Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 8

 

  Главная      Книги - Разные     Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - 1990 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

 

Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 8

 

 

Классы мотоциклов выше 

500 см

3

, а точнее, от 500 до 

1300 см

3

, позволяют применение 

двухтактных одноцилиндровых 
двигателей с объемом, близким к 

нижней указанной границе. Кон­
куренция современным тяжелым 
мотоциклам с четырехтактными 

двигателями не только не вре­
дит, но, наоборот, ускоряет их 

совершенствование. Наиболее 

низким классам мотоциклов уде­

ляется значительно меньше вни­

мания, ведь применение мотоцик­

лов классов 50 и 75 см

3

 в наци­

ональной команде означает всег­

да риск. Так, в наиболее труд­

ных условиях Международных 
шестидневных соревнований в 
США среди мотоциклов, не за­
кончивших соревнования, больше 
всего было мотоциклов именно 

этих классов. 

Пестрые итоги 

чемпионата Европы 

Первые шаги чемпионат Евро­

пы 1974 г. делал в Испании в 

условиях первого снега и ор­

ганизационной суматохи. Продол­
жался он при хорошей погоде 
в Чехословакии. Третий этап на 

опасной трассе принес успех хо­
рошо выступившим итальянским 
гонщикам на их родной земле. 
Четвертый этап проходил в ФРГ 
при рекордном числе участни­

к о в — 210. Уже на этом этапе 

определилось первое место. Чем­

пионат закончился в Польше. 

Итоги соревнований (табл. 19) 

показывают, как возрос интерес 
к ним гонщиков и изготовителей 
мотоциклов, а также то, как 
постепенно выравниваются силы 
конкурентов. 

Т а б л и ц а  1 9 

Победители чемпионата Европы 1974 г. 

Класс. 

ск

а 

Место 

Класс. 

ск

а 

первое 

второе 

третье 

Д о 50 

Д о 75 

До 100 

До 125 

Д о 175 

Д о 250 

До 350 

Свыше 350 

Нойманн, ФРГ 

(«Цюндапп») 

Шнейдевинд, ГДР 

(«Симеон») 

Вольфрребер, ФРГ 

(«Цюндапп») 

Христел, ФРГ 

(«Цюндапп») 

Шнайдер, ФРГ 

(«Цюндапп») 

Стодулка, ЧССР 

(«Ява») 

Машита, ЧССР 

(«Ява») 

Тестори, Италия 

(КТМ) 

Гагни, Италии 

(СВМ) 

Гаатц, ГДР 

(«Симеон») 

Кремел, ЧССР 

(«Ява-Татран») 

Виттхефт, ФРГ 

(«Цюндапп») 

Сигнорелли, Италия 

(«Джилера») 

Шуберт, ГДР 

(МЦ) 

Цисарж, ЧССР 

(«Ява») 

Чешпиаа, ЧССР 

(«Ява») 

Радици, Италия 

(«Джилера») 

Олдрати, Италия 

(«Джилера») 

Залевски, ГДР 

(«Симеон») 

Роттидни, Италии 

(СВМ) 

Саварецци, Италия 

(«Джилера») 

Феррани, Италия 

(КТМ) 

Егер, ГДР 

(МЦ) 

Фойтик, ЧССР 

(«Ява») 

116 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Международные шестидневные 

соревнования в Камерини 

На чемпионате в Италии на 

вопросы журналистов, почему мо­

тоциклетная олимпиада будет 

проходить в незнакомом месте, 

отвечал организатор Междуна­
родных шестидневных соревнова­

ний господин Л. Секки: «Мы хо­

тим уменьшить опасность встречи 

с автомобилями до минимума. 

В Камерини не такое движение, 

как в Бергамо. Вокруг Камерини 
есть горы высотой около 2000 м 
над уровнем моря, съезды и вы­

езды удобны, а также меньше 

камней... Организаторы не слиш­
ком опытны, но имеют большую 

заинтересованность и желание 
сделать все хорошо!» 

В действительности же гон­

щиков встретила не слишком ве­

селая обстановка. Организацион­
ная суматоха, а также постоян­
ное стремление организаторов со­
ревнований обеспечить победу 
итальянской команды любой це­
ной вызвали жестокие споры 
между организаторами и судей­
ской коллегией. Жизненно опас­
ные участки трассы были ис­
ключены и заменены другими, 

однако установить на пунктах 
контроля времени табельные часы 
не удалось. 

И еще одно. Чехословацкую 

команду, четырежды завоевывав­
шую «Мировой трофей», размес­

тили в одной комнате на 30 че­

ловек. 

Однако отвлечемся от органи­

зационных трудностей и просле­

дим вкратце ход соревнований. 

Первый этап проходил в общем 

спокойно, несмотря на то, что 
гонщик итальянской команды, бо­

ровшейся за «Мировой трофей», 
менял камеру своего мотоцикла и 
пришел к финишу на несколько 
секунд позже допустимого вре­
мени, а табельные часы в на­
значенное время оказались не в 

порядке. 

На втором этапе при столкно­

вении с едущим навстречу мо­
педом получил травму Христел из 
национальной команды ФРГ. Ему 
пришлось ждать медицинской по­
мощи 90 мин, после чего ему 

также не было оказано доста­
точного внимания. Подав протест 

по поводу недопустимой опас­
ности и из-за организационных 
беспорядков, национальная команда 
ФРГ на мотоциклах «Цюндапп» 
покинула соревнования. 

По результатам второго дня 

было одобрено решение между­
народной судейской коллегии о 
присуждении итальянскому гон­

щику Олдрати 1 очка, а затем 
руководителями объявлено об ан­

нулировании этого очка. 

Неурядицы продолжались и на 

третьем этапе, и лишь четвер­
тый этап был спокойным. Орга­

низаторы подготовили трудную 

трассу при сжатых сроках для 
ее преодоления, чтобы и конку­

ренты итальянской команды по­

лучили штрафные очки. 

Этот этап «ужаса» был отмечен 

тем, что 30 гонщиков получили 
травмы и 59 сошли с маршрута 

(рис. 82). Но он же стал и 

этапом славы Для команды ЧССР. 
Чехословацкие гонщики выступа­

ли на «Явах» с усовершенство­

ванной системой амортизации 

обоих колес и составляли опыт­
ный, дисциплинированный кол­
лектив, сумевший преодолеть все 
препятствия. 

117 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Последние два этапа уже не 

могли воспрепятствовать пятой 
победе подряд чехословацкой 
команды. Волнение, однако, при­
несла борьба за «Серебряный ку­

бок». Перед заключительной гон­

кой по одному очку имели коман­

ды А Чехословакии и В Ита­
лии. Преимущество чехослова­

цкой команды в 17 очков было 
минимальным, поскольку у италь­

янцев в их классах не было 
главных соперников — команды 
ФРГ. 

Руководители команд разраба­

тывали тактику, подсчитывали 

время и подавали нужные советы, 
но член итальянской националь­
ной команды, боровшейся за 
«Серебряный кубок», Гритти внес 

в эту борьбу свои поправки. На 

мотоцикле класса 125 см

3

 он по­

казал фантастическую езду, чем 
вызвал бурное ликование мало­
осведомленной в тактике местной 
публики. 

В полном составе закончили 

соревнования лишь четыре нацио­

нальные команды, боровшиеся за 
«Мировой трофей», в следующей 
последовательности: ЧССР, Шве­
ция, Италия и США; и шесть 
команд, боровшихся за «Серебря­
ный кубок»: команда В ЧССР, 
команда А Италии, команда А 
ЧССР, а также команды США, 

Австрии и Нидерландов. Честь 
ЧССР в борьбе за «Мировой 

трофей» защищали Чемус, Сто-
дулка, Чешпива, Цисарж, Маши­
та и Фойтик. 

Рис. 82. Узкие дороги иа итальянских холмах 

118 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Англичане на «Явах» 

Использование англичанами 

мотоциклов «Ява», наступление 
мотоциклов КТМ, «Рокон Ауто-
матик» и отказ от четырехтакт­
ных двигателей для шестиднев­
ных соревнований — таковы че­

тыре наиболее характерные осо­
бенности Международных шести­
дневных мотоциклетных соревно­
ваний 1974 г. 

Конец эры мотоциклов с четы­

рехтактными двигателями совпал 
с окончанием применения англий­
ских мотоциклов в спорте, а так­
же использованием в националь­
ной команде Великобритании мо­

тоциклов «Ява». 

Американские мотоциклы «Ро­

кон» стали технической новин­
кой и подтолкнули развитие 

спортивных мотоциклов. Они от­
личались бесступенчатой ремен­
ной передачей и пуском двига­
теля с помощью шнура, как на 

лодочных двигателях. Результаты 

эксплуатации и гоночные харак­
теристики мотоциклов «Рокон», 
однако, не были слишком пер­
спективными (рис. 83). 

Увлечение австрийскими мото­

циклами КТМ было вызвано 

тем, что характер шестидневных 
соревнований стал все больше 

приближаться к мотокроссу. Не­

значительно модернизированные 

кроссовые мотоциклы КТМ оказа-

Рис. 83. Американский мотоцикл «Рокон» стал в некотором роде сенсацией, но его 

технические параметры и спортивные достижения не были достаточно убедительны 

119 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 84. Американский мотоцикл «Пентон» с двигателем КТМ 

Т а б л и ц а  2 0 

Число мотоциклов с двух-

и четырехтактными двнгателими 

иа соревнованиях 1974 г.

 (а

 скобках 

указано число мотоциклов, дошедших 

до финиша) 

Класс, 

см

Мотоциклы 

Класс, 

см

с двухтактными 

двнгателими 

с четырехтактны­

ми двигателями 

50 

10(2) 

75 

5(4) 

— 

100 

23(12) 

— 

125 

43(22) 

— 

175 

57(35) 

— 

250 

92(42) 

— 

350 

31(20) 

1(0) 

Свыше 

31(20) 

1(0) 

350 

35(27) 

3(0) 

Всего 

296(164) 

4(0) 

лись вполне пригодны для чемпи­

оната Европы и Международных 
шестидневных соревнований 

(рис. 84). 

Шестидневные соревнования 

1974 г. ознаменовались полной 

победой двухтактных двигателей 

над четырехтактными (табл. 20 

и 21). 

Т а б л и ц а  2 1 

Десить марок мотоциклов, наиболее 

популярных на соревнованиях 1974 г. 

Марка 

Стартовало 

Финишировало 

к т м 

46 

31 

«Ява» 

40 

29 

«Монарк» 

26 

14 

«Пух» 

22 

11 

«Хускварна» 

18 

«Осса» 

16 

«Рентой» 

15 

10 

СВМ 

14 

«Цюндапп» 

14 

«Бултако» 

13 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В СОРЕВНОВАНИЯХ ЭНДУРО ПРЕОБЛАДАЕТ МОТОКРОСС 
(1975—1978 гг.) 

Телеграфные агентства 

с чемпионата Европы 1975 г. 

Ниже приведены кратко наибо­

лее интересные события шести­
дневного чемпионата Европы. 

15—16 марта. Испания, «Эс-

плуга де Франсоли».

 Мотоциклы 

«Джилера» не участвуют в со­
ревнованиях. Итальянские гон­
щики привезли мотоциклы КТМ и 
СВМ. 

12—13 апреля. ФРГ, Нойкир-

хен».

 В классах 50 и 75 см

мотоциклы «Симеон» побеждают 
признанных фаворитов «Цюн­

дапп» у себя дома. 

3—4 мая. Франция, Бриуд.

 Со­

ревнования, впервые проходив­
шие во Франции, в прекрасном 
Центральном массиве, оказались 
хорошо организованными. 

17—18 мая. ЧССР, Поваж-

ска-Бистрица.

 При испытаниях на 

ускорение установленный предел 
уровня шума 80 дБ

 (А)

 превра­

тил соревнования в медленное 
передвижение. И все равно из 

140 гонщиков 138 получили 

штрафные очки за превышение 

уровня шума. 

1—2 июня. Италия, Алано ди 

Пиаве.

 Во всех классах до 

250 см

3

 победили итальянцы. 

14—15 июня. ПНР, Бельско-

Бяла.

 Борьбу за высший титул в 

классе свыше 350 см

3

 выиграл 

Чепшива на мотоцикле «Ява». 
Титул чемпиона в классе 350 см

для Машиты считается уже сам 
собой разумеющимся. 

Новые правила 

шестидневных соревнований 

Осенний конгресс ФИМ, прохо­

дивший в 1974 г. в Сан-Марино, 

внес в организацию Международ­
ных шестидневных соревнований 
новую классификационную систе­
му, подобную системе, принятой 
на первенстве Европы. То, что 
прежде оценивалось в одно 
штрафное очко, теперь будет 
классифицироваться 60 очками 

одноразового штрафа. При этом 
допустимое время снижается на 
2 мин. 

С учетом сложности организа­

ции соревнований и ограничения 
времени наибольшее число участ­
ников теперь не должно пре­
вышать 300. При этом от каждой 

страны может быть заявлена 
только одна команда для борьбы 
за «Мировой трофей» и одна — 
за «Серебряный кубок», а также 
одна клубная и одна заводская 
команды. 

Возможность участия от каж­

дой страны только одной коман­
ды в борьбе за «Серебряный 

кубок» — наиболее существенное 
изменение в правилах. 

1 2 1 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Внесены также изменения в ме­

тодику измерения уровня шума 
при испытаниях на ускорение. 
Теперь замеры шума должны про­

изводиться во второй и четвер­

тый дни соревнований. За каж­
дый децибелл, превышающий пре­
дельный установленный уровень, 

равный 80 дБ (А), гонщик штра­

фуется тремя очками. 

ФИМ стала настолько состоя­

тельной организацией, что смог­
ла купить новый дом на берегу 
Женевского озера. Однако солид­

ность не помешала этой орга­
низации по собственной нерасто­
ропности создать английским ор­
ганизаторам немало дополнитель­
ных хлопот, вручив им новые пра­

вила всего за 10 дней до начала 
шестидневных соревнований и ре­
комендуя применять шины «Уни­
версал». И все это дополнялось 

существенными отличиями между 

французским и английским тек­

стами и очевидными ошибками. 

Юбилейные 50-е Международные 
шестидневные соревнования 

Дождь, сильный холод и ту­

ман — так характеризуют погоду 
в Англии опытные водители до­
рожных мотоциклов и спортсме­

ны-мотоциклисты. Однако, как от­

мечалось выше, не бывает пра­
вил без исключений. Когда ав­

тору пришлось путешествовать на 

романтическом пароходике из Ли­
верпуля в Дуглас, остров мото­
циклистов Мэн был залит солн­
цем (рис. 85). Проехав 65-кило­
метровое кольцо известного мар­
шрута соревнований за приз 

«Туристский трофей», автор счел 
необходимым воздать должное 

122 

Рис. 85. Это летняя Ривьера, но удивительно прекрасный октябрь 

1975 г. на о. Мен 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

английским мотоциклетным тра­
дициям. Вся атмосфера острова 

подтверждала тот факт, что 
Великобритания имеет моральное 
право проведения юбилейных 50-х 
Международных шестидневных 
мотоциклетных соревнований, так 
как с давних времен англичане 

считаются учителями в мотоцик­

летном спорте. Сумеют ли, одна­

ко, англичане победить у себя 

дома. 

Первые два дня при солнеч­

ной погоде соревнования шли лег­
ко. В первый день сошли с трас­

сы 17 гонщиков, во второй — 
только один. Пресса была пора­
жена: у лучшего гонщика коман­

ды ЧССР, то есть команды-фа­

ворита, К. Машиты во время 

специальных испытаний на мото­

цикле «Ява 350» лопнула цепь, 

закрытая кожухом. При снятии 

и ремонте цепи гонщик потерял 

13 мин. Еще большая неудача 

постигла чехословацкую команду, 
боровшуюся за «Серебряный ку­
бок». К пункту контроля времени 
на берегу моря в Пойнт оф Ауэ 
П. Валек прибыл с запасом 
времени в 11 мин, но в нераз­

берихе, которая царила там, сра­
зу подъехал к часам, затем со­
общил о своей ошибке, в нужное 
время отметился еще раз, но был 
снят с соревнований. 

Секстет из ФРГ на мотоцик­

лах «Цюндапп» классов 100, 125, 

175 см

3

 получил указание ехать 

осторожно. Гонщики ЧССР оста­

лись далеко позади, итальянцы 

шли чересчур осторожно, ан­
гличане на мотоциклах «Ява» у 

себя дома никак не могли добить­
ся успеха. В результате у коман­
ды  Г Д Р появилась надежда за­
воевать «Серебряный кубок». 

Решающими стали, однако, 

третий и четвертый дни, когда на­

конец пошел дождь и мотоциклы 

начали вязнуть в глубоких боло­

тах. 

Без бензина не поедешь 

Трудности маршрута по пересе­

ченной местности принесли на­
дежды команде ЧССР. Нацио­
нальная команда ФРГ уверенно 
продолжала лидировать, но на 
участке, где решающее значение 
имеет каждая секунда, Вебер не 
остановился у промежуточного 
контрольного пункта. Однако 
международная судейская колле­
гия была на этот раз милостива 
и при отношении голосов 8:7 
проголосовала за то, чтобы Ве­

бер продолжал соревнования. 

А у команды ЧССР были про­

блемы. На третий день у гонщи­
ка клубной команды Томанова, 
выступавшего на «Яве 350», за 
полкилометра до пункта контроля 
времени кончился бензин. Неуда­

чи продолжались и на четвер­
тый день. На этот раз такая же 
беда постигла члена националь­
ной команды Злоха, который вы­
нужден был толкать свой мото­
цикл не полкилометра, а целых 
пять. Он проявил невероятную 

энергию, преодолев эти пять ки­

лометров за 35 мин в сопро­

вождении вездесущих итальян­
ских и немецких блюстителей 
порядка, вооруженных на всякий 

случай фотоаппаратами. 

Свои трудности пришлось пре­

одолеть и другим командам. Так, 
член национальной команды ФРГ 

Гау на мотоцикле «Цюндапп 

175» только на несколько мгно-

123 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

вений забыл о левостороннем дви­
жении на острове Мэн. Следст­

вием этого было столкновение с 
автомобилем, авария и неболь­
шая задержка. Штрафные очки 

за опоздание к пунктам контроля 

времени получили итальянцы, у 
которых также возникли трудно­

сти с бензином. Следует упомя­

нуть, что хотя расстояния между 

заправочными станциями не были 
чересчур велики и не превышали 
рекомендованных 100 км, из-за 
пробуксовки колес в зарослях ве­
реска расход бензина был очень 
высоким (рис. 86). 

На пятый и шестой дни опять 

выглянуло солнце, и гонщики 
ФРГ уверенно добились победы, 
получив приз «Мировой трофей» 

с 282,5 очками. Второй была 
команда Италии с 2040 очками, 
третьей — команда ЧССР с 

2836,2 очками. «Серебряный ку­
бок» завоевала команда Италии 

(951,4 очка), следующими были 

команды ФРГ (2073,7) и Нидер­

ландов (8800,6). 

«Ванкель» среди двухтактных 
двигателей 

Основу мотоциклетного парка 

составляли, как и прежде, мото­
циклы, снабженные одноцилин­

дровыми двухтактными двигате­
лями с газораспределением пор­

шнем. Использовалось также га­

зораспределение золотником и ле­
пестковыми клапанами. О четы­
рехтактных двигателях можно 
было бы не вспоминать, как о 

забытом прошлом спортивного 

мотоциклостроения, если бы на 

очередных шестидневных соревно­
ваниях не появился новый дви­
гатель фирмы «Ямаха» (рис. 87). 
Этот двигатель мог бы сыграть 

значительную роль в области 
спортивного мотоциклостроения 

как в отношении малого расхода 

топлива, так и низкого содер­
жания вредных веществ в от­
работавших газах. Но в это вре­
мя впервые на шестидневных со­
ревнованиях появился роторно-
поршневой двигатель Ванкеля, 
который был установлен на хоро­
шо оборудованном мотоцикле 
«Геркулес» (рис. 88). 

Внимание привлекло прежде 

всего снижение уровня шума дви­

гателя, который по правилам 
ФИМ измеряется при испытани­
ях на ускорение и иногда оказы­
вает на ход соревнований намно­
го большее влияние, чем их ре­

зультат. 

Конструкция ходовой части 

124 

Рис. 86. Опыт эксплуатации спортивных 

мотоциклов показывает, чем больше по-

гребленне топлива, тем лучше происхо­

дит охлаждение н смазка двигателя. 

График отражает зависимость расхода 

топлива от скорости для мотоцикла 

<Ява 500» 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 87. Мотоцикл «Ямаха 500» предвещал наступление эры мотоциклов для соревнованш 
эндуро с четырехтактными двигателями 

спортивных мотоциклов все боль­

ше приближалась к конструкции 
кроссовых. Это выразилось в 
уменьшении массы всего мотоцик­

ла, удлинении хода подвесок 
обоих колес, уменьшении габари­
тов тормозов, использовании обо-
дов из дюралюминия и шин, 
пригодных для езды по пере­
сеченной местности. 

Чемпионат Европы 1976 г. 

В чемпионате Европы 1976 г. 

принимали участие команды семи 
стран — Франции, Испании, 

ЧССР, Италии, ФРГ, Австрии и 
П Н Р . Здесь впервые было пере­

смотрено классифицирование пер-

вых десяти мест, подобно тому 
как это делается при проведении 
шоссейно-гоночных соревнований 
и мотокросса. 

Парк спортивных

 МОТОЦИКЛОВ 

ЧССР расширился за счет но­
вого мотоцикла «Ява 175» (рис. 
89), который не был простой мо-

дификацией «Явы 250». Двига-
тель имел оригинальную кон-
струкцию, в картере использова-
ны решения, разработанные и за-
патентованные И. Спанилем, ин-
женером П. Таткой и автором 
этой книги. Эти решения получи-

ли высокую оценку на несколь-

ких выставках изобретений. 

125 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 89. Мотоцикл «Ява 175» с небольшим двигателем нового поколения 

Рис. 88. Рокот мотоциклов «Геркулес» с двигателями «Ванкель» 
кажется для любителей мотоциклетного спорта приятным в сравнении 

с ревом и грохотом мотоциклов предшествующих лет 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Основное новшество — разде­

ление картера двигателя верти­

кальной стенкой на две равные 

полости. Двигатель крепится то­

лько с одной стороны, что дает 

возможность производить его 

полный демонтаж без съема с 

рамы мотоцикла. 

Если раньше на победу пре­

тендовали прежде всего коман­
ды ФРГ на мотоциклах клас­
сов до 175 см

3

 и Чехословакии 

на мотоциклах классов до 250 
см

3

, то теперь ситуация изме­

нилась. Основными конкурентами 
во всех восьми классах стали 
итальянцы, а гонщики  Г Д Р стали 

считаться наиболее быстрыми в 
классе 175 см

3

. Это хорошо 

проиллюстрировали результаты 
чемпионата Европы: три при­
зовых места завоевали мотоциклы 
«Ява», по два — «Цюндапп» и 
КТМ, одно — «Симсон». Эти ре­

зультаты отчасти объясняются 
также спортивным счастьем чехо­
словацких гонщиков. 

Шестидневным соревнованиям 

много внимания уделялось в Че­

хословакии, ФРГ и Италии. Что 
же принесла тактика, разрабо­

танная руководителями этих 

команд? 

Национальная команда ЧССР 

выступала, как и прежде, в 
классах 250, 350 и 500 см

3

, хо­

тя уже и появился легкий мото­

цикл «Ява 175». 

«Козлом отпущения» был вы­

бран К. Машита, который после 

травмы Мразека неохотно пере­
сел на более слабую «Яву 250». 

Но и при этом состав команды 

с двумя мотоциклами класса 
250 см

3

 (гонщики Машита и Сто-

дулка), тремя класса 350 см

3

 (Ци-

сарж, Пошик и Чепшива) и од­

ним класса 500 см

3

(Злох) казал­

ся в данной ситуации наиболее 
удачным. 

Команда ФРГ могла иметь в 

своем составе мотоциклы раз­

личных марок, но представители 

фирмы «Цюндапп» настояли на 
своем, и в команде традиционно 

преобладали ее мотоциклы. Лю­
бопытно, что гонщики ФРГ не 
пожелали вступить в борьбу с 
итальянцами в классе 50 см

3

 и с 

мотоциклами «Симеон 75». Таким 

образом, команда ФРГ ехала на 
трех мотоциклах класса 100 см

3

двух 125 см

3

 и одном 175 см

3

В ней шел очень быстрый гон­
щик Бюсе на мотоцикле КТМ. 

Он боролся за «Серебряный 
кубок» в классе 350 см и имел 
целью развеять легенду о непобе­

димости мотоциклов «Ява». 

Больше всех удивили итальян­

цы, всей командой отдав пред­
почтение австрийским мотоцик­

лам КТМ, которые на дорогах 
Австрии составляли главную на­
дежду на успех.  Д а ж е итальянцы 

не верили, что в наиболее слабых 

классах, также как и в классе 

350 см

3

, они могут противосто­

ять «Явам». Но все же состав 
мотоциклов их национальной 
команды был любопытен: один 
мотоцикл класса 100 см

3

, два — 

175 см

3

, один — 250 см

3

 и два 

500 см

3

Инфляция золотых медалей 

Для очередных соревнований 

австрийцы избрали Цельтвег, из­
вестный по соревнованиям авто­

мобилей формулы 1 (рис. 90). 
Весь ход соревнований прошел в 

127 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 90. Прекрасный район Австрии стал центром проведения соревнований в 1976 г. 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

духе, высказанном директором 

Э. Шмидтом перед стартом: «За­
чем организовывать сложный 
маршрут в нынешних соревнова­
ниях, если в них участвуют всего 

около пятидесяти гонщиков высо­

кого класса? Остальные также 
имеют право дойти до финиша. 
Поэтому основными и решающи­

ми будут результаты в специ­
альных испытаниях!» 

Прекрасная сентябрьская пого­

да способствовала намерениям 
организаторов и благоприятст­

вовала мотоциклистам, выступав­
шим на КТМ, предназначенных 

скорее для кроссов, чем для 
спортивных гонок. 

Гонщики высокого класса при­

бывали к контрольным пунктам 
с запасом в 10, а то и в 20 мин, 
и только 40 участников шес­

тидневных соревнований не за­

кончили соревнований. Из 283 
стартовавших 190 получили зо­

лотые медали. 

Уже первый, несложный, этап 

опрокинул надежды итальянской 
национальной команды на победу, 

так как два гонщика прекратили 
соревнования из-за поломки ко­

робки передач. Лидерство захва­

тили гонщики ЧССР, имея пре­

имущество в 33 очка перед 
командой ФРГ. На второй день 
эта разница уже составила 57 оч­
ков. Вплотную за командой ФРГ 
шли гонщики ГДР, из такти­
ческих соображений включившие 
в свою команду три мотоцикла 

«Симсон» класса 75 см

3

. После 

третьего этапа последователь­

ность команд сохранилась, но 
разрыв в очках между ними уве­

личился. 

На четвертый день в специаль-

Рис. 91. В 1976 г. мотоциклы МЦ опять доказали, что они одни из лучших в мире 

5.

 80 

129 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ных испытаниях победили италь­
янец Гритти на мотоцикле КТМ 
250 и никому не известный 
англичанин Бауэре на мотоцикле 
«Бультако». К. Машита, пересев­
ший на более слабую «Яву 250», 
во время этих испытаний упал. 

Таким образом, команда ФРГ вы­
шла вперед, получив только 312 
штрафных очков. Руководителю 
команды ФРГ Месснеру удалось 
хорошо подготовить своих гонщи­
ков, выступавших на мотоциклах 
«Цюндапп» и МЦ (рис. 91)., кото­
рые и повторили прошлогодний 

успех. 

Итак, «Мировой трофей» 

1976 г. завоевала команда ФРГ с 

312,0 очками, второй была коман­
да ЧССР (383,8 очка), третьей 
команда ГДР (785,1). «Серебря­
ный кубок» получила команда 
ЧССР с 580,0 очками, следую­
щими были команды ФРГ (625,0) 
и Италии (717,6). 

Международные 
шестидневные соревнования, 

какими они должны быть 

После трех чемпионатов Евро­

пы определились фавориты кон­

тинента — команды ЧССР, ФРГ и 

Италии. В отношении же марок 
мотоциклов ситуация несколько 
иная: три раза побеждали мото­
циклы «Ява», три — КТМ, два — 
«Цюндапп» и один раз мото­

цикл «Пух». Больше всех, 10 
раз, завоевал титул чемпиона в 
классе 350 см

3

 чехословацкий 

гонщик К. Машита. 

Международные шестидневные 

соревнования, впервые проведен­

ные в чехословацком городе 
Поважска-Бистрице при полной 

поддержке правительства ЧССР и 
всех заинтересованных организа­

ций были подготовлены и прове­

дены образцово. Участников со­

ревнований радовал искренний 
интерес зрителей, которые сплош­
ной стеной стояли вдоль всей 

трассы и заполнили все свободное 

пространство в месте проведения 
специальных испытаний. 

В соревнованиях приняли уча­

стие 313 гонщиков из 18 стран 
с четырех континентов. За «Миро­
вой трофей» боролись гонщики 
из 14 стран — Великобритании, 

Бельгии, Финляндии, Франции, 
Нидерландов, Канады, ФРГ, 
ГДР, Австрии, Швейцарии, Шве­

ции, Италии, США и ЧССР. 
«Серебряный кубок» оспаривали 

15 команд, включая и представи­

телей Австралии. 

После спокойно проведенного 

технического осмотра соревнова­

ния были открыты при прекрас­
ной погоде еще догорающего ле­

та. В понедельник 5 сентября 

в 6 ч 30 мин первые гонщики 
ушли на дистанцию длиной 

1571 км. 

Кратко о ходе соревнований: 
Первый день. Назначается вре­

мя В, имеется дополнительно 
целых 12 мин, гонщик итальян­

ской национальной команды Пет-

рогалли воспользовался посто­
ронней помощью при ремонте ко­
робки передач. Впереди идет 
команда ЧССР (32,73 очка), 

за нею ФРГ (50,46) и Италия 

(83). 

Второй день. Погода продолжа­

ет оставаться хорошей — время 
А, от 2 до 4 мин. Междуна­
родная судейская коллегия тай­
ным голосованием решила снять 
Петрогалли с соревнований. Рас-

130 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

пределение мест: ЧССР (89,45 оч­

ка), ФРГ (107,59), Италия 

(108,30). 

Третий день. Оставшиеся пять 

членов итальянской сборной без­
надежно отстают. Трудный день 
из-за четырех каменистых участ­
ков, включенных в маршрут (рис. 

92). Член команды ФРГ Штрес-
сенройтер не успел вовремя заме­
нить шину, затратив на это лиш­
нюю минуту. Почему он не до­
гадался протолкнуть мотоцикл 
мимо контрольного пункта? Рас­

пределение мест: ЧССР (112,2 оч­
ка), ФРГ (196,57),  Г Д Р (469,2). 

Четвертый день. Трудный этап 

при времени А для утомленных 
гонщиков и мотоциклов. Роттлер 
из национальной команды  Г Д Р 

остановился из-за заклинивания 
коленчатого вала. «Мировой тро­
фей» теперь без конкуренции вы­
игрывает команда ЧССР. 

Пятый день. Утром дождь 

уменьшился, но еще идет до­

статочно сильно. Время А. При 
старте дождь усиливается. Рывок 

Рис. 92. Организаторы и погода подготовили участникам трудный кроссовый маршрут 

5* 

131 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..