СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 7

 

  Главная      Книги - Разные     СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 7

 

 

госсобственности республики с доведением доли Правительства Республики
Саха (Якутия) в уставном капитале ПАО «Якутскэнерго» до 25% + 1 акция;
- ликвидировать перекрестное субсидирование локальной энергетики
начиная с 2017 г;
- разработать механизм и добиться выравнивания тарифов на
электрическую энергию до среднероссийского уровня с 2017 г.
Развитие энергетики децентрализованной зоны энергоснабжения будет
направлено на повышение надежности энергоснабжения потребителей,
оптимизацию затрат на выработку электроэнергии с обеспечением
экономической эффективности функционирования генерирующих объектов.
Для комплексного решения проблем и перспектив развития зоны
децентрализованного энергоснабжения Правительством Республики Саха
(Якутия) совместно с ПАО
«РАО ЭС Востока» и Минэнерго России
разрабатывается Долгосрочная программа оптимизации локальной
энергетики Республики Саха (Якутия) на 2016-2025 годы.
Индикатор:
- снижение тарифов на электроэнергию для промышленных
потребителей до среднероссийского уровня.
З-2.3.3. Обновить основные фонды электроэнергетики за счёт
замены неэффективного, морально и физически устаревшего
оборудования с введением новых мощностей преимущественно на базе
использования отечественных технологий и оборудования.
В рамках Долгосрочной программы оптимизации локальной
энергетики Республики Саха
(Якутия) на
2016-2025 годы разработан
комплекс
технологических
и
организационных
мероприятий,
обеспечивающий оптимизацию затрат на выработку электрической энергии
всеми объектами локальной генерации АО «Сахаэнерго».
Электросетевое строительство является одним из наиболее надежных
по бесперебойности и качеству вариантов энергоснабжения и полностью
исключит применение локальной энергетики, но ввиду климатических и
географических особенностей республики, высоких капитальных вложений и
малых нагрузок потребителей обеспечить всю зону локальной энергетики
электрическими сетями не представляется возможным.
Необходимо выделить проект завершения строительства мини-ТЭЦ в
п. Зырянка с внеплощадочными инженерными сетями (тепловые сети для
выдачи тепловой мощности, сети водоснабжения и водоотведения, ЛЭП-35
кВ и т.д.) в период 2018-2022 гг.
Таким образом, в целях улучшения энергоснабжения зоны локальной
энергетики будет ускоренно заменяться устаревшие неэффективные
источники генерации современными агрегатами с применением
120
возобновляемых источников энергии и частичным покрытием
электросетевым хозяйством и переводом на альтернативные виды топлива
(нефть, уголь, СУГ).
В зоне централизованного электроснабжения до
2025 года
предусматривается выбытие мощностей Якутской ГРЭС в связи с
выработкой ресурса и вводом мощностей ЯГРЭС-2 (1 и 2 очереди).
До
2030 года планируется ввести в эксплуатацию
1082,4 МВт
генерирующих мощностей электроэнергии, построить
2 400
км
электрических линий.
Индикатор:
- ввод генерирующих мощностей электроэнергии к 2030 году - 1082,4
МВт.
З-2.3.4. Объединить Якутскую энергосистему с ЕНЭС России.
-
Объединение изолированных энергорайонов Якутии с
Объединенной энергосистемой Востока.
До
2014 года Западный, Центральный и Южный энергорайоны
работали изолированно друг от друга. В 2014 году со строительством и
вводом в эксплуатацию ВЛ 220 кВ Олекминск-НПС-15-НПС-16-Н.Куранах с
ПС 220кВ НПС-15; НПС-16, предназначенных для электроснабжения
потребителей ВСТО, осуществлена электрическая связь Западного и Южно-
Якутского энергорайонов (ОЭС Востока).
В 2018 году со строительством и вводом в эксплуатацию ВЛ 220 кВ
Томмот - Майя, ПС 220 кВ Майя и ПС 220 кВ Томмот будет осуществлена
связь Центрального и Южно-Якутского энергорайонов.
-
Объединение изолированных энергорайонов Якутии с
Объединенной системой Сибири. В южном направлении в сторону ПС 220
кВ Мамакан и далее вдоль БАМ до ПС 500 кВ Усть-Кут (Иркутская обл.)
объединение предусматривается по двум одноцепным ВЛ 220 кВ Пеледуй -
Сухой Лог
- Мамакан, ввод которого планируется в
2018 году.
Строительство транзита
220 кВ по направлению Усть-Кут-Пеледуй
осуществляется совместно ПАО «ФСК ЕЭС» и ПАО «Транснефть», в т.ч. ВЛ
220 кВ Тира (НПС-7)-Надеждинская (НПС-8) (ПАО «ФСК ЕЭС») и ВЛ 220
кВ Усть-Кут-Тира (НПС-7), ВЛ-220 кВ Пеледуй-Надеждинская (НПС-8) с ПС
220 кВ Рассоха (НПС-9) (ПАО «Транснефть) с вводом в 2018 году.
К 2019 году планируется объединение Якутской энергосистемы с
ЕНЭС России по двум направлениям в восточном с Амурской
энергосистемой (ОЭС Востока), в западном с Иркутской (ОЭС Сибири).
Индикатор:
- объединение Якутской энергосистемы с ЕНЭС России в 2019 году.
121
З-2.3.5. Подключить новых потребителей электроэнергии за счет
развития энергетической инфраструктуры;
-
Создание энергетической инфраструктуры для реализации
инвестиционных проектов. В период до 2030 года необходимо решение
вопросов создания энергетической инфраструктуры для освоения
месторождений драгоценных и полиметаллических руд Восточной Якутии
(Томпонский и Оймяконский улусы) со строительством линий по
направлению Майя-Хандыга-Развилка-Нера Новая с ответвлением до
Нежданинского месторождения, и Артык - Дражное- Оймякон - Куйдусун
(Томтор), Орто-Балаган, Ючюгей в рамках Тарынского комплексного
проекта.
-
Энергоснабжение компрессорных станций газопровода
«Сила
Сибири» КС-3 и КС-4 предусматривает сооружение в Южном энергорайоне
электросетевых объектов: подстанцию 220 кВ «Амга» (КС-3) с заходами от
220 кВ Нижний Куранах-НПС15 ʋ1, подстанцию 220 кВ «Нагорный» (КС-4)
с заходами линии
220 кВ НГРЭС-Тында II цепь. Также планируется
сооружение 3 линии 220 кВ НГРЭС-Нижний Куранах.
-
Развитие экспортного потенциала поставок электроэнергии на
рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Индикатор:
- строительство линий электропередач различного напряжения к 2030
году - 2 400 км.
З-2.3.6.
Эффективно использовать потенциал первичных
энергоресурсов, в том числе возобновляемых.
-
Развитие малой и альтернативной энергетики, использование
возобновляемых природных ресурсов;
-
Гидроэнергетика. В период до 2050 года исходя из балансовой
ситуации с учетом развития энергоемких производств, в т.ч. черной
металлургии и горнорудной промышленности Южной и Восточной Якутии,
а также перспектив экспорта электроэнергии в страны АТР целесообразно
рассмотреть возможности использования гидропотенциала рек Южной
Якутии для выработки элетроэнергии со строительством Южно-Якутского
гидроэнергетического комплекса (ЮЯГЭК). В состав проекта входят Верхне-
Алданская ГЭС на р.Алдан, Олекминская и Верхне-Олекминская ГЭС на
р.Олекма, Учурская и Средне-Учурская ГЭС на р.Учур, Нижне-Тимптонская
ГЭС и Канкунская ГЭС на р.Тимптон общей установленной мощностью
порядка 8 000 МВт со среднегодовой выработкой 38 млрд. кВтч. В 2013 году
закончено проектирование Канкунской ГЭС в рамках разработки проектной
документации проекта «Комплексное развитие Южной Якутии»;
122
-
В рамках Долгосрочной программы оптимизации локальной
энергетики Республики Саха
(Якутия) на
2016-2025 годы планируется
сооружение
120 объектов возобновляемых источников энергии:
117
солнечных электростанций и
3 ветростанции общей установленной
мощностью
37,074 МВт. В соответствии с планами инновационного
развития ПАО «РАО ЭС Востока» до 2050 года планируется увеличение
мощности возобновляемых источников энергии до 51 МВт, в том числе 132
солнечных электростанций с общей установленной мощностью 42,7 МВт и 9
ветроэлектростанций с общей установленной мощностью 8,3 МВт.
Индикаторы:
- Рост доли возобновляемых источников энергии в источниках энергии
в 2030 году в 4 раза по отношению к 2015 году.
4.4. Жилищная политика, коммунальное хозяйство,
благоустройство и газификация населенных пунктов
Жилищный фонд Якутии составляет 20,63 млн.кв.м общей площади, в
том числе в городской местности - 13,18 млн.кв.м (67%), в сельской - 7,45
млн.кв.м
(36%). В республике преобладает частный жилой фонд,
составляющий
86,9% всего жилищного фонда, практически отсутствует
жилфонд в государственной собственности
-
1,3%, в муниципальной
собственности находится
-
11,6
%. Обеспеченность населения жильем
составляла в 2015 году 21,5 кв.м общей площади на одного человека и почти
одинакова в городской и сельской местности - 21,0 кв м/чел. и 22,4 кв м/чел.
Ежегодно Республика Саха (Якутия) увеличивает объемы ввода жилья.
Определена цель к 2022 году выйти на уровень ежегодного ввода 1 млн
кв м жилого фонда.
В городах
- Якутск, Мирный, Нерюнгри наибольший объем
строительства будет определяться многоэтажной и малоэтажной
высокоплотной застройкой. В средних и малых городах и районах с
преобладанием сельского населения, основную часть составит малоэтажное
жилищное строительство, в том числе индивидуальное строительство, в
арктической
и северной
зоне
предполагается
строительство
быстровозводимого жилья.
Одним из приоритетных направлений государственной политики
является привлечение и закрепление населения на Дальнем Востоке. Для
привлечения высококвалифицированных специалистов, закрепления
населения в республике необходимо строительство ведомственного и
арендного жилья, предоставление социальных выплат на приобретение
жилья перспективным молодым специалистам, в том числе в сельской
123
местности. Потребуется строительство для переселения из депрессивных
поселков в районы с более благоприятным климатом.
Одним из проблемных вопросов остается неудовлетворительное
состояние жилищного фонда и его содержание. По данным статистики на
конец 2015 года в Республике Саха (Якутия) 42% жилищного фонда имеют
износ от 30% до 70%, 16% жилищного фонда - свыше 70%.
Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда составил 16,6%.
Данный показатель является наибольшим по Дальневосточному
федеральному округу и Российской Федерации.
В рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного
фонда, признанного таковым до 01.01.2012 года, к 01.09.2017 года будет
ликвидировано
490,20 тыс.кв.метров жилья. В дальнейшем работа по
ликвидации аварийного жилья, признанного таковым после 01.01.2012 года
будет продолжена в рамках реновации жилищного фонда.
Градостроительная среда, создание благоприятных условий
жизнедеятельности человека
Формирование эффективного пространственного развития путем
перехода к комплексному развитию территорий - как главного приоритета в
жилищном строительстве и основного фактора формирования
благоприятных условий проживания является основной задачей
градостроительного направления стратегии Республики Саха (Якутия).
Создание благоприятной пространственной среды в городах и
населенных пунктах, в системах расселения, с экологически благоприятной,
социально комфортной и культурно наполненной градостроительной средой.
Жилищное строительство и реконструкция сложившихся жилых
районов, городов, территорий их социальной, инженерной и транспортной
инфраструктурой, управление системой жилищно - коммунального хозяйства
непосредственно связаны с градостроительной практикой, прежде всего в
форме территориального планирования и градостроительного регулирования.
Новое жилищное строительство и реконструкция сложившихся жилых
районов, управление системой жилищно-коммунального хозяйства
непосредственно связаны с градостроительной практикой, прежде всего в
форме
территориального
планирования
и
градостроительного
урегулирования. На уровне генерального плана предусматривает выделение
территорий под новую застройку, определение планировочной структуры
сложившихся и новых районов, формирование социальной, инженерной и
транспортной инфраструктур, зон охраны природы и историко-культурного
наследия. На последующих стадиях - подготовка проектов планировки и
межевания территорий, установлением градостроительных регламентов, что
124
предопределяет прямое воздействие территориального планирования на
условия развития сектора жилищного и иного строительства и дальнейшую
эксплуатацию. На данный момент, при отсутствии указанных документов,
реализация генерального плана осуществляется хаотично без соблюдения
комплексных решений и синхронизации развития отраслевых документов
социального, транспортного и коммунального направления.
Для устойчивого развития территорий и обеспечения благоприятных
условий проживания населения на территориях поселений Республики Саха
(Якутия) необходима подготовка проектов планировки и межевания
территорий кварталов населенных пунктов, программ комплексного развития
коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур и приведение в
соответствие генеральных планов, правил землепользования и застройки
территорий с установлением градостроительных регламентов, что
предопределит
прямое
воздействие
положений
принятых
в
градостроительных документах, на условия развития сектора жилищного и
иного строительства, что обеспечит благоприятные условия для проживания
населения.
Современное состояние градостроительства в Республике Саха
(Якутия) характеризует нарастающая концентрация населения в городе
Якутске. В г. Якутске необходимо развивать направление комплексного
развития территорий под жилищное строительство, в том числе развития
застроенных территорий и новых кварталов, расположенных на намывных
территориях с обеспечением полного состава по коммуникациям в
соответствии с принятым градостроительным документом. Общественные
пространства должны стать безопасными, привлекательными, доступными и
благоустроенными. Необходимо создать безбарьерную среду для всех групп
населения с особым вниманием к людям с ограниченными возможностями.
Обеспечить доступность социальной инфраструктуры. Коммунальная
инфраструктура города должна обеспечить высокое качество и надежность
коммунальных услуг. Город будет строить свое будущее, учитывая
экологические условия, и стремиться к их улучшению.
Архитектурный облик. Создание привлекательной для горожан,
инвесторов и гостей города архитектурно-пространственной среды с
сохранением самобытности, повышение уровня благоустройства и
восприятия города; вовлечение в жизнь горожан ландшафтно-рекреационных
зон,
развитие общественных пространств. Улучшение архитектурного
облика и повышение восприятия города за счет применения современных
технологий и материалов, архитектурно-планировочных и дизайн- решений в
реконструкции и новом строительстве. Совершенствование архитектурно-
планировочной структуры, производственной, социальной, инженерной,
125
транспортной
и
логистической
инфраструктур.
Развитие
в
градостроительстве городских доминант.
Одним из направлений в благоустройстве территорий станет
формирование «зеленой» инфраструктуры (см. подраздел 6.2. Формирование
«зеленой» экономики).
В целях создания благоприятной благоустроенной среды в городах и
населенных пунктах будет разработана региональная программа по
благоустройству населенных пунктов. Изменится подход муниципальных
образований к планированию благоустройства населенного пункта путем
открытого диалога с населением по разработке планов проведения
мероприятий по развитию объектов общественного пространства.
До 2030 года планируется строительство и обустройство полигонов
размещения твердых коммунальных отходов в каждом населенном пункте, а
также строительство
430 станций сжигания отходов. Во всех районных
центрах будут построены мусоросортировочные комплексы.
Немаловажным вопросом останется проведение капитального ремонта
общего имущества многоквартирных домов, в соответствии с Региональной
программой по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных
домов Республики Саха
(Якутия) до
2043 года будет осуществлен
капитальный ремонт в 50% существующего жилищного фонда.
Развитие инженерных систем
Климатические особенности Республики Саха
(Якутия) требуют
повышенной надежности и работоспособности инженерных систем
жизнедеятельности населенных пунктов. Сложность жизнеобеспечения
населения обусловлена обширностью территории, половина которой
расположена за Северным полярным кругом, удаленностью населенных
пунктов, низкой плотностью населения.
В среднем продолжительность отопительного периода в Якутии
составляет
8-9 месяцев в году, а в отдельных населенных пунктах
Арктической зоны круглогодично.
Технологические особенности строительства объектов в условиях
вечной мерзлоты, обустройство протяженных инженерных сетей,
транспортные издержки обуславливают увеличение сроков строительства и
значительное удорожание стоимости строительства квадратного метра жилья
в Республике Саха
(Якутия). В силу влияния климатических факторов
количество энергии на отопление 1 кв. м. жилья требуется в 2 раза больше,
чем в среднем по Российской Федерации и, соответственно, экономически
обоснованные тарифы на коммунальные услуги значительно превышают их
среднероссийский уровень.
126
Развитие всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства состоит
из двух фундаментальных направлений - повышение качества и доступности
услуг, и повышение уровня благоустройства жилищного фонда.
Жилищный фонд республики характеризуется низким уровнем
благоустройства. Существует разрыв в степени комфортности бытовых
условий проживания в городе и на селе: уровень благоустройства в
городской местности многократно превышает аналогичный показатель в
сельской. Так, в
2015 году
44% общей площади жилищного фонда
оборудовано всеми видами благоустройства. Удельный вес жилищного
фонда, оборудованного различными видами благоустройства, составил:
отоплением - 75,2%, водопроводом - 53,4%, канализацией - 53,5%, горячим
водоснабжением - 51,8%, ваннами или душем - 50,5%, газом (сетевым и
сжиженным) - 31,2%, напольными электроплитами - 28,4%.
Высокая дотационность и монополизм отрасли не стимулируют
участников рынка к рациональному использованию энергоресурсов,
оптимизации затрат, применению новых энергосберегающих технологий.
Предоставление жилищно-коммунальных услуг должно стремиться к
переходу на самоокупаемость с минимальным участием средств
государственного бюджета республики.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства имеет огромный потенциал
повышения эффективности, который, по экспертным оценкам, достигает
40%, но использовать его возможно только при условии применения
наиболее эффективных технологий, поэтапной комплексной модернизации
отрасли за счет текущей экономии и привлечения инвестиций посредством
государственно-частного
партнерства,
в
частности
заключения
концессионных соглашений. Одновременно с этим, необходимо проведение
мероприятий по ликвидации неэффективных форм управления отрасли,
таких как унитарные предприятия.
Еще одной из приоритетных задач государственной политики является
энергосбережение во всех сферах, в особенности в жилищно-коммунальном
хозяйстве, как наиболее капиталоемкой отрасли.
Основной целью повышения уровня комфортности проживания
граждан в жилищном фонде является комплексный подход к решению задач
по увеличению доли жилищного фонда, обеспеченного всеми видами
благоустройства, как вновь вводимого, так и существующего.
В настоящее время наиболее острой проблемой является обеспечение
чистой питьевой водой в населенных пунктах Республики Саха (Якутия).
Всего водозаборными сооружениями обеспечено 16,3% населенных
пунктов, это русловые водозаборы в 71 поселении и скважинные водозаборы
в
33 поселениях, из которых доброкачественной и условно-
127
доброкачественной питьевой водой обеспечено 86,7% населения. Объектами
водоочистки обеспечены только 7% населенных пунктов республики, что
приводит к тому, что население вынуждено употреблять воду без
предварительной очистки и обеззараживания. В 533 населенных пунктах
жители вынуждены самостоятельно решать проблему обеспечения воды, в
частности население проводит заготовку льда в зимнее время и
организовывает подвоз воды автотранспортом в летнее время.
На сегодня очистку сточных вод производят в менее 5% населенных
пунктах, что составляет 24,9% сточных вод, поданных на очистку, к общему
объему сточных вод, при этом экологическая опасность, которая она несет
ежегодно увеличивается пропорционально росту населения, благоустройству
домов и строительству систем водоснабжения. Коллекторная канализация
отсутствует в
21 из
36 административно-территориальных единиц
республики.
На подавляющей части отдельных районов благоустройство
отсутствует полностью. Низкие темпы развития сферы водоснабжения и
водоотведения в скором времени приведут к экологической катастрофе,
вызванной сливом неочищенных сточных вод на рельеф и водные объекты, а
также к увеличению заболеваемости и смертности населения в связи с
употреблением питьевой воды несоответствующего качества.
Согласно программам комплексного развития муниципальных
образований всего для обеспечения
100% населения качественным
водоснабжением и водоотведением необходимо провести мероприятия более
чем на 27 млрд рублей (в ценах 2015 года).
Необходимо проведение геологоразведочных работ по изысканию
подземных источников воды, в населенных пунктах, удаленных от рек.
Комплексное обеспечение благоустройства жилищного фонда в
населенных пунктах должно основываться на критериях зонирования
территорий в зависимости от развития сетей газоснабжения,
электроснабжения и определения перспективы развития систем
теплоснабжения населенных пунктов, а также технологии обеспечения
водоснабжением населенного пункта.
Исходя из возможностей существующих резервов мощностей
действующих котельных в крупных населенных пунктах и городах
Центральной, Восточной и Южной зоны Республики Саха
(Якутия)
теплоснабжение будет осуществляться преимущественно централизованно.
Помимо использования традиционных видов топлива (уголь, нефть) следует
учитывать развитие сетей газоснабжения, что позволит внедрить автономное
газовое отопление. В населенных пунктах и городах, расположенных вдоль
магистральных сетей газоснабжения, котельные будут переведены на газовое
128
топливо, также обеспечение теплом многоквартирного жилого фонда и
частного сектора в данных населённых пунктах будет осуществляться
посредством внедрения автономных газовых источников теплоснабжения, а
также индивидуальных твердотопливных котлов длительного горения. Будут
построены водозаборы, сети водоснабжения и водоотведения.
В населенных пунктах Западной зоны Республики Саха (Якутия) будет
увеличена пропускная способность распределительных сетей в целях
перевода потребителей на электроотопление. В Вилюйской группе районов,
помимо перевода на электроотопление, будет продолжена газификация
населенных пунктов.
В настоящее время природный газ поставляется в 96 населенных
пунктов в 10 районах (Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Кобяйский,
Намский, Хангаласский, Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Мирнинский,
Ленский) и г. Якутске с пригородами. За период с 2002 по 2015 годы
построено более 2 696 км газопроводов, газифицировано 34 302 жилых
домов, переведено на газовое топливо 167 котельных, газифицировано 87
сельхозобъектов.
В среднесрочной перспективе будет завершено строительство третьей
нитки магистрального газопровода СВГКМ - Мастах - Берге - Якутск,
продолжена газификация населенных пунктов Центральной Якутии. В
рамках реализации программы газификации, осуществляемой совместно с
ПАО «Газпром», будут газифицированы населенные пункты Южной Якутии.
Обязательства
Компании
-
строительство
газопроводов-отводов,
межпоселковых газопроводов, доводящих газ до населенных пунктов,
основной задачей Правительства Республики Саха
(Якутия) является
заблаговременная прокладка уличных сетей и подготовка потребителей к
приему газа.
Удобной и безопасной альтернативой магистральному природному
газу в отдаленных населенных пунктах восточной и северной группы
районов может стать автономное газоснабжение объектов с использованием
альтернативных природному газу энергоносителей (СУГ, СПГ, КПГ). На
первом этапе необходимо проведение апробации механизма автономной
газификации с использованием газгольдеров в условиях Арктики на условиях
государственно-частного партнерства.
В населенных пунктах, расположенных в зоне лесоперерабатывающей
промышленности, в качестве котельного топлива следует рассматривать
древесную щепу и пеллеты. Данное направление обусловлено такими
преимуществами как низкая стоимость древесного топлива, экологичность и
низкая зольность.
129
В Арктической зоне в крупных населенных пунктах сохранится
централизованное теплоснабжение, в малочисленных населенных пунктах
предполагается использование энергоэффективных автономных источников
теплоснабжения.
Будет
продолжена практика
по внедрению
комбинированной тепловой и электрической энергии (когенерация).
Для повышения энергоэффективности объектов жилищно-
коммунального хозяйства необходимо комплексное обновление основных
фондов коммунальной отрасли, переориентация сферы жилищно-
коммунального хозяйства на привлечение частных инвестиций.
Одновременно с развитием данного направления следует производить
апробацию и внедрение как альтернативных источников теплоснабжения, так
и применение нестандартных подходов в части использования
альтернативных видов топлива, позволяющих сократить эксплуатационные
расходы при обслуживании источников теплоснабжения, особенно в районах
Крайнего Севера, где осуществляется Северный завоз.
Еще одним актуальным направлением развития коммунального
комплекса является автоматизация и диспетчеризация систем
теплоснабжения и водоснабжения.
Цель (Ц-2.4.): Доступное благоустроенное жильё с безопасными и
комфортными условиями среды проживания населения на основе
самоокупаемости, эффективности и надежности функционирования
инженерных систем.
Исходя из цели, определены следующие приоритетные задачи:
З-2.4.1 Комплексное освоение и развитие территории:
Нормативно-правовое
и
организационное
обеспечение
деятельности органов государственной власти и муниципальных
образований Республики Саха
(Якутия) в сфере архитектуры и
градостроительства,
направленное
на
устранение
дисбалансов
пространственного развития:
синхронизация инвестиционных программ организаций
коммунального комплекса для подвода инженерной инфраструктуры до
границ участков строительства объекта, что позволит уменьшить расходы на
инфраструктуру у застройщиков;
комплексное развитие территорий городов и поселений, в
соответствии
с
утвержденными документами территориального
планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий и
архитектурно-строительного проектирования;
Зонирование территории республики на уровне населенных
пунктов с учетом развития сетей газоснабжения, электроснабжения и
определение перспективы развития систем теплоснабжения населенных
130
пунктов, в том числе перевод котельных на газовое топливо, перевод
потребителей на электроотопление.
Обеспечение земельных участков под жилищное строительство
инженерной и социальной инфраструктурой.
З-2.4.2. Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем:
обеспечение населения доступным жильем;
стимулирование программ развития жилищного строительства
(обеспечение жильем молодых семей, обеспечение жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление
социальных выплат педагогическим и медицинским работникам на
приобретение жилья и другие);
государственная поддержка отдельных категорий граждан
Российской Федерации, перед которыми имеются обязательства по
обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия);
дальнейшее развитие инфраструктуры рынка ипотечного
жилищного кредитования для обеспечения непрерывного финансирования
строительства жилья экономического класса;
внедрение современных технологий строительства жилья,
системная деятельность по оптимизации стоимости строительства жилья,
строительство доступного энергоэффективного жилья;
строительство ведомственного и арендного жилья.
Индикаторы:
ежегодный ввод 1 000 тыс. кв. м жилого фонда к 2022 году;
обеспеченность населения жильем возрастет с 21,5 % в 2015 году до
25,5 кв.м/чел. к 2022 году и до 30,6 кв.м/чел. к 2030 году.
З-2.4.3. Улучшение условий проживания граждан в жилищном
фонде:
Переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда,
строительство жилья для обеспечения переселяемых граждан жилыми
помещениями.
Повышение эффективности управления жилищным фондом
Республики Саха (Якутия):
создание единой базы данных жилищного фонда Республики
Саха
(Якутия) с приведением в соответствие правоустанавливающих
документов и уточнением основных параметров жилищного фонда:
внедрение информационно-аналитических систем «Мониторинг
жилого фонда», «Дом.онлайн»;
131
проведение своевременного капитального ремонта общего
имущества в многоквартирных домах, в том числе с использованием
энергосберегающих технологий;
Индикаторы:
Удельный вес ветхого и аварийного жилья 5,5% к 2030 году;
Полный охват в информационных системах участников отношений в
сфере жилищно-коммунального комплекса.
Проведение капитального ремонта к 2030 году в 8 млн. кв. м. жилья,
или 38,9% от общей площади существующего жилищного фонда.
З-2.4.4. Создание благоприятной и благоустроенной среды в
городах и населенных пунктах.
реализация
региональной
программы
благоустройства
населенных пунктов:
комплексное озеленение территорий;
малые и средние архитектурные формы;
обустройство зон отдыха населения, прилегающих территорий
зданий и сооружений;
уличное освещение;
обустройство пешеходных зон;
создание и поддержание эстетического пространства территорий.
реализация региональной программы по обращению с твердыми
коммунальными отходами, внедрение единой информационной системы в
области обращения с ТКО:
строительство и обустройство полигонов размещения твердых
коммунальных отходов в каждом населенном пункте;
строительство 430 станций сжигания отходов;
строительство мусоросортировочных комплексов в районных
центрах.
Индикатор:
удовлетворенность населения условиями среды проживания в
населенных пунктах.
З-2.4.5. Повышение уровня благоустройства жилищного фонда и
предоставление
качественных
жилищно-коммунальных услуг
потребителям:
Обеспечение населения питьевой водой, соответствующей
установленным нормативным требованиям:
модернизация и реконструкция объектов водоснабжения и
водоотведения Арктической и северной зоны;
132
реализация проекта
«Чистая вода», включая строительство
объектов водоснабжения и водоотведения, объектов приема и очистки
сточных вод;
Обеспечение надежности газового хозяйства и газификация
населенных пунктов Центральной, Южной Якутии;
Повышение уровня благоустройства жилищного фонда
Республики Саха (Якутия)
Строительство
квартальных
сетей
водоснабжения
и
водоотведения;
Строительство котельных и подключение частного сектора к
централизованному отоплению;
Строительство индивидуальных жилых домов, обеспеченных
всеми видами благоустройства;
Внедрение модульных комплексных установок полного
благоустройства частного дома (с септиками, ваннами, котлами);
Стимулирование
населения
по
повышению уровня
благоустройства жилых домов в сельской местности;
Создание Агентства по энергосбережению и повышению
благоустройства жилищного фонда Республики Саха (Якутия).
Индикаторы:
9
газификация к 2030 году 194 населенных пунктов;
9
уровень жилищного фонда, оборудованного всеми видами
благоустройства, до 79%;
9
уровень жилищного фонда, оборудованного всеми видами
благоустройства в сельской местности, до 71%;
9
повышение уровня удовлетворенности граждан качеством и
стоимостью коммунальных услуг;
9
увеличение доли населения, обеспеченного доброкачественной и
условно-доброкачественной питьевой водой, до 90%.
З-2.4.6. Повышение энергоэффективности объектов жилищно-
коммунального хозяйства:
Поиск и апробация инновационных технологий на объектах
коммунального комплекса:
внедрение альтернативных источников теплоснабжения, в том
числе с применением различных видов топлива;
внедрение энергоэффективных технологий в целях снижения
эксплуатационных затрат.
перевод котельных на более дешевые и эффективные виды
топлива (уголь, газ);
133
Модернизация систем коммунальной инфраструктуры:
развитие рынка энергосервисных услуг;
Комплексная реализация энергосберегающих мероприятий:
повсеместная установка приборов учета
(общедомовых и
индивидуальных, а также в системах коммунального хозяйства);
полный переход на использование наиболее эффективных
технологий;
использование энергосберегающих технологий и материалов при
проведении капитального ремонта.
Индикаторы:
уменьшение потерь в сетях;
100% оприборивание многоквартирных домов к 2020 году;
снижение энергоемкости ВРП в 2,7 раза к 2030 году по отношению к
2015 году.
З-2.4.7. Усиление конкурентной среды и привлечение частных
инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.
привлечение инвестиций посредством государственно-частного
партнерства, в частности заключения концессионных соглашений;
уход от оказания государственной поддержки при реализации
инвестиционных проектов в сфере ЖКХ в районах республики, кроме
арктических и северных;
увеличение доли заемных средств в модернизации коммунальной
инфраструктуры посредством принятия и реализации инвестиционных
программ организаций коммунального комплекса;
использование
потенциала
гражданского
общества,
стимулирование активных и ответственных собственников помещений в
многоквартирных домах.
Индикатор:
9
преобладание частных инвестиций в сфере ЖКХ над
государственными финансами к 2025 году.
4.5. Обеспеченность социальными объектами
Тенденция
пространственного
расширения
размещения
производительных сил и расселения сменяется сжатием социально-
экономического пространства и урбанизацией.
В этих условиях актуальным становится недопущение
территориальных перекосов в обеспеченности населения социальными
объектами и их оптимальное размещение.
Современное состояние системы расселения городов и поселков
Республики Саха (Якутия) характеризуется миграцией населения с сельских
134
поселений в центральные города и районные центры. При этом основную
нагрузку принимает на себя столица г. Якутск. За счет уменьшения
численности населения сельских и городских населенных пунктов, возникает
отклонение от прогнозируемых параметров, предусмотренных в
утвержденных генеральных планах и снижение темпов модернизации и
развития инфраструктуры поселения.
Ввиду неравномерной нагрузки на образовательные организации,
нагрузка на 1 учителя малокомплектных школ в 3,5 раза ниже, чем в среднем
по республике - 2 ученика на 1 учителя (по РС(Я) - 7 учеников на 1 учителя),
при этом мощность объектов превышает потребность почти в 2 раза.
В малочисленных населенных пунктах с численностью населения до
200 человек объём затрат на 1 воспитанника детского сада в 2 раза выше
среднереспубликанского уровня, на 1 ученика - до 4 раз.
Из
637 населенных пунктов республики половина относится к
категории малонаселенных,
44%
- к категории труднодоступных и
отдаленных (т.е. не имеющих круглогодичного автомобильного сообщения с
административным центром),
12 районов имеют численность населения
менее 10 тысяч человек, 36 населенных пунктов в 11 районах являются
местами компактного проживания КМНС.
В настоящее время при застройке территорий столицы возникает ряд
серьезных дисбалансов, которые напрямую влияют на обеспечение
благоприятных условий жизнедеятельности населения города. В связи с
внутренней миграцией населения в г. Якутск темпы строительства объектов
жилищного сектора превышают темпы строительства объектов социальной
инфраструктуры и модернизации инженерной инфраструктуры. Выявленные
диспропорции в развитии территорий показывают, что возможности
дальнейшего наращивания темпов жилищного строительства без
обеспечения территорий объектами социальной, инженерной, транспортной
инфраструктур приведут к росту неблагоприятной среды для проживания
населения, в виде увеличения предельно допустимой нагрузки на социальные
объекты, ухудшения состояния инженерных коммуникаций, автодорог и т.д.
Важнейшим направлением в повышении качества жизни населения
выступает строительство социально значимых объектов инфраструктуры.
Решение вышеперечисленных проблем возможно только на стыке
между усилиями государства и частного бизнеса. Необходимо использовать
и развивать мировой опыт по созданию социальной инфраструктуры путем
реализации механизма государственно-частного партнерства, в том числе
повышения социальной ответственности добывающих предприятий, ведущих
деятельность на территории Республики Саха (Якутия).
135
Внедрение механизма стимулирования муниципальных образований по
достижению высоких показателей социально-экономического развития,
влияющего на объективное определение очередности строительства объектов
в Республике Саха
(Якутия) позволит более комплексно планировать
строительство объектов капитального характера, повысит эффективность
деятельности муниципальных образований по созданию новых точек роста.
В целях оптимального размещения объектов социальной
инфраструктуры Республики Саха (Якутия), а также повышение доступности
и качества услуг населению, предоставляемых государственными и
муниципальными учреждениями социальной сферы республики при
принятии решения по строительству тех или иных объектов на территории
Республики Саха (Якутия) будет приниматься единый подход к размещению
социально значимых объектов в соответствии с нормативными
потребностями Республики Саха (Якутия) и их доступности для населения
отдельно по каждому муниципальному образованию с учетом разработанных
Стандартов структуры и параметров минимальной сети объектов социальной
инфраструктуры Республики Саха (Якутия) (далее - Стандарты).
Стандарты направлены на решение следующих задач:
-
повышение качества и доступности услуг в сфере образования,
здравоохранения, культуры, спорта и социального обслуживания;
-
ликвидация ветхих и аварийных зданий учреждений социальной
сферы;
-
строительство новых и реконструкция имеющихся зданий,
оснащение их современными инновационными технологиями, что, в свою
очередь, будет способствовать повышению качества и доступности услуг в
социальной сфере, ликвидации двухсменности в школах и очередности в
детских садах для детей в возрасте до 3 лет.
При формировании подходов к оптимальному размещению социальной
инфраструктуры учитываются следующие факторы:
численность населения, проживающего в населенном пункте;
тип населенного пункта (городской округ, поселок городского
типа, районный центр, сельский населенный пункт);
транспортная доступность и радиус обслуживания в зависимости
от отрасли (до 3 км к объектам дошкольного и общего образования; до 5 км -
к объектам культуры; до 6 км - к объектам здравоохранения);
численность обслуживаемого контингента (в образовании дети от
0 до 6 лет включительно и от 7 до 17 лет; в остальных сферах - общая
численность населения);
136
для определения организационно-правовой формы учреждений
социальной сферы - уровень развития учреждений (материально-техническая
база, внедрение современных технологий, кадровый состав и контингент).
Кроме того, учитывается фактор труднодоступности населенных
пунктов в соответствии с действующим законодательством.
Дошкольное образование
В
2016 году в республике действовало
673 дошкольных
образовательных организаций (далее - ДОУ) на 64 058 мест, их количество
сократилось по сравнению с 2006 годом на 35 ед. (или на 5 %), но при этом
увеличился охват детей дошкольным образованием на 11 313 мест. Общая
площадь фонда составила 641 тыс.кв.м, в среднем на 1 место приходится 12
кв.м. При этом отклонение фактической площади ДОУ от нормативной
показал, что в целом по республике сформировался дефицит в объеме 83,9
тыс.кв.м. или
11,6%, что не соответствует минимальным федеральным
нормативам площади на одно место. Кроме того,
25 ДОУ (или 3,7%)
находятся в аварийном состоянии, 122 ДОУ (18,1%) требуют капитального
ремонта.
С 2010 года введены в эксплуатацию 119 зданий ДОУ на 8 330 мест. К
2016 году ликвидирована очередность в ДОУ для детей от 3 до 7 лет.
Инновационная инфраструктура дошкольного образования требует
совершенствования материально-технического оснащения ДОУ в
соответствии с современными требованиями к организации предметно-
развивающей среды (технологического, игрового, учебно-методического), в
т.ч. строительства и реконструкции зданий под дошкольные образовательные
учреждения с учетом территориальной доступности, реконструкции зданий
функционирующих детских садов с целью увеличения их мощности,
передачи системе дошкольного образования зданий бывших детских садов,
ныне используемых не по целевому назначению, выкупа зданий.
Обеспеченность дошкольными учреждениями будет решаться путем
стимулирования негосударственного сектора дошкольного образования,
развитие государственно-частного и социального партнерства укрепление
связи организаций дошкольного образования со школами, в том числе в
форме комплексов: включение детских садов в состав комплексов со
школами, создание инновационного многофункционального пространства
для игры и обучения.
Общее образование
В 2016 году в республике действовало
646 общеобразовательных
организаций с охватом 139 538 учащихся, их количество сократилось по
сравнению с 2006 годом на 32 ед. (или на 5%) %) или на 19728 мест (12,3%).
Общая площадь фонда составила 1 363 тыс.кв.м, в среднем на одного ребенка
137
приходится 9,62 кв.м. При этом отклонение фактической площади школ от
нормативной показал, что в целом в городской местности республики
сформировался дефицит в объеме
754,6 тыс.кв.м. или
55,2%, что не
соответствует минимальным федеральным нормативам площади на одного
учащегося. В сельской же местности наблюдается превышение фактической
площади от нормативной на 22,1%.
Кроме того, 61 школа (или 9,5%) находятся в аварийном состоянии,
250 школ (38,9%) требуют капитального ремонта.
466 школ (72,1%) находятся в сельской местности, из которых 204 из
них имеют статус малокомплектных. Доля обучающихся во вторую смену по
республике одна из высоких среди субъектов ДФО и составляет 12,9% (по
РФ - 14 %), в том числе в городской местности - 20% (в г. Якутске - 32,6 %),
в сельской - 1,7%.
Доля школьников, обучающихся в условиях, соответствующих
современным требованиям, увеличилась с 24% в 2006 году до 79 % в 2016
году. С 2010 года введено 68 школ на 11 458 ученических мест.
Школы нового типа станут источниками знаний и методологии
образования и будут тесно интегрированы со школами всех муниципальных
районов республики. Небольшие образовательные организации остаются
востребованными в сельских труднодоступных и удаленных территориях,
остается важным их сохранение и развитие, равно как и
поддержка кочевых школ в местах традиционного природопользования и
традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных
народов Севера Республики Саха (Якутия).
На первых трех этапах реализации Стратегии, в соответствии с
государственной программой Республики Саха
(Якутия)
«Содействие
созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Саха
(Якутия) в соответствии с прогнозируемой потребностью на 2016 - 2025
годы» будет решена первоочередная задача по переводу обучающихся в
новые здания общеобразовательных организаций из зданий с износом 50
процентов и выше, а также обеспечению односменного режима обучения в
1-11(12) классах общеобразовательных организаций. За период реализации
Программы в Республике Саха
(Якутия) за счет всех источников
финансирования будет создано более 49 тысяч ученических мест, в т.ч. 17230
ученических мест в г. Якутске, в том числе введенных путем модернизации
существующей инфраструктуры общего образования
- строительства и
реконструкции зданий школ, приобретения
зданий и помещений,
оптимизации загруженности школ, в том числе путем эффективного
использования имеющихся помещений образовательных организаций.
При проектировании объектов будут применены следующие подходы:
138
-
соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим
правилам и нормативам и возможность безопасной и комфортной
организации всех видов учебной и внеурочной деятельности;
-
проект должен отражать синергию внутренней (внутриклассной)
и внешней образовательной среды;
-
использование адаптивных внутренних пространств, путем
реализации принципа «многофункциональности»;
-
наличие прикладных принципов обучения: учет проектирования
классов профильной направленности;
-
возможность рационального использования помещений во
«внеучебное» время с целью организации связи с местным сообществом:
предоставление помещений для проведения образовательных кружков
(спортивных секций) для привлечения внебюджетного финансирования.
- обеспечение
«пассивной и активной» безопасности: организация
правил и порядков контролируемого доступа в здание, использование
принципа безопасности архитектурно-пространственных решений.
Профессиональное образование
В
2016 году в Республике Саха
(Якутия) действовало
48
профессиональных образовательных организаций. За последние
5 лет
введено в действие
4 объекта профессиональных образовательных
организаций с общей площадью 21 378 кв. м., открыто 2 учреждения и
построено общежитие на 684 мест в г. Якутске. В настоящее время имеются
88 учебных корпусов, из них 22 (или 25%) в деревянном исполнении, 51
учебная мастерская, из них 18 (или 35%) в деревянном исполнении, и 50
общежитий, из них в деревянном исполнении и 14 (или 28%) общежитий. Из
88 учебных корпусов 55 (или 62,5%) построено более 30 лет назад, из 50
общежитий - 31 (или 60,8%) и из 51 учебных мастерских - 23 (или 45%).
Необходимо в среднесрочной перспективе сохранить действующее
количество мест обучения в профессиональных образовательных
организациях, а также уровень обеспеченности 1 места обучения площадью
учебных корпусов. При этом для повышения качества и доступности услуг
необходимо развивать филиальную сеть организаций профессионального
образования. Учреждения профессионального образования должны быть
оснащены современным оборудованием в соответствии с требованиями
наукоемкой экономики, в том числе для осуществления услуг
дополнительного образования детей и молодежи.
При этом, строительство новых зданий учебных корпусов
профессиональных образовательных организаций будет осуществляться с
учетом имеющейся и прогнозной потребности в кадрах, прежде всего, в
139

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..