СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 11

 

  Главная      Книги - Разные     СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

 

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА - часть 11

 

 

Упрощение процедуры открытия нового бизнеса, связанного с
производством сельскохозяйственной продукции.
Создание информационных банков, содержащих образцы готовых
решений, в том числе типовые проекты семейных ферм и комплексы с
жильём для фермеров.
Стимулирование ремесел, агро- и экотуризма для обеспечения
альтернативной занятости сельского населения.
Повышение эффективности традиционных отраслей.
З-4.1.4. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий,
занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том
числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве.
Обеспечение высокого уровня благоустройства сельских территорий,
интенсивное развитие инфраструктуры (расширение сети автомобильных
дорог с твердым покрытием, газификация, электро-, водо- и теплоснабжение,
развитие связи и сети Интернет и т.д.).
Повышение уровня благоустройства жилья и улучшение жилищных
условий граждан, проживающих в сельской местности.
Обеспечение доступным жильем на селе молодых семей и молодых
специалистов, в том числе путем реализации комплексной компактной
застройки (коттеджные поселки).
Формирование позитивного отношения к сельской местности и
сельскому образу жизни и активизация участия граждан, проживающих в
сельской местности, в реализации общественно значимых проектов.
Улучшение состояния здоровья сельского населения, внедрение ЗОЖ,
спорта и физкультуры.
Обеспечение доступности объектов культуры, культурного досуга.
Улучшение качества образования и материально-технического
состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности.
Повышение уровня занятости сельского населения, создание
высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест.
Повышение доступности кредитных средств для селян.
З-4.1.5. Внедрение эффективных механизмов землепользования для
обеспечения интенсивного роста и обеспечения товарности производства
сельскохозяйственной продукции
Совершенствование оборота сельскохозяйственных земель и
повышение экономической эффективности их использования.
Интенсификация всех видов кормовых источников путем проведения
мелиоративных работ, комплексной механизации и применения удобрений.
200
Применение новых методов возделывания сельскохозяйственных
культур, применение энергосберегающих технологий уборки, заготовки и
хранения кормов.
Организация производства сочных кормов, непосредственно в
хозяйствах.
Проведение
агрохимического
и эколого-токсикологического
обследования земель сельскохозяйственного назначения
Развитие форм межхозяйственной кооперации в производстве,
переработке и приготовлении кормов.
Обеспечение роста урожайности зерновых не менее 15 ц/га, кормовых
культур на зеленую массу не менее 100 ц/га, сена многолетних трав и
естественных лугов не менее 20 ц/га.
Разработка научных методик, рекомендаций и технологий для
проведения работ по снижению зависимости от природно-климатических
условий, сохранению и повышению плодородия почв земель
сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов.
З-4.1.6. Повышение эффективности управления АПК и уровня
кадровой
обеспеченности,
усиление
системы
мотивации
сельскохозяйственного труда.
Управление на основе научно-обоснованной системы ведения
сельского хозяйства и внедрения инноваций и технологий.
Создание эффективной инфраструктуры управления.
Развитие
финансово-кредитной системы агропромышленного
комплекса, создание финансовых институтов развития, включая залоговый
фонд.
Переформатирование деятельности уполномоченных органов
государственной власти Республики Саха (Якутия) на проектное управление.
Создание благоприятного инвестиционного климата и повышение
объема инвестиций в сфере сельского хозяйства.
Совершенствование
системы
финансового
оздоровления
сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Совершенствование системы планирования и подготовки кадров в
полном соответствии с потребностями развития агропромышленного
комплекса.
Создание зонального ресурсного центра на базе образовательных
учреждений агротехнологического профиля.
Основные проекты:
в области развития животноводства
Строительство животноводческих комплексов.
Строительство летников (сайылыков).
201
Создание единой системы промышленного производства жеребятины
на принципах межулусной кооперации.
Строительство конебаз.
Расширение и модернизация свинокомплексов.
Расширение производства птицефабрик.
в области развития растениеводства
Мелиорация земель и повышение плодородия почв.
Строительство зерноскладов.
Строительство высокотехнологичных тепличных комплексов,
предназначенных для круглогодичной эксплуатации с эффективной
площадью под культурами с использованием современной технологии
выращивания растений.
Строительство картофеле-, овощехранилищ по
500,
1000 тонн
единовременного хранения.
в области переработки и производства пищевой продукции
Организация
республиканской
контрольно-производственной
лаборатории в г. Якутске.
Строительство крупных оптово-распределительных центров.
Строительство убойных пунктов.
Организация фирменных магазинов местной продукции.
Строительство и модернизация пищекомбинатов.
Организация рыбоперерабатывающего завода в г. Якутск.
Создание системы заготовки, переработки рыбы и рыбной продукции в
районных центрах арктической зоны Республики Саха (Якутия).
Строительство и модернизации ледников.
Строительство мясного и рыбного консервного завода.
Развитие и расширение Якутского хлебокомбината.
Формирование материально-технической базы, переработки, хранения
и реализации продукции оленеводства в арктических и северных районах.
в области традиционных отраслей
Организация мини-производств по переработке дикоросов.
Укрепление и модернизация материально-технической базы
оленеводства и рыбохозяйственного комплекса.
Организация заготовки, переработки, хранения и реализации
продукции оленеводства и рыбной продукции.
Организация системы заготовки и переработки пушнины, кожевенно-
мехового сырья.
Проведение геоботанических исследований оленьих пастбищ.
Укрепление
и модернизация
производственных
объектов
звероводческих площадок и приобретение племенных клеточных зверей.
202
Мониторинг ресурсной базы.
Строительство рыбоводного завода в среднем течении реки Лена.
Укрепление и модернизация материально-технической базы
охотничьего хозяйства.
Ожидаемые результаты:
1. Рост валовой продукции сельского хозяйства, в
1,8 раза в
сопоставимых ценах к 2030 году.
2. Обеспеченность продукцией местного производства к 2030 году
71%, в том числе по видам продукции:
мясо - до 35%
молоко - до 65%
яйцо - до 76%
картофель и овощи - до 80%,
рыба и продукты рыбные - 72%
3. Уровень общей безработицы в сельской местности в 2030 году - 5%.
4. Снижение уровня бедности в сельской местности до 12% к
2030
году.
5.2.2 Лесная и лесоперерабатывающая промышленность
Цель
(Ц-4.2): Конкурентная лесопродукция и развитие
внутреннего рынка глубокой переработки древесины при условии
неистощительного использования лесного фонда и сохранения
рекреационных свойств леса.
Катализатором развития отрасли может стать промышленное
производство деревянных домов, оптимально сочетающих традиции и
инновационные технологии. Деревянное домостроение является
крупнейшим потребителем лесоматериалов: круглого леса, клееных
конструкций, пиломатериалов, фанеры, древесно-стружечных,
древесно-волокнистых и ориентированно-стружечных плит и т.д.
Перспективы развития промышленного деревянного домостроения
связаны с тенденциями субурбанизации (роста и развития пригородной
зоны), повышением благосостояния населения и ростом спроса на
инновационное экологичное жилье бизнес-класса.
На сегодня роль локомотивов развития отрасли в целом по
республике выполняют порядка
6 компаний, на базе которых и
планируется дальнейшее развитие лесопромышленного комплекса. На
их долю приходится более
35% от объема произведенной на
территории республики промышленной лесопродукции, при этом
производственные мощности загружены чуть более чем на 1/3.
203
Основные лесоэксплуатационные запасы древесины находятся на
территории Ленского, Олекминского, Алданского и Усть-Майского районов,
на долю которых приходит более 50% от ежегодной расчетной лесосеки.
Перспективной в долгосрочном периоде территорией развития
лесопромышленного комплекса республики в целях экспортных поставок
лесопродукции можно рассматривать территорию Усть-Майского района. С
целью развития экспортных поставок из Усть-Майского района планируется
использование автодороги по направлению Белькачи - морской порт Аян
(Охотское море) протяженностью порядка 863 км.
Экстенсивное использование лесов в течение многих десятилетий,
особенно с применением сплошных концентрированных рубок в лучших
насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их
площади и постоянному ухудшению качественного состава лесов в
освоенной части территории лесного фонда. Наблюдается дефицит
эксплуатационных запасов
древесины в зонах расположения
лесопромышленных предприятий и путей транспорта. Это требует, в целях
дальнейшей интенсификации использования лесов, осуществления
мероприятий по повышению их доступности и освоению новых лесных
массивов через развитие транспортной инфраструктуры, то есть лесных
дорог. В настоящее время протяженность лесных дорог в республике
составляет 0,12 км на 1 тыс. га лесных земель.
В настоящее время около 50% лесов имеют давность лесоустройства
более 25 лет, а на площади более 10 млн. га лесоустройство никогда не
проводилось. Требуется модернизация лесоустроительных работ на основе
дальнейшего использования современных дистанционных методов
зондирования поверхности земли, инновационных разработок при
актуализации таксационных и картографических баз данных.
Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без
укрепления его научного и кадрового потенциала. Наиболее остро
ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень
производительности труда, которые обусловлены слабым развитием
социального партнерства.
Задачи и основные мероприятия:
З-4.2.1
разработать меры государственной поддержки предприятий
лесопромышленного комплекса:
- софинансирование работ по лесоустройству на территории
республики;
- создание соответствующей транспортной инфраструктуры;
204
- формирование государственного заказа на поставку продукции
лесопромышленного комплекса для государственных нужд;
З-4.2.2
повысить эффективность освоения лесных ресурсов;
З-4.2.3
оптимизировать территориальное размещение предприятий
лесопромышленного комплекса; приближение мощностей лесопильного
производства к источникам сырья и транспортной инфраструктуре;
З-4.2.4
освоить производства новых видов продукции, в том числе
экспортоориентированной:
- обеспечение комплексной переработки всего заготавливаемого сырья,
увеличение глубины переработки сырья, обеспечение рационального
использования природных ресурсов;
- развитие внутреннего рынка продукции механической обработки
древесины, прежде всего промышленного деревянного домостроения в
экономичном и бизнес-сегментах;
- интеграция науки в лесопромышленный комплекс республики;
реализация инновационных проектов по биоэнергетике, фармацевтическому
производству дигидрокверцитина, микрокристаллической целлюлозы и т.п.;
З-4.2.5
способствовать развитию малого бизнеса в части
заготовки, первичной переработки древесины и использования отходов
производства.
Проекты:
- Освоение системы лесов Ленского и Олекмиского районов;
- Производство ДСП и ЛДСП;
- Реализация маркетинговой стратегии, развитие дилерских сетей;
- Производство биотоплива (топливных брикетов, арболитовых
блоков) из отходов лесопильного и деревообрабатывающего
производств;
- Лесная биотехнология.
Ожидаемые результаты:
Объем заготовки деловой древесины более
800 тыс.куб.м и
выпуск более 250 тыс.куб.м пилопродукции;
Создание более 300 высокопроизводительных рабочих мест;
Выпуск ДСП и ЛДСП порядка 10 000 куб.м продукции ежегодно.
5.2.3.Промышленность строительных материалов
Цель
(Ц-4.3):
Создание
производства
современных
высококачественных
конкурентоспособных
ресурсо-
и
энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций
205
для обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного
строительства и объектов инфраструктуры.
Задачи:
З-4.3.1.
провести техническое перевооружение и модернизацию
действующих, а также создания новых ресурсосберегающих, экономически
эффективных и экологически безопасных производств строительных
материалов, изделий и конструкций в улусах Республики Саха (Якутия);
З-4.3.2.
обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы
для производства основных видов строительных материалов;
З-4.3.3.
привлечь необходимые инвестиции для модернизации
действующих производств, введения новых мощностей и их эффективной
эксплуатации;
З-4.3.4
усилить технологический, научно-производственный и
кадровый потенциал и эффективное научное сопровождение инновационного
развития строительного комплекса.
Приоритетные проекты:
1) Западная Якутия:
Реконструкция комбинатов строительных материалов в г. Мирный, п.
Айхал, п. Светлый Мирнинского района, со сроком реализации - 2023-2027
годы;
Разработка карьера по добыче цеолитов мощностью 200 тыс. т в
Сунтарском улусе;
Завод по выпуску пористого заполнителя на цеолитовом сырье,
мощностью до 10 тыс. куб. м, со сроком реализации - 2026-2030 годы;
Завод керамических материалов широкой номенклатуры, с мощностью
до 10 млн. шт, усл. кирпича, со сроком реализации - 2025-2028 годы.
Организация переработки техногенных и твердых бытовых
(строительных отходов) и использование их в производстве строительных
материалов;
2) Восточная Якутия:
Завод по выпуску сборных железобетонных изделий и конструкций,
мощностью до 20 тыс. куб. м, со сроком реализации - 2025-2030 годы;
Завод по выпуску эффективных стеновых материалов с
использованием золо-шлаковых отходов, мощностью до 10 млн. шт, усл.
кирпича, со сроком реализации - 2025-2030 годы;
Дробильно-сортировочная фабрика, мощностью до 200 тыс. куб. м, со
сроком реализации - 2023-2026 годы;
3) Центральная Якутия:
206
Завод по производству преднапряженной многопустотной плиты,
мощностью до 430 тыс. кв. м. плиты, со сроком реализации - 2022-2024
годы;
Организация выпуска базальтофибро-армированных пенобетонных
блоков, мощностью до 12,6 тыс. куб. м, со сроком реализации - 2024-2026
годы;
Завод керамических материалов широкой номенклатуры, мощностью
до 20 млн. шт. усл. кирпичей, со сроком реализации -2025-2030 годы;
Завод по производству извести, гипсового вяжущего, сухих
строительных смесей, мощностью до
20/40/36 тыс. тонн, со сроком
реализации - 2025-2030 годы;
Расширение и реконструкция цементного производства, мощностью до
500 тыс. тонн клинкера в год, со сроком реализации - 2014-2017 годы;
Организация переработки техногенных и твердых бытовых
(строительных отходов) и использование их в производстве строительных
материалов;
4) Южная Якутия:
Завод по выпуску щебня и песка из отсевов дробления, мощностью до
1 000 тыс. куб. м, со сроком реализации - 2025-2028 годы;
Расширение карьера по добыче гипсового камня Олекминский район,
мощностью до 100 тыс. тонн, со сроком реализации - 2025-2028 годы;
Завод по выпуску сборных железобетонных изделий и конструкций,
мощностью до 20 тыс. куб. м, со сроком реализации - 2025-2030 годы;
Завод по производству гипсового вяжущего повышенной
водостойкости и изделий на его основе, мощностью до 10 тыс. тонн/8 тыс.
куб. м, со сроком реализации - 2026-2030 годы.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение потребностей регионального рынка в строительных
материалах по количеству, ассортименту и качеству, позволяющих
гарантировать возведение прогнозируемых объемов жилищного, социально-
культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и
транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда;
- ускорение технологической модернизации и обновления основных
фондов предприятий по производству строительных материалов, изделий и
конструкций и смежных отраслей,
- снижение энергоемкости производства строительных материалов,
изделий и конструкции.
207
5.2.4. Народные промыслы и ремесла
Цель (Ц-4.4): Расширение производства народных промыслов и
ремесел, создающее условия для развития сельской экономики,
повышения занятости и доходов сельского населения
Народные промыслы и ремесла Якутии, сохраняя уникальную форму
народного творчества, являются отраслью материального производства.
Климатические и природные условия Якутии предопределили развитие
кожевенного и пушно-мехового производства, исторически сложились
традиции кузнечного дела, косторезного искусства. В народном искусстве
мастера достигли высокого совершенства в пошиве национальной одежды,
художественном изготовлении различной утвари, скорняжном деле, резьбе
по дереву, художественном литье.
Повышается интерес населения к развитию ремесел и промыслов,
характеризующийся постоянным совершенствованием уровня мастерства,
развитием новых современных направлений. Ежегодно в республике
проводятся выставки произведений народных мастеров, фестивали моды,
конкурсы среди дизайнеров, способствующие динамичному развитию
ремесел. Ведется подготовка кадров на базе Якутского колледжа технологий
и дизайна традиционных промыслов Якутии.
Такие изделия как «Якутский хомус», «Якутский нож», национальные
украшения из серебра являются узнаваемыми брендами на общероссийском
и мировом уровнях. Мастерство художников-дизайнеров национальной
одежды, снискавшее высокую оценку в мире высокой моды, способствовало
массовой популяризации национальной одежды среди населения республики.
Между тем, наличие сложившейся производственной базы по выпуску
готовых изделий из меха и кожи характеризуется низким уровнем
использования производственных мощностей
(35
-
50%) и освоения
прогрессивных технологий, слабой сегментацией рынка, негибкостью по
отношению к вызовам конкуренции и модных трендов. Несмотря на высокий
потенциал спроса, ассортимент и количество видов выпускаемой продукции
является скудным, и зачастую не отвечает запросам населения и туристов.
Также развитие ремесел в республике характеризуется высокой долей
незарегистрированного самозанятого населения, что не позволяет реально
оценить масштабы развития данной отрасли. При этом малый масштаб
производства, высокая цена, обусловленная производством штучного товара,
авторством работ, не удовлетворяет спрос на изделия эконом-класса.
Негативной тенденцией развития отрасли, при этом своеобразным
индикатором ее высокого потенциала, является массовое появление на
внутреннем рынке дешевых китайских копий национальной одежды и обуви,
стилизованных украшений, посуды, сувенирной продукции.
208
Отрасль объективно созрела для перехода на качественно новый
уровень развития организации производства. Развитие отрасли будет
способствовать смежному развитию звероводства, пушного промысла,
туристской индустрии, повышению занятости в сельских территориях, в
особенности в арктических и северных районах.
Задачи:
З-4.4.1 диверсификация сельской экономики, повышение занятости
и доходов населения:
- поддержка ремесел в сельской местности, создающих рабочие места,
малого бизнеса и всех форм самозанятости;
- создание новых рабочих мест на основе кооперации - создание в
сельской местности специализированных площадок для творческой
самореализации населения, развития самозанятости и стимулирования
предпринимательской инициативы.
З-4.4.2. легализация самозанятого населения:
- создание производственного кластера холдингового типа с
производственными, обслуживающими, логистическими, маркетинговыми
подразделениями, малыми и средними предприятиями;
- отказ от масштабных производственных мощностей и переход на
эффективную мобильную модель малых производств, максимально
удовлетворяющих эластичный спрос и гибко реагирующих на изменения
рыночной конъюнктуры;
- официальная регистрация самозанятых на базе кластера;
- стимулирование развития звероводства, развития пушного
промысла;
- создание логистической схемы по закупу пушнины, шкур диких и
домашних животных;
- централизованное обеспечение зарегистрированных в кластере
самозанятых необходимым сырьем, материалами, инструментами,
оборудованием и иным имуществом по оптовым ценам;
- управление сбытом готовой продукции.
З-4.4.3. повышение конкурентоспособности продукции народных
художественных промыслов и ремесел:
- повышение качества продукции, стандартизация и сертификация
сырья;
- снижение издержек производства и повышение производительности
труда;
- патентное дело;
- стимулирование производства инновационных продуктов народных
художественных промыслов и ремесел, мебели;
209
- создание на основе лучших образцов традиционных ремесел
потенциальных брендов Республики Саха (Якутия) и продвижение их на
российском и мировом рынке.
- развитие партнерства с российскими регионами и зарубежными
странами;
- развитие пушной и меховой выставочно-ярмарочной деятельности.
Проекты:
На базе реализации национального инновационного проекта «Земля
Олонхо»:
1) Создание производственного кластера.
2) Создание республиканской структуры по регулированию авторских
прав.
3) Создание единого центра по закупу сырья у промысловиков и
сельхозпроизводителей, его стандартизации и сертификации.
4) «Международная Сибирская ярмарка пушнины» ежегодная
экспорториентированная ярмарка в г. Якутске с участием субъектов
Российской Федерации.
5) «Дом моды» - создание площадки для дизайнеров и модельеров,
проведение региональных, российских и международных мероприятий.
Ожидаемые результаты:
- повышению занятости населения;
- смежное развитие туристической отрасли, торговли.
5.2.6. Торговля и потребительский рынок
Современное состояние торговли в Республике Саха
(Якутия)
характеризуется как стабильное, с устойчивыми темпами развития, развитой
сетью предприятий торговли.
Потребительский рынок обладает достаточно сильным потенциалом
экономического развития, о чем свидетельствуют стабильные темпы роста
объемов розничного товарооборота, инвестиций (входит в тройку лидеров
Дальневосточного федерального округа по показателям развития торговли).
Исключение составляет арктическая и северная группа улусов, где в
связи с низкой плотностью населения и отсутствием круглогодичного
транспортного сообщения уровень обеспечения услугами торговли ниже
среднереспубликанского.
Отмечаются серьезные
территориальные
диспропорции по уровню обеспеченности торговой площадью.
Потребительский рынок является своего рода индикатором
существующих в экономике социальных и экономических проблем, так как
на долю потребительских расходов (включая услуги) приходится около 64,3
210
процентов всех денежных расходов населения республики. Создание условий
для эффективного развития потребительского рынка, совершенствование
механизма ее регулирования являются одними из важнейших составляющих
экономической политики Республики Саха (Якутия).
Отрасль наиболее привлекательна для малого бизнеса, из общего
количества субъектов малого и среднего предпринимательства
35%
осуществляют деятельность в данной сфере. При этом зачастую именно
торговля
является
"стартовым" видом бизнеса для многих
предпринимателей.
Торговля представляет собой постоянно развивающуюся сферу
обращения живой денежной массы, приложения труда и капитала. Является
постоянным источником, как налоговых доходов бюджетов всех уровней, так
и источником накопления инвестиционных ресурсов для развития и
диверсификации бизнеса.
Сдерживает развитие торговли отсутствие развернутого оптового звена
с соответствующей инфраструктурой (современные складские помещения,
оборудование, специализированный транспорт, цеха доработки, расфасовки,
упаковки продукции).
Среди потенциальных угроз: проникновение на рынок контрафактной
продукции и товаров низкого качества, отсутствие четкой государственной
политики по стимулированию процедур сертификации продукции и
внедрения менеджмента качества.
С учетом территориальных особенностей завоза грузов, а также
платежеспособного спроса населения, с применением механизмов
государственной поддержки будут развиваться оптовое звено, а также
различные форматы розничной торговли, удовлетворяющие запросам всех
участников процесса.
В крупных городах точках роста, где сосредоточены наиболее
платежеспособные потребители, будут созданы условия для развития
торгово-развлекательных центров современного формата, организации
торговых площадей работающих в едином комплексе с магазинами,
ресторанами, кафе, центрами сервисного обслуживания, кинотеатрами и
другими местами проведения досуга.
Получат распространение интернет-магазины, расширится ассортимент
и количество магазинов шаговой доступности, число специализированных
рынков, будут организованы ярмарки и различные малые форматы торговли.
В сельских территориях с ограниченным спросом на товары и услуги,
обуславливающей низкую рентабельность бизнеса, будут создаваться
условия для развития потребительской кооперации, а также условия для
развития малого бизнеса.
211
В арктических и северных районах удовлетворение потребностей
населения прежде всего в социально-значимых потребительских товарах
будет организовано с использованием различных инструментов
государственной поддержки.
Цель
(Ц-4.5):
Удовлетворение платежеспособного спроса
потребителей предложением достаточного количества разнообразных
безопасных и качественных потребительских товаров и услуг.
Достижение цели предусматривает развитие всего сегмента розничной
и оптовой торговли и направлены на создание условий для формирования
комфортной среды для населения Республики Саха (Якутия) через развитие
многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования
роста любых форм предпринимательской активности и сбалансированного
развития всех торговых форматов (малый торговый бизнес, специфические
социально ориентированные форматы, мобильная торговля, нестационарная
торговля, ярмарочная торговля, малый семейный торговый бизнес и т.д.).
Задачи и основные мероприятия:
З-4.5.1 Совершенствование системы обеспечения населения
труднодоступных и отдаленных населенных пунктов социально
значимыми товарами первой необходимости:
- разработка организационно-правового механизма повышения
социально-экономической эффективности функционирования торговли;
- установление правил и условий ведения предпринимательской
деятельности в сфере торговли, удовлетворяющей интересы как
предпринимателей, так и потребителей;
- повышение уровня привлекательности осуществления торговой
деятельности, в первую очередь в малочисленных, труднодоступных и
отдалённых населённых пунктах путем предоставления различных
преференций субъектам малого и среднего предпринимательства;
- для обеспечения сельских территорий товарами и услугами будет
развиваться и поддерживаться различными инструментами государственного
регулирования организация выездной торговли, развитие потребительской
кооперации, различные малые форматы розничной торговли.
З-4.5.2. Развитие добросовестной конкуренции, как основы
формирования предпринимательской активности, повышения
инвестиционной привлекательности отрасли, улучшения качества
жизни населения Республики Саха (Якутия).
- обеспечение качества и безопасности потребительских товаров
(услуг) путем проведения на постоянной основе мониторинга их качества,
развитие системы защиты прав потребителей;
212
- повышение профессионального уровня работников потребительской
сферы;
- легализация теневого оборота, защита регионального рынка от
контрафактной и фальсифицированной продукцией;
- развитие малого семейного торгового бизнеса.
З-4.5.3. Формирование современного многофункционального
потребительского рынка, обеспечение жителей Республики Саха
(Якутия) услугами торговли:
- формирование сектора «социальной» торговли путем внедрения и
реализации социально-значимых инвестиционных проектов по созданию
сети обслуживания льготных категорий населения;
- стимулирование развития социально-ориентированных торговых
форматов (открытие магазинов-дискаунтеров, иных форм торговли).
- развитие дистанционной
(интернет) торговли совместно с
формированием системы почтовой и курьерской доставки, развитием
электронных платежей, в том числе для выхода предпринимателей на рынки
сбыта иностранных государств;
- развитие мобильной и ярмарочной торговли;
- развитие потребительского рынка на территории развития туристкой
индустрии, входящих в туристко-рекреационный комплекс.
З-4.5.4. Организация современной многофункциональной развитой
системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для
сбыта продукции товаропроизводителей Республики Саха (Якутия) и
способствующей оптимальному соотношению на потребительском
рынке местных и завозимых товаров:
- создание современных оптовых торгово-логистических центров,
межрайонных оптовых баз, осуществляющих процессы по хранению,
переработке, расфасовке и предпродажной подготовке товаров местных
производителей, проверки качества производимой и завозимой продукции в
республику в центрах
«роста» агропромышленной экономической зоны
(Якутская столичная агломерация, агропояса, Агропромышленная зона
«Заречье», Вилюйская агропромышленная зона);
- развитие фирменной торговой сети, реализующей продукцию
«Сделано в Якутии» и производимую из высокоэффективного экологически
чистого сельскохозяйственного производства на уровне лучших мировых
стандартов;
- организация
современных
сельскохозяйственных
и
продовольственных рынков для обеспечения максимального доступа малых
и средних сельскохозяйственных производителей к потребителю.
213
Приоритетные проекты:
«Фермерская лавкаª. Создание единой торговой сети, реализующей
продукцию местных производителей, часть из которых будет объединена под
зонтичным брендом «Сделано в Якутии».
«Сельская автолавкаª. Развитие мобильной и ярмарочной торговли,
содействие торговли в сельской местности, в отдаленных населенных
пунктах с низкой плотностью населения путем организации выездных
автолавок для реализации продуктов питания и товаров народного
потребления.
«Социальная адресная продовольственная помощьª. Внедрение
безналичной адресной помощи социально незащищенным слоям населения
для покупки продуктов питания местного производства. Стимулирование
субъектов торговли к организации социально
- ориентированных
торговых форматов по реализации товаров первой необходимости для
наиболее незащищенных слоев населения. В рамках проекта планируется
организация
гарантированного
сбыта
продукции
местных
товаропроизводителей.
«Онлайн торговляª. Создание условий для реализации товаров без
непосредственного контакта продавца и покупателя. Создание и наполнение
информационных ресурсов о товарах (работах, услугах) производимых на
территории Республики Саха (Якутия). Развитие сети курьерских служб
имеющих возможность осуществления международной доставки.
«Создание системы транспортно-логистических узловª. Создание
транспортно-логистических узлов на маршруте федеральных автомобильных
дорог «Лена», «Вилюй».
«Малые логистические центрыª. На базе магазинов со складскими
помещениями в ряде районных центров арктических и северных районов
будут созданы межрайонные логистические центры для оказания
комплексных услуг, ориентированные на малый торговый бизнес, которые
позволят закупать небольшие партии товаров в непосредственной близости
от мест осуществления розничной продажи.
Ожидаемые результаты до 2030 года:
оборот розничной торговли на душу населения - 300 тыс. руб.
обеспеченность населения площадью торговых объектов не менее 1000
кв. метров на 1000 человек.
удовлетворенность требований потребителей по качеству и
безопасности продукции для жизни и населения не менее 70%.
214
5.3. Формирование нового технологического уклада
СЦ-5 Успешный регион «умной экономикиª, магнит технологий
для нового качества жизни с формированием научно-инновационной
системы, обеспечивающей лидерство по конкурентоспособным
направлениям науки, технологий и креативной экономики.
5.3.1. Развитие науки и технологий
Наука выступала движущей силой на всех этапах общественного и
экономического развития республики. Сегодня Республика Саха (Якутия) -
крупный научный центр на северо-востоке страны, представлен
24
организациями науки, в том числе
17 научно-исследовательских
организаций,
4 высших учебных заведения с филиалами в основных
промышленных центрах республики.
Потенциал академической науки представлен
11
научно-
исследовательскими институтами Якутского научного центра Сибирского
отделения Российской академии наук. Развивается вузовская наука в Северо-
Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова, Якутской
сельскохозяйственной академии. Отраслевая наука представлена Якутским
проектным научно-исследовательским институтом строительства, Якутским
научно-исследовательским институтом сельского хозяйства, научно-
исследовательским и проектным институтом «Якутнипроалмаз», Научно-
исследовательским геологоразведочным предприятием АК «АЛРОСА». В
республике созданы всемирно известные научные школы академиков П.И.
Мельникова в области мерзлотоведения, Н.В. Черского - геологии, В.П.
Ларионова - материаловедения, Г.Ф. Крымского, Д.Д. Красильникова
-
космофизических исследований и ряд других.
В 1993 году создана Академия наук Республики Саха
(Якутия),
деятельность которой направлена на научное обеспечение социально-
экономического развития региона, экспертизу научно-технических программ
и проектов, популяризацию научных знаний и достижений ученых
республики, работу с научной молодежью и образовательными
учреждениями.
Работают соглашения Республики Саха (Якутия) с государственными
компаниями, реализующими программы инновационного развития
- АК
«АЛРОСА» (ПАО), ПАО «РАО Энергетические системы Востока», ПАО
«Транснефть», ОАО
«Газпром», ОАО
«Роснефть» и Северо-Восточным
федеральным университетом им. М.К. Аммосова в области образования,
науки и инновационной деятельности.
Наука в республике, на фоне невысоких, в сравнении с ведущими
научными центрами России, показателей финансового и кадрового
215
обеспечения,
демонстрирует
качественно
лучшие структурные
характеристики кадрового потенциала и достаточно высокую
результативность
научно-технической
деятельности.
Превышают
среднероссийские значения доля лиц с ученой степенью в численности
исследователей, число патентных заявок, поданных в Роспатент, из расчета
на
1 млн. экономически активного населения, число публикаций в
рецензируемых научных журналах из расчета на
10 исследователей.
Достигнут относительно высокий уровень молодых исследователей и объем
внутренних затрат на науку из расчета на 1 ученого.
За последние годы обновилась материально-техническая база
перспективных исследований; созданы центры коллективного пользования
научным оборудованием Арктического инновационного центра СВФУ
(рациональное природопользование, науки о земле), Якутского научного
центра СО РАН
(по направлению рациональное природопользование).
Работает станция низкотемпературных натурных испытаний ИФТПС СО
РАН, уникальная научная установка mega science - Якутская комплексная
установка широких атмосферных ливней ИКФИА СО РАН3 и другие.
Перспективы и вызовы развития науки и технологий
В период действия стратегии ожидается ряд глобальных изменений
эколого-климатического, технологического, социального и экономического
характера, создающих риски для общества и определяющих долгосрочные
приоритеты развития науки и технологий. Стоящие перед обществом и
экономикой
«большие вызовы» долгосрочного глобального значения,
необходимость обеспечения геостратегических приоритетов страны,
глобальные изменения определили новую роль науки и технологий в
Российской Федерации как основополагающего элемента решения многих
национальных и глобальных проблем, обусловили необходимость
применения разных методов прогнозирования развития науки и технологий,
совершенствования приоритетов и принципов организации научной и
научно-техничексой деятельности в Российской Федерации4.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 29
августа 2014 года Российской академии наук и Правительству Российской
Федерации поручено начать организацию проведения Комплексных научных
исследований в Республике Саха (Якутия). Российская история подтверждает
необходимость реализации таких решений на самом высоком уровне, о чем
3 Данные ИАС Минобрнауки РФ "Современная исследовательская инфраструктура Российской Федерации"
http://www.ckp-rf.ru.
4 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена указом
Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. ʋ 642.
216
свидетельствует проведенная в
1925 году первая масштабная научная
экспедиция Академии наук СССР по комплексному изучению
производительных сил Якутии, результаты которой легли в основу развития
промышленности, транспортного сообщения, уровня профессионального
образования и повышения качество жизни населения.
Академия наук Республики Саха (Якутия) должна стать экспертным и
координирующим органом региональной научной и научно-технической
деятельности. Важнейшей задачей Академии наук является обеспечение
разработки научно-обоснованного прогноза и рекомендаций устойчивого
социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2050 года.
Ведущую роль Академия наук Республики Саха (Якутия) будет играть в
создании и развитии Всемирного центра мамонта совместно с СВФУ и
иными заинтересованными структурами.
Большую роль в сохранении преемственности науки, формировании
фундаментальных прорывных заделов долгосрочного развития региона по
приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской
Федерации играет сохранение и модернизация научного потенциала
институтов Якутского научного центра Сибирского отделения РАН.
По мере реализации Стратегии науки и технологий Российской
Федерации и Программы комплексных научных исследований в Республике
Саха
(Якутия) будет локализован ряд уникальных исследований
международного значения, включая комплексные исследования суши,
атмосферы и воздушного пространства, шельфа в Восточном секторе
Российской Арктики, изучение мамонтовой фауны, уникальных природных
объектов, графеновых технологий, агротехнологий и других. В этом
направлении необходимо проведение системной работы с Сибирским
отделением РАН, государственными научными фондами, разработки
различных механизмов внебюджетного финансирования научных
исследований, продвижения научных достижений республики в мировом
научном пространстве.
В период действия стратегии будут постоянно повышаться технологии
и стандарты научных исследований; специальное программное обеспечение,
базы данных, высокоточное оборудование станут обязательными
инструментами конкурентоспособных исследований. Обучение методам
исследований станет необходимо уже на стадии общего и
профессионального образования в формате
«мейкерства»
(технологии
работы с big и open data, 3Д - принтинг, дополненная реальность, симуляторы
и другие). Это потребует опережающей подготовки научных кадров.
Научная, научно-техническая и инновационная деятельность станет
неотъемлемой частью деятельности предприятий, соответственно будут
217
востребованы гибкие формы кооперации при производстве знаний, в том
числе по поиску, разведке полезных ископаемых, созданию новых
промышленных технологий. В целом усложнение систем межсекторальных и
межрегиональных тематических взаимодействий в научных исследованиях
предполагают развитие эффективных коммуникаций, новых моделей
формирования и выполнения научных проектов, управления их
результатами,
включая совместное использование научного и
технологического оборудования, формирования объединенных научных
советов фундаментальной, прикладной и отраслевой науки.
В условиях быстрого морального устаревания научных разработок
будет расти роль федеральных и национальных исследовательских
университетов в создании рыночных технологий как «центров компетенций»,
ядер территориальных инновационных производственных кластеров,
способных реализовать проекты «полного цикла» - от идеи до готового
товарного продукта. Северо-Восточный федеральный университет усилит
свое влияние на инновационное развитие региона, как центр концентрации
высококвалифицированных коллективов, обладающий гибкой сетью
коммуникаций, на основе развития перспективных программ магистратуры,
аспирантуры, сети диссертационных советов, участия в федеральных и
региональных
«инновационных кластерах», кооперации с крупными
предприятиями, Российской Академией наук, ассоциацией вузов ДФО и
Федеральных университетов, международными научными коллаборациями,
такими, как Международный Комитет Арктических исследований (IASC),
Университет Арктики (UArctic) и другими.
Дефицит высококвалифицированных специалистов наряду с созданием
благоприятных условий для жизни и работы на обширной научной и
технологической инфраструктуре в других странах и регионах России усилят
конкуренцию между странами и регионами за привлечение ведущих ученых.
Это требует создания эффективных стимулов не только для поддержки
профессионального роста научных кадров, но и комфортных условий
деятельности, формирования новых научных школ по приоритетным
направлениям.
Приоритетные направления развития науки и технологий:
1. Исследование и прогнозирование социально-экономического,
пространственного развития и комплексной безопасности Республики Саха
(Якутия); этно-социального, культурно-исторического развития северных
территорий на современном этапе развития общества; формирование
прогнозных экономико-математических моделей и межотраслевых балансов
Республики Саха (Якутия);
218
2. Передовые цифровые технологии; технологии анализа больших
массивов данных; информационная безопасность; интеллектуальные
производственные технологии и системы управления; компьютерный
инжиниринг;
3. Экологически чистые технологии природопользования, утилизации
отходов жизнедеятельности, адаптированные к условиям Севера;
4. Рациональное природопользование; транспортные, логистические,
энергетические и экосистемы Севера; Субарктики и Арктики, шельфа
Северного Ледовитого океана;
5. Комплексные климатические исследования, изучение глобального
изменения
климата,
влияния
холода
на
жизнеобеспечение,
жизнедеятельность и устойчивость социально-экономических систем;
6. Исследование влияния атмосферы, космической погоды на сложные
технические системы, биосферу и человека;
7. Комплексные,
исторические,
энциклопедические
и
междисциплинарные исследования уникальных природных объектов
Республики Саха (Якутии) (река Лена и другие);
8. Энергоресурсосберегающие технологии; технологии переработки и
транспортировки топливно-энергетических ресурсов; получение энергии с
низкой себестоимостью; интеллектуальные, гибридные энергетические
системы; новые источники энергии;
9. Высокопродуктивные агро- био- пищевые и сельскохозяйственные
технологии в условиях севера; подземные воды криолитозоны; клеточные
биотехнологии, генная и клеточная инженерия; функциональные продукты
питания; селекция сельскохозяйственных животных;
10.
Экстремальная,
Арктическая
медицина;
телемедицина,
эффективные методы диагностики заболеваний; геномная паспортизация
человека, технологии здоровьесбержения;
11.
Технологии получения, адаптации и применения новых
материалов с заданными свойствами; проектирования объектов в условиях
Севера.
Цель (Ц-5.1): Реализация роли науки как надотраслевого ресурса
экономики и движущей производительной силы социально-
экономического развития республики.
Задачи:
З-5.1.1. Сохранение и воспроизводство интеллектуального и
творческого капитала Республики Саха (Якутия);
З-5.1.2
. Закрепление региона как центра конкурентоспособных
исследований мирового уровня в области климата, рационального
219

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..