СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 10

 

  Главная      Книги - Разные     СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

 

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 10

 

 

Алданского) и вилюйских районов
(Вилюйского, Верхневилюйского,
Горного, Кобяйского), а также группы районов в зоне магистрального
газопровода
«Сила Сибири»
(Ленский, Олекминский, Алданский и
Нерюнгринский районы). Также будут функционировать локальные
газопроводные системы в Мирнинском, Сунтарском и других районах
Западной Якутии. Общий объем поставок по этим газопроводам оценивается
1,8 - 2,0 млрд.м3 в год. Газификация Нюрбинского и Сунтарского районов в
перспективе будет зависеть от влияния внутренних и внешних факторов на
изменение цен на газ и электроэнергию.
Второе направление - это обеспечение потребителей сжиженными и
сжатыми газами на основе их производства на Якутском
газоперерабатывающем заводе до
40-50 тыс.тонн. в год, установке
переработки газа в п.Кызыл-Сыр до
15 тыс.тонн в год, объектов
компримирования газа в крупных населенных пунктах и др.
Планируется создание производств по СПГ, СУГ, КПГ в зоне
магистрального газопровода «Сила Сибири» в городах Ленске, Олекминске,
Алдане и Нерюнгри, с объемом производства порядка 50 тыс.тонн в год и
более. Также рассматривается вопрос организации таких производств в
г.Мирном и других районных центрах.
Расширение рынка газомоторных топлив
Вопросы надежного снабжения энергией, контроля за вредными
выбросами и парниковыми газами выходят на передний план. Актуальным
становится вопрос диверсификации энергоносителей для всех видов
транспорта. Решение многих проблем возможно только через развитие и
внедрение энергосберегающих и экологически чистых транспортных
технологий и применение экологически чистых топлив.
С точки зрения улучшения экологической ситуации в городах при
минимальных финансовых затратах очевидно, что газомоторные топлива
могут стать реальной альтернативой жидким нефтяным топливам.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе на транспорте будут
использоваться три вида углеводородного газового топлива: сжиженные
нефтяные газы (СНГ), пропан-бутановые смеси (сжиженные углеводородные
газы
(СУГ), компримированные
(сжатые) природные газы
(КПГ) и
сжиженные природные газы (СПГ).
Поставлена задача к 2020 году перевести на газомоторное топливо в
городах с населением свыше 300 тыс. человек - 30%, с населением свыше 100
тыс. человек - 10% муниципального транспорта.
Емкость рынка газомоторных топлив на территории Республики Саха
(Якутия) в разы превышает существующие и прогнозируемые объемы их
180
производства. При осуществлении поставок на внешние рынки и на экспорт
- на территории республики будет наблюдаться определенный дефицит.
Расширение и организация новых производств газомоторных топлив
возможны на базе эксплуатируемых месторождений углеводородного сырья:
Средневилюйского ГКМ и Среднеботуобинского НГКМ, и в перспективе на
Чаяндинском НГКМ. Компримированный природный газ может
производиться в любой газифицированной точке республики. Учитывая, что
на КПГ удобно переводить только большегрузную, сельскохозяйственную
технику и автобусы, развитие рынка компримированного природного газа
целесообразно проводить в западном и южном районах в синхронизации с
крупными промышленными предприятиями.
К ключевым факторам успеха организации производств газомоторных
топлив в республике следует отнести:
-
огромный потенциал нефтегазовой отрасли республики,
отсутствие конкуренции со стороны крупных российских корпораций из-за
изолированности газовой системы республики;
-
достаточно большая емкость рынка СУГ, КПГ и практически
неограниченный потенциал внешнего рынка (субъектов ДФО и стран АТР);
-
низкие цены относительно традиционных видов топлива (бензин
и дизельное топливо всех марок);
-
возможные меры государственной поддержки по поддержке и
развитию производства газомоторных топлив.
Основным ключевым фактором успеха расширения рынка
газомоторных топлив будет являться строительство и развитие
инфраструктуры авто газозаправочных станций (АГЗС).
Организация производств газомоторных топлив в Республике Саха
(Якутия) рассматривается как реальная альтернатива ежегодному завозу
ГСМ для государственных нужд.
Инвестиционные проекты:
Нефтяная промышленность.
1.
Талакано-Пеледуйская группа месторождений
2.
Среднеботуобинское месторождение
3.
Нефтяная оторочка Чаяндинского месторождения
4.
Участки недр Предпатомского прогиба и Мирнинского выступа
5.
Участки недр Лено-Анабарского прогиба (Западно-Анабарский,
Прончищевский и др.)
6.
Увеличение мощности ВСТО
7.
Производственный комплекс по переработке углеводородов в
г.Алдан.
181
Газовая промышленность.
1.
Группа месторождений ПАО
«Газпром»
(Чаяндинское, Таас-
Юряхское и возможно Средне-Тюнгское)
2.
Среднеботуобинское месторождение
3.
Отраднинское месторождение
4.
Участки недр в Мирнинском, Ленском, Сунтарском и
Олекминском районах
5.
Магистральный газопровод «Сила Сибири»
6.
Объекты газификации сетевым газом
7.
Организация производства СПГ, СУГ, КПГ
(Якутский
газоперерабатывающий завод, переработка газа в п.Кызыл-Сыр, г. Мирный,
компримирование газа, малотонажные установки переработки газа в городах
Ленске, Олекминске, Алдане, Нерюнгри, Мирном и других районных
центрах).
Ожидаемые результаты к 2030 году:
Увеличение добычи нефти до 16 млн тонн, природного газа до 30 лрд
куб.м. с преимущественным экспортом продукции;
Удовлетворение внутренней потребности Республики Саха (Якутия) в
светлых нефтепродуктах и газомоторных топливах;
Создание более 8 тысяч рабочих мест.
5.1.5. Угольный кластер
Цель
(Ц-3-10): Продукция угольного кластера удовлетворяет
внутренние потребности, а доходы от экспорта позволяют решать задачи
повышения качества жизни населения.
1) ГОК «Инаглинский». Проектная мощность 6 млн. тонн с 2019 года.
Проект направлен на строительство горно-обогатительного комплекса
«Инаглинский» по добыче коксующегося угля и производству
высококачественного коксующегося концентрата.
2) ГОК «Денисовский». Проектная мощность 6,5 млн. тонн с 2017 года.
Проект включает
2 шахты:
«Денисовская Центральная» и
«Восточная
Денисовская», карьер
«Восточная Денисовская» и горно-обогатительную
фабрику «Денисовская».
3) Эльгинский угольный комплекс. Проектная мощность 17 млн. тонн с
2023 года. Проект подразумевает создание и ввод в эксплуатацию объектов
капитального строительства Эльгинского угольного комплекса.
4) Учитывая наличие значительных запасов углей Зырянского
угольного бассейна в объеме
8,5 млрд. тонн и высокие качественные
характеристики угля, возникает возможность поэтапного развития АО
182
«Зырянский угольный разрез» с ежегодными объемами добычи до 2,0 млн.
тонн в целях стратегического и социально экономического развития
населения и предприятий Северной группы районов Республики Саха
(Якутия).
5) Освоение месторождений бурого угля для местных нужд и нужд
ЖКХ (Кировский, Кемпендяйский, Харбалахский, Кангаласский разрезы) и
при необходимости освоение новых месторождений бурого угля в
перспективе.
Возможными к реализации в период с 2025 года инвестиционными
проектами в углехимической отрасли являются применение брикетирования
угля и (или) торфа для использования в качестве коммунально-бытового
топлива и производство гуминовых удобрений.
Инвестиционные проекты углехимической отрасли к реализации в
период с 2025 года;
1) Брикетирование бурого угля и (или) торфа для использования в
качестве коммунально-бытового топлива на базе месторождений торфа в
Верхоянском районе
(2,9 млн. тонн), месторождения бурого угля в
Кобяйском районе с общими запасами бурого угля 46 млн. тонн и бурых
углей Кангаласского месторождения (86,9 млн.тонн);
2) Производство гуминовых удобрений на базе разработки
месторождения Хапчагайское в Мегино-Кангаласском районе;
3) Применение
пиролиза
бурых
углей
для
получения
высококалорийного твердого котельного топлива.
Одной из глобальных угроз в долгосрочной перспективе является
сокращение потребления угля на китайском рынке, с учетом высоких темпов
развития в стране альтернативной энергетики.
Выход на проектную мощность реализуемых в настоящее время в
Южной Якутии крупных инвестиционных проектов, включая проекты
добычи угля, повлечет значительное увеличение объемов перевозки грузов в
южном направлении - с последующим выходом на БАМ и Транссиб через
станцию Беркакит. Дополнительный прирост объемов грузов к
сложившемуся объему более
2 млн. тонн в год потребует увеличения
пропускной способности южного участка железнодорожной линии в районе
станции Беркакит.
В результате реализации проекта по строительству Эльгинского
угольного комплекса объемы реализации энергетических углей увеличатся в
3-4 раза, что потребует решения вопроса расширения мощностей
дальневосточных тепловых электростанций или других потребителей угля, в
183
противном случае, проекты по разработке южно-якутских месторождений
коксующегося угля могут быть отягощены проблемами по сбыту продукции.
В случае принятия решения о строительстве коксохимического и
металлургического производств в Южной Якутии или появления других
крупных потребителей в регионе снимается вопрос о необходимости
значительного увеличения провозных возможностей железных дорог к
портам, а также вопрос о строительстве новых тепловых электростанций.
В Булунском районе Якутии имеется возможность реализации
инновационного
проекта
создания
«Таймылырского
топливно-
энергетического комплекса» на базе Таймылырского каменноугольного
месторождения. Для реализации этого проекта необходима государственная
поддержка в виде строительства объектов инфраструктуры
- морского
терминала (порта), подходного канала к нему в Оленекском заливе моря
Лаптевых и реконструкция порта Тикси.
Ожидаемые результаты к 2030 году:
Увеличение добычи угля до 39 млн тонн (в 2,6 раз к 2015 году);
Обеспечение энергетической безопасности и удовлетворение
внутренней потребности республики в угле;
Создание 3,5 тысяч рабочих мест.
5.1.6. Кластер черной металлургии
Цель
(Ц-3.11): Создание промышленного кластера черной
металлургии на базе железорудных месторождений Южной Якутии.
Задачи и основные мероприятия:
З-3.11.1 Поиск стратегических инвесторов, способных реализовать
проекты с внедрением инноваций и новых технологий, соблюдением
высоких экологических стандартов производства;
З-3.11.2 Строительство
электросетевой,
железнодорожной и
автодорожной инфраструктуры;
З-3.11.3 Подготовка
специалистов горно-геологических
и
металлургических компетенций;
З-3.11.4
Строительство Таежного (с 2020 г.) и Тарыннахского (с
2027 г.) горнообогатительных комбинатов. Строительство металлургического
комбината (2026-2029 гг) с выходом на проектную мощность 6 млн.тонн
проката и слябов к 2035г.
Наличие на территории Южной Якутии значительных запасов
близкорасположенных месторождений железных руд и коксующихся углей, а
также появление в перспективе нового источника электроэнергии в виде
Канкунской ГЭС в совокупности создает условия для строительства
184
металлургического комбината полного цикла, призванного обеспечить
потребности в черных металлах предприятий, расположенных в Восточной
Сибири и Дальнего Востока России. Кроме того, географическое положение
будущего производства создает все предпосылки для экспорта товарной
продукции в страны АТР, прежде всего Китай.
В настоящее время черная металлургия на Дальнем Востоке
практически отсутствует и представлена Амурским сталеплавильным
заводом (г. Комсомольск-на-Амуре) проектной мощностью 600 тыс. тонн
стали в год (переработка лома). Потребности регионав продукции черной
металлургии во многом удовлетворяются поставками с Урала и Западной
Сибири на расстоянии более 3000 км.
Общая мощность Южно-Якутского металлургического комбината
может достигать 6,1 млн. тонн товарной продукции в год, в том числе 1,7
млн. тонн литой заготовки
(слябов) и
4,4 млн. тонн проката в год, с
включением в состав комбината коксового, агломерационного, доменного,
конвертерного и прокатного (горячекатаный листовой прокат) производств.
Коксовый завод целесообразно разместить на базе одного из угольных
месторождений Южной Якутии. При этом продукция будущего предприятия
с учетом специфики рынка сбыта
(сложные природно-климатические
условия региона и др.) должна обладать специальными свойствами
(легированные стали, полимерные покрытия и т.п.).
Общий объем требуемых инвестиций с строительство
металлургического комбината оцениваются более 260 млрд рублей.
Основным положительным социальным эффектом от реализации
Проекта «Освоение железорудных месторождений Южной Якутии» является
создание многотысячных рабочих мест как на основном, так и
вспомогательном производстве.
Ожидаемые результаты:
Производство
металлургической
экспортно-ориентированной
продукции с высокой добавленной стоимостью с выходом на проектную
мощность 6 млн.тонн проката и слябов к 2035 г.
Создание более 10 тыс. рабочих мест.
185
5.1.7. Комплекс по добыче и переработке прочих полезных ископаемых
Цель (Ц-3.12): Создание в Южной Якутии горно-химического
производства минеральных удобрений с развитием сопутствующих
видов деятельности.
Запасов Селигдарского месторождения достаточно для строительства
горно-обогатительного комбината мощностью 3,57 млн тонн апатитового
концентрата в год. При вводе горно-химического комплекса в эксплуатацию
предусматривается добыча и переработка до
30 млн тонн руды и ее
обогащение флотационным способом до апатитового концентрата с
содержанием пятиокиси фосфора (Р2О5 ) - 35,5%.
Проект создания Селигдарского горно-химического комплекса (ГХК)
включает строительство на базе месторождения горно-обогатительного
комбината (карьер и обогатительная фабрика для получения апатитового
концентрата) и химического завода по производству комплексных фосфорно-
магниевых удобрений с мощностью более 567 тыс. тонн в год.
Предусмотрена современная технология получения удобрений с
применением электротермического метода. Для производства плавленых
фосфорно-магниевых удобрений в качестве сырья предполагается
использовать фосфориты-дуниты (месторождение «Инагли» расположено в
40 км от промплощадки комплекса) или необогащенную апатит-силикатную
разновидность руды (данный вариант требует доработки технологии).
В качестве дополнительной продукции предусматривается
производство гематитового концентрата
(около
600 тыс. т в год) и
доломитовой муки (до 10 млн т в год), которая используется для утяжеления
буровых растворов.
Комплексное использование добываемой на карьере руды предполагает
строительство щебеночного завода, который, перерабатывая вскрышные
породы месторождения, будет выпускать товарный щебень (до 12,5 млн т в
год) и песок (1,2 млн т в год).
Основные мероприятия:
1) лицензирование Селигдарского месторождения апатитовых руд на
территории Алданского района;
2) разработка проектной документации строительства Селигдарского
ГХК о объектов производственной инфраструктуры:
3) строительство объектов электросетевой и транспортной
инфраструктуры: ВЛ 220 кВ протяженностью 7,5 км. и ПС 220/110/35/10 кВ
(2*125МВА); железной дороги 14 км Косаревский-Селигдарский ГХК;
4) создание на базе Селигдарского месторождения апатитовых руд
горно-обогатительного комбината мощностью
3,57 млн т апатитового
186
концентрата в год с внедрением инноваций и новых технологий,
соблюдением высоких экологических стандартов производства.
Цель (Ц-3.13): Создание горных производств для обеспечения
потребностей российской экономики в графите и организации в Якутии
инновационных производств и нанотехнологий.
Добыча
графита.
Постоянно
возрастающий
дефицит
кристаллического графита (его концентратов) увеличивает импорт этого вида
сырья, что создает предпосылки для организации новых центров добычи и
переработки графитовых руд с целью изменения схем грузопотоков руды и
продукции за счет приближения их к основным перерабатывающим и
потребляющим предприятиям. Возрастает интерес к месторождениям и
проявлениям высококачественного графита в пределах Южной Якутии.
Проведенные в 2008-2009 гг. ФГУП «ЦНИИгеолнеруд» комплексные
минералого-технологические исследования графитовых руд Южной Якутии
и проведенные сравнения технико-экономических показателей показывают
эффективность добычи и переработки руд месторождений графита Чебере и
Надеждинское, которые сопоставимы с подобными месторождениями
Тайгинского и других месторождений, а некоторые показатели даже
находятся в более выгодном положении.
На данный момент Надеждинское месторождение имеет высокую
степень изученности для рассмотрения в качестве потенциальной площадки
для начала промышленной добычи природного графита.
Требуемые капитальные вложения и инвестиции для создания нового
горного производства оцениваются приблизительно в
65 млн. долларов
США. Обеспеченность запасами составляет 60 лет.
Освоение Надеждинского месторождения графита предусматривается в
период 2020-2035 годы, месторождения Чебере - в период 2025-2050 года.
Основные мероприятия:
1) подготовка
к
лицензированию месторождение графита
Надеждинское и Чебере на территории Нерюнгринского района;
2) привлечение инвестиций:
- разработка технико-экономических обоснований по строительству
транспортной и энергетической инфраструктуры при освоении
месторождений графита.
- подготовка обоснований по включению инвестиционных проектов
строительства объектов транспортной и энергетической инфраструктуры в
госпрограмму по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона;
187
3) создание горнодобывающего производства по добыче и обогащению
графита с внедрением инноваций и новых технологий, соблюдением высоких
экологических стандартов производства.
Прочие полезные ископаемые. В период до 2030 года на территории
Республики Саха (Якутия) планируется продолжение освоения следующих
месторождений полезных ископаемых:
- хромдиопсида и вермикулита на Инаглинском месторождении (ООО
«Восток» Алданский район);
- чароита на месторождении
«Сиреневый камень» в Олекминском
районе (ООО «Чароит»);
- гипса Олекминское (ОАО «Якутцемент» Олекминский район);
- месторождения базальтов в Хангаласском районе
(ООО «Завод
базальтовых материалов»);
- минерализованных вод на месторождениях Нахот и Нежданинское;
- кварцевого стекольного сырья на месторождениях Западно-
Хомустахское и Нижневилюйское.
В ближайшей перспективе возможно освоение месторождения горного
хрусталя «Перекатное» и «Пять пальцев» в Нерюнгринском районе, а также
месторождений мраморов в Алданском, Томпонском и Момском районах,
камнецветного сырья в Среднеколымском районе.
Широкие перспективы по освоению имеют комплексные олово-медно-
вольфрамовые (Илин-Тас), медно-вольфрамовые (Агылкинское), урановые
(группа месторождений Эльконского горста), ртутные и другие (молибден,
кобальт, марганец и проч).
Добыча лития на основе использования дренажных рассолов
Удачнинского ГОКа позволит организовать выпуск серийной литиевой
продукции, востребованной на мировом рынке. В настоящее время в
Российской Федерации 100% лития и его солей производится из импортных
концентратов. В краткосрочной перспективе дренажные рассолы
кимберлитовой трубки
“Удачная” могут служить источником для
обеспечения сырьём литиевой отрасли России.
Целевыми рынками продукции являются химические источники тока,
бурение скважин, ядерные реакторы, холодильники, кондиционеры,
тепловые насосы и другие.
Капитальные затраты проекта (с использованием дренажных рассолов)
по производству 1,5-2,0 тыс.т/год солей лития составят порядка 1,2-1,5 млрд.
рублей.
188
5.1.8. Социальная ответственность добывающих компаний и ее роль в
устойчивом муниципальном и региональном развитии
Присутствие крупных добывающих предприятий на территории
Республики Саха
(Якутия), таких как ОАО
«Сургутнефтегаз», ПАО
«Газпром», ОАО НК
«Роснефть», АК АЛРОСА
(ПАО) и других, в
значительной степени влияют на занятость, развитие местной
инфраструктуры и решение социальных вопросов.
В настоящее время добывающие предприятия вносят существенный
вклад в развитие района своего присутствия путем создания рабочих мест,
уплаты налогов, осуществления закупок у малого и среднего бизнеса, также
путем реализации программ социальной и экологической ответственности в
соответствии с подписанными Соглашениями
(договорами) социально-
экономического развития.
При подписании новых Соглашений
(договоров) о социально-
экономическом сотрудничестве, социальная ответственность добывающих
предприятий, а также предприятий
(включая индивидуальных
предпринимателей) по сбору мамонтовой кости, в приоритетном порядке
должна включать мероприятия по поддержке коренных малочисленных
народов Севера, муниципальных инфраструктурных проектов, детского
спорта, организации детского отдыха, благотворительной помощи
учреждениям образования
и здравоохранения,
некоммерческим
организациям, сохранение и восстановление природной среды, обеспечения
экологической безопасности населения.
Подписание данных Соглашений должно быть определено на
законодательном уровне, а мероприятия должны находить свое отражение в
программах
социально-экономического
развития
конкретного
муниципального образования.
Социальная ответственность добывающих предприятий должна
выстраиваться на принципах прозрачности, подотчетности и целевого
использования выделяемых денежных и материальных средств и адресности
оказания помощи.
Цель (Ц-3.14): Социальная ответственность бизнес - платформа
партнерских отношений.
Задачи и основные мероприятия:
З-3.14.1
выстраивание долгосрочных отношений с крупным
бизнесом, их активное участие в социально-экономическом развитии
республики:
189
- определение в лицензионных соглашениях критериев, определяющих
показатели трудоустройства местного населения, выполнения социальных
обязательств на территориях муниципальных образований;
- внедрение принципа «Социальная ответственность как лицензия на
ведение работ»;
З-3.14.2
защита интересов коренных малочисленных народов
Севера, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по
вопросам пользования недрами на территории республики;
-
конструктивное взаимодействие общественных институтов
Республики Саха (Якутия) и добывающих предприятий;
З-3.14.3
создание глобального имиджа экологичного и социально
ориентированного бизнеса.
Ожидаемые результаты:
Увеличение доли местного населения, занятого в предприятиях
горнопромышленного комплекса;
Увеличение доли закупок предприятий у малого и среднего бизнеса;
Увеличение объема безвозмездных перечислений и спонсорской
помощи детским учреждениям, на развитие детского спорта, а также
учреждениям социальной сферы Республики Саха (Якутия);
Увеличение количества рабочих мест, созданных субъектами малого и
среднего бизнеса, участвующих в предоставлении сервисных услуг для
недропользователей;
Увеличение количества
реализованных
недропользователями
социальных проектов.
5.2. Несырьевой сектор экономики
Производства, ориентированные на внутреннее потребление,
составляют основу занятости и источник доходов населения Республики
Саха (Якутия).
К производствам, ориентированным на внутреннее потребление,
отнесены:
- Агропромышленный комплекс;
- Лесопромышленный комплекс;
- Легкая промышленность;
- Производство мебели и изделий из дерева;
- Производство строительных материалов;
- Производство ювелирных изделий;
- Производство бриллиантов;
- Производство полиграфической продукции;
190
- Производство художественных, сувенирных изделий;
- Производство игрушек.
В расширенном понимании производства, ориентированные на
внутреннее потребление, включают оказание всех услуг, в том числе платные
услуги населению, услуг государственного и муниципального управления,
включая образование, здравоохранение, науку, финансы, транспорт и связь.
В Стратегии используется конкретизированное понимание местного
производства как товарного производства, без включения оказания услуг.
В местных производствах занято 6,2% всей численности работников, а
доля таких производств в ВРП составляет 3,4%. Потенциально местные
производства связаны со всем сельским населением Республики Саха
(Якутия)
- это
35% всей численности населения при уровне общей
безработицы в сельской местности 10-16%.
Развитие местного производства является социально значимой
стратегической целью и должно создаваться с учетом современных
требований к конкурентоспособности продукции.
Ведущую роль в развитии внутренних производств на начальном этапе
до 2020-2022 года будет играть агропромышленный комплекс (включая
сельское хозяйство), на долю которого приходится
60% всего местного
производства.
Необходимо воспользоваться глобальной тенденцией на рост мирового
потребления продуктов питания и переходом к периоду дорогого
продовольствия, потребления органических продуктов.
Поставлена
задача
формирования
конкурентоспособных
высокотехнологичных кластеров, которые бы включали образовательный и
научный сектора.
Кластерный подход означает реализацию единой технологической
цепочки, достижение полного соблюдения технологии производства
предприятиями, развитие обслуживающих отраслей, включая логистические
центры, сбытовую сеть, хранение продукции.
Предлагается организовать эффективную мобильную модель малых
производств, гибко реагирующих на изменения рыночной конъюнктуры.
Создание кластера швейного производства: в каждом районном центре
и более-менее крупном населенном пункте должны быть восстановлены
центры бытового обслуживания с небольшими швейными цехами, цехами по
производству меховых изделий и обуви. Мастера могут работать на дому, а
центр обслуживания должен выступить как поставщик сырья и материалов,
пункт приема заказов, консультационно-кредитный центр.
191
Необходимо восстанавливать звероводство, создавать систему закупа
сырья у промысловиков и сельхозпроизводителей. В перспективе можно
рассматривать проведение международных ярмарок пушнины.
Кузнечное дело, народные промыслы, производство сувенирных
изделий, керамической посуды из местного сырья, производство игрушек,
изделий из камня, дерева, бересты и кости с резьбой и инкрустацией, выпуск
книг, дизайнерской одежды - все эти малые производства вполне могут быть
конкурентоспособными на российском и на мировых рынках. Этому
способствует общемировая тенденция перехода от потребления массовых
продуктов к индивидуализации спроса, все больше растет спрос на предметы
мелкосерийного производства и индивидуальные уникальные товары.
Развитие данных малых производств рассматривается через
реализацию системных мер поддержки малого и среднего
предпринимательства.
Важно организовать сбыт продукции через сайты, мобильные
приложения, формирование бренда региональной продукции. Необходимо
создание республиканской структуры по регулированию авторских прав.
Развитие крупных производств и индустриальных территорий создает
условия для участия местных товаропроизводителей и развития сервисных
услуг. Это производство строительных материалов, лесопромышленный
комплекс, ремонтно-механические заводы, различные виды сервиса и
сборочных производств и производств на основе комплексной переработки
местного сырья и отходов.
Институциональные меры поддержки развития местного производства
- это инициация создания ТОСЭР, индустриальных парков, технопарков,
система поддержка малого и среднего предпринимательства, максимальные
налоговые льготы и благоприятная административная среда.
В каждом районном центре должна быть промышленная зона
-
промышленные комбинаты, которые можно облачить в форму
индустриальных зон сельской местности и определить меры их
государственной поддержки - налоговые льготы, имущественная поддержка,
консультационная помощь, субсидирование процентных ставок, льготное
кредитование в рамках действующих мер поддержки малого и среднего
бизнеса.
Значимой мерой может стать гарантирование сбыта продукции через
систему государственных и муниципальных закупок, для чего возможна
инициация законодательной инициативы по выведению размещения
государственных и муниципальных заказов в таких индустриальных зонах из
ФЗ-44.
192
Стратегическая цель СЦ-4: Новые конкурентоспособные
перерабатывающие производства с длительными технологическими
цепочками.
5.2.1. Агропромышленный комплекс
Сельское хозяйство является традиционной отраслью экономики
Республики Саха (Якутия), на долю которой приходится около 2% валового
регионального продукта. Республика является одним из крупнейших
производителей сельскохозяйственной продукции в Дальневосточном
федеральном округе, занимая второе место (после Амурской области) по
производству
18% общего объема продукции сельского хозяйства на
Дальнем Востоке.
Особенностями ведения сельского хозяйства в Республике Саха
(Якутия) являются производство сельскохозяйственной продукции и ведение
земледелия преимущественно на неблагоприятных территориях, в условиях
вечной мерзлоты, высокого уровня сезонности и короткого вегетативного
периода, а также ведение скотоводства, табунного коневодства, северного
домашнего оленеводства, промысловой охоты и рыболовства, как
традиционного образа жизни местного населения.
С учетом дифференциации природных и климатических условий,
влияющих на сельскохозяйственное производство, в арктической зоне
республики развиты традиционные отрасли, заречные, центральные районы и
вилюйская группа улусов благоприятны для возделывания зерновых и
кормовых культур, картофеля и овощей. Практически в большинстве
районов развито животноводство, на которое приходится около 70% валовой
продукции сельского хозяйства, в том числе в крупных населенных пунктах
развиваются скороспелые отрасли (свиноводство и птицеводство), на долю
которых приходится более 16% объема продукции животноводства.
Пищевая промышленность представлена достаточным спектром
производств. В республике насчитывается около 700 объектов пищевой и
перерабатывающей промышленности. В каждом муниципальном районе
функционируют крупные пищевые и перерабатывающие комбинаты, при
этом из-за недостаточности собственной сырьевой базы, отмечается высокая
себестоимость продукции и низкая загруженность мощностей.
Для республики характерно беспрецедентное разнообразие укладов
сельскохозяйственного производства. Представлен широкий спектр
сельскохозяйственных производителей с точки зрения масштабов, принципов
организации производства и целей аграрной деятельности. Нетипично
большую роль в сельскохозяйственном производстве (в сравнении с другими
193
регионами России) занимают личные подсобные хозяйства, для которых
получение прибыли не является основным мотивом деятельности.
Уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией
в Республике Саха (Якутия) составляет порядка 52%, в том числе мясом -
26,3%, молоком - 58,2%, яйцом - 61%, картофелем - 64,5%, овощами -
47,4%, рыбой и рыбопродуктами - 55,2%.
Сельское хозяйство республики, имея уникальные особенности,
сталкивается с рядом проблемных факторов, к которым относятся частичная
конкурентоспособность
местной
сельхозпродукции,
низкая
производительность труда, недостаточный уровень развития человеческого
капитала в сельской местности в связи с отсутствием качественной
инфраструктуры.
В последние годы наблюдается отрицательный индекс физического
объема производства продукции сельского хозяйства, сохраняется тенденция
снижения поголовья сельскохозяйственных животных (крупного рогатого
скота, коров, оленей, свиней и птиц).
Вследствие потенциального снижения продуктивности земель
прослеживается снижение урожайности сельскохозяйственных культур и
отсутствие стабильной кормовой базы.
Земледелие в Республики Саха
(Якутия) ведется в условиях
экстремальных климатических условиях, обуславливающих очень высокие
риски для сельскохозяйственного производства. Даже в зонах наиболее
благоприятных для земледелия циклично возникают проблемы засухи или
подтопления земельных угодий. Тем не менее, интенсивное развитие
отраслей растениеводства и животноводства невозможно без эффективного
землепользования. Рост товарности производства сельскохозяйственной
продукции невозможно обеспечить без качественной кормовой базы.
В настоящее время из 105 тыс.га пашен, используются 56 тыс. га, 49
тыс. га в силу разных причин не используются. Необходимые меры:
вовлечение в оборот 50 тыс.га выбывших земель сельскохозяйственного
назначения до 2030 года, путем проведения культуртехнических работ.
Орошаемые площади позволяют гарантированно получать высокий
урожай кормовых культур для закладки силоса и сенажа. Плановое
затопление сельскохозяйственных угодий во время весеннего паводка
методом лиманного орошения на площади
11,4 тыс. га ежегодно и
увеличение площади орошаемых земель до 2030 года путем строительства и
реконструкции систем лиманного орошения до 19 тыс.га.
Эффективное использование земельных ресурсов позволяет добиться
увеличения выхода продукции на каждые 100 га земельных угодий. Объем
производства кормов должен возрастать в первую очередь за счет повышения
194
урожайности кормовых и зерновых культур, совершенствования структуры
их посевов, роста продуктивности естественных и созданных культурных
лугопастбищных угодий, то есть на основе интенсификации. Задача состоит
в том, чтобы путем наиболее эффективного использования капитальных
вложений при оптимальном размере кормовой площади получить
максимальный выход полноценных кормов с единицы площади при
минимальных затратах труда и средств.
Развитие зернового хозяйства будет достигнуто путем восстановления
и расширения посевных площадей, использования удобрений, выведения
районированных сортов семян. Для обеспечения полного цикла
кормопроизводства и применения экономически эффективных механизмов
государственной поддержки производителей и потребителей кормов
необходимо обеспечить слаженное взаимодействие всех звеньев цепи
«нормативная потребность - задание на производство зерна - комбикормовое
производство - потребитель».
Государственная
поддержка сельского
хозяйства
является
неотъемлемым элементом управления развитием агропромышленного
комплекса республики. От ее эффективности зависит уровень
продовольственной безопасности, экономические результаты аграрного
производства, темпы его развития, состояние сельских территорий.
В условиях реализации мероприятий по обеспечению устойчивого
развития экономики и социальной стабильности Республики Саха (Якутия)
актуальность приобретает совершенствование механизмов и инструментов
государственного участия в развитии агропромышленного комплекса
Республики Саха (Якутия).
Для насыщения внутреннего рынка местной сельскохозяйственной
продукцией перспективы развития агропромышленного комплекса связаны с
созданием современных крупных комплексов по выращиванию, сбору и
переработке местной продукции.
Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса связано с
внедрением кластерного подхода, что позволит достичь качественного роста
в агропромышленной сфере в целом, сконцентрировав внимание на глубокой
переработке сельскохозяйственной продукции в приоритетных отраслях.
Развитие сельскохозяйственного производства будет базироваться на
стимулировании кооперации малых форм хозяйствования и их интеграции с
крупными агропромышленными предприятиями.
Производство экологически чистых продуктов питания при
относительно небольшом объеме выпуска за счет высоких цен на
деликатесную продукцию будет формировать основу экономики сельских
195
территорий формата «эко-деревня» и обеспечивать самозанятость сельского
населения.
Будут выведены и освоены более продуктивные виды
сельскохозяйственных животных и растений. Использование технологий и
методов возделывания сельскохозяйственных земель, внедрение
возобновляемых источников энергии снизят себестоимость продукции.
Сформируются устойчивые бренды Якутии: продукция из жеребятины,
оленины, рыбы, говядины, переработки дикоросов, чистая вода.
Приоритетными отраслями с точки зрения повышения уровня
самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией будут
оставаться молочное и мясное скотоводство, птицеводство, свиноводство,
растениеводство, включая картофелеводство и овощеводство, а также
рыболовство и рыбоводство, с точки зрения сохранения традиционного
уклада жизни и обеспечения самозанятости сельского населения табунное
коневодство и северное домашнее оленеводство.
Рост производства сельскохозяйственной продукции будет обеспечен
за счет повышения плодородия и улучшения использования земельных
угодий, ускоренного обновления технической базы отрасли. На
государственном уровне будет организована племенная работа. Развитие
племенного дела в скотоводстве, табунном коневодстве наряду с
укреплением кормовой базы позволит повысить продуктивность и снизить
себестоимость производства мяса и молока.
В целях дальнейшего наращивания объемов производства продукции
растениеводства будет продолжено строительство и модернизация
производственных объектов растениеводства, в том числе на принципах
государственно-частного партнерства, выведение районированных сортов
семян картофеля и овощей.
Наращивание объемов производства мяса и молока будет
осуществляться на основе стабилизации и увеличения поголовья скота и
птицы, роста их продуктивности в результате племенной работы, укрепления
кормовой базы, перехода к новым технологиям содержания и кормления
животных и птицы, строительства новых и реконструкция существующих
скотопомещений.
В целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности
пищевых продуктов конкурентным преимуществом в сфере производства
продуктов питания должна стать их экологическая чистота.
Развитие отрасли будет основываться на внедрении в производство
интенсивных технологий, базирующихся на научно-технических
достижениях.
196
Одним из важных приоритетов развития отрасли является обеспечение
АПК квалифицированными трудовыми ресурсами, в частности путем
внедрения системы непрерывного аграрного образования. Для привлечения и
закрепления кадров в сельском хозяйстве необходимо дальнейшее
повышение уровня и качества жизни населения в сельской местности.
Цель (Ц-4.1): Формирование конкурентоспособного и экологически
безопасного агропромышленного производства, необходимого для
насыщения внутреннего рынка собственной сельскохозяйственной
продукцией высокого качества.
Задачи и основные мероприятия:
З-4.1.1. Эффективная пространственная организация экономики
агропромышленного комплекса
Проведение комплексного агрорайонирования.
Рациональное
размещение высокотоварного производства
(сельскохозяйственного
производства и отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности)
путем определения специализированных зон производства отдельных видов
сельскохозяйственной продукции, взаимоувязанных с обеспечением
населенных пунктов
(городов, промышленных центров), объектами
социальной и инженерной инфраструктуры, с учетом существующих
территориальных особенностей.
Создание агропоясов и развитие агропромышленных зон вокруг
крупных промышленных районов и городских поселений, направленных на
обеспечение высококачественной и экологически чистой продукцией
местного производства.
Создание логистической системы вывоза продукции, в том числе с
использованием в перспективе Северного морского пути.
Повышение качества агропромышленной продукции местных
товаропроизводителей, в том числе путем создания центра определения
качества сельскохозяйственной продукции.
Сертификация сельскохозяйственных производств и продукции в
российских
и
международных
схемах,
экосертификация
и
экоэтикетирование.
Обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий в
отношении заразных болезней животных.
Формирование регионального продукта российского и мирового
уровня для выхода на рынки под единым брендом «Продукт Якутии».
Создание
электронной
биржи сельхозтоваропроизводителей.
Разработка и внедрение мобильных приложений по доставке
сельскохозяйственной продукции.
197
Налаживание системной работы с внутренними и внешними
сбытовыми оптово-розничными сетями, создание и продвижение
собственной сбытовой сети, в том числе за пределами Республики Саха
(Якутия).
З-4.1.2. Интенсификация и стимулирование роста производства
основных видов сельскохозяйственной продукции и производства
пищевых продуктов.
Повышение эффективности и безубыточности агропромышленного
сектора и, как следствие, обеспечение ежегодного роста валовой продукции
сельского хозяйства.
Комплексное развитие и повышение эффективности производства
животноводческой продукции и продуктов ее переработки.
Интенсивное развитие табунного коневодства и оленеводства
обеспечивающего сохранение традиционного уклада жизни и занятости
местного населения.
Повышение эффективности и увеличение объемов производства и
переработки основных видов продукции растениеводства.
Реализация приоритетных инвестиционных проектов и модернизация
существующих
крупных
предприятий
с
целью
создания
сельскохозяйственного каркаса, обеспечивающего
до
80% валовой
продукции сельского хозяйства.
Развитие системы горизонтальной кооперации и вертикальной
интеграции
между сельскохозяйственными
производителями
и
предприятиями переработки, как важного фактора роста доходности
предприятий и обеспечения их доступа на агропродовольственный рынок.
Поэтапное увеличение и максимизация доли переработки
сельскохозяйственного сырья. Расширение ассортимента производимой
продукции, максимальное использование вторичного молочно-белкового
сырья.
Развитие логистических функций, связанных с переработкой,
хранением и транспортировкой сельскохозяйственной и рыбной продукции.
Реализация единой технологической цепочки, достижение полного
соблюдения технологии производства предприятиями агропромышленного
комплекса, развитие обслуживающих отраслей агропромышленного
комплекса (мелиорация, машинно-технологические станции, логистические
центры, кооперация, сбытовая сеть, хранение продукции).
Синхронизация развития предприятий агропромышленного комплекса
(согласование производственных и сбытовых программ, развитие
кооперации).
198
Стимулирование
инвестиционной
деятельности
в
новые
сельскохозяйственные производства.
Регулярное расширение наименований производимых продуктов,
введение в производство новых видов сельскохозяйственных животных.
Техническая и технологическая модернизация основных фондов
агропромышленных предприятий
(объекты животноводства, овоще- и
картофелехранилища, пищевых и перерабатывающих предприятий).
Внедрение технологий и инноваций в производство на основе
результатов научной деятельности и мониторинга инноваций, разработка и
коммерциализация конкурентоспособных инновационных продуктов и
технологий.
Стимулирование
приобретения
сельскохозяйственными
товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования
Повышение инновационной активности сельскохозяйственных
товаропроизводителей и расширение масштабов развития сельского
хозяйства на инновационной основе.
Создание инфраструктуры развития биотехнологии в сельском
хозяйстве.
Совершенствование системы страхования сельскохозяйственных
рисков.
Создание селекционно-генетических и селекционно-племенных баз.
Модернизация материально-технической и технологической базы
селекции и семеноводства.
Государственное стимулирование внедрения технологий и инноваций,
использования возобновляемых источников энергии. Масштабирование
использования ВИЭ.
З-4.1.3. Поддержка традиционного ведения сельского хозяйства на
экстенсивной экономической основе
Поддержание и дальнейшее развитие сельскохозяйственной и
несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования, в том
числе развитие развития народных промыслов, звероводства, охоты, сбора
дикоросов и др.
Снижение
издержек
малых
форм сельскохозяйственных
товаропроизводителей через их участие в сельскохозяйственных
потребительских кооперативах.
Создание условий для увеличения количества субъектов малого
предпринимательства.
Модернизация материально-технической базы сельскохозяйственных
потребительских кооперативов, как средство обеспечения качества и
конкурентоспособности местной сельскохозяйственной продукции
199

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..