Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 2

 

  Главная      Книги - Разные     Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - 1990 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 2

 

 

опять ухудшилась. К удивлению 
всех английская команда штра­
фовалась все чаще, в лидеры 
выдвинулась команда Швеции. 

Однако к финишу все встало на 
свои места — «Международный 
трофей» и «Серебряный кубок» 
завоевала команда Великобрита­
нии. Из 125 гонщиков 77 полу­

чили золотые медали, 24 — сошли 
с маршрута. 

Через год в Великобритании, 

уже в четвертый раз, собралось 

117 участников из большего чис­

ла стран-участниц, чем в преды­
дущие годы. За «Международный 
трофей» боролись уже шесть 

команд: Великобритании, Герма­
нии, Швеции, Нидерландов, Да­
нии и Ирландии. Проведение со­

ревнований организаторы запла­
нировали на сентябрь, когда по­
года в Англии несколько улучша­

ется. Базой соревнований стал 
г. Харрогит. 

Д е с я т ы е — юбилейные — со­

ревнования нельзя отнести к са­
мым тяжелым. Они были отме-

18 

Рис. 12. На сложных по представлениям 

20-х гг. участках трассы собиралось мно 
го зрителей 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

чены относительно высокими ско­
ростями, что приводило к доволь­
но частым штрафам и неболь­
шим поломкам. Победила коман­

да Великобритании, в состав ко­
торой входили Кинг, Нейл и Уз-
зел. Они получили 15 штрафных 
очков. В борьбе за «Серебряный 
кубок» без штрафных очков к 
финишу пришла только одна ан­

глийская команда В. Из 113 гон­
щиков не закончили соревнования 

лишь 14. 

Соревнования 1929 г. 

Так как в то время еще не было 

ограничений на количество Меж­

дународных шестидневных мото­

циклетных соревнований, прово­

димых подряд в одной стране, 

Великобритания имела право на 
проведение 11-х соревнований в 

1929 г. Но англичане отказались 

от него. Сейчас сложно оценить, 
было ли это по-джентльменски. 

Ведь проведение соревнований 

связано с крупными финансовыми 

расходами и требует больших ор­
ганизационных работ, кроме того, 
ожидаемая всеми победа коман­

ды Великобритании на чужой тер­

ритории была бы значительно эф­
фектнее. 

Поэтому группа энтузиастов из 

различных стран выбрала мар­
шрут длиной 1692 км в Централь­
ной Европе. Старт был назна­
чен в польском городе Мнихово, 
наиболее интересные этапы были 
проложены по Германии с подъ­

емом на гору Эттальберг. Если 

Рис. 13. Гонщики иа тяжелых мотоциклах 
постоянно лидировали. На трассе Б. Е. 

Белфилд (70) на мотоцикле «Скотт» с 

двухтактным двигателем с водяным охла­
ждением, Ф. Дж. Р. Хит (73) на мото 
цикле «Браф Съюпере» и Дж. Дж. Бол-
стра иа мотоцикле «Харлей Дэвид­

сон» 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

в Англии докучал дождь, то здесь 
было невыносимо жарко. Дальше 
путь проходил по Австрии, Ита­

лии, Франции и завершался в 

Швейцарии. 

Только через 16 лет был пере­

крыт рекорд первых соревнова­
ний, когда участие в них приняли 

162 мотоциклиста. В 1929 г. на 

старт в Мнихове вышли 168 участ­
ников. Однако международный 
состав участников стал намного 
разнообразнее, чем в Велико­
британии. 

Впервые в этих соревнованиях 

принял участие гонщик из Чехо­

словакии — Хоровски, который на 

мотоцикле «Ариэль» завоевал се­
ребряную медаль. 

Результаты 11-х шестидневных 

мотоциклетных соревнований за 
«Международный трофей» полно­
стью подтвердили превосходство 
английской команды, которая за­
няла первое место всего с одним 
штрафным очком, в то время как 
команда Германии получила 106, 

Швеции — 176, Италии — 207, 
Швейцарии — 210 штрафных оч­
ков. 

Из 16 участвующих команд в 

борьбе за «Серебряный кубок» 
лишь команда Великобритании не 
имела штрафных очков. 36 участ­
никам были вручены золотые 
медали. 

О техническом оснащении 

участников соревнований 20-х го­

дов и условиях этих соревнований 
можно судить по рис. 11 —14. 

Рис. 14. Французский двигатель

 «

Пежо 350

» 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

СОЛНЕЧНЫЕ АЛЬПЫ И ТУМАННЫЙ АЛЬБИОН (1930—1934 гг.) 

Франция, организатор 12-х 

Международных шестидневных 
мотоциклетных соревнований, на­
значила старт в Гренобле, ко­

торый давал возможность вклю­
чить в маршрут сложные горные 
участки. Трасса длиной 1867 км 
была проложена через горные 
районы французских Альп к Сре­

диземному морю и захватывала 

Швейцарию и Италию. 

За «Международный трофей» 

соперничали команды Великобри­
тании, Франции, Италии, Бель­
гии, а за «Серебряный кубок», 
кроме упомянутых, также коман­

ды Нидерландов и Чехословакии. 
Чехословацкая команда, в ко­
торую были включены Стокуч, 

Выходил и Мелцер, впервые всту­

пила в спор, имея несовершенное 

оборудование, но опытных гонщи­
ков. 

В этих шестидневных соревно­

ваниях, прошедших по наводнен­
ным туристами районам, настоя­
щей проблемой стали большое 

движение, а также неопытность и 

недисциплинированность водите­

лей автомобилей. Вследствие это­

го уже в первый день соревнова­
ний несколько гонщиков потерпе­

ли аварии, столкнувшись с встре­

чным транспортом. В их числе 
были представители команд Вели­
кобритании и Бельгии. Для неко­

торых гонщиков сложности воз­

никали в ориентировке на трассе, 

было много поломок машин. 

В табл. 1 перечислены марки 

мотоциклов, принявших участие в 
соревнованиях 1930 г. По числу 

золотых медалей, которые были 

на них завоеваны, видно,' что пре­
имущество на трассе имели мо­

тоциклы с классическим одноци­
линдровым четырехтактным дви­
гателем с рабочим объемом 
500 см

3

. При этом мотоциклам с 

более слабым двигателем и с ко­

ляской была дана «фора». 

В соревнованиях за «Междуна­

родный трофей» уверенно победи­

ли итальянцы на мотоциклах 

«Джилера», хотя ни один из тро­
их членов команды-победительни­
цы не получил золотой медали. 
В борьбе за «Серебряный кубок» 
все решилось на заключительном 

этапе, где за него боролись 
команды Франции и Италии. Це­
ной рискованной езды команда 
Франции во второй раз завоевала 
почетный трофей. Ожидаемые фа­
вориты из Великобритании уеха­

ли домой ни с чем. 

Из 85 стартовавших было клас­

сифицировано 49 участников, 25 
из которых получили золотые ме­
дали. Из гонщиков Чехословакии 
был классифицирован лишь 
Я- Мелцер. 

21 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Т а  б л и ц а 1 

Мотоциклы, участвовавшие 

в Международных шестидневных 

соревнованиях 1930 г. 

Марка 

Рабо­

чий 

объем 

см

Коли­

чество 

старто­

вав­

ших 

Коли­

чес­

тво 

золо­

тых 

меда­

лей 

Марка 

Рабо­

чий 

объем 

см

Коли­

чество 

старто­

вав­

ших 

Коли­

чес­

тво 

золо­

тых 

меда­

лей 

Марка 

Рабо­

чий 

объем 

см

Коли­

чество 

старто­

вав­

ших 

Коли­

чес­

тво 

золо­

тых 

меда­

лей 

Марка 

Рабо­

чий 

объем 

см

Коли­

чество 

старто­

вав­

ших 

Коли­

чес­

тво 

золо­

тых 

меда­

лей 

Марка 

Рабо­

чий 

объем 

см

Коли­

чество 

старто­

вав­

ших 

Коли­

чес­

тво 

золо­

тых 

меда­

лей 

Марка 

Рабо­

чий 

объем 

см

Коли­

чество 

старто­

вав­

ших 

Коли­

чес­

тво 

золо­

тых 

меда­

лей 

Марка 

Рабо­

чий 

объем 

см

Коли­

чество 

старто­

вав­

ших 

Коли­

чес­

тво 

золо­

тых 

меда­

лей 

А. Мотоциклы без ко­

ляски 

А. Мотоциклы без ко­

ляски 

MAC 

175 

«Монет Гойон» 

175 

— 

АКД 

175 

— 

«Ардеа» 

250 

— 

«Коттон» 

250 

БСА 

250 

«Ньюмонт» 

300 

— 

«Ройал Энфилд»  350 

AJS 

350 

— 

«Нью Империал»  350 

«Пежо» 

350 

«Калторп» 

350 

— 

«Терро» 

350 

«Монет Гойон» 

350 

«Алкион» 

350 

«Магно Дебон» 

350 

«Велосетт» 

350 

«Дуглас» 

350 

— 

ДКВ 

350 

— 

«Цюндапп» 

350 

— 

«Лады» 

350 

— 

«Матчлесс» 

400 

«Рудж» 

500 

«Ариэль» 

500 

ФН 

500 

«Триумф» 

500 

«Гном Рон» 

500 

«Сароли» 

500 

— 

«Джилера» 

500 

— 

БСА 

500 

«Прага» 

500 

AJS 

500 

«Дуглас» 

600 

«Инднан» 

750 

БМВ 

750 

«БрафСъюпере» 

1000 

— 

Всего 

77 

24 

В. Мотоциклы с ко­

ляской 

В. Мотоциклы с ко­

ляской 

БСА 

500 

«Сароли» 

500 

— 

«Гном Рон» 

500 

— 

«Ариэль» 

500 

— 

«Джилера» 

500 

1 — 

«Санбим» 

500 

1 — 

«Матчлесс» 

500 

1 — 

БСА 

1000 

1 — 

Всего 

8 1 

Правила соревнований 1930 г. 

Французская федерация со сво­

ей задачей справилась в целом 
хорошо, однако по сегодняшним 
критериям эта организация была 

достаточно примитивна. Напом­

ним правила соревнований тех 

лет и их трактовку. 

До начала соревнований мото­

циклы прошли техническую ко­
миссию, которая проводилась в 
гимнастическом зале. Вся комис­

сия состояла всего из одного 
человека. На прошедшие провер­
ку мотоциклы кисточкой наноси­

лись соответствующие отметки. 

При этом маркировались оба обо­

да колеса, картер двигателя, ци­
линдр, головка цилиндра, картер 
коробки передач, рама, вилка, си­
стема зажигания, карбюратор и 
бак. По еще влажной краске на­
носился стартовый номер участ­
ника. Для маркировки мотоцик­

лов одной команды использова­
лись три различные краски! За­
тем гонщик на своем мотоцикле 

мог уехать домой. 

Старт давался в 6 ч утра двумя 

судьями — один давал старт, дру­
гой оформлял стартовую ведо­

мость. Больше никого из органи­

заторов соревнований на старте 
не было. Задержка выхода мото­
цикла на трассу компенсирова­

лась лишь разрешением более 

позднего прибытия к первому 
пункту контроля времени. 

Трасса отличалась большими 

22 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

перепадами высоты над уровнем 
моря — от 300 до 2600 м. Сред­
ние скорости составляли 36—45 

км/ч. Самый короткий участок 
между контрольными пунктами 
времени равнялся 24, самый 

длинный — 59 км. Допустимым 
было пятиминутное опоздание на 

пункт контроля времени. За каж­

дые следующие 2 мин опоздания 

начислялись два штрафных очка. 

Гонщики могли приводить в по­

рядок свои мотоциклы лишь во 
время движения между пунктами 
контроля времени, затем мотоцик­

лы запирались в гимнастическом 

зале и выдавались только за 15 
мин до следующего старта. 

Никакого заключительного кон­

троля, кроме проверки маркиров­
ки деталей, не проводилось, и да­
же трещина на раме не была по­

водом к отказу от дальнейшего 

соревнования. В соответствии с 
основным замыслом организато­
ров техническое состояние мо­

тоцикла определяла заключитель­

ная часовая гонка по кольцу с 
предписанной скоростью 75 км/ч. 
В этот раз учитывались класс и 
категория мотоцикла. За каждый 

1 км/ч отклонения от этой ско­

рости давалось одно штрафное 

очко. 

Из Мерано до Альп 

Итальянцы по праву победите­

лей организовали следующие 13-е 

Международные шестидневные 
мотоциклетные соревнования, ко­
торые стартовали в Мерано. 

Большинство участников были 

уже достаточно подготовлены для 
гонок в горных условиях, и в этих 
условиях едва ли не главным 

становилось качество техники. 

Мотоцикл не должен быть слиш­

ком тяжелым, он должен легко 
развивать скорость 100 км/ч и 
без труда, не перегреваясь, прео­

долевать длинные подъемы, со­
ставлявшие более 15% всего мар­

шрута. Наиболее удачными ока­

зались четырехтактные одноци­

линдровые двигатели, имевшие 

газораспределение с верхними 
подвесными клапанами или даже 
с верхним распределительным ва­

лом (рис. 15). 

В соревнованиях за наивысший 

трофей состязались команды Ве­

ликобритании, Италии, Германии, 

Франции и Бельгии. После пер­
вого трудного этапа по горным 
перевалам без штрафных очков 

остались лишь две команды, бо­
рющиеся за «Международный 

трофей»,— хозяева соревнований 

итальянцы и немцы, возглавляе­
мые популярным многократным 
мировым рекордсменом Э. Хенком 
на мотоцикле БМВ. Третий день 

облегчил хозяевам соревнований 

путь к победе, так как гонщик 
команды Германии фон Крон по­

терпел аварию, столкнувшись с 

встречным транспортным сред­

ством, долго занимался ремонтом 
и за поздний приезд на пункт 
контроля времени получил три 
штрафных очка. 

Зато состязания за «Серебря­

ный кубок» были очень напря­
женными. На заключительном 

скоростном этапе все решалось 

между командами Италии и Ни­

дерландов. Скорость команды Ни­
дерландов была больше, и она 

победила. 

Одна авария чуть было не за­

кончилась трагически. Француз­
ский гонщик Пуппонно (мотоцикл 
с коляской) неудачно въехал на 

23 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 15. Длинноходные одноцилиндровые двигатели «Нортон» (слева), «Велосетт» (справа) 

с распределительным валом в верхней части, пользовавшийся большим успехом в 30-е гг. 

мост в горах и сорвался в про­

пасть вместе с мотоциклом и 

к о л я с о ч н и к о м .

 Оба спортсмена, 

на счастье, зацепились за дере­
во и отделались переломом ноги 
и небольшими ранами, не счи­

тая полностью разбитого мото­

цикла. 

Второй раз в борьбу за «Сере­

бряный кубок» вступила команда 
Чехословакии. Этот старт не был 
успешным для нее, но впервые 
закончили соревнования двое гон­
щиков — Е. Стокуч на мотоцикле 
чехословацкого производства 
«Ява» (рис. 16) и В. Риндлер на 
мотоцикле «Рудж», причем Ринд­

лер первым из чехословацких 

гонщиков был награжден золотой 
памятной медалью. 

Несчастливые мотоциклы 

с колясками 

Хотя проведение шестидневных 

соревнований требует от органи­
заторов больших расходов, Ита­

лия заявила о своей готовности 

провести их и в 1932 г. со стар­

том также в Мерано. Число учас­
тников выросло по сравнению с 

предыдущим годом: Италия вы­

ставила 53 гонщика, Великобри­
тания — 28, Германия — 20, Ни­
дерланды — 9, Чехословакия — 8, 
Швейцария — 5, Австрия — 4, 
Венгрия — 2, Франция — олного. 
Всего участвовало 130 гонщиков. 

Первая команда Чехословакии, 

боровшаяся за «Международный 
трофей», выступала на мотоцик­

лах «Ява» в составе: одиночники 

24 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 16. Мотоцикл «Ява» появился в 1929 г. Это был тяжелый мотоцикл с четырех­

тактным двигателем с рабочим объемом 500 см

3

. Привод заднего колеса осуществлялся 

валом. Название «Ява» образовано из первых букв имен владельца предприятия Янече-
ка и немца Вандерера, продавшего лицензию. 

А. Витвар и Ф. Бранд, а также 
И. Кайзер на мотоцикле с коляс­
кой. За «Серебряный кубок» в 
команде А боролись те же Витвар 
и Бранд, а вместо тяжелого мото­
цикла с коляской на одиночной 
«Яве» шел Стокуч. В команде В 

были разные марки мотоциклов: 
у Й. Паштики — БСА, Дж. Ф. Ко­
ха — «Прага» и у Л. Полака — 
«Премьер». 

Новинкой в организации этих 

соревнований было то, что первый 
контроль времени производился 
через 2 км после старта. При этом 

до некоторой степени компенсиро­

вался довольно поздний старт. 

Борьба за обладание «Между­

народным трофеем» разгорелась 
в последний день между гонщи­
ками Великобритании и Италии. 
Скоростные английские мотоцик­

лы способствовали победе коман­
ды Великобритании. Вышли из 

борьбы команды Германии и Че­
хословакии, причем обе по одной 
и той же причине — выход из 
строя колес у колясок. На труд­
ной трассе мотоциклы с коляской 
показали себя не с лучшей сто­
роны и в конце концов снизили 
результаты обеих команд, несмо­

тря на высокие скорости мото­

циклов без колясок. 

Как и в соревнованиях за наи­

высший трофей, в борьбе за «Се­

ребряный кубок» все решалось 
между командами Великобрита­
нии и Италии. Прокол шины на 
мотоцикле одного из итальянских 
гонщиков решил участь соревно­
ваний. Команда Великобритании 
победила неожиданно легко в за­
вершающей часовой гонке. 

25 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Английская погода 

Небольшая красивая долина в 

районе города Лландриндод в За­
падном Уэлсе благодаря прошло­
годнему успеху Великобритании 

стала местом проведения 15-х 
Международных шестидневных 
мотоциклетных соревнований. 

Конкуренция между командами 

различных стран и, соответствен­
но, число участников этих сорев­
нований снизились. Путь через 
пролив в Великобританию для 
многих гонщиков оказался слиш­
ком сложным и дорогим. Доволь­

но высоким был и взнос за уча­

стие в соревнованиях. И конечно, 

английская погода не отличалась 
привлекательностью. 

Пессимисты не ошиблись. В 

день старта, как и в предыдущие 

несколько дней, моросил дождь. 
Слякоть и грязь значительно 
ухудшили условия и без того 
сложной трассы. Даже если гон­
щики добирались к пункту кон­
троля времени в пределах допу­

стимого времени, настроение пор­
тили частые заторы на дорогах, 
которые создавали свободно пере­
мещающиеся стада овец, телят, 
коров. 

К тому же организаторы, как 

бы забыв о дождях, выбрали та­
кую трудную трассу, что на од­
ном из участков наиболее слож­
ного среднего этапа понадобилась 
посторонняя помощь для вытас­
кивания из грязи тяжелых мото­
циклов. 

Составы команд — основных 

конкурентов в борьбе за «Между­

народный трофей» приведены в 

табл. 2. 

Чехословацкая команда, высту­

павшая в соревнованиях за «Ме-

Т а б л и ц а 2 

Составы команд Великобритании, Италии, 

Германии и Чехословакии 

на соревнованиях1933 г. 

Страна, 

гонщик 

Марка мотоцикла 

Рабо 

чин 

объем, 

с.

Страна, 

гонщик 

Марка мотоцикла 

Рабо 

чин 

объем, 

с.

Страна, 

гонщик 

Марка мотоцикла 

Рабо 

чин 

объем, 

с.

Великобрита­

ния 

Великобрита­

ния 

Брэдли 

«Саибим> (с ко­

ляской) 

600 

Брэдли 

«Саибим> (с ко­

ляской) 

600 

Периго 

БСА 

500 

Роули 

AJS 

500 

Италия 

Бандини 

«Бьяики» (с ко­

ляской) 

500 

Бандини 

«Бьяики» (с ко­

ляской) 

500 

Пигнорини 

«Бьяики» 

500 

Олдригетти 

То же 

500 

Германия 

БМВ (с коляской) 

750 

Мауэрмайер 

БМВ (с коляской) 

750 

Хеине 

БМВ 

750 

Стелцер 

То же 

750 

Чехословакия 

Кайзер 

«Ява» (с коляс­
кой) 

600 

Кайзер 

«Ява» (с коляс­
кой) 

600 

Паштика 

«Ява» 

350 

Бранд 

То же 

350 

ждународный трофей», тяжелые 
«Явы» с приводом заднего ко­

леса валом заменила более легки­

ми «Явами 350» (рис. 17). Од­
нако авария «Явы» с коляской 
и травма чехословацкого коля­
сочника уже в первый день со­
ревнований не оставили никаких 
надежд на победу. Предшествен­
никами этого нового поколения 
мотоциклов «Ява» были две 
«Явы 175» с двухтактным двига­

телем, доступные по цене и по­
этому ставшие очень популярны­
ми (рис. 18). 

После прохождения первой по­

ловины трассы ни одна из 

команд, боровшихся за «Между­
народный трофей», не осталась 
без штрафных очков: команда 

26 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 17. Команда Чехословакии, боровшаяся за «Международный трофей», в 1933 г. на 
мотоциклах «Ява 350». Слева направо: Кромбергер (колясочник), Паштика, Бранд и 
Кайзер 

Германии имела 1 очко, Велико­
британии — 2. 

На четвертый и пятый день до­

ждя не было, но условия на трас­
се оставались тяжелыми. На за­
вершающем этапе опять пошел 
неприятный дождь, который, од­
нако, не мог омрачить радость 

победы немецкой команды, заво­

евавшей «Международный тро­
фей», и команды Великобритании, 
ставшей обладательницей «Се­
ребряного кубка». 

И в Гармиш-Партенкирхене 

тоже дождь 

Рекордное количество участни­

ков прибыло на Международные 

шестидневные мотоциклетные со­
ревнования в 1934 г. — 209 гон­
щиков. Старт был дан в альпий­
ском Гармиш-Партенкирхене. За 
«Международный трофей» и в 

этот раз вступили в борьбу толь­

ко четыре команды, однако за 
«Серебряный кубок» боролись 12 
национальных, 33 заводских и 24 
клубные команды. 

Проверка и маркировка мото­

циклов проводились на огорожен­
ной стоянке, которую продолжи­

тельный дождь превратил в нас­
тоящее озеро. Но, несмотря на 
это, контроль был проведен тща­
тельно и строго. Стартовали 27 
августа в 6 ч утра. Первый 
горный этап был особенно 

27 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 18. Мотоцикл «Ява 175» в предвоенные годы стал основой развития мотоциклетного 

транспорта в Чехословакии 

сложен для мотоциклов с коляс­

кой. 

На следующий день ситуация 

еще более ухудшилась. Подъем в 

гору Фадинг из-за дождя стал 
не под силу мотоциклам с ко­

ляской. Они заблокировали трас­
су, и несколько мотоциклов полу­
чили штрафные очки. Однако по­
сле заседания судейской коллегии 

штрафные очки этого этапа были 
аннулированы. 

Трудности, связанные с ездой в 

горных условиях, продолжались 
и на третий день. На одном из 
подъемов многие уставшие гон­
щики рады были возможности 
воспользоваться посторонней по­

мощью, так как мотоциклы с ко­

лясками опять загородили подъ­

ем для гонщиков-одиночников. 
Обращение к помощи со стороны 
означало нарушение правил 

ФИКМ и дисквалификацию, од­
нако условия были настолько ис­

ключительными, что после бурных 
споров судейской коллегии каж­

дый из этих гонщиков был оштра­
фован лишь на 50 очков. 

Эти проблемы не коснулись 

гонщиков немецкой и итальян­
ской команд, боровшихся за «Ме­
ждународный трофей». На уча­
стке в Фюссене разыгралась за­
ключительная драма. На послед­
нем часовом круге еще вели ита­

льянцы с перевесом в 4 с, 

но на финише они были все же 
на 6 с позже немцев. И те, и 

другие закончили соревнования 
без штрафных очков. Третьими 
были англичане с одним штраф­
ным очком, четвертыми — спорт­
смены Чехословакии — с 317. 

За «Серебряный кубок» на за­

ключительном скоростном этапе в 
часовой гонке англичане боролись 

с ирландцами. Команда Чехосло­

вакии была пятой с 27 штраф­
ными очками. 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«ЯВЫ» ВКЛЮЧАЮТСЯ В БОРЬБУ (1935—1939 гг.) 

Новым на 17-х Международ­

ных шестидневных мотоциклет­
ных соревнованиях в Оберст-

дорфе были скоростные состяза­
ния на шоссейных и горных доро­
гах. За снижение средней уста­

новленной скорости назначались 
штрафные очки. 

Среди 266 мотоциклов, участ­

вовавших в этих соревновани­
ях, 217 (82%) были оборудованы 
четырехтактными двигателями, 
газораспределение с нижними 
клапанами имели 12 (6%) мото­
циклов. Одноцилиндровые двига­

тели стояли на 215 (81 %) мото­

циклах, двухцилиндровые — на 

43 (16  % ) , остальные 8 (3 %) мо­
тоциклов были оборудованы че­
тырехцилиндровыми двигателями. 
Моноблочное исполнение коробки 
передач имели 110 (41 %) мото­
циклов, на остальных она была 
выполнена отдельно. Ножное уп­
равление имели 146 (55 %) мото­
циклов, ножное и ручное — 30 

(11  % ) , остальные 90 (34 %) -

только ручное. И, наконец, 226 

(85 %) мотоциклов имели цепную 

главную передачу, остальные 

4 0 — к а р д а н н ы м валом. 

Проблемы из-за колес 

Как видно из приведенного вы­

ше описания конструктивных осо­
бенностей лучших мотоциклов 

30-х годов (рис. 19 и 20), тех­

нические решения были довольно 
разнообразны. Но всех их объеди­
няла ненадежность шин. Прокол 
шины означал в большинстве слу­
чаев конец всем надеждам на по­
беду для гонщика и его команды. 
Конструкторы шли на различные 
ухищрения для облегчения снятия 
колеса. Гонщики возили с собой 
мощные насосы или баллоны со 

сжатым воздухом, а также самые 
различные запасные части. 

Пестрота царила и в облачении 

гонщиков. Чемпион Великобрита­
нии был обут, например, в лег­
кие полуботинки, а на голове 
имел кепи с козырьком назад. 
Гонщики фирмы БМВ были одеты 
в белые комбинезоны с капюшо­
нами. Нидерландские спортсмены 

уже имели защитные шлемы. 

Пробег скоростного участка 

трассы 

Разделение шестидневного мар­

шрута на короткие отрезки, жест­
кие временные условия, горные 

дороги и, в особенности, скорост­

ные участки создали драматичес­
кую ситуацию в соревнованиях. 

В первый день в маршрут был 

включен сложный участок на горе 
Кессельберг, но на следующий 

день был запланирован еще более 
коварный участок на новой авто-

29 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

кой команды, боровшейся за 
«Международный трофей». У его 
мотоцикла была повреждена пе­
редняя вилка. Гонщик не сдался 
и после длительного ремонта с 
помощью инструментов и запас­
ных деталей из своего почти 30-
килограммового рюкзака продол­

жал путь, но прибыл на контроль­

ный пункт с большим опозданием. 

Таким образом, немецкая коман­
да перед последней часовой гон­
кой имела 25 штрафных очков, 

на три больше, чем команда Че­

хословакии. В часовой гонке гон­

щики обеих команд выдержали 

предписанную скорость. Однако 
на мотоцикле Витвара треснул то­
пливный бак, вследствие этого 
команда Чехословакии получила 

44 штрафных очка и ей при­

шлось расстаться с надеждой на 
первое место. 

«Международный трофей» 1935 г. 

завоевала команда Германии с 
25 штрафными очками, второе ме­
сто заняла команда Чехословакии 

(66 очков), третье—Великобри­

тании (401), четвертое — Италии 

(402) и пятое — Франции (565). 

«Серебряный кубок» увезла с со­
бой команда А Германии, про­
шедшая маршрут без штрафных 

очков. Второй стала команда А 
Чехословакии с 61, третьей — 

команда А Италии с 204 штраф­
ными очками. 

Фройденштадт 
и Гармиш-Партенкирхен 

Восемнадцатые Международ­

ные шестидневные мотоциклетные 

соревнования проходили в Герма­

нии. Старт был назначен в городе 
Фройденштадте, расположенном 
в горах Шварцвальда. 

Трасса имела очень много уз­

ких поворотов и завершалась 
альпийским участком длиной 
400 км в окрестностях Гармиш-
Партенкирхена. 

Было сохранено, как в преды­

дущем году, деление маршрута 

пунктами контроля времени на 
короткие этапы. В маршрут так­
же были включены скоростные 
участки. Новинкой было опреде­

ление предписанной скорости на 
этих участках в соответствии со 
скоростью пяти самых быстрых 

гонщиков в каждом классе. Уча­

стники, прошедшие участок со 
скоростью, которая на 15 % ниже 
скорости пяти лучших гонщиков, 
наказывались штрафными оч­
ками. 

Всего в соревнованиях участво­

вало 246 мотоциклистов из 12 

стран. Из них 5 команд боро­
лись за «Международный тро­
фей» и 11 за «Серебряный ку­
бок». Существенно возрос интерес 
к соревнованиям эндуро со сторо­
ны изготовителей мотоциклов и 
журналистов. На каждом этапе 
шестидневных гонок более 100 ре­
портеров и фотографов внима­

тельно следили за их ходом. 

Наиболее эффектными оказа­

лись мотоциклы с четырехтактны­

ми одноцилиндровыми двигателя­
ми классов 350 и 500 см

(рис. 22). Однако постепенно 

все больший авторитет завоевы­
вали мотоциклы меньших клас­
сов. А ахиллесовой пятой для 
каждой команды были мотоциклы 
с колясками. 

Какие технические новинки по­

явились на этих соревнованиях? 
Мелких улучшений было много, 
но основным усовершенствовани­
ем было применение задней под-

32 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

вески. Еще раньше такая под­
веска стала использоваться на 
шоссейно-гоночных мотоциклах и 
наиболее совершенных дорожных. 
Интересно отметить, что эти пер­

вые конструкции задней подвески 
были аналогичны современной си­
стеме «Ямаха-Кантилевер». Одна­
ко внедрение этой подвески вы­

звало новую проблему, связанную 
с изменением натяжения цепи 
при качаниях заднего колеса. 
Удачное решение этой проблемы 

продемонстрировала фирма БМВ 
на своих мотоциклах с двухци­

линдровым двигателем и при­

водом карданным валом. На 

этих мотоциклах устанавливалась 

и телескопическая передняя вил­

ка (рис. 23). 

Побеждает 

английское спокойствие 

Уже первый этап протяженно­

стью 350 км, который начался 

нетрадиционно в среду 17 сен-

Рис. 22. Член английской команды Вэй-
котт на мотоцикле «Велосетт 500» (внизу) 
и член команды Германии Стельцер на 
мотоцикле БМВ 500 (справа) выступали 
в борьбе за «Международный трофей» 
в 1936 г. 

2. 80 

33 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

тября под проливным дождем, 

проверил готовность к состязанию 
мотоциклов и гонщиков. На этом 

этапе в первенстве за «Междуна­

родный трофей» только команды 
Великобритании и Германии не 
получили штрафных очков. Сла­

бым местом команды Чехослова­
кии опять был мотоцикл с коляс­
кой, однако и гонщикам-одиноч­
никам в этих соревнованиях не 
везло. 

Второй и третий этапы не при­

несли ничего нового, лишь дождь 
сменился жарой, а Шварц­
вальд — Альпами. Четвертый 

этап длиной 467 км включал в 
себя и скоростные состязания на 
участке Мнихово-Райхенталь, ко­
торый гонщикам показался ту­
ристской прогулкой (рис. 24). 

Пятый день стал роковым для 

немецкой команды, боровшейся 

за «Международный трофей». 

Потерпел аварию Хенне; за за­

держку, связанную с ремонтом, 

он получил два штрафных очка. 

В начале последнего этапа Хен­

не вынужден был сменить пор­
шень в двигателе. Ремонт по­

требовал около получаса, и на 

счету его команды оказалось 19 

штрафных очков. 

Заключительная часовая гонка 

в Фюссене уже не могла изме­
нить сложившуюся ситуацию. 
Спокойная английская команда в 

составе Бриттейна (мотоцикл 
«Нортон 350»), Роули (AJS 350) 
и Вэйкотта с колясочником Бел-
стоном («Велосетт 500») выдер­
жала установленную среднюю 
скорость 80 км/ч и завоевала 
«Международный трофей», а с 
ним и право проведения следую­
щих шестидневных соревнований 
в Англии. 

За «Серебряный кубок» в ча­

совом скоростном заезде боро­

лись четыре команды, прошедшие 
дистанцию без штрафных очков: 

Великобритании (команды А и 
В), Нидерландов и Австрии. По­

бедили англичане, выступавшие 
на мотоциклах «Рудж 500». 

Интересно, что четыре завод­

ские команды получили четыре 
золотые медали ФИКМ, но в их 
числе не было представителей та­
ких известных мотоциклетных 
фирм, как «Рудж» и «Триумф». 
Медалистами стали мотоциклы 
фирм  Д К В (двухтактный двига­

тель класса 175 см

3

) и «Пух» 

(двухтактный, класс 250 см

3

). 

Блуждания в Уэлсе 

После шестидневных соревно­

ваний в Фройденштадте, когда 

много сил было отдано пункту-

34 

Рис. 23. Современным элементом на мо­

тоцикле БМВ была передняя телескопи­
ческая вилка 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рнс. 24. Пункт контроля времени в Райхентале на соревнованиях 

1936 г. Контроль проходят Хоффман (173) на мотоцикле «Вик­

тория 350», Хенне (176) на БМВ 500 и Воет (177) на мотоцикле 

«Велосетт 350» 

альному соблюдению правил, сле­
дующие состязания, проходившие 
в Лландриндод-Уэлсе, были об­
разцом любительства и импрови­
зации. При техническом осмотре 
мотоциклов (рис. 25) и на пунк­

тах контроля времени была за­
метна недостаточная организо­
ванность, а нарушения в марки­
ровке трассы снизили спортивную 
ценность всего мероприятия. 

Маркировка некоторых участков 
была одинаковой или похожей, 
что запутывало гонщиков, и та­
ких ошибок было достаточно. К 

традиционному английскому до­

ждю добавился еще туман. При 

этом маркировка трассы уже не 
была видна совсем. 

Пункты контроля времени раз­

мещались на большем расстоя­
нии, чем было прежде принято,— 
через 25 мин хода, а скоро­

стные соревнования вообще не 
были включены. 

На старт вышло 213 гонщи­

ков, но за «Мировой трофей» вы­

ступали лишь три команды. На­

дежды команды Чехословакии 
упали до нуля после того, как 

ее капитан Витвар просто за­

блудился. 

Спор решился в завершающей 

часовой гонке (рис. 26), в кото­
рой с 10-секундным отрывом ан­
гличане завоевали «Международ­
ный трофей» (рис. 27). В борьбе 

за «Серебряный кубок» первыми 
были гонщики Нидерландов. 

И, наконец, два любопытных 

факта. В соревнованиях принял 
участие англичанин Г. Р. Тэй-

лор, потерявший ногу во второй 

мировой войне, которого называ­

ли «отцом мотокросса Велико­

британии». Он управлял мотоцик-

2* 

35 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..