Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 9

 

  Главная      Книги - Разные     Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - 1990 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

 

Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 9

 

 

чехословацкой команды, боров­

шейся за «Мировой трофей». 
Команда ФРГ теряет надежду 

на завоевание «Серебряного куб­
ка», за него продолжается борь­

ба между  к о м а н д а м и  Ч С С Р и 

ГДР. Распределение команд, бо­

ровшихся за «Мировой трофей»: 
ЧССР (1559,532 очка),  Г Д Р 

(2142,81); за «Серебряный ку­

бок»:  Г Д Р (1392,81), ЧССР 

(3102,54). 

Шестой день. На старт вышли 

только 102 гонщика. Дождь пре­

кратился, но трасса заболочена и 
очень трудна. Мотоциклам «Сим­

сон» команды ГДР, боровшейся 
за «Серебряный кубок», не хва 

тает мощности на такой трассе. 

Заключительные испытания про­

шли при солнечной погоде. 

Соревнования 1977 г. закончи­

лись со следующими результата­

ми. Всего из 313 стартовавших 
гонщиков было классифицирова­
но 94. 40 из них были награж­

дены золотыми медалями. Коман­
да ЧССР в составе Мразека, 

Стодулки, Злоха,  Ц и с а р ж а , Ма-
шиты и Томана завоевала «Ми­
ровой  т р о ф е й » с 1630,49 штраф­
ными очками. Второй была 

к о м а н д а  Г Д Р (2428,7), следую­
щими команды  Ф Р Г (46 717,54) 
и  С Ш А (98 905,75). «Серебряный 
кубок» также завоевала команда 
ЧССР (3161,09 очков) в составе 
Валека, Пошика, Едлички, Ци-
гелки, следующими были команды 
ГДР (3401,39),  П Н Р (50 933,07) 

и ФРГ (60 359,27). 

Классические или кроссовые? 

Мотоциклы, на которых высту­

пали гонщики на 52-х Междуна­
родных шестидневных соревнова­

ниях,  м о ж н о  р а з д е л и т ь на клас­
сические спортивные и кроссовые, 
незначительно модернизирован­
ные мотоциклы. 

Из всех  с т а р т о в а в ш и х мотоцик­

лов к первой группе можно от­

нести 54 мотоцикла «Ява», 13 
МЦ и 8 «Цюндапп». Во вто­
рой группе ведущими были мото­
циклы  К Т М (80 из всех старто­
вавших), далее идут мотоциклы 
«Хускварна», «Майко», «Судзу-
ки», «Ямаха», «Монтес» и неко­

торые другие. Нетребовательность 

к оборудованию мотоциклов мож­
но проиллюстрировать некоторы­
ми примерами технического ос­
мотра: 

ф а р у  н е в о з м о ж н о отрегулиро­

вать, она освещает только спор­

тивный номер или  о б л а к а ; 

стоп-сигнал может включаться 

лишь вручную при техническом 
осмотре; 

звуковой сигнал иногда пред­

ставляет собой звонок от вело­
сипеда; 

о п о з н а в а т е л ь н ы е знаки заменя­

ются фиктивной надписью на зад­
нем грязевом щитке. 

На соревнованиях в  П о в а ж с к а -

Бистрице обратили на себя вни­
мание две интересные техниче­

ские новинки. Первой был мото­
цикл «Хускварна 400 Аутоматик», 
не имеющий рычага сцепления 
и рычага переключения пере­

дач. Четырехступенчатая коробка 

передач автоматически переклю­
чается в зависимости от частоты 
вращения двигателя, и гонщик 
может не отвлекаться от управле­
ния мотоциклом. Переключение 
не всегда, однако, производилось 
в нужный момент. Для пуска 

двигателя предусмотрен специ-

132 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис.

 93.

 Двигатель мотоцикла «Ява-Татран», изготовленный на заводе в Поважске-

Бистрице, имел газораспределение вращающимся золотником 

альный небольшой рычаг с фик­

сатором, переключаемым автома­
тической коробкой передач. 

Другой новинкой стал мото­

цикл «Ява» с одноцилиндровым 

двухтактным двигателем рабочим 
объемом 511 см

3

 и мощностью 

27 кВт при частоте вращения 
6250 мин"

1

. Мотоцикл имел мас­

су лишь 116 кг. Его недостат­
ками были сложности при пуске 

двигателя, плохая управляемость 

мотоцикла на пересеченной мест­
ности и, частично, вибрации (рис. 

93 и 94). 

Использование в шведской на­

циональной команде мотоциклов 
«Хускварна Аутоматик» закончи­

лось полным крахом. А мотоцикл 

«Ява 511» способствовал победе 
чехословацкой команды. 

Комментарии к

 соревнованиям 

Т. Магнуссон, известный гон­

щик из команды Швеции, бо­
ровшейся за «Мировой трофей», 
на соревнованиях в Поважске-
Бистрице возглавлявший между­

народную судейскую коллегию: 
«Я думаю, что трудно лучше ор­
ганизовать шестидневные мото­
циклетные соревнования». 

Журнал «Моторрад», ФРГ: 

«Фаворит, команда Италии, полу­
чила 300 штрафных очков за 
использование чужого инструмен­

та на рабочей площадке. Был по-

133 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 94. Мотоцикл «Ява 551» с одноцилиндровым двигателем. Одноцилиндровый двигатель 

с рабочим объемом свыше 500 см

3

 — это целая история народного предприятия «Ява» 

дан протест, поскольку Петрогал-

ли использовал по недосмотру 

монтировку другого гонщика. 
Представитель, обслуживающий 
рабочую площадку, однако, за­

свидетельствовал, что член груп­

пы сопровождения просунул ее 
ногой. Тогда судейская коллегия 
приняла строгое решение, в со­

ответствии с которым Петрогал-
ли был снят с соревнований за 

ремонт мотоцикла на трассе. Ре­
акция команды Италии на это бы­

ла бурной...» 

Журнал «Соло Мото», Испа­

ния: «Пятый день шестидневных 
соревнований в Поважска-Би-
стрице войдет в историю как на­
иболее трудный за всю историю 
соревнований». 

Журнал «Мото Ревю», Фран­

ция: «Все чехословацкие гонщики 

хорошо известны, в представле­
нии не нуждаются. Это Машита, 

Стодулка, Злох и другие». 

Журнал «Мотоцикл», Велико­

британия: «Шестидневные сорев­
нования 1977 г. были для Ве­

ликобритании отчаянным пораже­

нием — ни одной золотой меда­

ли!» 

Плохая организация 

Международных 
шестидневных мотоциклетных 

соревнований в Швеции 

Минимальная поддержка пра­

вительственных организаций и в 

связи с этим недостаток финан­
совых средств — вот главные про­
блемы шестидневных соревнова­
ний 1978 г., проходивших в Шве­
ции. Виды прекрасных лесистых 

134 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

холмов, открывавшиеся на про­
тяжении всей трассы соревнова­

ний, не смогли компенсировать 

участникам дорогостоящие быто­
вые услуги, а также чрезмерно 
высокие цены в закусочных и бу­
фетах в центре проведения со­
ревнований. 

Было бы необъективно не оце­

нить энтузиазм горстки самоот­
верженных организаторов и их 
стремление обеспечить справед­

ливость результатов соревнова­

ний. 

После чемпионата Европы фа­

воритами считались не прошло­
годние владельцы титулов, а гон­
щики Италии на мотоциклах 
СВМ и «Сахс» и спортсмены ФРГ 
на мотоциклах «Цюндапп». 

Трасса соревнований, включав­

шая равнинные и холмистые 

участки, перемежавшиеся песча­
ными отрезками, стала суровой 

проверкой для мотоциклов и тон­

иков. Здесь решался вопрос о 

надежности мотоциклов и выно­

сливости мотоциклистов. Команда 
ФРГ, боровшаяся за «Мировой 
трофей» и «Серебряный кубок», 
столкнулась с неожиданными по­

ломками цепи вторичной переда­
чи на своих двух мотоциклах. 

Гонщику Гагни из национальной 
команды Италии пришлось пово­

зиться с ремонтом системы бес­

контактного зажигания. 

Ажиотаж в ход соревнований 

внесли последний этап и заклю­

чительные испытания, проходив­

шие под дождем, но их резуль­

таты в конце концов были ан­

нулированы. 

Победы одержали команды 

ЧССР в борьбе за «Мировой тро­
фей» и Италии за «Серебряный 
кубок». 

Команду ЧССР представляли 

гонщики Мразек, Стодулка, Злох, 
Пошик, Машита и Хованчик. 

Наиболее интересной техниче­

ской новинкой стали пневматиче­
ские амортизаторы задней подвес­
ки мотоцикла «Сахс-Гидрокросс», 
которые были также установлены 
на всех мотоциклах «Ява». Вме­
сто обычных стальных пружин в 
них использовался сжатый воз­

дух. 

Рекламой для фирмы «Сахс» 

стали действия гонщика Штефла 
из команды ЧССР, у которого 
при падении на третьем этапе 
вышел из строя левый амортиза­

тор. Тогда он просто подкачал 

насосом правый амортизатор, по­
высив в нем давление с 800 

до 1400 кПа, и успешно закон­
чил этап. 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

РАЗРЕШЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ 

(1979—1982 гг.) 

Новое в правилах 

После ряда консультаций и со­

вещаний осенний конгресс ФИМ, 
проходивший в 1978 г. в Познани, 
внес коренные изменения в пра­
вила проведения Международных 
шестидневных мотоциклетных со­
ревнований и чемпионатов Евро­
пы, главным из которых было 
разрешение использовать по­
стороннюю помощь. 

С 1 января 1979 г. маркиров­

ка и пломбирование деталей мо­

тоциклов при их техническом ос­

мотре были отменены. С этого 
времени краской маркируются 

лишь табличка для стартового 

номера, втулки колес, картер дви­
гателя и рама мотоцикла. За­

мена любой из этих деталей вле­
чет снятие'с соревнований. 

Все остальные элементы мото­

цикла гонщик может заменять на 
специально организованной рабо­
чей площадке и на всех пунк­

тах контроля времени. Он имеет 

право воспользоваться даже не­
которыми инструментами, но с 
мотоциклом он должен работать 

сам. 

Кроме того, для зачета в каж­

дом классе теперь стало не­
обходимым выступление не менее 

10 гонщиков. 

Команда Италии после 48 лет 

Активное наступление команды 

Италии определило результаты 

136 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

чемпионата Европы: в шести из 
девяти классов победили итальян­

цы. Команда ФРГ победила в 

классах 100 и 750 см

3

, в клас­

се до 75 см

3

 выиграл гонщик 

команды  П Н Р Ольшевски на мо­

тоцикле «Симсон 75». Гонщики 
ЧССР в этот раз не завоевали 
призовых мест. 

Организаторами 54-х Между­

народных шестидневных соревно­
ваний была национальная феде­
рация ФРГ. Центром соревнова­
ний, проходивших с 10 по 15 

сентября 1979 г., стал Нойнкир-
хен. Все было на высоком уров­
не, но при всем желании на 
армейской тренировочной пло­

щадке нельзя было повторить 

атмосферу Гармиш-Партенкирхе-
на. 

В табл. 22 отражено измене­

ние положения гонщиков трех 

лучших национальных команд в 
ходе соревнований. 

Следует обратить внимание, 

что команды Италии, ФРГ и 
ЧССР непосредственно встре­
чались только в классе 500 см и 
именно здесь гонщики ФРГ поте­
ряли надежду на победу. В клас­

се до 100 см

3

 выступал гонщик 

Гау, показав первоначально че­
ресчур большую скорость. Одна­

ко опытный руководитель Мес-
снер порекомендовал ему сменить 

тактику. А после первых двух 

этапов Гау сообщил о потере 
контрольной карты, дважды по­

лучив по 10 штрафных очков. 

В результате его надежды на по­

беду с мотоциклом «Цюндапп» 
были сведены на нет. 

Соревнования за «Серебряный 

кубок» пытались возглавлять гон­
щики ФРГ на мотоциклах КТМ. 

Однако их шансы вскоре упали 

из-за ремонта системы зажигания 
гонщиком Штрёссенройтером, что 
повлекло за собой потерю вре­
мени. Борьба за «Серебряный ку­
бок» вскоре разгорелась между 
командами ЧССР и ГДР, пока 
гонщики ЧССР на «Явах» в за­
ключительных испытаниях не лик­
видировали отрыв от команды 
Г Д Р более чем на 60 очков. 

Таким образом, в борьбе за 

«Серебряный кубок» победила 
команда ЧССР с 654,5 штраф­
ными очками. Ее представляли 
Цисарж («Ява 175»), Кмоштак 

(«Ява 350»), Рункас («Ява 350») 

и Каулер («Ява 500»). Следу­
ющими стали команда ГДР с 
687,1 штрафными очками, имев­
шая в своем составе один мото­
цикл класса 75 см

3

, два 100 см

и один 350 см

3

, и ФРГ с 1377,8 

штрафными очками и мотоцик­

лами классов 125, 175, 250 и 

350 см

3

Двухтактный одноцилиндровый 

двигатель класса свыше 750 см

Помимо соперничества гонщи­

ков Италии, ФРГ и ЧССР, а 
персонально Виттхёфта на мото­
цикле БМВ и Хааса на «Май-
ко», чемпионат Европы 1980 г. 

был отмечен также техническими 
сюрпризами в классах выше 
750 см

3

 (рис. 95). 

Новшеством в ряду мотоциклов 

«Ява» стала «Ява 175» с газо­
распределением впуска вращаю­
щимся золотником. В этом клас­
се было отмечено наибольшее 

увеличение мощности. Легкий 
вращающийся золотник размеща­
ется непосредственно на колен­
чатом валу, что представляет со­
бой новое конструктивное реше-

137 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Т а б л и ц а  2 2 

Штрафные очки гонщиков трех лучших команд соревнований 1979 г. 

Страна, гонщик, 

мотоцикл 

День соревнований 

Всего 

Страна, гонщик, 

мотоцикл 

первый 

второй 

третий 

четвертый 

пятый 

шестой 

Всего 

Италия 

Г. Бриссони, 
СВМ 350 
Э. Андриолетте, 
КТМ 250, 
Г. Андреини, 
СВМ 500 
A. Тайокки, 
КТМ 350 
Г. Кроки, 
КТМ 500 
Ф. Джуалди, 
СВМ 250 

Очки за этап 
Всего 

ФРГ 

Э. Шмидер, 
«Цюндапп 100» 
Э. Гау, 
«Цюндапп 100» 
И. Гриссе, 
«Цюндапп 100» 
Б. Кройц, 

«Цюндапп 100» 
B. Шульц, 
«Майко 500» 
Г. Бюсе, 
«Майко 750» 

Очки за этап 
Всего 

ЧССР 

К- Машита, 
«Ява 750» 

C. Злох, 
«Ява 500» 
М. Покорны, 
«Ява 500» 
Й. Цисарж, 
«Ява 350» 
Й. Хованчик, 

«Ява 350» 
Ф. Мразек, 
«Ява 250» 

Очки за этап 
Всего 

0,0 

0,0 

3,0 

16.2 

16,5 

14,8 

50,5 
50,5 

11,1 

0,0 

2,9 

1,2 

23,2 

0,0 

38,4 

38,4 

30,1 

8,1 

8,5 

88,5 

2,8 

28,6 

166,6 
166.6 

5,5 

6,0 

0,0 

5,5 

10,7 

7,4 

35,1 
85,6 

8,9 

0,0 

1.5 

2,4 

8,4 

9,6 

30,8 
69,2 

10,7 

10,2 

7,4 

37,9 

0,0 

23,8 
90,0 

256,6 

10,3 

2,9 

11,4 

7,2 

0,0 

0,0 

31,8 

117,4 

34,5 

7,0 

12,7 

5,9 

21,5 

45,3 

126,9 
196,1 

5,4 

1,8 

16,1 

42,8 

69,8 

23,7 

159,6 

416,2 

12,6 

11,9 

3,8 

13,1 

0,0 

24,9 
66,3 

183,7 

18.5 

7,7 

2,1 

5,8 

25,7 

19,5 

79,3 

275,4 

9,8 

4,0 

14,7 

49,7 

7,5 

22,5 

108,2 

524,4 

14,6 

14,3 

0,0 

0,0 

8,5 

5,1 

42,5 

226.2 

46,4 

0,0 

7,6 

5,3 

17,8 

0,0 

77,1 

352,5 

9,2 

14,0 

49,1 

57,7 

15,8 

25,0 

170,8 

695,2 

0,0 

53,4 

4,3 

0,9 

40.3 

18,7 

117,6 

343,8 

25,2 

0,0 

0,9 

0,0 

28,6 

0,0 

54,7 

407,2 

16,9 

26,9 

57,1 

53,4 

25,5 

24,3 

204,1 
899,3 

43.0 

88,5 

22,5 

42,9 

76,0 

70,9 

343,8 

144,6 

14,7 

27,7 

20,6 

125,2 

74,4 

407,2 

82,1 

65,0 

152,9 

330,0 

121,4 

147,9 

899,3 

138 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ние. Золотник размещен со сто­

роны зажигания, его окно нахо­
дится на одном уровне с впус­
кным окном и якорными пласти­
нами статора системы зажигания. 
За счет этого укорочен впускной 
канал, следовательно, карбюра­

тор может быть размещен более 

рационально. 

Следующие чемпионаты Европы 

потеряли свой традиционный ха­
рактер, так как каждый день со­
ревнований стал оцениваться от­

дельно. Новое положение впол­
не соответствовало намерениям 

темпераментных итальянцев, ко­
торые к чемпионату 1980 г. про­

явили большой интерес. Полная 

финансовая поддержка изготови­

телей и торговых фирм позво­

лила руководящим и сопровожда­

ющим команду лицам прибыть на 

соревнования в  П Н Р на специ­

альном самолете. 

Вопреки стихии 

Организацию Международных 

шестидневных мотоциклетных 

соревнований, проходивших в 

1980 г. в центре Франции с базой 

в Бриуде, в целом можно оценить 
как хорошую. Они не были лег­
кими, напротив — технически до­

статочно сложными. 

Старту предшествовала драма, 

Рис. 95. На чемпионате Европы привлекали внимание наиболее мощные мотоциклы 

139 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

случившаяся совсем рядом с ме­

стом проведения соревнований. 

Короткий, но сильный дождь не­

ожиданно размыл плотины на 
реке Алье. Эта катастрофа, жерт­
вами которой стали несколько че­
ловек, грозила распространиться 
и на Бриуд. Специалисты пре­
дупредили, что если уровень воды 
поднимется до отметки 20 см, то 
стоянки спортивных мотоциклов 
будут затоплены. Полицейское 

управление сообщило руководите­
лям соревнований, что из-за сло­
жившейся ситуации оно не 
сможет обеспечить соревно­

вания ни полицейскими, ни по­

жарными. 

Судейская коллегия после дли­

тельного заседания приняла ре­

шение дать старт первому этапу 
и после специальных испытаний 
на ускорение закончить соревно­
вания. Это можно было осу­
ществить и без помощи полиции. 

Прогнозы оказались слишком 

пессимистическими, вода быстро 
отступила, соревнования были от­
крыты при прекрасной солнечной 

погоде. 

Однако соревнования проходи­

ли в общем в трудных усло­

виях, даже когда гонщики шли 
и не по самым сложным участ­
кам. Из рекордного числа старто­
вавших, 431 человек, соревнова­
ния закончили 216. Наихудшие 

результаты были в низших клас­
сах. В пунктах контроля не хва­

тало времени на приведение мо­
тоциклов в порядок. Мотоциклы 
с двигателями малых рабочих 
объемов мчались постоянно на 
полной мощности. 

Наиболее трудным стал третий 

день, когда термометр показывал 
30 ° жары, солнце палило не­

щадно и пыль образовывала ог­
ромные облака. На этом этапе 
несколько задержались гонщики 
команд ФРГ и ГДР, борьбу за 
победу продолжали команды 
Италии и ЧССР. На четвертый 

день организаторы назначили 

время В, но удача все же сыграла 
свою роль. 

В специальных испытаниях 

итальянцы были недосягаемыми. 
Их триумф не получился полным 

только из-за поломки системы за­

жигания на мотоцикле «Фантик 

125» гонщика Джуалди из коман­

ды, боровшейся за «Серебряный 

кубок». Гонщиком номер один 

стал Тайокки, который при силь­

ной конкуренции в классе 350 см

получил всего 7,5 очка: в первый 

день 1,2, в последний 6,3 очка. 
Остальные дни он прошел без 
единого штрафного очка. 

В итоге призовые места в ше­

стидневных соревнованиях 1980 г. 
распределились следующим обра­
зом. «Мировой трофей» завоевала 
команда Италии (424,4 штраф­
ных очков), следующими были 
команды Чехословакии (1140,79) 
и Швеции (5471,03). «Серебря­
ный кубок» получила команда 
ФРГ (1825,08 штрафных очков), 

за ней идут команды Швеции 

(1986,52) и Чехословакии 
(3378,18). 

Соревнования в Италии 

Конгресс ФИМ, проходивший 

на острове Мальта, ограничил 
число участвующих в соревнова­
ниях классов мотоциклов. Начи­
ная с 1981 г. в Международных 
шестидневных соревнованиях раз­

решено было участвовать мото­
циклам классов до 80, 125, 175, 

140 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

250 и 500 см

3

, а также 500 см

3

 с 

четырехтактным двигателем. Это 
решение было откликом на разви­

тие мотоциклов класса до 80 см

и давало «зеленую улицу» ставшим 
популярными мотоциклам класса 

свыше 500 см

3

 с четырехтактными 

двигателями японского производ­
ства. Отсутствие в этом перечне 
класса 350 см

3

 было для ЧССР 

большей потерей, так как мото­

циклы «Ява 350» уже много лет 

являлись грозным оружием в 
спортивной борьбе команды ЧССР. 
В дальнейшие планы ФИМ входи­

ло запрещение с 1983 г. участия 

в соревнованиях и мотоциклов 
класса 175 см

3

Для выравнивания условий со­

ревнований после длительных 

дискуссий было принято решение 
о минимальной массе мотоцик­

лов и ограничении хода амор­
тизаторов обоих колес (до 250 мм). 

Однако эти решения входили в 
силу лишь с 1 января 1982 г. 
А в 1981 г. обязательным стало 

уменьшение уровня шума на 2 де­

цибела — до 98 дБ (А). 

Как одну из наиболее интерес­

ных в сезоне 1981 г. можно от­
метить техническую новинку 
предприятия ВВЗ «Ява». В новом 

двигателе мотоцикла «Ява 250» 
были устранены недостатки клас­
сических двигателей для спортив­

ных мотоциклов, в которых впуск 

осуществлялся посредством золот­
ника. Его функции здесь выполня­
ет пластинка, перемещающаяся 
возвратно-поступательно и разме­

щенная за цилиндром под углом 

30° к оси цилиндра. Привод пла­
стинки осуществляется легким до­
полнительным шатуном, связан­

ным с шатуном поршня (рис. 96 
и 97). Однако этот двигатель не 

оправдал себя в мотоциклах 
эндуро из-за своей сложности. 

Международные шестидневные 

соревнования, проходившие на 
острове Эльба, вызвали неприят­

ные воспоминания о Камерино и 
Сан-Пеллегрино. Ведь на малень­
ком острове итальянская неразбе­
риха была бы совсем уж некста­

ти. 

И как же приятно были удив­

лены приехавшие на Эльбу участ­

ники прекрасной теплой погодой в 
начале октября, заполненными 
пляжами, очень хорошими и недо­
рогими бытовыми условиями, а 

также хорошей, в итальянском 

понимании, организацией сорев­
нований. 

Итальянские гонщики замеча­

тельно себя чувствовали на ка­

менистых трудных трассах остро­
ва, здесь у них не было достой­
ных конкурентов. Однако в реша­
ющих заключительных гонках по­

беда итальянской команде доста­
валась очень нелегко. В конце 
концов они выиграли «Мировой 

трофей» с 698,29 штрафными оч­

ками. Второй была команда ФРГ 

с 853,44, третьей — команда  Г Д Р 
с 1957,89 штрафными очками. На 

пути итальянцев к победе за 
«Серебряный кубок» чуть было 
не встали гонщики ГДР, пред­

ложившие интересную тактиче­

скую борьбу. Но поломка лепест­
ка во впускном клапане в двига­

теле мотоцикла МЦ 250 подвела 

команду  Г Д Р и вывела вперед 
итальянцев. Они победили с 
534,45 штрафными очками. Сле­

дующими были команды ФРГ 

(950,57) и ЧССР (1120,17 очков). 

Всего в соревнованиях 1981 г. 

стартовало 317 гонщиков, из них 
в классе 80  с м

3

— 2 0 (не дошли 

1 4 1 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 96. «Ява 250» с газораспределением 
перемещающимся золотником 

Рис.  9 7 . В новом способе газораспреде­

ления мотоцикла «Ява» запатентован не 
только золотник

 3,

 управляемый шату­

ном

 4

,

 но и регулятор

 1

, который может 

перемещать промежуточную втулку

 2

 и 

изменять распределение в зависимости от 
частоты вращения 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

до  ф и н и ш а  3 ) , в классе 125  с м

3

— 

55  ( 7 ) , в классе 175 — 53  ( 1 ) , 

в классе 250 см

 3

— 86  ( 7 ) , в клас­

се 500  с м

3

— 9 0  ( 4 ) , в классах 

свыше 500  с м

3

— 1 3 (7). Таким 

образом, не закончили дистанцию 
всего 29 гонщиков. 

Успехи итальянских гонщиков 

Из шести призовых мест чемпи­

оната Европы три завоевали 
итальянские гонщики. И ни один 
из них не выступал на мотоцик­

лах итальянского производства! 

Победы  и т а л ь я н ц е в в предыду­

щем сезоне способствовали повы­
шению притока валюты из-за гра­
ницы и вполне себя оправдали. 
В самом низком классе выиграл 
П. Гагни на мотоцикле «Цюн­

дапп», из десяти дней соревнова­

ний победив в девяти (рис.  9 8 ) . 
В классе 250 см

3

 непревзойден­

ным был Г. Бриссони на мотоцик­

ле «Хускварна». А известный гон­

щик Гритти на мотоцикле СВМ 

завоевал только девятое место. 

В классе 500 см

 3

 победил Андре-

ини на мотоцикле «Майко», опе­
редив на 16 очков Шефлера 
из команды  Г Д Р на мотоцикле 
МЦ. 

Три призовых места достались 

гонщикам из ФРГ: в классе 

125  с м

3

 победил Штрёссенройтер 

на мотоцикле КТМ, в классе 

175  с м

3

— К р о й ц на мотоцикле 

«Цюндапп» и в классе выше 

500  с м

3

— Гау на мотоцикле 

«Ямаха». 

Выступление гонщиков ЧССР 

принесло сплошные разочарова­
ния, так как только 3. Белски 
в классе 175  с м

3

  з а в о е в а л сере­

бряную медаль. Утешением было 
также почетное четвертое место. 

Й. Цисаржа, выступавшего на 

новом мотоцикле «Ява 125» с 

двигателем, в котором впуск осу­

ществляется золотником. 

Драматическая победа 

Организаторы Международных 

шестидневных соревнований 

1982 г. в Поважска-Бистрице 

выполнили свое обещание: 57-е 
мотоциклетные соревнования не 
стали экскурсионной поездкой по 
стране, которую разнообразили 

бы только скоростные участки. 

Руководство соревнований 

стремилось восстановить тради­
ционно сложные классические со­
ревнования. Но предписания 
ФИМ о разрешении использова­
ния посторонней помощи и хоро­
шая погода не способствовали 
реализации их устремлений. 
Вспомним прекрасное солнечное 

лето и осень, каких не было 
с 1947 г., когда даже некоторые 
болотистые опасные места высох­

ли до дна. 

В первый день на старт вышли 

307 гонщиков. При солнечной по­
годе на всех пунктах контроля 
при времени В набежало не более 
5 мин, а 36 гонщиков выбыли 
из соревнований. Во второй и тре­

тий дни ситуация повторилась: 

прекрасная погода, время В, 

трудная трасса и снова 13 и 

16 гонщиков сошли с дистан­

ции. 

На четвертый день прошла, 

наконец, сильная, но короткая 
гроза. Ожидали хорошую погоду, 

было назначено даже время С, 

но несмотря на это вышли из 

борьбы 66 гонщиков. Время С ис­
пользовалось и в пятницу, при пе­
ременной облачности. А в суббо-

143 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 98. Чемпион Европы 1982 г. Гагни на мотоцикле «Цюндапп» 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ту опять солнце. Но теперь уже 

сказалась усталость гонщиков, и 
из 307 стартовавших было квали­
фицировано только 119. 

Итальянская команда переста­

ла лидировать уже в первый день 
соревнований. У гонщика Тойокки 

вышел из строя четырехтактный 

двигатель на мотоцикле КТМ: 

из-за потери пробки масляного 
бачка у него вытекло все масло. 
Гонщик Лёммель из националь­
ной команды  Г Д Р получил трав­
му и также должен был сойти 

с трассы. Гау из команды ФРГ, 
выступавший на мотоцикле «Яма-
ха» с четырехтактным двигате­

лем, получил штрафные очки, чем 

усугубил положение своей коман­
ды. Неожиданно развернулась 

борьба за «Мировой трофей» 

между командами Швеции и 

ЧССР, у которых также были 
сложности с мотоциклами. 

Заключительные гонки прохо­

дили драматично. Из команды 
ФРГ выбыли Гау и Кройц, коман­
да Швеции также потеряла двух 
гонщиков. В команде ЧССР гон­
щик 3. Белски вышел из борьбы 
из-за отказа двигателя вслед­
ствие проникновения газа из вы­
пускного патрубка во впускной 
канал. В результате «Серебряный 
кубок» завоевали гонщики ГДР 

(рис. 99). 

Обращает на себя внимание 

необычайно большое число 
штрафных очков, полученных ко­
мандами. 

Рис. 99. И «Симсон» команды ГДР, и гонщики были в прекрасной форме на соревно­
ваниях в 1982 г 

145 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В борьбе за «Мировой трофей» 

первой была команда ЧССР 
с 35 352,22, второй — США с 

43 023,83, третьей — Франции с 
59612,2 штрафными очками. За 
команду ЧССР выступали П. Цн-
сарж на мотоцикле «Ява 125», 

3. Белски  — « Я в а 175», В. Яно-

уш — «Ява 175», Е. Чундерлик — 
«Ява 250», С. Злох — «Ява 500» 
и Й. Хованчик — «Ява 500» 

(рис. 100). 

«Серебряный кубок» завоевала 

команда  Г Д Р с 2947,7 штрафны­
ми очками, на втором месте была 
команда Финляндии — 8358,99 оч­
ков, на третьем — ЧССР с 

46898,97 очками. 

Мотоциклы 
начала восьмидесятых 

Состав мотоциклетного парка 

на Международных шестиднев­
ных соревнованиях в 1982 г. ха­
рактеризовался как обычно по­

давляющим преобладанием ма­

шин с двухтактным двигателем 

(табл. 23). 

По классам мотоциклы распре­

делялись следующим образом: 
в классе 80

 см

3

16  ( 5 % ) , 

125  с м

3

— 5 1  ( 1 7 % ) , 175  с м

5

— 

35 (11%), 250  с м

3

— 102  ( 3 3 % ) ; 

500  с м

3

— 8 5  ( 2 8 % ) , свыше 500 

см

3

—18  ( 6 % ) . 

В отличие от кроссовых в мото­

циклах эндуро установлены дви­
гатели в основном с водяным ох­

лаждением. Поэтому особой забо­
ты требуют радиаторы, постоянно 
забрызгиваемые грязью и требую­

щие тщательной очистки. Это не 
очень просто сделать так, чтобы 
не повредить радиаторы. Они 

должны быть хорошо защищены, 
особенно в районе руля, в месте 
соединения его с двигателем 

длинными гибкими трубками. 

В двигателях низших классов 

преобладает воздушное охлажде­
ние в комбинации с водяным. 

Охлаждение воздухом оребрения 
цилиндра используется редко, но 
на двигателях большого рабочего 
объема сохраняется еще исклю­
чительно воздушное охлажде­
ние. 

Практически во всех классах 

двухтактных двигателей исполь­
зуются лепестковые клапаны. Зо­
лотники, исключительно диско­

вые, размещенные сбоку от колен­
чатого вала, применяются только 

с двигателями малых рабочих 
объемов — до 175 см

 3

Мотоциклетный парк Международных шестидневных 

соревнований 1982 г. 

146 

Т а б л и ц а  2 3 

Число мотоциклов 

с 2-тактным 

двигателем 

с 4-тактиым 

двигателем 

Всего 

Стартовало 

288 

19 

307 

Сошло с дистанции 

174 

14 

188 

Классифицировано 

114 (40%)  5  ( 2 6 % ) 

119 (39%) 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 100. Й. Хованчик — соавтор победы команды Чехословакии 

Трансмиссия на всех мотоцик­

лах эндуро в настоящее время 

имеет практически одинаковую 
конструкцию. Она состоит из 
первичной передачи, многодиско­
вого сцепления, пяти- или, чаще, 
шестиступенчатой коробки пере­

дач с механическим управлением 

и вторичной цепной передачи. 
Первичная передача в большин­

стве случаев выполняется зубча­
той, а не цепной. 

Наиболее уязвимой частью транс­

миссии является вторичная цеп­
ная передача, которая в большин­
стве случаев не закрывается ко­
жухом. Значительным шагом впе­
ред, однако, стало применение 

относительно жесткой направля­

ющей для цепи и двух роликов, 
компенсирующих изменение натя­
жения цепи при амортизирующем 
ходе заднего колеса. 

Основным параметром, который 

оказывает значительное влияние 
на конструкцию ходовой части 
мотоциклов эндуро, является ход 
амортизаторов переднего и задне­
го колес. В соответствии с прави­

лами, принятыми ФИМ в 1982 г., 
этот ход должен быть равен  2 5 0 + 

10 мм. Для скоростных мотоцик­

лов по сравнению с прошлым 

годом это означало уменьшение 
хода колес от 30 до 80 мм, что 

особенно отрицательно сказыва­

лось при быстрой езде и прыжках 

на пересеченной местности. 

147 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..