Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 7

 

  Главная      Книги - Разные     Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - 1990 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 7

 

 

Рис. 73. «Явы» собирают лавры на чемпионате Европы в 1969 г. Ведущий конструктор 
спортивных мотоциклов инженер П. Татек получает кубок за мотоциклы, выступавшие 
на чемпионате Европы в Италии. 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 74. Два соперника — К. Машита на «Яве» и В. Залевски на МЦ 

трех первых классов (50, 75 и 

100 см

3

) стали мотоциклы «Цюн­

дапп», в трех самых высоких — 

«Ява» (рис. 73), а в классах 125 
и 175 см

3

 — «Пух» (рис. 72). Все 

они стали победителями. Мото­
циклы «Ява» с новыми двойны­
ми замкнутыми рамами развива­

ли более высокую скорость, чем 

МЦ, и на пересеченной мест­
ности, и в испытаниях на уско­
рение. Это стало причиной неуда­
чи команды ГДР, которая высту­
пала на мотоциклах МЦ. К тому 
же эта сборная была ослаблена 
из-за проблемы смены поколений. 

Международные шестидневные 

соревнования в Гармиш-Партен­

кирхене проходили с 15 по 20 сен­

тября. К традиционно хорошей ор­

ганизации добавилась механиза­
ция обработки результатов. Трас­

са в Альпах имела протяжен­

ность более чем 1453 км, но это 
никак не снизило остроту спор­

тивной борьбы. 

Система оценки специальных 

испытаний, при которой гонщики, 
завоевавшие в них первые места 
в своих классах, не получали до­
полнительных очков, оказала вли­

яние на тактику формирования 
национальных команд и весь ход 
соревнований. 

101 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Хозяева соревнований, гонщики 

ФРГ, имевшие хороший опыт 
выступлений в чемпионатах Ев­
ропы, сосредоточили свое внима­
ние на мотоциклах низких клас­
сов. Команду  Г Д Р составляли 

лучшие гонщики на мотоциклах 

четырех классов: один на МЦ 

175, по двое на МЦ 250 и 

МЦ 350, один на МЦ 500. 

Команда Чехословакии пред­

ставила по два мотоцикла в клас­
сах 250, 350 и 500 см

3

, намере­

ваясь победить в двух самых вы­

соких, а в классе 250 см

3

 не силь­

но отставать от Залевски (рис. 
74), выступающего на мотоцикле 

МЦ. В тактическом плане руко­
водители команды Чехословакии 
учли и скоростные мотоциклы 
«Пух 175», которые могли бы 
усложнить положение МЦ. 

Что же произошло на самом 

деле? 

На третьем этапе сошел с дис­

танции гонщик команды ФРГ 
Бринкманн из-за поломки короб­
ки передач на мотоцикле «Цюн­

дапп 50». Тактика команды Че­

хословакии сразу же изменилась, 

так как главной стала борьба 
за «Серебряный кубок». Планы 
команды Чехословакии нарушил 

Вилламовски на мотоцикле МЦ 

Рис. 75. Команда ГДР завоевала в 1969 г. «Международный трофей», мотоциклы МЦ были 

самыми быстрыми 

102 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 76. Шестидневные соревнования в Гармиш-Партенкирхене не были легкими 

500, который, несмотря на свои 
35 лет, выступал очень удачно и 
усложнил положение Бржизы и 
Фойтика на «Явах 500». Чем 
больше эти гонщики прилагали 
сил, тем больше нервничали, а 
разница в очках все увеличива­

лась. Не сбылись надежды коман­
ды Чехословакии и на мотоциклы 

«Пух» в классе 175 см

3

. Оконча­

тельную участь национальной 
команды Чехословакии решила 
остановка двигателя на мотоцик­
ле Бржизы, что не позволило ему 
закончить заключительную часо­
вую гонку. 

Из 327 стартовавших в этих 

соревнованиях дошли до финиша 
207, из них 107 с золотой ме­

далью (рис. 75 и 76). 

Места в соревнованиях за 

«Международный трофей» рас­
пределились следующим образом: 
первое место завоевала команда 
Г Д Р (0 штрафных и 150,7 допол­

нительных очка), второе — ЧССР 

(12 и 352,1), третье — Велико­

британии (0 и 311). «Серебряный 
кубок» завоевала команда ФРГ 

(0 и 226,8), за ней идут команда 

В этой же страны (0 и 302,0) и 
команда А ЧССР (0 и 338,5). 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«ЯВЫ» ПОБЕЖДАЮТ (1970—1974 гг.) 

Мотоциклы любого производства 

Осенний конгресс ФИМ 1969 г. 

в Любляне по требованию пред­

ставителей стран, не выпускаю­

щих мотоциклы, внес значитель­
ные изменения в правила Меж­

дународных шестидневных мото­

циклетных соревнований. 

В соответствии с ними нацио­

нальные команды для соревно­
ваний теперь уже не за «Меж­

дународный», а за «Мировой тро­

фей» должны как и раньше со­
стоять из шести гонщиков, на­
правляемых от каждой страны. 

Их мотоциклы отныне могут быть 

любой марки и производства лю­
бой страны. Национальная коман­
да-победитель становится чемпио­

ном мира. В команде, однако, 

должны быть мотоциклы не менее 
двух классов. 

Еще одной новинкой стало ис­

ключение из программы сорев­
нований небезопасных шоссейных 
гонок с подъемом. Вместо них 

в первые пять дней в маршрут 
включаются участки пересеченной 
местности длиной 5—10 км. Испы­

тания на ускорение на участке 
200 м были сохранены, при этом 
должны проводиться контрольные 

измерения уровня шума. 

Число участников соревнований 

снижалось до 300, а выбор места 

их проведения ФИМ оставила за 

собой, аннулировав право на это 
победителя. 

Безоговорочная победа 

Новые правила позволяли при­

нимать участие в соревнованиях 

12 национальным командам. Кро­

ме традиционных стран-участниц 
в очередных соревнованиях за 
«Мировой трофей» выступали 
команды США, Канады, Финлян­

дии и Нидерландов. Фаворитом 
оставалась команда ФРГ. Авст­

рийцы в Испании не выступали, 
поэтому гонщики ФРГ получили 
шанс на победу в классе до 

50 см

3

. В классе 75 см

3

 среди 

главных претендентов на успеш­
ное выступление были их мото­
циклы «Симеон», а в двух сле­

дующих более высоких классах 
гонщики ФРГ не имели себе рав­
ных. В классе 175 см

3

 надежды 

на успех возлагали на Е. Шмиде-
ра, который перешел с мотоцикла 

«Ява» на «Цюндапп». В высших 
классах конкурировали «Явы» 
и МЦ. 

На окончательное распределе­

ние мест могли еще повлиять 
шведы. Англичане сосредоточили 
свои силы на мотоциклах клас­

са выше 500 см

3

, но здесь им 

мог помешать Шек на мотоцикле 
БМВ. 

В целом хорошо организован-

104 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ные соревнования начались с пло­
хой погоды на первом этапе. Вы­
сокая средняя скорость, тучи пы­
ли и многочисленные камни — 
так все это выглядело. Гонщики 
Чехословакии преподнесли кон­

курентам неприятный сюрприз — 
в дополнительных состязаниях 
выложились полностью, не ис­
пользуя никаких особых такти­

ческих приемов. На втором этапе 
камни и пыль остались, но езда 
стала до некоторой степени спо­
койнее с учетом назначенного 
времени В. 

Маршрут третьего дня был про­

ложен в обратном направле­

нии. Горы Испании теперь пока­

зали свой характер. Быстро по­
холодало, пошел град и снег. На 
гонщиках были слишком легкие 

для зимы комбинезоны, и на од­

ном из пунктов контроля времени 
их встретил огромный костер, ко­

торый организовали группы об­
служивания различных команд, 

чтобы хотя бы на короткое время 

обогреть гонщиков. 

В ходе соревнований начала 

проясняться расстановка команд. 
Наименее благоприятной она бы­

ла для команды ГДР, в системе 

зажигания одного из мотоциклов 
которой произошла поломка. 
Ф. Вилламовски сказал: «Я разо­
чарован, целых шесть лет мы 

держали первенство. Перелом 
должен был произойти. Мы его 

предполагали. Но так резко? Мы 

сотрудничаем с предприятиями, 
изготовляющими мотоциклы, сис­

темы зажигания прошли много­

кратные испытания, это совре­
менные системы, и вдруг такой 

срыв...» 

Шведам и итальянцам не хва­

тило мощности.  Д а ж е их мото­

циклы, получившие высокую 
оценку, принесли штрафные очки 

за превышение уровня шума. 

До заключительных шоссейных 

испытаний свои ведущие позиции 
сохраняли два равноценных со­
перника: команда ФРГ, которая 
господствовала в классах от 50 

до 125 см

3

, и национальная 

команда Чехословакии, которая 
шла впереди в классах 250, 
350 и 500 см

3

. Руководители этих 

команд Вайсе и Крживка мастер­

ски владели тактикой завоевания 
минимального количества допол­
нительных очков. Полем оконча­

тельного решения спора стали 

мотоциклы класса 175 см

3

. Здесь 

Шмидер победил достойного со­

перника, молодого П. Чемуса, 
выступавшего на «Яве 175». 

Вершиной этих шестидневных 

соревнований были заключитель­
ные гонки по шоссейной коль­
цевой трассе длиной 3,5 км, 

где все решали математика с так­
тикой. Четверке гонщиков, среди 
которых были и члены националь­
ной команды ФРГ, удалось сни­
зить результат команды Чехосло­
вакии на целых три очка. Затем 

борьба развернулась между 

Шмидером и Чемусом. Первый 

выиграл, но с очень малым от­
рывом от Чемуса. 

Все решилось в последнем за­

езде, где стартовало пять членов 
чехословацкой команды. «Темной 

лошадкой», которая могла помочь 
команде ФРГ, был быстрый швед­
ский гонщик Ханссон на мото­
цикле «Хускварна». Однако этого 
не произошло, и таким образом 
команда ЧССР заслуженно завое­

вала оба главных приза. 

В борьбе за «Мировой трофей» 

в команде выступали Чемус на 

105 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 77. Двигатель «Ява 350» в разрезе 

«Яве 175», Мразек на «Яве 250», 
Чешпива на «Яве 250», Машита 
на «Яве 350» (рис. 77), Бржиза 
и Фойтик на «Яве 500» (рис. 78). 
За «Серебряный кубок» боролись 
Ясански, Вытлачил, Рабас и Ци-
сарж — все на «Явах 350». 

Соревнования за «Мировой 

трофей» команда ЧССР закончи­

ла с 3,5 дополнительными штраф­
ными очками, второй была коман­
да ФРГ с 50,6, третьей — коман­

да Швеции с 899,9 очками. 

В борьбе за «Серебряный ку­

бок» команда А из ЧССР получи­

ла 198,9, команда А из  Г Д Р — 
329.4 и команда В из  Ч С С Р — 
479.5 дополнительных очков. 

106 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 78. Чемпионы мира 1970 г. Слева направо: Бржиза, Фойтик, Чешпива, Машита, 

Мразек и Чемус 

Наступление гонщиков ГДР 

Холодный душ в Испании по­

действовал освежающе на гонщи­

ков  Г Д Р и способствовал улуч­
шению их подготовки. На первом 
чемпионате Европы, проходившем 
в Эшвеге (ФРГ), гонщики из 
Г Д Р победили своих соперников 
из ЧССР, выступавших на 

«Явах», за исключением Машиты, 
а в двух наиболее низких классах 
мотоциклы «Симеон» победили 
«Цюндапп». Второй этап, прове­

денный в г. Чопау, колыбели 

мотоциклов МЦ, стал повторени­
ем первого успеха  Г Д Р у себя 

дома. Из-за повреждений в ко­

робке передач отступил даже Ма­
шита. 

Неудача команды ЧССР перед 

чемпионатом Европы пробудила в 
ней силы для нанесения ответного 
удара. Гонщики увеличили время 

тренировок, «Ява» совершенство­

валась. Кроме того, организаторы 
следующего чемпионата, который 

должен был пройти в Чехосло­

вакии, хотели — в рамках честно­
го соперничества — использовать 
преимущества домашней обста­
новки для своих гонщиков. 

Составителем маршрута был 

опытный спортивный гонщик, в то 
время тренер и руководитель 

команды О. Часак, заявивший: 

«Кто не сумеет справиться с мо­

токроссом, не может на что-

либо надеяться в Гаррахове. В 

маршрут я включил несколько 

болотистых участков, на которых 
полколеса уйдет в болото. Гон-

107 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

щиков ждут резкие подъемы на 

лесных дорогах и неожиданные 
спуски в торфяники. Пусть каж­
дый покажет, на что он способен. 
А на острове Мэн торфяников 
будет еще больше». 

В трудных условиях соревнова­

ний при неблагоприятной погоде 

сошли с дистанции 98 гонщиков 

из 182 стартовавших. Гонщики 

Чехословакии показали себя зна­
чительно лучше и завоевали оба 
приза: Мразек на мотоцикле 
«Ява 250» и Машита на «Яве 
350». 

Солнечный сюрприз острова Мэн 

Планы ведущих национальных 

команд были такие же, как в 
прошлом году. Гонщики ЧССР и 
Г Д Р выступали на мотоциклах 

классов 250 см

3

 и выше. ФРГ вы­

ставила команду на мотоциклах 
«Цюндапп» — по одному гонщику 
в классах 50, 75, 125 и 175 см

и двух в классе 100 см

3

На острове Мэн, однако, участ­

ники ждали ответов на два 
главных вопроса: будут ли какие-

либо неожиданности в тактике, 

а также — какая будет погода? 
На первый вопрос ответ был 
получен сразу же после первого 

этапа, когда после схода с мар­
шрута Вилкинсона команда Вели­
кобритании распалась. 

Погода же творила, что хотела. 

Остров был залит не дождем, 
а солнцем. На смену физическому 
изнурению 1965 г. пришло по­

стоянное ожидание перемен. Со­
гласно официальной сводке дол­
жен был пойти дождь, на это 
и ориентировались при опреде­

лении времени проведения го­

нок. 

В отличие от Испании на этот 

раз с первого дня соревнований 
повели гонщики ФРГ. Проходил 

этап за этапом, а ситуация оста­

валась неизменной. В пятницу 

утром ее нарушил Брандл из 

национальной команды ФРГ. Он 

закончил ремонт сцепления после 

предыдущего этапа с опозданием 
на 12 мин, однако к пункту 
контроля времени сумел потерю 
наверстать. 

После шестого этапа к завер­

шающим скоростным испытаниям 
были допущены три националь­
ные команды, не имеющие штраф­
ных очков: ФРГ,  Г Д Р и ЧССР. 
Было ясно, что победит та коман­

да, в которой будет больше по­
бедителей в отдельных классах, 

а остальные гонщики будут не­

значительно отставать от них. 

Главный конструктор «Явы» Ян 

Крживка разработал следующий 

план победы команды Чехослова­
кии: «В классе 250 см

3

 Чемус дол­

жен идти вплотную перед Мразе-
ком, в классе 350 см

3

 Машита 

на 300—400 м будет опережать 
Бржизу, а в классе 500 см

3

 Фойтик 

Чешпиву, но, главное, он должен 
победить Вилламовского. Победг 

требует жертв. Выравнивание оч­

ков национальной команды ЧССР 
осуществит команда В, борющая­
ся за «Серебряный кубок», а 
команда А на «Явах 175» с пер­
вого дня уверенно придет к по­

беде. Мне жаль Ворличка, Вале-
ка, Йозифа и Едлички, но я дол­
жен сделать все для победы на­
циональной команды ЧССР!» 

Г. Вейс также составил план 

для команды ФРГ: «Подчинить 

все победе гонщиков националь­
ной команды в пяти низших 

классах, довести до победы вто-

108 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

рого гонщика в классе 100 см

3

, и 

тогда победа обеспечена. Однако 

мотоциклы «Цюндапп» к заклю­
чительным испытаниям «устают». 
Крживка конечно думает так: 
«Машита не повернет, Бржиза 
пойдет вплотную перед ним. Всег­

да лучше иметь перед последними 

испытаниями своего гонщика. На­

до постараться...» 

Опасения Вейса оправдались. 

Беранеку и Виттхефту пришлось 
немало повозиться с мо­

тоциклами, поэтому они не смогли 
пройти маршрут в полную силу, и 
даже Брандл не оправдал ожи­

даемых надежд. 

Гонщики ЧССР также не пол­

ностью реализовали намеченный 
план. Бржиза вынужден был 

остановиться и освободить закли­
нивший рычаг стартера, а Чеш-
пива — исправить колесо. 

В конце концов создалась ку­

рьезная ситуация — места среди 
национальных команд, не имею­
щих штрафных очков, не могли 

быть определены в первой гонке. 

Во второй гонке Шнейдевинд, 

член команды ГДР, боровшейся 
за «Серебряный кубок», на мо­

тоцикле «Симеон» класса 75 см

развил большую скорость, чем 
Брандл, и стал лидером в своем 

классе. В третьей гонке первым 
был австрийский гонщик Дитрих 
на мотоцикле «Пух» класса 

125 см

3

«Мировой трофей» завоевала 

команда Чехословакии в составе 
Чемуса, Мразека, Чешпивы, Ма-
шиты, Фойтика и Бржизы, при­
шедшая к финишу с 99,4 допол­
нительными штрафными очками. 
Второй была команда ФРГ с 

108,5 и третьей — команда  Г Д Р с 

339,8 очками. 

С «Серебряным кубком» уехала 

чехословацкая команда В, полу­
чившая 264,2 очка, за ней при­

шли команды А ЧССР и ФРГ с 

292,0 и 333,7 очками соответст­
венно. Ни одна из этих шести 
команд не имела штрафных оч­
ков. 

Последний раз в Крконошах 

Чемпионат Европы 1972 г. не 

принес ничего нового. Число 
участников было относительно 
мало — на открытии чемпионата 
в Испании, например, было толь­
ко 60 гонщиков. Победили гонщи­
ки на мотоциклах «Цюндапп» во 
всех классах до 175 и «Явах» 
класса 250 см

3

. Наиболее запо­

мнилась в этих соревнованиях 
снеговая буря, оставившая 30-

сантиметровый слой снега. Это 

произошло в Гьюдараме — гор­

ном районе Испании. 

Намного интереснее прошли 

47-е Международные мотоциклет­
ные соревнования в Шпиндлеро-
вом Млине. ФИМ внесла неко­

торые изменения в правила. В 

командах, борющихся за «Сере­

бряный кубок», опять должны 
быть мотоциклы не менее двух 
классов. Уровень шума стал из­
меряться не только при ускоре­
нии, но и при техническом кон­

троле. Нашел применение стати­
ческий метод измерения. 

Но главные изменения касались 

подсчета очков. Команде стали 
начисляться очки за каждого 
гонщика после каждого этапа, а 
ведущий гонщик, по которому 
ведется подсчет очков остальных, 
выявляться по окончании сорев­

нований. 

Прекрасно организованные 47-е 

109 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

соревнования были рекордными. 

На старт вышло небывало боль­
шое число участников — 379 из 
18 стран. За «Мировой трофей» 

боролись 13 команд. В борьбе 
за «Серебряный кубок» стартова­
ло 26 команд. 

Первый этап, казалось бы, 

свидетельствовал, что события 
разворачиваются по традицион­
ному сценарию и основными со­
перниками в борьбе за «Миро­
вой трофей» будут ЧССР и ФРГ. 
Вот результаты первого дня со­
ревнований: первое место ФРГ с 

18,6, второе — ЧССР с 29,4 и тре­

т ь е —  Г Д Р с 179,0 дополнитель­
ными очками. Количество штраф­
ных очков у всех трех команд 
равно нулю. 

Трасса в Крконошах, размытая 

многодневными ливнями, создава­

ла для гонщиков и мотоциклов 

большую нагрузку (рис. 79). 

Изменения произошли на 

втором этапе. Бринкманн на мо­

тоцикле «Цюндапп 50» опоздал 
на 7 мин, за что был оштра­
фован на 4 очка. Дальнейшую 
борьбу за высший трофей коман­

да ЧССР вела с командами ГДР, 

СССР, Италии и США. 

Современную тактику использо­

вала команда ГДР. Определял 

ее трехкратный чемпион мира в 

мотокроссе Фридрихе, выступав­
ший на мотоцикле класса 500 см

в команде, боровшейся за «Сере­

бряный кубок». Его главной зада­
чей было отнимать очки у чехо­
словацкой команды, борющейся 

за «Мировой трофей». В конце 
концов гонщик из  Г Д Р завершил 
гонку непосредственно за чехо­
словацким гонщиком с разницей 
в очках, равной 800. Победила 
команда Чехословакии, которую 

составили Чемус, Мразек, Чешпи-

ва, Цисарж, Фойтик и Бржиза. 
Триумфом команды ЧССР были 
и два первых места в борьбе за 
«Серебряный кубок». 

Завершение соревнований за 

«Мировой трофей» без штрафных 

очков было высоким достижением 
молодых советских гонщиков, вы­
ступавших на мотоциклах «Ява». 
Американцы в последний день 
получили 47 штрафных очков. 

Всех удивили итальянцы. Не 

только тем, что закончили сорев­
нования за «Мировой трофей» 
без штрафных очков, завоевав 
третье место, но и тем, что из-
за незаинтересованности итальян­
ских мотоциклостроителей в ше­

стидневных мотоциклетных сорев­

нованиях заменили свои мотоцик­

лы с четырехтактными двигате­
лями на КТМ с двухтактными 
двигателями. 

Преимущество класса 125 см

Как известно, на мотоциклах 

для шестидневных соревнований 

преобладают двухтактные одно­
цилиндровые двигатели. В дока­

зательство приведем два приме­
ра: из 379 стартовавших лишь 
на 26 (6,1 %) мотоциклах стояли 
четырехтактные, а на 11 (2,9 %) — 

двухцилиндровые двигатели. 

Технических новинок было ма­

ло. Двухтактные двигатели на мо­
тоциклах для шестидневных со­

ревнований имели простейшее 

оборудование с газораспределе­
нием поршнем, со смазкой сме­
сью топлива и масла. Охлажде­
ние во всех случаях воздушное. 
Новым в то время было вееро­

образное оребрение головки ци­
линдра. Двигатели «Сахс» отли-

110 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 79. Трасса Международных шестидневных соревнований в Крконошах характеризо­
валась трудными спусками и каменистыми дорогами 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

чались весьма перспективным 

элементом: на них было установ­
лено бесконтактное зажигание 
при высоком напряжении, разра­
ботанное испанской фирмой «Мо­
топлат». 

Почти все коробки передач 

были двухвальными с пятью или 
шестью ступенями. Трансмиссии 
отличались в основном сцепле­
нием — сухим или мокрым, а так­
же наличием или отсутствием ко­
жуха на вторичной цепной пере­

даче. 

Наибольшие сложности кон­

структорам и испытателям доста­
вило измерение уровня шума. Вы­
пускные патрубки имеют относи­
тельно большой внутренний объ­
ем, их поверхность часто прихо­

дится изолировать против излу­

чения шума. Резонировать могут 

и длинные охлаждающие ребра 
цилиндра и его головки. 

Образцом коробки передач для 

мотоциклов эндуро являются ко­
робки кроссовых мотоциклов. 
Таким же образом осущест­
вляется амортизация обоих колес. 

Определяется диаметр колес: пе­
реднего  2 1 " , заднего 18". Улучше­
нию качества колес способствуют 
также разработчики шин и по­
крышек новых типов (рис. 80). 

. Часто гонщик вынужден был 

мириться с тем, что при мон­

таже заднего колеса ему необхо­
димо было снимать цепь, что 
являлось большим недостатком 
для спортивного мотоцикла, осо­
бенно в условиях шестидневных 
соревнований. Другим недостат­
ком является сокращение числа 
оборудования и запасных частей 

для облегчения мотоцикла. 

Табл. 18 дает представление о 

разнообразии мотоциклов на со­
ревнованиях 1972 г. 

Мотоцикл «Джилера» 
выручил Гритти 

Чемпионат Европы 1973 г. про­

водился вблизи Барселоны и не 
принес ничего нового. Среди низ­
ших классов господствовали мо­

тоциклы «Цюндапп» (рис. 81); 
в классах 250 см

3

 и выше — 

«Ява». Абсолютным чемпионом 

стал, безусловно, К. Машита. 

Интересно проходил второй 

этап соревнований в Эшвеге. В 

трех высших классах и на этот 

раз победили гонщики на мото­
циклах «Ява». Однако для гон­
щиков на мотоциклах «Цюндапп» 
в домашних условиях объявился 
неожиданный для них конку­

рент — итальянец А. Гритти. Вы­
ступая на мотоцикле «Джилера», 
он победил Виттхёфта на мото­
цикле «Цюндапп» класса 125 см

с разницей в 8 дополнительных 
очков. 

Руководитель итальянской 

команды Перини сказал: «С ме­

далями сейчас у нас нет проблем. 

Нам нужны только результаты!» 

В Поважске-Бистрице прохо­

дил третий этап. И здесь пер-

1 1 2 

Рис. 80. Старая и новая шииы «Барум» 

Новая отличается большим объемом 

камеры, более широкой беговой дорожкой, 

а также лучшей защитой обода колеса 

от повреждений 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 81. Мотоцикл «Цюндапп» отличается хорошим охлаждением головки цилиндра 

двигателя 

венствовали гонщики ФРГ на мо­

тоциклах «Цюндапп» в классах 
до 175 см

3

. Гонщики ЧССР вы­

нуждены были уступить победу 
в классе выше 350 см

3

 гонщику 

команды  Г Д Р Вилламовски, вы­

ступавшему на мотоцикле МЦ. 

Чемпионат Европы в классах 

до 175 см

3

 завершился победой 

пяти гонщиков на мотоциклах 
«Цюндапп», а в классах 250 см

и выше — трех на мотоциклах 
«Ява». 

В Америку за «Трофеем» 

Центром соревнований стал не­

большой городок Далтон в штате 
Массачусетс. Кроме нескольких 
моментов превышения власти со 

стороны неопытных организато­

ров, соревнования прошли успеш­
но. Богатство американского мо­

тоциклетного рынка вызвало 
заметный интерес изготовителей 

мотоциклов других стран. С точки 
зрения коммерции успех в Аме­
рике более значителен, чем в Ев­
ропе. Необычное внимание к гон­
щикам проявили японские и ав­

стрийские изготовители. 

На первом этапе соревнований 

стартовало всего 302 гонщика из 

18 стран, из них 12 команд 

боролись за «Мировой трофей» 
и 25 — за «Серебряный кубок». 

Коммерческая сторона соревно­

ваний бросалась в глаза уже на 
парке-стоянке. Площадка для об­

служивания была заполнена раз-

113 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Т а б л и ц а 18 

Число мотоциклов на соревнованиях

 1972

 г. 

(в скобках указано число мотоциклов, пришедших к финишу соревнований) 

Страна-изготовитель 

Класс, см

Всего 

Страна-изготовитель 

50 

75 

100 

125 

175 

250 

350 

500 

750 

Всего 

ЧССР 

— 

4(4) 

2(2) 

1(1) 

14(9) 

20(17) 

23(17) 

12(11) 

— 

76(61) 

Австрия 

— 

— 

6(5) 

19(12) 

33(22) 

1(0) 

— 

— 

— 

59(39) 

Швеция 

— 

4(1) 

22(13) 

5(4) 

7(6) 

2(1) 

6(4) 

2(1) 

48(30) 

ФРГ 

2(2) 

3(3) 

7(5) 

18(9) 

2(1) 

4(1) 

1(1) 

6(4) 

3(1) 

46(27) 

Испания 

— 

— 

— 

— 

— 

35(11) 

6(3) 

1(0) 

— 

42(14) 

Великобритания 

— 

— 

— 

9(1) 

7(7) 

— 

— 

6(3) 

5(2) 

27(13) 

ГДР 

— 

4(3) 

4(2) 

— 

— 

6(5) 

7(5) 

4(4) 

— 

25(19) 

Италия 

— 

1(1) 

7(4) 

5(4) 

— 

— 

— 

— 

14(10) 

США 

— 

— 

1(1) 

4(4) 

3(1) 

2(1) 

— 

1(1) 

2(0) 

13(8) 

Нидерланды 

1(0) 

1(1) 

2(0) 

7(4) 

1(1) 

— 

— 

— 

— 

12(6) 

Япония 

— 

— 

— 

3(0) 

2(2) 

2(1) 

— 

2(0) 

— 

9(3) 

ПНР 

— 

— 

— 

3(0) 

4(1) 

— 

— 

— 

— 

7(1) 

Швейцария 

— 

— 

— 

— 

— 

— 

— 

1(0) 

— 

1(0) 

Всего 

4(3) 

12(11) 

27(17) 

93(48) 

76(52) 

77(42) 

39(27) 

39(27) 

12(4) 

379(231) 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

личным вспомогательным обору­

дованием, которым могли пользо­

ваться гонщики и техники, а за 

доллары — и просто посетители 
без пропусков. 

Каждый этап представлял со­

бой сложную кольцевую трассу 

длиной 300 км. Помощь гонщи­

кам группы обслуживания, кото­
рая в нарушение правил оказы­
валась на некоторых соревнова­
ниях, здесь была невозможна 

благодаря энергии организаторов, 

контролирующих ход соревнова­
ний на мотоциклах и с фото­
аппаратами. 

После первого этапа было ожи­

вленно. Гонщики из  Г Д Р пре­
кратили соревнования, так как в 
их двигателях на мотоциклах МЦ 

и «Симеон» прогорели поршневые 
кольца из-за применения непод­
ходящего масла. 

О новых волнениях позаботи­

лась полиция. Стражи порядка 
сообщили, что более 100 гонщи­
ков превысили скоростной предел 
55 миль в час, то есть 88 км/ч, 

и предупредили, что при повтор­
ном нарушении гонщики будут 

сниматься с трассы. Возникла 
угроза прекращения соревнова­
ний. 

Первую половину маршрута 

прошли без штрафных очков 

лишь команды ЧССР и Австрии. 
Чехословацкие гонщики на 
«Явах» по сравнению со своими 
конкурентами, выступавшими на 

мотоциклах «Пух 125», «Пух 175» 
и «Пух 250», завоевали больше 

дополнительных очков и в соот­

ветствии с указаниями руководи­
телей не рисковали на специаль­
ных испытаниях. 

Четвертый день ознаменовался 

получением штрафных очков дву­

мя гонщиками из команды Ав­

стрии. Судьба шестидневных со­

ревнований теперь решалась на 

трассе. 

Заключительная гонка впервые 

в истории шестидневных соревно­
ваний проводилась на пересечен­
ной местности, а не на шос­

сейном кольце. Однако она уже 
не изменила результатов соревно­
ваний. 

В борьбе за «Серебряный ку­

бок» И. Рабас утопил свой мото­
цикл в болоте, в результате чего 

команда ЧССР вернулась домой 

только с одним трофеем. 

Таким образом, команда ЧССР 

в составе Ф. Мразека и П. Че­
муса на «Явах 250», К. Машиты 
и Й. Цисаржа на «Явах 350», 
Й. Фойтика и 3. Чешпивы на 
«Явах 500» с 926 дополнительны­
ми, но без штрафных очков, за­
воевала «Мировой трофей». Вто­
рыми были гонщики Великобри­

тании (с 4 штрафными и 2483 
дополнительными очками), треть­

ими — Австрии (10 и 4131), чет­
вертыми — ФРГ (16 и 644). 

«Серебряный кубок» выиграла 

команда США (8 и 1759), вто­
рое место заняла команда А Шве­
ции (23 и 570), третье — команда 
В ЧССР (42 и 912). 

Четырехтактные двигатели 

снова отступают 

Наиболее значительной переме­

ной в мотоциклетном парке был 
переход итальянской команды на 

двухтактные двигатели для мото­

циклов итальянского или австрий­

ского производства. Единственны­

ми гонщиками, еще сохранявши­
ми верность четырехтактным дви­
гателям, были англичане. 

1 1 5 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..