я : кросс 

(1/100 с= 1/100 очка), на ускоре­

ние  ( 1 / 1 0 0 с= 1/500 очка), специ­
альные (1 с= 1 очку). 

Снятие с соревнований

 может 

быть вызвано следующими при­
чинами: 

отсутствие  м а р к и р о в о к на дета­

лях мотоцикла; 

поведение в  з а к р ы т о м парке, не 

соответствующее требованиям 
МПС; 

пуск двигателя в закрытом 

парке; 

неправильное поведение в за­

крытом парке или на рабочей 
площадке; 

заправка горюче-смазочными 

материалами не в официально 

отведенном для этого месте, а так­

же заливка топлива в дополни­

тельные емкости и заправка при 

работающем двигателе; 

применение неразрешенного при­

вода; 

использование посторонней по­

мощи; 

недопустимые контакты с груп­

пой обслуживания; 

сопровождение другого гонщи­

ка или сопровождение другим 
гонщиком; 

езда не по маршруту или 

в противоположном направлении, 
а также без учета маркировки 

трассы; 

невыполнение официальных 

предписаний; 

непредъявление контрольной кар­

ты, ее подделка, использование 
чужой контрольной карты; 

преждевременное прибытие на 

пункт контроля времени более 
чем на 5 мин; 

опоздание на пункт контроля 

времени более чем на 1 ч; 

объезд пункта контроля време­

ни или промежуточного пункта; 

тренировка на трассе дополни­

тельных испытаний; 

больший, чем указано в заявке, 

объем двигателя; 

превышение допустимого уров­

ня шума. 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В отличие от шоссейных гонок, 

мотокроссов и гонок по пересе­

ченной местности  с о р е в н о в а н и я 
эндуро  п р е д ъ я в л я ю т к  г о н щ и к у 
более высокие  т р е б о в а н и я . Осно­
вой, конечно,  я в л я е т с я  н а д е ж н о е 
у п р а в л е н и е мотоциклом на мест­
ности в полевых и лесных усло­
виях.  К р о м е того,  г о н щ и к  д о л ж е н 
быть способен пройти с высокой 
скоростью и с полной  н а г р у з к о й 
участки  м а р ш р у т а по шоссе. Ус­

ловием успеха в современных со­

р е в н о в а н и я х  э н д у р о  я в л я е т с я ов­

л а д е н и е техникой  п р е о д о л е н и я 

участков пересеченной местности 
и уверенное  у п р а в л е н и е мотоцик­

л о м при  и с п ы т а н и я х на ускоре­

ние.  Г о н щ и к  д о л ж е н  у м е т ь само­

с т о я т е л ь н о  п о д д е р ж и в а т ь свой 

мотоцикл в течение шести дней 

в  р а б о ч е м , годном к эксплуата­
ции состоянии.  И з всего сказан­
ного следует, что  т а к т и к а  е з д ы 
в  с о р е в н о в а н и я х эндуро иногда 
я в л я е т с я  б о л е е  в а ж н о й , чем 

техника. 

Эндуро — это  е з д а с головой 

У ж е в процессе подготовки 

мотоцикла к  с о р е в н о в а н и я м и 

тем  б о л е е в  н а ч а л е  к а ж д о г о  э т а п а 
с о р е в н о в а н и й  г о н щ и к  д о л ж е н чет­

ко  п р е д с т а в л я т ь  с е б е основные 
у с л о в и я успеха — победить смо­
ж е т  л и ш ь тот, кто первым пере­
сечет  ф и н и ш н у ю черту.  Г л а в н ы м 

п р а в и л о м  д о л ж н о  б ы т ь следую­

щее: на  м а р ш р у т е нельзя риско­

вать, но необходимо быстро и на­

д е ж н о ехать.  Д н е в н ы е  э т а п ы 

224 

Т А К Т И К А 
И  Т Е Х Н И К А  Е З Д Ы 

В  С О Р Е В Н О В А Н И Я Х 

Э Н Д У Р О 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

в  б о л ь ш и н с т в е случаев складыва­
ются из двух кругов,  р а з б и т ы х 
пунктами контроля времени на 
пять — десять участков. 

При разработке тактики езды 

очень важным оказывается та­
кой момент — в какое время 

подъезжать к пунктам контроля 
времени. На первый взгляд, ко­

торого придерживаются главным 
образом молодые гонщики, следу­
ет прибывать к каждому пункту 
контроля за  5 — 8 мин до задан­
ного времени, чтобы иметь воз­
можность на каждом участке без 

штрафных очков проверить шины 
колес. С другой стороны, реко­
мендуется максимально беречь 

свои силы и мотоцикл и на пункт 
контроля времени прибывать 

лишь за  2 — 3 мин, а необходи­

мый осмотр шин произвести в пе­
риод разрешенного допуска 

( ± 1

  м и н ) . 

Какой из этих вариантов более 

предпочтителен, ответить трудно. 
Как пройдет гонщик первый 

круг соревнований, зависит от 
соответствующей скорости и от 

его опыта. Очень важна надеж­
ная информация о состоянии 
каждого участка трассы, которую 

уже имеет идущий впереди гон­
щик или сопровождающий. Наши 
рекомендации адресуются тем 
гонщикам, которые стремятся ус­

пешно выступить в соревнованиях 
без помощи многочисленной груп­
пы обслуживания. 

На первом круге следует стре­

миться к более высокому темпу 
и при этом не упускать из виду 
конкурентов, которые, возможно, 
имеют лучшую информацию об 

условиях на маршруте. Важно 

запомнить трудности отдельных 
участков для учета их при езде 

на втором круге и во второй день 
соревнований, если придется про­
ходить круг в обратном направ­

лении. 

Езда по шоссе 

И з предыдущих советов  у ж е 

частично понятны основы езды 
по шоссейным дорогам и по участ­
кам пересеченной местности. 

Ш о с с е й н а я  ч а с т ь обычно соста­

вляет от 10 до  7 0 % всего мар­
шрута в соревнованиях эндуро. 

П р е ж д е всего следует позабо­

титься о собственной безопас­

ности. Соревнования проводятся 
при нормальном движении на 
шоссе. На всех непросматривае-
мых участках и, главное, на по­

воротах необходимо четко при­

держиваться своей стороны шос­
се. Хотя книга пишется не для 

начинающих мотоциклистов, од­
нако опыт автора, неоднократного 
участника шестидневных соревно­
ваний эндуро, показывает, что 

это правило нарушают часто да­
же представители лучших нацио­
нальных команд. Иной раз это 
заканчивалось тяжелыми послед­
ствиями. Хотя безопасность дви­

жения, как правило, обеспечивают 
специально привлеченные сотруд­
ники автоинспекции, воинские 
подразделения и общественни­
ки, нужно признать, что стрем­

ление гонщиков как можно быст­

рее пройти маршрут часто ведет 
к нарушению правил дорожного 

движения. 

По бездорожью 

Наибольшую часть маршрута 

участники соревнований эндуро 
преодолевают по лесу и бездо-

8

 80 

225 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

рожью, такие участки могут со­
ставлять до  9 0 % всего маршрута. 
Какой тактики придерживаться 
в этом случае? 

Вот несколько советов: 
проявлять максимальное вни­

мание ко встречному транспорту, 
придерживаясь всегда только сво­
ей стороны, особенно на непро-

сматриваемых участках (рис. 144); 

следить за состоянием дороги 

перед собой и выбирать объезды 
с наименьшими неровностями; 

на ровных, хорошо просматри­

ваемых участках не превышать 
скорость 90 км/ч — может по­

явиться неожиданное препят­
ствие; 

при длинных участках пути при­

нять наиболее удобную посадку; 

по грунтовым проселочным до­

рогам не ездить на низких сту­
пенях передачи при наибольших 
частотах вращения двигателя; 

сохранять возможно большее 

расстояние до гонщика, идущего 
впереди, для защиты от пыли, 
а также от возможного удара 
отлетевшим от колес камнем. 

Скоростной подъем 

Скоростные подъемы на каме­

нистых, болотистых или грунто­
вых дорогах становятся иной раз 
камнем преткновения в соревно­
ваниях (рис. 145 и 146). Действи-

Рис.

 144.

 На непросматриваемых участках пути всегда следует держаться своей стороны: на 

европейском континенте — правой, в Великобритании — левой 

226 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8 * 

Рис.

 145.

 Когда двигатель не справляется 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..