СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 4

 

  Главная      Книги - Разные     СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 4

 

 

- социальная помощь трудоспособным гражданам с низкими доходами
оказывается при их активном участии в программах содействия занятости и
социальной адаптации;
- улучшение социальной структуры населения по уровню доходов и
формирование устойчивого среднего класса, имеющего размер
среднедушевого дохода превышающего сумму шести прожиточных
минимумов.
З-1.7.2.
Поддерживать общественно необходимое материальное
и социальное положение граждан, нуждающихся в социальной
поддержке:
- применение критериев нуждаемости и адресности при
предоставлении мер социальной поддержки;
- формирование информационной системы персонифицированного
учета семей с детьми, нуждающихся в поддержке.
- демонополизация государства в сфере предоставления социальных
услуг и социального обслуживания.
З-1.7.3.
Обеспечить высокое качество, равный и справедливый
доступ предоставления социальных услуг в соответствии с
меняющимися запросами населения и перспективными задачами
развития общества и экономики:
- повышение доступности и качества предоставления социальных
услуг;
- развитие негосударственного сектора предоставления социальных
услуг;
- формирование системы комплексной реабилитации и абилитации
инвалидов, обеспечение благоприятной социальной среды для инвалидов и
детей-инвалидов в общество.
Проекты:
«Доступность и качество социальных услуг для населения Республики
Саха
(Якутия)»
- расширение негосударственного сегмента услуг по
социальному обслуживанию за счет увеличения госзаказа для НКО; развитие
независимой оценки качества оказания социальных услуг; внедрение
стационарозамещающих форм социального обслуживания; развитие
конкуренции в сфере социального обслуживания (З-1.7.1; З-1.7.3);
«Обеспечение условий для интеграции инвалидов в общество»
-
формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, ранней
помощи и сопровождению, социальной адаптации инвалида, ребенка-
инвалида и интеграции его в жизни общества. Установить эффективное
60
межведомственное
взаимодействие
между
организациями,
осуществляющими мероприятия по реабилитации и абилитации инвалидов.
Повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда (З-1.7.1; З-
1.7.3);
«Внимание каждой семье, нуждающейся в поддержке» - формирование
информационной системы персонифицированного учета семей с детьми в
целях мониторинга семей, нуждающихся в социальной поддержке.
Применение единых критериев нуждаемости и адресности при
предоставлении мер социальной поддержки (З-1.7.1; З-1.7.2; З-1.7.3);
«Содействие активному долголетию»
- создание условий для
самореализации и социальной активности граждан старшего поколения.
Внедрение и развитие форм интеграции граждан старшего поколения в
жизнь общества, вовлечение их в различные виды деятельности, продление
трудоспособного возраста. Формирование нового отношения общества к
людям старшего поколения, признание их важности как ресурса,
преодоление негативных стереотипов старости и формирование
благоприятной окружающей среды, способствующей активному долголетию
(З-1.7.1; З-1.7.3).
Ожидаемые результаты:
доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного
минимума в процентах от общей численности населения - до 8,0% (З-1.7.1;
З-1.7.2).
доля получателей социальных услуг, удовлетворённых качеством
социальных услуг от общего числа опрошенных, находящихся на
социальном обслуживании, - до 85 % (З-1.7.3; З-1.7.2);
доля инвалидов, получивших мероприятия по реабилитации и (или)
абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации
в индивидуальной программе реабилитации или абилитации взрослых - до
51,5%, детей - до 74,5% (З-1.7.3).
доля граждан старшего поколения, получивших социальное
обслуживание, в общем числе граждан старшего поколения, признанных
нуждающимися в социальном обслуживании до 100% (З-1.7.3; З-1.7.2);
удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и
детей), получивших услуги в негосударственных и немуниципальных
учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан
пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в
учреждениях социального обслуживания всех форм собственности - до 20,0%
(З-1.7.3).
61
3.8. Занятость населения
В последние годы изменения в отраслевой структуре занятости
населения проявились в перетоке работников из отраслей социальной сферы
в сферу услуг. Удельный вес занятых в производственных видах
деятельности увеличился за счет строительной отрасли. Объемы занятости
стабильно сохраняются на одном уровне.
В республике создана базовая инфраструктура рынка труда, во всех
муниципальных районах функционируют центры занятости населения,
оказывающие государственные услуги гражданам и работодателям, приняты
нормативные документы, регламентирующие регулирование трудовой
миграции.
В то же время на занятость населения ощутимое давление оказывают
периодически возникающие кризисные явления. Отмечается значительная
отраслевая и территориальная дифференциация по уровню заработной платы
работников, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в
территориальном и профессиональном отношении (дефицит кадров рабочих
и инженерных профессий и переизбыток невостребованных специалистов, а
также граждан, не имеющих профессионального образования).
Реализация крупномасштабных инвестиционных проектов показала,
что крупные предприятия, осуществляющие инвестпроекты, привлекают
рабочую силу из-за пределов республики. Главными причинами
невостребованности местной рабочей силы являются дефицит специалистов
узкого профиля на региональном рынке труда и неготовность граждан к
перемене места жительства.
Несмотря на то, что в период 2006-2015 гг. уровень безработицы
снизился с
9,5% до 7,3% в местах компактного проживания коренного
населения проблема безработицы и низких доходов является острой,
особенно высоко число безработных в национальных селах и деревнях, где
не сохранилось организованное сельское хозяйство или традиционные
промыслы, а безработица в настоящее время составляет 9 процентов и более.
Основными мерами повышения уровня занятости являются проведение
эффективной миграционной политики, создание рабочих мест на
территориях традиционного расселения, повышение территориальной и
профессиональной мобильности трудовых ресурсов, а также проведение
активной работы по поддержке занятости граждан, имеющих низкую
конкурентоспособность. Потребуются меры, направленные на модернизацию
институтов рынка труда, совершенствование и усиление работы органов
службы занятости. Будут созданы центры деловой активности, деятельность
которых ориентируется на запросы работодателей, в том числе в целях
62
обеспечения кадровых потребностей предприятий, участвующих в
реализации инвестиционных проектов.
Модернизация и переход к инновационной экономике станут стимулом
изменения структуры занятости населения, передислокации рабочей силы в
развивающиеся сектора экономики, сокращения неэффективных рабочих
мест. Произойдет смещение в пользу обрабатывающей промышленности, IT-
отрасли и в целом производств с высокой долей технологичности.
Процессы глобализации экономики обострят конкуренцию на рынке
квалифицированной рабочей силы. Наряду с подготовкой собственных
специалистов в республике предстоит начать конкуренцию на
международном рынке труда за привлечение квалифицированных
работников. Это приведет к повышению требований со стороны работников
к рабочим местам в области заработной платы, безопасных условий труда,
социальных льгот. В то же время рабочая сила станет более
профессиональной и специализированной.
Превалирующая часть рабочих мест будет создаваться в новых
кластерах, формируемых на территории Якутской агломерации, на базовых
площадках западных и южных районов.
Будет повышаться занятость не только в промышленных предприятиях,
инновационной экономике, агропромышленном комплексе, государственном
секторе, сервисных услугах, но и в предпринимательской среде.
Автоматизация технологических процессов, сокращение затрат на
содержание производственных площадей, возможность оперативного
дистанционного доступа к различным базам данных обусловят дробление
крупных бизнес-единиц и будут нацеливать работодателей к широкому
использованию надомного труда (телезанятости) и осуществлению рабочих
процессов из домашнего офиса, в том числе вовлечению трудового
потенциала лиц с ограниченными возможностями. Возрастут объемы
заемного труда, аутсорсинговых работников
(работников, временно
предоставляющих услуги другим организациям по непрофильным для них
функциям), проектных сотрудников, получит развитие временное
использование персонала, входящего в штат другой организации, что в целом
будет способствовать гибкости рынка труда.
Цель
(Ц-1.8) Якутия
- территория с естественным уровнем
безработицы
Задачи и основные мероприятия:
З-1.8.1.
Создать экономические и институциональные условия,
способствующие гибкой занятости и продуктивному функционированию
рынка труда:
63
создание рабочих мест в новых производствах и технологичных
кластерах, развиваемых в территориях традиционного расселения;
преодоление локальности и формирование на территории Западной,
Центральной и Южной Якутии единого рынка труда, увязанного с развитыми
рынками жилья, товаров и услуг, с транспортной доступностью;
сокращение масштабов неформальной занятости путем легализации
работающих в теневом секторе экономики и разработки форм поддержки
самозанятых граждан;
модернизация инфраструктуры рынка труда, создание конкурентных
условий для оказания услуг безработному населению.
З-1.8.2.
Стимулировать трудовую мобильность граждан:
проведение эффективной миграционной политики; стимулирование
внутренней трудовой миграции рабочей силы, включая совершенствование
системы поддержки граждан, переселяющихся в другую местность;
содействие трудоустройству местных трудовых ресурсов в реализацию
инвестиционных проектов;
улучшение качества и профессиональной конкурентоспособности
рабочей силы; переобучение и переквалификация работников,
высвобождаемых в связи с технологической модернизацией предприятий,
повышением производительности труда и ликвидацией неэффективных
рабочих мест.
З-1.8.3.
Эффективно регулировать занятость населения в
районах слабой транспортной доступности и традиционного
природопользования:
регулирование занятости населения в районах слабой транспортной
доступности и традиционного природопользования;
систематизация и усиление государственной поддержки коренных
малочисленных народов Севера и других групп населения, занятых
традиционными формами природопользования.
З-1.8.4.
Стимулировать сохранение трудовой деятельности
граждан, нуждающихся в социальной поддержке:
усиление мер по обеспечению занятости граждан, испытывающих
трудности в поиске работы, для предоставления им равных возможностей
трудоустройства (лиц с ограниченными возможностями, молодежи без опыта
работы, лиц предпенсионного возраста, одиноких и многодетных родителей,
воспитывающих несовершеннолетних детей, детей с ограниченными
возможностями);
создание экономических, социальных и правовых условий,
обеспечивающих недопущение дискриминации граждан старшего поколения
и способствующих стимулированию людей старшего поколения к
64
продолжению трудовой деятельности после наступления пенсионного
возраста как на прежних рабочих местах, так и на новых рабочих местах, в
соответствии с их пожеланиями.
Проекты:
«Местные кадры - в промышленность» - стимулирование повышения
мобильности местных трудовых ресурсов путем содействия трудоустройству
граждан в другой местности (З-1.8.1; З-1.8.2; З-1.8.3; З-1.8.4);
«Трудиться наравне со всеми»
- усиление мер по обеспечению
занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы
(лиц с
ограниченными возможностями, выпускников, безработных, проживающих в
сельской местности) (З-1.8.1; З-1.8.2; З-1.8.3; З-1.8.4);
«Повышение занятости и профессиональной конкурентоспособности
молодежи» - эффективная адаптация молодых граждан на рынке труда и
усиление их конкурентных качеств на основе скоординированной работы
заинтересованных органов исполнительной власти (З-1.8.1; З-1.8.2; З-1.8.3; З-
1.8.4).
Ожидаемые результаты:
уровень безработицы - до 5% (З-1.8.1; З-1.8.2; З-1.8.3; З-1.8.4);
создание новых рабочих мест - не менее 50 тысяч, в том числе не менее
25 тысяч рабочих мест на производствах, ориентированных на внутренний
рынок (З-1.8.1; З-1.8.2; З-1.8.3);
доля занятых граждан с ограниченными возможностями в общей
численности граждан с ограниченными возможностями трудоспособного
возраста - до 52,5% (З-1.8.1; З-1.8.3; З-1.8.4).
3.9. Молодежная политика
Современное развитие требует от молодежи сдвига в сторону
самоопределения, саморазвития, самовоспитания, самообеспечения и личной
ответственности молодых граждан. Сегодня в республике признается и
поощряется развитие инновационной деятельности молодежи для
осуществления собственных возможностей и построения успешной
деятельности. Это на первый план выдвигает задачу приобретения каждым
молодым человеком возможности самостоятельного выбора будущего.
Государство должно способствовать самореализации молодежи - дать
старт развитию и укреплению социальных инициатив, предпринимательской
деятельности, получения образования, программ по духовно-нравственному
и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
65
Молодежь Республики Саха (Якутия) должна выступить примером
идеологии дружбы между народами, проживающими на территории
республики, сохранять
национальную культуру и ценить семейные
ценности, стремиться развиваться интеллектуально и впитывать в себя
инновационный дух развития республики.
Заложены основы реализации потенциала молодежи как
стратегического ресурса социально-экономического развития республики.
Использование научного и творческого потенциала, формирование
резерва управленческих кадров Республики Саха нашло отражение в
Республиканской деловой игре «МИНИСТР». За историю 8 деловых игр
«МИНИСТР» приняли участие
896 человек. По итогам игры 2016 года
показатель молодых специалистов, рекомендованных в кадровый резерв,
составил 108 человек.
Ежегодно Дальневосточный молодежный образовательный форум
«СахаСелигер» собирает более 500 участников, проходящих обучение по 6
наиболее актуальным направлениям экономики и развития личности.
Региональная Лига КВН «Якутия». Движение охватывает более 300
чел. Ежегодно проводится
11 мероприятий по линии КВН в Якутии.
Команды являются участниками Премьер Лиги КВН России.
Студенческие отряды республики являются авангардом формирования
трудового ресурса. По итогам 2016 года в студенческих отрядах Республики
Саха (Якутия) отработало 4673 бойцов.
Единое детское движение «Дьулуур» сегодня объединяет более 78
тысяч
(53
% от общей численности детей, обучающихся в
общеобразовательных организациях с 1 по 11 классы) юных якутян и
представлен многочисленными детскими, подростковыми и юношескими
объединениями в сфере досуга,
здорового
образа
жизни,
благотворительности, добровольчества, экологического, патриотического
воспитания и других направлений деятельности.
Воспитание патриотизма как основы духовно-нравственного
формирования личности и единения молодежи находит реализацию в
общественном движении ЯРО ВДЮВПД «ЮнАрмия», которая имеет 4
местных отделения в Алданском, Мегино-Кангаласском, Олекминском и
Томпонском районах и объединяет более 500 школьников и студентов.
Одним из основных ресурсов способствующих самореализации
молодежи является ее психологическая стабильность. Помощь по социально-
психологическому сопровождению оказывает
ГБУ РС
(Я)
«Центр
социально-психологической поддержки семьи и молодежи», имеющий на
территории республики 19 филиалов.
Цель (Ц-1.9): Молодежь - основа будущего Якутии
66
Задачи и основные мероприятия:
З-1.9.1
формировать у детей и молодежи культурно-ценностные
ориентиры, духовно-патриотические ценности, навыки социальной
ответственности, созидательной активности, здорового образа и спортивного
стиля жизни, путем развития институтов повышения гражданской
активности, создания условий самореализации на базе действующих
общественных объединений, клубов, средств массовой информации,
интернет технологий.
З-1.9.2
активно включать молодежь в экономическую жизнь
сельской местности:
- профессиональная ориентация молодежи, повышение престижа
сельского хозяйства;
- разработка и внедрение организационных механизмов встраивания
молодежи в систему малого и среднего бизнеса в сфере сельского хозяйства;
- внедрение практики стажировок молодых специалистов на
передовых сельскохозяйственных производственных предприятиях.
З-1.9.3
масштабно вовлекать молодежь в развитие гражданского
общества:
- развитие молодежного общественного движения;
- разработка механизмов по активному вовлечению молодежи в работу
по координации социальных проектов, дальнейшее восстановление практики
субботников, воскресников, студенческих отрядов и т.д.
З-1.9.4. создание условий для развития потенциала подрастающего
поколения, молодежи Республики Саха (Якутия):
- внедрение и разработка новых проектов социально-экономического
развития Республики Саха (Якутия);
- увеличение возможностей по привлечению к общественной
деятельности неорганизованной молодежи;
- создание условий по разработке молодежью IT-проектов;
- переход работы молодежных общественных организаций от
мероприятийного формата к проектно-производственной форме работы.
Проекты:
«Патриотизм - как национальная идея»
- разработка и внедрение
комплекса учебных и специальных программ и инновационных методик
гражданско-правового и военно-патриотического воспитания; развитие
системы социальной рекламы и пропаганды, направленной на выработку у
молодежи чувства гордости за Родину, уважения к старшему поколению,
знание истории Отечества (З-1.9.1);
67
«Сельская молодежь» - создание условий по закреплению молодых
кадров в сельские поселения (З-1.9.2);
«Студенческие отряды» - организация временной занятости студентов
и молодежи (З-1.9.3);
«Дворец молодежи Республики Саха
(Якутия)»
-
создание
благоприятных условий для раскрытия и усиления общего потенциала
молодежи и направление ее на развитие Республики Саха
(Якутия) и
Российской Федерации, формирование эффективных жизненных позиций у
молодого поколения (З-1.9.4).
Ожидаемые результаты:
уровень безработицы среди молодежи - до 7,6%;
численность молодежи, работавшей по линии студенческих отрядов -
до 5,7 тыс. чел.;
удельный вес детей, охваченных детским движением в Республике
Саха
(Якутия), в общей численности детей, обучающихся в
общеобразовательных организациях с 1 по 11 классы - до 76%;
численность молодых граждан, ежегодно рекомендуемых в кадровый
резерв Республики Саха (Якутия) - до 175 чел.;
гражданская активность членов молодежных общественных
организаций Республики Саха (Якутия) - до 2,8 тыс. чел.
3.10. Кадровое обеспечение
Трудоустройство выпускников является одним из главных показателей
эффективности
деятельности
профессиональных
образовательных
организаций и образовательных организаций высшего образования. Так, по
итогам 2016 года общая занятость выпускников составит 98,7% (2015 год -
97,6%), из них трудоустроено - 57% (2015 год - 57,2%). Увеличивается доля
продолжающих обучение: если в 2015 год она составляла 19,8%, то в 2016
году- 28%.
Одним из приоритетных направлений становится профессиональное
ориентирование обучающихся, обеспечение навигации по востребованным и
перспективным профессиям и дополнительное образование детей.
В целях удовлетворения запросов образовательных потребностей
граждан и повышения их конкурентоспособности на рынке труда в
республике действует комплексная система подготовки кадров, включающая
широкую сеть образовательных организаций, реализующих программы
профессионального образования, дополнительного профессионального
образования и профессионального обучения. В результате, в
2015 году
68
удельный вес численности занятого населения в возрасте
25-65 лет,
прошедшего повышение квалификации (переподготовку), профессиональное
обучение, в общей численности занятого в экономике населения данной
возрастной
группы,
составил
44%,
дол
численности
высококвалифицированных
работников
в
общей
численности
квалифицированных работников - 33,5%.
Республика Саха (Якутия) является одним из первых регионов РФ, в
котором внедрена Система прогнозирования кадровой потребности для
обеспечения социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)
на среднесрочный и долгосрочный период. Согласно прогнозу,
сформированному на Информационном портале на основе сведений
хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории
Республики Саха
(Якутия), а также инвесторов, реализующих или
планирующих к реализации на территории Республики Саха
(Якутия)
инвестиционных проектов, потребность в специалистах с высшим и средним
профессиональным образованием с 2016 по 2025 годы составляет порядка
274,5 тыс. чел. или в среднем за год
-
27 тыс. чел. При этом выпуск
специалистов ожидается порядка 75 тыс. чел. (7,5 тыс. чел. в год), тем самым
непокрытая потребность в кадрах за этот период составляет 200 тыс. чел.
(20,0 тыс. чел. в год).
Этот дисбаланс может быть закрыт за счет переобучения безработных
граждан, внутренней трудовой мобильности, числа приезжих трудовых
мигрантов, применения практикориентированных форм обучения.
Одним из главных вызовов сегодняшнего дня является существующий
дисбаланс на рынке труда, вызванный, в том числе, слабым взаимодействием
учебных заведений с работодателями. Учебные программы зачастую не
соответствуют потребностям экономики, выпускники вузов не могут найти
работу по специальности, в то время как рынку труда требуются рабочие
кадры.
Республика Саха
(Якутия) в
2016 году включилась в работу по
апробации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного
роста,
который включает в себя
механизмы обеспечения
высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим
профессиям на основе международных стандартов подготовки кадров,
внедрение элементов системы дуального образования и системы
мониторинга кадров.
С целью удовлетворения потребности Республики Саха (Якутия) в
высококвалифицированных
специалистах
управления,
содействию
формирования новой модели управления государственной службе и местном
самоуправлении в
2016 году создана Высшая школа инновационного
69
менеджмента при Главе Республики Саха
(Якутия), призванная создать
эффективную систему непрерывного профессионального образования
управленческих кадров республики.
Цель (Ц-1.10) Обеспечение
потребности
экономики
и
инвестиционных проектов кадровыми ресурсами
Задачи и основные мероприятия:
З-1.10.1. Совершенствовать многоступенчатую систему подготовки
кадров для организации инновационного производства, повышение
инвестиционной привлекательности региона:
-
внедрение регионального стандарта кадрового обеспечения
промышленного роста;
- организация системы мониторинга трудовой сферы в целях
определения эффективности мероприятий в сфере профессионального
образования и обучения, на рынке труда;
- создание и развитие многофункциональных центров прикладных
квалификаций для реализации образовательных потребностей человека в
течение всей жизни.
З-1.10.2. Повышать качество и эффективность государственного и
муниципального управления, управления для инновационной
экономики:
- развитие Высшей школы инновационного менеджмента при Главе
Республики Саха (Якутия);
-
обеспечение непрерывного образования государственных
гражданских и муниципальных служащих Республики Саха (Якутия);
- внедрение проектного управления и проведение комплексной оценки
профессиональных, личностных и управленческих навыков и умений
государственных гражданских и муниципальных служащих;
- внедрение автоматизированного тестирования государственных
гражданских и муниципальных служащих;
- совершенствование механизма профессионального развития и роста
государственных гражданских и муниципальных служащих.
- формирование, развитие и использование резерва управленческих
кадров Республики Саха (Якутия);
- подготовка управленческих кадров в сфере инновационного
менеджмента.
З-1.10.3. Обеспечить трудовыми ресурсами потребности экономики
в соответствии с прогнозом потребности в кадрах для традиционных
отраслей и новой экономики Республики Саха (Якутия):
70
-
совершенствование механизма системы прогнозирования
потребности в кадрах на среднесрочный и долгосрочный периоды, переход
на компетентностный подход, выявление устаревающих и перспективных
профессий;
- проведение целенаправленной профориентационной работы среди
молодежи для вовлечения их в востребованные рынком труда профессии,
внедрение новых технологий в организации профессиональной ориентации
населения;
- подготовка высококвалифицированных кадров на условиях целевого
обучения в российских и международных научно-образовательных центрах,
передовых инновационных организациях;
- организация стажировок молодых специалистов в промышленных
предприятиях;
- создание условий для формирования профессиональной карьеры
обучающихся и молодых специалистов;
-
совершенствование механизмов содействия и мониторинга
трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего и
среднего профессионального образования;
- разработка комплекса мер государственной поддержки молодых
специалистов в части их закрепления в сельской местности и на
промышленных территориях.
З-1.10.4. Внедрить практику применения профессиональных
стандартов в кадровую политику предприятий и организаций.
З-1.10.5. Внедрить механизмы сертификации квалификаций
работников организаций и предприятий.
Проекты:
«Кадры для креативной экономики»
- разработка и реализация
механизмов подготовки высококвалифицированных кадров на условиях
целевого обучения в российских и международных научно-образовательных
центрах, передовых инновационных организациях (З-1.10.3).
«Кадровое обеспечение приоритетных отраслей»
- кадровое
обеспечение приоритетных отраслей социально-экономического развития
Якутии с учетом создания агломераций путем реализации индивидуальных
образовательных траекторий во всех уровнях профессионального и
дополнительного образования: профессиональное обучение, среднее
профессиональное образование, высшее образование, дополнительное
образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное
образование; внедрение профессиональных стандартов и сертификация
71
квалификаций выпускников образовательных организаций и сотрудников
реального сектора экономики (З-1.10.1, 1.10.3, 1.10.4, 1.10.5).
«Рабочие кадры арктической Якутииª
- создание условий для
получения качественного профессионального образования для обучающихся
из арктических и северных территорий Якутии; модернизация
малокомплектных профессиональных образовательных организаций.
«Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного
роста Якутииª
- внедрение регионального стандарта для подготовки
рабочих и инженерных кадров, соответствующих требованиям
высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального
образования; развитие системы подготовки кадров на принципах кластерного
подхода по отраслям добычи полезных ископаемых (алмазодобывающая,
золотодобывающая, угледобывающая, нефтегазовая) и алмазогранильного и
ювелирного производств. С последующим тиражированием регионального
стандарта в систему кадрового обеспечения развивающихся отраслей новой
экономики республики: агропромышленный комплекс, ИТ-образование,
индустрия гостеприимства, перехода на возобновляемые источники,
высокотехнологичную медицину, высокотехнологичные виды наземного,
водного и воздушного транспорта и др.
«Инновационный менеджмент - кадровый потенциал Республики Саха
(Якутия)» - разработка и реализация механизмов непрерывного образования
управленческих кадров в государственном, общественном и частном
секторах для инновационного развития республики
Ожидаемые результаты:
удельный вес численности выпускников профессиональных
образовательных
организаций,
обучавшихся за
счет
средств
государственного бюджета Республики Саха (Якутия), трудоустроившихся в
течение одного года после окончания обучения по полученной
специальности (профессии), в общей численности выпускников, вышедших
на рынок труда - 100%;
удельный вес численности высококвалифицированных работников в
общей численности квалифицированных работников - до 50%;
удельный вес численности занятого населения в возрасте 25-65 лет,
прошедшего повышение квалификации (переподготовку), профессиональное
обучение, в общей численности занятого в экономике населения данной
возрастной группы - до 63%;
доля прошедших обучение по направлениям органов государственной
власти Республики Саха
(Якутия) от общего числа государственных
гражданских служащих Республики Саха (Якутия) - 31,0%;
72
доля прошедших обучение по направлениям органов местного
самоуправления Республики Саха (Якутия) от общего числа муниципальных
служащих Республики Саха (Якутия) - 5,0%;
доля прошедших обучение по программам подготовки управленческих
кадров из числа лиц, состоящих в резерве управленческих кадров Республики
Саха (Якутия) - 1,7%.
3.11. Гражданское общество
Становление России как демократического правового и социально
развитого государства предопределяет проведение в Республике Саха
(Якутия) государственной политики, направленной на развитие гражданского
общества, активное вовлечение его институтов в социально-экономическую
жизнь с учетом реализации долгосрочной Стратегии социально-
экономического развития Республики Саха (Якутия).
Одним из важнейших условий для становления сильного гражданского
общества Республики Саха (Якутия) является его институционализация, что
подразумевает
создание
наиболее
эффективных
политических,
экономических, правовых, организационных и других условий
функционирования.
Развитие институтов гражданского общества в республике
непосредственно связано с повышением мотивационной готовности людей к
общественной активности и гражданскому участию, добровольчеству и
волонтерству, формированием культуры гражданского участия и
коллективных гражданских действий, поддержкой деятельности институтов
гражданского общества со стороны органов государственной власти,
расширением сферы общественного контроля за деятельностью органов
государственной власти и местного самоуправления.
В республике отмечается высокий уровень общественной активности.
На территории республики по состоянию на
01 ноября
2016 года
зарегистрировано 2112 некоммерческих организаций, в том числе
1415 СО
НКО, из которых 7 состоит в реестре поставщиков социальных услуг
республики. Республика накопила уникальный исторический опыт
самоорганизации населения - туелбэ. В настоящее время на территории
республики работают 1384 туелбэ, из них 13 официально зарегистрированы в
форме территориальных общественных самоуправлений (далее - ТОС). ТОС
становится важной формой гражданской активности, самоорганизации
граждан для осуществления собственных инициатив по вопросам местного
значения в республике и важным инструментом для решения самых разных
социально значимых для населения вопросов, касающихся благоустройства
территорий, проведения культурно-массовой и спортивно-оздоровительной
73
работы в микрорайонах, организации актов милосердия и
благотворительности.
Некоммерческие организации являются организационной основой
гражданского общества и играют важную роль в развитии демократии,
представляют интересы различных групп общества, обеспечивают им
широкие возможности для участия в процессе выработки и принятия
решений, занимаются защитой прав человека, через механизмы
общественной экспертизы и контроля способствуют прозрачности и
эффективности работы государственных структур. Все более весомым
становится вклад социально ориентированных НКО (далее - СО НКО) в
сферу предоставления социальных услуг, обеспечение занятости населения,
при этом вовлекая в экономическую деятельность инвалидов, пенсионеров,
молодежь и т.п. Привлечение СО НКО к деятельности в сфере оказания
социальных услуг является одним из основных ориентиров развития
некоммерческого сектора, способствующим развитию конкуренции и
повышению качества в сфере социального обслуживания.
Государственная поддержка СО НКО расширяет возможности их
развития. Предоставление имущественной и финансовой поддержки на
конкурсной основе, налоговые льготы, привлечение СО НКО к реализации
государственной политики в социальной сфере, к участию в госзакупках,
пропаганда и популяризация, информационное сопровождение деятельности
СО НКО, в том числе на интернет-портале, консультационная и
координационная поддержка, методическая помощь, в том числе по
подготовке, дополнительному профессиональному образованию работников
и добровольцев СО НКО, являются приоритетными направлениями
реализуемой в Республике Саха
(Якутия) государственной политики по
развитию институтов гражданского общества. Поддержка системы
негосударственных ресурсных центров развития гражданских инициатив и
СО НКО позволит оказывать информационную, консультационную и
методическую поддержку на местах.
Необходимыми условиями решения задач социально-экономического и
культурного развития муниципалитетов и местного сообщества является
обеспечение устойчивости основных механизмов поддержки и развития
некоммерческого сектора, принятие муниципальных программ по поддержке
СО НКО, обеспечение прозрачности их реализации, развитие социальной
инфраструктуры для увеличения доступности рынка услуг и ресурсов для СО
НКО. В данный момент финансовая поддержка СО НКО осуществляется в 25
муниципальных районах и двух городских округах республики, что
составляет 75% от всех муниципальных образований.
74
Непрерывный мониторинг, анализ и оценка эффективности развития
НКО в республике позволят четко и своевременно реагировать на изменения
в третьем секторе и обеспечат эффективную реализацию всех мер
государственной поддержки СО НКО в Республики Саха (Якутия).
Важным и неотъемлемым элементом гражданского общества является
развитая система общественных объединений, созданных в целях
обеспечения прав и свобод каждого члена общества. Особое место в
правозащитной сфере в Республики Саха (Якутия) занимает Общественная
палата Республики Саха
(Якутия)
- институт взаимодействия граждан
Российской Федерации, проживающих на территории Якутии,
некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории
республики, с органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и
органами местного самоуправления. Общественная палата ведёт активную
работу с гражданами, взаимодействует с некоммерческими организациями,
проводит экспертизу законопроектов, инициирует общественные слушания и
участвует в
«круглых столах», проводит благотворительные акции и
мероприятия.
Другим эффективным каналом взаимодействия государства с
гражданским обществом является институт коллегиальных органов
(координационные и общественные советы) при органах исполнительной
власти и органах местного самоуправления. Общественные советы являются
механизмом осуществления общественного контроля по участию граждан и
организаций в обсуждениях актуальных проблем в режиме переговорных
площадок, разработке административных регламентов, выработке различных
форм экспертного обсуждения законопроектов и согласованных
общественно-значимых решений органов исполнительной власти и местного
самоуправления. Принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об общественном
контроле в Республике Саха (Якутия)», который регламентирует формы и
субъекты общественного контроля. Расширение сферы общественного
контроля в формате активного участия представителей иных независимых
общественных объединений в работе координационных и общественных
советов — необходимое условие поступательного развития. Формирование
атмосферы информационной открытости как важнейшего условия
полноценного взаимодействия власти с институтами гражданского общества
свидетельствуют о зрелости и развитости гражданского общества
Республики Саха (Якутия).
Гражданское общество не может эффективно и поступательно
развиваться без взаимодействия государства и гражданского общества на
принципах свободного и равного доступа к информации и знаниям.
Вовлечение общества в совместную работу, направленную на социально-
75
экономическое развитие Республики Саха (Якутия) возможно при условии
проведения качественных изменений в деятельности органов
государственной и муниципальной власти, построенных на принципах
открытости. В целях совершенствования диалога общества и власти в
Республике Саха
(Якутия), повышения качества государственного и
муниципального управления Главой Республики Саха (Якутия) подписан
Указ от
8 ноября
2014 года ʋ143
«Об открытом государственном и
муниципальном управлении». В настоящий момент в республике идет
активный процесс формирования, реализации и совершенствования системы
«Открытое Правительство».
Еще одним эффективным информационным инструментом,
обеспечивающим открытость и доступность власти, является публичный
отчет органов государственной власти перед населением.
В Республике Саха
(Якутия) практика проведения отчетов
исполнительных органов государственной власти перед населением внедрена
с 1998 года. На протяжении 18 лет осуществляется выезд во все населенные
пункты республики, где с участием глав муниципальных образований
Республики Саха (Якутия) обсуждается не только сам доклад о деятельности
Правительства за отчетный год, но и об исполнении постановочных вопросов
населения, поставленных на предыдущем отчете. Тем самым обеспечивается
обратная связь.
Консолидация усилий власти и гражданского общества, в том числе по
активизации важнейшего ресурса
-
социально ответственного и
инициативного гражданина, является основой социально-экономического
развития Республики Саха (Якутия).
Одной из особенностей
«умной экономики» является ставка на
индивидуальные качества человека, что может привести к «атомизации»
общества и тесно связанной с этим утере национальной идентичности.
Сглаживанию негативных глобальных тенденций будет способствовать
пассионарность
- внутренняя энергетика многонационального народа
Якутии, движущая сила его культурного, экономического и
геополитического созидания.
Ц-1.11. Пассионарное и толерантное гражданское общество
-
основа для решения долгосрочных задач социально-экономического
развития на основе равноправного взаимодействия общества и
государства.
Задачи и основные мероприятия:
76
З-1.11.1.
Совершенствовать механизмы участия общества в
вопросах социально-экономического развития и национальной
политики:
- предоставление консультационной, координационной поддержки и
методической помощи СО НКО, поддержка в области подготовки,
дополнительного профессионального образования работников и
добровольцев СО НКО;
-
совершенствование
взаимодействия
государственных
и
муниципальных органов с институтами гражданского общества;
- поддержка общественных институтов;
- развитие публичных центров правовой, деловой и социально
значимой информации на базе муниципальных библиотек, создание при
библиотеках центров для инициативной молодежи и граждан старшего
возраста; центров по обучению компьютерной грамотности и пользованию
полезными интернет-ресурсами.
3-1.11.2 Развитие гражданской солидарности и правового сознания
населения:
- создание условий для формирования и развития институтов
гражданского общества, развития публичной сферы;
- укрепление морально-нравственного состояния общества, сохранение
традиционных норм и ценностей,
- создание условий для конструктивного диалога поколений,
укрепление социокультурных связей и взаимопонимания между различными
социальными группами;
- формирование у детей и молодежи правовой культуры и гражданской
ответственности, привлечение молодежи к участию в общественно-
политической жизни.
Проекты:
«Развитие гражданского общества» (З-1.11.1, З-1.11.2).
Ожидаемые результаты:
количество
зарегистрированных
социально ориентированных
некоммерческих организаций в республике - до 1560 (З-1.11.1);
доля муниципальных образований республики, в которых реализуются
программы поддержки социально ориентированных
некоммерческих
организаций - 100 % (З-1.11.1);
77
4. СБАЛАНСИРОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
СЦ-2.
Комфортное и безопасное пространство проживания
для полноценной реализации человеческого потенциала.
4.1. Развитие территориального планирования
Республика Саха
(Якутия) является самым крупным по площади
регионом Российской Федерации с численностью населения меньше
1
миллиона человек, плотность населения которой одна из самых низких в
стране. Административно-территориальное устройство представлено
34
муниципальными районами,
2 городскими округами,
48 городскими
поселениями и 361 сельским поселением.
В пространственном отношении территориальную структуру хозяйства
республики образуют районы, объединенные в экономические зоны
-
центральная, западная, восточная, южная и арктическая,
- это крупные
территориальные
образования,
отличающиеся
административно-
территориальной общностью, стабильностью границ, общностью
транспортной и энергетической инфраструктуры, четко выраженной
специализацией хозяйства на основе использования благоприятных
природных и социально-экономических условий территории, географической
близостью, наличием общих экономических, социальных и культурных
связей, схожестью природно-климатических условий.
Формирование крупных пространственных структур обусловлено
реализацией долгосрочных инвестиционных проектов межрегионального и
проектов межмуниципального сотрудничества.
Центральная экономическая зона представлена ГО «Город Якутск» и
ГО
«Поселок Жатай», Амгинским, Горным, Кобяйским, Мегино-
Кангаласским, Намским, Таттинским,Усть-Алданским, Хангаласским и
Чурапчинским муниципальными районами. Центральная Якутия, где
проживает порядка
53,7% населения республики, специализируется на
сервисном бизнесе, промышленности строительных материалов,
агропромышленном производстве.
Западная экономическая зона с численностью
23,9% населения
республики, куда входят Ленский, Мирнинский, Олекминский, Вилюйский,
Верхневилюйский, Нюрбинский и Сунтарский муниципальные районы,
характеризуется, как центр алмазодобычи, нефтегазодобычи, а также на
лесопереработке и агропромышленном производстве.
Восточная экономическая зона включает в себя Томпонский, Усть-
Майский и Оймяконский муниципальные районы
(3,1% населения
республики). Конкурентные преимущества заключаются в наличии крупных
78
месторождений полезных ископаемых: Нежданинское месторождение
золота, Верхнее-Менкеченское серебро-полиметаллическое месторождение,
Агылкинское медно-вольфрамовое месторождение со значительными
запасами серебра.
На территории Южной экономической зоны, включающей
Нерюнгринский и Алданский муниципальные районы (более 12% населения
республики), активно разрабатываются месторождения золота и угля. Доля
промышленности в экономике Южной Якутии достигает 85%. Ключевую
роль в экономическом развитии Южной Якутии играет транспортная
доступность, обеспечивающая постоянную надежную связь с другими
регионами страны и создающая условия для освоения ресурсов макрорайона.
Арктическая зона Якутии (Абыйский, Аллаиховский, Анабарский,
Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский,
Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-
Бытантайский муниципальные районы) с населением
7,2% численности
республики является частью макрорегиона, специализирующейся на
традиционных формах природопользования
(оленеводство, охотничий и
рыболовный промысел).
Сбалансированное территориальное развитие предусматривает
определение мер, направленных на развитие каждого муниципального
образования для достижения общих целей стратегии, сокращение различий в
социально-экономическом развитии, уровне жизни, объеме и качестве
предоставляемых государственных и муниципальных услуг, повышение
экономической и транспортной взаимосвязанности территорий.
В стратегической перспективе пространственное развитие должно
вести к повышению уровня жизни, росту качества человеческого капитала,
созданию доступной и качественной среды проживания населения.
Пространственная справедливость достигается путем обеспечения
равных возможностей для реализации прав и свобод граждан, в том числе на
основе сокращения чрезмерных внутрирегиональных различий в уровнях
социально-экономического
развития
муниципальных
образований
Республики Саха (Якутия).
Преодоление территориальной разобщенности и устойчивое развитие
территорий является принципиальной частью стратегии развития Республики
Саха
(Якутия). К основным вызовам организации пространственной
структуры размещения демографического и производственного потенциала,
формирующим основные тенденции пространственного развития, относятся:
В первую очередь, интенсивное укрепление экономической роли
столицы республики
- города Якутска. Относительно высокий уровень
качества жизни в сочетании с экономическими возможностями сделали
79

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..