СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 3

 

  Главная      Книги - Разные     СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 3

 

 

строительство Международной Арктической школы;
строительство Специализированного центра компетенций,
аккредитованного по требованиям WorldSkills International, с современными
учебно-тренировочными полигонами.
З-1.4.3.
Развивать систему национального
(этнокультурного)
образования:
совершенствование нормативного правового
обеспечения
национального (этнокультурного) образования;
формирование кадрового резерва педагогических работников с
родным языком обучения;
создание оптимальных условий для сохранения сети
образовательных организаций, классов, групп с родным языком обучения и
воспитания в муниципальных районах, городских округах;
разработка учебников и учебных пособий нового поколения,
обеспечивающих учет национальных, этнокультурных и иных особенностей
Республики Саха (Якутия), внедрение в образовательный процесс.
З-1.4.4.
Сформировать
открытое
профессиональное
образовательное пространство, ориентированное на подготовку
конкурентоспособного человека труда:
внедрение новых профессий, требующих высокой квалификации
(сложные профессии с творческим компонентом), пришедших взамен
«профессий-пенсионеров» в связи с автоматизацией производства и
конкуренцией на рынке труда;
создание условий для приобретения и повышения человеком общих,
профессиональных и надпрофессиональных компетенций в течение всей
жизни, в том числе формирование
«портфеля компетенций» по
информационным
коммуникациям,
иностранным
языкам,
предпринимательству и экологии;
развитие системы инклюзивного образования;
совершенствование системы подготовки и переподготовка
руководящих и педагогических кадров для достижения нового качества
образования;
совершенствование механизмов реализации образовательных
программ, отвечающих требованиям международных стандартов и
практикоориентированных подходов;
развитие инфраструктуры и материально-технической базы
образовательных организаций среднего профессионального образования,
отвечающей вызовам времени, креативной экономики;
40
развитие высших образовательных организаций как базовых
образовательных площадок Северо-Востока России, конкурентоспособных
на мировом рынке образовательных и исследовательских услуг.
З-1.4.5. Создать современную цифровую образовательную среду:
создание электронной платформы персонифицированного обучения
школьников;
создание условий для системного повышения качества и расширения
возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан;
создание специализированных сетевых ресурсов, встроенных в
университетские программы, обеспечивающие открытый доступ к
качественным образовательным платформам, погружённость онлайн-курса в
формальный образовательный процесс;
создание единого информационно-образовательного пространства
системы среднего профессионального образования(онлайн-образование).
З-1.4.6.
Создать условия для приобретения и повышения
человеком профессиональных компетенций в течение всей жизни:
создание единого образовательного пространства, ориентированного
на индивидуализацию профессионального образования;
создание мобильной сети образовательных организаций,
обеспечивающих потребности человека, общества и инновационной
экономики Якутии;
создание условий для самообразования и всестороннего развития
личности.
Проекты:
«Детский сад без границ»
-
создание пространства для
индивидуального образовательного маршрута ребенка с учетом склонностей,
интересов детей, потребностей родителей (З-1.4.1);
«Интеграция общего, дополнительного и среднего профессионального
образования»
-
интеграция организаций общего, дополнительного,
профессионального образования в целях реализации индивидуальных
образовательных программ обучающихся (З-1.4.1);
«Международная Арктическая школа» - реализация образовательной
программы международного бакалавриата для детей Сибири, Дальнего
Востока России и стран Арктического региона (З-1.4.2);
«Малая академия наукª - выявление, развитие и совершенствование
интеллектуально одаренных детей, вовлечение их в научно-
исследовательскую и инновационную деятельность с целью воспитания
интеллектуального поколения якутян, способного привести Республику Саха
41
(Якутия) к достижению мирового уровня в социально-политической жизни,
экономике, науке, образовании и культуре и др. (З-1.4.1);
«Международные интеллектуальные
игры»
-
проведение
международного научного форума, направленного на развитие научного и
технического творчества детей и молодежи, развитие системы
государственной поддержки выявления и поиска одаренных детей и
молодежи, дальнейшего укрепления международного сотрудничества
Республики Саха (Якутия) со странами Азии (З-1.4.1);
«Педагог Открытой школы»
- обеспечение условий для развития
кадрового потенциала, осуществляемое на комплексной основе,
объединяющей новые подходы в подготовке, повышении квалификации на
принципах практикоориентированности и сетевого взаимодействия
организаций общего и профессионального образования. Деятельность
системы дополнительного профессионального образования, включающей
адресные формы повышения квалификации, реализацию индивидуальных
образовательных программ повышения квалификации каждого педагога (З-
1.4.3.);
«Техногородок
«Юные Якутяне»
-
развитие сферы научно-
технического творчества детей, создание условий для формирования научно-
исследовательской, научно-технической, проектной, поисковой деятельности
школьников (З-1.4.2.);
«МАСТЕР (мини-,
-юниор,
-профи и т.п.)»
- внедрение новой
эффективной модели дополнительного образования детей и взрослых в
Республике Саха (Якутия) для формирования системы развития прикладных
навыков, технических способностей детей и взрослых с целью
мотивирования, популяризации рабочих, технических и инженерных
профессий, создания условий для кадрового обеспечения отраслей
промышленности и производства (З-1.4.6);
«Рабочие кадры для передовых технологий в Республике Саха
(Якутия)»
- создание конкурентоспособной системы среднего
профессионального
образования,
обеспечивающей
подготовку
высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с
современными стандартами и передовыми технологиями (З-1.4.4, 1.4.2);
«Рабочая элита»
- создание нового имиджа человека труда путем
популяризации рабочих профессий, проведения чемпионатов, конкурсов и
олимпиад
профессионального
мастерства;
подготовка
высококвалифицированных рабочих кадров в соответствии с
международными стандартами по сетевой форме реализации
образовательных программ; поддержка талантливой молодежи (З-1.4.4, 1.4.6,
1.4.2);
42
«ИТ-техникум» - создание единого информационно-образовательного
пространства системы среднего профессионального образования,
направленного на ресурсное обеспечение сетевого взаимодействия
профессиональных образовательных организаций и поддержание высокой
скорости профессионально-ориентированного информационного трансфера
образовательных услуг (З-1.4.5).
Ожидаемые результаты:
доля
выпускников
государственных
(муниципальных)
общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем (полном)
общем образовании - до 98% (З-1.4.1);
отношение численности детей в возрасте от
2 мес. до
3 лет,
получающих дошкольное образование к сумме численности детей в возрасте
от 2 мес. до 3 лет, получающих дошкольное образование и численности
детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, находящихся в очереди на получение
дошкольного образования - до 100% (1.4.1., З-1.4.2.);
доля детей в возрасте от
5 до
18 лет, получающих услуги
дополнительного образования, в общей численности обучающихся в возрасте
5-18 лет - до 90% (З-1.4.1);
доля обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в
соответствии с основными современными требованиями, в общей
численности обучающихся - 100%;
доля
обучающихся
в
государственных
(муниципальных)
общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей
численности обучающихся в государственных
(муниципальных)
общеобразовательных организациях - 100% (З-1.4.2);
доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по индивидуальным
образовательным программам - до 35% (З-1.4.1);
количество призеров заключительного этапа Всероссийской
олимпиады школьников - 20 чел. (З-1.4.1);
доля населения в возрасте от
15 до
19 лет, обучающегося по
программам среднего профессионального образования - 50%;
удельный вес численности выпускников образовательных организаций,
обучавшихся за счет средств государственного бюджета Республики Саха
(Якутия), трудоустроившихся в течение одного года после окончания
обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности
выпускников - 75% (З-1.4.6);
доля образовательных учреждений, обучающих по программам
подготовки для потребностей новой экономики (IT, креативная экономика,
высокотехнологичные производства) - не менее 50% (З-1.4.6).
43
3.5. Инновационное развитие здравоохранения
Развитию системы охраны здоровья в Республике Саха
(Якутия)
традиционно уделяется значительное внимание. Совершенствование системы
здравоохранения Республики Саха (Якутия) осуществляется путем сочетания
основных факторов:
- совершенствование организационной системы, позволяющей
обеспечить оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем
гражданам (в рамках государственных гарантий) и формирование здорового
образа жизни;
- подготовка квалифицированных медицинских кадров, способных
решать задачи, поставленные перед здравоохранением Республики;
- развитие
инфраструктуры
и
ресурсного
обеспечения
здравоохранения, включающее финансовое, материально-техническое и
технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на
основе инновационных подходов и принципа стандартизации.
Реализованы
крупномасштабные
проекты
«Приоритетный
национальный
проект
«Здоровье»,
программа
«Модернизация
здравоохранения Республики Саха (Якутия)». Государственная программа
«Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы»
позволяет поддерживать и обновлять материально-техническую базу
медицинских организаций, создавая условия для внедрения в практику
современных медицинских технологий и, тем самым, повышая доступность и
качество медицинской помощи.
В республике создана трехуровневая система оказания медицинской
помощи. Заложен вектор на рост объемов медицинской помощи. Внедрены
порядки оказания медицинской помощи, критерии качества медицинской
помощи и другие нормативные акты, регламентирующие доступность,
своевременность и качество оказания медицинской помощи. Разработаны
мероприятия по внедрению корпоративных правил вежливого поведения
медицинского работника. Сформирована двухуровневая система изучения
общественного мнения в государственных медицинских организациях.
Профилактика заболеваний, в том числе формирование здорового
образа жизни - важнейший компонент в работе, который направлен на
повышение ответственности населения за собственное здоровье, раннее
выявление заболеваний и поддержание активного долголетия. Наряду с
активной иммунопрофилактикой проводится всеобщая диспансеризация
определенных групп взрослого населения, профилактические осмотры
несовершеннолетних детей, массовые скрининги здоровья населения.
Республиканскими
медицинскими
организациями
накоплен
значительный опыт оказания высокотехнологичной медицинской помощи
44
жителям республики. В повседневную практику вошли современные
высокоинформативные и дорогостоящие технологии: магнитно-резонансная
и рентгенкомпьютерная томография, эндовидеохирургия , микрохирургия,
лазерная хирургия и пр. Все эти технологии остро востребованы в службе
высокотехнологичной медицинской помощи. Отмечено увеличение объемов
высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях
республики в 16 раз по сравнению с 2006 годом. За последние годы освоены
новые виды высокотехнологичной медицинской помощи в офтальмологии,
онкологии,
радиологии,
лучевой
диагностике,
кардиохирургии,
нейрохирургии, микрохирургии, фтизиатрии и в других направлениях,
развивается трансплантологическая служба - в 2016 году впервые выполнены
трансплантации кадаверных почек, печени и роговицы при слепоте.
В республике последовательно реализуется комплекс мер,
направленных на внедрение современных информационных технологий. В
рамках программы модернизации здравоохранения заложены основы
единого информационного пространства здравоохранения - создана единая
региональная медицинская информационная система. В отрасли
функционирует портал
«Электронная регистратура», как основной
информационный ресурс для записи к врачу в электронном виде и доступа
жителей республики в «Личный кабинет». Сервис электронной записи на
прием к врачу также представлен в виде мобильных приложений. В
«Личном кабинете пациента», внедренном в 2015 году, граждане могут
получить доступ к данным электронной медицинской карты: о посещениях
поликлиник, результатах исследований и т.д.
Одним из наиболее важных и действенных путей качественного
повышения эффективности отрасли здравоохранения является внедрение
телемедицинских технологий, создание и развитие телемедицинской
консультативно-диагностической системы на всех уровнях здравоохранения.
Во все районы республики поставлены комплекты оборудования телеЭКГ,
посредством сотовой связи электрокардиограммы передаются в службы
сердечно-сосудистого направления. Успешно функционируют программные
продукты для проведения сеансов видеоконференции и дистанционного
обучения врачей, оказания телемедицинских консультаций.
В системе здравоохранения работает более 4,5 тысяч врачей и более 10
тысяч специалистов со средним медицинским образованием. С 2012 года за
участие в программе «Земский доктор» единовременную компенсационную
выплату в размере 1 млн. рублей получили 449 врачей, направленных на
работу в сельскую местность. Реализуется республиканская программа
«Земский фельдшер» и единовременная компенсационная выплата в размере
1 миллиона рублей врачам психиатрам-наркологам, направляемым в
45
арктические и северные районы. В результате средняя укомплектованность
врачами и средним медицинским персоналом повысилась до 74,1%, в том
числе, в северных районах до 88,5%.
Для улучшения инфраструктуры и ресурсного обеспечения
здравоохранения за период
2010-2015 гг. построены и введены в
эксплуатацию 73 объекта здравоохранения в 29 районах и г. Якутске. По
программе модернизации здравоохранения в медицинские организации
республики поставлено более 3,7 тысяч единиц медицинского оборудования,
что позволило увеличить фондооснащенность медицинских учреждений.
Объем расходов бюджета республики на лекарственное обеспечение
по сравнению с 2011 годом увеличился в 2,5 раза, объем лекарственного
обеспечения льготной категории населения более чем в 6 раз. В населенных
пунктах, где нет аптечных организаций, организована розничная торговля
лекарственными препаратами в амбулаториях, фельдшерских и
фельдшерско-акушерских пунктах в формате аптечных пунктов.
Основные расходы на бесплатное оказание медицинской помощи несет
государство. Основным механизмом планирования и распределения
государственных средств на оказание медицинской помощи, в соответствии с
необходимыми ее объемами, является Программа государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Отмечается улучшение демографической ситуации. Уровень
естественного прироста в республике традиционно превышает показатели по
РФ и ДФО. Сохраняется естественный прирост населения вследствие
превышения уровня рождаемости над смертностью в 2 раза. В 2015 году по
сравнению с 2006 годом естественный прирост населения повысился в 1,8
раз (с 4,7 до 8,6 на 1000 населения) в результате роста рождаемости на 18,8%
(с 14,4 до 17,1 на 1000 населения) и снижения общей смертности на 12,4% (с
9,7 до 8,5 на 1000 населения).
Общая смертность населения республики по сравнению с РФ и ДФО
ниже в 1,5 раза, при этом снижение смертности в республике с 2010 года
идет ускоренными темпами. Основными причинами смертности населения
республики за
2015 год, как и в предыдущие годы, являются болезни
системы кровообращения, внешние причины и новообразования. Показатель
младенческой смертности уменьшился за последние десять лет на 28,3%.
Одним из главных достижений отрасли здравоохранения республики
по итогам
2015 года является увеличение показателя ожидаемой
продолжительности жизни при рождении до
70,29 лет. В динамике
показатель вырос на 4,8 лет в сравнении с 2006 годом.
Климатические и географические особенности Республики Саха
(Якутия), низкая плотность населения и транспортная труднодоступность,
46
недостаточный уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры,
дороговизна транспортных тарифов для оказания специализированной
скорой медицинской помощи - санитарной авиации, и другие факторы
влияют на оказание медицинской помощи.
В государственной программе
«Развитие здравоохранения в
Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» ежегодно предусматривается 1
млрд рублей на организацию санитарной авиации в рамках оказания
специализированной медицинской помощи. Однако рост цен на авиатопливо
и тарифа на авиаперевозку оказывают негативное влияние на объемы
специализированной медицинской помощи в форме авиационной эвакуации.
К 100-летию образования Якутской АССР к 2022 году будут построены
такие крупные объекты как республиканский перинатальный центр,
онкологический диспансер, кардиологический центр, больничные комплексы
в г.Вилюйск, с.Чурапча, поликлиника в с.Амга и другие. Запланирована
модернизация сети первичного звена. В арктических и северных районах
предполагается строительство
7
крупных больничных объектов.
Запланирована модернизация объектов, оказывающих медицинскую
реабилитационную помощь.
В перспективе планируется строительство 11 вертолетных площадок
для развития санавиации.
Ожидаемыми результатами станет не только повышение
удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской
помощи, но и успешное развитие интегральной медицины, направленной на
естественный прирост населения, поддержание здоровья жителей республики
и сохранение активного долголетия.
С учетом анализа текущей ситуации в здравоохранении разработано
целевое видение развития здравоохранения республики, определены
приоритетные направления. Сформулированы задачи, перечень необходимых
мероприятий и ожидаемые результаты состояния здоровья человека
(индикаторы) до 2030 года. Приоритетные проекты разработаны с учетом
общемировых трендов и глобальных сценариев развития медицины.
Цель
(Ц-1.5):
Эффективная
пациентоориентированная
качественная система здравоохранения с использованием достижений
медицинской
науки,
способная
обеспечить
население
профилактической, доступной и специализированной медицинской
помощью.
Задачи и основные мероприятия:
47
З-1.5.1.
Кардинально повысить доступность и качество
медицинской помощи, эффективность предоставления медицинских
услуг, в том числе экстренной медицинской помощи:
- внедрение стандарта поликлиники, устанавливающего требования к
порядку и условиям организации предоставления качественных медицинских
услуг;
-внедрение
проекта
«Вежливое
здравоохранениеª,
предусматривающего
реализацию принципов профессионального
обслуживания, которые обязательны к применению медицинским
персоналом;
- развитие специализированной экстренной медицинской помощи и
медицинской эвакуации
(Санитарной авиации), в том числе создание
многопрофильного медицинского кластера «Экстренная медицина»;
З-1.5.2.
Обеспечить приоритет профилактики в сфере охраны
здоровья населения, совершенствовать первичную медико-санитарную
помощь:
- внедрение иммунизации населения в рамках календаря
профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в целях
снижения показателей инфекционных заболеваний в эндемичных районах,
предупреждения заболеваемости энзоотичными инфекциями и завоза
инфекций с неблагополучных территорий;
- проведение
выездной
лечебно-профилактической
помощи
«Мобильная поликлиникаª и диагностики по принципу «одного дняª для
ранней диагностики заболеваний;
- ранняя диагностика онкологических заболеваний, создание
эффективной системы с расширением использования возможностей
поликлинических подразделений.
З-1.5.3.
Совершенствовать меры по охране здоровья населения,
в том числе системы оказания специализированной медицинской
помощи, увеличив долю оказания высокотехнологичной медицинской
помощи, внедрив инновационные методы, интегрируя возможности
научного сообщества и медицинских организаций для увеличения
ожидаемой продолжительности жизни и активного долголетия:
- создание сети реабилитационных учреждений и технологий «Медико-
реабилитационная модельª;
- разработка и внедрение новых гериатрических моделей для
обеспечения комплексности, доступности и эффективности оказания
медицинской помощи пожилому населению для активного долголетия;
- повышение доступности и качества детской специализированной
помощи (развитие детской и фетальной хирургии, детской кардиохирургии;
48
детской травматологии и ортопедии, повышение эффективности лечения
спастических форм детского церебрального паралича);
- развитие паллиативной медицины, призванной улучшить качество
жизни пациентов с различными нозологическими формами хронических
заболеваний, преимущественно в терминальной стадии развития ситуации,
когда возможности специализированного лечения ограничены или
исчерпаны;
- организация современной высокотехнологичной медицинской помощи,
в том числе внедрение новых методов диагностики и интервенционных
методов при сердечно-сосудистых заболеваниях, по кардиохирургии,
нейрохирургии, онкологии, травматологии и ортопедии, офтальмологии,
оториноларингологии, трансплантации органов и тканей, проведение
установки на сетчатку глаза ультрасовременных имплантатов и др;
- совершенствование вспомогательных репродуктивных технологий
ЭКО
(экстракорпоральное оплодотворение), развитие андрологической
службы);
- развитие специализированной помощи
(внедрение современных
методов лечения пациентов с холодовой травмой; создание
психотерапевтической, развитие наркологической и совершенствование
психиатрической помощи);
-
обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской
диагностики
(лучевой, эндоскопической, функциональной, лабораторной
диагностики);
- лечение индуцированными стволовыми клетками при заболеваниях
крови и других аутоиммунных, генетических заболеваниях;
- развитие персонализированной медицины, основанной на выборе
диагностических,
лечебных и профилактических средств для
индивидуальных особенностей человека;
- развитие геномной медицины, медико-генетического центра по
перспективным направлениям;
- организация медицинского туризма для иностранных граждан.
З-1.5.4.
Повысить престиж медицинских специальностей в
целях
обеспечения
сферы
здравоохранения
высококвалифицированными кадрами с внедрением системы
непрерывного медицинского образования:
- внедрение системы непрерывного медицинского образования
-
повышение квалификации медицинских работников, в том числе
дистанционное обучение;
- повышение престижа медицинских специальностей;
- реализация принципов профессионального обслуживания;
49
- привлечение высококвалифицированных специалистов.
З-1.5.5.
Обеспечить
переход
от
инфраструктурной
информатизации здравоохранения к широкому применению цифровых
технологий в медицине, эффективность и качество телемедицины,
дистанционного мониторирования состояния здоровья:
- организация спутниковых каналов связи в медицинских
организациях и обособленных структурных подразделениях;
- формирование
единого
информационного
пространства
здравоохранения, переход на облачные технологии, переход на электронный
документооборот;
- разработка и сопровождение единого портала здравоохранения;
- развитие телемедицинских технологий направления «врач-врач», в
том числе с применением технологии удаленного присутствия,
«Медицинские телероботы»;
- развитие телемедицинских технологий направления «врач-пациент»
с использованием диагностических микробиодатчиков и мобильных
телеустройств , «Домашняя мобильная телемедицина» ;
- внедрение сервиса Личного кабинета пациента «Мое здоровье» на
портале госуслуг для повышения качества оказываемых услуг гражданам, их
информированности в сфере охраны здоровья, «Модуль здоровья»;
- внедрение новых методов диагностики за счет совершенствования
средств визуализации и лабораторной диагностики.
3-1.5.6. Внедрение системы мониторинга и контроля в сфере
закупок лекарственных препаратов, а также автоматизированной
системы мониторинга движения маркированных лекарственных
препаратов от производителя до конечного потребителя.
- проведение оперативного анализа информации по государственным
закупкам, как на этапе планирования, так и на этапе конкурсных процедур и
электронных аукционов;
-
защита населения от фальсифицированных лекарственных
препаратов.
Проекты:
«Доступное здравоохранение, в том числе развитие санитарной
авиации»
- разработка новых эффективных в условиях республики
современных моделей организации здравоохранения, повышение качества и
результативности оказания медицинских услуг.
Обеспечение
своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам,
проживающим в труднодоступных районах Республики Саха
(Якутия)
(«Развитие санитарной авиации») - внедрение и эффективное использование
50
мобильного авиатранспорта, строительство новых вертолетных площадок,
реализация новых методов маршрутизации авиационной эвакуации (З-1.5.1.);
«Развитие профилактического направления» - внедрение и реализация
новых методов ранней диагностики заболеваний (З-1.5.2.);
«Развитие специализированной медицинской помощи, в том числе
инновационной и высокотехнологичной медицинской помощи» - внедрение
инновационных
методов
лечения,
расширение
возможностей
трансплантологии органов и тканей (З-1.5.3.);
«Высококвалифицированные кадры здравоохранения»
- создание
условий для непрерывного медицинского образования, сохранение и
увеличение кадрового потенциала отрасли (З-1.5.4.);
«Совершенствование процессов организации медицинской помощи на
основе
внедрения
информационных технологий
(«Электронное
здравоохранение») - переход к сервисной модели организации медицинской
помощи с использованием новейших информационных технологий (З-1.5.5.);
«Развитие мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных
препаратов, внедрение автоматизированной системы мониторинга движения
маркированных лекарственных препаратов от производителя до конечного
потребителя» (З-1.5.6.).
Ожидаемые результаты:
удовлетворенность населения медицинской помощью - не ниже 70%
(З-1.5.1, З-1.5.2, З-1.5.3);
удовлетворенность потребности населения в высокотехнологичной
медицинской помощи - до 90% (З-1.5.3);
смертность населения от всех причин - до 7,5 промилле на 1000
населения (З-1.5.1, З-1.5.2, З-1.5.3);
доля аккредитованных специалистов - до 90 % (З-1.5.4).
3.6. Физическая культура и спорт. Здоровый образ жизни.
Физическая культура и спорт являются одним из приоритетов развития
человеческого потенциала, сохранения и укрепления здоровья граждан. По
мере развития общества физическая активность и спорт все шире проникают
во все сферы жизни людей, становятся все более значимой и неотъемлемой
частью жизнедеятельности мировой цивилизации и важнейшим фактором
поддержания и укрепления здоровья людей, совершенствования их культуры,
способом общения, активного проведения досуга, альтернативой вредным
привычкам и пристрастиям.
51
Особое место в республике занимает развитие массовой физической
культуры, детско-юношеского спорта, адаптивной физической культуры и
спорта, национальных видов спорта народов Якутии.
За последние 10 лет (2006-2016 годы) в республике построено более
200 спортивных объектов. В числе крупных спортивных объектов,
отвечающих международным стандартам: Универсальный спортивный
комплекс на 3000 мест - «Триумф», футбольный манеж с искусственным
покрытием на 3000 мест - «Дохсун», плавательный бассейн с ванной 25х50 -
«Чолбон», Центр спортивной подготовки по зимним видам спорта в г. Алдан.
Климатогеографические условия г. Алдан позволяют проводить учебно-
тренировочные сборы спортсменов высшего класса стран Азии,
представителей Дальневосточного федерального округа, сборных команд
Российской Федерации по лыжным гонкам и биатлону.
Наблюдается ежегодное увеличение численности жителей республики,
систематически занимающихся физкультурой и спортом
- с
160,0 тыс.
человек в 2006 году (16,8 % от населения республики) до 286,0 тыс. человек в
2016 году (32,0 % от населения республики). Отмечаются успехи наших
спортсменов, в спорте высоких достижений, способствуя созданию
положительного имиджа республики.
Развитие детско-юношеского спорта
- объект первостепенного
внимания со стороны общества и важное направление государственной
политики в области физической культуры и спорта. По состоянию на 2016
года в республике функционируют 68 детско-юношеских спортивных школ,
из них:
57 ДЮСШ муниципального образования,
11 республиканских
специализированных детско-юношеских спортивных школа Министерства
спорта Республики Саха
(Якутия), в том числе
6 республиканских
специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского
резерва. В целях дальнейшего развития детско-юношеского спорта и
конкурентоспособности юных спортсменов республики на всероссийских,
международных соревнованиях,
создана
сеть
республиканских
специализированные детско-юношеских спортивных школ. В целях
повышения эффективной работы по развитию детско-юношеского спорта,
совершенствования системы подготовки спортивного резерва и оздоровления
детей республики создано Управление детско-юношеского спорта и
подготовки спортивного резерва.
В целях реализации доктрины здорового образа жизни в республике и
пропаганды олимпийского движения среди населения, развития детско-
юношеского спорта, укрепления международных связей Республики Саха
(Якутия) со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Содружества
независимых государств и субъектами Российской Федерации, первым
52
Президентом республики Михаилом Николаевым был подписан в 1996 году
Указ о проведении раз в четыре года Международных спортивных игр «Дети
Азии», ставших уже традиционными соревнованиями юных спортсменов
Азиатского континента.
Международные спортивные игры
«Дети Азии» провели
6 раз и
являются крупнейшими комплексными соревнованиями, как в Российской
Федерации, так и на Азиатско-Тихоокеанском континенте. Это один из
уникальных проектов Республики Саха
(Якутия), проводимых под
патронатом Международного олимпийского комитета России и ЮНЕСКО и
при поддержке Президента и Правительства Российской Федерации, а также
Олимпийского Комитета России.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что прошедшие шесть Игр
дали мощный импульс для приобщения детей республики, других субъектов
России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона к регулярным занятиям
физической культурой и спортом. За все время проведения в них приняло
участие более 8 000 юных спортсменов из 36 стран Азии и 27 регионов
Российской Федерации. С каждым разом улучшается качественный состав
команд-участниц, идет рост спортивного мастерства, в странах ведется
целенаправленная подготовка сборной команды - все это свидетельствует о
росте популярности и престижа Игр как основных детских спортивных
соревнований на Азиатском континенте. Ряд спортсменов - участников Игр, в
последующем, стали участниками, призерами и чемпионами Олимпийских
игр, чемпионами мира и Европы, ведущими спортсменами своих стран.
Именно Игры «Дети Азии» стали для них стартом в большой спорт.
В 2016 г. согласно инициативе Главы Республики Саха (Якутия) Егора
Афанасьевича Борисова в целях пропаганды идей Олимпийского движения,
развития детско-юношеского спорта и укрепления международного
спортивного сотрудничества было принято решение о проведении раз в
четыре года Первых зимних Международных спортивных игр «Дети Азии».
(далее - I зимние МСИ «Дети Азии»). Главным претендентом на проведение
I Зимних МСИ «Дети Азии» выступил г. Южно-Сахалинск, Сахалинской
области, который готов принять Игры уже в 2018 году. В ходе I Зимних МСИ
«Дети Азии» планируются проведение соревнований по 8 видам спорта,
таким как фигурное катание, хоккей, шорт-трек, горнолыжный спорт,
сноуборд, биатлон, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина. I зимние
МСИ «Дети Азии» планируется провести с 16 по 25 марта 2018 г.
Активно реализуется государственная политика по развитию
адаптивной физической культуры и спорта. В целях дальнейшего развития,
координации деятельности исполнительных органов государственной власти
Республики Саха
(Якутия),
органов местного самоуправления
53
муниципальных образований, спортивных сообществ для реализации своих
полномочий и функций по организации развития адаптивной физической
культуры и адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия), а также для
разработки и реализации программных документов в данной области или
отдельных направлениях был создан Республиканский центр адаптивной
физической культуры и спорта.
В республике национальные виды спорта являются важнейшей
составляющей частью культуры, истории и философии, воспитание
интеллектуально и духовно богатой, нравственной молодёжи. В настоящее
время проводится большая работа по возрождению, сохранению, и
дальнейшему развитию народных игр и национальных видов спорта,
модернизации и совершенствованию правил соревнований. В результате
активной пропаганды якутские национальные виды спорта - мас-рестлинг,
борьба «хапсагай», якутские национальные прыжки «кылыы», «ыстанга»,
«куобах» в
2003 году признаны видами спорта, культивируемыми в
Российской Федерации и включены во Всероссийский реестр видов спорта.
В
2015 году Всероссийская федерация мас-рестлинга получила
государственную аккредитацию и приобрела статус общероссийской
спортивной федерации. Якутский вид спорта мас-рестлинг приобрел статус
общероссийского вида спорта наряду с легкой атлетикой, вольной борьбой,
боксом и другими популярными видами спорта культивируемыми в России.
Накоплен опыт проведения спортивных мероприятий по национальным
видам спорта всероссийского и международного уровня.
Сформировалась система региональных, всероссийских соревнований
по национальным видам спорта, идет их активное внедрение в систему
континентальных и мировых спортивных мероприятий. В целом
национальные виды спорта культивируются в более чем 45 регионах России.
В целях дальнейшего укрепления международных связей и пропаганды
национальных видов спорта на основе Всероссийской федерации мас-
рестлинга, в 2012 году была создана Международная федерация по мас-
рестлингу в состав которой сегодня входят более 40 зарубежных стран.
Проблема укрепления здоровья граждан, в т.ч. детского, юношеского,
подросткового, среднего и старшего возраста, имеет важное социальное, но и
экономическое значение, связанное в том числе с проблемами продления
трудоспособного возраста. Систематические занятия физической культурой
не только существенно повышают физическую работоспособность граждан,
но и оказывают благоприятное воздействие на умственную деятельность,
продлевают активное долголетие.
В республике успешно реализуется Доктрина здорового образа жизни.
Работают
642 общественных объединения и
1200 физкультурно-
54
оздоровительных клубов. На конец 2016 года 62 сельских поселения имеют
статус опорного центра здорового образа жизни, 90 наслегов ввели полный
запрет на розничную реализацию алкогольной продукции на своей
территории. Созданы республиканские организации трезвости.
С целью формирования сознательного отказа от вредных привычек,
воспитания у населения личной ответственности за собственное здоровье
необходимо обеспечить внедрение современных наук о сознательной
трезвости. Современная формула жизненного успеха в сознании
подрастающего поколения должна ассоциироваться с трезвым здоровым
образом жизни.
Цель (Ц-1.6) Спорт и здоровый образ жизни
Задачи и основные мероприятия:
З-1.6.1.
Создавать спортивную инфраструктуру:
- создание сети спортивных клубов по месту жительства населения;
- совершенствование физкультурно-оздоровительной, спортивно-
массовой работы;
- укрепление имеющихся спортивных объектов спортивным
оборудованием и инвентарем, строительство спортивных объектов;
- обеспечение доступности спортивных объектов для лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
З-1.6.2.
Развивать массовый детско-юношеский и студенческий
спорт:
- развитие студенческого спорта;
- непрерывная система подготовки юных спортсменов.
З-1.6.3.
Добиться высоких результатов в спорте высших
достижений:
- совершенствование системы многолетнего спортивного отбора
одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик
физической подготовленности, биологического развития и оценки состояния
здоровья;
- развитие спортивной науки и спортивной медицины;
- модернизация системы подготовки спортивного резерва;
- совершенствование системы кадровой обеспеченности сферы
физической культуры и спорта;
- развивать перспективные виды спорта, культивируемые в
республике;
- совершенствование спорта высших достижений.
55
З-1.6.4.
Развивать народные игры и национальные виды спорта
народов Якутии:
- создавать Международные федерации по национальным видам
спорта Республики Саха (Якутия) (борьба хапсагай, якутские национальные
прыжки);
- включение национальных видов спорта Республики Саха (Якутия) в
олимпийскую семью.
З-1.6.5.
Мотивировать население на ведение здорового образа и
приобщить население к регулярным занятиям физической культурой и
спортом:
-
приобщение населения к массовому физкультурно-спортивному
движению;
-
применение передовых и новых технологий по реализации
антиалкогольной, антинаркотической, антитабачной политики;
-
реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне»;
-
реализация мер по привлечению к занятиям физической культурой
и спортом население, в том числе лиц с ограниченными возможностями
здоровья;
-
развитие сельского спорта, физической культуры и спорта в
трудовых коллективах, по месту жительства, а также адаптивного спорта;
-
совершенствование системы проведения спортивных мероприятий.
Проекты:
«Международные спортивные игры «Дети Азии»,
«Зимние Международные спортивные игры «Дети Азии» - пропаганда
идей Олимпизма, развитие детско-юношеского спорта и укрепление
международного спортивного сотрудничества (З-1.6.3.);
«Спартакиада Республики Саха
(Якутия)»
- пропаганда здорового
образа жизни, популяризация и дальнейшее развитие массовых видов спорта
для населения, совершенствование форм организации массовой
физкультурно-спортивной работы. (З-1.6.4.);
«Двор, в котором мы живем»
- совершенствование уровня
благоустроенности дворовых территорий уличным спортивным инвентарем
для улучшений условий проживания и отдыха жителей в условиях
сложившейся застройки (З-1.6.2.);
«Школа Здоровья «Возрождение» - вовлечение населения в занятия
физической культурой и массовым спортом (З-1.6.1.);
56
«Адаптивная физическая культура и спорт» - интеграция инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической
культуры, физического воспитания и спорта;
«Норма ГТО
- Норма жизни»
- повышение эффективности
использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении
здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитания
патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического
воспитания населения (З-1.6.1.);
«Молодежь: мы выбираем Спорт»
- повышение сознательности
Общества, приобщение молодёжи к спорту оздоровление социальной среды
региона (З-1.6.3.);
«Мас-рестлинг»
- развитие и популяризация национальных видов
спорта, выход на международную арену и укрепление международного
спортивного сотрудничества (З-1.6.5.);
«Трезвость норма жизни»
- пропаганда идей трезвости, развитие
инновационных проектов, направленных на пропаганду трезвости и
профилактику употребления психоактивных веществ, поддержка
гражданской инициативы в реабилитации наркозависимых (З-1.6.1.);
«ЗОЖигай вместе с нами»
- пропаганда и развитие молодежных
субкультурных движений и альтернативных видов спорта, профилактика
социально негативных явлений в молодёжной среде, содействие
межрегиональному общению молодёжи в целях взаимного обогащения
ценностями, опытом, инновациями в сфере молодёжной культуры (З-1.6.1.);
«Лучше гор могут быть только реки» - продвижение и популяризация
туризма и активных форм отдыха, отработка приемов обеспечения
безопасности жизни при проведении походов и путешествий (З-1.6.1.).
Ожидаемые результаты:
доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и
спортом, в общей численности населения в возрасте от 3 до 79 лет - 52%.
доля граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,
систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей
численности данной категории населения - до 23,6% (З-1.6.1.);
доля граждан, систематически занимающихся национальными видами
спорта Якутии, в общей численности населения в возрасте от 3 до 79 лет - до
4,4% (З-1.6.5.).
57
3.7. Социальная защита населения
В республике последовательно реализуются меры государственной
поддержки, направленные на повышение уровня доходов и качества жизни
населения.
Труднодоступность и удаленность отдельных территорий республики,
отсутствие в них круглогодичной транспортной инфраструктуры на фоне
экстремальных природно-климатических условиях Севера, способствуют
удорожанию тарифов на продукцию естественных монополий, высокую
стоимость продуктовой корзины и товаров первой необходимости.
Несоответствие
обеспеченности
учреждениями
социального
обслуживания от рекомендуемых федеральных нормативов затрудняет и
качественно снижает предоставление социальных услуг населению,
обеспечение доступной среды для инвалидов.
Высока доля населения с денежными доходами ниже величины
прожиточного минимума - по итогам 2015 года 18,9% при среднем значении
показателя по стране в 13,3%.
При реализации социальной политики на практике применяются две
основных модели социальной поддержки населения с учетом:
1)
категории льготников
(гарантированные меры социальной
поддержки отдельным категориям граждан, установленные федеральным или
республиканским законодательством);
2) уровня доходов с применением критериев нуждаемости.
Особое внимание уделяется поддержке малоимущих граждан.
Проводится системная работа по улучшению качества жизни семей с низким
уровнем доходов. Активно развиваются новые формы оказания помощи
нуждающимся гражданам, направленные на повышение уровня доходов,
улучшение жилищных условий, развитие самозанятости населения, помощь в
трудной жизненной ситуации.
Государственная поддержка многодетных семей - это особая политика
государства, которую определяет ряд социальных, экономических и
демографических проблем. Меры социальной поддержки многодетных семей
направлены на улучшение качества жизни многодетных семей, на
повышение их социального, экономического положения и реализацию
демографической политики в республике. Внедрены новые формы оказания
государственной социальной помощи малоимущим многодетным семьям на
основе социального контракта, субсидии семьям с 5-тью и более детьми на
приобретение жилья. Установлен республиканский материнский капитал
«Семья» при рождении третьего и последующих детей.
Ведётся работа по повышению уровня жизни пожилых граждан, их
адаптации в современном обществе, включая все аспекты жизни граждан
58
старшего поколения. Внедрены современные альтернативные формы
социального обслуживания населения, как организация 94 приемных семей
для граждан пожилого возраста, 22 выездных служб «Мобильная помощь»
для пожилых людей и инвалидов, проживающих в отдаленных селах.
Широкое распространение получили клубные, неформальные виды
образования «Школ третьего возраста», организованные для досуга людей
старшего поколения на основе общественно - государственного партнерства.
С участием волонтеров регулярно ведется обучение пожилых людей
использованию современных информационных ресурсов, компьютерной
грамотности, в том числе для оперативного доступа к получению
государственных и муниципальных услуг.
Одной из потенциальных возможностей развития человеческого
капитала является формирование доступной среды для инвалидов.
В республике проживают 57 тыс. инвалидов или 6% всего населения.
В целях обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в
приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других
маломобильных групп населения в Республике Саха (Якутия) с 2012 года
обеспечено доступностью более 250 объектов в сферах здравоохранения,
социальной защиты и социального обслуживания, образования, физической
культуры и спорта, культуры, транспорта.
Наряду с деятельностью, направленной на преодоление в обществе
отношенческих барьеров к инвалидам, возникла необходимость перехода от
физической доступности учреждений к доступности услуг для инвалидов,
создание системы, обеспечивающей реабилитационный и абилитационный
процесс, раннюю помощь и сопровождение, социальную адаптацию
инвалида, ребенка-инвалида и интеграцию его в жизнь общества.
Эффективное взаимодействие всех органов и структур, работающих с
инвалидами, позволит в дальнейшем более адресно и качественно решать
вопросы трудоустройства, повысит их социальную активность и
конкурентоспособность на рынке труда.
Цель
(Ц-1.7) Якутия
- республика с эффективной системой
социальной поддержки населения
Задачи и основные мероприятия:
З-1.7.1.
Снизить долю населения с доходами ниже величины
прожиточного минимума к общей численности населения до 8 %:
- развитие современных технологий и активных форм поддержки
малоимущих, многодетных семей
- расширение практики применения
социальных контрактов многодетным семьям;
59

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..