СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 5

 

  Главная      Книги - Разные     СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

 

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 5

 

 

Якутск центром притяжения, как для жителей республики, так и для бизнеса.
В результате единственная городская агломерация региона, с одной стороны
получает ресурсы для ускоренного развития, с другой стороны требует
дополнительного внимания и ресурсов для обеспечения комплексности этого
ускоренного роста. В настоящее время, город Якутск проигрывает
передовым городам России по качеству поселенческой среды,
благоустройства
и комфортности
проживания,
удовлетворения
потребительских запросов населения.
Во-вторых, продолжает усиливаться межрайонная дифференциация в
социально-экономическом развитии. Необходимо усиление роли
трансфертно-перераспределительного
механизма,
принятие
на
государственном уровне мер по сокращению межтерриториальных различий
в уровне или качестве жизни населения, поиск новых форм стимулирования
предпринимательства для монопрофильных населенных пунктов.
В-третьих, слабая инфраструктурная обустроенность не только
снижает темпы экономического роста и социального развития, но является
источником значительного отвлечения бюджетных средств для обеспечения
жизнедеятельности ряда населенных пунктов
(арктические территории,
труднодоступные населенные пункты, сельские территории).
В-четвертых, территориальные различия в развитии отдельных
регионов
(Арктическая зона, Дальний Восток) ведут к углублению
диспропорций
пространственного
развития
страны,
усилению
миграционного оттока из депрессивных территорий и требуют
совершенствования основ сбалансированного пространственного развития.
Усилия будут направлены на создание нового каркаса
пространственного
развития,
который
обеспечит
оптимальную
территориальную организацию экономики и социальной сферы, комфортные
условия проживания и жизнедеятельности, мобильность населения.
Ц-2.1. Организация пространства территории, обеспечивающего
повышение качества жизни населения, эффективное освоение ресурсов и
расселение населения, минимизацию издержек на поддержание
инфраструктуры и сохранение межтерриториальных связей.
З-2.1.1. Достижение нового качества существующих опорных точек
роста:
формирование диверсифицированной Якутской столичной
агломерации, Мирнинской алмазной провинции, Ленского промышленно-
инфраструктурного узла, Нерюнгринского угольного бассейна;
З-2.1.2. Создание новых опорных точек роста: Алданская
горнопромышленная провинция, Восточная горнорудная провинция (Усть-
Мая - Хандыга - Усть-Нера);
80
З-2.1.3. Развитие сельских территорий путем формирования опорной
сети сельских населенных пунктов и эффективного управления на
муниципальном уровне;
З-2.1.4. Реализация поливариантного развития монопрофильных
поселений - притяжение к опорным точкам пространственного развития;
З-2.1.5. Создание условий для повышения уровня жизни в
Арктической зоны Республики Саха (Якутия);
З-2.1.6. Переход на новый уровень управления пространством с
использованием перспективных геоинформационных технологий и
информационно-аналитических систем;
З-2.1.7. Формирование каркаса пространственного развития Якутии.
Преобладающая доля инвестиций из бюджетных источников будет
направляться на строительство транспортных коммуникаций, а также в сферу
нерыночных услуг, охватываемых приоритетными проектами. Повысится
степень интегрированности внутреннего пространства республики,
произойдет смягчение межрайонных различий в уровне социально-
экономического развития.
В качестве локомотивов роста будут выступать сформированные в
республике опорные населенные пункты с прилегающими к ним
территориями, сформированные по кластерному принципу с определенной
специализацией, основанной на конкурентных преимуществах территорий.
На этом фоне использование инструментов территориального
планирования и внедрение стимулирующих механизмов позволит обеспечить
диверсифицированное развитие монопрофильных населенных пунктов,
формирование
устойчивых
кооперационных
межрайонных
и
межрегиональных
связей,
повысит
конкурентоспособность
и
привлекательность сельских территорий. Будет сформирована оптимальная
расселенческо-поселенческая структура республики.
Направлениями пространственного развития сельских территорий
является стимулирование разумного укрупнения поселений, создание
агропромышленных кластеров, встраивание сельских поселений в систему
экономических связей городских агломераций.
4.1.1. Развитие существующих опорных точек роста
З-2.1.1. Достижение нового качества существующих опорных точек
роста: формирование диверсифицированной Якутской столичной
агломерации,
Мирнинской алмазной провинции, Ленского
промышленно-инфраструктурного узла, Нерюнгринского угольного
бассейна.
81
Якутская столичная агломерация
В пространственной структуре Центральной экономической зоны
выделяется Якутская столичная агломерация, включающая в себя Городской
округ «Якутск» и прилегающие к нему Городской округ «Жатай», а также в
перспективе территорию агломерации Нижний Бестях Мегино-
Кангаласского муниципального района.
Агломерационный эффект будет проявляться в радиусе часовой-
полуторачасовой транспортной доступности от города Якутска, что станет
важным фактором размещения для многих видов промышленной, сервисной,
аграрной деятельности. Строительство моста даст возможность
круглогодичного транспортного сообщения на всей территории агломерации.
Будут создаваться все условия для формирования уникальной
социокультурной идентичности и узнаваемости Якутска и других
населенных пунктов городской агломерации.
Части территорий Намского, Хангаласского и Горного муниципальных
районов будут вовлечены в конкуренцию за население, которое в силу своих
компетенций и требований к качеству жизни способно существенно
повысить конкурентоспособность Якутской городской агломерации в целом.
Город Якутск усилит свое развитие как многофункциональный центр с
административной, финансовой, научно-образовательной, туристической и
культурной специализацией.
Особенности социальной, научной и культурной инфраструктуры
города сформируют систему взаимодействия бизнеса, инфраструктуры,
творческой части населения и власти как источника
«креативной
экономики», которая включает в себя передовые информационные
технологии и инновации
(дизайн и проектирование программного
обеспечения,
компьютерное программирование, ИТ-стратегии и
планирование и т.д.), искусство и культуру (музеи, кино, исполнительское
искусство, ремесла, литературу, фестивали, туризм и т.д.), дизайн (рекламу,
архитектуру, моду, производство ювелирных изделий и другие виды
дизайна), медиа и коммуникации (издательское дело, телевидение и радио,
рекламу, связи с общественностью и т.д.), внедрение зеленых технологий для
сохранения экосистемы. Развитие креативных индустрий потребует высокого
качества среды проживания специалистов данных отраслей.
Перспективная функция Якутской городской агломерации будет
связана с взаимодействием институтов развития, направленным на создание
Якутского финансового центра через опережающее внедрение и генерацию
глобально конкурентоспособных услуг, основанных на знаниях, через
формирование регионального дальневосточного рынка финансовых,
инвестиционных, страховых, консалтинговых, аудиторских и прочих бизнес-
82
услуг,
через
развитие
специализированной
инвестпроводящей
инфраструктуры Дальнего Востока.
В Якутской агломерации сформируется научно-образовательный центр
современной, комплексной, непрерывной и интегрированной системы
образования, концентрирующий в себе генерацию опережающих требований
к содержанию и качеству, как образовательного процесса, так и
архитектурного облика объектов образования.
Наличие на территории г. Якутска одного из
10 федеральных
университетов страны (СВФУ), научно-исследовательских институтов СО
РАН, учреждений профессионального образования создает предпосылки для
формирования «экономики знаний». Школы нового типа станут источниками
знаний и методологии образования и будут тесно интегрированы со школами
всех муниципальных районов республики.
Концентрация населения и планируемое размещение объектов
здравоохранения предопределяют функцию Якутской агломерации как
единого многофункционального медицинского кластера в соответствии с
мировыми стандартами, центра высокотехнологичной медицинской помощи
межрегионального значения, источника квалифицированных знаний, доступ
к которым посредством роботизации и дистанционных технологий будет
иметь каждый житель, включая труднодоступные населенные пункты.
Агломерационное
пространственное
развитие
предполагает
размещение объектов сервисной среды в близлежащих к городу Якутску
населенных пунктах Намского, Хангаласского и Мегино-Кангаласского
улусов: это рекреационные, санаторно-оздоровительные объекты, объекты
физкультуры и спорта, объекты социального обслуживания.
К 2030 году планируется реконструкция второй взлетно-посадочной
полосы аэропорта города Якутска, законсервированной в настоящее время,
что позволит увеличить в 2 раза прием воздушных судов. После 2030 года
рассматривается возможность реконструкции взлетно-посадочной полосы
аэропорта п.Маган с искусственным покрытием, что позволит обеспечить
прием воздушных судов в условиях низких температурных режимов
(запасной аэродром). Возможность переноса приема воздушных судов
межрегиональных маршрутов в аэропорт п. Маган появится после 2050 года.
В 2018 году завершится строительство водозабора и водоочистных
сооружений г.Якутска, что позволит обеспечить водоснабжением население
города до 550 тысяч человек, и Якутской ГРЭС-2. Реализуется проект по
расширению, реконструкции водозабора и строительства водопроводных
сооружений города Якутска. К 2030 году население п.Нижний Бестях, г.
Покровск и с. Намцы будут обеспечены централизованным водоснабжением
и водоотведением.
83
Формирование
Якутского
индустриального
транспортно-
логистического узла (хаба), включающего 3 федеральные автомобильные
дороги,
5 региональных автомобильных дорог, железнодорожную линию
«Беркакит-Томмот-Якутск», мостовой переход через реку Лена,
международный аэропорт «Якутск», Якутский речной порт, Транспортно-
перегрузочный терминал, Жатайскую судоверфь определяет создание
Якутского транспортно-логистического узла с центром в г. Якутске.
Неизбежный рост численности населения Якутской агломерации
потребует расширения территории города в долгосрочной перспективе и
ускоренное строительство объектов социальной сферы в среднесрочной
перспективе, в том числе на принципах государственно-частного
партнёрства.
На первом этапе реализации Стратегии
(2017-2019 годы) будут
построены следующие объекты:
- Республиканский Перинатальный центр в г. Якутске на 130 коек,
- Якутский онкологический диспансер на 210 коек с радиологическим
отделением на 60 коек и хозблоком,
- Республиканский детский реабилитационный центр на 100 койко-
мест и 150 мест дневного пребывания.
- Центр адаптивной физической культуры и спорта,
- IT-парк,
- Туристско-рекреационный кластер «Северная мозаика» и другие.
В рамках государственно-частного партнерства предполагается
строительство двенадцати социальных объектов в городе Якутске.
На втором этапе
(2020-2022 годы) планируется строительство
следующих крупных объектов:
- Государственный музыкальный театр в г. Якутске,
- Национальная библиотека на 1,5 млн томов в 79 квартале г. Якутска,
- Пристрой к зданию Национального архива Республики Саха
(Якутия) в г. Якутске,
- Всемирный центр мамонта Республики Саха (Якутия),
- Универсальный спортивный тир в г. Якутске,
- Поликлиника ʋ2 в Новопортовском квартале,
- Республиканский детский реабилитационный центр ГБУ Республики
Саха (Якутия) «Детская городская больница».
- Учебно-лабораторный корпус Медицинского института Северо-
Восточного федерального университета им.М.К. Аммосова,
- Общежитие на
500 мест Северо-Восточного федерального
университета им.М.К. Аммосова,
84
- Специализированный центр компетенций по стандартам
Ворлдскиллс в г. Якутске.
Планируется создание 5 040 ученических мест, в том числе введенных
путем модернизации инфраструктуры общего образования - строительства и
реконструкции зданий школ, приобретения зданий и помещений,
оптимизации загруженности школ, эффективного использования имеющихся
помещений образовательных организаций.
На третьем этапе
(2023-2025) планируется создание
4520
ученических мест в общеобразовательных организациях.
Будут построены следующие объекты:
- Якутский республиканский психоневрологический диспансер на 500
коек и 75 посещений в смену в г. Якутске,
- Якутский республиканский наркологический диспансер на 150 коек с
поликлиникой на 50 посещений в смену в г. Якутске.
- Государственное кинохранилище в г. Якутске,
- Высшая школа музыки в г. Якутске,
- Театр юного зрителя в г. Якутске,
- Комплекс для подготовки рабочих кадров для IT-отрасли в г. Якутске.
На четвертом этапе (2026-2030 годы) предполагается строительство
следующих объектов:
- Вторая очередь гериатрического центра ГБУ Республики Саха
(Якутия) «Республиканская больница ʋ3» в г. Якутске,
- Республиканская детская клиническая инфекционная больница
г.Якутске,
- Вторая
очередь
республиканского
противотуберкулезного
диспансера в г.Якутске,
- Поликлиника ʋ5 в 114 квартале г. Якутска,
- Вторая очередь Цирка в г. Якутске,
- Комплекс Якутского коммунально-строительного техникума в
г.Якутске.
Продовольственное обеспечение Якутской столичной агломерации
сформируется за счет создания агропояса, включающего сельские
территории городского округа и улусы, расположенные в пределах
полуторачасовой автотранспортной доступности.
Реализация проактивной политики обеспечит создание гармоничной,
благоустроенной и комфортной городской среды путем эффективного
городского планирования.
Опережающая миграция в Якутскую агломерацию является
существенным риском пространственного развития республики. Для
нивелирования рисков будут создаваться условия для развития
85
существующих и формирования новых опорных точек роста, в том числе в
г.Мирный, г.Нерюнгри, г.Алдан, г.Ленск, г.Покровск, а также закрепления
населения в сельской местности.
Мирнинская алмазная провинция
Сформированный в Западной экономической зоне центр алмазодобычи
с прогнозным потенциалом перспективных территорий оценивающимся в 2,3
млрд карат, открывает возможности дальнейшего развития Мирнинской
алмазной провинции с центром в г. Мирный.
Перспективное развитие Мирнинской алмазной провинции будет
формироваться как активный элемент
- точка роста поляризованного
пространственного развития Республики Саха (Якутия) - "Алмазная столица
Республики Саха
(Якутия)", что предполагает создание на данной
территории центров развития социальной, жилищной, коммунальной,
транспортной инфраструктуры республиканского значения по мощности и
качеству, не уступающим Якутской столичной агломерации.
В зону активного развития Мирнинской алмазной провинции будут
интегрированы вилюйская группа улусов
- Сунтарский, Нюрбинский,
Верхневилюйский и Вилюйский муниципальные районы, а также
арктические Оленекский и Анабарский муниципальные районы. Точками
роста Мирнинской алмазной провинции станут города Нюрба и Удачный,
поселок Айхал и село Сунтар.
В целях повышения качества жизни населения Мирнинской алмазной
провинции, а также Ленского района в г. Мирный будет обеспечена
доступность высокотехнологичной медицинской помощи и качественного
высшего образования. Для обеспечения межрайонной и региональной
транспортной доступности в качестве основных инфраструктурных проектов
планируется строительство нового аэропорта в г. Мирный, реконструкция
аэропортовой сети и развитие малой авиации, строительство автодорог
«Вилюй» и
«Анабар». Продолжится обеспечение высокоскоростными
коммуникациями населенных пунктов Западной Якутии. Получит развитие
промышленность строительных материалов в г. Мирный, г. Удачный и п.
Айхал, развитие Кемпендяйского кластера, создание туристического
комплекса
«Алмазное приполярье». Планируется интенсивное развитие
агропромышленного комплекса, с организацией производства и закупок,
переработки сельскохозяйственной и промысловой продукции всех
муниципальных районов, интегрированных в Мирнинскую алмазную
провинцию.
86
Перспективным направлением является размещение Мега-ЦОД в
Мирнинском районе, чему способствует климатический фактор (наличие
вечной мерзлоты) и наличие избыточных генерирующих мощностей ГЭС.
Будет прорабатываться проект добычи лития на алмазных
месторождениях в г. Удачный Мирнинского района на основе использования
дренажных рассолов Удачнинского ГОКа.
Миграционная политика в отношении Мирнинской алмазной
провинции будет направлена на закрепление населения, формирование
устойчивого направления трудовой мобильности из сельской местности в
промышленные территории путем создания условий для ускоренного
строительства благоустроенного жилья, объектов социальной сферы,
реконструкции коммунального хозяйства в среднесрочной перспективе на
принципах государственно-частного партнёрства, развития товарного
производства агропромышленного комплекса, сохранения и восстановления
природной среды, обеспечивающей экологическую безопасность населения,
повышения надежности энергоснабжения, повышения транспортной
доступности населенных пунктов, развитие сферы услуг и торговли.
Ленский промышленно-инфраструктурный узел
Возможности газовых месторождений Западной Якутии позволяют
сформировать в Ленском районе Якутский центр нефтегазодобычи со
строительством
магистральных
газопроводов
и
развитием
перерабатывающих отраслей, ориентированных на внешние поставки.
Разработка нефтегазовых месторождений Ленского и Мирнинского
районов обуславливает создание крупного нефтегазового промышленного
комплекса в Западной экономической зоне, который будет способствовать
формированию устойчивых диверсифицированных экономических связей
между районами Западной Якутии.
Ленский промышленно-инфраструктурный узел на Якутском центре
нефтегазодобычи будет формироваться как активный элемент - точка роста
поляризованного пространственного развития Республики Саха (Якутия), что
предполагает опережающее строительство объектов социальной, жилищной,
коммунальной, транспортной инфраструктуры республиканского значения.
В строительство
объектов
обустройства
Чаяндинского
нефтегазоконденсатного
месторождения
входит
строительство
внутрипромысловой автодороги с твердым покрытием,
10 мостов через
водные преграды, речного грузового причала в поселке Пеледуй, установки
по подготовке нефти, комплекс очистных сооружений и водозабор,
установки комплексной подготовки газа.
87
С реализацией проекта строительства магистрального газопровода
«Сила Сибири» планируется ввод более
2,7 тыс. км магистральных
газопроводов,
1,7 тыс. км газопроводов-отводов, межпоселковых
газопроводов протяженностью 1,5 тыс. км, что позволит газифицировать
Ленский, Олекминский, Алданский и Нерюнгинский районы.
Наличие лесосырьевой базы и лесовозных дорог способствует
формированию в Ленском районе высокоэффективного и рентабельного
производства, включающего в себя полный цикл лесозаготовительных и
лесовосстановительных работ.
Планируется развитие транспортной инфраструктуры: строительство
автодорог
«Ленск-Витим-Толон»,
«Томмот-Белькачи-Усть-Миль», в
перспективе строительство железнодорожной линии
«Лена-Непа-Ленск».
Продолжится обеспечение высокоскоростными коммуникациями
(ВОЛС)
населенных пунктов Западной Якутии.
Вкупе с развитием промышленности, Ленского промышленно-
инфраструктурного узла, транспортного сообщения
(строительство
автомобильной дороги
«Умнас», железнодорожной линии Хани
-
Олекминск) получит развитие Олекминский район, как новая точка роста,
выполняющая транзитные функции, а также центр агропромышленного и
лесопромышленного производства.
На базе агропромышленного потенциала Олекминского района будут
созданы высокотехнологичное и высокотоварное производство и
переработка сельскохозяйственной продукции на кластерной основе, а также
путем установления интеграционных основ развития агрохолдинговых форм
хозяйствования.
Развитие транспортной инфраструктуры обеспечит круглогодичный
наземный доступ к удаленным территориям, богатым полезными
ископаемыми в Олекминском районе.
Нерюнгринский угольный бассейн
Ведущей отраслью специализации Южной Якутии в прогнозируемый
период остается добыча угля. Основными инвестиционными проектами
являются ГОК «Инаглинский» (добыча коксующегося угля и производство
высококачественного коксующегося концентрата), ГОК
«Денисовский»,
Эльгинский угольный комплекс.
Обеспеченность действующих угледобывающих предприятий
разведанными запасами достаточно высока и в целом по Якутии, и по
каждому предприятию в отдельности.
С освоением месторождений графита на территории Нерюнгринского
района в 2020-2035 годах планируются горные производства по добыче
88
графита на территории Якутии, что существенно повысит экспортный
потенциал и будет способствовать созданию в Якутии инновационных
производств и нанотехнологий.
Планируется освоение железорудных месторождений, расположенных
на границе Алданского и Нерюнгринского районов.
Планируется создание территории опережающего социально-
экономического развития
«Развитие Южной Якутии» для формирования
производств по глубокой переработке природных ресурсов.
Город Нерюнгри, учитывая его круглогодичную транспортную
доступность, относительно низкие издержки производства и строительства,
будет формироваться как активный элемент поляризованного
пространственного развития Республики Саха (Якутия) - Южная столица
Республики Саха (Якутия) - центр притяжения населения, что предполагает
создание центров развития социальной, жилищной, коммунальной,
транспортной инфраструктуры республиканского значения по мощности и
качеству, не уступающим Якутской столичной агломерации.
4.1.2. Создание новых опорных точек роста
З-2.1.2. Создание новых опорных точек роста: развитие Алданской
горнопромышленной провинции и Восточной горнорудной провинции.
Алданская горнопромышленная провинция
Алданская горнопромышленная провинция формируется на базе
освоения месторождений золота, апатитов, железных руд, редких металлов с
центром в городе Алдан. С развитием Алданской горнопромышленной
провинции возможно планомерное формирование второго промышленного
центра Алданского района в городе Томмот.
Планируется увеличение производственных мощностей действующих
золотодобывающих предприятий, работающих на территории Алданского
района, лицензирование и освоение золоторудных месторождений,
находящихся в нераспределенном фонде недр, увеличение производственных
мощностей на погребенной россыпи р. Бол. Куранах.
Планируется создание крупного горно-химического производства
минеральных удобрений с мощностью
3,57 млн. тонн апатитового
концентрата в год на базе освоения Селигдарского месторождения
апатитовых руд.
Кроме того, планируется строительство производственного комплекса
для переработки углеводородов в г. Алдан. Строительство
нефтеперерабатывающего завода проектной мощностью
2 млн. тонн по
сырой нефти в год с глубиной переработки до 95% и с выходом светлых
нефтепродуктов до
83% обеспечит производство битума, автобензина,
89
дизтоплива, реактивного топлива, котельного и судового топлива, серы,
сжиженных газов, топливного газа.
Перспективной отраслью Алданского района будет лесопереработка
(организация заготовки и переработки деловой древесины, производство
выпуска ДСП и ЛДСП).
Ключевую роль в экономическом развитии Алданской
горнопромышленной провинции и всей Южной Якутии играет транспортная
инфраструктура (железная дорога Тында - Беркакит - Томмот - (Якутск) и
федеральная автодорога «Лена»), обеспечивающая постоянную надежную
связь с другими регионами страны и для освоения ресурсов макрорайона.
Восточная горнорудная провинция
Развитие горнодобывающей промышленности в восточной части
Якутии определяет создание Восточной горнорудной провинции,
включающей в себя территории Усть-Майского, Томпонского и
Оймяконского муниципальных районов. Планируется реализация проекта
«Комплексное развитие Томпонского горнопромышленного района»,
основанного на освоении Нежданинского месторождения золота, Верхне-
Менкеченского полиметаллического месторождения и строительства
Джебарико-Хаинской угольной электростанции и высоковольтной линии
электропередач на участке Хандыга-Нежданинское с отпайкой на Верхне-
Менкеченское серебряно-полиметаллическое месторождение.
Ключевым вопросом реализации намеченных крупномасштабных
инвестиционных проектов является развитие инфраструктуры, прежде всего
электроэнергетики и транспорта. В связи с долгосрочными перспективами
продолжения железной дороги до Магадана и далее на восток и реализацией
ряда других инфраструктурных проектов, целесообразно формирование
нового транспортно-промышленного и горнопромышленного кластера с
центром в п. Хандыга.
4.1.3. Развитие сельских территорий
З-2.1.3. Развитие сельских территорий путем формирования
опорной сети сельских населенных пунктов и эффективного управления
В республике более 35% населения проживает в сельской местности,
при этом сельским территориям свойственны высокий уровень безработицы,
транспортная и энергетическая труднодоступность, слабое обеспечение или
отсутствие благоустройства и инертность жилищного строительства,
неразвитость социально-культурных и досуговых услуг.
Пространственное развитие сельских территорий предполагает
реализацию комплекса мероприятий направленных на постепенное
90
выравнивание условий для городского и сельского населения, а также
эффективное функционирование муниципального управления сельскими
территориями, в том числе путем:
повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности и
доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
обеспечения круглогодичной транспортной доступностью;
стимулирования инвестиционной активности в агропромышленном
комплексе, в том числе создания благоприятных инфраструктурных условий
в сельской местности;
формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу
жизни.
Повышение роли и развитие сельских территорий во многом зависит от
улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской
местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного
использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления
высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового
обеспечения сельскохозяйственной отрасли.
В современных условиях развитие народных промыслов имеет
несомненные преимущества при относительно небольших капитальных
вложениях при организации и функционировании производства.
Значимой составляющей является также этнографический туризм, в
том числе сельский, экологический, культурный туризм. В частности,
создание этнографических комплексов под открытым небом с воссозданным
бытом и традициями народов Севера, сувенирными лавками, различными
программами обучения ремеслам, участия в традиционных обрядах и
праздниках, дегустации национальных блюд.
Целесообразно развивать местные строительные организации и
строительную индустрию местных строительных материалов, что позволит
экономить на стоимости возводимых объектов, создать новые рабочие места
в сельской местности и повысить налоговую базу сельских поселений.
Территориальное планирование будет базироваться на реализации
следующих направлений развития сельских населенных пунктов:
«Эффективное селоª - развитие крупных перспективных поселений,
которые помимо своей роли в системе расселения, характера застройки и
других общих для всех поселений признаков, подразделяются по
функциональному профилю на сельскохозяйственные, производственные и
другие. Данные поселения относятся к территориям активного развития, в
них создаются агропромышленные производственные кластеры.
«Экологическая деревняª
- сельские поселения с численностью
населения до
1000 человек, создаваемые для организации экологически
91
чистого пространства для жизни людей с сохранением традиционного уклада
жизни селян, развития эко-туризма, народных промыслов, звероводства,
охоты, сбора дикоросов и экстенсивного ведения сельского хозяйства.
«Разумное
укрупнениеª
-
объединение
экономически
несостоятельных сельских поселений с более развитыми муниципальными
образованиями для повышения их экономической эффективности и
муниципально-территориального управления.
«Межмуниципальная кооперация и сотрудничествоª - создание
условий для реализации совместных проектов в рамках взаимовыгодного
сотрудничества и социально-экономического развития.
Условием успешного пространственного развития является
совершенствование существующей системы муниципального устройства и
территориальной организации местного самоуправления.
Необходима реформа органов местного самоуправления:
- сжатие небольших муниципальных образований;
- управление администрациями муниципальных районов и районных
центров путем слияния;
- преобразование сельских поселений в городские поселения
(урбанизация) на относительно компактных территориях с учетом
демографического и экономического роста.
Концепция разумного расселения предполагает в течение трёх-пяти лет
запустить ряд инвестиционных проектов, результаты которых в виде
налоговых поступлений должны не только снизить дотационность
объединенной территории, но и создать рабочие места и существенно
улучшить уровень жизни населения.
Агропояс Якутской столичной агломерации
Центральной экономической зоне с высокой плотностью населения и
большими объемами потребления параллельно с традиционными отраслями
животноводства предстоит усилить специализацию развития скороспелых
отраслей животноводства, пищевой промышленности с глубокой
переработкой сырья и выпуском новых видов продукции с улучшенными
вкусовыми качествами. Создание вокруг Якутской столичной агломерации
агропояса включает в себя пригороды Якутска, Намский, Горный,
Хангаласский и Кобяйский улусы. Транспортная доступность и
сельскохозяйственная специализация муниципальных образований в полной
мере обеспечат продовольственную безопасность населения города Якутска.
К
2030 году обеспеченность Якутской столичной агломерации
основной сельскохозяйственной продукцией составит порядка 73%, в том
числе до 100% обеспеченность будет достигнута по яйцу и картофелю.
92
Агропромышленная зона «Заречьеª
В состав агропромышленной зоны «Заречье» включены территории
Амгинского, Мегино-Кангаласского, Таттинского, Усть-Алданского и
Чурапчинского
муниципальных
районов
с
традиционным
сельскохозяйственным
укладом
жизнедеятельности,
в
которых
предполагается формирование агропромышленных производственных
кластеров с полным технологическим циклом процессов от производства до
переработки сырья и реализации готовой продукции. Каждому
муниципальному району агропромышленной зоны
«Заречье» присуще
агрокластерное развитие с применением согласованных производственно-
сбытовых программ и развитие кооперации.
Вилюйская агропромышленная зона
Реализация крупных инвестиционных проектов в Западной Якутии
должна стать основой для технологического прорыва аграрного сектора
Вилюйской
агропромышленной
зоны,
которая
представлена
сельскохозяйственными предприятиями Вилюйского, Верхневилюйского,
Нюрбинского и Сунтарского районов.
Интенсификация вилюйской агропромышленной зоны к 2030 году
обеспечит продовольственную безопасность Мирнинского и Ленского
районов по мясу, молоку и яйцу.
Кемпендяйский кластер
Кемпендяйский
минерально-сырьевой
кластер
планируется
организовать на территории Сунтарского района на базе с. Кемпендяй.
Проекты развития Кемпендяйского кластера целесообразно реализовать на
основе разработки месторождений бурого угля и цеолитов, включая
организацию производства брикетного топлива.
Также Кемпендяйский кластер включает в себя организацию
производства гранулированного пеностекла из цеолитов; реализацию плана
по расширению функционирования санатория-профилактория в селе
Кемпендяй; глубокую переработку цеолита для производства товаров
народного потребления и сельскохозяйственного назначения; организацию
производств по брикетированию бурых углей, добычу соли и производство
поваренной соли.
93
4.1.4. Развитие монопрофильных поселений
З-2.1.4. Реализация поливариантного развития монопрофильных
поселений
- притяжение к опорным точкам пространственного
развития или преобразование в сельские территории.
Поддержка развития монопрофильных населенных пунктов
-
исключительно актуальна для Республики Саха
(Якутия). Более сотни
городов, поселков городского типа и сел республики могут быть признаны
монопрофильными по структуре своей экономики, их современное
депрессивное состояние сегодня означает реальный вычет из показателей
экономического роста всей республиканской экономики.
Система
государственного
регулирования
монопрофильных
населенных пунктов включает следующие меры:
признание государственной поддержки в качестве необходимого
условия подъема кризисных и депрессивных регионов еще на стадии
благополучного, стабильного развития;
реализация государственных программ поддержки малого и среднего
бизнеса и программ переобучения работников градообразующих
предприятий;
применение механизмов государственно-частного партнерства;
решение приоритетных социальных проблем за счет создания новых
рабочих мест высокой квалификации для местных кадров, создание барьеров
для снижения уровня доходов населения, развитие социальной
инфраструктуры.
Для
улучшения
социально-экономического
положения
монопрофильных населенных пунктов Республики Саха
(Якутия) и
обеспечения их устойчивого развития необходимо реализовать ряд
комплексных задач:
создание институциональных условий реструктуризации
производственного сектора монопрофильных населенных пунктов;
стимулирование коллективного инновационного поиска
монопрофильных населенных пунктов на базе межмуниципального
сотрудничества;
экономическая диверсификация производственного сектора
монопрофильных населенных пунктов;
стимулирование
инвестиционной
деятельности
на
муниципальном уровне в монопрофильном населенном пункте;
частичная оптимизация рынка труда в монопрофильных
населенных пунктах.
Организационные меры государственной поддержки должны
проводиться поэтапно:
94
Во-первых, необходимо создать институциональные условия для
решения ключевых проблем монопрофильных поселений, т.е. каркас новой
системы государственной поддержки монопрофильных поселений
Республики для постепенного создания элементов новой промышленной
политики в отношении монопрофильных населенных пунктов.
Второй этап будет преимущественно сконцентрирован на
мероприятиях в местной производственной системе монопрофильного
поселения - модернизации градообразующего предприятия и активизации
местного производственного бизнеса. Главная задача этого этапа
-
обеспечить системное единство и плотное взаимодействие всех, крупных и
малых, субъектов местной производственной системы монопрофильного
населенного пункта Республики Саха (Якутия).
Приоритетная задача третьего этапа - реализация якорных проектов
диверсификации производственного сектора монопрофильного поселения.
Непременный атрибут проекта - черты новшества - производство нового для
местной и региональной экономики средства производства, товара или
деловой услуги.
4.1.5. Развитие Арктической зоны
З-2.1.5. Создание условий для повышения уровня жизни на
арктических территориях Республики Саха (Якутия).
Устойчивое развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия)
опирается на:
развитие традиционных отраслей экономики Севера: оленеводства и
рыболовства с созданием на их основе перерабатывающих производств,
охотничьего промысла;
продуманную и экономически обоснованную схему расселения;
внедрение новых технологий строительства, связи, коммунальной,
энергетической и транспортной инфраструктур, позволяющих в перспективе
сократить издержки как частного, так и бюджетного сектора;
государственной
поддержке,
обеспечивающей транспортную
доступность, энергетическую безопасность, оптимальные жилищные условия
и региональные социальные стандарты в здравоохранении и образовании;
в перспективе на создание инфраструктуры Северного морского пути и
освоение крупных месторождений полезных ископаемых.
Хозяйственное освоение арктических и северных районов Республики
Саха (Якутия) будет строиться на следующих принципах:
воспроизводства и наращивания минерально-сырьевой базы;
максимального природосбережения: учитывая хрупкость природной
среды арктических и северных районов, при ее освоении должны
95
выполняться наиболее жесткие природоохранные и экологические нормы и
использоваться наиболее эффективные природосберегающие технологии;
создания условий населению для жизнеобеспечения и удовлетворения
основных социально-бытовых и культурных потребностей;
сохранения исконной среды обитания, традиционного образа жизни и
культурных ценностей коренных народов Севера.
Арктическая зона Республики Саха (Якутия) неотъемлемо связана с
перспективами развития Арктической зоны Российской Федерации. В свете
активизации Арктического вектора развития страны, развитию Республики
Саха (Якутия) Якутии и смежных территорий будет уделяться повышенное
внимание путем реализации политики особого хозяйственного освоения
территорий.
В соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской
Федерации предусмотрено комплексное социально-экономическое развитие
Арктической зоны Российской Федерации, которое предусматривает
совершенствование системы государственного управления социально-
экономическим развитием Арктической зоны, улучшение качества жизни
коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в
Арктике, развитие ресурсной базы Арктической зоны за счет использования
перспективных технологий, модернизации и развития инфраструктуры
арктической транспортной системы, современной информационно-
телекоммуникационной инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса.
В целях нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с
созданием и обеспечением функционирования «опорных зон», установления
механизмов льготирования и поддержки арктических проектов, в рамках
федерального закона
«О развитии Арктической зоны Российской
Федерации)» требуется дополнительное включение 8 районов Республики
Саха (Якутия), в том числе Абыйского, Верхнеколымского, Верхоянского,
Жиганского, Момского, Оленекского, Среднеколымского, Эвено-
Бытантайского районов, в состав сухопутных территорий Арктической зоны
Российской Федерации.
На федеральном уровне критериями отнесения территорий к
Арктической зоне Российской Федерации являются базовые (стратегическая
значимость для обеспечения национальной безопасности, единство
природно-хозяйственных систем, устойчивая экономическая связь с
Северным морским путем) и дополнительные
(географические,
гидрографические, природно-климатические, социально-экономические,
инфраструктурные, демографические и природно-экологические).
При этом учитывается "бассейновый подход" к специализации и
развитию территорий. Объединяющим признаком и конкурентным
96
преимуществом всех регионов Арктической зоны Республики Саха (Якутия)
является их выход к Северному Ледовитому океану с системой впадающих в
него арктических рек Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма. Улусы,
расположенные в бассейнах данных рек, образуют естественные единые
природно-хозяйственные комплексы. Их единство обусловлено схемой
"северного завоза" грузов, логистикой вывоза и оборота продукции.
В целях совершенствования «северного» законодательства необходимо
определение южной границы Арктической зоны Российской Федерации с
учетом географического расположения районов относительно линии
Северного полярного круга (66о33" широты) и с учетом Федерального закона
Российской Федерации от
6 октября
2003 года ʋ131-ФЗ
«Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Включение всех 13 арктических и северных районов Республики Саха
(Якутия) в состав Арктической зоны Российской Федерации обусловлено
необходимостью совместного взаимодействия всех заинтересованных сторон
в обеспечении национальной безопасности на северных рубежах страны, в
том числе в части строительства морского порта двойного назначения Тикси,
развития аэропортовой инфраструктуры, создания комплексных аварийно-
спасательных центров и т.д.
Перспективы развития арктической (северной) Якутии, прежде всего,
связаны с развитием науки и технологий, началом интенсивного
геологического изучения Арктического шельфа, возобновлением и развитием
системы Северного морского пути, усилением международного
сотрудничества в Арктике.
Республика Саха (Якутия) - научная база фундаментального и
прикладного изучения Арктики мирового уровня. Имеющаяся научная
основа в лице Северо-Восточного федерального университета им. М.К.
Аммосова, институтов Якутского научного центра Сибирского отделения
Российской академии наук позволит создать научную площадку мирового
уровня и занять лидерские позиции в изучении Арктики и Севера.
Поселок Тикси сформируется как опорный пункт создания системы
устойчивого развития Северного морского пути и база фундаментального
научного изучения Арктической зоны Российской Федерации.
Правительством Республики Саха
(Якутия) совместно с ЯНЦ СО РАН
инициируется создание в поселке Тикси Федерального арктического
научного центра.
Также на территории Якутии в период с
2016 по
2020 годы
планируется проведение комплексной научной экспедиции РАН, основной
целью которой является - научное сопровождение комплексного развития
97
Якутии как уникального региона
- объекта государственной политики
России в Арктической зоне и на Дальнем Востоке.
Результатом деятельности экспедиции станут научные рекомендации
по реализации государственной политики Российской Федерации, развитию
человеческого потенциала Якутии как региона нового развития.
С реализацией проектов Северо-Якутской опорной зоны развития
(СЯОЗ) предполагается начало интенсивного геологического изучения
Арктического шельфа. Реализация крупных инвестиционных проектов
промышленного освоения и обеспечивающей инфраструктуры СЯОЗ будет
синхронизирована с возобновлением и развитием системы Северного
морского пути, что послужит толчком для полномасштабного освоения
Арктики путем создания новых рабочих мест, организации новых
производств, увеличения объема ВРП, притока экономически активного
населения с дальнейшим закреплением на местах, увеличения доли
собственных доходов местных бюджетов.
С учетом особенностей специализации опорных зон Арктической зоны
Российской Федерации, выгодного экономико-географического, и в первую
очередь транспортно-географического положения, развитие Колымских
муниципальных
районов
(Нижнеколымский,
Среднеколымский,
Верхнеколымский районы) сопряжено с формированием и развитием
Чукотской опорной зоны Арктической зоны Российской Федерации, в
результате которого дополнительный экономический эффект получат
размещенные в этих агломерациях производства. Концепцией формирования
Северо-Якутской опорной зоны предусматриваются проекты на территории
Республики Саха
(Якутия), обеспечивающие эффективное формирование
Чаун-Билибинского энергоузла, входящего в Чукотскую опорную зону.
Опорные точки роста будут представлены тринадцатью районными
центрами арктических и северных районов, в которых будет сформирована
оптимальная система социальной, жилищной и коммунальной
инфраструктуры с учетом перспективной численности муниципальных
образований и необходимости обеспечения качества жизни населения. Будет
внедряться передовой опыт северных стран, технологии энергосбережения и
автономного обеспечения.
Приоритетным направлением организации оказания медицинской
помощи населению Арктики станет расширение возможностей санитарной
авиации (использование новых моделей авиатранспорта, применение новых
подходов по маршрутизации санитарных рейсов, открытие филиала ГБУ
РС(Я) «Республиканский центр медицины катастроф» в п. Тикси Булунского
района с дополнительным обслуживанием близлежащих районов
(Анабарский, Аллаиховский, Усть-Янский). Немаловажным направлением
98
деятельности по обеспечению доступности первичной медицинской помощи
станет ликвидация к 2020 году ветхих и аварийных ФАПов в Арктике путем
применения технологий модульного строительства.
В целях повышения качества образования в местах компактного
проживания коренных малочисленных народов Севера реализуются целевые
проекты:
«Кочевая школа»,
«Учителя Арктики»,
«Международный
Арктический центр культуры и искусства». Также для этих целей разработан
проект
«Международная Арктическая школа». Проекты направлены на
обеспечение учебного процесса с учетом этнокультурных особенностей,
обеспечивающих условия для сохранения, изучения и развития исчезающих
языков, культур и традиций коренных малочисленных народов Севера,
улучшение материально-технической базы учреждений образования,
создание доступного дополнительного образования для детей, усиление
психолого-педагогической
и
медико-социальной
помощи,
совершенствование профориентационной работы, целевую подготовку и
обеспечение педагогическими кадрами и др.
Организация доступа к сети Интернет для обеспечения населения на
территории арктических и северных районов будет осуществлена с помощью
спутниковых ресурсов на использовании технологии беспроводного
широкополосного доступа
(Wi-Fi), охват к
2030 году составит
95% с
пропускной способностью до 5 Мбит/сек.
Ведущими направлениями сельского хозяйства останутся
традиционные отрасли как северное (домашнее) оленеводство, рыболовство
и пушной промысел. Данные отрасли будут поддерживаться как на
федеральном, так и на республиканском и муниципальном уровнях на основе
законодательного закрепления механизмов оказания государственной
поддержки традиционных отраслей коренных народов Севера.
Развитие традиционных отраслей коренных народов Севера будет
основываться на комплексном внедрении инноваций путем создания
комплексов глубокой переработки и товарного производства продуктов
оленеводства и рыболовства в районных центрах. Также в целях сохранения
местных пород сельскохозяйственных животных будут развиваться
скотоводство и табунное коневодство.
Развитие предпринимательства и арктического туризма, создание
мелкотоварного производства, художественных промыслов, включая сбор
мамонтовой кости и производство изделий из нее, производство изделий из
мамонтовой кости, традиционные виды природопользования, переработка
сельскохозяйственной продукции станут основой экономики большинства
небольших населенных пунктов, обеспечивающей укрепление занятости и
самозанятости коренного населения.
99

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..