СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 6

 

  Главная      Книги - Разные     СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

 

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 6

 

 

Внедрение возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобаланс
арктических районов республики позволит частично заменить
существующие на сегодняшний день автономные дизельные энергосистемы
(с износом
80%), не обеспечивающие надежного электроснабжения
изолированных потребителей и добиться экономии дорогостоящего для
республики топлива.
Продолжится работа по обеспечению экологической безопасности и
рационального
природопользования:
реализация
системных
природоохранных мероприятий в российской Арктике, реализация мер по
предотвращению, снижению негативных последствий антропогенного
воздействия и развитие системы мониторинга состояния и загрязнения
окружающей природной среды.
Формирование бренда арктической зоны республики, реализация
мероприятий по позиционированию республики как лидера арктических
широт позволит повысить привлекательность арктических территорий для
инвесторов, туристов, потребителей производимой продукции, обеспечит
становление республики в международный форпост развития Арктики.
Активизация международного сотрудничества, принимая во
внимание все более возрастающий глобальный интерес к Арктике, будет
усиливаться на основе деятельности таких международных организаций как
Северный Форум, Арктический Совет при Организации Объединенных
Наций.
Республика Саха (Якутия) по численности коренных малочисленных
народов является одним из крупнейших среди субъектов Российской
Федерации. В республике проживают 16% коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Этнокультурное многообразие будет сохранено и приумножено путем
создания условий для развития коренных малочисленных народов, в том
числе с участием международной кооперации.
Потенциал сотрудничества на Севере и в Арктике огромен.
Сотрудничество ставит в повестку дня вопрос нахождения баланса между
интересами бизнеса и соблюдением экологических стандартов для
сохранения уникальной экосистемы Севера и Арктики. Республика Саха
(Якутия) через призму усиления позиций России в «Арктическом клубе»
(стран имеющих официальный арктический статус
- Данией, Канадой,
Норвегией, Россией и США) будет выступать за расширение
международного сотрудничества на Севере и в Арктике для достижения
устойчивого развития данного региона мира.
100
4.1.6. Флагманские проекты
- Якутский транспортно-логистический узел
Формирование мультимодального транспортного узла будет
осуществляться на основе терминальной технологии переработки грузов в
смешанном и сезонном сообщении. Предполагается реализация проектов по
модернизации и строительству транспортной инфраструктуры, создания
современной складской и информационно-логистической инфраструктуры в
пределах ГО г. Якутск (зазападе в пос. Маган, на востоке - Речной порт, на
юге - пос. Табага, собой эти три зоны должны быть связаны объездными
путями) и пос. Нижний Бестях.
В целях эффективного функционирования Якутского транспортно-
логистического узла будет создана Нижне-Бестяхская агломерация,
включающая в себя территории муниципальных поселений Нижний Бестях,
Нерюктяйинский наслег, Жанхадинский наслег, Хаптагайский наслег и село
Майя.
Транспортно-логистическая инфраструктура, формируемая на
территории пос. Нижний Бестях, и объекты инфраструктуры городского
округа «город Якутск» с вводом в эксплуатацию мостового перехода через р.
Лена будут объединены в единый транспортно-логистический узел.
- Транспортно-экономический коридор «Ленск - Мирный - Сунтар -
Нюрба - Вилюйск - Якутскª
Транспортно-экономический коридор представляет собой комплекс
проектов в различных областях, нацеленный на повышение комплексной
взаимосвязанности Западной и Центральной экономических зон Республики
Саха
(Якутия). Основой транспортно-экономического коридора является
транспортная инфраструктура в виде федеральной автодороги «Вилюй», а
также судоходных участков реки Вилюй. Транспортно-экономический
коридор обеспечит более тесные устойчивые социально-экономические связи
между двумя столицами (Якутск - столица Республики Саха (Якутия) и
Мирный - столица алмазной провинции). Вдоль указанной транспортной
артерии расположены такие точки роста как Ленск, Сунтар, Нюрба,
Вилюйск, Верхневилюйск, Бердигестях. Развитие экономического коридора
будет способствовать расширению и интенсификации межрайонного
сотрудничества и будет способствовать повышению мобильности населения.
- Северо-Якутская опорная зона Арктической зоны РФ
На федеральном уровне развитие Арктики предполагает создание
опорных зон развития на территориях арктических субъектов,
101
представляющих собой комплексный проект планирования и обеспечения
социально-экономического развития Арктической зоны.
На территории Республики Саха (Якутия) будет сформирована Северо-
Якутская опорная зона социально-экономического развития Арктической
зоны Российской Федерации (Северо-Якутская опорная зона), включающую
Анабарскую(Анабарский, Оленекский районы), Приленскую
(Булунский,
Жиганский районы), Индигирскую
(Аллаиховский, Абыйский, Момский
районы),Янскую (Усть-Янский, Верхоянский, Эвено-Бытантайский районы).
Подходами к формированию Северо-Якутской опорной зоны
относятся:
-
Комплексный подход к развитию территорий: концентрация усилий
государства на реализации приоритетных системообразующих проектов,
стимулирование создания объектов-локомотивов, позволяющих получить
наибольший мультипликативный эффект для социально-экономического
развития СЯОЗ (бюджетирование, ориентированное на результат);
-
«Бассейновый» подход к формированию территорий комплексного
развития Северо-Якутской опорной зоны по бассейнам судоходных рек,
обусловленный безальтернативностью внутреннего водного транспорта,
полной зависимостью от «северного» завоза и связью всех арктических и
северных территорий Республики Саха (Якутия) через внутренние водные
пути с Северным морским путем;
-
Использование наилучших доступных технологий и последних
достижений науки и техники для эффективного ведения бизнеса и
обеспечения комфортных условий проживания в Арктике;
-
Экосистемный подход к социально-экономическому развитию
Северо-Якутской опорной зоны.
В качестве каркаса Северо-Якутской опорной зоны предлагается
определить транспортную инфраструктуру на основе единой системы
Северного морского пути, внутренних водных путей, воздушного сообщения
и автодорог, которые участвуют в транспортировке грузов, в том числе в
виде полезных ископаемых, добываемых на месторождениях арктической
зоны, а также сбор мамонтовой кости.
Ключевыми проектами развития единой Арктической транспортной
системы станут:
Реконструкция портовой инфраструктуры ОАО
«Морской порт
«Тикси»
Модернизация флота и строительство судов для обеспечения
грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне.
Реконструкция
и
модернизация
Жатайского
судоремонтно-
судостроительного завода
102
Строительство судов класса
«река-море»
(59 ед.) в целях
обеспечения перевозок для нужд Ленского бассейна.
Строительство дноуглубительной техники для работы на реках
Ленского бассейна для ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних
водных путей» (9 земснарядов черпаковых и 6 землесосов).
Обеспечение гарантированных габаритов внутренних водных путей
Ленского бассейна
Комплексный подход будет также обеспечиваться включением в план
мероприятий по формированию Северо-Якутской опорной зоны
необходимых научных исследований, программ по опережающей целевой
подготовке кадров для реализации инвестиционных проектов, развитию
малого и среднего предпринимательства в сфере производства
продовольствия, других видов местной продукции, товаров и услуг,
востребованных на этапе строительства и эксплуатации вновь создаваемых в
Арктике производств, а также иных вспомогательных видов экономической
деятельности и развития туризма.
Межрегиональные эффекты формируемой Северо-Якутской опорной
зоны: позитивное влияние на развитие «тяготеющих к ней территорий»
соседних с Якутией субъектов Российской Федерации
(северо-восток
Красноярского края, северо-запад Чукотского автономного округа, восток
Магаданской области), хозяйственная деятельность которых прямо или
косвенно зависит от состояния и развития инфраструктуры внутреннего
водного транспорта Северо-Якутской опорной зоны.
Северо-Якутская зона должна стать базой для всего Северо-Востока
России и мостом для расширения сотрудничества с КНР и другими странами
АТР.
- ТОСЭР «Земля Олонхоª (Национальный инновационный проект)
Якорный объект - масштабный инвестиционный проект «ИТ-Парк в г.
Якутске» (первый этап создания Парка высоких технологий).
Основными объектами комплексного проекта являются:
-
ИТ-Парк;
-
Всемирный центр изучения мамонта (предложение Корпорации);
-
Жилой комплекс на 4000 жителей;
-
Международный Центр Олонхо;
-
Выставочный Центр «Кудай Бахсы»;
-
«АалЛуукМас»;
-
Этнографический объект «Мо5ол Ураса»;
-
Объекты СВФУ;
-
Парк отдыха и развлечений «Алаас».
103
Территория ТОСЭР: территория 67 и 68 кварталов в г. Якутске.
Основная цель ТОСЭР: промышленное производство новейших
разработок, трансфер передовых технологий, создание научно-
исследовательской и инновационной производственной инфраструктуры для
развития высокотехнологических отраслей.
Комплексная застройка местности, позволит создать территорию
повышенной инновационной активности, на которой за счет наличия
развитой инфраструктуры, предоставления соответствующих мер
государственной поддержки и оказания необходимых услуг, будет
обеспечиваться ускоренное взаимодействие компаний сектора высоких
технологий с контрагентами, а следовательно
- создаваться условия для
эффективной реализации научно-технического потенциала региона.
Кроме того, комплексная застройка территории 67 и 68 кварталов г.
Якутска позволит сформировать новый облик административного и
культурного центра Республики Саха (Якутия), соответствующего мировым
стандартам «умного города».
- ТОСЭР «Развитие Южной Якутииª
Факторами,
предопределяющими целесообразность
создания
территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в
Южной Якутии являются:
- наличие инфраструктуры: железная и автомобильная дорога
федерального значения, нефтепровод ВСТО, а также создание в ближайшие
годы газопровода «Сила Сибири», развитое электросетевое хозяйство;
- наличие крупных горнодобывающих предприятий: АО
«ГОК
«Инаглинский» и АО «ГОК «Денисовский»;
- перспектива дальнейшего промышленного развития региона,
включающая, помимо строительства Инаглинского и ДенисовскогоГОКов,
Эльгинский угольный комплекс, Эльконский урановый ГМК, Селигдарский
апатитовый ГХК, Таежный железорудный ГОК, освоение золоторудных
месторождений Алданского района, производственный комплекс для
переработки углеводородов в г. Алдан, развитие лесоперерабатывающего
комплекса в Алданском районе;
- наличие не осваиваемых в настоящее время природных ресурсов,
включая лес, месторождения графита, базальта, вермикулита, урана,
апатитов, поделочных и полудрагоценных камней, пьезокварца и др.;
- наличие сравнительно крупных населенных пунктов - г. Нерюнгри и
г. Алдан, имеющих свободные трудовые ресурсы, в том числе
квалифицированных специалистов в разных отраслях.
104
Создание и расширение ТОСЭР «Южная Якутия» предполагается в
несколько этапов:
1 этап: Создание ТОСЭР в Нерюнгринском районе на площадках двух
горнообогатительных комплексов по добыче угля "Денисовский" и
"Инаглинский". В составе ТОСЭР заявлено 7 проектов якорных инвесторов.
Реализация первого этапа проекта обеспечит создание не менее 2640
рабочих мест и привлечет более
19 млрд рублей частных инвестиций.
Совокупные поступления в консолидированный бюджет от налогов и сборов
(с учетом налоговых льгот) за период с 2016 по 2025 годы составят более 12
млрд рублей.
Вклад от реализации проектов, реализуемых в рамках ТОСЭР
«Развитие Южной Якутии», в валовом региональном продукте Республики
Саха (Якутия) составит порядка 254,7 млрд рублей.
2 этап: Расширение ТОСЭР на территории Нерюнгринского и
Алданского районов, включение новых инвесторов.
Реализация второго этапа проекта обеспечит создание более 26000
рабочих мест и привлечет более 597 млрд рублей инвестиций.
- Томпонский горнопромышленный район
В настоящее время Яно-Колымская золоторудная провинция
приобретает черты гигантской рудной провинции с преобладающим
крупнотоннажным типом золоторудных месторождений.
«Стержнем»
провинции является Адыча-Тарынская или Адыча-Тенькинская золотоносная
зона, к которой приурочены Верхне-Индигирский и Центрально-Колымский
золотоносные районы. Ресурсный потенциал Яно-Колымской золоторудной
провинции по рудному золоту оценивается в 5000 тонн.
Кроме золота, в среднесрочной перспективе предполагается освоение
полиметаллических месторождений, предусматривающее строительство
ГОКов на полиметаллических месторождениях Верхнее Менкече
(Томпонский район) и Сардана
(Усть-Майский район), а также в
долгосрочной перспективе освоение Агылкинского медно-вольфрамового и
Джалканское медного месторождений.
Опорным проектом Восточной экономической зоны сохраняется
развитие месторождения каменных углей Джебарики-Хая, являющимся
системообразующим не только для жилищно-коммунального хозяйства
республики, но и для горнодобывающих производств региона.
Реализация проектов электрогенерации позволит закольцевать
Магаданскую энергосистему с Центральной энергосистемой Республики
Саха (Якутия), что даст положительный экономический эффект при освоении
105
месторождений полезных ископаемых огромного региона. Строительство ВЛ
110кВт Эльдикан-Сардана на условиях государственно-частного партнерства
в связке со строительством автомобильной дороги Усть-Майя-Эльдикан-
Югоренок-Аян с выходом на Охотское море значительно повысит
инвестиционную привлекательность всей Восточной экономической зоны.
В связи с планами продолжения железной дороги до Магадана и далее
на восток до Анадыря и реализацией ряда других инфраструктурных
проектов, наличием федеральной трассы
«Колыма», строящейся
региональной дороги «Алдан» от п.Хандыги до п.Эльдикан, перспективами
строительства
региональной
дороги
«Яна»,
дислокацией
геологоразведочного подразделения ГУГГП
«Якутскгеология» и горно-
геологического колледжа, п. Хандыга, имеет широкие перспективы стать
опорной
«точкой роста» при формировании нового транспортно-
промышленного и горнопромышленного кластера в составе Восточной
экономической зоны.
- ТОСЭР «Индустриальный парк «Кангалассыª
Создание на территории городского округа «город Якутск» ТОСЭР
«Индустриальный парк
«Кангалассы» утвержденное постановлением
Правительства Российской Федерации от 21.08.2015 г. ʋ 877.
ТОСЭР «Индустриальный парк
«Кангалассы»
- многопрофильная
производственная и бизнес-площадка, представляющая собой комплекс
объектов недвижимости и инфраструктуры для компактного размещения
малых и средних производств.
Развитие индустриального парка
«Кангалассы» как территории
опережающего социально-экономического развития с внедрением всех
предусмотренных законодательством механизмов поддержки является одним
из определяющих факторов социально - экономического развития не только
городского округа «город Якутск», но и Республики Саха (Якутия).
Специализация ТОСЭР
«Индустриальный парк
«Кангалассы»
-
локализация производств по выпуску продукции различного формата (на
первоначальной стадии строительных материалов), в том числе на базе
местного сырья.
Реализация проектов первого пула резидентов за
2016-2025 годы
позволит сгенерировать 1,7 млрд. руб. налоговых поступлений, 6,3 млрд. руб.
добавленной стоимости, создать около 300 новых рабочих мест.
Учитывая особые условия осуществления предпринимательской
деятельности, предполагается развертывание на территории ТОСЭР
«Индустриальный парк «Кангалассы» алмазо-бриллиантового и ювелирного
106
комплекса путем строительства производственных зданий под потребности
потенциальных резидентов.
Одним из направлений ТОСЭР «Индустриальный парк «Кангалассы»
станет размещение агропромышленных объектов - круглогодичных теплиц
по выращиванию овощей. В случае притяжения границ ТОСЭР на иные
территории, в формате ТОСЭР будет реализован проект «Умное земледелие»
в Хангаласском районе.
Выгодное местоположение рядом со столицей Республики Саха
(Якутия) позволяет резидентам ТОСЭР получить доступ к крупному рынку
как самого города Якутска, так и агломерации вокруг столицы, на которой
проживает 50% населения республики.
4.1.7. Управление пространством
З-2.1.6.Обеспечение перехода на новый уровень управления
пространством с использованием перспективных геоинформационных
технологий и информационно-аналитических систем.
Для более полного и своевременного учета существующих тенденций
изменения социально-экономической ситуации в регионе необходима
организация информационно-аналитической деятельности. Одним из
эффективных инструментов управления пространством и выработки
комплексных решений является внедрение геоинформационных систем.
Применение средств и методов геоинформационных технологий позволит
решать задачи с использованием цифровых картографических данных.
Любая организованная и действующая по территориальному принципу
современная система управления нуждается в достоверной и комплексной
информации не только о собственной отрасли, но и об элементах социально-
экономической
инфраструктуры,
демографической,
политической,
экологической ситуации на управляемой территории.
Актуальным решением является создание и внедрение в практику
интегрированной корпоративной системы информационного обеспечения
деятельности органов управления, основанной на эффективной технологии
сбора, хранения, обработки и использования комплексной информации и их
территориальной инфраструктуре.
Речь идет о создании информационной системы, основанной на
распределенных базах данных, телекоммуникациях и геоинформационных
технологиях, поддерживающих процессы принятия решений в социально-
экономической сфере.
107
4.1.8. Каркас пространственного развития
З-2.1.7.Формирование каркаса пространственного развития
Республики Саха (Якутия).
Занимая пятую часть всей территории страны, Якутия имеет
недостаточно развитую транспортную сеть
- на современном этапе
характеризуется низким уровнем развития сети путей сообщения с
круглогодичной эксплуатацией. Якутия
— один из наиболее речных и
озерных регионов России, то есть
для обеспечения транспортной
доступности необходимо возведение большого количества мелких и крупных
мостовых переходов. В силу этих же причин одной из особенностей
транспортной инфраструктуры Якутии является преобладающее количество
временных сезонных дорог, так называемых автозимников.
Формирование устойчивого транспортного каркаса, включая развитие
наземных автодорожных связей и строительство стратегических мостов в
районе г. Якутска через реку Лена и в районе п. Хандыга через реку Алдан (в
долгосрочной перспективе), ряд мостов на дороге Вилюй и Амга позволит
усилить
связь
населенных
пунктов,
увеличить
грузопотоки
народохозяйственных
грузов,
строительных
грузов
и грузов
производственно-технического назначения, потоки трудовых кадров.
Развитие транспортных путей республики имеет пять направлений для
формирования каркаса пространственного развития, эффективное
использование которого приведет к развитию всех отраслей экономики:
- Лено-Вилюйское кольцо (Якутск - Покровск - Олекминск - Ленск -
Мирный - Сунтар - Нюрба - Вилюйск - Якутск) с выходом на Иркутск;
- Восточный вектор (Якутск - Хандыга - Усть-Нера - Магадан);
- Южная магистраль (Якутск - Алдан - Нерюнгри) с выходом на
общероссийскую транспортную сеть;
- Арктические ворота (Якутск - Тикси и арктические реки);
- Амгино-Аянский вектор (Якутск - Амга - Аян - Хабаровск).
4.2. Развитие транспортной системы
Уровень социально-экономического развития территории, ее
конкурентоспособность во многом определяется степенью развития
транспортного комплекса в целом, наличием круглогодично действующей
сети наземных путей сообщения и доступности воздушного, водного
транспорта в частности.
О значении транспорта в экономике свидетельствует его значительный
удельный вес в основных фондах республики (с 11,2% 2005 года до 31,5% в
108
2014 году), в объеме платных услуг 34% занимает доля транспортных услуг,
в инвестициях в основной капитал (с 14,7% 2005 года до 20% в 2015 году), в
численности занятых работников (с 2005 года до 2015 году неизменно - 8%).
Транспортная система должна обеспечивать условия экономического роста,
повышения конкурентоспособности республиканской экономики и качества
жизни населения.
Занимая пятую часть всей территории страны, Якутия имеет
недостаточно развитую транспортную сеть
- на современном этапе
характеризуется низким уровнем развития сети путей сообщения с
круглогодичной эксплуатацией. Протяженность автомобильных дорог
общего пользования с твердым покрытием составляет
31,7% от всей
протяженности автодорог
(36,9 тыс км), протяженность внутренних
судоходных путей - 16 520 км, железнодорожных путей - 525 км (плотность
- 0,2 км на 1 000 кв км).
Таким образом, только
8,7% территории Якутии обеспечены
круглогодичной транспортной доступностью (Алданский и Нерюнгринский
районы), на которой проживает 16% населения. Из 586 сельских населенных
пунктов 322 имеют связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог
общего пользования.
В России из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10%
населения
(15 млн. человек) в весенний и осенний периоды остаются
отрезанными от транспортных коммуникаций, из них 1% - жители Якутии.
Наиболее серьезные проблемы сложились в транспортном обслуживании
населения, проживающего в Арктической зоне республики, где связь с
отдаленными населенными пунктами традиционно осуществляется
воздушным транспортом, вездеходной техникой и речными судами.
Основной объем грузов в республику завозится в короткий
навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте
республики составляет 60%. Короткий срок навигации требует мобилизации
значительных средств для обеспечения годового объема продукции, для
отдельных населенных пунктов - в двойном объеме. В целях своевременного
накопления грузов и подготовки к навигации требуется авансировать
поставки, что влечет возникновение кассового разрыва, связанного с низкой
оборачиваемостью финансовых ресурсов от
1,5 до
2 лет. При этом,
транспортная составляющая в затратах на производство продукции
составляет более 40%, что в конечном результате приводит к снижению
конкурентоспособности продукции местного производства, росту цен и
тарифов. Ввиду неблагоприятной гидрологической обстановки на
арктических реках в последнее время, ежегодно возникают проблемы по
своевременной доставке грузов в северные районы республики. В этой связи,
109
возрастает роль автозимников для дальнейшей доставки грузов до пунктов
назначения, что требует выделения значительных средств для их содержания.
Развитие новой транспортной техники и внедорожного транспорта для
Якутии на основе последних мировых достижений в области транспорта
представляется весьма актуальным.
Наряду с задачей обновления современными транспортными
средствами и оптимизации структуры подвижного состава всех видов
транспорта, стратегически важным направлением развития транспорта
является удовлетворение потребности в экологически "чистых"
транспортных средствах высокой проходимости. Их предназначение
заключается в перевозках небольших партий грузов, пассажиров и
выполнении специальных работ, малоэффективных для традиционных видов
транспортных средств, а также в труднодоступных районах республики.
Типовой набор таких транспортных средств составляют снего- и
болотоходы, аэросани, аппараты и суда на воздушной подушке, мотонарты,
аэростатические летательные аппараты (дирижабли), экранопланы и другие
виды технических средств транспорта, способные работать в условиях
сурового климата и практически полного бездорожья.
В настоящее время в Якутии, с ее огромными пространствами и
географически разобщенной на большие расстояния территориальной
структурой производительных сил и населенных пунктов, транспорт имеет
решающее значение, как в удовлетворении транспортных потребностей
населения страны, так и успешном развитии производства.
Сложность накопившихся проблем в технике, технологиях,
организации и экономике транспортного комплекса республики требует
мощной научной и инженерной поддержки мероприятий транспортной
программы. Система программных мероприятий и мониторинг их
реализации должны строиться на прочной научной базе региональных
исследований, конструкторских разработках и проектах, учитывающих
специфику северных условий проектирования и эксплуатации техники,
транспортного строительства и деятельности транспортных предприятий.
С позиций реализации положений о повышении топливной
экономичности и экологической безопасности в городах также необходимо
расширение использования сжиженного и сжатого природного газа в
качестве моторного топлива при перевозке грузов в газифицированных
районах республики. Использование сжиженного газа вместо нефтяного
топлива позволяет вдвое сократить расходы на топливо.
Цель
(Ц-2.2)
-
транспортная система
обеспечивает
конкурентоспособное развитие базовых и новых отраслей производства,
110
комфортные условия проживания, коммуникативную свободу и
транспортную мобильность населения.
Исходя из цели, определены следующие приоритетные задачи:
З-2.2.1: Создание всесезонной транспортной сети с выходом в
единую транспортную сеть страны. Ключевым проектом создания
всесезонной транспортной сети и главным стратегическим объектом
транспортного комплекса является - строительство моста через реку Лена.
При возведении мостов через реку Лена и Алдан, завершении строительства
железной дороги будут созданы условия для круглогодичных поставок
значительного объема грузов для нужд населения и предприятий:
обеспечивается круглогодичная связь большей части территории
республики с общероссийской сетью автомобильных и железных дорог, что
обеспечит транспортную мобильность населения;
увеличивается интенсивность грузо- и пассажиропотоков на
федеральных автомобильных дорогах, перевозка по которым возрастет в
связи с возможностью беспрепятственного проезда с запада
(Иркутская
область) на восток (Магаданская область), что создаст выгодные условия для
недропользователей и влияет на рост транспортной доступности населения.
З-2.2.1.1: Формирование транспортной сети, круглогодично
доступной для населения и хозяйствующих субъектов.
До 2030 года:
строительство мостов через реку Лена в районе города Якутска, через
реку Алдан на автомобильной дороге федерального значения «Колыма» и
ряд мостов на автомобильной дороге федерального значения «Вилюй»;
завершение строительства пускового комплекса Томмот-Якутск
(Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск;
доведение участка Беркакит-Томмот до норм постоянной эксплуатации
железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск;
строительство и реконструкция федеральных автодорог
«Лена»,
«Колыма» и «Вилюй»;
строительство региональных автодорог
«Амга» с выходом в
Хабаровский край с дальнейшей передачей в федеральную собственность,
«Кобяй», «Умнас», «Абалах», «Алдан», «Бетюн»;
строительство железнодорожной линии Лена - Непа - Ленск;
обеспечение круглогодичной транспортной доступностью населенных
пунктов, где отсутствует связь по дорогам с твердым покрытием с сетью
дорог общего пользования республики и страны в целом.
До 2050 года:
строительство автодорог «Анабар», «Яна», «Арктика», «Индигир» как
стратегических дорог Арктики;
111
строительство автодороги
«Арктика» с выходом в Чукотскую
автономную область с дальнейшей передачей в федеральную собственность;
строительство автодорог «Ленск - Пеледуй», «Томмот - Белькачи -
Усть-Миль»;
реконструкция автомобильной дороги "Амга" на участках «Нижний
Бестях - Амга», «Эльдикан - Югоренок».
строительство железнодорожной линии «Нижний Бестях
- Мома -
Магадан»;
строительство железнодорожной линии Хани - Олекминск;
Индикатор:
доля населения, имеющая круглогодичную транспортную доступность
- 91,3% к 2030 году;
доля населенных пунктов, имеющих круглогодичную связь по дорогам
с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования - 78 % к 2030 году;
доля сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с
твердым покрытием с сетью дорог общего пользования - 61,2% к 2030 году.
З-2.2.1.2: Создание новых объектов транспортной инфраструктуры
для комплексного освоения новых территорий и месторождений:
строительство подъездных железнодорожных путей для реализации
проектов в Южной Якутии: ст. Таежная - Таежный ГОК, ст. Томмот -
Эльконский ГМК, ст. Икабьекан
- Тарыннахский ГОК для реализации
проектов в Южной Якутии;
продление сроков действия автозимников регионального значения в
арктических и северных районах республики в целях формирования Северо-
Якутской опорной зоны;
строительство технологических дорог для освоения месторождений с
последующей передачей в дороги общего пользования республиканского и
(или) муниципального значения;
строительство и реконструкция причалов и пристаней на внутренних
водных путях Ленского бассейна.
Индикатор:
увеличение инвестиций в основной капитал по отрасли «Транспорт» на
35% к 2030 году.
З-2.2.1.3: Поэтапное доведение уровня содержания автомобильных
дорог и искусственных сооружений на них до 100% от норматива: к 2030
году - до 70%, к 2050 году - 100% от норматива.
Индикатор:
повышение качества дорог.
З-2.2.2: Обеспечение доступности и качества транспортных услуг
для населения.
112
З-2.2.2.1: Формирование единого воздушного сообщения:
До 2030 года:
совершенствование
нормативно-правового
регулирования
региональной (местной) авиации и деятельности региональных (местных)
аэропортов в части внесения изменений в сертификационные требования для
аэропортов с низкой интенсивностью полетов для повышения доступности
авиабилетов для населения и развития авиакомпаний, аэропортов;
строительство и реконструкция аэропортов, входящих в состав ФКП
«Аэропорты Севера»
(28 филиалов, расположенных на территории
Республики Саха (Якутия);
реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы аэропорта
«Якутск»;
доведение до норм по техническим характеристикам посадочных
площадок, находящихся в сельских поселениях;
структурно-имущественное
реформирование
авиатранспортного
комплекса республики путем создания национального авиационного
холдинга на базе существующих авиакомпаний, который будет направлен на
бесперебойное обеспечение транспортной доступности Республики Саха
(Якутия) и Дальневосточного федерального округа, развитие региональной
авиации в соответствии с тенденциями на российском рынке авиаперевозок,
повышение инвестиционной привлекательности;
совершенствование налогового и таможенного законодательства в
отношении услуг по перевозке пассажиров на внутренних воздушных линиях
и ввоза на территорию страны дальнемагистральных воздушных судов
иностранного производства;
создание условий для развития малой авиации и формирования
опорных точек частной авиации в районных центрах Республики Саха
(Якутия) с учетом существующих аэропортов и посадочных площадок.
До 2050 года:
аэропорт Якутск
- международный аэропорт
(Аэрополис),
объединяющий Азию с Северной Америкой;
формирование на территории Арктики сети аэродромов двойного
назначения.
З-2.2.2.2: Обеспечение ценовой доступности перевозки пассажиров
по социально значимым маршрутам за счет совершенствования
государственного регулирования и форм государственной поддержки.
З-2.2.2.3:
Создание
комплексов
придорожного
сервиса
(остановочные пункты, автовокзалы, выделенные полосы и улицы для
движения маршрутного транспорта и др.), с постоянно действующими
113
пунктами сервисного обслуживания, охраняемыми стоянками и
автозаправочными станциями;
З-2.2.2.4: Внедрение новых современных транспортных средств,
особенно в труднодоступных районах республики (усовершенствованные и
адаптированные к условиям Якутии вездеходы, аэросани, экранопланы и
т.д.)
Индикатор:
рост пассажирооборота в 2 раза к уровню 2015 года (6 386,5 млн пасс-
км против 3 098,7 млн пасс-км).
З-2.2.3: Реализация транзитного потенциала Якутии. В результате
завершения строительства и реконструкции федеральных и региональных
дорог произойдет полноценная интеграция в межрегиональные грузовые и
пассажирские перевозки с Магаданской, Амурской, Иркутской областями и
Хабаровским краем. В процессе формирования всесезонной опорной сети
путей сообщения предполагается перераспределение грузопотоков
- с
водного транспорта на железную дорогу и на автодороги.
С окончанием строительства железной дороги Беркакит-Томмот-
Якутск и возведением мостового перехода через реку Лена Якутия станет
крупнейшей транзитной территорией в России, а город Якутск
-
транспортно-логистическим узлом на Дальнем Востоке. В перспективе до
2050 года с учетом реализации всех сопутствующих проектов планируется
создание международного меридионального транспортного коридора «Китай
(Северо-Запад) - Сковородино - Якутск - Севморпуть - Западная Европа»
как одного из элементов общего развития транспорта Восточно-Азиатской
части Евразии.
З-2.2.3.1: Восстановление грузоперевозок через Северный морской
путь:
реконструкция морской портовой инфраструктуры Тикси, Зеленый
Мыс в рамках восстановления Северного морского пути;
реконструкция и строительство портов, причалов на арктических
реках: Анабар
(Юрюнг Хая), Яна
(Нижнеянск, Усть-Куйга, Батагай),
Индигирка (Белая Гора), Колыма (Зырянка);
обновление парка судов класса
«река-море» для обеспечения
грузоперевозок через акватории моря Лаптевых и Восточно-Сибирского
моря;
доведение параметров водных речных и морских путей до значений,
обеспечивающих достаточную безопасность и пропускную способность
флота.
З-2.2.3.2: Создание системы логистических узлов как основы
формирования современной товаропроводящей сети:
114
Создание Якутского транспортно-логистического узла в п. Нижний
Бестях;
Создание транспортно-логистических узлов на маршруте федеральных
автомобильных дорог «Лена», «Вилюй».
З-2.2.3.3: Развитие средств управления воздушным движением в
Арктическом секторе, что обеспечивает организацию кроссполярных
авиалиний над территорией Республики;
З-2.2.3.4: Создание в Дальневосточном федеральном округе нового
транспортного коридора на основе интермодального транспортного узла
в п. Нижний Бестях, интегрированного с Северным морским путем,
внутренними водными путями, железными и автомобильными дорогами.
Индикатор:
рост транзитных перевозок к 2030 году в 3 раза.
З-2.2.4: Обеспечение современными транспортными средствами
для грузо- и пассажироперевозок, особенно в труднодоступных районах
республики.
До 2030 года:
Обновление магистрального, регионального парка воздушных судов;
Применение новых типов воздушных судов малой авиации,
подходящих в условиях Арктики и низких температур;
Развитие парка пассажирского автотранспорта, осуществляющего
внутригородское и междугороднее маршрутное сообщение;
Развитие вездеходной техники в труднодоступных районах;
Модернизация флота и строительство судов для обеспечения
грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском речном
бассейне. Строительство высокотехнологичной Жатайской судоверфи на
базе реконструкции и модернизации Жатайского судоремонтно-
судостроительного завода;
Использование эффективных современных пассажирских речных
судов;
Обновление парка скоростных и водоизмещающих речных
пассажирских судов.
До 2050 года:
Использование
беспилотных
дирижаблей для
грузо-
и
пассажироперевозок
Индикатор:
Повышение надежности транспортных средств;
Повышение эффективности использования энергоресурсов на
транспорте, снижение удельного веса расходов на топливо.
115
З-2.2.5.
Снижение вредного воздействия транспорта на
окружающую среду и повышение уровня безопасности до мировых
стандартов:
З-2.2.5.1: Перевод автотранспорта на газомоторное топливо:
строительство сети АГНКС (автомобильные газовые наполнительные
компрессорные станции);
перевод автотранспорта государственных бюджетных учреждений на
газомоторное топливо, что приведет к экономии в
2 раза на
топливообеспечении;
перевод 30% личного автотранспорта на газомоторное топливо;
З-2.2.5.2:
Использование
современных
информационно-
телекоммуникационных технологий и глобальной навигационной
системы ГЛОНАСС, технологий управления транспортными
средствами.
З-2.2.5.3: Обеспечение защищенности объектов транспортной
инфраструктуры от противоправных действий, в том числе
террористической направленности;
З-2.2.5.4: Создание интеллектуальных транспортных систем в
городах, в том числе для транзитных транспортных коридоров и
федеральных трасс, и автоматического управления воздушными
транспортными средствами;
З-2.2.5.5: Обеспечение безопасности судоходства:
совершенствование единого диспетчерского регулирования движения
судов на внутренних водных путях Российской Федерации;
проведение комплекса путевых работ в Ленском бассейне
строительство
11 ед. самоходного природоохранного флота с
оснащением станциями комплексной переработки отходов;
подъем затонувших объектов с выделением финансирования и
специализированных технических средств из федерального бюджета.
Индикатор:
Повышение безопасности транспортных средств.
З-2.2.5.6. Создание дорожного испытательного полигона в
Республике Саха (Якутия) для внедрения инновационных технологий в
дорожное хозяйство:
Для увеличения сроков безаварийной службы автомобильных дорог
необходима разработка и внедрение передовых технологий и материалов на
основе системного подхода в изучении теплового и механического
взаимодействия геологической среды и автомобильной дороги (земляного
полотна, дорожной одежды, различных типов искусственных сооружений).
116
4.3. Развитие энергетической инфраструктуры
Энергосистема Республики Саха
(Якутия) состоит из трех
энергорайонов - Южно-Якутский, Центральный и Западный, а также зоны
децентрализованного энергоснабжения
(Северный энергорайон),
- и в
настоящее время является энергоизбыточной.
Южно-Якутский
энергорайон
(установленная
мощность
электростанций 618 МВт) обеспечивает электроэнергией Нерюнгринский и
Алданский промышленные и сельскохозяйственные узлы. ЮЯЭР связан
двумя линиями электропередачи 220 кВ с ОЭС Востока.
Центральный энергорайон
(установленная мощность с учетом
резервных электростанций
468,4 МВт) обеспечивает электроэнергией
центральный промышленный узел и группу центральных районов, в том
числе заречных, связанных с левобережьем построенной через реку Лену
линией электропередачи 220 кВ.
Западный энергорайон (установленная мощность с учетом резервных
электростанций и Талаканской ГТЭС, функционирующей раздельно,
1 252,7 МВт) объединяет Айхало-Удачнинский, Мирнинский, Ленский
промышленные узлы, Олекминский район, группу вилюйских
сельскохозяйственных районов. ЗЭР имеет связь с ЮЯЭР и ОЭС Востока по
линией электропередачи 220 кВ.
Западный и Южно-Якутский энергорайоны с
2014 года имеют
электрическую связь
220 кВ по направлению
«Городская
(Ленск)
-
Олекминск - НПС 15 - НПС 16.
Северный энергорайон
(зона децентрализованной энергетики)
включает в себя обширную территорию с большим количеством автономных
дизельных и газотурбинных электростанций
(суммарной установленной
мощностью 185,8 МВт), снабжающих отдельные населенные пункты.
Основными генерирующими компаниями являются ПАО
«Якутскэнерго», АО
«Дальневосточная генерирующая компания», АК
«АЛРОСА» (ПАО), ОАО «Сургутнефтегаз» с суммарной установленной
мощностью
2 367,8 МВт. Они обеспечивают
97% общей выработки
электроэнергии и свыше 30% тепловой энергии в республике. В Северном
энергорайоне функционирует 144 электростанции, в т.ч. 137 дизельных, 7
газовых, принадлежащих АО «Сахаэнерго», общей мощностью 192 МВт.
Кроме этого, на территории республики расположено довольно
большое количество
автономных энергоисточников,
суммарная
установленная мощность которых оценивается более чем в 200 МВт, которые
принадлежат АК
«АЛРОСА»
(ПАО), ОАО
«АК
«Транснефть», ОАО
«ЯТЭК», ООО «Сахаолово», ОАО «ЮВГК» Группы «Полюс» и другим
горнодобывающим и геологоразведочным компаниям.
117
Административный центр Нижнеколымского улуса п. Черский
получает электроэнергию от Чаун-Билибинского энергоузла Чукотского
автономного округа (среднегодовое потребление - 15-16 млн. кВт·ч), часть
Оймяконского улуса, в том числе административный центр п. Усть-Нера, -
от Западных ЭС ПАО «Магаданэнерго» (среднегодовое потребление - 130-
140 млн. кВт·ч).
Централизованным электроснабжением охвачено
36% территории
республики, где проживает
90% населения. Зона децентрализованного
энергоснабжения - зона локальной энергетики охватывает площадь 2,2 млн.
км2 с 10% проживающего в республике населения.
Якутия обладает значительным потенциалом возобновляемых
природных энергоресурсов, позволяющим эффективно применять их на
объектах локальной энергетики. В этой связи применение возобновляемых
источников энергии является крайне актуальным. Основная цель применения
возобновляемых источников энергии
- сокращение расхода дизельного
топлива, снижение затрат на его завоз и использование.
В республике функционируют 17 возобновляемых энергоисточников
суммарной мощностью 1,511 МВт, из них: 16 солнечных электростанций
(СЭС) суммарной мощностью 1,471 МВт и 1 ветроэлектростанция (ВЭС)
мощностью 0,04 МВт.
Цель
(Ц-2.3)
- обеспечение надежного и качественного
электроснабжения потребителей на всей территории Республики Саха
(Якутия), снятие инфраструктурных ограничений развития экономики
и социальной сферы, снижение тарифной нагрузки на потребителей в
целях сокращения издержек на электроэнергию.
Исходя из цели, определены следующие приоритетные задачи:
З-2.3.1.
Ликвидировать существующие
«узкие местаª и
инфраструктурные ограничения на технологическое присоединение
потребителей к электрическим сетям.
Ликвидация «узких мест» - «раскрытие» «закрытых» центров питания в
Центральной и Западной Якутии предусматривающее строительство новых
линий электропередач взамен существующих, исчерпавших свою
пропускную способность линий с повышением класса напряжения. В
частности, реализация комплексного проекта электроснабжения Вилюйской
группы улусов и Накынского месторождения АК
«АЛРОСА»
(ПАО)
включающего строительство ВЛ 220 кВ Мирный - Сунтар - Нюрба (3 и 4
пусковые комплексы) и ВЛ 220 кВ Нюрба - Накын до 2020 года. В
Центральном энергорайоне необходимо реализовать проекты строительства
магистральных линий электропередач
110 кВ Сулгачи - Амга, Майя -
Бютейдях - Амга, Радиоцентр - Намцы в период 2018-2025 гг.
118
В Южной Якутии реализация мероприятий по устранению «узких
мест» в рамках Схем и программ развития электроэнергетики Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия) с учетом присоединения новых
крупных потребителей.
Исходя из балансовой ситуации в Центральном энергорайоне после
ввода в работу
1-й очереди Якутской ГРЭС-2 необходимо с 2018 года
рассмотреть вопрос реконструкции существующей Якутской ГРЭС для
обеспечения надежного энергоснабжения Центрального энергорайона
республики.
Отдельное внимание должно быть уделено увеличению пропускной
способности распределительных сетей 35-10 кВ с целью подключения новых
потребителей по всей республике, и в том числе для перевода на
электроотопление частного жилого фонда в Западной Якутии в период 2018-
2030 гг.
В целях улучшения инвестиционного климата Республики Саха
(Якутия) за счет оптимизации внутреннего процесса технологического
присоединения сетевых организаций будут сокращены сроки подключения к
энергосети до 90 дней к 2018 году.
Индикатор:
- средняя продолжительность прекращений подачи электрической
энергии из-за технологических нарушений к 2030 году снизится на 10% от
уровня 2015 года.
З-2.3.2. Обеспечить доступность тарифов на электрическую
энергию на всей территории Республики Саха (Якутия):
Будут внесены изменения в тарифную политику энергетики,
направленные на привлечение инвестиций в электроэнергетику за счет
внебюджетных источников, тем самым будет обеспечена доступность
тарифов на электрическую энергию на всей территории Республики Саха
(Якутия). Для решения поставленной задачи необходимо:
- в период
2018-2020 гг. рассмотреть вопрос консолидации
электросетевых активов сетевых компаний централизованной зоны
электроснабжения в Республике Саха (Якутия) на базе одной из сетевой
организаций с целью создания единой энергосистемы в границах республики
и самостоятельной высокодоходной бизнес-единицы;
- в период 2017-2018 в рамках Соглашения между Правительством
РС(Я) и ПАО «РАО ЭС Востока» о консолидации энергетических активов от
25.06.2015 г. в уставный капитал ПАО "Якутскэнерго" будет передан
имущественный комплекс объектов электроэнергетики, находящихся в
119

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..