СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 2

 

  Главная      Книги - Разные     СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 2

 

 

синтез нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий позволит решить
многие стоящие сегодня перед человечеством проблемы.
Ожидается бурный рост секторов экономики, располагающих
инновационными нематериальными активами (ИНА), «Облачные» сервисы,
р2р-технологии.
Ключевым фактором роста является увеличение мобильности
пассажиров в развивающихся странах: мобильность пассажиров здесь к 2050
г. увеличится пятикратно по сравнению с
2000 г. Кроме того, будет
происходить значительный рост индекса потока грузоперевозок (наземным
транспортом), который увеличится практически в 4 раза за рассматриваемый
период времени (2000-2050 гг.). Появятся новые транспортные коридоры:
«новый шелковый путь», с таянием льдов Арктики активно будет
использоваться Северный морской путь, соединятся евразийский и
североамериканский континенты. Будут внедрены новые виды транспорта:
экономичные, самоуправляемые, высокоскоростные.
Увеличение потребления топливных ресурсов ожидается до 2030 года,
затем произойдет снижение потребления. Нефть потеряет свое лидерство. В
структуре мирового энергобаланса вырастет доля газа, а после него места
поделят биотопливо и уголь. После достижения пика спроса на уголь в 2025
г. ожидается его сокращение. Распространятся технологии по производству
жидкого топлива из природного газа (GTL). Растущее потребление энергии в
мире и сокращение топливно-энергетических источников приводят к
постепенной диверсификации мировой структуры топливного баланса:
возобновляемые источники станут крупными источниками роста поставок
энергии. Ожидается рост использования возобновляемых источников
энергии в электроэнергетике с 2,5% в 2007 г. до 8,6% в 2030 г.
Сектор экономичных и гибридных автомобилей станет самым
быстрорастущим в транспортной отрасли. Ожидается, что к
2040 году
согласно общемировым тенденциям доля гибридных машин в общем объеме
продаж составит 40% по сравнению с текущими 2%. По оптимистичным
оценкам компримированный природный газ может к 2040 году занять 20%
сегмента личного транспорта.
В ближайшем будущем предполагается вывод мощностей атомной
энергетики, особенно с рынков ОЭСР, который может компенсирован
вводом новых в странах АТР.
Серьезной проблемой станет снижение запасов ископаемых ресурсов.
В 2030 году основными источниками энергии останутся уголь, нефть и газ,
суммарно занимая долю в
80%. К
2050 году их суммарные позиции
незначительно снизятся за счет возобновляемых источников энергии.
20
При условии сохранения текущих ограничений минерально-сырьевой
базы выбытие действующих шахт спровоцирует сокращение добычи алмазов
(от -4,5 до -5% в год). Учитывая текущую себестоимость синтетического
производства алмазов ювелирного качества и потенциал технологических
решений, используемых в отрасли, кратное увеличение себестоимости
производства в перспективе способно сформировать рыночную нишу.
Вместе с тем, риск полного замещения природных алмазов синтетической
продукцией незначителен.
Сократится функционал государства, услуги будут предоставляться
преимущественно в электронном виде. В экономике будут конкурировать не
государства, а регионы.
Определяющим условием развития республики является федеральная
составляющая в зависимости от ускорения институциональных и
структурных преобразований, либерализации хозяйственной, поддержки и
развития механизмов государственно-частного партнерства, малого и
среднего предпринимательства, создания благоприятной административно-
правовой среды и поддержки инновационных секторов экономики,
урегулирования и развития системы межбюджетных отношений.
21
2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ И
ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
2.1. Стратегическая цель
В стремительно меняющемся мире Республика Саха
(Якутия)
выполняет свою особую роль - немногочисленных в глобальном масштабе
народов, проживающих на огромной в глобальном масштабе территории с
суровыми климатическими условиями
- источника уникального и
необходимого для мировой цивилизации опыта народов, проживающих в
экстремальных природно-климатических условиях и сохраняющих
традиционную северную культуру природопользования.
Стратегическая цель социально-экономического развития
Республики Саха (Якутия) к 2030 году - геополитически значимый лидер
Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, комфортная и
безопасная для полноценной реализации человеческого капитала республика
с уникальным природным потенциалом, «магнит технологий» для жизни в
условиях низких температур и обширных территорий.
2.2. Стратегические приоритеты
Стратегическая цель, направленная на создание благоприятных
условий для развития ключевой ценности Стратегии - Человека, реализуется
в системе стратегических приоритетов:
1. Развитие человеческого капитала.
2. Пространственная организация расселения и производительных
сил, обеспечивающая кластерную активацию на основе полного комплекса
производств, инноваций и инфраструктуры.
3. Сохранение природы для будущих поколений и всего мира.
4. Прозрачная система управления республикой, отвечающая
современным требованиям и заслуживающая доверие населения
Стратегическая
цель и приоритеты раскрываются через
взаимосвязанную систему целей:
Приоритет 1:
СЦ-1 Гармонично развитый и конкурентоспособный человек
-
главная ценность Республики Саха (Якутия).
СЦ-2 Комфортное и безопасное пространство проживания для
полноценной реализации человеческого потенциала.
Приоритет 2:
22
СЦ-3 Глобально конкурентоспособные базовые отрасли экономики с
расширенной сервисной средой при рациональном природопользовании и
высокой социальной ответственности бизнеса.
СЦ-4 Новые конкурентоспособные перерабатывающие производства
с длительными технологическими цепочками.
СЦ-5 Успешный регион «умной экономики», «магнит технологий»
для нового качества жизни с формированием научно-инновационной
системы,
обеспечивающей лидерство
по конкурентоспособным
направлениям науки, технологий и креативной экономики.
Приоритет 3:
СЦ-6 Благоприятная окружающая природная среда и глобальное
экологическое равновесие в интересах будущих поколений
Приоритет 4:
СЦ-7 Открытая и эффективная система управления.
2.3. Сроки и этапы реализации Стратегии
Реализация стратегии предполагается в четыре этапа: 2017-2019 годы,
2020-2022 годы, 2023-2025 годы, 2026-2030 годы.
I этап (2017-2019 годы) - внедрение стратегического планирования и
проектного управления на всех уровнях власти, рационализация и
переориентация бюджетных расходов к оптимальным моделям оказания
государственных услуг, преимущественно в электронном виде, закладка
основ пространственной схемы рационального расселения.
II этап (2020-2022 годы) - реализация ключевых проектов создания
транспортной и энергетической инфраструктуры, включая мостовой переход
через реку Лена в районе города Якутска и Парк высоких технологий.
Достижение индикаторов к 100-летию ЯАССР: численность населения -
1 млн человек, ВРП - 1 млн рублей на душу населения, 100 социально
значимых объектов, 100 гражданских инициатив.
III этап (2023-2025 годы) - развитие современных форматов услуг для
населения: реализация оптимальной модели доступного здравоохранения,
образования. Создание опорных населенных пунктов.
IV этап (2026-2030 годы) - выход на проектную мощность новых
высокотехнологичных отраслей экономики. Уровень жизни населения
Республики Саха (Якутия) сравняется с передовыми регионами страны.
Активный рост человеческого капитала. Полная реализация рациональной
схемы расселения.
Рост ВРП республики к 2030 году в сопоставимых ценах к уровню 2015
года в 1,8 раза (около 2,5 трлн. руб.), к 2050 году - в 2,5 раза к уровню 2015
года.
23
3. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Человек является главным субъектом и производительной силой
экономики, главным двигателем развития
«умной экономики». Человек
находится в центре всех процессов и явлений. От человеческого капитала
зависит уровень развития Республики Саха
(Якутия), бизнеса, качество
принимаемых решений.
Главным фактором формирования и развития экономики знаний
является креативный инновационный человеческий капитал. Процесс
развития экономики знаний состоит в повышении качества человеческого
капитала, качества жизни и в производстве знаний, высоких технологий,
инноваций и высококачественных услуг. Накопленный человеческий капитал
- решающее преимущество в научном, инновационном и интеллектуальном
развитии, а также в опережающем росте качества жизни населения.
Развитие человеческого капитала связано со здравоохранением,
образованием, культурой, физической культурой и спортом, социальной
защитой и занятостью населения. Между всеми этими системами существует
тесная связь, которая обеспечивает высокое качество человеческого капитала
и является базой для роста экономики.
Определена система целей, направленная на достижение основной цели
приоритета «Развитие человеческого капитала»:
СЦ-1 Гармонично развитый и конкурентоспособный человек -
главная ценность Якутии.
Ц-1.1. Крепкие традиции и единство многонационального народа
Якутии.
Ц-1.2. Высокий уровень духовного развития и культурно-
нравственных ценностей каждой личности и общества.
Ц-1.3. Якутия - регион, привлекательный для жизни.
Ц-1.4. Открытое пространство конкурентоспособной системы
образования с учетом потребности общества и инновационного развития
экономики.
Ц-1.5. Эффективная
пациентоориентированная
система
здравоохранения, обеспечивающая потребности населения в доступной
профилактической и специализированной медицинской помощи.
Ц-1.6. Спорт и здоровый образ жизни.
Ц-1.7. Якутия
- регион с эффективной системой социальной
поддержки населения.
Ц-1.8. Якутия - территория с естественным уровнем безработицы.
Ц-1.9. Молодежь - основа будущего Якутии.
24
Ц-1.10.
Обеспечение потребности экономики и инвестиционных
проектов кадровыми ресурсами.
Ц-1.11. Пассионарное и толерантное гражданское общество - основа
для решения долгосрочных задач социально-экономического развития на
основе равноправного взаимодействия общества и государства.
3.1. Единство многонационального народа. Национальная политика
С учетом положений стратегических документов и приоритетных
направлений государственной национальной политики Российской
Федерации основными направлениями работы по укреплению единства
российской нации и этнокультурному развитию народов Республики Саха
(Якутия) является развитие общегражданской идентичности, гармонизация
межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие
этнокультурному развитию народов.
Республика Саха (Якутия) многонациональный субъект Российской
Федерации, в котором проживают представители более 120 национальностей.
Якутию также отличает поликонфессиональность жителей - на территории
республики проживают представители 4 конфессий, 16 вероисповедений,
действуют 150 зарегистрированных религиозных объединений.
Ситуация в сфере межнациональных отношений оценивается как
благоприятная
- доля граждан, положительно оценивающих состояние
межнациональных отношений в Республике Саха (Якутия) составляет 73,1 %.
Религиозная ситуация также отличается стабильностью, среди верующих
преобладают православные (46,0%).
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года численность
коренных малочисленных народов Севера республики составила
39 936
человек, что составляет
38,3% от численности коренных народов,
проживающих в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). В перечень
мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной
деятельности коренных малочисленных народов входят
70 населенных
пунктов 21 района Республики Саха (Якутия). Наблюдается рост количества
кочевых общин коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха
(Якутия), и в настоящее время их число составило 143.
Тем не менее, ситуация с общим социально-экономическим развитием,
родными языками малочисленных народов Севера остается сложной.
Сохраняется высокий уровень безработицы вследствие упадка традиционных
видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов
Севера, особенно промысловых отраслей (охотничьей и рыболовной).
Республика Саха
(Якутия) единственный субъект, где реализуется
региональный закон об этнологической экспертизе в целях защиты исконной
25
среды обитания коренных малочисленных народов Севера, в том числе и при
реализации инвестиционных проектов. С момента реализации закона
проведено 8 этнологических экспертиз, по которым принято положительное
заключение на ведение хозяйственной и иной деятельности промышленными
компаниями.
Цель (Ц-1.1). Крепкие традиции и единство многонационального
народа Республики Саха (Якутия).
Задачи и основные мероприятия:
З-1.1.1. Сохранить самобытную культуру многонационального
народа Республики Саха (Якутия):
- сохранение и развитие этнических культурных традиций и поддержка
всех видов народного творчества как одного из значимых источников
духовного развития, профессиональной культуры и важной составляющей
уникальности Республики Саха (Якутия);
- поддержка полиэтничности и поликультурности, сохранение
национально-культурного и языкового развития народов Республики Саха
(Якутия), формирование и поддержка как у старшего, так и у младшего
поколения интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре своего и
других народов, проживающих в Республике Саха (Якутия), распространение
знаний о истории и культуре народов России;
- разработка, издание, составление, переиздание самоучителей,
разговорников, справочных пособий, словарей различных типов,
ориентированных на разные полиэтнические и социальные группы
пользователей, в том числе на электронных носителях.
З-1.1.2. Создать условия для социально-экономического развития
коренных малочисленных народов Севера, сохранение и защита их
исконной среды обитания и традиционного образа жизни:
- содействие развитию общественных инициатив, направленных на
формирование позитивных установок на уважение, принятие многообразия
культуры народов, их традиций и этнических ценностей;
- совершенствование нормативных правовых актов в части расширения
сферы употребления, укрепления позиций, развития и сохранения
официальных языков Республики Саха (Якутия);
- создание виртуальных версий уникальных памятников языков,
этнической культуры народов Республики Саха (Якутия);
- сохранение и развитие культурного наследия коренных
малочисленных народов Севера;
- разработка и внедрение электронных обучающающих программ по
языкам коренных малочисленных народов Севера;
26
- обязательное проведение этнологической экспертизы в местах
традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов Севера при реализации инвестиционных
проектов;
- гарантированное соблюдение участия промышленных компаний в
социально-экономическом развитии территорий проживания коренных
малочисленных народов Севера.
З-1.1.3.
Сохранить межнациональный мир и согласие,
гармонизировать межнациональные (межэтнические) отношения:
- содействие развитию межнационального согласия, основанного на
уважении традиций и обычаев народов Российской Федерации, чести и
национального
достоинства
граждан,
воспитанию
культуры
межнационального общения, основанной на равенстве прав и свобод
человека и гражданина, уважении чести и национального достоинства
граждан, духовных и нравственных ценностей народов России;
- создание условий для социально-культурной адаптации и интеграции
мигрантов;
- повышение эффективности вовлечения институтов гражданского
общества в сферу реализации государственной национальной политики;
- содействие широкому представлению этнокультурного многообразия
Республики Саха (Якутия) в его единстве, взаимодополнении и гармонии.
Проекты:
«Россия
- Якутия. Навеки вместе»
- обеспечение сохранения и
развития этнокультурного многообразия народов Якутии, гармонизация
национальных и межнациональных
(межэтнических) отношений для
укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (З-
1.1.3).
Ожидаемые результаты:
доля
граждан,
положительно
оценивающих
состояние
межнациональных отношений в Республике Саха (Якутия) - 75 %;
численность
участников
мероприятий,
направленных
на
этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового
многообразия - 76,2 тыс. чел.
число кочевых родовых общин коренных малочисленных народов
Севера, ведущих традиционный образ жизни - 151.
27
3.2. Культура
Культура народов - важнейший стратегический ресурс, влияющий на
качество долгосрочного развития Республики Саха
(Якутия). Развитие
культуры, культурного многообразия является базовым элементом
сохранения национальной и этнической идентичности, важнейшим фактором
формирования позитивного отношения к региону, обеспечивает и укрепляет
целостность общенациональной российской культуры, единство культурного
(цивилизованного) кода, гармонизирует межэтнические отношения.
Согласно Основам государственной культурной политики культура
возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим
фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений,
гарантом сохранения единого культурного пространства, обеспечивающего
территориальную целостность Российской Федерации. Культуре отводится
ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего
экономику знаний. Переход на интенсивный путь развития, отвечающий
вызовам современного мира, обостряющим угрозы гуманитарного кризиса,
невозможен без планомерных и последовательных инвестиций в культурное,
духовное и нравственное развитие человека.
Признание достижений культуры Республики Саха
(Якутия) на
всероссийском и мировом уровне основывается на приоритетах проводимой
культурной политики, включающей сохранение наследия и традиций
народов Якутии, развитие профессионального искусства и формирование
новых креативных культурных индустрий. Именно триединство этих
основных направлений государственного управления в сфере культуры
обеспечивает сохранение единого культурного пространства, поддержку
культур народов Российской Федерации, взаимодействие государственных и
муниципальных органов власти с институтами гражданского общества по
вопросам развития отрасли.
Сохранение народного творчества, промыслов, исторического,
культурного и литературного наследия способствует укреплению
гражданской идентичности и единства народов Якутии, создает условия для
формирования гармонично развитой личности, продолжающей традиции и
обычаи предыдущих поколений. Профессионализация народного творчества,
закрепление в профессиональном искусстве символов традиционной
культуры, таких как
«олонхо»,
«хомус»,
«тойук» является важной и
неотъемлемой частью общего культурного процесса приобщения самых
широких общественных кругов к уникальному источнику традиционного
знания и переосмысления его значения в жизни современного человека.
Вместе с тем, профессиональное искусство удовлетворяет запросы
взыскательного зрителя, создает кадровый потенциал отрасли, способный
28
решать творческие задачи с использованием инновационных разработок,
развивает образование и науку в области культуры, способствует
расширению межрегиональных и международных связей и продвижению
позитивного имиджа республики.
Массовые культурные индустрии (кино, эстрада, индустрии досуга и
массовых представлений, сувенирное производство, народные промыслы,
национальная мода, дизайн, культурный туризм и другие) способствуют
популяризации достижений профессиональной и народной культур,
приобщают общественность к качественному досугу, создают условия для
расширения культурного кругозора, формируют потребность в культурной
деятельности и тем самым повышают качество жизни населения. При этом,
охват населения услугами учреждений культуры на сегодняшний день
составляет 5,0 посещений в среднем на 1 человека в год.
Культура Республика Саха (Якутия) стоит на пороге нового этапа
развития знаменующего собой выход на более качественный уровень
культурных взаимоотношений. Народы Республики Саха (Якутия) через идеи
циркумполярной цивилизации, евразийской интеграции, через культуру
Севера уверенно включаются в глобализационный процесс, происходящий в
мире, сохраняя при этом духовно-нравственный стержень, самобытность,
успешно интегрироваться в мировое сообщество в роли равноправного
участника культурного процесса, расширить сферу воздействия на широкие
массы аудитории за пределами региона. Сегодня, в эпоху, когда все культуры
стремятся сохранить свою идентичность под натиском глобальной
интеграции, необходимо приложить максимум усилий, чтобы сделать
культурное достояние республики, ее традиции - в том числе, национальный
праздник Ысыах, шедевр нематериального наследия ЮНЕСКО Олонхо,
уникальные изобретения якутского народа хомус и чорон, проект «Музыка
для всех», якутское кино - явлениями мирового культурного пространства.
Начиная с
2012 года организована работа по созданию условий
доступности объектов культуры инвалидам и другим маломобильным
группам населения в республике.
Кроме того, одной из основных задач в этой сфере является сохранение
исторической среды городов и поселений, в том числе малых городов,
повышение роли объектов культурного наследия, создание условий для
развития культурно-познавательного туризма, а также поддержка и развитие
инициатив граждан по участию в этнографических, краеведческих и
археологических экспедициях, в работе по выявлению, изучению и
сохранению объектов культурного наследия.
Актуальная повестка дня ставит задачи подготовки специалистов
нового поколения и реализации вневедомственных, межотраслевых
29
проектов, направленных на решение общечеловеческих проблем сохранения
самосознания и традиционных ценностей народов республики.
Реализация Стратегии в сфере культуры к 2030 году позволит создать
условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему
спектру культурных благ и высококачественных услуг в сфере культуры и
искусства, совершенствовать творческий потенциал жителей республики,
дальнейшей интеграции республики и укрепления его позитивного образа в
российском и мировом культурном пространстве.
Цель (Ц-1.2) Высокий уровень духовного развития и культурно-
нравственных ценностей каждой личности и общества
Задачи и основные мероприятия:
З-1.2.1. Стать одним из мировых центров театральной и
музыкальной культуры:
- расширение гастрольной деятельности театрально-зрелищных,
цирковых и музыкальных коллективов;
- расширение формата культурного сотрудничества с регионами
России и мира для развития позитивного имиджа Республики Саха (Якутия);
- развитие театрально-зрелищных, культурно-досуговых учреждений
как культурно-просветительных и социально-общественных центров;
- формирование эффективной системы распространения
(проката)
творческого продукта, продвижение произведений искусства Республики
Саха (Якутия) в медиапространстве;
З-1.2.2. Расширить доступ широких слоев населения к лучшим
образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства:
- формирование единого регионального электронного пространства
знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных,
аудиовизуальных фондов и электронной информации;
- развитие сетевого взаимодействия между учреждениями культуры в
формировании
единой
распределенной
информационной
сети,
объединяющей электронные каталоги библиотечных и архивных документов,
музейных коллекций;
- приоритетное обеспечение доступа к культурным ценностям
уязвимых категорий населения, детей и молодежи, людей с ограниченными
возможностями здоровья.
З-1.2.3.
Стать одним из отечественных лидеров производства и
проката произведений кинематографии:
30
- продвижение местных кинофильмов на всероссийском и
международном уровнях в целях распространения искусства Республики
Саха (Якутия);
- формирование эффективной системы распространения, проката
творческого продукта киноиндустрии;
З-1.2.4.
Создать систему поддержки и раскрытия талантов:
- воспитание гармонично развитой личности;
- становление и развитие проектов «Музыка для всех», «Рисуем все»
как эффективного механизма выявления и развития одаренных детей,
молодых талантов. Популяризация разных видов искусств детскими
музыкальными школами, школами искусств при сохранении ведущей роли
учреждений общего образования в реализации проекта «Музыка для всех»;
З-1.2.5.
Вовлечь молодежь в сохранение исторического и
культурного наследия:
- популяризация, распространение и изучение эпического наследия
народов Республики Саха (Якутия);
- развитие краеведения, направленного на воспитание любви к своему
краю, чувства принадлежности к национальной и местной культуре;
- создание в Республике Саха (Якутия) эффективной системы охраны,
сохранения, использования и популяризации культурного материального и
нематериального наследия;
З-1.2.6.
Сохранение и развитие культурного наследия:
- охрана объектов культурного наследия;
- развитие библиотечного, архивного и музейного дела;
- поддержка отечественной и национальной литературы, возрождение
интереса и популяризация чтения, обеспечение доступа граждан к
произведениям русской классической и современной литературы,
произведениям на языках народов России;
- организация и стимулирование переводной художественной
литературы на языках народов России;
- развитие декоративно-прикладного искусства, народных промыслов
и ремесел;
- создание условий для развития культуры села;
- комплексная
модернизация материально-технической базы,
реконструкция и строительство объектов культуры.
Проекты:
«Национальная электронная библиотека»
- доступность граждан
Республики Саха (Якутия) к национальным цифровым информационным и
культурным ресурсам, оцифрованным библиотечным и музейным
31
коллекциям, цифровым архивам и другому мультимедийному контенту (З-
1.2.2);
«Музыка для всех» - развитие музыкального образования как основы
интеллектуального, творческого мышления детей (З-1.2.4);
«Опорные школы искусств» - формирование инновационного сектора
системы образования в сфере культуры республики (З-1.2.4);
«Развитие театрального и циркового искусства» - строительство новых
объектов, соответствующих современным требованиям, в том числе II
очереди здания цирка, государственного музыкального театра и
многофункционального центра Олонхо (З-1.2.1);
«Развитие киноиндустрии»
- создание единой республиканской
системы проката и показа фильмов Республики Саха (Якутия) (З-1.2.3);
«Виртуальный музей» - интерактивный мультимедийный программный
продукт, представляющий музейные коллекции в электронном виде (З-1.2.2);
«Подготовка кадров в сфере культуры и искусства» - реформирование
кадровой работы во всех звеньях управления, создание целевых программ
развития кадрового потенциала в учреждениях культуры и искусств (З-1.2.1).
Ожидаемые результаты:
охват населения услугами учреждений культуры - 5,3 посещений в
среднем на 1 человека в год (З-1.2.1, З-1.2.2);
количество новых и возобновляемых постановок и программ - 119
постановок (З-1.2.1, З-1.2.2);
доля продукции местной киноиндустрии в общем объеме проката на
территории республики - 24% (З-1.2.3).
3.3. Демографическая и семейная политика
Республика Саха (Якутия) - один из самых малозаселенных субъектов
Российской Федерации, численность которого составляет 960 тыс.человек.
Якутия входит в состав немногих регионов России, в которых сохранился
естественный прирост населения. Сохраняется положительная динамика
ожидаемой продолжительности жизни, в 2015 году по сравнению с 2000
годом показатель увеличился с 63,66 лет до 70,29 лет.
Однако в демографическом развитии республики присутствует ряд
негативных тенденций, которые требуют принятия соответствующих
управленческих решений уполномоченными органами государственной и
муниципальной власти. Основной тенденцией демографического развития
все еще остается отсутствие значимого роста численности населения. В 2015
году суммарный коэффициент рождаемости снизился до 2,191.
32
Снижается число родившихся третьими или последующими детьми, за
восемь месяцев текущего года зарегистрировано на 72 ребенка меньше, чем
в аналогичном периоде прошлого года (январь-август 2016 г.- 3 175, январь-
август 2015 г. - 3 247).
На формирование населения республики прежде всего влияет
миграционный отток, формируемый, прежде всего, из людей с высоким
уровнем образования трудоспособного возраста. Миграция активной
образованной молодежи в другие регионы и страны в поисках более
привлекательных
жизненных перспектив
замещается
притоком
низкоквалифицированных трудовых мигрантов, прибывающих на
территорию республики в связи с ее промышленным освоением, что ведет к
изменению структуры населения, снижению качества человеческого
капитала. Миграционный отток остается почти в 2 раза большим, чем по
Дальневосточному федеральному округу, хотя в 2015 году было отмечено
сокращение миграционного оттока (-56 чел. на 10 тыс.населения).
Урбанизационные процессы несут риски для сохранения коренных
народов. Необходима разработка новых культурных практик, позволяющих
новым горожанам органично влиться в городскую среду, сохранив
национальные традиции и идентичность. Необходимо развивать городскую
экономику путем формирования муниципальной стратегии, обеспечивающей
гармоничный рост города с учетом проведения последовательной культурной
политики, создания благоприятной городской среды, новых рабочих мест,
строительства социальной и транспортной инфраструктуры, профилактики
преступности и асоциальных явлений.
Семейная политика Республики Саха (Якутия) формируется с учетом
экономических, демографических и других объективных перемен,
происходящих в жизни общества. Являясь важным направлением
современной социальной политики, семейная политика представляет собой
комплекс
целенаправленных
мер,
реализуемых
федеральными,
региональными, муниципальными органами власти в интересах семьи.
В рамках реализации подпрограммы
«Семейная демографическая
политика» особую популярность получил проводимый ежегодный
республиканск ий фестиваль
«Семья года» под девизом
«Семья-основа
государства».
На фестиваль ежегодно собираются победители
республиканских конкурсов таких как, «Молодая семья», «Кочевая семья»,
«Сельская семья», «Спортивная семья». В 2015 году прошел XIV съезд
женщин Республики Саха (Якутия).
В рамках празднования Международного женского дня, Дней Матери
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Дня отца ежегодно
вручаются государственные награды Республики Саха (Якутия) матерям и
33
отцам, за особые заслуги в воспитании детей, укреплении института семьи,
повышении роли отца в воспитании подрастающего поколения. Всего по
республике награждено вышеуказанными наградами, в том числе Знаком
долгожительства «Уйэ саас» более 400 матерей и отцов. Во всех проводимых
мероприятиях активное участие принимают общественные организации.
Ведется мониторинг долгожителей, проживающих на территории
Республики Саха (Якутия). По состоянию на конец 2015г. на территории
республики Почетного звания долгожителя Республики Саха (Якутия) «Уйэ
саас» удостоены
95 долгожителя, из них в здравии находятся
13
долгожителей, старше 100 лет - 8 человек, в возрасте 100 лет- 5 человек. В
2015 году 100 летний юбилей отметили 5 долгожителей.
Важной задачей в решении проблем социального неблагополучия,
укрепления института семьи является пропаганда семейных ценностей,
профессиональная подготовка родителей, подготовка квалифицированных
кадров, внедрение инновационных технологий и форм работы с семьей. Во
всех проводимых мероприятиях активное участие принимают общественные
организации. Следует отметить работу Союза женских организаций,
Якутского республиканского отделения «Матери России» и других.
Цель (Ц-1.3) Якутия - регион привлекательный для жизни
Задачи и основные мероприятия:
З-1.3.1.
Создать благоприятные условия для жизни с целью
закрепления постоянного населения в местах проживания и сокращения
миграционного оттока:
- разработка экономических и организационных основ регулирования
миграционными процессами, с целью сокращения миграционного оттока
постоянного населения; переселение жителей депрессивных арктических
поселков в районы с более благоприятным климатом;
- создание положительного образа сельских территорий для населения,
информирование широких масс населения о сравнительных преимуществах
жизни в сельской местности, в том числе о доступном и просторном жилье,
здоровой окружающей среде, дружелюбной социальной атмосфере,
возможностях для реализации творческого потенциала граждан;
- создание условий и стимулов для переселения в Якутию на
постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом,
эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан.
З-1.3.2.
Привлекать и удерживать в республике кадры для
новой экономики:
34
- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной,
ориентированной на труд личности; возрождение духовных и семейных
ценностей, изменение репродуктивных установок и самосохранительного
поведения населения;
- создание комфортной среды проживания и новых стандартов качества
жизни в условиях Севера и Арктики.
З-1.3.3.
Создать условия для успешной социализации и
самореализации сельской молодежи:
- формирование культурно-ценностных ориентиров и стратегий
профессионального успеха среди молодежи; активное включение молодежи в
экономическую жизнь Республики Саха (Якутия).
- создание системы трудоустройства молодежи в соответствии с ее
интересами, полученным образованием, возможностями самореализации;
организация производственных, строительных и общественных работ в
сельской местности с привлечением молодежи, в том числе волонтерского
движения и студенческих отрядов; создание благоприятных условий для
развития предпринимательской деятельности молодежи.
З-1.3.4.
Укрепить институт семьи, семейных традиций и
ценностей, поддерживать семьи с двумя и более детьми для
формирования ответственного родительства:
- повышение социального статуса и общественного престижа
отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных
родителей;
- разработка и реализация программ и проектов поддержки различных
категорий семей
(молодых, приемных, многодетных, сельских, кочевых,
коренных малочисленных народов, студенческих и др.);
- внедрение новых механизмов укрепления института семьи,
повышения статуса и обеспечения материальной поддержки многодетных
семей;
- расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного
образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в
каникулярное время;
- приоритетное предоставление социальных выплат молодым семьям
на приобретение (строительство) жилья в сельской местности.
З-1.3.5.
Развить
семейные
формы воспитания
и
жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, обеспечить условия для их успешной социализации:
- расширение форм и методов работы по профилактике семейного
неблагополучия,
социального
сиротства,
безнадзорности
35
несовершеннолетних, активизация работы с семьями, находящимися в
социально опасном положении, адаптация и подготовка детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи.
Проекты:
«Якутия миллионная» - подразумевает сохранение имеющихся форм
социальной поддержки семей с детьми, развитие здоровьесберегающих
технологий, создание условий для сохранения в республике активной части
молодежи.
Ожидаемые результаты:
численность населения Республики Саха
(Якутия)
-
1046,1 тыс.
человек (З-1.3.1, З-1.3.2);
ожидаемая продолжительность жизни - 77 лет (З-1.3.4, З-1.3.5, З-1.6.1).
суммарный коэффициент рождаемости - 2,3 (З- 1.3.4.);
естественный прирост населения - (З- 1.3.4.).
3.4. Новое качество образования
Образование - основа благосостояния народов. В Республике Саха
(Якутия) сфере образования уделяется первостепенное внимание,
реализованы проекты комплексной модернизации дошкольного, общего и
профессионального образования.
Ежегодно строятся по 10 зданий школ и более 20 детских садов. Доля
школьников, обучающихся в условиях, соответствующих современным
требованиям, увеличилась с 24% в 2006 году до 78,5% в 2015 году. К 2016
году ликвидирована очередность в дошкольные образовательные
организации для детей от 3 до 7 лет.
Реализация комплексного проекта модернизации образования
положила начало системным изменениям: совершенствуется система
подушевого финансирования, система оплаты труда, создана нормативная
база для развития негосударственного сектора в сфере образования и равного
финансирования вне зависимости от формы собственности по нормативам на
1 обучающегося. Осуществляется поэтапное введение федеральных
государственных образовательных стандартов уровней общего образования,
внедрены федеральные государственные образовательные стандарты
среднего профессионального и высшего образования. В образовательных
организациях реализуется Концепция развития инклюзивного образования в
Республике Саха (Якутия). В республике принят новый Закон об образовании
с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей.
Для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся,
сохранения этнокультурных особенностей реализуются вариативные
программы профильного, дуального, инклюзивного образования.
36
Профильным обучением охвачено 65,5% обучающихся старших классов. В
57 школах выпускники с аттестатом о среднем общем образовании получают
свидетельство о профессиональной подготовке.
Для сохранения, изучения и развития исчезающих языков, культур и
традиций в школах обеспечивается изучение
5 языков коренных
малочисленных народов Севера, функционируют кочевые школы.
В образовательный процесс внедряются информационно-
коммуникационные технологии: осуществляется дистанционное обучение, в
том числе для детей-инвалидов, создан Портал образовательных услуг
республики, в том числе реализуется услуга «Электронный дневник».
Особое внимание уделено созданию условий для развития талантов и
способностей среди детей и молодежи. Создано республиканское детское
движение. В целях подготовки будущей интеллектуальной элиты республики
создана Малая академия наук. С 2010 года в 1,5 раза увеличился охват
школьников мероприятиями для одаренных детей. Для поддержки молодых
талантов учреждены ежемесячные стипендии для 100 действительных членов
и
100 членов-корреспондентов Малой академии наук,
10 грантов для
обучающихся на проведение научно-исследовательских работ, включая
научные экспедиции. С 2010 года 127 выпускников сдали ЕГЭ на 100 баллов,
ежегодно 8-9 обучающихся становятся призерами заключительного этапа
Всероссийской олимпиады школьников.
Охват детей дополнительными образовательными программами в
образовательных организациях повысился с 58% в 2010 г. до 71,7% в 2015 г.
Между тем, в сфере развития образования, обеспечения его
качественного уровня, соответствующего целям опережающего развития,
выделяется ряд проблем. С учетом демографических процессов,
территориальных особенностей, тенденций внутрирегиональной миграции
наблюдаются диспропорции в обеспеченности объектами образования. В
настоящее время из 636 школ республики (включая коррекционные) 72%
(465) находятся в сельской местности, при этом 207 из них имеют статус
малокомплектных. Доля обучающихся во вторую смену по республике одна
из высоких среди субъектов ДФО и составляет 19,8% (по РФ - 14 %), в том
числе в городской местности - 29,1% (в г. Якутске - 46 %), в сельской -
7,4%. Охват детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольными организациями по
оценке составляет 65,4%. Остается невысокой обеспеченность общежитиями
(только по городу Якутску не более 50%).
В 2015 году по итогам независимого общественного совета конкурса
«500 Лучших школ России» вошли 5 школ республики,
«200 Лучших
сельских школ России-2015»
-
2 школы,
«200 школ, обеспечивающих
высокие возможности развития талантов учеников» - 1 школа.
37
Система среднего профессионального образования Республики Саха
(Якутия) признана одной из лучших в России, в 2015 году в ТОП-100
рейтинга независимого общественного совета конкурса
«100 лучших
организаций среднего профессионального образования России» вошли
8
техникумов, колледжей и училищ республики.
Для обеспечения соответствия качества подготовки профессиональных
образовательных программ потребностям общества и экономики с
внедрением с 2011 года новых стандартов профессионального образования
внедряются новые формы интеграции профессионального образования и
предприятий-работодателей, реализуется новый проект в рамках
международного олимпиадного движения среди рабочей молодежи
«Молодые профессионалы». Создано 8 профессионально-образовательных
кластеров, 6 многофункциональных центров прикладных квалификаций, 7
специализированных центров компетенций «Молодые профессионалы». Все
образовательные программы разработаны с участием работодателей.
Заключено
30 соглашений о сотрудничестве в области подготовки
квалифицированных кадров с крупными компаниями, действующими на
территории республики.
17% профессиональных образовательных организаций расположены в
сельской местности, 28,6% учебных корпусов, мастерских и общежитий в
деревянных зданиях. Остается невысокой обеспеченность общежитиями -
60% от общей доли нуждающихся в общежитии, в городе Якутску - 41%.
Высшее образование в республике представлено
7 организациями
высшего образования и 9 филиалами центральных вузов.
Одним из существенных конкурентных преимуществ Якутии является
функционирование Северо-Восточного федерального университета им. М.К.
Аммосова - флагмана высшего образования республики, призванного стать
ведущим научно-исследовательским и образовательным центром на Северо-
Востоке России. Также действуют федеральные организации — Якутская
государственная
сельскохозяйственная
академия,
Чурапчинский
государственный институт физической культуры и спорта, Арктический
государственный институт культуры и искусств и
организация
республиканского подчинения - Высшая школа музыки, в которых ведется
целевая подготовка специалистов с учетом потребности экономики.
Кроме того, ежегодно на условиях целевой контрактной подготовки
специалистов за пределами республики в вузах Центра, Сибири и Дальнего
Востока обучаются тысячи студентов-якутян. Между тем, существенная
часть обучившихся выпускников, в республику не возвратилась.
Соответственно, выявление талантливых детей, молодежи и их обучение -
это только первый шаг, основной задачей становится принятие мер по
38
гарантированному трудоустройству выпускников и их закреплению на
территории республики. Мерами гарантированного трудоустройства
являются: создание банка данных молодых специалистов - социальной сети
профессиональных контактов бывших якутян со всего мира, который мог бы
стать одним из источников для пополнения кадров и кадрового резерва
Якутии; предоставление социальных выплат на приобретение или аренде
жилья высококвалифицированным специалистам.
Цель
(Ц-1.4.): Открытое пространство конкурентоспособной
системы образования с учетом потребностей общества и инновационного
развития экономики.
Задачи и основные мероприятия:
З-1.4.1.
Совершенствовать
содержание
образования,
образовательные программы дошкольного, общего и дополнительного
образования детей, направленных на достижение современного качества
учебных результатов и результатов социализации:
разработка и апробация вариативных и уровневых образовательных
программ в соответствии с запросами обучающихся, потребностей
социокультурной среды и инфраструктуры производства;
внедрение
индивидуальных
образовательных
программ
обучающихся;
разработка и внедрение моделей эффективной образовательной сети
с учетом потребностей социокультурной среды и инфраструктуры
производства.
создание аналитического центра в сфере образования с системой
автоматизированного сбора и обработки информации, отчетности;
создание системного интегратора образовательных программ «Дата-
центр»
(реализуемых юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями);
определение показателей качества образования на региональном
уровне;
осуществление систематического мониторинга качества образования
(образовательных организаций и индивидуальных образовательных
достижений обучающихся).
З-1.4.2.
Создать
инфраструктуру
сферы образования,
соответствующую современным мировым стандартам:
строительство объектов сферы образования, соответствующих
современным стандартам;
создание в каждом муниципальном районе и городском округе
технопарков, лабораторий робототехники, бизнес-инкубаторов;
39

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..