Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 13

 

  Главная      Книги - Разные     Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - 1990 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

 

Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 13

 

 

Рис. 129. Место проведения соревнований 

эндуро 1986 г. обрамляли горы 

(рис. 129), который несколько по­

терял свой былой блеск: сюда 
уже несколько лет никто не при­
езжал, отели были закрыты. Они 
не открылись и для участников 

шестидневных соревнований. 

В Сан-Пеллегрино прибыло 

всего двадцать шесть команд, 
некоторые из них были весьма 
многочисленными, другие состоя­

ли всего из одного-двух гонщи­

ков. Наиболее многочисленной 
была, разумеется, команда Ита­

лии (83 гонщика), из ФРГ при-

196 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

был 31 гонщик, из США и Вели­

кобритании — по 28; Франция 
прислала команду из 21, а 

Австралия — из 18 спортсменов. 

Первый этап соревнований был 

наиболее продолжительным и со­
ставлял 282 км. Он был не слиш­
ком трудным и, как сказал чехо­

словацкий гонщик И. Цисарж, 
вполне подходящим для разгона. 

Не закончили этот этап только 

четыре гонщика, три из них — из-
за травм. 

Второй этап был более корот­

ким—208 км. Сначала казалось, 
что решающими будут результаты 

специальных испытаний. Италь­
янцы рассчитывали получить здесь 
решающий перевес, но гонщики 
ЧССР показали высокую подго­

товку и не позволили им этого. 

Во время второго круга при силь­

ном ливне произошло непредви­

денное. Маршрут мотокросса был 

проложен резко вверх, к верши­
нам гор. В сложных погодных 
условиях небольшая часть гонщи­
ков еще продолжала путь, многие 
хоть и продолжали мужественно 

бороться, но безнадежно застря­

ли. А основную массу гонщиков 
организаторы соревнований на­

правили обходным путем к сле­

дующему контрольному пункту. 
Однако этот путь не включил в 
себя участки мотокроссовых ис­
пытаний. Когда же на одном из 
подъемов застрял на мотоцикле 
«Хонда» с четырехтактным двига­

телем Ориоли, член итальянской 
команды, боровшейся за «Миро­
вой трофей», руководители сорев­
нований решительно настояли на 
изменении маршрута всего круга. 

Рис. 130. сЯва 250» выпуска 1987 г. — мотоцикл эндуро новой конструкции 

197 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 131. Мотоцикл «Хускварна» входил в состав итальянского мотопарка, наряду с мото­

циклами «Кагнва» 

Третий этап за малым исключе­

нием проходил по асфальтовой 

дороге. Гонщики преодолели его 
за 25—30 мин. 

Вторая часть шестидневных со­

ревнований началась необычно: 
шеф города Рисо запретил проезд 
через город. Тогда организаторам 
соревнований пришлось раз­
местить пункт контроля времени 

дальше на 2 км. На этот этап 

было прибавлено 2 мин, чего 
было недостаточно. 

Итак, наступила пятница, к 

этому времени команда ЧССР 
уступила второе место в борьбе 
за «Мировой трофей». И. Ци­
сарж потерпел аварию у восьмого 

контрольного пункта. Он получил 
рваную рану на лице. Это вы­
звало опоздание на контроль 
ный пункт, и команда ЧССР, 

оштрафованная на 120 очков, от­
ступила на третье место, пропус­
тив вперед шведов. Пострадав­

ший И. Цисарж, однако, не толь­
ко закончил пятый этап, но и 

прошел весь маршрут соревнова­
ний до конца. Остальные пять 
гонщиков из команды  Ч С С Р не 
поддались панике и сохранили 
боевой дух до последних метров 

заключительных гонок, происхо­
дивших в Фопполо. 

В борьбе за «Мировой трофей» 

на 61-х Международных соревно-

198 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ваниях эндуро места распредели­
лись следующим образом: Италия 

(553,05 очков), Швеция (1065,60), 

ЧССР (1130,48), ФРГ (1382,09), 

Г Д Р (1481,31), США (1569,82), 

далее Франция, ПНР, Испания, 

Великобритания, Нидерланды, 

Австрия, Канада, Бельгия, Швей­
цария, Сан-Марино, Австралия, 
Финляндия. Результаты борьбы 
за «Мировой трофей» среди юни­
оров: Италия (234,74),  Г Д Р 

(1134,90), ЧССР (1390,84), Ве­

ликобритания (1866,35), Фран­

ция, ФРГ, Финляндия, Испания, 

Швеция, Нидерланды, Австралия, 

Мексика, США. 

Чемпионат вновь проходит 

мимо Австрии 

Последние чемпионаты Европы 

свидетельствуют о все более труд­
ной борьбе команд и отдельных 
гонщиков за высшие титулы. 
В 1987 г. наиболее ровно шла 

борьба на мотоциклах с четырех­

тактными двигателями. Гонщики, 

Т а б л и ц а  3 1 

Результаты чемпионата Европы 1987 г. 

Класс 

Гонщик 

Страна 

Марка мотоцикла 

Очки 

80 см

125 см

250 см

500 см

350 см

3

 с четырехтакт­

ным  д в и г а т е л е м 

Свыше 500 см

с четырехтактным 
двигателем 

1. М. Росси 

2 Ф. Мураглиа 
3. Ф. Рубио 

1. Д. Тролли 

2. А. Сала 
3. С. Пассери 
4. И. Цисарж 
5. М- Нилссон 

1. Д. Викселл 

2. Г. Бриссони 
3. Г. Грассо 
4. К. Карлссон 
5. Л. Подмол 

1. С.-Э. Йоиссои 

2. Т. Пеллегрииели 
3. Й Шеффлер 

4. Й. Грюнер 

5. Б. Последни 

1. Й. Зауэр 

2. Й. Штейнбок 
3. Т. Аидерссои 

1.

 А.

 Кроци 

2. Й. Хованчик 
3. Т. Густавссон 

Италия 
Италия 
Испания 
Италия 
Италия 
Италия 
ЧССР 
Швеция 
Швеция 
Италия 
Италия 
Швеция 
ЧССР 
Швеция 
Италия 
Г Д Р 

Г Д Р 

ЧССР 
ФРГ 
ФРГ 
Швеция 
Италия 
ЧССР 
Швеция 

т м 
«Аккосато» 
«Риеху» 
ТМ 
«Хускварна» 

КТМ 

«Ява» 
«Хускварна» 
«Хускварна» 
«Хускварна» 
КТМ 
«Хускварна» 
«Ява» 
«Хускварна» 
«Крамнт» 
МЦ 

МЦ 

«Ява» 
КТМ 
«Ямаха» 
«Ямаха» 
КТМ 
«Ява» 
«Хускварна» 

174 
163 
141 
160 
145 
114 

90 
71 

172 
136 
124 
116 

96 

176 
137 
124 

119 
101 

157 
120 
112 
154 
154 
153 

199 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 132. Мотоцикл МЦ с двигателем с воздушным охлаждением на чемпионате Европы 

1987 г. 

занявшие два первых места, име­

ли одинаковое количество очков, 

всего на одно очко было мень­
ше у Густавссона (табл. 31). 

Надо сказать, что австрийский 

этап чемпионата вновь, как и год 
назад, был отменен. 

В Крконошах 

Спустя двадцать лет Междуна­

родные мотоциклетные шести­

дневные соревнования опять про­

ходили в  П Н Р . Соревнования 
отличались сложностью маршру­

та и жестко определенным вре­
менем. Маршруты для специаль­

ных и мотокроссовых соревнова­

ний не были объявлены заранее, 

окончательная маркировка оче­

редного этапа проводилась орга­
низаторами с утра, в день его 
прохождения. 

В целом шестидневные соревно­

вания в  П Н Р были организованы 

таким образом, что решающими 
оказывались результаты гонок 
между отдельными контрольными 
пунктами, а не скоростные участ­
ки маршрута по пересеченной 
местности, испытания на ускоре­
ние или специальные дополни­

тельные испытания. Такой подход 
более справедлив. Правильно 
также то, что маршруты каждого 
этапа составлялись из наиболее 

200 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

разнородных участков, насколько 
это позволяли условия. 

После первого этапа соревнова­

ний команда ЧССР, боровшаяся 

за «Мировой трофей», занимала 
третье место с 308 очками за 
командами  Г Д Р и Франции. Во 
вторник на каменистой трассе 
специальных испытаний получил 
травму один из ведущих гон­
щиков национальной команды 

ЧССР Б. Последни. Он добрался 
до контрольного пункта, но про­

должать борьбу не смог из-за 
сломанного левого предплечья. 

Как позднее выяснилось, у него 

была также травма на правой 
руке. Таким образом, начиная со 
второго этапа команде ЧССР 

начислялись ежедневно по 15 000 
штрафных очков. Капитан коман­

ды И. Цисарж сказал: «Никого 

Т а б л и ц а  3 2 

Число участников 62-х Международных шестидневных 

мотоциклетных соревновании 1987 года 

Страна 

Число гонщиков, стартовавших (финишировавших) иа мотоциклах различных классов,  с м ' 

Страна 

80 

125 

250 

350 

500 

свыше 500 

всего 

ФРГ 
Италия 
Великобри­
тания 
ЧССР 
Швеция 
Франция 
США 
Нидерланды 
Австрия 
Финляндия 
ПНР 
Испания 
ГДР 
Бельгия 
Швейцария 

Австралия 
Сан-Марнно 
Португалия 
Ирландия 
Канада 
ВНР 
Мексика 
Перу 
Япония 
Всего 

2(1) 
6(3) 

2(2) 

1(1) 

3(3) 

1(О) 

1(О) 
1(О) 

17(10) 

12(7) 

12(9) 

5(4) 
3(3) 
5(5) 
7(5) 
7(5) 

1(1) 

2(1) 
9(6) 
5(4) 
3(2) 
3(3) 
1(О) 

1(1) 
1(0) 

2(1) 
2(0) 

1(0) 

82(55) 

13(11) 

9(8) 

20(16) 

12(12) 
14(9) 
12(9) 

9(7) 

7(6) 

10(6) 

4(2) 
7(5) 
7(6) 
4(4) 
5(4) 
5(4) 
5(3) 
3(0) 
2(2) 
3(2) 
3(3) 
3(0) 
3(1) 
2(0) 

162(118) 

7(5) 

1(0) 

1(1) 

2(1) 

1(1) 

2(2) 

1(1) 

1(0) 
1(1) 

17(12) 

7(5) 

7(7) 

5(4) 

13(10) 

4(4) 

1(1) 

6(4) 
6(3) 
5(4) 
2(0) 
2(2) 
3(1) 
5(5) 

1(0) 

4(4) 
2(1) 

1(0) 
1(0) 

3(1) 
5(0) 

1(0) 

1(0) 

82(56) 

6(2) 

4(1) 

3(3) 
3(3) 
4(4) 
5(3) 

1(1) 

6(4) 
2(1) 

1(0) 

КО) 

3(1) 

1(1) 

1(0) 

2(0) 

43(24) 

47(31) 
39(28) 

31(28) 
31(28) 
29(21) 

26(19) 
25(19) 
20(14) 

19(12) 
16(8) 
16(13) 
15(10) 
15(15) 
11(5) 
11(10) 

9(5) 
7(1) 
7(0) 
6(3) 

6(4) 
5(0) 
4(1) 
4(0) 

1(0) 

403(275) 

66 
72 

82 
90 
72 
73 
76 
70 
63 
50 
81 
67 

100 

45 
91 
55 

14 

50 
66 

25 


68 

201 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

202 

Рис. 133. Международные мотоциклетные 

соревнования в 1987 г. проходили в ПНР 
в Елене Гуре 

нельзя упрекнуть. Все стараются 

изо всех сил, а такое падение 
может произойти с каждым. Кто 
не рискует, тот ничего не сможет 

достичь в соревнованиях эндуро 

последних лет». 

В борьбе юниоров за «Мировой 

трофей» от  Ч С С Р выступало чет­
веро гонщиков, средний возраст 
которых не превышал двадцати 
лет. Молодежь очень хорошо себя 
показала на скоростных соревно­
ваниях, но общее занятое ими 
место выявило неопытность сос­

тава. Не проходило дня, чтобы 

кому-либо из них не приходилось 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

по нескольку раз менять камеру 
заднего колеса. Хорошо еще, если 
гонщик — ловкий механик, но 

часто это влекло за собой опоз­
дание на контрольный пункт и, 
как следствие, штрафные очки. 

Таким образом, оба «Мировых 

трофея», как для взрослых, так 
и для юниоров, получили гонщики 
из ГДР, которые без срывов и 
неудач прошли от старта до фи­
ниша. Они показали пример ис­
ключительно ровной езды на лю­

бых участках между контрольны­
ми пунктами, а также на слож­
ных маршрутах скоростных испы­
таний, доказав, что и гонщики и 
их мотоциклы были прекрасно 
подготовлены (табл. 32). 

Следующей за командой  Г Д Р 

(1363 очка) была команда Шве­

ции (1996), затем Италии 

(2477), Великобритании (5929). 

Команда  Ч С С Р заняла всего 

лишь девятое место (77 928 оч­

ков). В борьбе за «Мировой тро­
фей» для юниоров команда  Г Д Р 
набрала 1517 очков. Далее шли 
команды Италии (1990), США 

(3366), Франции (5689) и ЧССР 
(8326). 

Обзор стартовавших мотоцик­

лов приведен в табл. 33 

На рис. 130—133 представлены 

мотоциклы, участвовавшие в шес­

тидневных соревнованиях в Елене 

Гуре  ( П Н Р ) . 

Т а б л и ц а  3 3 

Мотоциклетный парк 62-х Международных шестидневных мотоциклетных 

соревнований в 1987 г. 

Марка 

мотоцикла 

Число мотоциклов, стартовавших (финишировавших) по классам, см

Марка 

мотоцикла 

80 

125 

250 

350 

500 

свыше 

500 

всего 

к т м 

«Хускварна> 

Ява 

«Хонда» 

Ямаха 

Кавасаки 

« К р а м - И т » 

Т М 

Остальные 

марки 

В с е г о 

1 ( 0 ) 

1(0) 

7 ( 4 ) 

8(6) 

17(10) 

21(15) 

15(12) 

3(3) 

10(6) 

10(5) 

4(3) 
4(2) 
6(3) 

9(6) 

82(55) 

49(34) 
25(20) 
22(17) 

19(14) 

9(8) 

12(8) 

5 ( 3 ) 

21(14) 

162(118) 

1 ( 1 ) 

7(5) 
9(6) 

1 7 ( 1 2 ) 

28(20) 
23(13) 

17(12) 

1(0) 
1(0) 

5 ( 5 ) 

7 ( 6 ) 

8 2 ( 5 6 ) 

12(4) 

22(16) 

3(3) 
3(1) 

3(0) 

4 3 ( 2 4 ) 

112(74) 

85(61) 
45(35) 
40(26) 
32(19) 

17(11) 
14(10) 
13(7) 

45(32) 

403(275) 

66 
72 
78 
65 
59 
65 
71 
54 

71 

68 

Примечание. В строке «Остальные маркн> учтены 14 марок мотоциклов, которые 

вышли на старт в количестве не более 10. 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ШЕСТИДНЕВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ 

В ТАБЛИЦАХ 

В табл. 34 отражена более 

чем семидесятилетняя история 

шестидневных соревнований. В ней 

указаны их организаторы и по­
бедители в период с 1923 по 

1984 г. Как видно, по числу 

побед первое место занимает Ве­

ликобритания, побеждавшая 16 

раз. Следующей с 15 победами 

идет Чехословакия. Добавим, од­
нако, что в послевоенные годы 
победы наиболее часто одержива­

ли чехословацкие гонщики, при­

чем, как правило, на отечествен­
ных мотоциклах; англичане же 
привезли домой наивысший тро­
фей в последний раз в 1953 г. 

Табл. 34 можно дополнить еще 

Т а б л и ц а  3 4 

Команды

-победительницы международных шестидневных соревнований 

Год 

Место проведения 

Команда выигравшая 

Год 

Место проведения 

«Международный 

(мировой) трофей» 

«Серебряный кубок» («Ми­

ровой трофей для юниоров») 

1913 
1920 
1921 
1922 
1923 
1924 
1925 
1926 
1927 
1928 
1929 

1930 
1931 
1932 
1933 

1934 

1935 
1936 
1937 

1938 

Великобритания, Карлисле 
Франция, Гренобль 
Швейцария 
То же 
Швеция и Норвегия 
Бельгия, Шодфоитеи 
Великобритания, Саутгемптон 

То же, Бакстон 

Центральная Европа, 
Мнихово — Женева 
Франция, Гренобль 
Италия, Мераио 
То же 
Великобритания, 

Лландриндод-Уэлс 

Германия, Гармиш-
Партеикирхеи 

То же, Оберсдорф 

Фройдеиштадт 

Великобритания, 

Лландриндод-Уэлс 
То же 

Великобритания 
Швейцария 

То же 


Швеция 
Великобритания 

То же 



Италия 

То же 

Великобритания 

Германия 

То же 

Великобритания 

То же 

Норвегия 

Великобритания 

То же 

Франция 

Нидерланды 

Великобритания 

То же 

Германия 

Великобритания 

Нидерланды 

Германия 

204 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Т а б л и ц а  3 4 

Команды-победительницы международных шестидневных соревнований 

Год 

Место проведения 

Команда, выигравшая 

Год 

Место проведения 

«Международный 

(мировой) трофей» 

«Серебряный кубок» («Ми­

ровой трофей для юиноров») 

1939 
1947 
1948 
1949 

1950 

1951 
1952 
1953 
1954 

1955 
1956 
1957 

1958 
1959 
I960 
1961 

1962 
1963 

1964 
1965 

1966 
1967 
1968 
1969 
1970 
1971 

1972 

1973 
1974 
1975 

1976 
1977 

1978 
1979 
1980 
1981 
1982 

1983 
1984 
1985 
1986 
1987 

Австрия, Зальцбург 
Чехословакия, Злии 
Италия, Саи-Ремо 
Великобритания, 
Лландриндод-Уэлс 
Великобритания, 
Лландриидод-Уэлс 
Италия, Варес 
Австрия, Бад-Аусзе 
Чехословакия, Готвальдов 
Великобритания, 
Лл аидриидод-Уэлс 
Чехословакия, Готвальдов 
ФРГ, Гармиш-Партенкирхеи 
Чехословакия, 
Шпииллеров Милан 
ФРГ, Гармиш-Партеикирхен 

Чехословакия, Готвальдов 

Австрия, Бад-Аусзе 
Великобрита ния, 
Лландриндод-Уэлс 
ФРГ, Гармиш-Партенкирхеи 
Чехословакия, Шпиидлеров 
Мл ни 
ГДР, Эрфурт 
Великобритания, остров Мэн 

Швеция, Виллингсберг 
Польша, Закопаие 
Италия, Саи-Пеллегрино 
ФРГ, Гармиш-Партеикирхен 
Испания, Эль-Эскориал 
Великобритания, 
остров Мэй 
Чехословакия, Шпиидлеров 
Млин 
США, Дальтои 
Италия, Камериио 
Великобритания, 
остров Мэй 

Австрия, Цельтвег 
Чехословакия, Поважска-

Бистрица 
Швеция 
ФРГ, Ньюкирхеи 
Франция, Вриуд 
Италия, Эльба 

Чехословакия, Поважска-

Бистрица 
Великобритания, Уэлс 
Нидерланды 
Испания 
Италия, Саи-Пеллегрино 
Польша, Крконоше 

Результаты 

Чехословакия 
Великобритания 

То  ж е 

Великобритания 

То же 

Чехословакия 

Великобритания 

Чехословакия 

ФРГ 

Чехословакия 

Ф Р Г 

Чехословакия 

То  ж е 

Австрия 

Ф Р Г 

Чехословакия 

Г Д Р 

То  ж е 


Ф Р Г 

Г Д Р 

Чехословакия 

Т о  ж е 



Ф Р Г 

Т о  ж е 

Чехословакия 

То  ж е 

Италия 

То  ж е 

Чехословакия 

Швеция 

Нидерланды 

Швеция 

Италия 

ГДР 

были анулироваиы 

Чехословакия 

Великобритания 

Чехословакия 

Великобритания 

Нидерланды 

Чехословакия 

То же 

Нидерланды 

Чехословакия 

Нидерланды 

Чехословакия 

Т о  ж е 

Италия 

Чехословакия 

ФРГ 

Италия 

ГДР 
ГДР 

Ф Р Г 

Чехословакия 

Италия 

ФРГ 

Чехословакия 

Т о  ж е 

С Ш А 

Чехословакия 

Италия 

Чехословакия 

То же 

Италия 

Чехословакия 

ФРГ 

Италия 

ГДР 

Швеция 

Г Д Р 
ГДР 

Италия 

Г Д Р 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

несколькими интересными цифра­

ми. Так, наибольшее число участ­
ников собралось во Франции в 

1980 г. — 431, самым малым это 

число было также во Франции в 

1920  г . — 22. 

Самой счастливой для гонщи­

ков маркой мотоцикла за всю 
историю шестидневных соревно­
ваний была «Ява». Мотоциклы 
«Ява» и ЧЗ были соучастниками 
исторического события на шести­

дневных соревнованиях 1958 г. 

в ФРГ — все 20 чехословацких 
гонщиков получили золотые ме­

дали. 

Табл. 35 отражает успехи наи­

более выдающихся чехословацких 
гонщиков в Международных шес­

тидневных соревнованиях, побеж­
давших в борьбе  з а . «Мировой 
трофей» и «Серебряный кубок». 
Эта таблица в определенной сте­
пени является историческим обзо­
ром достижений гонщиков Чехо­
словакии (рис. 134). 

Рис. 134. Пятнадцатая победа команды Чехословакии (1983 г.). Слева направо: главный 
конструктор Крживка, Злох, Хованчнк, Яноуш, Белски, руководитель Хазак, Цисарж, 
Чундерлик, руководитель ВВЗ «Ява> Марчик, врач Трубл 

2 0 6 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Т а б л и ц а  3 5 

Чехословацкие гонщики, победители международных шестидневных 

соревнований (данные на 1 января 1985 г.) 

Гонщик 

Годы выступления 

в соревнованиях 

Число 

побед в 

борьбе за 

Числ

о

 старто

в в 

борьб

е з

а

 об

а

 трофе

я 

Гонщик 

Годы выступления 

в соревнованиях 

«Международ

­

ны

й

 трофей

» 

«Серебряны

й 

кубо

к

 л 

Числ

о

 старто

в в 

борьб

е з

а

 об

а

 трофе

я 

Ч. Когличек 

1947—1952 

М. Соучек 

1955—1957 

В. Станислав 

1936—1949 

1  — 

3. Белски 

1980—1984 

— 

Э. Чундерлик 

1980—1984 

— 

В. Яноуш 

1981—1984 

— 

Я. Новотны 

1947—1952 

— 

Я- Беднарж 

1947—1953 

— 

Я. Симандл 

1947—1948 

— 

М Едлнчка 

1967—1977 

И. Ясански 

1963—1974 

-

12 

М. Вытлачнл 

1964—1973 

— 

10 

П. Цигелка 

1969—1976 

— 

Й. Рабас 

1968—1974 

— 

Я. Каулер 

1973—1980 

— 

Й. Блага 

1948—1954 

— 

П. Валек 

1963—1977 

— 

14 

О. Хамер-

шмид 

1955—1963 

— 

А. Роучка 

1957—1965 

— 

А. Земен 

1958—1967 

— 

Ф Даребны 

1956—1962 

— 

С. Штастка 

1955—1959 

— 

Э. Марга 

1947—1953 

— 

Гонщик 

Годы выступления 

в соревиоваиннх 

Число 

побед в 

борьбе за 

Числ

о

 старто

в в 

борьб

е

 з

а

 об

а

 трофе

я 

Гонщик 

Годы выступления 

в соревиоваиннх 

«Международ

­

ны

й

 трофей

» 

«Серебряны

й 

кубок

» 

Числ

о

 старто

в в 

борьб

е

 з

а

 об

а

 трофе

я 

К. Машита 

1967—1979 

12 

Ф Мразек 

1967—1979 

— 

11 

Я. Пудил 

1952—1966 

— 

13 

3. Чешпива 

1964—1976 

— 

13 

Б. Роучка 

1954—1965 

— 

12 

Й. Фойтик 

1966—1974 

— 

П. Чемус 

1968—1974 

— 

Й. Цисарж 

1970—1979 

10 

3. Поланка 

1954—1965 

12 

С. Клнмт 

1953—1964 

— 

12 

В. Шедина 

1952—1962 

— 

И 

Я. Бржиза 

1965—1974 

С. Злох 

1975—1984 

10 

И. Стодулка 

1974—1978 

А. Матейка 

1955—1961 

Р. Дусил 

1934—1952 

— 

Й. Хованчнк 

1978—1983 

— 

И. Кубеш 

1949—1954 

— 

В. Штепаи 

1956—1964 

Д. Мнарка 

1961—1967 

И. Пошнк 

1976—1984 

Ф. Хеффер 

1959—1965 

И. Цисарж 

1978—1984 

77 

Ф. Боушка 

1959—1964 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

П Р А В И Л А 
Ш Е С Т И Д Н Е В Н Ы Х 
С О Р Е В Н О В А Н И Й , 
П Р О В О Д И М Ы Х ФИМ 

Одним из важных условий ус­

пеха в соревнованиях является-
хорошее знание их правил. 

Международная мотоциклетная 

федерация (ФИМ), как главный 
руководящий и контролирующий 

орган в мотоциклетном спорте, 
разрабатывает правила соревно­
ваний, проводимых по утвержден­
ному ею календарю. Эти правила 
предъявляют определенные требо­
вания к мотоциклам, на которых 
выступают спортсмены различных 

стран. Сборник правил соревно­
ваний, проводимых под эгидой 
ФИМ, выпускаемый под названи­

ем «Международные правила со­
ревнований ФИМ», ежегодно до­
полняется и уточняется на кон­
грессах ФИМ. Для каждого кон­
кретного соревнования или чем­

пионата разрабатывается специ­
альное приложение. Организато­
ры международных соревнований 
и их участники должны знать 
правила и приложение, а также 
правила и положения о сорев­
нованиях страны-организатора 

соревнований. 

В сборнике правил ФИМ сорев­

нований эндуро касаются три 
приложения. Технические требо­
вания описаны в приложении 01 
«Мотоциклы и их оборудование». 
Правила организации Между­
народных шестидневных соревно­
ваний помещены в приложении 

061 «Международные шестиднев­

ные мотоциклетные соревнова­
ния», правила организации чем­
пионатов Европы — в приложе­
нии 062 «Двухдневные эндуро — 

208 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

чемпионаты Европы».  Н и ж е при­

ведены извлечения из правил, 

утвержденных 1 января 1985 г. 

Технические требования 

М о т о ц и к л ы  д л я эндуро относят­

ся к категории 1-й группы  А 1 . 
Они должны отвечать условиям 

Венской конвенции 1968 г. и пра­

вилам ЕГК. 

В соответствии с этим обяза­

тельно оснащение мотоцикла дей­
ствующим фонарем тормоза и 
спидометром, а также другими 
устройствами, если они специаль­
но оговорены в технических тре­
бованиях. Диаметр стекла перед­
него фонаря не должен быть 

меньше 100 мм. Запрещено ис­
пользование титана для конструк­
ции рамы, передней вилки, маят­
никовой вилки, руля и осей ко­

лес. Запрещено также применять 
оси, отлитые из легких металлов. 

(Прочие данные см. в разделах 

0 1 1 . 2,  0 1 1 . 3,  0 1 2 и 061. 42 
«Международных правил сорев­
нований ФИМ», сокращенно 
МПС). 

Масса мотоцикла.

 Минималь­

ная масса спортивного мотоцикла 
определяется в зависимости от 

его класса: для мотоциклов клас­
са до 80 см

3

 она составляет 

93 кг, до 125 см

3

  — 9 8 кг,-  д о 

250 см

3

 — до 108 кг, до 500 см

3

 — 

112 кг и  с в ы ш е 500 см

3

 — 118 кг 

(рис. 135). 

В соответствии с этой мини­

мальной массой определяется на­
грузка на мотоцикл (раздел  0 1 1 . 
7  М П С ) . 

Пусковой механизм

  д л я мо­

тоциклов эидуро не обязателен 

(раздел 012. 2  М П С ) . 

Кожух цепной передачи.

 Если 

первичная цепная передача мо­
жет нанести травму, то для без­
опасности она должна быть за­
крыта кожухом (раздел 012. 3 
МПС). 

Выпускная труба

 и глушитель 

должны быть рассчитаны с уче­
том допустимого уровня шума. 

Конец выпускной трубы, имею­
щий минимальную длину 30 мм, 

должен быть горизонтальным и па­
раллельным центральной оси мо­
тоцикла. Поток отработавших га­
зов должен быть направлен назад 

(рис. 136). Конец выпускной тру­

бы не должен выступать за вер­

тикальную поперечную плоскость, 
проходящую через самую заднюю 
точку заднего колеса (раздел 
012. 4  М П С ) . 

Руль

 должен иметь следующие 

размеры: наименьшая ширина 

600 мм, наибольшая — 850 мм 

(раздел 012. 5  М П С ) . 

Рычаги управления,

 установ­

ленные на руле (для управле­

ния сцеплением, тормозом 
и т.  д . ) , должны иметь завер­
шение в виде шарика с минималь­
ным диаметром 19 мм, который 

образует с рычагом единое целое. 

Наибольшая длина рычага, из­

меряемая от цапфы до дальней 

от нее точки шарообразного за­
вершения, составляет 200 мм. 

Каждый рычаг (ручной или нож­
ной) должен быть смонтирован 

на отдельной цапфе (раздел 

012. 6  М П С ) . 

Управление потоком отработав­

ших газов

  д о л ж н о быть автома­

тическим, даже если гонщик убе­

рет руку с рычага (раздел 

012. 7  М П С ) . 

209 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 136. Установленные правилами размеры мотоцикла эндуро 

Подножки

 должны быть уста­

новлены на высоте не больше 50 
мм над прямой, соединяющей оси 

колес (при нормальной нагрузке 

мотоцикла), и перед вертикаль­
ной плоскостью, проведенной че­

рез ось заднего колеса. На крае 
педали должен бы'гь предусмот-

210 

Рис. 135. Взвешивание мотоцикла — составная часть технического осмотра 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

рен металлический упор, радиус 

изгиба которого должен быть не 
менее 8 мм (раздел 012. 8  М П С ) . 

Тормоза.

 Мотоцикл должен 

иметь не менее двух эффектив­
ных независимых друг от друга 

устройств торможения, по одному 

на каждое колесо (раздел 012. 9 

М П С ) . 

Грязевые щитки.

 Мотоцикл 

должен быть снабжен стандарт­

ными грязевыми щитками, кото­
рые выступают за пределы колеса 
с обеих сторон. Передний щиток 

должен закрывать колесо не ме­

нее чем на 100°,  з а д н и й — 1 2 0 ° . 

Угол  м е ж д у горизонтальной плос­
костью, проходящей через ось пе­
реднего колеса и линией, соединя­
ющей задний конец грязевого 
щитка и осью переднего колеса, 

должен быть не более 20°, когда 

гонщик находится на мотоцикле 

( р а з д е л 012. 10  М П С ) . 

Капотирование.

  Д л я мотоцик­

лов эндуро недопустимо никакое 
капотирование (раздел 012. 11 

М П С ) . 

Ободья и шины колес.

 До кон­

ца 1963 г. выбор шин и колес, 
применяемых в мотоциклах энду­

ро, никак не ограничивался при 
условии, что в течение соревно­
ваний используются шины лишь 
одного типа. Требовалось сохра­
нять размер и тип шин, но их 

заводы-изготовители могли быть 
разными. Не разрешалось изме­

нять профиль шины, не были раз­

решены шипы или иные устрой­
ства противоскольжения. 

С 1 января 1984 г. вошло в 

действие новое правило, опреде­
ляющее размеры шин заднего ко­

леса, выбор передних шин мо­

жет быть произвольным. Остается 
неизменным запрещение измене­
ния профиля шин, применение ме­

таллических шипов, цепей и дру­

гих устройств противоскольже­
ния. Недопустимы также шины с 

так называемым «тракторным» 

протектором. Определен способ 
измерения насыщенности рисунка 
протектора, который должен со­

ставлять менее 38 %. Все шины 
должны быть согласованы с феде­
рацией мотоциклетного спорта 
своей страны. ФИМ выдает номер, 
который должен быть зафиксиро­
ван на шине (раздел 012. 13. 
3

  М П С ) . 

Номерные таблички.

 Мотоцикл 

должен быть снабжен тремя но­

мерными табличками (размерами 
не менее  2 8 5 X 2 3 5 мм), поверх­
ность которых не должна быть 

искривлена более чем на 25 мм 
относительно плоскости. Одну из 
них устанавливают впереди, две 

другие — вертикально с обеих 
сторон мотоцикла. Вместо съем­

ных табличек номер может быть 
нанесен краской непосредственно 
на мотоцикле на поверхность та­

ких же размеров. 

Наименьшие размеры цифр: 

высота 140 мм, ширина 80 мм, 

толщина шрифта 25 мм, расстоя­

ние между цифрами 15 мм. Сво­

бодное пространство вокруг но­

мерной таблички должно быть 
шириной 5 см и не должно 

использоваться для рекламы. 
Цвет таблички желтый, цифры — 
черные. Боковые таблички долж­
ны быть размещены над горизон­

тальной плоскостью, проведенной 
через ось заднего колеса, а пе­

редняя их грань должна быть 

211 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..