СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 8

 

  Главная      Книги - Разные     СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

 

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 8

 

 

приоритетных отраслях экономики Республики Саха (Якутия).
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
является одним из 10-ти федеральных вузов, которые ориентированы на
решение геополитических задач и удовлетворение кадровых потребностей
крупных межрегиональных инвестиционных проектов. Материально-
техническая база СВФУ включает
40 учебно-лабораторных корпусов,
культурный
центр,
полигон,
спортивную
инфраструктуру
(легкоатлетический манеж, бассейн и лыжную базу), сеть комбината
питания. Одним из главных составляющих студенческого городка являются
современные комфортабельные общежития для студентов общей жилой
площадью
88340 кв.м. В
2016
году введен в эксплуатацию учебно-
лабораторный корпус на 500 мест филиал СВФУ в Мирном.
Якутская государственная сельскохозяйственная академия является
базовым аграрным вузом на Северо-Востоке России, примыкающим к
территориям Арктической зоны Российской Федерации.
Одним из больших вопросов остается уровень обеспеченности
общежитием студентов очного обучения. При паспортной мощности
3
общежитий на 646 мест размещается 946 студентов, что составляет всего
56,5% от общей численности студентов.
Планируется строительство общежития на 502 места, реконструкция
старого учебного корпуса Октемского филиала под общежитие для студентов
на 109 мест.
Для подготовки специалистов в области культуры и искусства
действует Арктический государственный институт культуры и искусств и
Высшая школа музыки.
В период реализации Стратегии будут построены крупные объекты -
общежитие Северо-Восточного федерального университета им.М.К.
Аммосова в
142 квартале г.Якутска, учебно-лабораторный комплекс
Медицинского института в 68 квартале г. Якутска, 2-я очередь учебно-
лабораторного корпуса Арктического государственного института культуры
и искусств, учебно-лабораторный комплекс Профессионального училища
ʋ30 в п.Айхал Мирнинского района и другие.
Здравоохранение
В
2015 году в республике функционировали
204 здания
(подразделения), оказывающие медицинскую помощь в стационарных
условиях, 156 зданий (подразделений), оказывающих медицинскую помощь в
амбулаторных и стационарных условиях, расположенные в одном здании. Из
них
42% находятся в аварийном состоянии или требуют капитального
ремонта.
140
Кроме того, в 2015 году в республике функционировало 303 здания
(подразделения), оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных
условиях с общей мощностью 24,9 тыс. посещений в смену, их количество
сократилось по сравнению с 2007 годом на 55 ед. (или на 15%). Из них 34%
находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта.
При нормативной обеспеченности
102 койки на
10 тыс. человек
населения фактическая обеспеченность больничными койками в 2015 году
составила
98,2 коек. При нормативной обеспеченности амбулаторно-
поликлиническими организациями 181,5 посещений в смену на 10 тыс.
человек населения фактическая обеспеченность в 2015 году составила 260,6
посещений в смену на 10 тыс. человек.
Обеспеченность врачами государственных медицинских организаций
составила в 2015 году - 48,1 чел. на 10 тыс. чел. населения (норматив - 41),
средним медицинским персоналом - 112,7 (норматив - 114,3).
В настоящее время в муниципальных районах насчитывается
34
центральные районных больницы, 12 городских (районных) больниц, 151
участковых больниц, 70 врачебных амбулаторий, 202 ФАП.
За период с 2010-2015 годы построены и введены в эксплуатацию 73
объекта здравоохранения в
29 районах и г. Якутске, по программе
модернизации здравоохранения в медицинские организации республики
поставлено более 3,7 тысяч единиц медицинского оборудования.
В сфере здравоохранения согласно Социальным нормативам и нормам,
предлагается
использовать
норматив обеспеченности
населения
больничными койками (13,47 коек на каждую 1000 человек населения). Для
определения нормативной обеспеченности учреждениями здравоохранения
применяется параметр «радиус обслуживания» - до 6 км.
При этом, первоочередным направлением деятельности по
обеспечению доступности первичной медицинской помощи станет
ликвидация ветхих и аварийных фельдшерско-акушерских пунктов в
Арктике путем применения технологий модульного строительства, а также
строительство
участковых больниц в сельской местности. Будет
осуществлено строительство и модернизация патологоанатомических
отделений. В перспективе планируется строительство новых вертолетных
площадок для реализации приоритетного проекта
«Обеспечение
своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам,
проживающим в труднодоступных районах Республики Саха (Якутия)».
Планируется строительство крупных объектов здравоохранения
-
Якутского онкологического диспансера на 210 коек в г. Якутске и
2-я
очередь Кардиососудистого центра на 150 коек в г. Якутске, Якутский
республиканский наркологический диспансер.
141
На следующих этапах будут формироваться современные медицинские
центры в опорных населенных пунктах
- городах Мирный, Нерюнгри,
Алдан.
К 2030 году планируется постепенное обновление основных фондов
здравоохранения в районных центрах.
Социальное обслуживание.
В настоящее время в Республике Саха
(Якутия) действует пять
психоневрологических интернатов на 1076 койко-мест. Дефицит площадей
составляет 820 кв.м.
Основной проблемой учреждений социального обслуживания
республики является крайне изношенная материально-техническая база и ее
несоответствие требованиям пожарной безопасности по степени
огнестойкости, санитарным нормам и правилам.
Средний износ зданий спальных корпусов составляет
75%. Из 12
зданий
-
6 ветхих объектов. Не соответствует требованиям пожарной
безопасности - 7 объектов.
В республике зарегистрировано
1236 граждан с психическими
заболеваниями, из них
1076 человек проживают в специализированных
учреждениях, в очереди на поступление в психоневрологические интернаты
состоят 157 человек.
Также остро стоит проблема ветхости и несоответствия требованиям
пожарной безопасности по степени огнестойкости, санитарным нормам и
правилам
объектов
социально-реабилитационных
центров
для
несовершеннолетних. Всего в республике действуют 19 учреждений данного
типа с общей мощностью 395 койко-мест. Из них 8 зданий социально-
реабилитационных центров для несовершеннолетних признаны ветхими и
требующими реконструкции и 10 зданий не соответствуют требованиям
пожарной безопасности.
В соответствии с нормативами по количеству учреждений и количеству
койко-мест, а также типов населенных пунктов будут строиться:
-
психоневрологические интернаты
(г. Якутск, г. Томмот, в с.
Сосновка, Вилюйского района, спальный корпус на 200 мест Олекминского
психоневрологического интерната в с. Селиваново, Олекминского района,
(вторая очередь) и другие);
- реабилитационные центры для инвалидов, детей-инвалидов и
пожилых
(Оздоровительный комплекс со спортзалом ГБПОУ
«Республиканский Техникум-Интернат профессиональной и медико-
социальной реабилитации инвалидов», Мохсоголлохский дом-интернат для
престарелых и инвалидов на 100 мест, строительство здания ГБУ РС (Я)
142
«Алданский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов» и
другие);
- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (в г.
Якутск, в Амгинском, Вилюйском, Горном, Мирнинском, Намском,
Нюрбинском, Сунтарском, Таттинском, Томпонском и Чурапчинском
районах);
- комплексные центры социально-бытового обслуживания населения;
- центры социальной помощи семье и детям.
Кроме того, в целях решения комплексных проблем, планируется
реализовать в муниципальных районах пилотные проекты по передаче
государственных услуг социального обслуживания населения социально-
ориентированным некоммерческим организациям
(дома-интернаты для
престарелых и инвалидов, дом ребенка).
Агломерационное
пространственное
развитие
предполагает
размещение отдельных объектов социального обслуживания в близлежащих
к городу Якутску населенных пунктах Намского, Ханлагасского и Мегино-
Кангаласского улусов в пределах полуторачасовой транспортной
доступности и имеющих медицинские и образовательные организации,
организации культуры, организации социально-бытового назначения.
Физическая культура и спорт.
Обеспеченность спортивными сооружениями в Республике Саха
(Якутия) составляет
1741 объект, в том числе 834 спортивных зала, 51
плавательный бассейн,
548 плоскостных спортивных сооружений,
23
лыжные базы, 21 стадион и 264 прочих спортивных объектов.
Единовременная пропускная способность объектов спорта в
республике в 2015 году составила 45708 чел. При нормативной пропускной
способности
1900 чел. на
10 тыс. человек населения обеспеченность
составляет 25,1%.
Обеспеченность спортивными залами составляет 66% от нормативной,
плоскостными сооружениями - 17%.
Развитие сети организаций сферы физической культуры и спорта и
обеспеченности населения услугами таких организаций, в том числе в
сельской местности, будет осуществляться с учетом возрастного состава и
плотности населения, транспортной инфраструктуры, исходя из норм
действующего законодательства Российской Федерации.
В результате внедрения Стандартов увеличится количество детей,
подростков и молодежи, регулярно занимающихся физической культурой и
спортом в физкультурно-спортивных клубах и секциях при
образовательных организациях по месту жительства и при спортивных
143
объектах, в детско-юношеских спортивных школах, в том числе
специализированных ДЮСШ.
В период реализации Стратегии будут построены крупные спортивные
объекты - Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске,
Универсальный спортивный тир в г. Якутске, Спортивный комплекс с
универсальным залом и плавательным бассейном в п. Нижний Бестях
Мегино-Кангаласского улуса, спортивный комплекс с бассейном в г. Ленске,
Ленского района, Хоккейный корт в п. Нижний Куранах Алданского района,
Вторая очередь «Центр подготовки лыжников в г. Алдан».
Культура и духовное развитие. В Республике Саха
(Якутия)
действуют
16 театрально-концертных учреждения,
485 библиотек,
536
учреждений культурно-досугового типа, 83 музея, 4 средних специальных и
одно высшее учебное заведение, образовательный ресурсный центр,
2
учреждения кино и 3 прочих учреждения, 84 детских школ искусств и их 42
филиала. Создано 120 сельских модельных библиотек, что составляет 31,4%
из общего числа сельских библиотек. На государственной охране состоит
1747 объектов культурного наследия
Отмечается тенденция роста количества театров, музеев, концертных
организаций в республике, что соответствует общероссийской тенденции. В
течение последних 5 лет в республике созданы новые театры и музеи -
Мирнинский театр, Государственный театр коренных малочисленных
народов Севера, Государственная филармония Якутии, музеи
государственности в селах Черкех и Харбалах.
С 1995 года в рамках Общереспубликанского движения добрых дел
«Моя Якутия в ХХI веке» народным способом построено более 300 новых
зданий учреждений культуры.
Инженерно-техническое
состояние
объектов
культуры
в
муниципальных образованиях: 65% зданий отвечают нормам, 30% - требуют
капитального ремонта и 5% находятся в аварийном состоянии.
Сеть учреждений культуры и искусства требует обновления
материально-технической
базы,
строительства
новых
зданий,
соответствующих современным требованиям комфорта и безопасности,
оснащенных необходимым библиотечным, музейным, сценическим
оборудованием для организации полноценной культурной деятельности.
С учетом необходимости рационального использования бюджетных
средств на содержание учреждений культуры и сравнительной низкой
нагрузкой на них предлагается строительство различных типов объектов
учреждений культурно-досугового типа, объединенных в 3 группы:
а) многофункциональный культурный комплекс;
144
б) клуб или культурно-досуговый центр;
в) дворец (дом) культуры или дом (центр) народного творчества.
При этом, для определения нормативной обеспеченности
учреждениями культуры должен применяться параметр
«радиус
обслуживания» - до 5 км.
Многофункциональный культурный комплекс в сельской местности
должен представлять собой модель социально-культурного центра, в котором
выполняются функции как дома культуры, так и библиотеки и спортивного
комплекса. Кроме того, для повышения качества и доступности услуг сферы
культуры необходимо развивать филиальную сеть библиотек, музеев,
детских школ искусств, включая музыкальные и художественные школы.
В период реализации Стратегии будут построены крупные культурные
объекты - Государственный музыкальный театр в г. Якутске с конгресс-
холлом, Национальная библиотека на 1,5 млн. томов в 79 квартале г. Якутска,
Государственного музейного фондохранилище, пристрой к зданию
Национального архива Республики Саха
(Якутия) в г. Якутске,
Государственное кинохранилище в г. Якутске, Высшая школа музыки в г.
Якутске, Центр духовности им. С.А. Зверева-Кыыл Уола в с. Сунтар,
Сунтарского района, 2 очередь Цирка в г. Якутске.
Цель (Ц-2.5.): Организация оптимального размещения объектов
социальной инфраструктуры Республики Саха
(Якутия) в целях
обеспечения конституционного права граждан на общедоступность и
бесплатность гарантированных государством социальных услуг с учетом
полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и
органов местного самоуправления
Задачи:
З-2.5.1. Установление единого подхода к размещению социально
значимых объектов в соответствии с нормативными потребностями
Республики Саха (Якутия) и их доступности для населения отдельно по
каждому муниципальному образованию с учетом разработанного
Стандарта структуры и параметров минимальной сети объектов
социальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия):
-
ведение реестра социально-значимых объектов всех видов
собственности;
-
внедрение механизма стимулирования муниципальных образований
по достижению высоких показателей социально-экономического развития,
-
объективное определение очередности строительства объектов в
Республике Саха (Якутия).
145
З-2.5.2. Реализация новых инновационных проектов объектов
социальной инфраструктуры:
-
ликвидация объектов социальной инфраструктуры, находящихся в
аварийном состоянии и требующих капитального ремонта;
- применение новых подходов при проектировании и строительстве
дошкольных и общеобразовательных учреждений;
- развитие филиальной сети объектов социальной инфраструктуры;
-
строительство
и
реконструкция
профессиональных
образовательных учреждений, отвечающих международным стандартам,
оснащенных перспективными технологиями производств и обеспечивающих
условия проживания обучающихся;
-
модернизация объектов здравоохранения и социального
обслуживания;
-
создание сети спортивной инфраструктуры по месту жительства
населения;
-
обновление материально-технической базы, строительство новых
театрально-зрелищных, культурно-досуговых учреждений, соответствующих
современным требованиям комфорта и безопасности, оснащенных
необходимым сценическим оборудованием для организации полноценной
культурной деятельности;
-
привлечение
средств
из
внебюджетных
источников
финансирования на строительство и реконструкцию объектов социальной
инфраструктуры
(платные услуги, средства хозяйствующих субъектов
Республики Саха (Якутия)).
Индикаторы:
1)
полная ликвидация второй смены в общеобразовательных
организациях к 2025 году;
2)
обеспечение местами в общежитиях нуждающихся студентов,
обучающихся по образовательным программам среднего профессионального
образования - с 60% в 2015 году до 100% к 2030 году;
3)
повышение
удовлетворенности
населения
качеством
предоставления медицинских услуг с 40,3% в 2015 году до 70% к 2030 году.
4.6. Информационное общество
Развитие информационного общества является одним из важнейших
факторов, способствующих решению ключевых задач социально-
экономической политики Республики Саха (Якутия). Коммуникативная роль
146
глобального Интернет пространства, масштаб ее влияния значительно
превосходит сугубо отраслевые эффекты. Глобальной тенденцией является
стремительное расширение использования возможностей сети Интернет во
всех сферах жизни общества.
В Республике Саха
(Якутия) последовательно реализуется
государственная политика по созданию комфортных условий проживания
населения, по повышению качества жизни населения и улучшению условий
развития бизнеса, по обеспечению равного доступа граждан к
информационным ресурсам Российской Федерации, в том числе по
предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной
форме, а также к иным ресурсам глобальной сети Интернет.
Стратегическим
фактором
развития
информационно-
телекоммуникационной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) является
создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций в целях
устранения цифрового неравенства и создания конкурной среды по оказанию
услуг связи, внедрения инновационных решений в сфере информатизации,
развития информационной инфраструктуры, создания условий для равного
доступа к услугам связи, Интернету и медиа пространству.
Стратегическим фактором развития информационного общества
является повышение информированности, финансовой и юридической
грамотности населения республики, что будет способствовать росту
экономической и общественной активности населения и минимизации
рисков финансовых потерь, привлечению долгосрочных инвестиционных
ресурсов населения на национальный финансовый рынок, развитию малого и
среднего предпринимательства.
На телекоммуникационной сети Республики Саха
(Якутия)
используются различные технологии организации и предоставления услуг
связи: организованы радиорелейные и спутниковые линии связи, действуют
волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). Операторы связи предоставляют
населению и организациям широкий спектр различных услуг связи.
Развитие связи и информатизации будет ориентировано на переход на
новый технологический уклад, более высокие темпы развития с учетом
инновационных решений в сфере информатизации, что предполагает
радикальную модернизацию информационной системы. Ожидается
опережающее развитие информационной инфраструктуры, обеспечивающее
конкурентоспособность базовых и новых отраслей производства,
комфортные условия проживания, информационную свободу населения,
устойчивое развитие арктических территорий с вводом спутниковой связи,
модернизацией почтовой связи, развитием электронной торговли и
банковских услуг.
147
Развитие отрасли информационных технологий Республики Саха
(Якутия) является одной из важнейших стратегических задач научно-
технического, инновационного и социально-экономического развития
республики. При этом ключевое значение имеет комплексное развитие
отрасли путем создания экосистемы, включающей бизнес-сообщество,
общественные объединения и организации, систему общего и
профессионального образования, академическую науку, инновационную
инфраструктуру, которая будет являться основой для долгосрочного и
устойчивого развития сферы информационных технологий в республике, что
в целом благоприятно скажется на обеспечении устойчивого социально-
экономического развития Республики Саха (Якутия).
Развитие и широкое применение информационных технологий всеми
слоями общества является глобальной тенденцией мирового развития.
Многие страны целенаправленно развивают информационные технологии
для повышения конкурентоспособности своих национальных экономик.
Отрасль информационных технологий является одной из наиболее
динамично развивающихся отраслей экономики как в мире, так и в России.
Цель
(Ц-2.6.)
- Повышение качества жизни граждан и
конкурентоспособности экономики на основе использования
современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих
задач:
З-2.6.1. Обеспечение равного доступа граждан и организаций к
информационным сервисам и услугам на основе развитой
телекоммуникационной инфраструктуры.
В восточной, западной и центральной Якутии будет продолжено
строительство волоконно-оптических линий связи с учетом доступности
транспортных и инженерных сетей. В Арктической части и отдельных
труднодоступных местностях, где отсутствует техническая возможность
проведения ВОЛС и неэффективность установки базовых станций сотовой
связи, организовывается тесное сотрудничество с крупными операторами
связи в целях обеспечения сотовой связью и доступом к сети Интернет
населения, проживающего в отдаленных и малочисленных населенных
пунктах. Так приоритетными проектами обозначены:
1)
Строительство магистральной ВОЛС «Колымский экспресс» на
участке Нижний-Бестях
- Магадан, в результате прокладки которого к
высокоскоростному Интернет будут подключены более
30 населенных
пунктов Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского, Томпонского
и Оймяконского районов, расположенных вдоль трассы автодороги
федерального значения «Колыма» с вводом в 2017 г;
148
2)
Подключение городов Олекминск и Ленск к оптическим сетям
связи в составе инфраструктуры электроэнергетики в
2016 году.
Перераспределение ресурсов внутризоновой радиорелейной линии связи
Якутск - Мирный - Ленск для увеличения пропускной способности каналов
связи для районов Вилюйской группы по готовности подключения города
Ленска к ВОЛС;
3)
Строительство внутризоновой ВОЛС в 2017 году на участке
Тюнгюлю - Борогонцы для обеспечения высокоскоростным Интернетом 9
населенных пунктов Мегино-Кангаласского и Усть-Алданского районов,
расположенных вдоль трассы автодороги республиканского значения
«Мюрю»;
4)
Строительство ВОЛС
«Вилюйский экспресс» с охватом
населенных
пунктов
Горного,
Вилюйского, Верхневилюйского,
Нюрбинского
и Сунтарского улусов, расположенных вдоль трассы
автодороги федерального значения «Вилюй» с вводом в 2019 г;
5)
Строительство ВОЛС на участке Якутск - Маган - Ергелех -
Хонгор-Бие - Новая Кальвица, с подключением в последующем к этой ВОЛС
населенных пунктов Кобяйского улуса до 2018 г;
6)
Строительство ВОЛС Чернышевский
- Айхал
- Удачный с
вводом в 2020 г.;
7)
Проект устранения «цифрового неравенства» в рамках оказания
универсальных услуг связи - строительство узлов доступа к сети Интернет с
пропускной способностью не менее 10 Мбит/с по технологии Wi-Fi в 122
населенных пунктах с численностью населения от 250 до 500 человек к 2018
году;
8)
Проект по модернизации узлов доступа к сети Интернет в 248
населенных пунктах (ПАО «Ростелеком») к 2020 году;
9)
Строительство базовых станций сотовой связи в 9 населенных
пунктах Арктических и северных районов, строительство узлов доступа к
сети Интернет в 148 населенных пунктах;
10) Обеспечение покрытием всей территории Республики Саха
(Якутия) спутниковыми каналам связи в рамках реализации Федеральной
космической программы России на 2016-2025 годы к 2025 году;
Ожидается внедрение спутниковых навигационных технологий
ГЛОНАСС для использования и функционирования единой республиканской
картографической основы с тематическими слоями, а также в других
ключевых сферах социально-экономического развития республики
-
природные ресурсы, недропользование, промышленность, энергетика,
сельское, лесное хозяйство, туризм, экология, нефтегазовый комплекс,
149
планируется эффективное использование результатов космической
деятельности.
Будет сформирована база для развития регионального и
муниципального телевидения, радиовещания, печатных СМИ. Поддержка
социально значимых проектов в СМИ, применение информационных
технологий в решение задач по поддержке языков народов Республики Саха
(Якутия).
Ликвидация информационного неравенства и создание
возможности для граждан, проживающих в удаленных регионах и малых
населенных пунктах - принимать 20 каналов в цифровом качестве.
В целях обеспечения безопасной среды в Республике Саха
(Якутия) будет внедрен аппаратно-программный комплекс
«Безопасный
город», включающий в себя функционирование средств оповещения и
информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных
ситуаций. Также будет создана система вызовов экстренных оперативных
служб по единому номеру «112» на базе единых дежурно-диспетчерских
служб муниципальных районов Республики Саха (Якутия).
В каждом населенном пункте, где существует почтовое
отделение будут доступны банковские услуги - получение кредита, открытие
вклада, осуществление переводов. Пенсионеры помимо получения пенсий,
получат доступ к кредитам и вкладам на особых условиях.
Индикаторы:
1) охват населения доступом к сети Интернет увеличится к 2020 году до
99,4% с сохранением достигнутого уровня при одновременном увеличении
качества связи;
2)
100% обеспечение высокоскоростной телекоммуникационной и
Интернет-связью социально-значимых объектов и организаций на всей
территории республики к 2050 году;
3) доля населения, проживающих в арктических и северных
населенных пунктах, обеспеченные пропускной способностью канала
передачи данных до узла связи не менее 5 Мбит/с - 99 % к 2030 году;
4) уровень доступности подключения к сети Интернет
-
100
%
домашних хозяйств к 2030 году;
5) доля отделений почтовой связи, оказывающие банковские услуги
населению к 2050 году - 100%.
6) доля отрасли связи в ВРП Якутии к 2030 году - 2,5%;
7) количество населенных пунктов, охваченных сотовой связью
стандарта 4G к 2030 году - 46%.
150
З-2.6.2. Создание условий для развития отрасли информационных
технологий, включая поддержку информатизации важнейших отраслей
экономики и повышение технической грамотности населения.
Создание институтов сервисной поддержки малого бизнеса обеспечит
оперативное решение прикладных задач и проблем малого ИТ-бизнеса и
будут являться отдельным бизнес-сегментом отрасли информационных
технологий.
Будет обеспечено улучшение институциональных условий развития
отрасли,
международное сотрудничество,
разработан
механизм
взаимодействия с международными институтами и корпорациями,
занимающими лидирующие позиции на ИТ-рынке, определена рыночная
ниша в производстве программного обеспечения на мировом и российском
уровнях.
Развитие исследований и разработок в области информационных
технологий должно быть в первую очередь ориентировано на создание
высокотехнологичной научно-технической продукции с высоким
потенциалом коммерциализации.
Для полноценного применения информационно-коммуникационных
технологий в целях социально-экономического развития республики
необходимо реализовывать общие для различных отраслей меры, такие как
разработка и внедрение интегрированных информационных систем,
обеспечивающих автоматизацию деятельности и управление отдельными
отраслями народного хозяйства.
Единая интегрированная информационно-аналитическая система по
начислению и сбору платежей населения Республики Саха
(Якутия) за
жилищно-коммунальные услуги позволит в онлайн режиме проводить
оплату, в электронном виде подавать заявку на услуги ненадлежащего
качества и обеспечит прозрачность деятельности организаций сферы ЖКХ.
Будет реализована программа обучения всех категорий населения в
целях повышения технической грамотности и уровня пользования
компьютерами на общественных началах.
Индикатор:
- количество обученных жителей республики по программам
повышения технической грамотности к 2030 году - не менее 150 тыс.
человек.
З-2.6.3.
Совершенствование
механизмов
взаимодействия
государства и гражданина путем дальнейшего развития региональной
информатизации, в том числе развитие сервисов электронного
правительства.
151
Дальнейшее развитие механизмов предоставления, государственных и
муниципальных услуг в электронной форме должно исключить ощущение
любой категорией получателей административных барьеров, сведение к
минимуму субъективного компонента предоставления услуг в электронном
виде путем полной автоматизации внутренних процедур, прозрачность на
всех этапах предоставления услуги, в том числе возможность интерактивного
общения гражданина.
Индикатор:
- доля государственных услуг, которые население может получить с
использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в
общем объеме государственных услуг к 2025 году составит 100%.
З-2.6.4. Содействие расширению доступа населения к медиасреде,
поддержка развития региональных средств массовой информации.
Глобализация информационных процессов помимо позитивных
факторов, несет риски в виде размывания культур, языков, традиций и
духовно-нравственных ценностей народов России. В противовес этой угрозе
необходимо адекватное развитие сильного локального информационного
поля в глобальном Интернет-пространстве с поддержкой и продвижением
культуры и языков народов Якутии, развитие влиятельной информационной
среды как совокупности печатных средств массовой информации, систем
телевидения и радиовещания, информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет", а также распространяемой с их помощью информации,
текстовых и визуальных материалов, созданных и создаваемых цифровых
архивов, библиотек, оцифрованных музейных фондов.
Необходимо создание условий для развития регионального и
муниципального телевидения, радиовещания, печатных СМИ, сохранение
культурного наследия, обеспечение его доступности для граждан.
Индикатор:
- охват населения региональной информационной средой к 2030 году,
100%;
- охват населения цифровым эфирным телерадиовещанием 99% к 2030
году.
4.7. Защита населения и территорий от угроз природного
и техногенного характера
В современных условиях негативные факторы техногенного и
природного характера представляют одну из наиболее реальных угроз для
устойчивого и безопасного развития. Обеспечение необходимого уровня
пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных
152
ситуаций, своевременное и полное обеспечение мероприятий по гражданской
обороне являются одной из важнейших функций государства.
Цель (Ц-2.7): устойчивое повышение уровня безопасности жителей
республики, сбережение человеческих жизней от угроз природного и
техногенного характера с учетом климатических условий проживания.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается
путем развития единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
повышения эффективности реализации полномочий органов местного
самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности
населения, обновления организациями парка технологического оборудования
и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах
жизнеобеспечения и др.
Для реализации комплексной цели по обеспечению безопасности
жизнедеятельности населения поставлены следующие задачи:
З-2.7.1: 100% прикрытие населенных пунктов пожарной охраной с
учетом роста численности населения республики.
Пожарная охрана Республики Саха (Якутии) характеризируется низким
уровнем
противопожарного
прикрытия
населенных
пунктов
профессиональной пожарной охраной, что объясняется территорией региона,
низкой плотностью населения, большим количеством населенных пунктов с
маленькой численностью населения и дальними расстояниями между
населенными пунктами, высокой степенью износа существующего парка
пожарной техники и пожарных депо.
До 2030 года:
В населенных пунктах с населением 1000 человек и более создание
малочисленных пожарных частей с приоритизацией по существующим и
вводимым социальным объектам;
В населенных пунктах с населением от 500 до 1000 человек развитие
муниципальной пожарной охраны;
Для малочисленных населенных пунктов усиление роли
общественных объединений добровольной пожарной охраны;
Внедрение комплексной системы экстренного оповещения
населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных
ситуаций.
Индикатор:
снижение количества пожаров к 2030 году на 20%, к 2050 году на
30% по сравнению с 2015 годом;
153
увеличение уровня противопожарного прикрытия населенных
пунктов профессиональной пожарной охраной к 2030 году до 53%, к 2050
году до 60%.
З-2.7.2: Обновление и укрепление материально-технической базы
пожарной охраны:
До 2030 года будут созданы условия для совершенствования пожарной
охраны для обеспечения безопасности населения и территорий:
реконструкция и капитальный ремонт ветхих и аварийных объектов
постоянного размещения подразделений пожарной охраны;
строительство новых зданий пожарных депо с учетом
неудовлетворительного технического состояния объектов постоянного
размещения подразделений пожарной охраны;
обновление существующего парка пожарной техники с высоким
уровнем износа в подразделениях пожарной охраны;
оснащение средствами пожаротушения общественных объединений
добровольной пожарной охраны.
Индикатор:
снижение доли ветхих и аварийных объектов постоянного
размещения подразделений пожарной охраны к 2030 году до 25%, к 2050
году до 15%;
уровень оснащенности техникой отвечающей требованиям к 2030
году до 75%, к 2050 году до 95%.
На территории Республики Саха
(Якутия) существует множество
источников угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера сезонного характера, так и вне зависимости от времени года.
Широкий спектр источников чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и биолого-социального характера, а так же сложившиеся
особенности социально-экономического развития региона, при непринятии
дополнительных мер может в ближайшие годы привести к увеличению
количества таких угроз, снижению уровня управляемости территориальной
подсистемой единой государственной системой предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, снижению оперативности реагирования
на возможные чрезвычайные ситуации, и как следствие к неоправданно
высоким материальным затратам и человеческим жертвам.
Природные чрезвычайные ситуации могут сложиться в результате
опасных природных явлений: весеннее половодье, нагонные явления,
весенние и летние паводки, сильные ветры, снегопады, засухи, лесные
пожары, крайне низкие температуры, землетрясения.
154
Общепризнанной основой успеха проведения аварийно-спасательных и
других неотложных работ является минимально-короткое время, в которое
операция спланирована и начала осуществляется. Практический опыт
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ показывает,
что основная доля спасенных приходится на первые сутки. Данное
обстоятельство вызывает необходимость прибытия основных сил спасения в
пострадавший район к исходу первых суток бедствия.
Вместе с тем, невозможно обеспечить такую плотность аварийно-
спасательных сил, которая позволяла бы прикрыть
3,2 млн. кв. км.
территории Республики Саха (Якутия).
Подразделения аварийно-спасательных формирований должны
дислоцироваться в местах, на маршрутах повышенного риска с определенной
задачей на предмет чрезвычайной ситуации (потенциально-опасные районы).
Организация ведения аварийно-спасательных и других неотложных
работ основана на принципе эшелонированного применения сил и средств,
реализация которого предполагает наличие мобильных сил и средств
(оперативного, локального реагирования) и постоянной готовности
(технически оснащенных специализированных подразделений).
З-2.7.3: Создание межрайонных поисково-спасательных отрядов с
учетом источников возникновения чрезвычайных ситуаций и
спецификой ведения аварийно-спасательных и других неотложных
работ.
Новые поисково-спасательные отряды будут созданы исходя из анализа
количества и характера аварийно-спасательных, поисково-спасательных и
другие неотложных работ, обеспечение безопасного пропуска весеннего
половодья, тушение лесных пожаров, а также на основе прогноза
Территориального центра мониторинга, лабораторного контроля и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций Республики Саха (Якутия).
Ожидаемые результаты:
повышение уровня защищенности населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
снижение среднего времени оперативного реагирования аварийно-
спасательных формирований на чрезвычайные ситуации на 66% к 2020 году.
З-2.7.4: Укрепление материально-технической базы поисково-
спасательной службы:
- обеспечение новейшими образцами поисково-спасательного
снаряжения, оборудованием и техникой до нормативного уровня;
155
- применение более эффективных по затратам и по свойствам
оборудования для поиска людей
- заменить капиталоемкие вылеты на
воздушных судах использованием беспилотных аппаратов (квадрокоптеров);
- создание комфортных условий деятельности спасателей в местах
постоянной дислокации аварийно-спасательных формирований.
Ожидаемые результаты:
повышение доли результативных поисково-спасательных работ до 85%
к 2020 году, до 100% к 2030 году.
З-2.7.5: Содержание и восполнение республиканского резерва
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств для выполнения мероприятий по защите от чрезвычайных
ситуаций и гражданской обороне:
- строительство и реконструкция мест хранения республиканского
резерва материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств для выполнения мероприятий по гражданской обороне, отвечающим
всем установленным требованиям;
- поддержание существующих и вновь создаваемых в состоянии
постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других
объектов гражданской обороны в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций и в военное время.
Ожидаемые результаты:
соответствие к предъявляемым требованиям по организации и
осуществлению мер по содержанию республиканского резерва материально-
технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
соответствие к предъявляемым требованиям по выполнению задач
гражданской обороны.
Негативные тенденции глобальных изменений климата оказывают
серьезное воздействие на природные комплексы Республики Саха (Якутия).
Климатические изменения на Арктике происходят примерно в
2 раза
быстрее, чем в других частях планеты. За последние десятилетия рост
температуры в отдельных частях Арктики достиг 4°С. Это уже привело к
изменению характеристик вечной мерзлоты и ее деградации на многих
участках, стремительному таянию арктических льдов, к увеличению риска
разрушения берегов, сложенных многолетнемерзлыми породами.
Деградация вечной мерзлоты под воздействием климата способна
кардинально повлиять на жизнедеятельность населения. Таяние вечной
мерзлоты приводит к пучению и деградации почв аласов, возникновению
болот на равнинах и местах сельскохозяйственных угодий, деформации
инфраструктурных объектов, зданий и сооружений. С сокращением площади
156
арктической тундры особо уязвимы территории традиционного
природопользования коренных малочисленных народов Севера. Интенсивное
таяние арктических льдов угрожает жителям прибрежных поселков.
Возрастает роль лесов, выполняющих важнейшие средообразующие и
средозащитные функции в охране мерзлотных ландшафтов. Экстенсивное
использование лесов в течение многих десятилетий, особенно с применением
сплошных концентрированных рубок в лучших насаждениях хвойных пород,
привело к сокращению их площади и постоянному ухудшению
качественного состава лесов в освоенной части территории лесного фонда.
Определение механизмов адаптации социально-экономического
развития к условиям глобальных изменений климата, оттайки вечной
мерзлоты, прежде всего при строительстве линейных объектов транспортной
инфраструктуры, зданий и сооружений, является одной из приоритетных
задач градостроительной политики. Неизбежное воздействие криогенных
процессов, таких как термокарстовые просадки при сезонном оттаивании или
пучение грунта при промерзании при непринятии долгосрочных мер могут
повлечь значительные деформации объектов.
Катастрофические наводнения в бассейнах рек Лены, Колымы, Алдана
и Амги и малых реках Республики Саха (Якутия) происходят с устойчивой
частотой. Общая сумма ущерба от весенне-летних паводков за период с 2001
по 2014 годы составила более 13 млрд. рублей. На сегодняшний день в
Республике имеются
64 населенных пункта
(с населением
166,6 тыс.
человек), остро нуждающихся в строительстве объектов инженерной защиты
и берегоукрепления. Основными последствиями разрушения берегов
является выведение из землепользования значительных площадей земель
населенных пунктов, сельскохозяйственных и лесных угодий, развитие
оползневой опасности на территориях населенных пунктов.
С учетом опасных тенденций, возникших с глобальным изменением
климата, основными задачами по защите населения и объектов экономики от
воздействия опасных природных явлений являются:
З-2.7.6.: Определение научно-обоснованных механизмов адаптации
социально-экономического развития к условиям глобальных изменений
климата;
З-2.7.7.: Обеспечение защищенности населения и объектов
экономики от негативного воздействия вод необходимыми
сооружениями инженерной защиты:
- установление границ зон затопления населенных пунктов;
- профилактика негативного воздействия вод;
- переселение и ликвидация малочисленных прибрежных населенных
пунктов, находящихся в потенциальной зоне подтопления;
157
-
строительство,
капитальный
ремонт
и эксплуатация
гидротехнических и защитных сооружений.
Ожидаемые результаты:
Охват водных объектов мониторинговыми исследованиями, до 100%;
Сокращение численности населенных пунктов, расположенных на
подверженных негативному воздействию вод территориях;
Сумма предотвращенного экономического ущерба в результате
профилактических мероприятий.
4.8. Совершенствование инфраструктуры, связанной с обеспечением
завоза жизнеобеспечивающих грузов
«Северный» завоз осуществляется в
25 субъектах Российской
Федерации согласно постановлению Правительства Российской Федерации
от 23 мая 2000 г. ʋ402 «Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера
и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов
(продукции)».
Республика Саха
(Якутия) заметно выделяется среди субъектов
Российской Федерации с ограниченным сроком завоза грузов в районы
Крайнего Севера и приравненные к ним местности по объемам
грузоперевозок и затратам по их доставке. Из 34 муниципальных районов и 2
городских округов всеми видами транспорта круглый год частично охвачена
лишь южная часть республики, что составляет 8,7% территории Якутии.
Ввиду сложной транспортной схемы завоз грузов осуществляется до
базовых пунктов в короткий навигационный период водным транспортом.
Основной магистральной рекой является река Лена, через которую проходит
практически весь объем жизнеобеспечивающих грузов, а также через
Северный морской путь на арктические реки Анабар, Яна, Индигирка и
Колыма для обеспечения арктических и северных районов. При этом,
навигация на водных путях республики имеет разновременность начала и
окончания навигации, специфичность по периодам в зависимости от времени
вскрытия, продолжительности весеннего паводка и водности рек всего
Ленского бассейна.
Следствием сезонности доставки грузов является необходимость
ежегодной концентрации и отвлечение значительных финансовых средств на
«северный» завоз топлива, товаров народного потребления и продукции
производственно-технического назначения (порядка 35-40 млрд. рублей).
Освоение природных ресурсов и развитие производительных сил в
арктических и северных районах, являются важнейшими элементами
экономической стратегии России на долгосрочную перспективу. Огромное
158
значение для социально-экономического развития северных территорий
имеют транспортные связи, и прежде всего, Северный морской путь.
Перспективы Северного морского пути целесообразно рассматривать
по двум направлениям его использования:
- возрождение Северного морского пути для устойчивого развития
арктических районов Республики Саха (Якутия);
- реализация транзитного потенциала с учетом формирования
международного транспортного коридора.
Кроме того, ввиду неравномерности открытия и закрытия
навигационных условий на морском участке, на магистральной реке Лена и
арктических реках существует необходимость дальнейшей модернизации и
развития инфраструктуры, обеспечивающей северный завоз, в том числе
усиление работы ледоколов, реконструкция депонационных пунктов, и т.п.
Цель (Ц-2.8) - гарантированная и своевременная доставка грузов в
районы с ограниченными сроками завоза грузов с наименьшими
затратами и с применением новых подходов к организации доставки.
З-2.8.1: Совершенствование логистики завоза грузов с учетом
перенаправления основной массы грузов на новые транспортные
направления
(Северный морской путь, Якутский транспортно-
логистический узел в п. Нижний Бестях) для снижения затрат на
доставку грузов:
нефтепродукты, предназначенные для Арктической экономической
зоны республики, перенаправляются на Северный морской путь и будут
доставляться через входные перевалочные морские пути Архангельск,
Мурманск, Владивосток;
доставка генеральных грузов (грузы производственно-технического
назначения,
строительные
материалы)
с
водного
транспорта
переориентируется на железную дорогу при условии создания и развития
Якутского транспортно-логистического узла в п. Нижний Бестях.
Реализация задачи предполагает строительство транспортной
инфраструктуры, планируемые к реализации проекты предусмотрены в
разделе 4.2. «Развитие транспортной системы».
Индикатор:
рост объемов завоза через Северный морской путь и Якутский
транспортно-логистический узел в п. Нижний Бестях в 2 раза;
З-2.8.2:
Создание центров депонации для полноценного
обеспечения населения качественными и безопасными товарами и
нефтепродуктами, завозимых и реализуемых на потребительском рынке
товаров республики.
159

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..