Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 5

 

  Главная      Книги - Разные     Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - 1990 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

 

Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 5

 

 

второй день соревнований. Италь­

янец Саини застрял в болоте, но 
еще хуже пришлось другому 
итальянцу по фамилии Д. Ара из 
команды, боровшейся за «Между­

народный трофей». Ему пришлось 
прямо среди болота ремонтиро­
вать незакрытую цепную переда­

чу, в результате чего он получил 
одно штрафное очко. Во вторник 
потеряли все надежды на победу 
и немецкие гонщики. Боднер, член 
команды, боровшейся за «Меж­

дународный трофей», после по­

ломки своего мотоцикла  Д К В 

заменил его мотоциклом той же 
марки другого гонщика (Г. От-

то), который в интересах коман­
ды выбыл из соревнований. После 
того как эта махинация откры­
лась, оба гонщика были, конечно, 
дисквалифицированы. 

Третий день благодаря пре­

красной погоде прошел спокой­
но, но без штрафных очков к это­
му времени оставались лишь две 
команды — Чехословакии и Вели­
кобритании. 

Гора Эттальберг со своим кру­

тым подъемом на четвертом этапе 

осталась незабываемым воспоми­
нанием для участников шести­

дневных соревнований. Мотоцик­
лы с колясками здесь было раз­

решено толкать зрителям и орга­
низаторам, чтобы соревнования 

вообще не оказались законченны­
ми в этом трудном месте. Англи­
чане хорошо преодолевали подъ­

ем на своих тяжелых мотоцик­
лах, но из-за лопнувшей рамы на 
одном из мотоциклов команда Ве­

ликобритании получила 300 

штрафных очков. 

68 

Рис. 53. Вброд через реку Исар 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Заключительный этап соревно­

ваний прошел по сценарию ру­
ководителя чехословацкой коман­

ды, боровшейся за «Международ­
ный трофей», который призывал 
своих гонщиков к осторожности 
и рассудительности в последней 
часовой гонке. 

Команда Чехословакии в соста­

ве Соучека, Б. Роучки, выступав­
ших на мотоциклах 43 125, Пуди-

ла, Поланки на мотоциклах 

43 150, а также Климта, Шеди-
ны на «Явах 250» победила в 

этих соревнованиях, итальянская 
команда была второй с одним 
штрафным очком, а третьей — 
команда Великобритании с 300 
штрафными очками. 

Тактика, предложенная руко­

водителем чехословацкой коман­

ды, боровшейся за «Международ­

ный трофей», не оправдала себя 
на заключительном 7-километро­
вом круге, по которому шли пять 

команд, боровшихся за «Серебря­
ный кубок» и не имеющих штраф­
ных очков. После жестокого боя 

победили гонщики-любители из 
Нидерландов благодаря в основ­
ном молодому гонщику Янсену, 

выступавшему на мотоцикле 
4 3 125. 

Конец эры четырехтактных двига­

телей? 

В соревнованиях 1957 г., про­

ходивших в Шпиндлерове Млине 
в горах Крконоше (Чехия), боль­
шинство участников учли опыт 

прошлых лет. Больше стало лег­
ких мотоциклов, снабженных 

двухтактным двигателем с рабо­
чим объемом 250 см

3

. Из 246, 

вышедших на старт, их было 110; 
56 мотоциклов было класса 

Т а б л и ц а 9 

Результаты сореввований 1956 г. 

Страна 

Стар­

товало 

Количество зо­

лотых недален 

Спортсмен

ы 

ФРГ + ГДР 
Великобритания 
Италия 

Чехословакия 

Нидерланды 

СССР 
Остальные (12) 

71 

46 
24 
23 
20 

19 

110 

42

  ( 5 9 % ) 

15

 (33%) 

7(29%) 

19 (82%) 

10(50%) 

3(16%) 

24 (22%) 

Мотоцикл

ы 

ФРГ 
Чехословакия 
Великобритания 
Италия 
Швеция 

Австрия 
Остальные (5) 

Всего 

92 
71 
59 
24 

18 
15 

34 

313 

52 (56%) 
31 (44%) 

18 (30%) 

7 (29%) 

6 (33%) 

5

 (33%) 

1 ( 3 % ) 

120  ( 3 9 % ) 

175 см

3

, 44 — до 125 см

3

, 29 — 

до 350 см

3

, 4 — до 100 см

3

, только 

два мотоцикла имели двигатели 

класса 500 см

3

 и один — 650 см

3

Мотоциклы с колясками впервые 
по решению ФИМ не участво­
вали в соревнованиях. 

Только 9,8 % мотоциклов имело 

четырехтактные двигатели. К ним 
относятся мотоциклы «Симсон» 
из ГДР (рис. 54), НСУ и «Вик­

тория» из ФРГ, легкие итальян­

ские мотоциклы «Лаверда», 
«Джилера» и «Каприола» и ан­
глийские «Триумф» и БСА. 

Все двигатели имели сравни­

тельно низкую степень сжатия, 
так как работали на бензине с 
октановым числом 80. 

Мотоциклы фаворитов, то есть 

гонщиков ФРГ (рис. 55) и Че­

хословакии, имели в основном ко­

леса больших диаметров: перед­

ние  2 1 " , задние 19". 

Команда Чехословакии, боров-

69 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 54. Мотоцикл «Симеон 250» с четырехтактным двигателем 

Рис. 55. Команда ФРГ, выигравшая «Международный трофей» 1957 г., во многом обязана 

мотоциклам «Цюндапп» (слева) и «Майко» (справа) с двухтактными двигателями 

70 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

шаяся за «Международный тро­
фей», шла на легких мотоциклах 
ЧЗ 125 и ЧЗ 175 с зажиганием 
от магнето и четырехступенчатой 
коробкой передач, а также на 

мотоциклах «Ява 250» с одно­
цилиндровым и «Ява 350» с двух­
цилиндровым двигателями. По­

следние имели зажигание от ак­
кумулятора, коробку передач с 
контрприводом и автоматическим 
выключением. Как и у дорожных 
мотоциклов этой же марки, рамы 
были изготовлены из труб четы­
рехгранного сечения. 

Из мотоциклов ФРГ наиболь­

шего внимания с технической 

точки зрения удостоились мото­

циклы НСУ классов 175, 250, 

300 см

3

 с четырехтактным двига­

телем и верхним расположением 
распределительного вала. Но 
команда, боровшаяся за «Между­

народный трофей», пользовалась 

более совершенными, легкими и 

простыми мотоциклами «Майко» 
и «Цюндапп». Мотоциклы обеих 
марок имели двигатели с рабо­
чим объемом до 250 см

3

. Чтобы 

получить мотоциклы еще одного, 

третьего, класса, рабочий объем 
двигателей был увеличен: у марки 

«Цюндапп» до 262 см

3

, у «Май­

ко» до 272 см

3

. Конструктивной 

особенностью мотоцикла «Майко» 
была рама, выполненная зам­
кнутой, с очень большим внутрен­

ним объемом. «Цюндапп» был 

оборудован передней и задней 

маятниковыми вилками. 

В соревнованиях участвовало 

54 гонщика из Чехословакии, 
столько же выступало за объеди­
ненную команду ФРГ и ГДР, из 
них 38 были представителями 

ФРГ и 16 — ГДР. От Велико­
британии выступали всего 7 гон­
щиков, причем четверо из них 
шли на мотоциклах чехословацко­
го производства. 

71 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Холодно и моросит 

Чехословацкие организаторы 

решили ограничить влияние по­
годы на ход соревнования, поэ­

тому вместо Готвальдова они 

предложили маршрут по камени­

стым дорогам Крконоше. Однако 
это не помогло: камни под дож­

дем стали скользкими, а пыльную 

глину Моравии дождь и колеса 
мотоциклов превратили в без­

донное болото. Погода превзошла 

все пессимистические предсказа­
ния. Холодно и дождливо стало 

уже во время трехдневного техни­

ческого осмотра мотоциклов и в 
первый день соревнований. 15 

сентября, в воскресенье, продол­
жительный дождь на Крконоше 
еще более усилился. Послеобе­

денная часть соревнований прохо­
дила по так называемым «Синим 

камням», настолько сильно забо­

лоченным, что их синяя окраска, 
давшая им название, была не 

видна. 

На второй день к дождю до­

бавились ледяная крупа, снег и 

туман.  Д а ж е старожилы не по­

мнили другого сентября с белы­
ми заснеженными вершинами 
гор. 

В течение третьего дня соревно­

ваний только моросило и был ту­
ман, на четвертый опять пошла 
густая пороша, и гонщикам при­
шлось преодолевать снеговые 

участки. Дождь пятого дня сорев­

нований не был таким уж силь­
ным, но зато не прекращался в 

течение всего дня (рис. 56). В 

пятницу в конце концов проясни­

лось. 

О трудностях соревнований в 

течение шести дней свидетель­
ствует табл. 10. 

Т а б л и ц а  1 0 

Количество гонщиков, стартовавших на 

различных этапах соревнований 1957 г. 

и сошедших с дистанции 

Этап 

Стартовало 

Сошло с дистан­

ции 



Всего 

246 

165 

154 
147 
126 

95 

246 

81  ( 3 3 % ) 

11 (7%) 

7  ( 4 % ) 

21 (14%) 
31 (25%) 

1 ( 1%) 

152 (62%) 

Путь к победе команды ФРГ 

значительно усложняли гонщики 
Чехословакии до тех пор, пока 

у них не отказали коробки пере­

дач на мотоциклах ЧЗ — первая 

на мотоцикле Поланки. В ре-

Рис. 56. Во время шестидневных сорев­
нований в Шпиндлеровском Млиие из-за 

дождей разлились ручьи и реки 

72 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

зультате чехословацкие гонщики, 

боровшиеся за «Международный 
трофей», получили 500 штрафных 
очков, а вместе с ними потеряли 
надежду на успех. 

Из итальянской шестерки до 

финиша доехали лишь двое на 

мотоциклах «Джилера 175». Бо­

лее слабые мотоциклы сошли с 

маршрута на третьем и четвертом 

этапах. 

Довольно курьезной была си­

туация и среди команд, боров­

шихся за «Серебряный кубок», 
где победила чехословацкая 
команда А на мотоциклах «Ява» 

в составе трех гонщиков. Из 20 
стартовавших команд с четырьмя 
гонщиками, в каждой до финиша 

добрались всего три с тремя гон­

щиками, восемь — с двумя, 
шесть — с одним. Три команды 
выбыли из борьбы на первых че­

тырех этапах. 

Историческая победа 

команды Чехословакии 

Двадцать чехословацких гон­

щиков на мотоциклах «Ява» и 
43 стартовали на 33-х Между­
народных шестидневных соревно­
ваниях в Гармиш-Партенкирхене 
и все 20 получили золотые ме­

дали. Команда Чехословакии в 
составе Климта, Шедины (рис. 
57), Матейки, Поланки, Пудила 
и Б. Роучки на мотоциклах 
«Ява 250», «Ява 350», 43 175 и 
43 125 завоевали «Международ­
ный трофей», кроме того, в борь­
бе за «Серебряный кубок» также 
победила команда Чехословакии, 
были выиграны первенства среди 

заводских и клубных команд. Та­

кого успеха за всю историю ше­

стидневных соревнований еще ни­

кто не достигал. 

В чехословацкие мотоциклы 

при подготовке к соревнованиям 
не вносилось никаких коренных 
изменений. Лишь благодаря не­
значительным модернизациям и 
большому вниманию при подго­

товке мотоциклов был достигнут 
такой успех. 

На мотоциклах 43 была улуч­

шена вся трансмиссия, а у мо­

тоцикла «Ява» были модерни­
зированы алюминиевые цилиндры 
с штампованными гильзами, а 
также установлены новые задние 
рессоры и амортизирующие эле­
менты. Победе способствовали и 
колеса «Барум» с традиционно 
хорошей резиной. 

73 

Рис. 57. Надежная опора команды Чехо­
словакии в борьбе за «Международный 

трофей»— В. Шедина 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А как остальные? 

Организаторы приложили не­

мало труда для обеспечения нор­
мального хода всех этапов сорев­
нований и выбора подходящей 

трассы. Несмотря на то что трас­
са не была легкой, а перио­
дически повторяющийся дождь ее 
еще больше усложнял, между 
тремя командами, боровшимися 
за «Международный трофей», и 
пятью командами, разыгрывав­

шими «Серебряный кубок», все 
решилось лишь в заключительной 

часовой гонке. 

Хозяева соревнований проигра­

ли гостям в заключительной гон­
ке из-за прогоревшего поршня в 
мотоцикле «Цюндапп 250» у гон­
щика Хесслера. Итальянцы на 

легких мотоциклах «Джилера» с 
четырехтактным двигателем и па­

раллельными клапанами на время 
часовой гонки установили ско­
ростную передачу, но этим скорее 
навредили своим двигателям, чем 
помогли. Для конкуренции мо­

тоциклам с двухтактным двигате­
лем их не хватило. 

Г Д Р впервые послала своих 

гонщиков под своим флагом. Им 
все же не хватало пока опыта 
международных соревнований. 

Интересной и перспективной была 
конструкция крышки с двумя про­
филированными резиновыми труб­
ками на цепном приводе у их 
мотоциклов МЦ. 

Англичанам пришлось осо­

знать, что старыми заслугами 

гордиться можно, но нельзя долго 
побеждать. Однако они продол­

жали оставаться верными классу 
выше 350 см

3

. Двое из шести 

гонщиков их команды, боровшей­
ся за «Международный трофей», 

сошли с дистанции уже во второй 

день. 

Еще одна победа 

гонщиков Чехословакии 

Автомотоклуб Чехословакии, 

конечно же, использовал свое 
право на организацию 34-х Меж­

дународных шестидневных мото­
циклетных соревнований в 1959 г. 
Для обеспечения лучших быто­
вых условий гонщикам центром 
соревнований был опять избран 

Готвальдов. Первый этап для 

знакомства с условиями соревно-

Т а б л и ц а 11 

Количество гонщиков, участвовавших 

в Международных шестидневных 

соревнованиях 1959 г. на мотоциклах 

различных классов 

Страна 

Класс, см

Все­

го 

Страна 

75  100  125  175  250  150 

свы­

ше 

350 

Все­

го 

Чехослова­
кия 

8  13  21  4 

46 

Чехослова­
кия 

8  13  21  4 

46 

ФРГ 

2  16  17  2 

40 

Польша 

3  10 

4  3  3  23 

СССР 

3  10  9 

22 

ГДР 

5  12  3 

20 

Италия 

5  4 

16 

Нидерланды 

7  1 

15 

Великобри­
тания 

3  3 

13 

Великобри­
тания 

3  3 

13 

Румыния 

6  2 

11 

Швейцария 

5  1 

10 

Болгария 

2  2 

3  1 

Швеция 

2  2 

Бельгия 

Финляндия 

Ирландия 

Дания 

Всего 

4  3  32  67  102  27  10  245 

74 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ваний был более легким, и для 

исключения очень поздних при­

бытий на финиш уже в темное 

время суток трасса была значи­

тельно сокращена, приблизитель­

но на 300 км. 

Соревнования отразили тенден­

ции производства мотоциклов в 

западно-европейских странах в то 

время. В конце 50-х годов не­

бывало возрастает спрос на авто­

мобили, а сбыт двухколесных 
моторизованных средств передви­

жения затрудняется. 

Одновременно с этим все более 

широким становится участие в 
шестидневных мотоциклетных со­
ревнованиях социалистических 

стран (табл. 11). 

Во время заключительной ча­

совой гонки были установлены 
следующие средние скорости: для 
мотоциклов класса 75 см

3

 — 

58 км/ч, 100 см

3

 — 64 км/ч, 

125 см

3

 — 68 км/ч, 175 см

3

 — 

75 км/ч, 250 см

3

 — 82 км/ч, 350 

см

3

 — 89 км/ч, свыше 350 см

3

 — 

95 км/ч. 

Восемь команд, боровшихся 

за «Международный трофей» 

1.  Ч е х о с л о в а к и я — 1 штраф­

ное очко. 

Успех чехословацких мотоцик­

листов в Гармиш-Партенкирхене 
еще более возрос — все 46 чехо­
словацких гонщиков дошли до 
финиша. В борьбе за «Междуна­
родный трофей» победила коман­

да в составе: В. Шедина — мото­

цикл «Ява 350», С. Климт — 
«Ява 250», А. Матейка — «Ява 

250», И. Пудил — ЧЗ 175, 3. По-
ланка — ЧЗ 175, Б. Роучка — 
ЧЗ 125. Штрафное очко получил 

Поланка за невыполнение старто­

вых испытаний в первый день 

соревнований. Любопытно, что ни 

на «Яве», ни на ЧЗ не было ни­

каких замен. Кроме того, гон­

щики Чехословакии победили на 

«Явах», опередив свою же коман­

ду В на мотоциклах ЧЗ также 

и в борьбе за «Серебряный 

кубок» (рис. 58 и 59). 

2. Италия — 206 штрафных оч­

ков и 3248,7 дополнительных. 

Итальянские гонщики шли на 

двух мотоциклах «Каприоло 125», 

имевших двигатель с верхним 
расположением распределитель­
ного вала и необычными плос­
кими кулачками на вертикальном 
кулачковом вале, и на четырех 
мотоциклах «Гуцци 175» и «Гуц-
ци 250». 

Из-за трудностей при старте и 

разгоне итальянцы монтировали 
на двигателе разогревающие све­

чи. Надежды на успех пропали, 
когда у одного из мотоциклов 
«Гуцци 250» прогорел поршень. 

3.  Г Д Р — 206 штрафных очков 

и 2673,9 дополнительных. 

Гонщики  Г Д Р впервые старто­

вали в борьбе за «Международ­
ный трофей». Мотоциклы МЦ 175 
и МЦ 250 с двухтактным двига­

телем привлекали своей надеж­

ностью, мощностью и, главное, 
подвеской обоих колес, которая 

хорошо показала себя до самого 
финиша. Однако не оправдали 
себя мотоциклы «Симсон» с четы­
рехтактными двигателями. 

4. СССР — 300 штрафных оч­

ков. 

Команда СССР стартовала 

только в шоссейной гонке. 

75 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 58. В конце 50-х гг. лучшими спортивными мотоциклами были «Ява» (вверху) 
и ЧЗ (внизу), надежные и способные развивать высокую скорость 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 59. Команда Чехословакии, завоевавшая «Международный трофей» в 1959 г. Слева 
направо: Я. Пудил, 3. Поланка, Б. Роучка, С. Климт, А. Матейка, В. Шедина и руково­

дитель Я Крживка 

5. Швеция — 801 штрафное оч­

ко. 

У гонщика Скогсмо на мото­

цикле «Монарк 125» в первый 

день соревнований отказал руч­

ной тормоз, и в течение разре­
шенного утреннего времени он 

сумел наладить задний тормоз 
так, что им можно было управ­

лять также и рукой. Техничес­

кие арбитры, однако, оценили 

его как «два независимых друг 
от друга тормоза», и гонщик был 
снят с соревнований. 

6. ФРГ—1000 штрафных оч­

ков. 

Тысячу очков ровно поделили 

гонщики Граф на мотоцикле 

«Цюндапп», у которого сгорело 

сцепление, и Кампер на «Майко» 

с поврежденной передней вил­

кой. 

7. Великобритания — 1301 

штрафное очко. 

8. Польша — 1640 штрафных 

очков. 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ШЕСТИДНЕВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ 

В КУРОРТНЫХ МЕСТНОСТЯХ (1960—1963 гг.) 

Поскольку одна страна не име­

ет права два года подряд орга­

низовывать у себя соревнования, 
место проведения следующих ше­

стидневных соревнований было не 
ясно. Желающих взять на себя 
сложную и дорогостоящую орга­

низацию не находилось, и ФИМ 
была рада, когда Австрия согла­

силась принять у себя гонщиков 
мира в Бад-Аусзе (рис. 60). 

Новшеством в правилах ФИМ 

было введение специальных ис­
пытаний. Кроме часовой заклю­
чительной гонки в соревнования 
были включены два шоссейных 

этапа в гору, две гонки по пере­
сеченной местности и испытания 
на ускорение и торможение. 

За выполнение каждого испыта­

ния гонщику начислялись очки, 
которые определяли делением са­
мого быстрого времени в классе 
на время прохождения дистанции 

данным гонщиком, умноженным 

на 60. Целью нового правила, 
которое после некоторых уточне­
ний существует и до сих пор, бы­

ло повысить спортивное значение 
Международных шестидневных 

мотоциклетных соревнований, 

снизив влияние на их результат 
часовой гонки, при которой уста­
новленные средние скорости для 
отдельных классов мотоциклов 
вызвали много споров. 

Организация и ход 35-х Меж­

дународных соревнований не до­
ставили мотоциклистам много ра­
дости. Кроме команд, боровших­
ся за «Международный трофей» 

уже в прошлом году, в них при­
няли участие и австрийцы, кото­
рые победили, чему, бесспорно, 
способствовали «родные стены». 

В этих соревнованиях маршрут 

был проложен в основном по 

шоссе при больших перепадах вы­

сот, а также по двум участкам, 
проходящим по историческим ме­
стам «Св. Анна» и «Св. Ос­
вальд». 

Результаты соревнований уже 

определились в значительной сте­
пени в первых стартах. Команде 
Чехословакии принес одно штраф­

ное очко неудачник Поланка, 
Великобритании — Морам, совет­

ской команде — Григорьев, а 
команде  Г Д Р — Кинке. Одно 
курьезное штрафное очко получил 
швед Хогман для своей коман­
ды, боровшейся за «Международ­
ный трофей» — хотя двигатель не 
подвел, но при разгоне у его 
мотоцикла лопнула цепная пере­

дача. 

А вот другие результаты: 

два послевоенных рекорда уста­

новлены на этих соревнованиях: 

54 % участников получили золо­
тые медали и лишь 17

 %

 сошли 

с дистанции; 

первое успешное выступление 

78 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

мотоциклов класса 50 см

3

 и мо­

тороллеров; 

гонщик Нахтманн на БМВ 600 

получил максимально возможное 
число дополнительных очков; 

наибольшее число дополнитель­

ных очков среди команд, боров­
шихся за «Международный тро­
фей», получила команда ГДР 

(12 168), а среди команд, боров­

шихся за «Серебряный кубок», -
команда Италии (8280); 

среди команд, выставивших не 

менее пяти гонщиков, больше все­
го сошло с дистанции в коман­

де Великобритании — 34 %. 

Отклики журналистов 

«Свет мотору», Чехословакия 

«Шестидневные соревновани» 
полны ошибок». 

«Ауто-тоуринг», Австрия: «Д{ 

нынешних Международных ше 
стидневных соревнований Авс 

трии везло мало. Дважды «Меж 
дународный трофей» был потеряг 
в последний момент. И в этот 

раз начала вырисовываться такая 
же трагедия, но затем победи/, 
и в соревнованиях, и в битвах 

судейской коллегии красно-бело-

красный флаг команды Австрии» 

Рис. 60. Пестрая мотоциклетная стоянка в Бад-Аусзе на фоне гор 

79 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Мотоциклисмо»,  И т а л и я : 

«Команда Италии не выиграла 
«Международный трофей». Но 
при большом числе завоеванных 
медалей и триумфальной победе 
в борьбе за «Серебряный кубок» 
в целом можно уверенно сказать, 
что Италия является моральным 
победителем шестидневных сорев­
нований 1960 г.». 

«Дас Моторрад», ФРГ: «Бад-

Аусзе стал поражением, какого 
история шестидневных соревнова­
ний еще не знала». 

«Мотор», Нидерланды: «В ше­

стидневных соревнованиях вы­
игрывает седьмой день!..» 

«Мото ревю», Франция: «Ше­

стидневные соревнования закон­
чились без особого энтузиазма; 
все зависит от судейской колле­
гии». 

«Иллюстриртер мотоспорт», 

ГДР: «Шесть дней боролись гон­
щики, а шесть ночей — чиновни­

ки». 

«Мотор цикле», Великобрита­

ния: «Итак, еще одни Между­
народные шестидневные соревно­
вания сгорели в живом пламени 
разногласий. Итоги соревнований, 

закончившихся в Австрии, сви­
детельствуют, что Австрия выи­
грала главный приз — «Между­

народный трофей», но... Есть еще 

очень много «но»! 

Все для честного поединка 

Организацию следующих 36-х 

Международных шестидневных 
соревнований предложили Вели­
кобритании. По решению весен­
него конгресса ФИМ в 1961 г. 
был введен ряд изменений и до­
полнений в основные положения 
с целью повышения чисто спор­

тивного значения соревнований и 
безопасности на маршруте. 

Число специальных испытаний 

увеличилось до 11, в том числе: 
два вида испытаний на ускоре­

ние и торможение, два — на ус­
корение со скользящим финишем, 

три гонки в гору, три — по пере­

сеченной местности и уже из­
вестная часовая гонка. 

За каждое испытание назнача­

лось максимум 60 дополнитель­

ных очков по формуле: 

80 

Для ограничения влияния так­

тики езды наилучшее время в 

классе определялось как среднее 
время трех лучших гонщиков. 
В случае если в определенном 
классе стартовало два или четыре 
гонщика, бралось время лучшего 
гонщика. При одном же гонщике 
в классе его время могло быть 
улучшено на 5 % по сравнению 
с лучшим временем в более вы­
соком классе, но не ниже лучше­
го времени гонщика в более низ­
ком классе. 

Для повышения безопасности 

при прохождении мокрых асфаль­

товых участков было разрешено 
применять шины с протектором 
как у дорожных мотоциклов, при 
этом были точно определены раз­
меры и рисунок протектора 

(рис.  6 1 ) : 

глубина канавок  ( А = 1 3 мм); 
ширина продольной канавки 

( В = 9 , 5 мм); 

ширина поперечной канавки 

( С = 1 3 мм); 

расстояние между выступами 

на боковинах шины  ( Д = 2 2 мм); 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 61. Разрешенная пра­

вилами геометрия протектора 

расстояние между выступами 

боковин шин  ( Е ) . 

Утреннее время подготовки мо­

тоциклов к старту было сокра­

щено на минуту, невыполнение 
этого требования штрафовалось 
вычетом 20 дополнительных оч­
ков. 

Было решено, что участок, ко­

торый окажется непреодолимым, 
должен быть аннулирован. 

Организаторы лучше, 
чем мотоциклы 

Организаторы соревнований 

1961 г., проходивших в известном 

Лландриндод-Уэлсе, заслужива­
ют похвалы, особенно за то, что 
по-английски называется «fair 

play» — честность. Хозяева сорев­
нований, которых на старт вышло 

99 и которые в Уэлсе показали 

высокую спортивную подготовку, 
на этот раз, однако, не оправ­

дали ожиданий. Во второй день 
соревнований команда Велико­
британии выступала уже без двух 

гонщиков. Итальянцы потеряли 

два очка из-за ошибок органи­

заторов, когда Тагли из коман­
ды, боровшейся за «Международ­

ный трофей», проехал несколько 
пунктов контроля времени с пре­

дельно допустимым временем и 

еще одно допустимое время ис­
пользовал для проверки мотоцик­
ла перед заключительной гонкой. 
Два штрафных очка не изменили 
положения. 

Шведская национальная коман­

да получила штрафные очки из-
за гонщика Сьёсварда, который 

не сумел исправить заднее колесо 

(рис.  6 2 ) . 

Итог соревнований решался в 

драматическом бою фаворитов 

команды ФРГ и Чехословакии. 
Вначале по числу дополнительных 

очков вперед вышли гонщики 
ФРГ, однако на четвертом этапе 

Нахтманн на мотоцикле БМВ пе­

ресек черту во время испыта­
ний на ускорение и торможение. 
Гонщики Чехословакии при гонке 
по пересеченной местности разви­

ли исключительную скорость, и 

перед шестым днем разница со­
ставляла 28 дополнительных оч­
ков. В команде Чехословакии был 
использован новый мотоцикл 
класса 350 см

3

 с одноцилиндро­

вым двигателем, который заменил 

более тяжелый двухцилиндровый 
двухтактный двигатель с парал­
лельным расположением порш­

ней. Новый мотоцикл, однако, не 

81 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 62. Ремонт вряд ли будет быстрым 

оправдал надежд, так как пред­

варительно не был достаточно 
испытан. Руководитель команды 
ФРГ, боровшейся за «Междуна­
родный трофей», настроил своих 
гонщиков на спокойную, без рис­
ка езду в заключительной часо­
вой гонке, приведя к победе с 
преимуществом в два очка по 

сравнению с командой Италии, 
ставшей второй. 

«Серебряный кубок» получила 

команда В Чехословакии, опере­
див свою же команду А. 

С какой тактикой 

в

 Гармиш-Партенкирхен? 

До тех пор пока охранители 

природы не отвоевали зеленую 
зону в борьбе с мотоциклами, ба­
варский Гармиш-Партенкирхен 
был исключительным местом для 
проведения соревнований эндуро. 
Достаточное количество хороших 

в бытовом отношении гостинич­

ных номеров для размещения ор­
ганизаторов соревнований и гон­
щиков, сосредоточенных в одном 

8 2 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

месте, большой опыт проведения 
соревнований и традиции, четкая 
организация, возможность выбо­

ра подходящего маршрута, почти 
всегда благоприятная погода — 
все это вместе было большим 
преимуществом при организации 

соревнований 1962 г. в Гармиш-

Партенкирхене. Новшеством, га­
рантирующим окончание этапа до 
наступления темноты, было упра­

зднение послеобеденных переры­
вов. 

На хорошо организованной 

трассе с самой выгодной сторо­

ны зарекомендовали себя мото­
циклы низших классов, превзой­

дя тяжелые мотоциклы с четы­

рехтактными двигателями благо­

даря усовершенствованиям двух­
тактных двигателей, а также 
большей проходимости. На старт 
вышло 17 мотоциклов класса 
50 см

3

, 11 —75 см

3

, 21 — 

100 см

3

, 13 мотоциклов — до 

500 см

3

 и 5 — 750 см

3

Скоростные участки, введенные 

в соревнования, изменили прежний 
характер шестидневок, и теперь 
на первое место выступает пра­
вильный выбор тактики с самого 
первого дня. Что лучше, доби­
ваться большего количества до­

полнительных очков или щадить 
мотоцикл? Что выгоднее: мини­
мальное количество штрафных 
очков или возможно большее ко­

личество дополнительных поло­

жительных? Что рекомендовать 
гонщикам, борющимся за глав­
ные трофеи? Приготовят ли ор­
ганизаторы какой-нибудь сюр­
приз в пользу своей команды? 

Эти проблемы решают техни­

ческие специалисты и руководите­
ли уже при подборе состава" своих 
команд. 

Послевоенные традиции сорев­

нований, проводимых в Гармиш-
Партенкирхене,— победы команд 

Чехословакии — продолжались и 

на этот раз. Основная команда 
выступала в новом составе: 

Ф. Хёффер и В. Штепан на мо­
тоциклах «Ява 350», Ф. Боушка 

на «Яве 250» (рис. 63), 3. По-

ланка и Д. Миарка на ЧЗ 175, 

а также Б. Роучка на ЧЗ 125. 
Чехословацкая команда единст­
венная в полном составе закон­

чила соревнования. Все мотоцик­
лы чехословацкой команды имели 
одноцилиндровые двухтактные 

Рис. 63. Капитан команды Чехословакии, 

боровшейся за «Международный тро­
фей», инженер Ф. Боушка как ведущий 
испытатель ВВЗ «Ява» досконально овла­

дел мотоциклетной техникой 

83 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..