Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 11

 

  Главная      Книги - Разные     Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - 1990 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

 

Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 11

 

 

Т а б л и ц а  2 6 

Распределение мотоциклов, представлен­

ных на шестидневных соревнованиях 

1983

 г., по классам 

Класс, см

Количество мотоциклов 

Число 

золотых 
медалей 

Класс, см

стартовало 

классифи-

ц и р о в а н о 

Число 

золотых 
медалей 

80 

125 

250 
500 

Свыше 500 

Всего 

15 

69 

162 

87 
27 

360 

34 

92 
56 

11 

199 





19 

Распределение мотоциклов, 

представленных на Международных 

шестидневных соревнованиях 1983 г., 

по маркам 

Марка, 

страна изготовитель 

Число  м о т о ц и к л о в 

Марка, 

страна изготовитель 

старто­

вало 

классифици­

ровано  ( % ) 

«Хускварна», Шве­

ция 
КТМ, Австрия 
«Ямаха», Япония 

«Ява», ЧССР 

«Хонда», Япония 
«Кавасаки», Япо­
ния 
СВМ, Италия 
«Пух», Австрия 

МЦ, ГДР 
«Майко», ФРГ 
«Симсон», ГДР 
«Алфер», Испания 
«Судзукн», Япония 
«Кагнва», Италия 
Остальные марки 

(три мотоцикла н 

менее) 
Всего 

125 

80 
26 
20 

15 

10 
10 







26 

360 

73(58) 
43(54) 

16(62) 
17(85) 
10(66) 

6(60) 
2(20) 
2(25) 
5(62) 
3(37) 

7(100) 

1(14) 

3 (50) 

2(50) 

9(35) 

199(55) 

атором протеста был Штрёссен-
ройтер, так как команда ФРГ 

еще не оправилась после умень­

шения ее численности, и он не 

хотел облегчения условий для со­
перников. 

Состав мотоциклетного парка 

Международных шестидневных 

соревнований 1983 г. приведен 

в табл. 26. 

«Мировой трофей» 58-х Между­

народных шестидневных соревно­

ваний с 4876,96 штрафными очка­
ми завоевала команда Швеции в со­

ставе П. Ханссона (на мотоцикле 
«Хускварна 125», 1146,12 очков), 
Т. Янссона («Хускварна 250», 

1973,43), П. Гронберга («Ямаха 

250», 442,08), С.-Э. Йонссона 

(«Хускварна 500», 175,48), Б. Линд-

бома («Хускварна 500», 893,33), 
Т. Густавссона («Хускварна» свы­
ше 500 см

3

, 246,52). Второй была 

команда ЧССР (13 402,93 очка), 

далее шли Франция (15 830,60), 

П Н Р (18 391,92), Великобритания 

(59 573,22), США (76037,57). 

«Серебряный кубок» завоевала 

команда Швеции с 5951,19 очка­
ми в составе: М. Якобссона 

(«Хускварна 250»), К. Карлссона 
(«Хускварна 250»), Б. Андерссо-

на («Хускварна 500»), Н.-Э. Цел-

ла («Ямаха» свыше 500  с м

3

) . 

Следующими были команды Ка­
нады (43220,11 очков, четыре 

гонщика), ЧССР (36946,38, три 
гонщика), Финляндии (38899,12), 
Великобритании (54 788,03), Ни­

дерландов (59 701,54) 

Среди клубных команд первой 

была АДАК 4 из ФРГ с 

12 116,97 очками; команда «Дук-

ла Прага» с 53 122,66 очками за­

няла десятое место. 

Среди заводских команд впере­

ди «Симсон 1» (ГДР) с 1677,72 
очками, на пятом месте «Ява 1» 

(ЧССР) с 4952,50 очками 
(табл. 27). 

Т а б л и ц а  2 7 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ПЕСЧАНЫЕ ТРАССЫ НИДЕРЛАНДОВ (1984 г.) 

Сезон 1984 г. начался с утвер­

ждения новых правил соревнова­
ний эндуро. ФИМ стремилась 
упростить судейство назначением 
определенного времени за опоз­

дание, уменьшением допустимого 

времени опоздания и введением 

скрытых скоростных участков. Но 
эти правила были сформулирова­
ны неоднозначно, и на очередном 
чемпионате Европы царила пол­
ная неразбериха *. Скоростные 

участки на маршруте по незнако­
мой местности иной раз бывали 
небезопасны и чаще всего давали 
преимущество команде страны-
организатора соревнований. 

Первый этап чемпионата, про­

ходивший во Франции с центром 
в г. Апт, был очень трудным. 

Наибольший интерес вызвали мо­

тоциклы класса 125 см

3

. Следую­

щий этап, старт которому был 

дан в Бергамо (Италия), оказал­
ся еще труднее — более  6 0 % из­
вестных европейских гонщиков 

этот этап не закончили. Серьез­
ные трудности организаторам со­
ревнований создал толстый слой 
снега в окрестностях Бергамо, 
который после сильного дождя, 
прошедшего перед самым стар­

том, превратился в слякоть. 

* Эти правила с учетом изменений, вне­

сенных 1 января 1985 г., подробно изложе­

ны в следующей главе книги. 

На двух этапах большой успех 

выпал на долю гонщиков  Г Д Р 
и Италии, команде ЧССР выр­
ваться вперед не удалось. К не­
привычно трудной трассе, по ко­

торой невозможно было идти на 
большой скорости, добавились 
еще заботы о мотоцикле. Кроме 
того, Последни и Злох заболели 
и не смогли выйти на старт. При­

шлось срочно менять состав 
команды, которая уже была под­

готовлена к предстоящим сорев­
нованиям. 

Следующий этап в Брезове мог 

бы позволить реабилитироваться 
команде ЧССР, но организаторы 
соревнований и плохая погода ус­

ложнили условия на всем пути 

(рис. ПО). Больше всего повезло 

Чундерлику, выступавшему на 
мотоцикле «Ява 250», который 
сумел победить в первый день, 
а во второй был четвертым. Ци-
сарж на «Яве 125» был соответ­

ственно на втором и третьем 
местах после двух этапов сорев­
нований. Остальные гонщики так­
же занимали призовые места. 

Огорчил словацких зрителей Хо-
ванчик, которому пришлось сойти 
с дистанции уже в первый день 
из-за выхода из строя двигателя 
на его мотоцикле «Ява 500». 

Следующие три этапа, прохо­

дившие в ПНР, Австрии и ФРГ, 

подтвердили, с одной стороны, 

165 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 110. Эти кадры свидетельствуют, что 

чемпионат Европы в Бржеве был нелегким 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

высокие скоростные способности 

гонщиков и мотоциклов команды 

ГДР и, с другой стороны, непод­

готовленность гонщиков ЧССР и 

определенные проблемы с мото­

циклами. 

Чемпионами Европы 1984 г. 

стали Мураглиа, Италия (мото­
цикл «Аккосато») в классе до 

80 см

3

; Хюблер,  Г Д Р (мотоцикл 

«Симсон») в классе до 125 см

3

Штурм,  Г Д Р (мотоцикл МЦ) в 

классе до 250 см

3

; Шеффлер, 

Г Д Р (мотоцикл МЦ) в классе до 

500 см

3

; Андреини, Италия (мо­

тоцикл «Хонда») в классе свыше 
500 см

 3

Из чехословацкой команды Ци-

167 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

сарж на «Яве 125» был только 

восьмым, Чундерлик на «Яве 

250»— шестым, Хованчик на «Яве 
500» — также шестым и Злох на 
мотоцикле «Ява» класса свыше 
500 см

 3

— седьмым. 

Тренировки на песке 

Шестидневные соревнования в 

Нидерландах на сплошном и 

вездесущем песке доставили мно­
го хлопот гонщикам, руководите­

лям команд и техникам. Песчаная 
трасса непривычна для них, опыт 
соревнований в таких условиях в 
большинстве случаев был нега­
тивным. Победы В. Валека в ни­
дерландском местечке Сэйдал на 

Рис. 111. Капитан чехословацкой нацио­
нальной команды И. Пошик с «Явой 500», 

оснащенной шинами фирмы «Барум», во 
время контрольной тренировки в Заборжи 

над Лабой перед шестидневными сорев­
нованиями 

чемпионате мира в 1963 г. в клас­
се 250 см

3

 уже были забыты. 

Однако помнились неудачи в со­
ревнованиях «Мотокросс наций» 
и во многих других гонках на ни­
дерландских песчаных трассах, 
проходивших в последние годы. 
Гонщики ЧССР отчаянно боро­

лись, преодолевая глубокие колеи 

и песчаные дюны, но им не до­
ставало легкости стиля езды ни­

дерландцев, бельгийцев, шведов 
или финнов. Очень хорошо за­
помнился песок, проникающий 
в двигатель, подшипники колес, 

даже в рычаги управления пода­
чей газа и выводящий их из 
строя. 

По возможности, была дорабо­

тана конструкция мотоциклов, но 
до идеального состояния было, 
однако, далеко. Подготовка чехо­
словацкой команды к этим сорев­
нованиям и контрольные трени­
ровки проводились на песчаной 

трассе, которую сумели отыскать 
в Заборже над Лабой недалеко от 

168 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Колина (рис. 111). Тренер 
М. Сайнер и руководитель коман­
ды П. Валек изучили маршруты 

шестидневок прошлых лет и при­

везли для сравнения несколько 
мешков настоящего нидерланд­

ского песка. Гонщики националь­
ной команды ЧССР после сорев­
нований в ФРГ имели возмож­
ность потренироваться на песча­
ных дорогах в Ассене, а гонщики 
команды, боровшейся за «Сереб­
ряный кубок», в Финляндии. 

Не меньшее внимание было 

уделено мотоциклам ВВЗ «Ява» 
Главными новшествами на мото­

циклах всех четырех классов бы­

ли усовершенствованные системы 
впуска и воздушные фильтры. 
Трехступенчатый фильтр надежно 
предотвращал попадание пыли 

и песка в двигатель. Воздух по­

ступал в двигатель через камеру, 
в которой собственно микро­
фильтр был охвачен фильтрую­
щим огнестойким материалом. 

Мотоциклы классов 250 и 

500 см

 3

 имели лучшие мощност-

ные характеристики на песчаной 
трассе. А в «Яве 500» был успеш­
но испытан поршень новой гео­
метрии и установлена усовершен­

ствованная гильза цилиндра, по­
зволившие устранить возможные 

деформации и обеспечить посто­

янство мощности. 

В ходовой части новой была 

конструкция передней вилки на 
мотоциклах классов 250 и 500 см

 3

Кроме того, на мотоциклах всех 

классов была усилена задняя ма­
ятниковая вилка. Для условий 

Нидерландов под двигателем бы­

ли закреплены полозья. 

Естественно, команды ЧССР 

шли только на «Явах». В нацио­
нальную команду (руководитель 

О. Хазак) были включены И. Ци-
сарж (класс 125  с м

3

) , В. Яноуш 

(250 см

3

), Э. Чундерлик (250 см

3

), 

Б. Последни (500 см

3

), И. По-

шик (500 см

3

) и С. Злох 

(560 см

3

). В команду, боровшую­

ся за «Серебряный кубок» (руко­
водитель П. Валек), вошли 

В. Кроупа (250 см

3

), 3. Белски 

(250 см

3

), В. Дупал (500 см

3

и М. Покорны (560 см

3

). 

В две клубные команды на двух 

мотоциклах класса 250 и одном 
класса 500 см

3

 были включены 

и молодые перспективные гонщи­
ки, доказавшие свою готовность 

защищать спортивную честь стра­
ны. 

Кто фаворит? 

Руководители команд тщатель­

но анализировали шансы сопер­
ников до начала соревнований 

в Ассене (рис. 112). 

Шведы для борьбы за высшие 

титулы выставили такой же со­
став, как и команды ЧССР, не 
включив в команду мотоциклы 
класса 80 см

3

. Национальные 

команды обеих стран включили 

один мотоцикл класса 125 см

3

по два — 250 и 500 см

3

 и один — 

свыше 500 см

3

. Команда шведов 

выступала исключительно на мо­
тоциклах «Хускварна», также как 
и команда США, которая после 

очень высоких прошлых достиже­
ний в мотокроссе возлагала на 
них большие надежды. 

Учитывая результаты чемпио­

ната Европы, фаворитами долж­
ны были бы стать гонщики ГДР, 

но в их составе отсутствовали мо­

тоциклы класса свыше 500 см

с четырехтактными двигателями. 

В условиях песчаной трассы Ни-

169 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 112. Открытие шестидневных соревнований проходило на хорошо оборудованном 
мотодроме в Ассене 

дсрландов они вынуждены были 

пересесть на мотоциклы класса 

80 см

3

. Таким образом, эта коман­

да имела один мотоцикл класса 
80 см

3

, один — 125 см

3

 и по 

два  — 2 5 0 и 500 см

3

 (рис. 113). 

Гонщики ФРГ имели мотоцик­

лы тех же классов, что и команды 
ЧССР и Швеции. После упадка 
фирмы «Цюндапп» им пришлось 
воспользоваться услугами авст­
рийской фирмы КТМ. 

Единственной национальной 

командой, имевшей в своем соста­
ве мотоциклы всех классов, была 
команда Италии. В ее составе 
прибыли известнейшие гонщики, 
выступившие на мотоциклах раз­

личных фирм: Ф. Мураглиа, чем­

пион Европы 1983 и 1984 гг.— на 
мотоцикле «Аккосато 80», Г. Брис-
сони, чемпион Европы 1978— 

1982 гг.— на «Хускварне 125», 

А. Маринони, чемпион Европы 

1979, 1980, 1983 гг.—на «Апри-

лии 125», Ф. Джуалди, чемпион 

Европы 1978 и 1979 гг.— на 
«Крамите 250», Л. Медардо на 

«Хускварне 250», Г. Андреини, 
чемпион Европы 1979, 1980, 1982, 

1984 гг.— на «Хонде 550 см

3

». 

Команда  П Н Р прибыла в пол­

ном составе (шесть гонщиков) на 

двух «Явах» и четырех «Симсо­

нах». 

Голландцы имели возможность 

170 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

полнее использовать выгоды до­
машних условий и опыт езды по 
песку. Впервые в истории Меж­

дународных шестидневных сорев­

нований национальная команда 
использовала только японские 
мотоциклы, в данном случае 
«Хонду» (рис. 114). Голландские 

гонщики, опытные в мотокроссе, 
во главе с Волсинком решили 

Рис. 113. Охлаждаемые воздухом головка 
цилиндра и сам цилиндр на мотоцикле 

эндуро МЦ выполнены как на дорож­
ном мотоцикле МЦ ЕТЗ 250. Интересно, 
что подвеска заднего колеса, в отличие 
от других конструкций с одним цент­
ральным амортизатором, осуществлена 
с помощью системы МЦ, то есть двумя 
параллельными амортизаторами, разме­
щенными за двигателем 

171 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

выиграть шестидневные соревно­

вания в скоростных и специаль­
ных гонках. Они выступили на 

двух мотоциклах класса 125 см

и двух свыше 500 см

3

, по одному 

классов 250 и 500 см

3

Р а з н о о б р а з и е двигателей 

Технических новинок на шести­

дневных соревнованиях в Ассене 
было немного, так как изготови­
тели мотоциклов не сочли эти со­

ревнования подходящими для ис­
пытания новых технических кон­

структивных решений. Основной 
тенденцией развития двигателей 

172 

Рис. 114. Мотоциклы «Хонда» гонщиков 
из Нидерландов имели двухтактные и 

четырехтактные двигатели 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

был в это время постепенный пе­

реход от воздушного охлаждения 
к водяному (рис. 115). Охлаж­

дающие радиаторы уже нашли 
свое место — перед цилиндром, 

под баком. Чаще всего они состо­
яли из двух частей, которые раз­
мещались по обе стороны перед­
ней трубы рамы. Во всех четырех 

низших классах использовались 
исключительно двухтактные дви­
гатели, чаще всего с лепестко­
выми клапанами. Но в мотоцик­

лах классов 80 и 125 см

3

 газо­

распределение иногда осуществ­

лялось золотником. Намного реже 

применялось газораспределение 
поршнем. 

Вспомогательное оборудование 

в последние годы совершенству­

ется только в деталях. В основ­
ном преобладает бесконтактное 
электронное зажигание, применя­
ются относительно сложные си­
стемы карбюраторов. Для коман­
ды Нидерландов специально были 

разработаны уплотнения глуши­

телей выпуска и впуска. К тому 

же требования к уровню шума 
сейчас выполнить легче. 

На соревнованиях в Ассене 

мало новинок было в конструкции 

трансмиссии. Удивительно, что на 

абсолютном большинстве мотоци­
клов отсутствовала полностью 

закрытая цепная передача. По­

этому в Нидерландах большое 
преимущество имели мотоциклы 

Рис. 115. Новинка среди мотоциклов «Хускварна» — мотоцикл класса свыше 500 см

3

 с 

четырехтактным двигателем, имеющим водяное охлаждение 

173 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 116. Если на мотоцикле эндуро цепь закрыта не полностью, то появля­

ются проблемы, связанные с ослаблением цепи при ходе колеса более 300 мм. 

Однако отсутствие кожуха цепи делает мотоцикл легче. Мотоцикл КТМ ха­
рактеризуется небольшим расстоянием между звездочкой и осью маятниковой 
вилки 

«Ява» и КТМ с полностью закры­
той цепью (рис. 116). 

В конструкции ходовой части 

полностью отразилась отмена пра­
вил 1982 г. об ограничении ам­
плитуды хода обоих колес. Посте­
пенно увеличилась ширина теле­

скопической вилки, изготовленной 
из труб большого диаметра. Ход 
колес вырос до 300 мм. Задняя 
маятниковая вилка стала подве­
шиваться на мощной пружине, 
что при благоприятных условиях 
позволило получить ход колеса 

до 350 мм. 

С кроссовых мотоциклов на 

мотоциклы эндуро перешли лег­
кие дисковые тормоза, в основном 

с гидравлическим приводом. 

Отдельно стоял вопрос о шинах. 

Задачей большинства руководи­

телей было «обуть» мотоциклы 

шинами с неглубоким протекто­

ром, более выгодными на дорогах 
пересеченной местности. В то вре­
мя ФИМ были рекомендованы 
шины с точно определенным ри­
сунком протектора. Для мото­
циклов эндуро можно было ис­
пользовать шины только такого 

типа, который был официально 
утвержден. 

Трудности были вызваны тем, 

что правила, касающиеся этих 
шин, вошли в силу не с 1 января, 
как это ранее предполагалось, 
а только с 1 октября 1984 г., то 
есть в день старта первого этапа 
шестидневных соревнований. Для 

этих соревнований были разреше­
ны шины марок «Барум», «Мет-

целер» и «Треллеборг». Они хо-

174 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

рошо зарекомендовали себя при 

езде по сухому песку, но на мок­
ром гонщики жаловались на 

плохое сцепление мелкого протек­

тора с грунтом. 

Тем не менее в этих соревно­

ваниях приняло участие рекорд­
ное число гонщиков — 414. Но 

здесь были слабо представлены 
мотоциклы классов 80 см

3

 и, что 

удивительно, 125 см

3

 (табл. 28). 

С другой стороны, песчаную трас­

су преодолели 73 мотоцикла с че­
тырехтактными двигателями. Из 
этой же таблицы хорошо видно, 
что японские мотоциклы, особен­
но «Хонда», становятся все более 
популярными. 

Немилосердные 

шестидневные гонки 

В дождь и холод был дан 

старт первого дня соревнований 
по времени В (рис. 117). Орга­
низация соревнований была хоро­
шая, однако размокшие указате­

ли на трассе приводили к частым 

опозданиям на пункты контроля 
времени и стали темой объединен­
ного заседания судейской колле­

гии, которая и аннулировала не­
справедливо записанные штраф­
ные очки. Окончательные выводы 
были сделаны по результатам 

специальных гонок. Здесь впереди 
оказалась команда Нидерландов 

(96, 72 очка). Следующими были 

Мотоциклы, представленные на Международных шестидневных соревнованиях 

в Ассене в 1984 г. 

* Здесь приведены данные о мотоциклах 15 марок. 

175 

Т а б л и ц а  2 8 

Марка 

Число стартовавших (финишировавших) мотоциклов по классам, см

Марка 

80 

125 

250 

500 

более 500 

Всего 

«Хускварна» 
«КТМ» 
«Хонда» 
«Ямаха» 
«Ява» 

«Каи Ам» 
«Симсон» 
МЦ 
«Пух-Фрнгерио» 
СВМ 
«Аккосато» 
«Кавасаки» 
«Монтеса» 
«Крам-Ит» 
«Судзуки» 
«Армстронг» 
«Алгрер» 
«Майко» 
Прочие* 

Всего 

4 (4) 

6 (4) 

1 (1) 

1 (1) 

4 (2) 

16 (12) 

18 (11) 

21 (11) 

8 (5) 

7 (4) 

1 (1) 

1  ( - ) 

4 (4) 

2

 (1) 

2 (1) 

1 (1) 

6 (5) 

71 (44) 

42 (30) 
55 (37) 

8 (4) 
8 (6) 
8 (6) 
6 (3) 

4 (4) 

1 (1) 

2 — 

4 (3) 

1 (1) 

3

 (2) 

4

 (4) 

3 (1) 

1 — 

3 (2) 

153 (104) 

49 (40) 

16 (11) 

9 ( 8) 

2

 (2) 

7 (7) 

3

 (3) 

1 — 

3 (2) 

5 (3) 

2

 (2) 

3

 (3) 

101 (81) 

19 (13) 

11 (8) 

18 (13) 
11 (8) 

2 (2) 
2

 (2) 

3

 (3) 

1 — 

4

 (2) 

2 (2) 

73 (53) 

128 (94) 
103 (67) 

43 (30) 
28 (20) 

18 (16) 

9 (5) 

8 (8) 

7 (7) 
7 (5) 
7

 (3) 

6 (4) 

6 (4) 

6 (4) 

5 (3) 

5 (5) 

4 (2) 
3 (1) 
3 (2) 

18 (14) 

414 (294) 

«Хускварна» 
«КТМ» 
«Хонда» 
«Ямаха» 
«Ява» 

«Каи Ам» 
«Симсон» 
МЦ 
«Пух-Фрнгерио» 
СВМ 
«Аккосато» 
«Кавасаки» 
«Монтеса» 
«Крам-Ит» 
«Судзуки» 
«Армстронг» 
«Алгрер» 
«Майко» 
Прочие* 

Всего 

4 (4) 

6 (4) 

1 (1) 

1 (1) 

4 (2) 

16 (12) 

18 (11) 

21 (11) 

8 (5) 

7 (4) 

1 (1) 

1  ( - ) 

4 (4) 

2

 (1) 

2 (1) 

1 (1) 

6 (5) 

71 (44) 

42 (30) 
55 (37) 

8 (4) 
8 (6) 
8 (6) 
6 (3) 

4 (4) 

1 (1) 

2 — 

4 (3) 

1 (1) 

3

 (2) 

4

 (4) 

3 (1) 

1 — 

3 (2) 

153 (104) 

49 (40) 

16 (11) 

9 ( 8) 

2

 (2) 

7 (7) 

3

 (3) 

1 — 

3 (2) 

5 (3) 

2

 (2) 

3

 (3) 

101 (81) 

19 (13) 

11 (8) 

18 (13) 
11 (8) 

2 (2) 
2

 (2) 

3

 (3) 

1 — 

4

 (2) 

2 (2) 

73 (53) 

128 (94) 
103 (67) 

43 (30) 
28 (20) 

18 (16) 

9 (5) 

8 (8) 

7 (7) 
7 (5) 
7

 (3) 

6 (4) 

6 (4) 

6 (4) 

5 (3) 

5 (5) 

4 (2) 
3 (1) 
3 (2) 

18 (14) 

414 (294) 

«Хускварна» 
«КТМ» 
«Хонда» 
«Ямаха» 
«Ява» 

«Каи Ам» 
«Симсон» 
МЦ 
«Пух-Фрнгерио» 
СВМ 
«Аккосато» 
«Кавасаки» 
«Монтеса» 
«Крам-Ит» 
«Судзуки» 
«Армстронг» 
«Алгрер» 
«Майко» 
Прочие* 

Всего 

4 (4) 

6 (4) 

1 (1) 

1 (1) 

4 (2) 

16 (12) 

18 (11) 

21 (11) 

8 (5) 

7 (4) 

1 (1) 

1  ( - ) 

4 (4) 

2

 (1) 

2 (1) 

1 (1) 

6 (5) 

71 (44) 

42 (30) 
55 (37) 

8 (4) 
8 (6) 
8 (6) 
6 (3) 

4 (4) 

1 (1) 

2 — 

4 (3) 

1 (1) 

3

 (2) 

4

 (4) 

3 (1) 

1 — 

3 (2) 

153 (104) 

49 (40) 

16 (11) 

9 ( 8) 

2

 (2) 

7 (7) 

3

 (3) 

1 — 

3 (2) 

5 (3) 

2

 (2) 

3

 (3) 

101 (81) 

19 (13) 

11 (8) 

18 (13) 
11 (8) 

2 (2) 
2

 (2) 

3

 (3) 

1 — 

4

 (2) 

2 (2) 

73 (53) 

128 (94) 
103 (67) 

43 (30) 
28 (20) 

18 (16) 

9 (5) 

8 (8) 

7 (7) 
7 (5) 
7

 (3) 

6 (4) 

6 (4) 

6 (4) 

5 (3) 

5 (5) 

4 (2) 
3 (1) 
3 (2) 

18 (14) 

414 (294) 

«Хускварна» 
«КТМ» 
«Хонда» 
«Ямаха» 
«Ява» 

«Каи Ам» 
«Симсон» 
МЦ 
«Пух-Фрнгерио» 
СВМ 
«Аккосато» 
«Кавасаки» 
«Монтеса» 
«Крам-Ит» 
«Судзуки» 
«Армстронг» 
«Алгрер» 
«Майко» 
Прочие* 

Всего 

4 (4) 

6 (4) 

1 (1) 

1 (1) 

4 (2) 

16 (12) 

18 (11) 

21 (11) 

8 (5) 

7 (4) 

1 (1) 

1  ( - ) 

4 (4) 

2

 (1) 

2 (1) 

1 (1) 

6 (5) 

71 (44) 

42 (30) 
55 (37) 

8 (4) 
8 (6) 
8 (6) 
6 (3) 

4 (4) 

1 (1) 

2 — 

4 (3) 

1 (1) 

3

 (2) 

4

 (4) 

3 (1) 

1 — 

3 (2) 

153 (104) 

49 (40) 

16 (11) 

9 ( 8) 

2

 (2) 

7 (7) 

3

 (3) 

1 — 

3 (2) 

5 (3) 

2

 (2) 

3

 (3) 

101 (81) 

19 (13) 

11 (8) 

18 (13) 
11 (8) 

2 (2) 
2

 (2) 

3

 (3) 

1 — 

4

 (2) 

2 (2) 

73 (53) 

128 (94) 
103 (67) 

43 (30) 
28 (20) 

18 (16) 

9 (5) 

8 (8) 

7 (7) 
7 (5) 
7

 (3) 

6 (4) 

6 (4) 

6 (4) 

5 (3) 

5 (5) 

4 (2) 
3 (1) 
3 (2) 

18 (14) 

414 (294) 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 117. Перед стартом первого этапа при плохой дождливой погоде. Под номером 154 

стартует капитан национальной команды Нидерландов Г. Волсник, под номером 155 — 
С. Злох. Около мотоциклов с четырехтактными двигателями всегда находятся техники, 
опасаясь за их старт. Справа стоит старший техник Ф. Боушка 

команды  Г Д Р (560,69) и Швеции 

(637,66). 

В борьбе за «Серебряный ку­

бок» нидерландский гонщик 
Дж. Ронд опоздал на 58 мин 
из-за ремонта цепной передачи, 
вследствие чего команде Нидер­

ландов оставалось бороться толь­

ко за «Мировой трофей». 

На втором этапе организаторы 

значительно упростили условия 
соревнований. Маршрут был про­
ложен по той же трассе и в том 

же направлении, что и в первый 

день. Было сохранено время В, 

которое отвечало тактике нацио­
нальной команды хозяев соревно 
ваний. Она лидировала, опережая 

команду  Г Д Р почти на тысячу 
очков. Команда ЧССР потеряла 
всякую надежду на победу из-за 

схода с дистанции Э. Чундерлика, 

в двигателе мотоцикла которого 

лопнул шатунный палец. 

На третий день гонщики коман­

ды Нидерландов опять демон­
стрируют великолепную езду на 
специальных участках маршрута. 
Однако у Д. Цийлстры во время 
специальной гонки лопнула цепь 
и местные техники не смогли ему 
помочь. Потеря целого часа ото­

двинула команду Нидерландов 

на пятое место после Швеции, 
ГДР,  П Н Р и ФРГ. 

Для гонщиков ЧССР следую-

176 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 118 Эффектный прыжок при скоростных испытаниях. На фото Финниган из Вели 

кобритании на мотоцикле «Ямаха» 

щий, четвертый, день соревнова­
ний начался весьма удачно, од­
нако завершился плохо. В. Яноуш 
после неполадок в двигателе его 

«Явы 250» утром сделал легкий 
ремонт, заменив подшипник ко­

ленчатого вала. Во второй поло­
вине дня надежды команды ЧССР 

получить «Серебряный кубок» 

упали до нуля: Белски вынужден 
был сойти с дистанции из-за по­

ломки подшипника коленчатого 

вала, который на маршруте заме­
нить не удалось, а Кроупа из-за 

заклинивания управления поте­
рял 59 мин. 

Гонщик Шалбер из команды 

ФРГ, боровшейся за «Мировой 

трофей», потерял 50 мин вслед­

ствие поломки. Опоздал к фини­

шу также швед Ханссон. Лидер­

ство захватили гонщики ГДР, 
нидерландская команда занимала 
четвертое место, имея разрыв 
более 600 штрафных очков. 

На пятый день гонщики коман­

ды Нидерландов опять выходят 
на первые места. Организаторы 
устанавливают скоростное время 
А, и хозяева соревнований выры­
ваются на второе место сразу 

за командой  Г Д Р Теперь разрыв 
резко сократился и стал равен 
300 очкам. После поломки в дви­
гателе одного из мотоциклов 
команда Швеции прекратила 

борьбу. Поляки перемещаются на 
третье место. 

177 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 119. Опытные гонщики, щадя мотоцикл, сокращают прыжки и после приземления 
тотчас же набирают ускорение. На фото член итальянской национальной команды 

Л. Медардо на мотоцикле «Хускварна» класса 250 см

В последний день, когда гонщи­

ки должны были под дождем 
пройти короткий 140-километро­
вый участок при времени А, зна­
чительно увеличилось число 
штрафных очков. Однако коман­

ды Нидерландов и  Г Д Р уверен­

но преодолели этот участок. 

Заключительная пятикруговая 

кроссовая гонка проходила 
в Норге. Первая неудача в коман­

де  Г Д Р — поломка мотоцикла у 
У. Вебера за 150 м до финиша. 

Но он все-таки дотянул до фи­
ниша и... расплакался. Потерял, 

однако, лишь 120 очков. 

Перед шестым решающим эта­

пом команда Нидерландов была 
еще второй. Для команды  Г Д Р 

большой неудачей было трагиче­
ское падение Шюцлера после 

прыжка в левом вираже, при этом 

он сломал ногу. Команда  Г Д Р от­
ступает на третье место за тор­
жествующими нидерландцами и 
поляками. 

Накал борьбы и условия сорев­

нований иллюстрируют рис. 118, 

119 и 120. 

Первой в борьбе за «Мировой 

трофей» была команда Нидерлан­
дов (3386,86 очков), второй — 
команда  П Н Р (4900,58), треть­
ей — ГДР (4947,41). Команда 

178 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЧССР занимала десятое место 
с 82 343,83 очками. 

«Серебряный кубок» завоевали 

спортсмены ГДР (2415,66), вто­

рыми были Нидерланды (4595,63) 
и Франция (6975,28). И здесь 
команда ЧССР была только 

десятой (56 832,19). 

Первой среди клубных команд 

Рис. 120. Пример «широкой безопасной 

трассы» на песчаной дороге Нидерландов 

стала команда Италии В (1291,74), 

второй — МСС Вихен 1, Нидер­

ланды (4942,83), третьей — СВС 

Прага, ЧССР (5104,48), шестой 
СВС Кошице, ЧССР (6327,29). 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..