СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 9

 

  Главная      Книги - Разные     СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

 

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 9

 

 

1)
Строительство и реконструкция нефтебазового хозяйства,
находящегося в собственности Республики Саха (Якутия) и расширение
резервуарного парка нефтебазового хозяйства.
Нефтебазовое хозяйство, построенное в1935-1970 гг., не соответствует
современным требованиям законодательных актов, технических регламентов,
норм и правил в области пожарной, промышленной и экологической
безопасности, действующих на территории Российской Федерации.
Недостаточная емкость нефтебазового хозяйства, в частности в г.
Среднеколымск и п. Белая Гора - одна из ключевых проблем, которая
приводит к необходимости хранения нефтепродуктов в других емкостях.
До 2030 года:
Строительство новых объектов нефтебазового хозяйства: нефтебаза в
п. Тикси Булунского улуса, п. Оленек Оленекского улуса, нефтесклад в п.
Батагай-Алыта
Эвено-Бытантайского
улуса
для
удовлетворения
потребностей в емкостях для хранения нефтепродуктов.
До 2050 года:
Модернизация существующих нефтебаз до требований национальных и
международных стандартов безопасности.
Индикатор:
100% обеспеченность емкостным парком нефтебазового хозяйства,
отвечающего нормам и требованиям промышленной, экологической и
пожарной безопасности, для удовлетворения потребности в хранении
светлых нефтепродуктов и наливного котельного топлива.
2). Совершенствование схемы и механизмов завоза социально
значимых продовольственных товаров и строительство современной
инфраструктуры оптово-розничной торговли.
Существующая инфраструктура для хранения продовольственных
товаров и схема завоза с учетом сложной транспортной доступности
арктических и северных районов в настоящее время не позволяет
обеспечение полной потребности населения скоропортящимися и
морозобоящимися продовольственными товарами, которые требуют
специальных условий хранения.
Оптовые базы для хранения, транспортировки и сбыта социально
значимых продовольственных товаров расположены в 21 районе республики
и в г. Якутске, в количестве 53 единиц с общей площадью 42,8 тыс. кв. м. с
объемом хранения товаров до 19,9 тыс. тонн.
Износ складских помещений составляет до 60% и на сегодняшний день
состояние складских помещений не в полной мере отвечают требованиям
хранения продовольственных товаров.
160
Объемы и периодичность обеспечения социально-значимыми
продовольственными товарами связаны с ограниченными сроками хранения
продуктов. Для снижения стоимости издержек на завоз в настоящее время
сроки завоза некоторых видов продовольственных товаров, в основном
овощей и картофеля, определяются с учетом периода вывоза промысловой
продукции.
Специфика Республики Саха (Якутия) в наличии труднодоступных
территорий с ограниченными сроками завоза грузов, требующих
формирования экономически эффективного механизма завоза грузов,
предусматривающего создание транспортных узлов хранения и переработки
грузов, увеличение объемов грузопотока в обратном направлении,
повышение эффективности расходов на осуществление северного завоза
путем повышения объемов грузов, перевозимых водным транспортом, в
рамках реализации проекта создания Северо-Якутской опорной зоны и
развития судоходства.
Создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры для
полноценного (круглогодичного) обеспечения населения качественными и
безопасными товарами, завозимых и реализуемых на потребительском рынке
товаров республики является одним из основных мероприятий.
В условиях развития рыночных отношений в сфере торговли
необходима реализация инвестиционных проектов, направленных на
строительство логистических центров поставок, крупных объектов оптовой
торговли; создание рынка конкурентоспособных комплексных транспортно-
логистических услуг, создание (строительство) современной инфраструктуры
оптово-розничной торговли в районных центрах арктических районов.
Для формирования эффективной схемы завоза и вывоза промысловой
продукции в узловых пунктах переработки грузов будут построены
складские помещения, овоще- и картофелехранилища, а также пункты
переработки местной промысловой продукции с целью ее сохранения до
навигационного периода.
До 2030 года:
Строительство теплых складских помещений, обеспечивающие
круглогодичную потребность населения в социально значимых
продовольственных товарах - 14 единиц
Индикатор:
Увеличение объемов завоза в арктические районы социально значимых
продовольственных товаров (в первую очередь картофеля и овощей), до 1,5
раз.
161
5. КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ЭКОНОМИКА
Глобальное развитие ставит новые задачи перед экономикой
Республики Саха (Якутия) по достижению сбалансированного устойчивого
развития и активного включения в глобальную систему мировой экономики.
Стратегия предполагает технологическую модернизацию базовых
отраслей экономики четвертого технологического уклада с одновременным
стартом секторов экономики пятого и шестого технологического укладов.
Стратегический приоритет социально-экономического развития
республики - пространственная организация расселения и производительных
сил, обеспечивающая кластерную активацию на основе полного комплекса
производств, инноваций и инфраструктуры - будет реализован через систему
следующих стратегических целей:
СЦ-3. Глобально конкурентоспособные базовые отрасли экономики с
расширенной сервисной средой при рациональном природопользовании и
высокой социальной ответственности бизнеса.
СЦ-4. Новые конкурентоспособные перерабатывающие производства с
длительными технологическими цепочками.
СЦ-5. Успешный регион «умной экономики», «магнит технологий» для
нового качества жизни с формированием научно-инновационной системы,
обеспечивающей лидерство по конкурентоспособным направлениям науки,
технологий и креативной экономики.
5.1. Базовый сектор промышленности и рациональное
природопользование
По разным оценкам1 минерально-сырьевой потенциал республики
оценивается в 2-5 трлн долларов США и имеют тенденцию к увеличению,
позволяя Республике Саха (Якутия) лидировать в Российской Федерации.
Добывающая промышленность формирует 47,3% ВРП и более 60%
налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия).
Среднесписочная численность работников отрасли составляет более 43 тыс.
человек или 12,6% от среднесписочной численности работников.
Развитие горнопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)
будет направлено на развитие конкурентоспособных базовых отраслей
экономики с расширением минерально-сырьевой базы, создание новых
отраслей и перерабатывающих производств горнопромышленного комплекса
при рациональном природопользовании и высокой социальной
ответственности бизнеса.
1 МПР России, Госкомгеологии РС(Я), независимые частные оценки
162
Стратегическая цель СЦ-3: Глобально конкурентоспособные
базовые отрасли экономики с расширенной сервисной средой при
рациональном природопользовании и высокой социальной
ответственности бизнеса.
5.1.1. Геологоразведочные работы
По состоянию на 01 января 2016 года на территории Республики
Саха (Якутия) учитывается
2274 месторождения полезных ископаемых
по 58 видам минерального и углеводородного сырья. Кроме месторождений с
учтенными балансовыми запасами установлено свыше 16 тысяч проявлений
различных видов минерального сырья. Степень геологической изученности
подавляющего их большинства невысокая. Эти объекты представляют
первоочередной резерв для геологического изучения.
Состояние минерально-сырьевой базы основных видов полезных ископаемых
Республики Саха (Якутия) на 01.01.2016
Кол-во
Балансовые запасы
Забалансовые
Полезное ископаемое
Ед. изм.
объектов
А+В+С1
С2
В+С12
Золото, в т.ч.
кг
813
878380
821577
473254
коренные
-//-
71
597306
801493
437896
россыпные
-//-
742
281067
20084
35358
кроме того: техногенные
-//-
1988
386
559
Серебро
т
60
6907,21
11926,03
2872,48
Сурьма
т
6
124327,3
45454
13050
Алмаз, в т.ч.
усл.ед.
54
722272,9
183889,3
44783,5
коренные
-//-
17
661056,2
159746,4
34265,2
россыпные
-//-
37
61216,7
24142,9
10518,3
Вольфрам
т
22
121752
10292
25189
Железные руды
млн.т
14
2873419
4387504
441527
Олово, в т.ч.
тыс.т
51
630731
139705
163196
коренные
-//-
13
457013
125799
117715
Россыпные
-//-
38
173718
13906
45481
Свинец
тыс.т
6
121,93
871,33
269,23
Уран
тыс.т
18
121408
261347
48128
Цинк
тыс.т
5
55,73
2081,1
190,1
Нефть (извлекаемая)
тыс.т.
17
358530
315734
-
Горючие газы:
35
ГШ (газовая шапка)+СВ (свободный)
млн.куб.м.
2086233
944809
-
Конденсат (извлекаемый)
тыс.т.
26
46442
18777
-
Гелий (СВ+ГШ)
тыс.куб.м.
14
5134329
5048050
-
Уголь
тыс.т.
95
9731872
4608406
222884
Графит
тыс.т.
1
337
-
-
В распределенном
фонде недр по количеству учтенных
государственным балансом запасов: 93% - урана, 98% - природного газа и
нефти, 97% - алмазов, 80% - золота, 91% - сурьмы, 31% - угля, 100% -
ниобия, свинца и цинка, чароита, хромдиопсида, цементного сырья.
163
Минерально-сырьевая база нефти, золота и алмазов, являющихся
основой экономики республики, имеет ограниченную обеспеченность
запасами для наращивания добычи в долгосрочной перспективе.
Сохранение объемов добычи на современном достигнутом и
запланированном уровне возможно только при непрерывном проведении
геологоразведочных работ за счет всех источников финансирования.
Цель (Ц-3.1): Минерально-сырьевая база, позволяющая устойчиво
обеспечивать сырьем действующие и перспективные потребности
промышленности, а также решать общественно значимые социальные
задачи.
Задачи и основные мероприятия:
З-3.1.1. Повышение региональной изученности территории Республики
Саха (Якутия):
-
проведение региональных работ в целях изучения геологического
строения территории Республики Саха
(Якутия) и прогнозирования
месторождений полезных ископаемых;
-
подготовка сводных мелкомасштабных карт на территорию
Республики Саха (Якутия) геологической тематики;
-
выполнение проспекторских и тематических работ в целях
подготовки предложений для лицензирования участков недр;
-
ведение геологического информационного фонда Республики
Саха
(Якутия). Совершенствование системы хранения и предоставления
геологической информации.
З-3.1.2. Воспроизводство минерально-сырьевой базы отрабатываемых и
вовлекаемых в освоение запасов минерального сырья для обеспечения
текущих и перспективных потребностей экономики:
-
поиски новых месторождений полезных ископаемых, оценка
выявленных месторождений;
- разведка месторождений полезных ископаемых, обеспечивающих
воспроизводство промышленных категорий запасов погашаемой минерально-
сырьевой базы и подготовка к промышленному освоению месторождений,
новых видов минерального сырья. Вовлечение в оборот ранее открытых,
разведанных, но не разрабатываемых месторождений, в том числе с
остаточными запасами.
З-3.1.3. Реализация полномочий Республики Саха (Якутия) в области
недропользования:
- осуществление мероприятий по реализации полномочий Республики
Саха (Якутия), определенных законодательством о недрах;
164
- привлечение недропользователей для проведения геологоразведочных
работ на перспективных участках недр, для формирования и последующего
использования минерально-сырьевой базы развивающихся территорий.
- разработка проектов нормативно-правовых актов для расширения
полномочий Республики Саха
(Якутия) в сфере недропользования и
обеспечение их реализации.
Для решения поставленных задач в рамках государственного
стимулирования развития минерально-сырьевой базы необходимо:
а) обеспечить недропользователей информацией о недрах, для чего
предусматриваются:
- за счет средств федерального бюджета проведение региональных
работ масштаба 1:1 000 000 и 1:200 000 с составлением государственных
геологических карт территории России соответствующих масштабов,
проведение внемасштабных региональных работ в пределах определенных
минерагенических таксонов
(рудные район, узел, поле) в виде геолого-
минерагенического картирования с общими поисками, комплекса
региональных геолого-геофизических работ на нефть и газ (сейсморазведка,
магниторазведка, электроразведка, гравиразведка, аэромагнитная съемка,
параметрическое бурение), ведение единого фонда геологической
информации, включающее его наполнение, цифровое преобразование,
предоставление в пользование недропользователям и органам
государственной власти;
- за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)
составление мелкомасштабных карт, охватывающих территорию республики,
анализ и оценка состояния минерально-сырьевой базы республики для
принятия управленческих решений, выполнение проспекторских работ по
выявлению перспективных площадей под проведение геологоразведочных
работ за счет средств федерального бюджета и
(или) для передачи
недропользователям, региональное изучение, поиски и оценка объектов
общераспространенных полезных ископаемых и участков недр местного
значения, регионально дефицитных видов полезных ископаемых,
выполнение работ по ведению геологического информационного фонда
Республики Саха
(Якутия) и совершенствованию системы хранения и
предоставления геологической информации с постепенным переводом всей
аналоговой информации в электронный вид;
б) создать благоприятную среду для проведения геологического
изучения за счет средств инвесторов, для чего изменить законодательство
Российской Федерации в сфере недропользования, убрав административные
барьеры, уменьшив финансовую нагрузку на лиц, занимающихся
165
геологическим изучением, создав рынок объектов недропользования
(месторождений, проявлений), перераспределив полномочия между
федеральным центром и субъектами Российской Федерации;
в) заинтересовать субъекты Российской Федерации в привлечении
инвесторов для геологического изучения своих территорий перераспределив
доходы от разовых платежей, налогов на добычу полезных ископаемых.
Ежегодное финансирование геологоразведочных работ в период 2016-
2030 года на территории Республики Саха (Якутия) планируется в среднем на
уровне
22 млрд. руб, из которых средства федерального бюджета
прогнозируются на уровне 9%, государственного бюджета Республики Саха
(Якутия) около
1%. Остальная часть будет обеспечена собственными
средствами недропользователей.
Объемы финансирования федерального бюджета в пределах
территории Республики Саха
(Якутия) планируется сохранить за счет
активизации геологоразведочных работ в арктических и северных районах
Республики Саха (Якутия), проведения геологического доизучения площадей
с составлением Государственных геологических карт масштаба 1:200 000 и
внемасштабного геолого-минерагенического картирования с общими
поисками на территорию перспективных минерагенических таксонов.
Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) будут
направлены на составление мелкомасштабных карт, оценку состояния
минерально-сырьевой базы и прогнозного потенциала, выявление
перспективных участков недр местного значения, содержащие
общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, в т.ч. в
пределах арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия).
Будут проводиться геологоразведочные работы на регионально дефицитные
и социально значимые виды полезных ископаемых, а также ревизионные,
проспекторские работы по выявлению наиболее интересных объектов с
последующей постановкой работ по геологическому изучению за счет
собственных средств недропользователей.
Геологоразведочные работы, выполняемые за счет собственных
средств недропользователей будут направлены на поиски, оценку и разведку
месторождений в пределах лицензионных участков.
Предусматриваемые мероприятия по геологическому изучению недр
будут охватывать большую часть территории Республики Саха (Якутия):
В Западной Якутии традиционно обособляются крупные территории
для работ на углеводородное сырье и алмазы в пределах Ленского,
Мирнинского, Сунтарского, Верхневилюйского, Вилюйского, Нюрбинского
166
районов (улусов). В пределах этого региона будут выполнены поисковые
работы на нефть вдоль трассы ВСТО, на южном, западном и северном
флангах Вилюйской синеклизы, поиски, оценка, разведка на нефть и газ в
пределах лицензионных площадей. В пределах Западной Якутии будут
проводиться поиски коренных и россыпных проявлений алмазов, оценка
выявленных объектов, разведка как вновь выявленных объектов, так и
изучение флангов и глубоких горизонтов известных алмазных
месторождений. Для обеспечения строительства инфраструктурных объектов
будет проводиться большой объем геологоразведочных работ на
общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды.
Южная Якутия, объединяющая Алданский, Нерюнгринский и
Олекминский районы, территория для проведения геологоразведочных работ
на коренное и россыпное золото, уголь, железо, уран, редкие металлы,
редкоземельные элементы, графит, сепиолитовые глины, камнецветное
сырье, строительные и облицовочные материалы и общераспространенные
полезные ископаемые, подземные воды. В пределах Южной Якутии
перспективы на выявление различных видов полезных ископаемых имеются
практически по всей площади.
Восточная Якутия, объединяющая Оймяконский, Томпонский, Усть-
Майский, южную часть Верхоянского и восточную часть Кобяйского
районов (улусов), территория традиционная для геологического изучения на
выявление месторождений благородных металлов, сурьмы, полиметаллов,
олова, вольфрама. На данной территории обособляются Томпонский горно-
промышленный кластер, западная часть Яно-Колымской золоторудной
провинции. На северо-западе этой территории, на базе месторождений
серебра Прогноз, Вертикальное, золото-сурьмяного Сентачан, медно-
вольфрамового Агылки, сближенных оловорудных месторождений Илин-
Тас, Бургачан, Алыс-Хая, золоторудного Аркачан, а также недоизученных
перспективных проявлений серебра, олова, золота, вольфрама, меди
предлагается выделить Западно-Верхоянский горно-промышленный кластер.
Одним из перспективных направлений изучения данной территорий
являются работы на редкие металлы, нефть и газ.
Территория Арктической Якутии перспективна на выявление
месторождений алмазов, редких металлов, нефти и газа, угля в Анбарском,
Оленекском и Булунском улусах. Развитие данной территории основывается
на изучении месторождения редких металлов Томтор, Прончищевского и
Западно-Анабарского участков недр, перспективных на выявление нефти и
газа, Таймылырского месторождении угля и богхедов и шельфа моря
Лаптевых. Развитие Усть-Янского горно-промышленного кластера,
включающего территории Усть-Янского, северной части Верхоянского и
167
Эвено-Бытантайский улусов связано с месторождениями рудного золота
Кючус, олова Депутатское, Чурпуньа, Одинокий, Эге-Хая, Кестер,
Куларского рудно-россыпного узла, заключающего золото-редкоземельное
месторождение Центральная-Нижняя. Территория перспективна на
выявление месторождений платины, меди, урана, редких металлов.
В пределах территории Центральной Якутии будут продолжены
геологоразведочные работы региональной стадии в целях выявления
месторождений полезных ископаемых.
В целом по территории Республики Саха (Якутия) для обеспечения
потребностей муниципальных образований, реконструкции и строительства
автодорог республиканского и федерального значения будут проводиться
поиски, оценка,
разведка
месторождений подземных вод и
общераспространенных полезных ископаемых.
Ожидаемые результаты к 2030 году:
достижение к 2030 году 25% покрытия территории Республики Саха
(Якутия) картами масштаба
1:200
000 второго поколения в пределах
перспективных территорий, рудных районов и узлов;
доля прироста запасов полезных ископаемых
(по основным
добываемым видам полезных ископаемых)
100% от объема погашения
запасов в недрах;
пополненный актуальной геологической информацией Геологический
информационный фонд Республики Саха (Якутия), в т. ч. в соответствии с
требованиями по предоставлению геологической информации.
5.1.2. Алмазно-бриллиантовый комплекс
Добыча алмазов, несмотря на снижение доли в ВРП с 29,2% в 2005
году до
20,1% в
2015 году, по-прежнему остается ведущей отраслью
промышленности Республики Саха (Якутия). Обеспеченность разведанными
балансовыми запасами удовлетворительная и составляет при нынешнем
уровне добычи не менее 25 лет с хорошей перспективой увеличения при
выполнении опережающих геологоразведочных работ.
Основными производителями алмазного сырья на мировом рынке
являются АЛРОСА, De Beers, Rio Tinto, Dominion Diamond и PetraDiamonds,
которые обеспечивают
70% мирового предложения. Якутия является
мировым лидером добычи алмазов с 28,5%-ной долей в каратах за 2015 год.
Основными драйверами, определяющими долгосрочную динамику
алмазно-бриллиантового
комплекса
остаются
макроэкономические
предпосылки, динамика ВВП и личного располагаемого дохода среднего
класса в основных регионах потребления (Индии, США, Китае и Японии).
168
В долгосрочном периоде позиция алмазодобычи представляется
стабильной с небольшим трендом в сторону увеличения производства, но
при этом, существуют риски снижения рентабельности в силу возрастания
инвестиционных и операционных затрат на строительство и эксплуатацию
подземных рудников в сложных инженерно-геологических условиях, а также
вовлечением в эксплуатацию
«беднотоварных руд» на отдаленных
территориях от действующих обогатительных фабрик. Будет увеличиваться
добыча алмазов из коренных месторождений с постепенным сокращением
добычи на россыпных месторождениях в связи с истощением их запасов.
Запасы алмазов Группы АЛРОСА превышают 1 млрд карат и являются
максимальными среди глобальных добывающих компаний, что позволяет
прогнозировать стабильные объемы добычи на долгосрочную перспективу.
Залогом доминирования Группы АЛРОСА на мировом рынке будет
являться развитие человеческого капитала. Накопленный в Якутии
человеческий капитал является основным стратегическим преимуществом
алмазодобывающей отрасли Российской Федерации. Благодаря политике
Группы АЛРОСА в районах алмазной провинции поддерживается
социальная, транспортная, энергетическая инфраструктура, реализуются
социальные проекты, оказывается благотворительная и спонсорская помощь.
Рисками является усиливающаяся роль инноваций в создании
синтетических алмазов ювелирного качества, снижение европейского спроса
на изделия с бриллиантами. Данные тенденции при негативном течении
потребуют ускоренной диверсификации экономики.
Принципиальным является формирование алмазно-бриллиантового
комплекса Республики Саха (Якутия). В Якутии исторически сложились
традиции ювелирного дела. Гранильная промышленность - относительно
молодая отрасль, появившаяся в 90-е годы ХХ века.
Крупнейшим мировым центром огранки драгоценных камней является
Индия, обогнавшая алмазные индустрии Израиля и Бельгии, также
имеющими давние традиции по огранке алмазов. Глобализация вывела
конкуренцию на качественно новый уровень, способствуя формированию
более высокого уровня производства.
Успешное развитие алмазогранильной и ювелирной индустрии региона
будет определять единая политика, направленная на смежное развитие
отраслей, занятие конкурентных ниш, создание эксклюзивной продукции,
развитие региональных брендов.
Цель (Ц-3.2): Мировое лидерство Якутии по добыче алмазов с
созданием алмазно-бриллиантового комплекса регионального уровня.
Задачи и основные мероприятия:
169
З-3.2.1. опережающее воспроизводство минерально-сырьевой базы
алмазов на территории Республики Саха (Якутия);
З-3.2.2. сохранение устойчивого роста добычи алмазов и выручки:
- реализация инвестиционных проектов по освоению новых коренных
и россыпных месторождений алмазов, а также освоению глубоких
горизонтов эксплуатируемых месторождений;
- повышение операционной эффективности алмазодобычи за счет
инноваций и совершенствования технологий добычи и обогащения;
- увеличение прибыли за счет повышения производительности, мер по
сохранности алмазов, повышению коэффициента извлечения и
максимизации стоимости реализуемого алмазного сырья;
- расширение зоны деятельности Группы «АЛРОСА».
З-3.2.3. создание благоприятного социального климата в районах
«алмазной провинции»:
- участие
в проектах государственно-частного партнерства,
направленных на социально-экономическое развитие территорий;
- создание рабочих мест в алмазодобывающей отрасли и
совершенствование системы подготовки кадров; проведение системной
профориентационной работы среди учащихся школ; трудоустройство
выпускников ВУЗ-ов, ССУЗ-ов в алмазодобывающие предприятия;
- поддержание высочайшего уровня стандартов в области охраны
труда и промышленной безопасности.
З-3.2.4. обеспечение
экологически
устойчивого
развития
алмазодобывающих предприятий.
З-3.2.5. государственная поддержка ювелирного и гранильного
производства на региональном и федеральном уровне:
- создание законодательных условий
(налоговых и таможенных
преференций);
- привлечение инвестиций в основной капитал;
- реализация антикризисных программ ключевых алмазогранильных и
ювелирных предприятий.
З-3.2.6. создание единого ювелирно-гранильного производственно-
делового центра:
- развитие конкурентоспособных региональных брендов;
- выпуск эксклюзивных изделий с крупными бриллиантами;
- развитие направления по выпуску этических ювелирных изделий;
- внедрение достижений научно
- технического прогресса в
производственные процессы.
170
З-3.2.7. расширение направлений подготовки по специальностям для
алмазогранильной и ювелирной промышленности в образовательных
учреждениях республики в соответствии с запросами работодателей.
Проекты:
Строительство
3-го пускового комплекса подземного рудника
«Удачный» производительностью 4000 тыс.тн./год к 2019 г.
Строительство карьера кимберлитовой трубки «Заря» мощностью 1
млн.т руды в год к 2019 г.
Освоение Верхне-Мунского месторождения алмазов, строительство
карьера мощностью 3 млн.т руды в год, к 2022 г.
Разведка и эксплуатация глубоких горизонтов кимберлитовых трубок
Интернациональная, Комсомольская, Зарница и др. в период 2025-2035 гг.
Ожидаемые результаты:
Закрепление ведущей доли Якутии в мировом объеме добычи алмазов;
Формирование перерабатывающего сектора алмазно-бриллиантового
комплекса:
Этап I: 2017 - 2022 гг. Достижение докризисных объемов производства
и реализации продукции ювелирно-гранильного производства. Достижение
безубыточности производства. Создание ювелирно - гранильного кластера
«Бриллиантовая долина» в ТОСЭР «Индустриальный парк «Кангалассы»».
Увеличение объемов производства и реализации ювелирных изделий
до 2 млрд рублей;
Этап II:
2023
-
2030 гг. Увеличение объемов производства и
реализации продукции ювелирно - гранильного кластера «Бриллиантовая
долина». Увеличение рентабельности производства и реализации
бриллиантов и ювелирных изделий на 20% к уровню 2015 г.;
Достижение доли кластера в ВРП к 2030 г. в размере ¼ доли добычи
алмазов в ВРП в 2015 году;
Создание новых рабочих мест с достойными условиями труда.
Этап III:
2031 - 2050 гг. Якутия - один из мировых центров по
производству и реализации бриллиантов и ювелирных изделий с уникальным
дизайном бриллиантов (Yakutian Cut) с Аукционным центром эксклюзивных
алмазов и бриллиантов в городе Якутске.
5.1.3. Комплекс цветной металлургии
Цель (Ц-3.3): Якутия - лидер по добыче золота в Российской
Федерации, добытого с соблюдением экологических норм.
Задачи и основные мероприятия:
171
З-3.3.1. развитие минерально-сырьевой базы рудного золота:
- увеличение ГРР на рудное золото за счет средств федерального
бюджета и на россыпное золото за счет средств недропользователей;
З-3.3.2. создание прозрачной системы добычи золота:
- освоение основных рудных месторождений золота;
- государственное участие в создании транспортной и энергетической
инфраструктуры при реализации инвестиционных проектов в рамках
госпрограммы РФ по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона;
- вовлечение в эксплуатацию мелкообъемных рудных месторождений;
- лицензирование рудных, россыпных и техногенных месторождений
золота, находящихся в нераспределенном фонде недр;
- вовлечение в эксплуатацию техногенных месторождений.
З-3.3.3. добыча золота с соблюдением этических и экологических норм.
Минерально-сырьевая база достаточна для поддержания годового
производства металла на уровне более 25 т в год, а сырьевой потенциал
позволяет поддерживать этот уровень в течение длительного времени при
соответствующих вложениях в геологоразведочные работы.
При имеющейся сырьевой базе и достигнутых в 2006-2015 годах
объемах золотодобычи, усредненная обеспеченность запасами золота
промышленных категорий составляет более 60 лет.
При действующем законодательстве большинство россыпных
месторождений являются непромышленными, отработка мелких
месторождений непривлекательна для крупных компаний. Созданию
прозрачной системы добычи золота может способствовать легализация
добычи индивидуальными предпринимателями, что позволило бы создать
рабочие места, повысить благосостояние населения в арктических и
северных районах, снизить ущерб для окружающей среды.
Одной из глобальных тенденций является переход на
«зеленую»
экономику. Крупнейшие ювелирные дома начали выпуск регулярных
коллекций украшений из так называемого этического золота. Металл
fairmined gold2 добывается честным ответственным путем сообществом
небольших артелей старателей с соблюдением этических и экологических
норм. Прошедшие сертификацию fairmined gold артели выполняют строгие
требования относительно социального и экономического развития, защиты
окружающей среды и условий труда.
2 Золото, сертифицированное в соответствии со стандартом Fairmined, добывают небольшие артели
старателей. Оно отвечает определенным этическим нормам. Прошедшие сертификацию артели выполняют
строгие требования относительно социального и экономического развития, защиты окружающей среды и
условий труда.
172
Добыча золота в Якутии в тренде «зеленой экономики» совместно с
реализацией проекта по строительству золотоаффинажного завода позволили
бы региону стать лидером по производству этического золота не только в
России, но и в мире.
В России право на аффинаж драгметаллов имеют 11 предприятий. В
связи с закрытием Колымского аффинажного завода, золотодобывающие
предприятия Республики Саха (Якутия) поставляют золотосодержащее сырье
(шлиховое золото, сплавы Дорэ, золотосодержащие концентраты и проч.) в
основном на Приокский завод цветных металлов (г. Рязань), Новосибирский
аффинажный завод и Красноярский завод цветных металлов.
В связи с прогнозируемым ростом объемов добычи по целевому
варианту до
38 тонн в год, появляются перспективы по созданию
собственного
аффинажного завода. В целях создания аффинажного
необходимо составление пред ТЭО строительства аффинажного завода и
составление проектно-сметной документации.
Ориентировочная стоимость работ по
1-му этапу
(2017-2019г.г.)
составляет
40-50 млн. рублей. В состав работ 2-го этапа (2019-2021г.г.)
входит согласование строительства аффинажного завода с Минфином
России, проектирование и строительство. Ориентировочная стоимость 2-го
этапа составляет 500-700 млн. рублей.
Инвестиционные проекты:
1) освоение Нежданинского золоторудного месторождения;
2) освоение золоторудного месторождения Кючус;
3) увеличение мощностей на Куранахском рудном поле;
4) выход на проектную мощность предприятий на золоторудных
месторождениях: Лунное и Рябиновое
(Алданский район), Гросс,
(Олекминский район), Дражное (Оймяконский район);
5) увеличение производственных мощностей на погребенной россыпи
р. Бол. Куранах (Алданский район), освоение россыпных месторождений в
традиционных золотопромышленных районах: Оймяконском, Усть-Майском,
Алданском,
Усть-Янском,
Верхоянском,
Нижнеколымском
и
Верхнеколымском;
6) освоение техногенных россыпных месторождений в традиционных
золотопромышленных районах, включая освоение хвостохранилищ
ликвидированных золотоизвлекательных фабрик: Лебединской (Алданский
район) и Куларской (Усть-Янский район).
Ожидаемые результаты к 2030 году:
Увеличение объемов добычи золота до 38 т. к 2030 г;
Создание новых рабочих мест для местного населения;
173
Сокращение экологического ущерба в местах добычи золота.
Цель (Ц-3.4): Создание новой сереброрудной промышленности.
Задачи и основные мероприятия:
З-3.4.1. создание горнодобывающих производств по добыче серебра.
- подготовка к лицензированию месторождение серебра Кимпиче
(Кобяйский район).
З-3.4.2. совершенствование технологий обогащения комплексных руд
полиметаллических и золоторудных месторождений;
З-3.4.3. государственное участие в создании инфраструктуры:
- разработка ТЭО строительства транспортной и энергетической
инфраструктуры при освоении месторождений серебра;
- включение инвестиционных проектов по строительству объектов
транспортной и энергетической инфраструктуры в госпрограмму РФ по
развития Дальнего Востока и Байкальского региона;
З-3.4.4. проведение ГРР на перспективных площадях Западного
Верхоянья за счет средств недропользователей и федерального бюджета.
Инвестиционные проекты:
1) Освоение
сереброрудного
месторождения
Вертикальное
Мангазейского рудного поля (Кобяйский улус) в 2017-2025 гг. Отрабатывать
месторождение предполагается комбинированным способом, предприятие
сможет производить до 90 тонн серебра в сплаве Доре в год.
2) Освоение месторождения серебра Прогноз (Верхоянский район) в
2022-2035 гг. Организация горного производства с производительностью до
200 тонн серебра в год.
3) Освоение серебро-полиметаллического месторождения Вернее
Менкече
(Томпонский район) в
2016-2030 гг. Месторождение будет
разрабатываться подземным рудником, который планируется ввести в
эксплуатацию в 2017 г. Мощность предприятия - 65 тонн серебра в год.
4) Освоение месторождения серебра Кимпиче
(Кобяйский улус) в
период 2025-2050 гг.
5) Разведка и добыча серебросодержащих руд золоторудного
месторождения Гросс
(Олекминский улус). Планируется отработка
открытым способом с попутной добычей серебра в объеме до 15 тонн.
Ожидаемые результаты:
Увеличение объемов добычи серебра до 629 тонн к 2030 году;
Создание новых рабочих мест в Кобяйском, Олекминском, Усть-
Майском, Томпонском и Верхоянском районах.
174
Цель (Ц-3.5): Создание крупного центра оловодобычи России на
территории Республики Саха (Якутия) в рамках формирования Северо-
Якутской опорной зоны.
Задачи и основные мероприятия:
З-3.5.1. восстановление оловодобывающей промышленности в Северо-
Янском оловоносном районе на территории Усть-Янского района с
внедрением инноваций и новых технологий добычи, соблюдением высоких
экологических стандартов производства:
- освоение оловоносных месторождений в Центрально-Янском и
Южно-Янском оловорудных районах;
- освоение
россыпи Тирехтях и Депутатского коренного
месторождения;
З-3.5.2. стимулирование деятельности инвесторов, предприятий-
недропользователей:
- предоставление налоговых льгот;
- государственное участие в строительстве объектов инфраструктуры;
- лицензирование и подготовка к промышленному освоению
месторождений руч.Одинокий, Чокурдахской шельфовой россыпи, коренных
месторождений Чурпунньа, Одинокое, Дяхтардахское и других
месторождений.
З-3.5.3. диверсификация
производства
оловоконцентратов
с
освоением других месторождений полезных ископаемых
- золота,
вольфрама, редких металлов и редких земель,
Ожидаемые результаты к 2030 году:
Увеличение объемов производства оловоконцентратов различных
марок до 5,5 тыс. тонн.
Создание новых рабочих мест в Усть-Янском и Верхоянском районах.
Цель
(Ц-3.6): Якутия
- лидер по производству сурьмяных
концентратов в России.
Задачи и основные мероприятия:
З-3.6.1. проведение геологоразведочных работ (ГРР):
- разведка глубоких горизонтов месторождений Сентачан и Сарылах;
- подсчет запасов сурьмы и золота на Кимовском и Киннясском
месторождениях;
- проведение ГРР на поиски новых золото-сурьмяных месторождений
на перспективных площадях Адыча-Тарынской рудной зоны за счет средств
недропользователей и федерального бюджета.
З-3.6.2. организация производств:
175
- освоение новых золото-сурьмяных месторождений в пределах Адыча-
Тарынской рудной зоны;
- совершенствование технологий обогащения золото-сурьмянистых руд
эксплуатируемых месторождений;
- соблюдение высоких экологических стандартов производства;
- увеличение производства сурьмяных концентратов на Сарылахской
обогатительной фабрике.
З-3.6.3. стимулирование деятельности инвесторов, предприятий-
недропользователей:
- государственное участие в строительстве объектов инфраструктуры;
- подготовка специалистов горно-геологических компетенций.
Ожидаемые результаты:
Добыча 30% золото-сурьмянистых концентратов в объеме 31 тыс. тонн
в период 2022-2027 годы с постепенным сокращением объемов производства
до 21 тыс. тонн в 2029 г. в связи с выбыванием запасов глубоких горизонтов
на месторождении Сентачан;
Создание новых рабочих мест в Оймяконском и Верхоянском районах.
Цель
(Ц-3.7) Создание новой полиметаллической отрасли
промышленности, обеспечивающей потребности российской экономики
в свинце и цинке.
Задачи и основные мероприятия:
З-3.7.1. завершение геологоразведочных работ на Сарданинском
рудном поле с подсчетом и утверждением запасов;
З-3.7.2. стимулирование деятельности инвесторов, предприятий-
недропользователей:
- государственное участие в строительстве объектов транспортной и
электросетевой инфраструктуры при освоении полиметаллических
месторождений Верхнее Менкече и Сардана;
- подготовка специалистов горно-геологических компетенций.
З-3.7.3. строительство горнообогатительных комбинатов на Верхне-
Менкеченском и Сарданинском месторождений полиметаллов с внедрением
инноваций и новых технологий, соблюдением высоких экологических
стандартов производства.
Ожидаемые результаты к 2030 году:
Производство свинца в концентрате
31 тыс. тонн и цинка в
концентрате 29 тыс. тонн;
Создание новых рабочих мест в Томпонском и Усть-Майском улусах.
176
Цель (Ц-3.8): Якутия - мировой лидер по добыче редкоземельных
металлов.
Основные усилия будут направлены на ускорение ввода в
эксплуатацию редкоземельных месторождений, уже находящихся в
распределенном фонде недр.
В России к
2020 году ожидается существенный рост спроса на
редкоземельные элементы (до десятков тысяч тонн), связанный с развитием
новых высокотехнологичных производств. Прогнозируемые потребности
России к 2020 году составят: пентоксида ниобия - 5 000 т, пентоксида
тантала - 200 т и оксидов редких земель - 6 000 - 7 000 т.
Интенсивное развитие наукоемких производств по созданию новых
материалов является реальным и достижимым в ближайшей перспективе. Все
это дает России дополнительный шанс стать ведущим игроком на мировом
рынке редкоземельной продукции, развить современные технологии по их
добыче и обогащению, сформировать собственные технологические
платформы создания высокотехнологичных продуктов на их основе, в том
числе для экспорта.
Задачи и основные мероприятия:
З-3.8.1. организация горных производств:
- освоение ниобий-редкоземельного месторождения Томтор (участок
«Буранный») на территории Оленекского улуса;
- освоение россыпного месторождения редких земель Центральная-
Нижняя на территории Усть-Янского улуса;
- внедрение инноваций и новых технологий;
- соблюдение высоких экологических стандартов производства.
З-3.8.2. включение проектов по освоению Томторского месторождения
и россыпного месторождения Центральная-Нижняя в государственную
программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона, а также в
состав Северо-Якутской опорной зоны.
Ожидаемые результаты:
1 этап (2019-2022 гг.) - освоение Томторского месторождения участок
Буранный;
2-й этап (2023-2025 гг.) - освоение россыпи Центральная-Нижняя с
проектной мощностью до 5 тыс. тонн концентрата;
3-й этап (2025-2030 гг.) - строительство Селигдарского ГХК.
177
5.1.4. Нефтегазовый комплекс
Цель (Ц-3.9.): Современный нефтегазовый комплекс с высокой
добавленной стоимостью как ресурсный источник реализации задач
повышения качества жизни населения.
Перспективы социально-экономического развития Республики Саха
(Якутия) в среднесрочном и долгосрочном периодах в определяющей
степени будут зависеть от эффективности реализации проектов по
промышленному освоению нефтегазовых ресурсов республики.
Нефтяная промышленность
Сырьевая база. Состояние запасов нефти категорий С1+С2 на
01.01.2016 г. составляет 674,2 млн.тонн.
По базовому варианту развития в
2030 году запасы нефти по
категориям С1+С2 составят 746 млн.тонн.
Добыча. В настоящее время добыча нефти в республике составляет 9,6
млн.тонн в год. Основные объекты добычи: Талаканско-Пеледуйская группа,
Среднеботуобинское, Иреляхское месторождения.
Планируемые объемы добычи нефти в 2030 году составят 16 млн.тонн
в год. Основными объектами добычи нефти будут: Талакано-Пеледуйская
группа месторождений (ПАО «Сургутнефтегаз»), Среднеботуобинское (ПАО
«Роснефть»), нефтяная оторочка Чаяндинского месторождения
(ПАО
«Газпром»). Наряду с этим, в этот период будут вовлечены в разработку ряд
месторождений в зоне ВСТО
(участки недр Предпатомского прогиба,
Мирнинского выступа), а также перспективные участки в Лено-Анабарском
прогибе (Западно-Анабарский, Прончищевский и др.).
Транспорт. Поставки нефти для потребителей в регионы России и
экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона будут осуществляться по
магистральному нефтепроводу «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО).
С увеличением добычи нефти на месторождениях Западной Сибири,
Восточной Сибири и Республики Саха
(Якутия) объемы поставок по
нефтепроводу и перевалке на морские суда на побережье Тихого океана
достигнут 80 млн.тонн в год.
Переработка. В прогнозируемый период предусматривается
организация переработки нефти в Республике Саха
(Якутия). АО НК
«Туймаада-нефть» является инициатором проекта
«Производственный
комплекс по переработке углеводородов в г.Алдан». Планируется
строительство НПЗ мощностью 2 млн.тонн по сырой нефти в год, с глубиной
переработки до 95% и выходом светлых нефтепродуктов до 83%.
Газовая промышленность
Сырьевая база. Состояние запасов природного газа категорий С1+С2
на 01.01.2016г. составляет 3,0 трлн.м3.
178
По базовому варианту развития в 2030 году запасы природного газа по
категориям С1+С2 составят 3,1 трлн.м3.
Добыча. В настоящее время, добыча природного газа осуществляется в
Средневилюйском, Среднеботуобинском (северный блок) и Отраднинском
месторождениях. Общий объем добычи составляет около 2 млрд.м3
Планируемый объем добычи природного газа в 2030 году составит
порядка 30 млрд.м3 в год.
В прогнозируемом периоде в разработку будут введены следующие
месторождения: Чаяндинское, Таас-Юряхское и возможно Средне-Тюнгское
(ПАО
«Газпром»), Среднеботуобинское
(ПАО
«Роснефть»), увеличены
объемы добычи на Отраднинском (АО «Сахатранснефтегаз»). Объем добычи
по этим объектам составит
27 млрд.м3. Также начнется эксплуатация
объектов на участках недр независимых производителей в Мирнинском,
Ленском, Сунтарском, Олекминском районах, объем добычи на которых
оценивается в 3 млрд.м3 в год.
Транспорт. В настоящее время, поставки природного газа в
центральную и западную часть Якутии осуществляются по магистральным
газопроводам: Средневилюйское
- Якутск
(1,7 млрд.м3 в год) и
Среднеботуобинское
- Мирный
- Удачный
(0,3 млрд.м3 в год). В
прогнозируемый период основным объектом трубопроводного транспорта
природного газа будет являться магистральный газопровод «Сила Сибири»
мощностью 60 млрд.м3 в год. Поставки природного газа с месторождений
Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) будут осуществляться для
потребителей России (Восточная Сибирь, Якутия, Дальний Восток) и на
экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Наряду с этим, свое развитие получит система подводящих
газопроводов с объектов добычи независимых производителей до
магистрального газопровода
«Сила Сибири» и других потребителей на
территории республики.
Газификация. В рамках действующей республиканской программы по
газификации по обеспечению природным газом производственных
потребителей и населения, а также настоящей стратегии планируется ее
реализация по двум основным направлениям:
- газификация сетевым газом;
- газификация на основе организации производства сжиженного
природного газа
(СПГ), сжиженного углеводородного газа
(СУГ),
компримированного природного газа (КПГ).
Первое направление предусматривает газификацию населенных
пунктов в границах Якутской городской агломерации, заречных (Мегино-
Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского, Амгинского и Усть-
179

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..