Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 10

 

  Главная      Книги - Разные     Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - 1990 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

 

Эндуро: вчера, сегодня, завтра (Гусак Павел) - часть 10

 

 

С другой стороны, уменьшение 

хода амортизации вносило эле­
мент стандартизации в конструк­
цию мотоцикла. Опускается часто 
чересчур высоко поднятое седло, 
при торможении из-за изменения 
геометрии мотоцикла улучшается 

его управляемость, уменьшаются 
колебания натяжения цепи. Но, 
самое главное, упрощается кон­

струкция передней вилки и амор­
тизатора заднего колеса. 

При амплитуде качания задне­

го колеса 250 мм амортизация 
задней вилки с центральным 
расположением пружины теряет 
свои главные преимущества. 

В большинстве случаев на мото­

циклах эндуро, в отличие от крос­

совых, используются два класси­
ческих амортизатора с обеих сто­

рон колеса. 

Каков же был ход амортиза­

торов колес у мотоциклов, на 

которых выступали участники ше­

стидневных соревнований 1982 г.? 

Способ измерения хода, особен­

но заднего колеса, достаточно 

сложен и проводится только 
в случае подачи протеста или 

для проверки. Но до этого во вре­

мя соревнований в Поважска-
Бистрице дело не дошло. По 
оценке автора, все мотоциклы 
команд-фаворитов, боровшихся 

за «Мировой трофей» и «Сереб­
ряный кубок», были оборудованы 
амортизаторами, соответствую-

Рис. 101. Спортивный мотоцикл КТМ 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

щими предписаниям ФИМ, одна­
ко зазор более 300 мм между 
грязевым щитком и колесом 
у большинства мотоциклов нужно 

было бы замерить. 

В этих шестидневных соревно­

ваниях участвовало 18 мотоцик­

лов с четырехтактными двигате­
лями класса свыше 500 см

3

К концу этих трудных соревно­
ваний их осталось только пять: 
КТМ с двигателем «Ротакс» 

(рис. 101), «Хонда», «Ямаха» 
(рис. 102) и «Хускварна». 

Одноцилиндровый двигатель с 

рабочим объемом 501—550 см ' 

имеет исключительно благоприят­
ную мощностную характеристику 
и достаточно высокую максималь­
ную мощность. Но пуск в начале 
каждого этапа и у контрольных 

пунктов вызывал определенные 
трудности. Все двигатели этого 
класса имели компактную кон­
струкцию, небольшие габариты и 
массу. Однако, в отличие от мо­

тоциклов с двухтактными двига­
телями, в них не обошлось без 
применения уравновешивающего 
вала. А на мотоцикле «Хонда», 
предназначенном для соревнова­
ний эндуро, их было даже два. 

149 

Рис. 102. Гау и мотоцикл Ямаха» с четырехтактным двигателем 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

К О М А Н Д А ШВЕЦИИ  Ч Е Р Е З  Ш Е С Т Ь Д Е С Я Т  Л Е Т (1983 г.) 

На ход соревнований 1983 г. 

наложили отпечаток стремление 
к возрождению спорта эндуро 

со стороны спортивной обще­
ственности ГДР, с одной стороны, 
и снижение интереса к этому виду 
спорта у итальянских мотоцикло-
строителей, с другой. 

Довольно спорное решение тех­

нической комиссии ФИМ ограни­
чить ход амортизаторов колес 

250 мм было отменено; снова от­

крывалась возможность использо­
вания задних амортизаторов 
кроссовых мотоциклов, у которых 
он равен 300 мм. Лучше всего 
в настоящее время зарекомендо­
вали себя мотоциклы с консоль­
ной задней вилкой, одним вер­

тикальным амортизатором и ры­
чажной системой управления, как 
это выполнено на мотоцикле 
«Хонда Про-Линк». 

Другое правило, согласно ко­

торому в каждой национальной 
команде должно быть по четыре 
мотоцикла соответствующего 

класса, не было новым. Резкие 

споры вызвало аннулирование 

класса до 175 см

3

 (31 декабря 

1982 г.). Практически это озна­

чало, что команда, борющаяся за 
«Мировой трофей», кроме мото­

циклов классов 125, 250 и 

500

 CM

j

, должна иметь также 

мотоциклы классов 80  с м

3

 или 

более 500 см

 3

 с четырехтактным 

двигателем. 

Опыт участия в соревнованиях 

команд в обоих крайних классах 
был не самым удачным. Малообъ­
емные двигатели работают в тече­
ние всех шести дней практически 
в режиме максимальной мощнос­

ти, поэтому их механические по­

ломки неизбежны. Пуск одно­

цилиндровых четырехтактных дви­
гателей в холодном, а иногда 
и в прогретом состояниях за­
частую очень затруднен. Кроме 

того, руководители команд опа­
сались утопить тяжелые мото­

циклы в болотах Уэлса. 

«Явы» пяти классов 

Наиболее тяжело сказалось ан­

нулирование класса 175 см

3

 на 

чехословацких мотоциклах «Ява». 

Была потеряна не только возмож­

ность участия в соревнованиях 

скоростных мотоциклов «Ява 

175» в относительно мало запол­

ненном классе, но и возникла не­

обходимость из рекламных и пре­
стижных соображений ускорить 
подготовку мотоциклов других 
классов, чтобы национальная 
команда ЧССР могла стартовать 
исключительно на «Явах». 

В начале сезона приверженцы 

команды ЧССР были приятно 

150 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 103. Наименьшим в ряду спортивных мотоцик­

лов «Ява» является «Ява 80» 

удивлены — на соревнованиях 
эндуро мотоциклы марки «Ява» бы­
ли представлены во всех классах! 

Новая «Ява 80» являлась 

мотоциклом нового поколения, 

так как повторение конструкции 

мотоциклов высших классов вы­

звало бы увеличение массы 

(рис. 103). Двухтактный одно­

цилиндровый двигатель имел 
принудительное водяное охлаж­

дение. Газораспределение осу­

ществлялось вращающимся зо­

лотником, установленным на ко­
ленчатом валу. Совершенно но­

вый способ установки золотника 

был запатентован авторским дуэ­
том Тихы-старший — Тихы-млад-

ший. Первый из этого дуэта в 

конце 60-х годов был известным 
конструктором шоссейно-гоноч-
ного мотоцикла «Ява 350» с 

двухтактным четырехцилиндро­

вым двигателем. 

Основная идея новой системы 

газораспределения заключается в 

том, что золотник размещается 

внутри картера. При этом диа­
метр золотника больше диаметра 
щек коленчатого вала. Плоскость 
прилегания золотника лежит в 
плоскости стыка двух частей 

151 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

картера, которая в мотоциклах 
эндуро марки «Ява» традицион­
но параллельна плоскости сим­

метрии, проходящей через ось 
цилиндра. Преимуществом этого 

способа впуска является сокра­
щение длины впускного канала и 
возможность его размещения в 
литом цилиндре. Необычным яв­
ляется и удобное размещение 
карбюратора. 

Конструкция трансмиссии с пер­

вичной зубчатой передачей, четы-
рехдисковым сцеплением и шести-
ступенчатой коробкой передач 

была такой же, как у мотоцик­

лов класса 125 см

3

. В ней 

предусмотрен даже водяной на­
сос, удачно размещенный на 
вращающемся валу привода пус­
ка двигателя. 

Основу облегченной ходовой 

части составляют двойная замкну­
тая рама и задняя маятниковая 

вилка, амортизированная двумя 
противоположно направленными 
пружинами. В отличие от других 
мотоциклов эндуро этой же марки 
«Ява 80» имеет лишь частично 
закрытую цепную передачу. Кро­
ме того, новый мотоцикл обладает 
прекрасными ходовыми каче­

ствами. 

На мотоцикле «Ява» класса бо­

лее 500  с м

3

 установлен одноци­

линдровый четырехтактный дви­

гатель с воздушным охлаждением 
«Ротакс», имеющий рабочий объ­

ем 562 см

 3

. В этом компактном 

двигателе используется газорас­

пределительный вал, установлен­
ный на головке цилиндра, и бес­
шумный привод зубчатым ремнем. 

В головке цилиндра расположены 

четыре клапана. Для ограничения 
вибраций предусмотрен один 

балансировочный вал (рис. 

104). 

Конструкция трансмиссии, как 

и у мотоцикла «Ява 500»: пять 
ступеней передач и первичный 
привод зубчатыми колесами, но 
сцепление имеет восемь дисков 
и работает в масляном тумане. 

Ходовая часть такая же, как 

у «Явы 500» с двухтактным дви­
гателем. Главное отличие заклю­
чается собственно в раме, выпуск­
ной и впускной системах. Кроме 
того, для четырехтактного двига­
теля предусмотрен масляный бак. 

Наступление спортсменов  Г Д Р 

Результаты Международного ше-

стиэтапного чемпионата Европы 
представлены в табл. 24. 

Содержание этой таблицы мо­

гут сделать более наглядным вы­
сказывания двух известных спе­
циалистов в области мотоциклет­
ного спорта. 

Тренер и руководитель чехосло­

вацкой команды, боровшейся за 
«Мировой трофей», О. Хасак: 
«Соревнования в Италии, Испа­
нии и Франции для команды 

ЧССР нетипичны. Их условия 
значительно отличаются от при­
вычных для нас. 

В  н а с т о я щ е е  в р е м я  к а к гонщи­

ки, так и мотоциклы недостаточно 

подготовлены, поэтому нельзя 

ожидать завоевания призовых 
мест. О победе мы не смеем и 
мечтать! По моему мнению, славу 

победителей мы уступаем Италии. 

Жду также очень успешного вы­
ступления от команды ГДР». 

Главный тренер М. Сайнер: 

«В течение шестиэтапного сорев­
нования лидировал Цисарж на 

мотоцикле класса до 125 см

3

, а 

152 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

также Чундерлик в классе 250 см

и Хованчик в классе 500 см

3

Другие гонщики, не получившие 
необходимого числа очков, поте­

ряли надежду бороться за меда­

ли. Вперед постепенно вышли 
молодые перспективные гонщики, 
но им нужно еще набраться опы­
та. Европейская гонка — чересчур 
сложное испытание. Случилось 

так, что растерянность первого 
дня развеяла надежды на ме­
дали». 

Без мотоциклов класса 

д о  8 0 см

 3 

В шестидневных соревнованиях 

1983 г. участвовали «Явы» всех 

пяти классов. Однако болотис­

тая трасса Уэлса была бы не сли­

шком благоприятна для класса 

до 80 см

 3

Команды ЧССР вышли на 

старт в следующем составе. В бо­
рьбе за «Мировой трофей» (ру­
ководитель О. Хасак): Й. Цисарж 

(«Ява 125»), И. Махачек («Ява 

125»), Э. Чундерлик («Ява 250»), 

С. Злох («Ява 500»), И. Хован­

чик («Ява 500»), И. Пошик 

(«Ява 560»). В борьбе за «Сере­

бряный кубок» (руководитель 

П. Валек): П. Квех («Ява 125»), 
3. Белски («Ява 250»), В. Дупал 

(«Ява 500»), М. Покорны («Ява 

500»). 

Технические характеристики се­

рийных чехословацких мотоцик-

Рис. 104. На мотоцикле «Ява» класса выше 500 см

3

 установлены четырехтактные дви­

гатели «Ротакс» 

153 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Т а б л и ц а  2 4 

Результаты чемпионата Европы 1983 г. 

Гонщик, страна, 

марка мотоцикла 

Мес­

то 

Классификационные очки, полученные на отдельных этапах, которые 

прошли на территории следующих стран 

Все­

го 

Гонщик, страна, 

марка мотоцикла 

Мес­

то 

Испания 

7 — 8 . 5 

Италия 

14 — 15.5 

Франция 

4 —5.6 

ФРГ 

18—19.6 

ЧССР 

2—3.7 

Австрия 
9 —10.7 

Все­

го 

Класс

 до 80

 см

П.

 Мураглиа, 

Италия, «Аккосато» 
X. Гейссенхонер, 
ГДР, «Симсон» 
Ю. Гриссе, 
ФРГ, «Цюндапп» 

Класс

 до 125

 см

А. Маринони, 

Италия, КТМ 
Г. Лалей, 
Франция, КТМ 
Р. Хюблер, 
ГДР, «Симсон» 
И. Цисарж, 

ЧССР, «Ява» 

Класс

 до 250

 см

X. Штурм, 

ГДР, МЦ 
Г. Бриссони, 
Италия, «Хускварна» 
Ф. Шуберт, 
ГДР, МЦ 

Э. Чундерлик, 
ЧССР, «Ява» 

Класс

 до 500

 см

Й. Шеффлер, 
ГДР, МЦ 
С.-Э. Йонссон, 
Швеция, «Хусквар­
на» 
Й. Шюцлер, 
ГДР, МЦ 

Класс свыше

 500

 см

Э. Гау, 
ФРГ, «Ямаха» 
Р. Шалбер, 
ФРГ, КТМ 
Г. П. Финдандо, 

Италия, «Ямаха» 

15 10 

10 15 

15 

15 10 

10 6 

12 8 

15 15 

10 

15 15 

12 10 

10 12 

12 12 

8 15 

15 12 

6 15 

4 10 

6 15 

10 8 

12 10 

12 12 

6 10 

10 4 

12 15 

15 12 

5 8 

10 10 

12 12 

8 8 

12 12 

4 10 

6 8 

15 15 

12 12 

15 15 

12 12 

5 6 

10 8 

15 15 

10 10 

12 12 

12 

10 10 

15 15 

6 8 

12 15 

12 

5 12 

10 6 

15 15 

12 

10 10 

8 12 

12 15 

15 12 

5 8 

12 12 

15 15 

10 6 

10 10 

12 12 

8 15 

15 

10 12 

4 8 

12 15 

10 12 

15 15 

12 8 

8 10 

15 15 

10 12 

12 

15 15 

10 10 

12 12 

8 10 

10 8 

12 12 

15 15 

6 2 

12 8 

8 6 

12 12 

15 12 

10 6 

6 10 

15 15 

10 12 

6 2 

15 15 

10 12 

6 6 

128 

110 

102 

123 

102 

93 

88 

163 

113 

91 

77 

174 

140 

92 

140 

139 

98 

154 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Т а б л и ц а  2 5 

Технические характеристики мотоциклов 

«Ява 125», «Ява 250», «Ява 500» и «Ява 560» 

Мотоцикл 

«Ява 125» 

«Ява 250» 

«Ява 500» 

«Яаа 560» 

Тип 
Диаметр цилиндра, мм 
Ход поршня, мм 
Рабочий объем, см

Максимальная мощ­
ность, кВт 
Частота вращения, мин

 1 

Число ступеней коробки 
передач 
Ход амортизатора задне­
го колеса, мм 
Колесная база, мм 
Высота седла, мм 
Масса, кг 

657-2-83 

55 
52 

124 

19,5 

10 500 

270 

1460 

910 

106 

652-5 83 

70 
64 

246 

29 

8500 

270 

1490 

930 

11О 

654-5-83 

82 
75 

396 

35 

7500 

275 

1480 

960 

115 

871-0-83 

94 
81 

562 

33,5 

7000 

275 

1485 

960 

129 

лов «Ява», участвовавших в шес­

тидневных соревнованиях 1983 г., 

приведены в табл. 25. 

На мотоциклах «Ява 125», 

«Ява 250» и «Ява 500» установ­

лен одноцилиндровый двухтакт­

ный двигатель с воздушным ох­

лаждением, на «Яве 560» — одно­

цилиндровый четырехтактный, 

также с воздушным охлаждени­
ем. На «Яве 125» впуск осуще­
ствляется вращающимся золотни­
ком, перепуск и выпуск — порш­
нем. На «Явах» классов 250 
и 500  с м

3

— впуск лепестковым 

клапаном, перепуск и выпуск так­
же поршнем. На «Яве 560» газо­
распределительный вал располо­
жен в верхней части, число кла­
панов — четыре. 

На всех этих мотоциклах ис­

пользуется электронная система 

зажигания: на первых трех — ти­
па «Мотоплат», на «Яве 560»— 
типа «Ниппонденсо». 

Первичная передача — зубча­

тая, прямозубая, в масляной 

ванне, вторичная—цепная, пол­
ностью закрытая. 

Сцепление на «Явах» классов 

125, 250 и 500 см

3

 сухого типа, 

четырехдисковое, на «Яве 560» — 
восьмидисковое, с масляной смаз­
кой. У первых трех мотоциклов 
замкнутая трубчатая двойная ра­
ма, у «Явы 560» — двойная толь­
ко в нижней части. 

Задняя вилка у всех мотоцик­

лов — маятниковая с двумя амор­
тизаторами, ход 270 мм. Ширина 

руля — стандартная — 830 мм. 

На переднем колесе всех мото­

циклов установлена шина «Ба-
рум 3,00—21», на заднем — на 
«Явах» классов 125 и 250  с м

3

— 

шина «Барум 4,25— 18», на 
«Явах» классов 500 и 560 см

 3

— 

«Барум 4,75—18». 

Несколько слов о мотоциклах 

других команд. 

Фаворитами этого чемпионата 

Европы были гонщики националь-

155 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 105. Систематическое совершенствование мотоциклов «Симсон» вывело их на вы­

сокий уровень. В отличие от других марок двигатель этого мотоцикла не имеет водяного 
охлаждения, лепесткового клапана или золотника 

ной команды ГДР: два мотоцикла 
«Симсон» классов 80 и 125 см

(рис. 105), два  М Ц 250 и два 

МЦ 500. 

Команда Италии шла на мото­

циклах «Аккосато» класса 80 см

 3

«Кагива 125», КТМ 125, «Хуск­
варна 250», а также «Хускварна» 
и «Априли» класса 500  с м

3

— 

исключительно пестрый состав 
мотоциклов! 

Значительные трудности при 

подборе мотоциклов испытала 
команда ФРГ. Промышленность 
ФРГ не выпускает мотоциклов, 
пригодных для участия в шести­

дневных соревнованиях. Предо­
ставить мотоциклы для этой ко­

манды предложила ведущая ав­

стрийская фирма КТМ. При этом 
условие представителя ФРГ было 
твердым: либо этими мотоцикла­
ми обеспечивается вся команда, 

либо ни одной машины не будет 

приобретено. В конце концов со­
глашение было найдено, были 
приобретены два мотоцикла КТМ 

125; КТМ 250 и КТМ 500 — 

по одному; два мотоцикла КТМ 
класса свыше 500 см

 3

 с четырех­

тактным двигателем. Но когда 
чемпион Европы Гау с мотоцикла 

«Ямаха» не смог перейти на КТМ, 

ему пришлось принять участие 

в команде, боровшейся за «Се­
ребряный кубок». 

Англичане со вниманием от­

неслись к участникам, боровшим-

156 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ся за высший трофей. Они вы­

брали следующие мотоциклы: 

КТМ 125, «Кавасаки 250», «Хон­

да 250», два мотоцикла КТМ 500 

и «Ямаха» класса свыше 500 см

 3

После двух сенсационных побед 

команды США в «Кубке наций» 
и «Мотокроссе наций», лучшим в 
которых был Моран, показавший 

отличные результаты на финаль­

ном этапе по длинной ровной до­
роге в Марианской низменности, 
престиж американской команды 

вырос и в шестидневных соревно­
ваниях. Выбор мотоциклов амери­
канцами был следующим: «Хуск­
варна 125», по два мотоцикла 
«Хускварна 250» и «Хускварна 

500», «Хонда» в классе свыше 
500 см

3

 с четырехтактным дви­

гателем. 

Непредвиденным было всегда 

поведение команды Швеции, вы­
ступавшей на пяти мотоциклах 
«Хускварна»: по одному классов 

125 и 250 см

3

, два класса 

500 см

 3

, по одному класса свыше 

500 см

3

 с четырехтактным дви­

гателем и «Ямаха 250». С другой 
стороны, шведы побеждали толь­
ко в 1923 г., да и то в домашних 
условиях. 

Спокойствие 

и закрытая лазейка 

В Уэлсе готовились провести 

Международные шестидневные 
соревнования уже в восьмой раз, 
семь раз их центром был центр 
Лландриндод-Уэлс, на этот раз 
центром стал Билт-Уэльс — центр 
торговли овцами и крупным рога­
тым скотом. Здесь господствовало 

абсолютное спокойствие и ничто 
не предвещало предстоящих бур­
ных спортивных событий. 

Большинство служб размеща­

лись в близко расположенном 

Лландриндод-Уэлсе, но в окрест­
ностях Билт-Уэлса до сих пор 
спокойно паслись стада овец 

(рис. 106). 

Технический осмотр мотоцик­

лов прошел, в общем, гладко. 
Однако гонщикам, гостям и жур­

налистам организаторами сорев­
нований не было уделено ника­
кого внимания. Точнее, они не 
могли этого сделать, так как ор­
ганизация в целом была несколь­
ко необычной. Медицинское об­

служивание осуществлял один 
врач с вертолетом. 

Руководители команд и опыт­

ные гонщики имели четкое пред­

ставление об условиях и о по­
годе, в которых будут проходить 
соревнования. Трасса проходила 
в основном по близко располо­
женным друг к другу земельным 

участкам, и вплоть до первого 
дня соревнований проезды оста­
вались закрытыми. 

Председатель международной 

судейской коллегии А. Ябловски 
из  П Н Р в воскресенье после обе­

да объявил 360 участникам об 
открытии соревнований. И тут 
же начало моросить! 

Первый день. Только три гон­

щика не имели опозданий. Всю 
ночь лил дождь, к утру он пре­
кратился, чтобы возобновиться 
после обеда. Счет штрафных оч­

ков начал Шалбер из националь­
ной команды ФРГ, не выполнив­
ший стартовых испытаний. Но эти 
штрафные очки впоследствии 
имели очень малое значение по 

сравнению с результатами, полу­
ченными при испытаниях на уско­
рение и в заключительной крос­
совой гонке. 

157 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 106. Живым символом шестидневных соревнований в Уэлсе был козел 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На заболоченной трассе, ус­

ложненной к тому же суетой ор­

ганизаторов, гонщики использо­
вали время В и шли с большим 

опозданием, счет штрафных очков 

достигал огромной величины. Во­

время (но с использованием до­
пустимого времени) прибыли толь­
ко три гонщика: Й. Зауэр на мо­

тоцикле «Хонда 125» из команды 

ФРГ, боровшейся за «Серебря­
ный кубок», П. Гринберг на мо­

тоцикле «Ямаха 250» из нацио­
нальной команды Швеции и 
А. Циффка на мотоцикле МЦ 500 
из команды ГДР, боровшейся за 
«Серебряный кубок». 

На длительном заседании су­

дейской коллегии, которое нача­
лось в 22 ч 30 мин и закончилось 
под утро, были подтверждены все 

штрафные очки и потери времени 
каждого гонщика, а также под­

ведены итоги первого дня сорев­
нований. 

В борьбе за «Мировой трофей» 

впереди шла команда ГДР, полу­
чившая 1229 штрафных очков. 
Следующими были команды Шве-
ии (1316), Италии (2173), Фран­
ции (2427), Чехословакии (2942), 
ФРГ (3077). 

Борьбу за «Серебряный кубок» 

возглавила команда ФРГ (340), 
второй шла команда  Г Д Р (856), 
затем — Италии (1842) и ЧССР 

(1916). 

Таким образом, команды полу­

чили достаточно большое количе­
ство штрафных очков. Однако ни 
один из гонщиков, за исключе­
нием Пошика, выступавшего на 
«Яве» с двигателем «Ротакс», 
не принес своей команде сразу 
более 1000 штрафных очков. Это 
произошло из-за того, что Пошик 

остановился с пустым топлив­

ным баком и опоздал на целых 
34 мин. 

В первый день соревнований 

сошли с маршрута 59 гонщиков. 

Второй день. Вышла из строя 

коробка передач мотоцикла МЦ; 
неудачи команды Италии. 

Д а ж е менее напряженное вре­

мя С не могло облегчить труд­
ностей на маршруте, проложен­
ном по заболоченным торфя­
никам. Мотоциклы проваливались 
в грязь до самого бака, и без 

толкания и помощи зрителей мо­
тоциклы остались бы здесь на­

всегда (рис. 107). Следует отме­

тить, что английские болельщи­
ки и необычно многочисленные 
туристы из Швеции оказывали 

помощь всем без различия нацио­
нальности гонщикам. Наиболее 

трудно достался этот день гонщи­

кам на тяжелых мотоциклах 

с четырехтактным двигателем, 

шедшим за основной группой гон­
щиков по сильно разбитой и за­
болоченной трассе. 

Трудности были и у фаворитов. 

Шуберт из национальной коман­

ды  Г Д Р включил пятую переда­
чу, но переключиться обратно 
уже не удалось, вследствие чего 
ему пришлось сойти с дистанции. 
У Маринони из национальной 
команды Италии двигатель мо­

тоцикла «Кагива» постепенно все 
более терял мощность, гонщик 
как мог тянул свой мотоцикл, 
пока не превысил допустимый 
предел времени. 

Удивительно хорошо шла ко­

манда Швеции, заслуженно за­
хватив лидерство. Гонщики ЧССР 

уступили им первые места в борь­
бе за оба приза. В борьбе за 
«Мировой трофей» шведская ко­
манда получила 1330 штрафных 

159 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 107. Пример «идиллии» в Уэлсе 

очков; следующими шли команды 

ФРГ (3727), ЧССР (3791) и 

США (4603). Борьбу за «Сереб­

ряный кубок» возглавляла после 
второго дня соревнований коман­

да ФРГ (953 очка), далее шли 

команды  Г Д Р (1188), ЧССР 

(2315), Швеции (2811). 

Третий день. Вышла из борьбы 

команда США. Во время С после 

обеда солнце улучшило настрое­

ние гонщиков, к некоторым пунк­

там контроля времени они приез­
жали даже с запасом в 20 мин. 

Организаторы соревнований ре­
шили еще более разнообразить 
условия борьбы и несколько раз 
отводили трассу снова на болоти­
стые участки. 

После обеда опять пошел 

дождь, так что участники тех со­

ревнований надолго запомнили 
«мыльный склон», который им 
пришлось преодолевать. По чрез­
вычайно скользкой поверхности 

дороги гонщики вынуждены были 
толкать свои мотоциклы, много­

кратно падая вместе с машинами. 

160 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Д а ж е в более легкий день со­

ревнований «усталые» мотоциклы 

требовали ухода. После того, как 
сошел с дистанции Лойак, нацио­

нальная команда США потеряла 
надежду на победу. Затем полом­
ка коробки передач на мотоцикле 

МЦ 250 подвела команду ГДР, 
боровшуюся за «Серебряный ку­
бок». 

В результате третьего дня со­

ревнований за «Мировой трофей» 
впереди шла команда Швеции, 
получившая 1604 штрафных очка. 
Следующими были команды ЧССР 

(4523), Франции (4702) и ФРГ 

(5479). В борьбе за «Серебряный 

кубок» лидировала команда ФРГ 

(2257), затем шли команды ЧССР 
(3014), Швеции (3199) и Велико­

британии (4112). 

Четвертый день. Черный день 

для команды ФРГ. В четверг 

наконец перестало моросить, но 

слабое солнце не могло высушить 
размокшие торфяные болота, по 
которым организаторы соревнова­
ний провели маршрут. О наиболее 
сложном участке, который пре­
одолевался во второй половине 

дня, капитан национальной ко­
манды ЧССР С. Злох сказал: 
«Мотоциклы вязли в глубокой 
трясине буквально по бак. При 
попытках выбраться наверх все 
вязли еще больше. Время между 
тем неуклонно шло. Этот участок 
пути никогда не забуду». 

Наконец произошло следую­

щее. Сопровождающий команды 
ФРГ нашел объезд и в полной 

уверенности, что этот участок из-
за использования посторонней 
помощи будет аннулирован, на­
правил по объезду пять своих 
гонщиков. 

Заседание судейской коллегии 

было бурным. Пропущенные участ­

ки, которые прошли все осталь­
ные гонщики, были безоговорочно 
исключены. Посторонняя помощь 
при выталкивании мотоциклов из 

трясины была расценена как об­
легчение маршрута. Руководитель 

команды ФРГ опротестовал это 
решение, потребовал повторного 

старта исключенных гонщиков 

вплоть до опроса свидетелей на 

следующем заседании судейской 
коллегии. Однако поражение сво­
ей команды он лишь отодвинул 
на один день. 

Подобным же образом беском­

промиссно судейская коллегия по­

ступила, рассматривая случаи от­
сутствия маркировки мотоциклов. 

Семь гонщиков было снято с со­

ревнований за неразрешенное ис­
пользование посторонней помощи. 

После исключения Вицела и 

Шалбера, а также Бринкманна, 
Тойхерта и Гау из команды ФРГ, 
боровшейся за «Серебряный ку­

бок», в обоих видах соревнований 
на второе место вышла команда 
ЧССР. 

Результаты четвертого дня: 

места в борьбе за «Мировой 

трофей» распределились в сле­
дующем порядке — Швеция 

(2546), ЧССР (8244), Франция 
(10291),  П Н Р (12 736); за «Се­

ребряный кубок» — Швеция 

(3959), ЧССР (5134), Финляндия 
(6735), Великобритания (20283). 

Пятый день. Команда ЧССР, 

боровшаяся за «Серебряный ку­
бок», отброшена назад из-за Кве-
ха; 306-километровый этап преды­

дущего дня гонщики теперь пре­

одолевали в обратном направле­
нии. Из-за улучшения погоды 
было назначено время В, но уста­

лость сыграла свою роль. Полом-

6.

 80 

161 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ки не обошли стороной и мото­

циклы команды ЧССР. Квеху на 

«Яве 125» пришлось преждевре­

менно закончить соревнования, 
И. Цисарж потерял время на за­
мену цилиндра и поршня в двига­

теле. 

С очень хорошими результата­

ми в обоих видах соревнований 
продолжали лидировать шведы, 

далеко оставив позади своих пре­
следователей. Достойны удивле­

ния и поляки, которые боролись 

за «Мировой трофей», выступая 

на трех мотоциклах «Ява» и двух 
«Симсон» и не имея значительных 
потерь. 

Результаты пятого дня сорев­

нований: «Мировой трофей» — 

впереди команда Швеции (4281), 

далее ЧССР (12 547), Франции 

(15 243),  П Н Р (32 039); «Сереб­

ряный кубок» — команда Шве­
ции (5497), Канады (41445), в 
которой остались четыре гонщи­
ка, ЧССР (21 270) с тремя гон­
щиками. 

Шестой день. Команда Шве­

ции продолжает лидировать. Ее 

тактика, как и у большинства 
других команд, на последних 

102 км шестого этапа и заверша­

ющей гонке по пересеченной 
местности преследовала одну 
цель — доехать (рис. 108 и 109). 

Организаторы и на этот раз 

подготовили еще один повод для 
волнения. Трасса кроссовых ис­
пытаний в одном месте была ог­
раничена колючей проволокой. 
После вечернего собрания гон­
щики решили не выходить на 

старт до тех пор, пока эта про­
волока не будет убрана. Иници-

Рис. 108. Лучше по воде, чем по трясине 

162 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6* 

Рис. 109. Шведы лидируют 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..