Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 10

 

  Главная      Книги - Разные     Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

 

Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 10

 

 

Такое снижение коснулось междугородних перевозок. В городском и пригородном
сообщении объем перевозок сохранился на уровне прошлого года. Обновление парка
комфортабельными автобусами для всех типов перевозок позволило бы увеличить
объемы, а следовательно, и доходы от перевозок.
Объем перевезенных пассажиров государственным автомобильным транспортом
общего пользования за 2018 год в Чеченской Республике составил 5,59 млн. человек; по
сравнению с
2017 годом
(7,87 млн. человек) число перевезенных пассажиров
уменьшилось на 29%.
Пассажирооборот за 2018 год составил 392,3 млн. пассажиров/км, что более чем в
2 раза больше, чем в 2017 году (151,7 млн. пассажиров/км).
Промышленный железнодорожный транспорт, включающий в себя комплексы
сооружений, устройств и технических средств транспорта, является важным элементом
транспортной системы Чеченской Республики, обеспечивающим погрузку, выгрузку и
транспортировку грузов внутри отдельных промышленных предприятий, на путях
необщего пользования, а также связь с транспортом общего пользования. Основным
видом деятельности предприятия является перевозка грузов и маневровые услуги.
ГУП Аргунским «Промжелдортрансª на 01.01.2019 г. (по данным Минтранссвязи
ЧР) перевезено 303,7 тыс. т грузов на сумму 13 469,0 тыс. руб. против 132,1 тыс. т груза
уровня соответствующего периода 2018 года, проделана маневровая работа в объеме 519
часов.
В 2018 году по сравнению с 2017 годом доходы увеличились на 48,0% и составили
4,36 млн. руб.
Через территорию Чеченской Республики проходит Транскавказская железная
дорога. Протяженность железных дорог в Чеченской Республике составляет более 700 км.
Железнодорожный узел Грозненского отдела Северо-Кавказской железной дороги
расположен на магистрали Грозный — Гудермес — Моздок — Прохладная — Ростов
(Терский ход). До станции Моздок эксплуатируется однопутный участок. Протяженность
пути от станции Грозный до станции Ищерская
— 116 км. По Терскому ходу
пропускаются транзитные поезда и составы порожних цистерн для погрузки
нефтепродуктов на станции Червленная-Узловая. Поезда формируются на станциях
Грозный и Гудермес.
По территории Чеченской Республики проходят участки Северо-Кавказской
железной дороги
- филиала ОАО «РЖДª. Протяженность железнодорожных путей
общего пользования в Чеченской Республике составляет более 300 км. Грозненский
железнодорожный узел Северо-Кавказской железной дороги расположен на магистрали
225
Грозный - Гудермес - Моздок - Прохладная - Ростов (Терский ход). На подходах к
Чеченской Республике эксплуатируется однопутный участок Стородеревская - Моздок.
Протяженность пути от станции Грозный до станции Ищерская составляет 129 км.
Аэропорт Грозный
(Северный)
— один из крупнейших на юге Российской
Федерации с общей пропускной способностью аэровокзального комплекса
до 350 авиапассажиров в час. Общая пропускная способность грузовых комплексов
сегодня составляет 60 т в сутки.
С 2009 года аэропорту Грозный (Северный) присвоен статус международного
с открытием в нем пункта пропуска через государственную границу Российской
Федерации.
Аэропорт располагает асфальтобетонной искусственной взлетно-посадочной
полосой длиной 2500 м и шириной 45 м. Оборудовано шесть постоянно действующих
мест стоянок воздушных судов и четыре запасных.
По данным Минтранссвязи ЧР на 01.01.2019 г. из аэропорта Грозный (Северный)
совершено 4748 рейсов и перевезено 405 000 пассажиров. Количество рейсов увеличилось
на 1111 ед. и составило 130,5% по сравнению с соответствующим периодом 2017 года
(3637 рейса). Число перевезенных пассажиров по сравнению с соответствующим
периодом 2017 года (285 080 человек) увеличилось на 119 920 человек и составило
142,0%.
За отчетный период через аэропорт Грозный
(Северный) перевезено грузов
в объеме 469 т, что на 24 т меньше, чем в соответствующем периоде 2017 года (95,1%).
За
2018 год доходы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
увеличились на 94,1 млн. руб. и составили 351,4 млн. руб. Расходы по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года также увеличились на 2,8 млн. руб. и составили
289,4 млн. руб.
На момент разработки Стратегии из аэропорта Грозный «Северныйª выполнялись
регулярные рейсы по следующим направлениям:
Внуково—Грозный—Внуково — ежедневно;
Домодедово—Грозный—Домодедово — ежедневно;
Бишкек—Грозный—Бишкек — еженедельно;
Грозный—Стамбул — ежедневно;
Грозный—Пулково—Грозный — три раза в неделю;
Шарджа—Грозный—Шарджа — два раза в неделю;
Ростов-на-Дону—Грозный—Ростов-на-Дону — два раза в неделю.
226
Вызовы, барьеры и ограничения транспортно-логистического комплекса.
Вместе с тем существует целый ряд объективных ограничений, барьеров и вызовов,
мешающих дальнейшему развитию транспортно-логистического комплекса. Подсектор
железнодорожных перевозок характеризуется отсутствием значимых грузовых
транзитных потоков. Требуется ремонт либо восстановление отдельных участков
железной дороги. Крупные производства к железнодорожной инфраструктуре
не присоединены. Отсутствует удобное железнодорожное сообщение с рядом городов
Российской Федерации, где проживают представители чеченской общины. Отсутствует
прямое железнодорожное сообщение со странами Закавказья (помимо Азербайджана).
Имеет место низкое качество услуг как в грузовых, так и в пассажирских перевозках.
Подсектор автомобильных перевозок характеризуется низкой транспортной доступностью
удаленных регионов Республики, а также низким качеством дорожного полотна, особенно
муниципального значения
(удельный вес автодорог общего пользования
с усовершенствованным твердым покрытием — 39%). Существуют секторальные барьеры
(характерные для всех подсекторов): нехватка финансирования (и, как следствие, среди
прочего, отсутствие субсидирования пассажироперевозок); относительно невысокий
уровень внутри- и внешнеэкономической активности; низкий уровень транзита грузов
по территории Чеченской Республики; теневая экономика, оказывающая влияние
на грузоперевозки.
Перспективы развития транспортно-логистического комплекса. Транспортно-
логистический комплекс Чеченской Республики имеет перспективы для развития.
Доступность транспортных услуг для бизнеса может быть значительно повышена
в отношении железнодорожной инфраструктуры, работоспособности отдельных
железнодорожных участков, сроков доставки грузов по железной дороге. Транспортно-
логистический комплекс региона может развиваться, участвуя в транзитных грузопотоках
(в том числе в отношении транспортного коридора «Север—Югª, автомобильной дороги
в Грузию для прямого сообщения с Закавказьем - завершение автодороги строительства
автомобильной дороги Грозный - Шатой - Итум-Кали - Шатили позволит использовать её
как альтернативу Транскавказской магистрали, преимущество этой дороги в возможности
круглогодичной эксплуатации). Имеется потенциал в развитии авиасообщения,
связывающего Чеченскую Республику, другие регионы Российской Федерации и страны
ближнего и дальнего зарубежья.
Для реализации этого потенциала необходима модернизация аэропорта «Грозныйª,
введение в эксплуатацию дополнительных внутрироссийских и международных
маршрутов. Получат развитие как межрегиональные, так и междугородные пассажирские
227
перевозки, что в результате повысит комфортность железнодорожных перевозок
и качество железнодорожного сообщения с регионами. Потенциал развития сектора
сосредоточен также в опережающем развитии дорожной сети и интеллектуальных
транспортных систем, что повысит транспортную доступность удаленных населенных
пунктов, качество дорожного покрытия.
В целевом видении данный сектор представляет собой комфортную и современную
транспортно-логистическую среду для населения и бизнеса, обслуживания транзитных
потоков, в том числе международных.
На первом этапе реализации Стратегии сектор транспортно-логистического
комплекса Чеченской Республики будет сфокусирован на устранении узких мест
инфраструктуры, работе с сектором туризма. В частности, будет сделан упор на
обслуживание туристических потоков в рамках СКФО, повышение доступности
железнодорожной инфраструктуры. Предусмотрены следующие направления работ
государства и бизнеса:
восстановление железной дороги на участке «Грозный—Слепцовскаяª;
модернизация аэропорта «Грозныйª;
замена поезда «Грозный—Москваª на более современный;
организация железнодорожного сообщения с городами, где проживают
представители чеченской общины;
повышение скорости железнодорожной доставки грузов;
повышение доступности удаленных населенных пунктов и качества
дорожного полотна.
На втором этапе реализации Стратегии усилия будут направлены в том числе на
работу с экспортерами и транзитом. Ключевыми точками роста станут обслуживание
транзитных потоков, экспортных потоков и внутрироссийских туристических потоков.
Предусмотрены следующие направления работ государства и бизнеса:
создание сортировочного комплекса
(г. Гудермес) для обслуживания
транзитных потоков;
расширение географии авиарейсов (в пределах Российской Федерации);
дальнейшее улучшение качества дорожного полотна и повышение доли
автодорог с усовершенствованным твердым покрытием, соответствующих
нормативным требованиям;
соединение ключевых туристических объектов («Ведучиª, «Кезеной-Амª)
прямой автодорогой.
228
На третьем этапе реализации Стратегии фокус будет сделан на развитии
транспортных систем на основе искусственного интеллекта. Ключевыми точками роста
станут дальнейшее расширение географии перевозок, транспортные системы на основе
искусственного интеллекта, обслуживание международных туристических потоков.
На третьем этапе предусмотрены следующие направления работ государства и бизнеса:
развитие транспортных систем на основе искусственного интеллекта
(беспилотный транспорт, умный транспорт и пр.);
дальнейшее расширение географии авиарейсов (международные рейсы);
строительство таможенного терминала;
достижение среднероссийских показателей по качеству дорожного полотна
и соответствию нормативным требованиям.
Флагманскими проектами по развитию транспортно-логистического комплекса
Чеченской Республики станут:
строительство нового терминала аэропорта «Грозныйª;
строительство автодороги с усовершенствованным покрытием Беной—
Ведено—Кезеной-Ам;
строительство железнодорожной сортировочной станции в г. Гудермес.
Источниками финансирования инициатив по развитию сектора могут быть:
федеральный бюджет;
региональный бюджет;
ГЧП (концессионные соглашения);
средства зарубежных (в том числе инфраструктурных и инвестиционных)
фондов, например, из стран Ближнего Востока — фонд Абу-Даби;
проектное финансирование банков (ВЭБ, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк).
По итогам реализации Стратегии к 2035 году ожидаются следующие результаты
развития транспортно-логистического комплекса:
по стратегической цели
«Увеличение объемов железнодорожных
перевозокª: грузооборот вырастет в
5 раз и превысит
1 млн. т;
пассажирооборот вырастет в 6 раз и составит 0,7 млн. человек;
по стратегической цели
«Увеличение объемов воздушных перевозокª:
пассажирооборот вырастет более чем в четыре раза и превысит 2,2 млн.
человек; грузооборот увеличится на 64% и составит 810 тыс. т;
по стратегической цели «Увеличение объемов автомобильных перевозокª:
удельный вес автодорог с усовершенствованным твердым покрытием
229
в общей протяженности автодорог увеличится на 32% и составит 59%;
грузооборот вырастет в 3,7 раза и составит 2460 млн. т-км.
7.2. Дорожная инфраструктура
Цель
1. Кардинальное повышение качества транспортно-коммуникационной
системы Чеченской Республики.
Задача 1. Повышение эффективности использования существующих транспортных
коммуникаций.
Задача 2. Реконструкция и развитие региональной автодорожной сети.
Задача 3. Реконструкция и развитие региональной железнодорожной сети.
Задача 4. Развитие авиационной инфраструктуры и авиасообщения.
Цель
2. Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог общего
пользования регионального значения, повышение их транспортно-эксплуатационных
характеристик, повышение безопасности дорожного движения.
Задача
1.
Приведение региональной сети автомобильных дорог общего
пользования, а также мостов и иных искусственных сооружений, в соответствие
с нормативными требованиями к транспортно-эксплуатационному состоянию, развитие
сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального
значения Чеченской Республики.
Задача
2.
Приведение технических параметров дорог в соответствие
с существующей и прогнозируемой интенсивностью движения с целью обеспечения
безопасного пропуска автомобильного транспорта.
Задача 3. Проектирование, строительство, реконструкция автомобильных дорог
общего пользования регионального значения с твердым покрытием до сельских
населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог
общего пользования.
Отдельно необходимо изложить перспективы развития дорожной инфраструктуры
— с точки зрения участия федерального центра, Правительства Чеченской Республики и
частных инвесторов в формировании транспортной инфраструктуры. Прочие аспекты,
имеющие отношения к транспортно-логистическому комплексу
(приоритетному
отраслевому сектору экономики), рассмотрены в разделе 7.1 настоящей Стратегии.
По состоянию на 01.01.2020 г. протяженность автомобильных дорог регионального
значения в Чеченской Республике составляет 3 034,2 км, из них 2 839,2 км имеют твердое
покрытие, в том числе
1 699,4 км с асфальтобетонным покрытием,
1 139,8 км
с гравийным покрытием,
195,0 км с естественным покрытием. Из общей сети
230
автомобильных дорог всего 53 км или 1,75% составляют дороги I и II технической
категории.
На дорогах общего пользования расположено 233 моста протяженностью 7 542,95
погонных метров, из которых необходимо восстановить 116 моста, не соответствующих
современным требованиям по грузоподъемности. На дорогах расположено 1 449 трубных
переходов протяженностью 18 927,5 погонных метра.Изменения в протяженности дорог
произошли за счет передачи автодороги «Грозный—Кизлярª (110,9 км) в федеральную
собственность и уточнение протяженности в связи с паспортизацией дорог.
В то же время качество дорожного покрытия отстает от среднероссийского. Если
в Чеченской Республике удельный вес дорог общего пользования местного значения
с усовершенствованным покрытием в 2019 году составлял 25%, то по России этот
показатель равен
52%, по СКФО 36%, по отдельным регионам группы сравнения
от
70% (Ростовская область и Татарстан) до
99% (Белгородская область). Также
по сравнению с регионами группы сравнения Чеченская Республика характеризуется
самым низким значением за 2019 год показателя «Доля автомобильных дорог общего
пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям,
%ª. Для
Чеченской Республики данный показатель составляет 33%, для России - 55%, для СКФО
- 52%.
В ведении Минавтодора ЧР находится 30 предприятий, в том числе:
22 предприятия, которые обеспечивают содержание автомобильных дорог
общего пользования регионального и межмуниципального значения;
два предприятия по выпуску инертных материалов
(Песчаный карьер
«Стимулª, Белгатоевский «Комбинат дорожно-строительных материаловª);
три предприятия по выпуску асфальтобетонной смеси
(«Асфальт-2»,
«Асфальт-3ª, «Асфальт-4»);
одно предприятие по выпуску железобетонных изделий (ГУП «Грозненский
завод железобетонных изделийª);
один проектный институт (ГУП ПИ «Миндорстройпроектª);
одно государственное казенное учреждение
(ГКУ
«Управление
по обеспечению деятельности Министерства автомобильных дорог
Чеченской Республикиª).
План на 2021-2024 гг.
Значительный объем работ запланирован на 2021-2024 годы.
Будет продолжена работа по строительству новых и реконструкции существующих
дорог и мостов, по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог.
231
Особое внимание будет уделяться выполнению Указа Президента Российской
Федерации от
07.05.2018 г.
№ 204 в части реализации национального проекта
«Безопасные и качественные автомобильные дорогиª по достижению следующих
показателей:
доведение доли автомобильных дорог регионального значения,
соответствующих нормативным требованиям в 2024 году до 50,0%;
доведение доли дорожной сети городских агломераций, находящаяся в
нормативном состоянии в 2024 году до 85,5%;
снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального
значения, работающих в режиме перегрузки в 2024 году до 3,7%.
Также в настоящее время прорабатывается вопрос комплексной реализации в
рамках национального проекта
«Безопасные и качественные автомобильные дорогиª
мероприятий по приведению в нормативное состояние находящихся в аварийном и
предаварийном состоянии искусственных сооружений на автомобильных дорогах
регионального или межмуниципального и местного значения. Минавтодором ЧР активно
ведется работа по подготовке к реализации соответствующих мероприятий.
По мере финансовой возможности планируется строительство развязок на
автодорогах межрегионального значения.
Большой объем работы предстоит выполнить в горных районах республики.
Особое внимание будет уделено выполнению мероприятий по обеспечению
безопасности дорожного движения, обустройству дорог элементами безопасности.
Для обеспечения работ по улучшению дорожной сети и мостов ведется работа по
своевременной разработке ПСД, проведению диагностики состояния дорожных объектов,
мониторингу объектов для проведения ремонтных работ с соблюдением межремонтных
сроков.
Государственная программа «Развитие дорожной отрасли Чеченской Республики
на 2019-2024 годыª включает в себя две подпрограммы.
Подпрограмма
«Дорожное хозяйствоª направлена
на
обеспечение
функционирования и развития сети автомобильных дорог общего пользования
регионального значения, находящейся в ведении Минавтодора ЧР, а также сети
искусственных сооружений и придорожной транспортной инфраструктуры. Программа
включает мероприятия по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту
и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и
искусственных сооружений, производственных баз, изготовлению проектно-сметной
232
документации, аварийно-восстановительных работ, приобретению техники и
оборудования.
В подпрограмме «Дорожное хозяйствоª отдельным блоком выделены мероприятия
по двум региональным проектам национального проекта «Безопасные и качественные
автомобильные дорогиª — «Дорожная сетьª, «Общесистемные меры развития дорожного
хозяйстваª.
Подпрограмма «Обеспечение реализации программыª направлена на обеспечение
деятельности Министерства автомобильных дорог Чеченской Республики как
ответственного исполнителя
(государственного заказчика) программы, выполнение
государственных услуг и работ в рамках ее реализации и повышение эффективности мер
государственного регулирования, направленных на реализацию программы.
Объемы финансирования программы из республиканского бюджета на 2019 год
приведены в соответствие с республиканским законом «О республиканском бюджете
Чеченской Республики на
2019 год и на плановый период
2020 и
2021 годовª
от 27.12.2018 г. №74-РЗ; объемы финансирования 2022 и 2024 годов носят прогнозный
характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании
проекта республиканского бюджета на соответствующий год и плановый период, исходя
из возможностей республиканского бюджета и других источников.
Основной целью реализации мероприятий в рамках программы является
обеспечение развития современной и эффективной дорожно-транспортной
инфраструктуры для снижения транспортных издержек в экономике и создания
безопасных комфортных условий для пассажирских и грузовых перевозок,
что соответствует целям и задачам, поставленным указом Президента Российской
Федерации В. В. Путина от
07.05.2018
№204 и другими поручениями Президента
и Правительства Российской Федерации и Чеченской Республики.
Перспективные проекты по развитию транспортной инфраструктуры описаны
ниже.
1.
Строительство
железнодорожной
ветки
Аргун—Чири-Юрт.
Восстановленный в рамках ФЦП
«Социально-экономическое развитие Чеченской
Республики на 2008-2012 годыª Чири-Юртовский цементный завод не может выйти на
полную проектную мощность в связи с отсутствием восстановленных железнодорожных
подъездных путей. Земельный участок, через который проходит железная дорога, передан
под полигон воинской части Минобороны России, поэтому восстановительные работы
не проведены. На сегодняшний день восстановление железнодорожной ветки
от ст. Заводская
(г. Аргун) до ст. Цементная
(п. Чири-Юрт), в том числе включая
233
строительство самой ст. Цементная, стало актуальным, так как в связи с отсутствием
данной железнодорожной ветки (общей протяженностью 38 км, включая внутризаводские
железнодорожные пути ГУП «Аргунский «Промжелдортрансª, 9 км) завод работает
только на 30% от своей проектной мощности.
Только завершение восстановительных работ по железнодорожной ветке Аргун—
Чири-Юрт позволит вывести Чири-Юртовский цементный завод ОАО «Чеченцементª
на проектную мощность в 1,2 млн. т в год, а также после ввода новой линии по
производству цемента ожидается дополнительно отправка до 1 млн. т в год , из них
хоппер-вагонами 800 тыс. т, вагонами 200 тыс. т. При реализации всех планируемых
проектов26 и выводе их на проектную мощность грузооборот ориентировочно составит
2,95 млн. т в год (8,06 тыс. т в сутки), или более 49 тыс. вагонов в год (около 130 вагонов в
сутки).
2.
Восстановление железнодорожного сообщения Грозный—Назрань.
В 2010 году восстановление железнодорожного сообщения на участке Грозный—
Назрань по предложению Чеченской Республики внесено в перечень перспективных
инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Стратегии социально-экономического
развития СКФО до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 06.09.2010 г. №1485-р.
Эффективному функционированию данного участка железнодорожного сообщения
будет способствовать не только интенсивно растущий внутренний рынок республики,
но и динамичное развитие рынков соседних регионов и стран Закавказья за счет
увеличения грузопассажиропотока в указанном направлении.
Реализация данного проекта сократит время в пути для пассажиров
железнодорожного сообщения и скорость доставки грузов на 4-5 часов за счет прямого
пути (в настоящее время перевозки осуществляются в обход республики), при этом
позволит уменьшить транспортные расходы и, соответственно, снизить цены
на оказываемые услуги. Стоимость объекта в укрупненных ценах на 2017 год составляет
8 600 000 тыс. руб., и стоимость объекта в ценах соответствующих лет составляет:
9 246 720 тыс. руб. в том числе по годам: 2019 год — 4 515 000 тыс. руб., 2020 год —
4 731 720 тыс. руб.
3.
Проработка с Минтрансом России вопроса строительства путепровода на
автомобильной дороге М-4 «Донª - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с
26 Успешно реализуется ввод крупных инвестиционных проектов: по созданию инновационного
строительного технопарка ЗАО «ИСТ Казбекª (мощность 500,016 тыс. т в год), ООО «Индустриальный парк
Шалиª (с окончанием ввода 2021 году планируется отправка готовой продукции в объеме 250 тыс. т в год),
ООО «Агро-Ресурсª (с момента ввода железной дороги планируется отправка грузов в объеме 70 тыс. т в
год).
234
Азербайджанской Республикой - Р-217 (Кавказ). При восстановлении железнодорожной
линии от станции Заводская (г. Аргун) до станции Цементная (п. Чири-Юрт) необходимо
строительство путепровода на автомобильной дороге М-4 «Донª - Владикавказ - Грозный
- Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой - Р-217 (Кавказ) на 669 км (над
железнодорожным путем на окраине с. Мескер-Юрт) ориентировочной стоимостью
1 200 000 руб.
Барьеры и вызовы.
Наиболее значимым финансовым риском является недостаток финансирования
Дорожной отрасли, причины возникновения которого в большей степени определяются
внешними факторами:
недополучение
(выпадение) доходов республиканского бюджета,
незапланированное увеличение расходов, и, как следствие, увеличение
дефицита республиканского бюджета, которое может привести
к пересмотру финансирования ранее принятых расходных обязательств;
изменение конъюнктуры на внутренних и внешних рынках сырья,
строительных материалов и техники в размерах, не позволяющих
обеспечить выполнение заключенных государственных контрактов в рамках
действующего законодательства о закупках для государственных
(муниципальных) нужд;
недостаточную гибкость, а также длительность процедур внесения
в государственные программы Российской Федерации и федеральные
целевые программы корректировок, учитывающих изменение объемов
финансирования из средств бюджетов и ход реализации, в том числе
ускорение, отдельных мероприятий в Дорожной отрасли и их этапов.
Наступление данного риска может повлечь за собой полное или частичное
невыполнение мероприятий и, как следствие, недостижение целевых значений
индикаторов (показателей).
Правовые риски связаны с возможными изменениями законодательства
и приоритетов государственной политики в сфере реализации государственной
программы на федеральном уровне.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска, связанного
с несогласованностью действий исполнителей и участников реализации мероприятий,
осуществляются при помощи следующих мер:
235
выделение промежуточных этапов и составление детальных оперативных
планов реализации мероприятий, осуществление последующего
мониторинга их выполнения;
заблаговременное составление плана государственных закупок, отбор
и привлечение к выполнению работ (оказанию услуг) квалифицированных
исполнителей, формирование четких и исчерпывающих требований
к результатам работ (услуг), ужесточение условий исполнения контрактных
обязательств и применение штрафных санкций, при необходимости - замена
исполнителей работ.
7.3. Энергетическая и коммунальная инфраструктура
Цель. Обеспечение потребителей региона доступной энергетической
и коммунальной инфраструктурой, в том числе путем реализации проектов, направленных
на повышение конкурентных преимуществ региона и опережающее развитие.
Задача
1.
Обеспечение потребителей региона доступной энергетической
и коммунальной инфраструктурой.
Задача 2. Повышение надежности и эффективности инфраструктуры.
Задача 3. Развитие инфраструктуры для проектов, направленных на повышение
конкурентных преимуществ региона.
Задача 4. Стимулирование развития инфраструктуры частными инвесторами.
Энергетика.
Чеченская Республика является уникальным регионом, имеющим в наличии
значительные гидроэнергоресурсы горных рек, протекающих по территории республики.
Освоение гидроэнергетических ресурсов Чеченской Республики в настоящее время
наиболее перспективно. Технический потенциал малых водотоков горной части
Чеченской Республики в целом оценивается в 302,4 МВт. Освоение третьей части этой
мощности может обеспечить электрической энергией большинство удаленных
от основной электрической сети населенных пунктов, включая социальные объекты
и сельскохозяйственную инфраструктуру.
Ключевые вызовы и риски электроэнергетической отрасли:
обеспечение покрытия растущей нагрузки Чеченской Республики, надёжное
электроснабжение потребителей Чеченской Республики и оптимизация
электроэнергетического режима;
236
ухудшение состояния энергосистемы Чеченской Республики вследствие
финансового и экономического кризиса, а также природных и техногенных аварий,
эпидемиологических катастроф;
ограниченность в выполнении мероприятий по переводу потребителей
центральной и восточной части энергосистемы региона на другие центры питания.
В настоящее время возможности выдачи мощности от ПС-330 кВ «Грозныйª
полностью исчерпаны, последняя ячейка отбора мощности задействована. Грозненская
ТЭС нагружена в объеме установленной мощности. Центры питания, расположенные на
территории Чеченской Республики, не имеют запаса мощности. Положения Соглашения
между ОАО «ФСК ЕЭСª и Правительством Чеченской Республики по взаимодействию
в сфере интересов, где обозначено строительство нового питающего центра ПС 330 кВ
«Сунжаª, не выполнены. Интенсивный рост потребления электрической энергии
в центральной и восточной частях энергосистемы Чеченской Республики, приводит
к большим перегрузкам в сети даже в нормальной схеме энергоснабжения.
В целях обеспечения использования гидроэнергетического потенциала на р. Аргун
с иностранной фирмой ООО
«ИнвАркоª заключено соглашение о намерениях
сотрудничества и совместной деятельности по вопросу реализации инвестиционного
проекта строительства каскада ГЭС на р. Аргун.
Строительство первой очереди каскада ГЭС на реке Аргун предполагает
строительство 10 ГЭС общей установленной мощностью в 721,4 МВт.
В рамках Программы энергообеспечения и повышения энергоэффективности
Чеченской Республики реализован проект строительства Кокадойской малой ГЭС
на р. Аргун мощностью 1,3 МВт. В целях налаживания единой системы использования
гидроэнергетических ресурсов республики создано ГУП
«Чеченская генерирующая
компанияª, на базе которого планируется увеличить выработку электроэнергии за счет
поэтапного строительства и ввода малых ГЭС на р. Аргун и на других горных реках.
Разработаны проекты строительства малых ГЭС на р. Аргун:
«Сателлитª
(мощность 1,2 МВт), «Гухойª (2,1 МВт), «Ушкалойª (4,9 МВт), которые в настоящее
время находятся в стадии государственной экспертизы27.
Компаниями группы Газпром реализован проект строительства Грозненской ТЭС
мощностью 360 МВт. В декабре 2018 г. осуществлен ввод в эксплуатацию первого
турбогенератора Грозненской ТЭС, мощность которого составляет 180 МВт, а в июне
2019 года Грозненская ТЭС была введена в эксплуатацию полностью (без теплового
блока), что обеспечит покрытие на 60-80% растущей нагрузки Чеченской Республики,
237
повышение надежности электроснабжения потребителей Чеченской Республики
и оптимизацию электроэнергетического режима в
2020 году. В рамках реализации
данного проекта создано 134 рабочих места28.
С целью обеспечения энергетической безопасности региона, сокращения дефицита
электроэнергии, надежного и бесперебойного электро- и газоснабжения потребителей
республики, разработан комплекс мер, предусматривающий следующее:
реализацию комплексной программы развития электрических сетей Чеченской
Республики, которая предусматривает полное восстановление объектов
электросетевого хозяйства и завершение строительства пусковых объектов
электроэнергетики;
реализацию мероприятий по созданию генерирующих объектов в рамках
отраслевой региональной государственной программы. В период до 2020 года
в рамках данной программы планируется создание объектов по использованию
нетрадиционных и возобновляемых источников энергии Чеченской Республики
(создание установленной электрической мощности
- 56,3 МВт; использование
потенциала тепловой мощности Ханкальского месторождения - 63,0 Гкал/ч)
При недостаточности технических, организационно-правовых факторов
в обеспечении функционирующих свойств систем энергетики возникают угрозы
энергетической безопасности, как системы повышенной опасности. Главной задачей
энергетической безопасности региона является способность ТЭК обеспечивать
потребительский сектор республики достаточными по потребности и качественными
по
характеристикам
энергоносителями
приемлемой
стоимости.
Ввиду
высокодотационности бюджета республики решение этих вопросов возможно только с
привлечением инвестиционных средств естественных монополий:
ПАО
«Газпромª, структурными подразделениями которого являются все
организации газовой отрасли республики;
ПАО «НК «Роснефтьª, которое обладает лицензиями на добычу углеводородного
сырья на территории Чеченской Республики;
ПАО «Россетиª, являющимся собственником большей части электросетевого
хозяйства республики.
В целом для удовлетворения потребности республики в развитии инфраструктуры
необходим стабильный приток частных инвестиций. Однако большинство частных
фондов нацелено на получение прибыли в краткосрочном периоде, в то время как период
окупаемости инфраструктурных проектов может достигать нескольких десятилетий.
238
Мировой опыт решения проблемы - применение модели финансирования проектов, при
которой частный инвестор вкладывает средства в создание необходимой инфраструктуры
для будущего производства, а государство из дополнительных доходов, сгенерированных
новыми предприятиями, возвращает эти средства частному инвестору. Модель
предполагает компенсацию инвесторам их затрат на инфраструктуру за счет будущих
налоговых поступлений от проекта. Модель работает во многих странах и известна под
наименованиями TIF
(Tax Increment Financing, механизм отложенных налоговых
платежей).
Жилищно-коммунальное хозяйство.
На территории республики осуществляют деятельность 33 управляющие компании
и
23 ТСЖ, занимающиеся управлением и содержанием общего имущества
в 1797 многоквартирных домах. Непосредственное управление многоквартирным домом
собственниками помещений выбрано в 4379 домах.
Также функционирует
11 ресурсоснабжающих предприятий, в том числе
ГУП
«Чечводоканалª, МУП
«Теплоснабжениеª г. Грозного, МУП
«Водоканал
г. Грозногоª, МУП
«ЖЭУ-2ª Надтеречного района, МУП
«ПУЖКХ г. Аргунª,
СМУП «ПУЖКХ Курчалоевского районаª, ООО «Транспортникª Наурского района,
ООО «Чистый Ачхойª Ачхой-Мартановского муниципального районаª, ООО «Родникª
Шатойского района, МУП «ПУЖКХ Веденского районаª и «КБОС г. Грозногоª.
В настоящее время в коммунальном хозяйстве Чеченской Республики находится
в эксплуатации 411,91 км тепловых сетей, 5,589 тыс. км водопроводных сетей и 733,9 км
канализационных сетей.
Теплоснабжение
В регионе функционирует 90 котельных общей мощностью 593,4 Гкал/ч, из них
30 нуждается в модернизации (износ которых составляет более 60 %).
Услуги по обеспечению населения и прочих потребителей теплоснабжением
оказывает МУП
«Теплоснабжениеª, МУП
«ПУЖКХ г. АргунªМУП
«ЖЭУ-2»
Надтеречного района,ООО «Чистый Ачхойª, ООО «Транспортникª Наурского района.
Водоснабжение и водоотведение
Система водоотведения в регионе включает в себя:
- канализационные сети;
- 50 канализационных насосных станций мощностью 782,0 тыс. м3/сут., из которых
21 нуждается в модернизации (износ свыше 60%);
-
15 ед. очистных сооружений мощностью
126,3 тыс.м3/сут., из которых
6 нуждается в модернизации (износ свыше 60%).
239
Также в модернизации нуждается 467,1 км канализационных сетей, что составляет
более 60% всех канализационных сетей в республике.
Водоснабжение в Чеченской Республике осуществляется из
536 источников
централизованного водоснабжения, из них 523 подземные, 13 поверхностные. Главным
источником являются подземные водоемы, за счет которых удовлетворяется
97,6%
потребности в воде, а на поверхностные источники приходится 2,4 %. Доля населения
обеспеченного качественной питьевой водой из централизованной системы
водоснабжения в 2019 составила 68,7 % из нецентрализованной системы водоснабжения -
18,4%.
Система водоснабжения Чеченской Республики включает в себя:
- 37 водозаборных сооружений мощностью 432,8 тыс. м3/сут;
- 270 резервуаров для забора и хранения воды объемом 73,1 тыс. м3, из которых
нуждаются в модернизации 156;
-
18 водонасосных станций мощностью
453,4 тыс. м3/сут., из которых в
модернизации нуждаются 6 ед.
Одной из основных проблем водоснабжения в регионе является высокая степень
износа сетей водоснабжения, более 70% сетей нуждается в модернизации.
Перед регионом стоит задача создать условия для модернизации ЖКХ,
инфраструктуры, сохранив при этом доступный уровень платежей граждан за ЖКУ.
Одним из путей решения этой задачи является создание благоприятных условий для
привлечения в отрасль внебюджетных инвестиций. Сфера ЖКХ должна быть
привлекательной для частных инвесторов и бизнеса в целом. Это, прежде всего, связано с
наличием постоянного и развивающегося потребления ЖКУ.
Текущее состояние отрасли с её износом, большими потерями и высоким
потреблением услуг определяет необходимость обеспечить запуск инновационных
инструментов для развития. Приход бизнеса в эту сферу будет обеспечен также благодаря
закону о концессионных соглашениях, в рамках которого в Чеченской Республике ведется
работа по передаче в концессию через публичные конкурсы неэффективных
муниципальных предприятий, работающих в сфере ЖКХ. На сегодняшний день
69 объектов коммунальной инфраструктуры уже переданы частным инвесторам на правах
концессии. При этом общий объем инвестиций концессионеров в указанные объекты
составит 11,6 млн.руб.
С учётом проводимых мероприятий по улучшению платежной дисциплины
по оплате ЖКУ достигнуто значительное снижение просроченной задолженности
населения и юридических лиц перед поставщикам коммунальных услуг.
240
В целях обеспечения привлекательности коммунальных объектов для частных
инвесторов проводится работа по обеспечению государственной поддержки мероприятий
по реконструкции и модернизации инфраструктуры. Так, в
2018 году в рамках
приоритетного проекта
«Обеспечение качества жилищно-коммунальных услугª
на завершение крупных объектов коммунального хозяйства Чеченской Республики,
начатых за период 2008-2012 гг., было предусмотрено финансирование из федерального
бюджета в размере 461,5 млн.руб.
С 01.05.2018 г. запущен механизм перехода к новой системе регулирования
деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в Чеченской
Республике. Проведен конкурсный отбор регионального оператора по обращению
с твердыми коммунальными отходами на территории Чеченской Республики,
победителем которого осуществляется деятельность по сбору, транспортированию,
утилизации и размещению твердых коммунальных отходов на территории Чеченской
Республики в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
В целях улучшения условий ведения бизнеса и повышения инвестиционной
привлекательности региона на территории Чеченской Республики утверждена целевая
модель
«дорожная картаª, призванная сократить сроки прохождения процедур
и их количество, необходимые для подключения к централизованным системам
водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения на территории Чеченской Республики.
В настоящее время все контрольные показатели целевой модели исполнены.
В целом основные направления реформирования и модернизации жилищно-
коммунальной отрасли были обозначены Президентом Российской Федерации
поручениями, сформулированными в Указе от
07.05.2012 г.
№ 600 «О мерах
по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем
и повышению качества жилищно-коммунальных услугª. Необходимо отметить, что
по итогам
2017 года Чеченская Республика вошла в десятку регионов России
по реализации «майских указов» в сфере ЖКХ.
Существенные возможности в модернизации объектов водоснабжения дает
реализация в Чеченской Республике в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период с 2019-2024 гг.ª регионального проекта
«Чистая вода Чеченской Республикиª национального проекта «Экологияª. В рамках
указанного проекта к 2024 году планируется обеспечить не менее 82,6% населения
Чеченской Республики качественной питьевой водой из систем централизованного
водоснабжения, а также не менее 99,05 % городского населения Чеченской Республики,
241
посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных
технологий водоподготовки включая технологии, разработанные организациями
оборонно-промышленного комплекса.
7.4. Строительство (приоритетный сектор).
Цель 1. Обеспечение населения Чеченской Республики качественным жильем,
создание необходимых объектов здравоохранения, культуры, образования,
промышленности, коммунального хозяйства и иных сфер и отраслей народного хозяйства.
Задача
1. Оказание государственной поддержки, снижение административной
нагрузки на застройщиков, в целях обеспечения развития жилищного строительства.
Задача
2. Выработка и реализация механизмов переселения граждан из
непригодного для проживания жилищного фонда.
В настоящее время строительная отрасль относится к числу ключевых сфер
развития Чеченской Республики и во многом определяет решение социальных
и экономических задач ее развития.
Строительный комплекс республики объединяет около
300 подрядных
организаций и предприятий промышленности строительных материалов и конструкций,
проектных, научно-исследовательских и других предприятий различных форм
собственности.
При участии республиканских строительных организаций реализуются
амбициозные инвестиционные проекты. Построены высотные комплексы
«Грозный-Сити-1ª,
«Гудермес-Ситиª,
«Аргун
- Сити-1 и
2ª,
«Шали
- Ситиª,
«Грозненское мореª, крупнейшие в Европе с невероятно красивой архитектурой мечети
«Сердце Чечниª и
«Гордость Мусульманª. Ведутся работы по возведению
многофункционального высотного комплекса «Akhmat-Towerª, который станет первым
в Европе небоскребом, построенным в зоне высокой сейсмической активности. Благодаря
своей уникальности «Akhmat-Towerª станет достопримечательностью не только столицы
Чеченской Республики, но и Российской Федерации в целом.
Участие Чеченской Республики в федеральных целевых программах способствует
развитию строительного комплекса. Так за период с 2001-2017 гг. в рамках реализации
программных мероприятий введены в эксплуатацию 7 870 объектов, в том числе:
6049 объектов жилищного строительства, в т.ч.:
5510 объектов
индивидуальных жилых домов, 76 быстровозводимых домов и 463 муниципальных жилых
домов, общей площадью 1704,8 тыс.кв.м;
242
28 административных зданий площадью 90,363 тыс.м2;
103 объекта здравоохранения на 9534 коек и 10475 посещений;
1007 объекта коммунального хозяйства, в т.ч.: 76 объектов водоснабжения
(в т.ч. 982,49 км водопроводных сетей), 47 объектов теплоснабжения (в т.ч. котельные
мощностью 384,65 Гкал/час и 235,09 км тепловых сетей), 46 объектов водоотведения
(в т.ч. очистные сооружения мощностью 640 тыс.м3/сут.и 92,87 км канализационных
сетей),
825 объектов электроснабжения (в т.ч.
668,16 км электросетей),
13 объектов
газоснабжения (в т.ч. 166,5 км газовых сетей);
22 объекта социального обслуживания на 4344 мест;
275 объектов образования на 92 770 мест;
23 объекта промышленности;
19 объектов физической культуры и спорта, общей площадью
44,953 тыс.кв.м;
45 объектов культуры и кинематографии на 13566 мест;
124 объекта АПК;
145 объектов транспортного и дорожного хозяйства, протяжностью
511,84 км и 3277,65пог.м;
20 объектов стройиндустрии;
12 объектов природных ресурсов и лесного хозяйства.
Объем введенного жилья на территории Чеченской Республики за период
с 2001-2017 гг. составил 6 174,5 тыс. кв.м.
В настоящее время жилищный фонд Чеченской Республики составляет
29,660 млн.кв.м, а численность проживающего населения - 1 478 726 граждан. Уровень
обеспеченности населения жильем на 01.01.2020 г. - 19,17 квадратных метра на человека,
что является одним из наиболее низких показателей по Российской Федерации.
Согласно рейтинга регионов по доступности приобретения жилья по итогам
2019 года Чеченская Республика, в которой минимальное количество лет, необходимых
семье с одним ребенком, чтобы накопить средства для покупки типовой 2-х-комнатной
квартиры, составляет 10,5 лет, также занимает 82 место среди субъектов Российской
Федерации (в 2018 г. - 80 место).
В данной связи в республике проводится активная работа по созданию условий
для развития жилищного строительства и обеспечению населения доступным
и комфортным жильем. Огромным стимулом для увеличения объемов вводимого жилья
стала реализация в регионе национального проекта
«Жилье и городская среда»,
в рамках которого в Чеченской Республике решается комплекс задач, направленных на
243
обеспечение стабильного роста объемов вводимого нового жилья и ликвидацию
аварийных жилых помещений.
В частности, в рамках национального проекта в республике реализуются
два региональных проекта, ставшие главными инструментами обеспечения населения
доступным и комфортным жильем:
-
«Жилье Чеченской Республики», целью которого является стимулирование
программы развития и государственной поддержки жилищного строительства, снижение
административной нагрузки на застройщиков, обеспечение эффективного использования
земель под застройку. Увеличение объемов жилищного строительства в рамках проекта
достигается за счет развития территорий, определенных под строительство жилья. Наряду
со строящимся жильем на таких площадках за счет средств регионального проекта
возводятся объекты социальной инфраструктуры (школы, детские сады, поликлиники),
строятся автомобильные дороги и проводится инженерное обустройство земельных
участков. Ключевыми показателями эффективности реализации проекта является рост
ежегодного общего объема вводимого жилья и дополнительная площадь жилых
помещений, введенных на территориях строящихся жилых микрорайонов за счет
обеспечения таких площадок необходимой инфраструктурой;
-
«Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания
жилищного фонда Чеченской Республики», мероприятия которого направлены на
создание и реализацию механизмов переселения граждан из непригодного для
проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав,
установленных законодательством Российской Федерации.
Тема переселения граждан из аварийного жилья является важной составляющей
региональной жилищной политики. В Чеченской Республике выработан и применяется
эффективный механизм ускоренной реализации региональной программы расселения
аварийного жилья, основанный на приобретении готовых квартир на первичном рынке.
Основой данной работы стало обеспечение тесного взаимодействия между
органами государственной власти, муниципалитетами, застройщиками жилья и
различными структурами, вовлеченными в процесс расселения аварийного жилья.
Благодаря проделанной работе, уже в начале реализации национальных проектов
в Чеченской Республике удалось перевыполнить целевые показатели расселения
аварийного жилья, предусмотренные на 2019 год. В прошедшем году регион расселил
почти в семь раз больше аварийного жилья, чем планировалось (при плановом показателе
710 кв.м (40 чел.) расселено 13 МКД площадью 4,545 тыс.кв.м с переселением 281 чел.).
244
Главной целью ускоренной реализации региональной программы является тот
факт, что в рамках федерального проекта в республике к расселению предусмотрено
58 тыс. кв.м жилья (120 МКД), что составляет 20 % от имеющегося на текущий момент
аварийного жилищного фонда (302,6 тыс.кв.м).
Перспективные направления развития строительной отрасли Чеченской
Республики:
- повышение инвестиционной привлекательности региона, что приведет к
увеличению объема инвестиций и созданию новых рабочих мест;
- увеличение бюджетных инвестиций в создание объектов социальной,
инженерной и транспортной инфраструктуры областной и муниципальной
собственности;
- повышение конкурентоспособности строительных организаций, что приведет к
увеличению оборота и рентабельности предприятий;
- стимулирование развития жилищного строительства за счет оказания
государственной поддержки при реализации проектов массовой застройки стандартным
жильем;
- проведение аукционов на право заключения договоров об освоении территории
в целях строительства стандартного жилья;
- развитие новых территорий с применением механизмов комплексного и
устойчивого развития территорий;
- ликвидация аварийного жилья;
- повышение доступности приобретения жилья населением за счет снижения
стоимости жилья;
- снижение ставок по ипотечным жилищным кредитам с применением
механизмов государственного участия;
- повышение уровня ответственности застройщиков перед гражданами,
вложившими денежные средства в строительство жилья;
- создание жилищного фонда социального использования с применением мер
государственной поддержки.
Ключевыми мероприятиями по развитию жилищного строительства и
обеспечению повышения доступности жилья на территории Чеченской Республики
являются:
- организационное и финансовое обеспечение переселения граждан из аварийных
многоквартирных домов в Чеченской Республике;
245
- повышение сейсмической безопасности населения, снижение сейсмического и
экологического риска в сейсмически опасных районах Чеченской Республики, снижение
ущерба от разрушительных землетрясений;
- предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья;
- мероприятия по обеспечению жилых комплексов экономического класса
объектами социальной, дорожной и инженерной инфраструктуры;
- предоставление государственных жилищных сертификатов на приобретение
жилья;
- приобретение жилых помещений, в том числе на вторичном рынке жилья, в
целях переселения граждан, проживающих в оползневой зоне на территории Чеченской
Республики;
- строительство жилых помещений в целях переселения граждан, проживающих в
оползневой зоне на территории Чеченской Республики.
Строительство многоквартирного жилья
В настоящее время в Чеченской Республике в стадии строительства находится
52 многоквартирных дома общей площадью 778 177 кв.м, жилой площадью 531 513 кв. м,
количество квартир - 6747 ед.
Планируется ввести в эксплуатацию:
- в 2020 году - 15 домов, жилой площадью 99 589 кв. м (1320 квартиры);
- в 2021 году - 14 домов, жилой площадью 183 354 кв. м (2396 квартиры);
- в 2022 году -15 домов, жилой площадью 129 214 кв. м (1637 квартир);
- в 2023 году - 8 домов, жилой площадью 119 355 кв. м (1394 квартиры).
Индивидуальное жилищное строительство
В Чеченской Республике более
80
% строящегося жилья приходится
на индивидуальное жилищное строительство, в связи с чем для региона крайне актуален
вопрос разработки новых механизмов повышения доступности для граждан Российской
Федерации такого жилья и создания дополнительных инструментов государственной
поддержки в данном направлении.
Это, в первую очередь вызывает необходимость обеспечения территорий,
выделенных в республике под индивидуальную жилищную застройку инженерной и
дорожной инфраструктурой, что послужило бы значительному росту темпов и объемов
строящегося жилья. Так, например, в рамках реализуемой государственной программы
«Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан,
проживающих в Чеченской Республикеª разработана Дорожная карта развития ИЖС,
предусматривающая развитие
143-х территорий, отведенных под комплексную
246
индивидуальную жилищную застройку, в 10-ти муниципальных образованиях Чеченской
Республики. Ожидаемым результатом реализации проекта станет увеличение показателя
обеспеченности населения жильем более чем на 1,0 кв.м на 1 человека в год и позволит
обеспечить достижение регионом задачи по увеличению объемов жилищного
строительства, поставленной Президентом Российской Федерации.
На территории Чеченской Республики количество земельных участков,
выделенных под ИЖС, составляет более 90 тысяч единиц общей площадью около 80,0
млн кв.м. При этом застроены указанные участки только на 30 %.
Чеченская Республика стала одним из пяти пилотных регионов России, в которых
проходит апробация разработанного АО «ДОМ.РФª Комплексного решения по развитию
индивидуального жилищного строительства. Вместе с тем, для реализации многих
заложенных в него подходов необходимо адаптировать установленные стандарты
под имеющиеся особенности регионов.
Между тем необходимо отметить, что отобранные для пилотной апробации
территории в полном объеме переданы в частную собственность граждан, часть из них
застроена населением, на остальных участках собственники планируют построить жилые
помещения собственными силами, что является традиционным методом индивидуального
жилищного строительства в республике.
Таким образом целесообразно расширить перечень механизмов поддержки ИЖС
с учетом специфики регионов, предусмотреть возможность государственных мер
поддержки не только на строительство индивидуального жилья, осуществляемого единым
застройщиком, но и на жилье, построенное собственниками самостоятельно.
Тем же фактором обусловлен низкий уровень ипотечного кредитования
в Чеченской Республике, а вернее отсутствие механизмов получения ипотеки
на строительство индивидуального жилого помещения. В настоящее время кредитными
учреждениями практически не рассматривается возможность кредитования строительства
индивидуальных жилых помещений собственными силами граждан. Поэтому необходимы
новые ипотечные продукты, которые позволят получать кредит не только
на строительство типового проекта ИЖС от застройщика, но и на самостоятельное
индивидуальное строительство.
В решении вопроса повышения доступности ипотеки также нужно учитывать
особенности Чеченской Республики, которая на протяжении многих лет является лидером
среди субъектов Российской Федерации по приросту населения (1,4% - более 20 тысяч
человек в год). Согласно данным Росстата население региона является самым молодым
в России (средний возраст жителя зафиксирован на отметке
28,7 года). Как следствие,
247
в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на жилищном учете
в республике состоят 25,6 тысяч молодых семей (более 100 тысяч человек). Традиционно
высок в регионе коэффициент семейственности. Все эти факторы позволяют говорить
о том, что для эффективного решения увеличения темпов индивидуального строительства
жилья в Чеченской Республике необходимы дополнительные меры господдержки,
наиболее действенной из которых стала бы льготная ипотека для многодетных семей
на примере дальневосточной ипотеки.
Увеличение темпов и объёмов строительно-монтажных работ тесно связано с
производством строительных материалов и развитием инфраструктуры рынка
строительной
продукции,
как
важнейшей
части
эффективно
функционирующей строительной отрасли, для чего в республике имеется огромный
потенциал.
Наличие широкой сырьевой базы республики, в которой имеются значительные
запасы известняка, глины, песка, щебня, строительного камня, бутового камня и гипса
делает строительную индустрию инвестиционно-привлекательной, а за счет освоения
горных и предгорных территорий, разработки карьеров по добыче строительных
материалов может обеспечить ещё и существенную долю национального дохода
республики.
В настоящее время особое внимание уделяется реализации крупных
инвестиционных проектов, направленных на внедрение инновационных технологий
в строительстве, реализация которых решит вопрос импортозамещения некоторых видов
строительных материалов.
Реальным механизмом сдерживания ветшания жилищного фонда стала
долгосрочная
(на
30 лет) региональная программа
«Капитальный ремонт общего
имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чеченской
Республики, на
2014-2043 годыª. В региональную программу включено
1 676 многоквартирных домов, расположенных на территории Чеченской Республики.
В рамках реализации программы капитального ремонта с 2014 по 2020 годы
в Чеченской Республике отремонтировано 313 многоквартирных домов, общей площадью
1 201,72 тыс. м2 на сумму 999,143 млн. рублей, благодаря чему улучшены условия
проживания 30 315 жителей республики. Таким образом, можно сказать, что с начала
реализации программы в каждом пятом доме в республике уже проводился капитальный
ремонт.
В целях улучшения жилищных условий жителей Чеченской Республики в рамках
реализуемых социальных программ осуществляется предоставление социальных выплат
248
на приобретение жилья молодым семьям, жителям республики, пострадавшим
от оползневых процессов, и другим отдельным категориям граждан.
Согласно рейтингу регионов по доступности покупки семьями жилья в ипотеку
по итогам
2019 года Чеченская Республика занимает
84 место среди субъектов
Российской Федерации (доля семей, которые могли купить квартиру в ипотеку составила
7,8 %).
Объективными причинами столь низкого показателя доступности жилья являются
невысокий уровень доходов населения, а также слабые темпы развития в республике
ипотечного жилищного кредитования, связанного с недоступностью ипотеки для
подавляющего большинства граждан по причине высоких процентных ставок (в 2019 году
средний уровень процентной ставки по выданным ипотечным кредитам составил 10,8 %).
При этом имеется острая необходимость разработки для Чеченской Республики
специальных ипотечных продуктов, учитывающих демографические особенности
региона. Так, например, при обращении многодетных семей в кредитные организации
за получением ипотечного кредита, подавляющее количество получает отказ по причине
того, что при расчете платежеспособности заемщика учитывается среднедушевой доход,
который при исчислении для многодетной семьи не соответствует требованиям банков.
Необходимо также отметить особенности национального менталитета населения
республики, в которой многодетная семья традиционно является стандартом
демографической семейной модели и соответственно подавляющее количество семей, в
том числе молодых, имеет 3-х и более детей. Уровень дохода большинства многодетных
молодых семей не позволяет им приобрести жилье без государственной поддержки.
Предоставление таким семьям на безвозмездной основе земельных участков в целях
строительства жилых помещений также не представляется возможным в связи с
объективными причинами, связанными с малоземельностью региона и высоким
дефицитом бюджета, не позволяющим обеспечить необходимой инфраструктурой
земельные участки. Рассмотрение альтернативных мер жилищной поддержки
многодетных семей взамен предоставления земельного участка, обеспеченного
инженерной инфраструктурой, в частности предоставления денежной компенсации таким
семьям, также не получило развития в связи с дотационностью регионального бюджета.
По состоянию на текущий момент в качестве нуждающихся в улучшении
жилищных условий на жилищном учете в республике состоит 25,0 тысяч молодых семей.
Сумма средств, необходимых для предоставления им социальных выплат на частичное
погашение стоимости приобретаемого жилья составляет 28,5 млрд.руб. За прошедший
период
2014-2019 годов обеспечено соцвыплатами
182 молодые семьи на сумму
249

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..