Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 4

 

  Главная      Книги - Разные     Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - 1990 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 4

 

 

В прекрасном благоустроенном 

курорте гонщиков встретили не­

обычное количество местных и 

иностранных энтузиастов мотоцик­

летного спорта. Впервые в исто­

рии шестидневных соревнований 

они сопровождались торговлей 

мотоциклетными запчастями, эки­
пировкой и другими различными 
предметами, которая производи­

лась перед стоянкой мотоциклов. 

Представительство фирм было 

очень разнообразным. 

Накал конкурентной борьбы 

также был исключительно высо­

ким и не только из-за большого 

числа гонщиков (259), но и бла­

годаря высокому качеству и раз­
нообразию представленных мото­
циклов, прежде всего в шести 
командах, боровшихся за «Меж­

дународный трофей». 

Британская команда выступала 

традиционно на надежных клас­
сических, но тяжелых машинах с 
четырехтактными двигателями — 
на трех мотоциклах класса 
500 см

3

 (AJS, «Ариэль», «Матч-

лесс»), а также «Триумф 650» 

и «Ройял Энфилд 700». Она от­
казалась от менее мощных мото­
циклов класса 350 см

3

. Против 

Рис. 41. Во время шестидневных соревнований в Бад-Аусзе гонщики снова встретились с 

Альпами 

52 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

англичан выступало пять нацио­
нальных команд на мотоциклах 
класса 250 см

3

 и ниже. 

Австрийцы, хозяева соревнова­

ний, вполне доверяли своим мото­
циклам «Пух 175» и «Пух 250», 
которые местная печать считала 

лучшими. 

Наибольшее удивление вызвал 

выбор мотоциклов для команды 
ФРГ, впервые принявшей уча­

стие в борьбе за «Международ­
ный трофей». В этот раз не 
оправдали себя не только неког­

да мощные БМВ, но также «Май-

ко 175» и НСУ 100. 

Итальянцы имели мотоциклы с 

двигателями еще меньшего рабо­
чего объема, парковый состав их 

команды был еще более пестрым: 

«Альпино 75», «Аэрмакки 125», 
«Руми 125», «Парилла 150», 
«Гуаццони 175». 

Шведские гонщики шли на 

двух мотоциклах НВ 250 и двух 

НВ 125. 

После двухлетнего перерыва 

гонщики Чехословакии уже не 
были в числе фаворитов. На мо­

тоциклах «Ява 250» стартовали 
Дусил, Кубеш и Новотны. Преж­

ние мотоциклы ЧЗ 125 были обо­
рудованы новым двигателем с 
рабочим объемом 150 см

3

. На 

них выступали гонщики Когличек 
и Пудил. И еще одна для 
нынешнего времени удивительная 

деталь — гонщики Чехословакии 

прибыли на соревнования своим 
ходом. 

Потери 

уже в начале соревнований 

В четверг 18 сентября гонщики 

стартовали при холодной погоде, 
кроме того, на трассе был какой-

то липкий, неприятный туман. Но 

на Гросс Глокнере их встретило 
солнце. 

Уже первая половина первого 

дня соревнований была отмечена 

штрафными очками из-за полом­
ки мотоцикла в команде Италии, 
боровшейся за «Международный 

трофей». Еще больше пострадала 

команда ФРГ. Ее гонщик Дол-
ман на мотоцикле НСУ наехал 
на собаку и после падения уже 
не смог продолжать соревнова­
ния. Вскоре после полудня сошел 

с маршрута Крамер, член ав­
стрийской команды, боровшейся 
за «Международный трофей», 
когда его серийный мотоцикл 
«Пух» начал сначала скрипеть, а 
затем скрежетать. Оказалось, что 
он наполнил топливный бак чис­

тым бензином без масла. Штраф­
ные очки получила и шведская 
команда. 

Следующий день для многих 

команд был отмечен новыми по­

терями. На старт перед ночным 

этапом не вывел свой «Матчлесс» 
английский гонщик Мэнн из-за 
выхода из строя системы зажи­
гания. Единственной командой, не 
имевшей штрафных очков к это­
му моменту, была команда Чехо­

словакии. 

На третий день соревнований 

из-за сильного дождя вся трас­
са соревнований превратилась в 
болото, и команда Чехословакии 
получила два штрафных очка 

(рис. 42). 

Четвертый день ознаменовался 

неожиданным международным 

сотрудничеством гонщиков и зри­
телей. Организаторы соревнова­

ний через пастбище, которое 

дождь превратил в трясину, про­
ложили временный переезд по 

53 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рнс. 42. Для мотоциклов с колясками шестидневные соревнования год от года становятся 
все труднее 

доскам, уложенным на бревнах. 

Однако швейцарского гонщика на 
мотоцикле с коляской угораздило 
развалить мостик. Тогда следую­
щие за ним гонщики и зрители 
взялись за восстановление. 

Удовольствием для зрителей, но 

не для утомленного гонщика, был 
въезд на холм под углом в 32°. 
Многие здесь получили штрафные 
очки, некоторые из них на вечер­
нем заседании судейской колле­
гии были аннулированы. 

Ведущее положение команды 

Чехословакии с двумя штрафны­
ми очками по сравнению с Вели­
кобританией, имеющей 300 очков, 
было более чем убедительным. 
Изумительную энергию продемон­

стрировали гонщики ФРГ, боров­

шиеся за «Серебряный кубок». 
На тяжелых мотоциклах БМВ 600 

они сумели остаться единственны­

ми, кто не получил штрафных 

очков. 

На пятый день соревнований 

погода еще более ухудшилась. У 
подножья горы Кархаузен колеса 
первых мотоциклов превратили 

местность в глубокое болото, ко­

торое стало непроходимым для 

многих мотоциклов. Среди гонщи­
ков на мотоциклах с колясками 

успешно преодолели это препят­
ствие только Краус и Кланкер-

майер, которые закрепили на ко­

лесах цепи для езды по снегу. 

Ночное заседание судейской кол-

54 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

легии было и на этот раз мило­
сердным, так как среди постра­

давших были и гонщики — хозя­
ева соревнований. 

Последний день соревнований 

включал 124-километровый этап и 

заключительную часовую гонку 

по автостраде в Зальцбурге. 
Команда Чехословакии, боровша­
яся за «Международный трофей», 

без риска изменила тактику езды 
и сохранила свое лидирующее 
положение. Ухудшилось положе­
ние ведущей команды ФРГ, вы­
ступавшей за «Серебряный ку­
бок», когда гонщик Рот не смог 
вывести на старт свой мотоцикл, 
за что был оштрафован на 60 
очков. Таким образом, в борьбе 
за «Серебряный кубок» победила 
команда Чехословакии, выступав­
шая на мотоциклах 43 150 в со­
ставе Блага, Колажа, Кобата 
всего с 12 штрафными очками 

(табл. 4). 

Граница дружбы в Готвальдове 

После победы команды Чехо­

словакии в Австрии на следую­
щий год лучшие спортивные гон-

Т а

 б л

 и

 ц

 а 4 

Сравнение результатов соревнований 

в Бад-Аусзе с предыдущими 

послевоенными соревиоваинями 

Место и год проведения 

соревнований 

Стар­

товало 

Клас­
сы фн-
цнро-

ваио 

Количе­

с т в о 

золотых 
медалей 

З л н н , 1947 

105 

65 

27 

С а н - Р е м о , 1948 

191 

69 

25 

Л л а н д р и н д о д , 1949 

230 

151 

93 

Т о

  ж е ,

 1950 

213 

81 

38 

В а р е с , 1951 

220 

146 

92 

Бад

-Аусзе,

  1 9 5 2 

259 

158 

84 

щики мира съехались в Готваль­
дов. Характерной особенностью 

этих соревнований, как и в прош­

лый раз, была четкая организа­

ция с хорошо поставленной меди­
цинской службой. Большой ин­

терес к соревнованиям проявляла 

общественность страны. 

На старт вышли 236 гонщиков 

из 18 стран. Пять команд боро­

лись за «Международный тро­
фей», 17 — за «Серебряный ку­
бок». Единственное, что омрачило 
обстановку, это отказ австрий­
ской команды от борьбы за 
«Международный трофей» из-за 
разногласий с мотоциклостроите-

лями. Из Австрии приехала толь­

ко одна клубная команда на мо­

тоциклах «Ява» и четыре гонщи­

ка, выступавшие в личном зачете. 

После спокойно прошедшей 

технической комиссии и эффект­

ного открытия соревнований 15 

сентября 1953 г. гонщики стар­
товали на первом 376-километро­

вом этапе. Благоприятная погода 

способствовала гонщикам, лишь 
24 человека получили штрафные 
очки. 

Во второй день организаторы 

запланировали прохождение бо­
лотистого участка, но прекрасная 
сухая погода нарушила их планы. 
Старт был сдвинут на целых 10 ч, 
поэтому вторая часть этапа по 

шоссе проходила ночью. И при 

легких условиях первого дня со­

ревнований уже прояснилась рас­
становка претендентов на высший 

трофей. Венгерская команда поте­
ряла двух гонщиков, шведская — 
одного, а в команде Чехослова­

кии гонщик Климт получил одно 

очко за невыполнение предстарто­

вых испытаний: из-за неисправно­

сти зажигания он за предписан-

5 5 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 43. Наибольшие проблемы на шестидневных соревнованиях 1953 г. опять испыты­
вали мотоциклы с колясками 

ные 3 мин не смог проехать необ­

ходимого участка пути. Без штра­
фных очков остались команды Ве­

ликобритании и ФРГ. 

Третий день должен был быть 

наиболее трудным, однако погода 

благоволила гонщикам. Един­
ственным сложным участком был 
каменистый подъем на Соланец. 

В команде ФРГ, боровшейся за 

«Международный трофей», про­
изошла поломка: в мотоцикле 
БМВ сломался карданный вал, и 
гонщик Рот был вынужден сойти 

с дистанции. Не повезло и италь­
янским гонщикам — после третье­

го этапа четверо из шести выбы­

ли из соревнований. Итальянское 

руководство приняло решение 

не ждать окончания состязаний, 
и вся команда возвратилась до­
мой. 

Четвертый и пятый день про­

шли спокойно. Англичане лидиро­
вали, получив на одно штраф­
ное очко меньше, чем команда 

Чехословакии. Больше 100 

штрафных очков получили коман­

ды за гонщиков, сошедших с мар­

шрута (рис. 43). 

На шестой день утром в вос­

кресенье прошел небольшой 

дождь, который уже не мог ни­
чего изменить в состоянии команд. 

Никаких перемен не принесла и 

заключительная часовая гонка. 

Команда Великобритании в борь­

бе за «Международный трофей» 

56 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 44. У хорошо отработанного «НСУ Макс 250» распределительный вал расположен нг 
головке цилиндра 

осталась единственной без штраф­

ных очков. Мотоциклы классов 

500 см

3

 и выше должны были 

проехать 20 пятикилометровых 
кругов со средней скоростью 

100 км/ч. Заключительные испы­

тания англичане провели отлично. 

На своих мотоциклах класса 
500 см

3

 и одном «Триумфе 650» 

они шли тесным строем за сво­
им капитаном Вини, который, 
ориентируясь на сигналы тре­
неров, проезжал кольцо на 3 с 
быстрее, чем основные соперни­
ки. Мало кто тогда смог бы пове­
рить, что англичане завоевыва­
ют высший трофей в последний 
раз. 

Заключительная часовая гонка 

в борьбе за «Серебряный кубок» 
была драматична для двух 
команд, еще не имевших штраф­
ных очков. Команда В Чехосло­
вакии на мотоциклах ЧЗ 150 вы­
ступала в таком же составе, как 
и в прошлом году. На первом 
круге она имела преимущество 
перед английской командой В, 
выступавшей на мотоциклах 
класса 500 см

3

 «Ариэль», «Рой-

ял Энфилд» и «Матчлесс». Жаль, 
что С. Климт из команды, бо­
рющейся за «Международный 

трофей», получил одно штрафное 
очко (табл. 5). 

57 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Т а б л и ц а 5 

Результаты Международных 

шестидневных соревнований 1953 г. 

Страна и марка 

мотоцикла 

Стар-

овало 

Классифи­

цировано 

Количество 

золотых 

медалей 

Страна и марка 

мотоцикла 

Стар-

овало 

Классифи­

цировано 

Количество 

золотых 

медалей 

Чехослова­

кия 

ФРГ 
Венгрия 
Великобри­

тания 

Нидерланды 
Швеция 
Гонщики 

других 

12 стран 

50 

46(92%)  35(70%) 

Чехослова­

кия 

ФРГ 
Венгрия 
Великобри­

тания 

Нидерланды 
Швеция 
Гонщики 

других 

12 стран 

50 

46(92%)  35(70%) 

Чехослова­

кия 

ФРГ 
Венгрия 
Великобри­

тания 

Нидерланды 
Швеция 
Гонщики 

других 

12 стран 

32 

27(87%)  23(74%) 

Чехослова­

кия 

ФРГ 
Венгрия 
Великобри­

тания 

Нидерланды 
Швеция 
Гонщики 

других 

12 стран 

25 

14(56%)  5(20%) 

Чехослова­

кия 

ФРГ 
Венгрия 
Великобри­

тания 

Нидерланды 
Швеция 
Гонщики 

других 

12 стран 

23 

16(70%)  13(57%) 

Чехослова­

кия 

ФРГ 
Венгрия 
Великобри­

тания 

Нидерланды 
Швеция 
Гонщики 

других 

12 стран 

23 

16(70%)  13(57%) 

Чехослова­

кия 

ФРГ 
Венгрия 
Великобри­

тания 

Нидерланды 
Швеция 
Гонщики 

других 

12 стран 

22 

19(87%)  15(69%) 

Чехослова­

кия 

ФРГ 
Венгрия 
Великобри­

тания 

Нидерланды 
Швеция 
Гонщики 

других 

12 стран 

21 

18(86%)  12(57%) 

Чехослова­

кия 

ФРГ 
Венгрия 
Великобри­

тания 

Нидерланды 
Швеция 
Гонщики 

других 

12 стран 

63 

34(51%)  18(29%) 

Чехослова­

кия 

ФРГ 
Венгрия 
Великобри­

тания 

Нидерланды 
Швеция 
Гонщики 

других 

12 стран 

63 

34(51%)  18(29%) 

Чехослова­

кия 

ФРГ 
Венгрия 
Великобри­

тания 

Нидерланды 
Швеция 
Гонщики 

других 

12 стран 

63 

34(51%)  18(29%) 

«Ява» 
«ЧЗ» 
«Чепел» 
«Майко» 
«Хускварна» 
«БМВ» 
«НСУ» 
«НВ» 
«БСА» 
«Матчлесс» 
Мотоциклы 

других 

20 марок 

Всего 

63 

50(80%)  32(51%) 

«Ява» 
«ЧЗ» 
«Чепел» 
«Майко» 
«Хускварна» 
«БМВ» 
«НСУ» 
«НВ» 
«БСА» 
«Матчлесс» 
Мотоциклы 

других 

20 марок 

Всего 

40 

33(83%)  24(60%) 

«Ява» 
«ЧЗ» 
«Чепел» 
«Майко» 
«Хускварна» 
«БМВ» 
«НСУ» 
«НВ» 
«БСА» 
«Матчлесс» 
Мотоциклы 

других 

20 марок 

Всего 

20 

11(55%)  3(15%) 

«Ява» 
«ЧЗ» 
«Чепел» 
«Майко» 
«Хускварна» 
«БМВ» 
«НСУ» 
«НВ» 
«БСА» 
«Матчлесс» 
Мотоциклы 

других 

20 марок 

Всего 

10 

8(80%)  8(80%) 

«Ява» 
«ЧЗ» 
«Чепел» 
«Майко» 
«Хускварна» 
«БМВ» 
«НСУ» 
«НВ» 
«БСА» 
«Матчлесс» 
Мотоциклы 

других 

20 марок 

Всего 

9(100%)  6 ( 6 6 % ) 

«Ява» 
«ЧЗ» 
«Чепел» 
«Майко» 
«Хускварна» 
«БМВ» 
«НСУ» 
«НВ» 
«БСА» 
«Матчлесс» 
Мотоциклы 

других 

20 марок 

Всего 

7 ( 7 8 % )  7(78%) 

«Ява» 
«ЧЗ» 
«Чепел» 
«Майко» 
«Хускварна» 
«БМВ» 
«НСУ» 
«НВ» 
«БСА» 
«Матчлесс» 
Мотоциклы 

других 

20 марок 

Всего 

8(84%)  6(66%) 

«Ява» 
«ЧЗ» 
«Чепел» 
«Майко» 
«Хускварна» 
«БМВ» 
«НСУ» 
«НВ» 
«БСА» 
«Матчлесс» 
Мотоциклы 

других 

20 марок 

Всего 

7(78%)  4(44%) 

«Ява» 
«ЧЗ» 
«Чепел» 
«Майко» 
«Хускварна» 
«БМВ» 
«НСУ» 
«НВ» 
«БСА» 
«Матчлесс» 
Мотоциклы 

других 

20 марок 

Всего 

5(62%)  3(38%) 

«Ява» 
«ЧЗ» 
«Чепел» 
«Майко» 
«Хускварна» 
«БМВ» 
«НСУ» 
«НВ» 
«БСА» 
«Матчлесс» 
Мотоциклы 

других 

20 марок 

Всего 

6(86%)  6(86%) 

«Ява» 
«ЧЗ» 
«Чепел» 
«Майко» 
«Хускварна» 
«БМВ» 
«НСУ» 
«НВ» 
«БСА» 
«Матчлесс» 
Мотоциклы 

других 

20 марок 

Всего 

52 

30(58%)  22(42%) 

«Ява» 
«ЧЗ» 
«Чепел» 
«Майко» 
«Хускварна» 
«БМВ» 
«НСУ» 
«НВ» 
«БСА» 
«Матчлесс» 
Мотоциклы 

других 

20 марок 

Всего 

52 

30(58%)  22(42%) 

«Ява» 
«ЧЗ» 
«Чепел» 
«Майко» 
«Хускварна» 
«БМВ» 
«НСУ» 
«НВ» 
«БСА» 
«Матчлесс» 
Мотоциклы 

других 

20 марок 

Всего 

52 

30(58%)  22(42%) 

«Ява» 
«ЧЗ» 
«Чепел» 
«Майко» 
«Хускварна» 
«БМВ» 
«НСУ» 
«НВ» 
«БСА» 
«Матчлесс» 
Мотоциклы 

других 

20 марок 

Всего 

236  174(74%)  121(51%) 

Двух- и четырехтактные 

двигатели 

На соревнованиях были пред­

ставлены мотоциклы очень мно­
гих фирм, так как специализа­
ция в постройке спортивных спе­
циальных мотоциклов еще только 
намечалась. Двигатели с малым 
рабочим объемом были в основ­
ном двухтактными. Образцом це­

лесообразных внешних форм мог­
ла служить «Ява». Технически 
совершенным четырехтактным од­

ноцилиндровым двигателем был, 
без сомнения, «НСУ Макс» 

(рис. 44). Англичане придержи­

вались хорошо зарекомендовав­
шей себя конструкции, однако 
постоянно улучшали отдельные 

узлы мотоцикла. 

Рамы в основном были труб­

чатые, но вскоре в моду вошли 

штампованные с навесным дви­
гателем. Передняя вилка, за не­

большим исключением, выполня­

лась телескопической. Задняя 

вилка была маятниковой с теле-

Т а б л и ц а 6 

Причины схода участников с дистанции 

шестидневных соревнований 1953 г. 

Причина 

Коли­

чество 

вышед­

ших на 

строя 

мото­

циклов 

Причина 

Коли­

чество 

вышед­

ших на 

строя 

мото­

циклов 

Причина 

Коли­

чество 

вышед­

ших на 

строя 

мото­

циклов 

Причина 

Коли­

чество 

вышед­

ших на 

строя 

мото­

циклов 

Поломка кривошипно-шатунного 
механизма 

Поломка кривошипно-шатунного 
механизма 

Задир поршня 

Неисправность зажигания 

13 

Поломка сцепления 

Поломка коробки передач 

Растрескивание рамы 

10 

Поломка устройства управления 

Трещины в топливном баке 

Поломка заднего колеса 

Пожар 

Последствия аварии 

10 

Заболевание гонщика 

Дисквалификация за использова­
ние чужой помощи 

Дисквалификация за использова­
ние чужой помощи 

Прочее 

Всего 

62 

58 

Спортсмен

ы 

Мотоцикл

ы 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

скопическими амортизаторами 

(рис. 45). 

На некоторых мотоциклах це­

пи были закрыты, их кожух ка­
чался вместе с маятниковой вил­
кой. Выпускной патрубок был 

проложен чаще всего поверху, 
часто мешая гонщику и обжигая 

ему ногу. В табл. 6 перечислены 
причины, заставившие участников 
этой шестидневки прекратить 
борьбу досрочно. 

Рис. 45. Защита цепи на мо­

тоцикле ДКВ. Телескопичес­
кий амортизатор допускает 
ход колеса 85 мм 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЧЕХОСЛОВАКИЯ ИЛИ ФРГ? (1954—1959 гг.) 

Англичане на конгрессах ФИМ 

стали предлагать проекты замены 
основных пунктов правил сорев­
нований с целью обеспечения себе 
будущих побед. Вместо заключи­
тельной часовой гонки они пред­

ложили учитывать время, необ­
ходимое для быстрого пуска дви­
гателя. Когда же с их довода­

ми не согласились, они потребо­
вали, по крайней мере, снижения 
разности времени прохождения 

дистанции в пользу более мощ­

ных мотоциклов. При критической 

оценке этого предложения следу­
ет признать, что оно было пра­

вильным. Однако уважаемые и 

достаточно искушенные деятели 

ФИМ тогда еще не оценили бы­
строе развитие двухтактных дви­
гателей низших и средних клас­

сов. Кроме того, на мотоциклах 
большого объема выступали толь­

ко англичане, поэтому голосова­
ние не могло быть в их пользу. 

Одобрено было лишь сокраще­

ние времени утренней подготовки 
мотоциклов с 15 до 10 мин. Кро­
ме того, были введены большие и 
обычные золотые медали, что учи­
тывало разницу условий соревно­
ваний: для гонщиков, борющихся 

за оба главных трофея, и для 
заводских команд время соревно­

ваний было на 10 % меньше, чем 

для одиночек и для клубных 

команд. 

Успешное использование 

задних маятниковых вилок 
в Великобритании 

Основные изменения в кон­

струкции ходовой части дорож­
ных мотоциклов «Ява» и 43 были 
внесены в спортивные, где и про­
шли проверку. Рамы с задней те­
лескопической подвеской были за­

менены новыми рамами с задней 
качающейся вилкой. Еще одним 

новшеством было применение 
гидравлических амортизаторов 
в обеих подвесках. 

Чехословацкие мотоциклы были 

хорошо подготовлены к Междуна­
родным шестидневным соревнова­
ниям 1954 г. (рис. 46 и 47). Они 

отличались более совершенными 

источником питания и фарой, что 
положительно сказывалось при 
прохождении ночных этапов. 

20 сентября 1954 г. в поне­

дельник в Лландриндод-Уэлсе 
соревнования начались с тради­

ционных неурядиц. На промежу­

точных пунктах контроля време­
ни, хотя и указанных в маршруте, 
никого не было. Однако наиболь­
шие сложности возникали из-за 

плохо обозначенного маршрута. 
Гонщики блуждали, получали 
штрафные очки, а при возвраще­

нии, то есть езде против движе­
ния, дело доходило и до аварий. 
Судейская коллегия во время 

60 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 46. Основой мотоцикла «Ява» с задней маятниковой вилкой была рама 
из труб прямоугольного сечения 

вечернего заседания опять анну­
лировала некоторые штрафные 
очки. Так, после долгих дебатов 
был аннулирован штраф Б. Роуч-

ки из команды Чехословакии, бо­
ровшейся за «Международный 

трофей». В поисках маршрута он 
столкнулся с другим гонщиком и 

не доехал до пункта контроля 
времени из-за поломки передней 
вилки мотоцикла. Роучке было 
разрешено в порядке исключения 
потратить 30 мин утром на при­

ведение мотоцикла в готовность. 

На второй день беспорядок на 

маршруте создали заблокировав­
шие трассу мотоциклы с коляс­
ками, но и в этот раз судейская 
коллегия была снисходительна. 

В результате к третьему дню со­

ревнований в среду утром из шести 
команд, боровшихся за «Между­
народный трофей», пять не имели 
штрафных очков (рис. 48). 

Еще большее оживление на 

старте вызвал гонщик итальян­
ской команды Феноккио на 
«Джилере 150». Его мотоцикл 
при старте воспламенился. Италь­
янец быстро погасил пожар, но 
при следующей попытке пуска 
мотоцикл был опять объят пла­
менем. Лишь в последнюю секун­

ду третьей разрешенной минуты 

ему удалось стартовать. 

При дождливой погоде пятого 

дня соревнований и до заключи­
тельной часовой гонки шестого 

61 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 47. Спортивные мотоциклы «Ява 350» (слева) и ЧЗ 150 (справа) 
были созданы на базе дорожных мотоциклов 

дня без штрафных очков в борь­

бе за «Международный трофей» 
остались только команды Вели­
кобритании, хозяев соревнований 
и Чехословакии. 

Энергично пройдя маршрут, по­

бедили гонщики Чехословакии в 
составе Пудила, Б. Роучки, Клим-
та, Кубеша и Шедины, уверенно 
оставив позади английских гон­
щиков с их мотоциклами и на их 
собственной территории. «Сереб­
ряный кубок» получила команда 
Нидерландов. 

Успех гонщиков на мотоциклах 

средних классов и трудные усло­
вия для мотоциклов с колясками 
отражает табл. 7. 

«Серебряный кубок» из дождли­
вого Готвальдова 

Пожелание спортивной комис­

сии ФИМ о выявлении победите­

ля «Серебряного кубка» по ре­

зультатам всего маршрута, а не 
заключительной часовой гонки, 
выполнили организаторы следую­
щих соревнований. В Готвальдо-
ве дождь пошел уже за два дня 
до начала соревнований. Твердая 

Т а б л и ц а 7 

Результаты шестидневных соревнований 

1954 г. 

Класс 

мотоциклов 

Стар­

товало 

Коли 

чество 

золо­

тых ме­

далей 

Сошло 

С 

мар­

шрута 

Класс 

мотоциклов 

Стар­

товало 

Коли 

чество 

золо­

тых ме­

далей 

Сошло 

С 

мар­

шрута 

Класс 

мотоциклов 

Стар­

товало 

Коли 

чество 

золо­

тых ме­

далей 

Сошло 

С 

мар­

шрута 

Класс 

мотоциклов 

Стар­

товало 

Коли 

чество 

золо­

тых ме­

далей 

Сошло 

С 

мар­

шрута 

Класс 

мотоциклов 

Стар­

товало 

Коли 

чество 

золо­

тых ме­

далей 

Сошло 

С 

мар­

шрута 

До 100 см

До 175 см

79 

39 

21 

Д о 250 см

 3 

93 

44 

22 

Свыше 250 см

101 

37 

39 

Мотоциклы 
с колясками 

27 

20 

Мотоциклы 
с колясками 

27 

20 

Всего 

303 

123 

103 

62 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

и пыльная трасса в Моравии и 
Западной Словакии, так хорошо 
запомнившаяся участникам в 

1953 году, изменилась до неузна­

ваемости (рис. 49 и 50). 

Хорошая организация соревно­

ваний была следствием труда 
организаторов и помощи государ­
ственных органов Чехословакии. 
Исключительно четкой была мар­
кировка маршрута, медицинское 

обслуживание обеспечивали 78 
врачей, 4000 медсестер и 125 са­
нитарных машин. Между всеми 
пунктами маршрута была нала­
жена радиосвязь. Выбор некото­
рых участков маршрута был, од­
нако, не совсем удачным. 

Конец первого дня соревнова­

ний был омрачен. При проезде 

через Готвальдов итальянский 
гонщик Серафини столкнулся с 
автомобилем и получил сильную 

травму. Из-за этого инцидента 

итальянская команда на следую­
щий день прекратила соревнова­
ния. 

Следующий этап соревнований 

проходил по маршруту перво­
го, но в обратном направлении. 

Но тридцатичасовой дождь пол­

ностью изменил его характер. К 
критической ситуации во второй 
половине дня привели мотоциклы 

с колясками, которые заблокиро­
вали трассу. В связи с этим опоз­
дание некоторых гонщиков ис­
числялось не минутами, а часа­
ми. Холм Соланец стал ассоци­
ироваться с непрерывным до­
ждем. 

После длительных ночных деба­

тов судейская коллегия приняла 
следующие решения: 

послеобеденное время второго 

этапа и его результаты полно­

стью аннулируются; 

к старту третьего дня допус-

63 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 48. Шестидневные соревнования 1954 г. затрудняли погодные условия. На переднем 
плане Гоффман (7) на мотоцикле ЧЗ 150 и Абт (9) на ДКВ 175 

каются те гонщики, которые сами 
привели свои мотоциклы на сто­
янку, а также те, мотоциклы ко­
торых были доставлены организа­
торами; 

Рис. 49. В Готвальдове в 1955 г. мото­

циклы с колясками доставляли много 

хлопот 

для ремонта поврежденных мо­

тоциклов гонщикам предостав­
ляется 1 ч. 

После второго дня соревнова­

ний за «Международный трофей» 

Рис. 50. При недостаточно мощных фарах 

ночные этапы были довольно опасны­

ми 

64 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

без штрафных очков шла только 
команда ФРГ. Следующими были 
команда Чехословакии (3 штраф­
ных очка), Австрии (101), Ве­

ликобритании (124) и Швеции 

(300). Гонщики Чехословакии, 

фавориты прошлогодних выступ­

лений, были оштрафованы за за­
держку при ремонте шин. 

Руководство команды ФРГ сде­

лало вывод из прошлых успехов 

чехословацких мотоциклистов. 
Теперь они использовали не тя­
желые БМВ, а мотоциклы  Д К В 
и «Майко» средних классов. 

Последние три этапа уже не 

могли изменить расстановку 
команд. Перед заключительной 
часовой гонкой мотоциклисты, 

боровшиеся за «Международный 
трофей» и «Серебряный кубок», 
должны были слить из баков бен­
зин, так как правила соревно­
ваний позволяли применять лю­

бой бензин на всех этапах, кроме 
заключительного. Часовую гонку 
мотоциклисты должны проходить 
на стандартном топливе, которое 
обеспечивает организатор сорев­
нований. 

Эту гонку по кольцевой трас­

се в Готвальдове команда ФРГ 
прошла без штрафных очков. 

В результате борьбы за «Между­
народный трофей» победила коман­

да ФРГ, не получив ни одного 

штрафного очка, следующей была 
команда Чехословакии с 29 штра­
фными очками, затем команда 
Великобритании — 329 очков. 

В борьбе за «Серебряный ку­

бок» победила команда В Чехо­
словакии в составе Соучека, По-

ланки, Штастки на мотоциклах 

43 150, опередив также не имев­

шую штрафных очков команду А 
Польши на мотоциклах «Ява» бо­

лее ранних образцов и команду 

В ФРГ на мотоциклах НСУ с че­

тырехтактным двигателем. 

Разнообразие конструкций 

мотоциклов 

В тяжелых условиях шести­

дневных соревнований 1955 г. 
лучше всего себя показали мото­

циклы классов до 175 и 250 см

3

Их было всего 56, но с их по­
мощью было завоевано 43 золо­

тые медали. 

Эти соревнования вообще от­

личались пестротой мотоциклет­

ной техники, что отражено в 

табл. 8. 

Стран а - изготовитель 

Количество 

типов 

Количество 

классов 

Стран а - изготовитель 

Количество 

типов 

Количество 

классов 

ФРГ 

22 

Великобритания 

10 

Италия 

Чехословакия 

Швеция 

Австрия 

Польша 

Всего 

49 

Первое, что бросалось в глаза 

при осмотре мотоциклов на стоян­
ке, это застой в развитии англий­
ских мотоциклетных фирм. На 
их мотоциклах не было практи­

чески никаких новшеств, кроме 
коробки передач «Триумфа 200», 
которая была выполнена отдель­
но. 

Мотоциклы Чехословакии уже 

традиционно выделялись своими 

3.

 80 

65 

Т а б л и ц а 8 

Количество типов и классов мотоциклов 

в командах, выступавших 

на Международных шестидневвых 

соревнованиях

 1955

 г. 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

целесообразными внешними фор­
мами. На дорожных мотоциклах 
были использованы 16-зубчатые 
колеса. 

Западно-германские (рис. 51) и 

итальянские мотоциклы демон­
стрировали пути дальнейшего 
развития конструкции мотоцик­

лов. Четырехтактный двигатель 

на мотоциклах «НСУ Макс 250» 
и двухтактный на «Цюндапп 250» 

были подвешены под рамой с 
помощью только одного держате­

ля. Интерес представлял мото­

цикл БМВ 250 с приводом на 

заднее колесо карданным валом и 
одноцилиндровым двигателем, а 
также мотоцикл ТВН 350 с двух-
поршневым двигателем. Сенсаци­

ей стал дорожный мотоцикл 

«Виктория Свинг» с продольным 

оребрением почти горизонтально­

го цилиндра и коробкой передач, 
управляемой кнопкой. Он пред­
ставлял собой модернизирован­
ный вариант мотоцикла с дви­
гателем с рабочим объемом 
200 см

3

Сравнительно легкую конструк­

цию имели итальянские мотоцик­

лы «Джилера 175» и «Лавер-
да 100» с четырехтактным двига­
телем (рис. 52). 

Среди тяжелых мотоциклов с 

колясками, снабженных четырех­

тактными двигателями, белыми 

воронами выглядели мотоциклы 
марки НСУ 250 массой всего 

62 кг. 

Перспективным новшеством в 

спортивных мотоциклах было за­
жигание двумя свечами или од­
ной, но с возможностью перебро­
са кабеля на другую. При дожд-

Рис. 51. Спортивный мотоцикл «Манко 250» с удлиненным седлом напоминает внешним 

видом дорожный мотоцикл 

66 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 52. Мотоцикл Лаверда с четырехтактным двигателем 

ливых условиях соревнований с 

влажными катушками и контак­

тами это решение было, пожалуй, 
наибольшим техническим дости­
жением в шестидневных соревно­
ваниях 1955 г. 

Победы в Гармиш-Партенкирхене 

в 1956 г. 

За «Международный трофей» 

должны бороться шесть гонщиков 

на мотоциклах не менее трех 

классов, а за «Серебряный ку­
бок» — четыре гонщика на мото­
циклах по крайней мере двух 
классов. Такой состав определя­

ли правила 31-х ежегодных Меж­
дународных шестидневных сорев­

нований, проходивших в Гармиш-
Партенкирхене  ( Ф Р Г ) . По срав­

нению с предыдущим летом число 
участников увеличилось за счет 
команды СССР, которая приеха­

ла набираться опыта, а также 

гонщиков ГДР, стартовавших в 

одной команде со спортсменами 
ФРГ. 

Техническая приемка мотоцик­

лов прошла в течение двух дней 

при безупречной организации. Из 

320 мотоциклов было принято 
313, на каждом из которых крас­
кой и пломбами отмаркировано 
35 деталей. 

После ночного дождя погода 

прояснилась, но дорога остава­

лась заболоченной. Разнообразие 

в первый день соревнований внес­

ли многократные пересечения 

вброд реки Исар (рис. 53). 

Черным для фаворитов был 

з* 

67 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..