Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 11

 

  Главная      Книги - Разные     Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

 

Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 11

 

 

195,2 млн руб. В 2020 году в рамках предусмотренных средств (69,0 млн.руб.) улучшат
жилищные условия всего 64 семьи.
Несмотря на ежегодно предоставляемые в Минстрой России обоснования
необходимой потребности, объемы федеральных субсидий, выделяемых Чеченской
Республике в рамках подпрограммы
«Обеспечение жильем молодых семейª
государственной программы Российской Федерации
«Обеспечение доступным и
комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерацииª,
крайне малы и не позволяют решить обозначенную проблему в прогнозируемом периоде.
250
8. Бюджетная и налоговая политика
В 2018 году план по налоговым и неналоговым доходам республиканского
бюджета был исполнен на 99,78%, что в абсолютном выражении составило 11 141 453,95
тыс. рублей. При этом рост налоговых и неналоговых доходов бюджета составил 0,47%
относительно аналогичных поступлений в бюджет в 2017 году.
По итогам
2018 года налоговые и неналоговые доходы относительно
запланированных были исполнены со снижением на 0,22% при снижении относительно
плана безвозмездных поступлений на
0,27%. В результате этого показатель дохода
республиканского бюджета был исполнен относительно планового показателя на 99,74%,
что составило 75 753 734,53 тыс. рублей.
Расходная часть республиканского бюджета Чеченской Республики в 2018 году
была исполнена на 93,10% относительно плана и составила 75 521 208,28 тыс. рублей.
В итоге, по результатам исполнения республиканского бюджета
2018 года вместо
запланированного дефицита в размере 5 171 021,95 тыс. рублей сложился профицит
в размере 232 526,24 тыс. рублей.
В 2019 году план по налоговым и неналоговым доходам республиканского
бюджета был исполнен на 101,85% или 13 662 581,86 тыс. рублей в абсолютном
выражении. Относительно итогов 2018 года рост налоговых и неналоговых доходов
составил 22,63%.
Безвозмездные поступления в 2019 году были исполнены на 99,77%. А в целом
поступления в республиканский бюджет составили
100,07% от плана или
92 499 353,95 тыс. рублей в абсолютном выражении.
Расходная часть республиканского бюджета Чеченской Республики в 2019 году
была исполнена на 96,14% относительно плана и составила 92 578 028,43 тыс. рублей.
В итоге, по результатам исполнения республиканского бюджета
2019 года
запланированный дефицит в размере 3 863 086,18 тыс. рублей удалось снизить до суммы
в 78 674,48 тыс. рублей.
Долгосрочная налоговая политика Чеченской Республики по формированию
доходов бюджета основана на следующих подходах:
упорядочивание системы налоговых льгот, повышение их адресности
и строгая координация с целями и задачами их предоставления;
совершенствование налогового законодательства Чеченской Республики
в целях недопущения снижения доходов республиканского бюджета при
соблюдении паритета интересов инвесторов и бюджета;
251
сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов и сборов за счет
увеличения объемов безналичных расчетов, формирования максимально
благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков,
совершенствования порядка урегулирования задолженности по налогам
и сборам;
повышение
эффективности
использования
государственного
и муниципального имущества.
Бюджет Чеченской Республики является высокодотационным в связи с низкой
налогооблагаемой базой, недостаточной для обеспечения действующих и принимаемых
расходных обязательств. Одной из причин, оказывающих негативное влияние
на доходную составляющую бюджета Чеченской Республики, является отставание в
развитии финансово-кредитного сектора региональной экономики. Задержка в развитии
сектора произошла в
1990-2000-е годы и выражается в недостаточности
негосударственных инвестиционных ресурсов для создания и развития предприятий. При
этом кредитные организации через финансовые механизмы стимулируют легализацию
денежного обращения и увеличение платежеспособного спроса населения. Это, в свою
очередь, приводит к росту налоговых поступлений в республиканский бюджет.
Слабость банковской системы Чеченской Республики проявляется в отсутствии
организационных структур крупных банковских учреждений на территории республики.
Например, управления ПАО Сбербанк России, обслуживающие территорию Чеченской
Республики, находятся в Ростовской области и Ставропольском крае, что осложняет
сотрудничество с ними органов государственной власти Чеченской Республики и влияет
на активность деятельности банка в регионе. Поэтому Правительству Чеченской
Республики представляется целесообразным проработать вопрос создания
самостоятельного регионального управления непосредственно с руководством Сбербанка
России.
Кроме того, необходима работа по привлечению на территорию республики
и расширению деятельности российских финансово-банковских групп. Особый интерес
может составить сотрудничество с банковскими структурами, работающими
на территории Республики Крым и в условиях антироссийских санкций. Например,
интерес может представлять сотрудничество с АО «Акционерный Банк «РОССИЯª,
обладающим реальным потенциалом для ускорения инвестиционных процессов
в республике.
Помимо этого, в целях повышения инвестиционной активности следует учитывать
особенности региона. Потенциальный интерес в этой связи представляет создание
252
и развитие в Чеченской Республике исламского банкинга. Даже с учетом действующего
законодательства Российской Федерации применение отдельных принципов исламского
банкинга видится возможным, что может быть положительно воспринято в республике
и повлияет на инвестиции в реальный сектор экономики.
Серьезным резервом для развития региональной экономики являются
государственные и муниципальные предприятия. Отдельные государственные
и муниципальные предприятия в Чеченской Республике могут осуществлять
самостоятельную коммерческую деятельность и успешно развиваться. В этих целях для
их последующего развития целесообразно рассмотреть вопрос их докапитализации,
а в дальнейшем акционирования и приватизации.
Настоящая Стратегия призвана снизить риски несбалансированности бюджета
Чеченской Республики, способствовать расширению возможностей региона по
восстановлению реального сектора экономики, способствующего созданию
налогооблагаемой базы. Бюджетная политика Чеченской Республики на предстоящий
период в полной мере учитывает прогнозируемые риски развития экономики и
предусматривает адекватные меры по минимизации их неблагоприятного влияния на
качество жизни населения республики.
Ниже представлены меры по совершенствованию бюджетной системы
Чеченской Республики посредством повышения собираемости налоговых платежей,
совершенствования земельно-имущественных отношений, повышения уровня
администрирования неналоговых поступлений, администрирования бюджетных
и экономических процессов:
1. Меры, направленные на повышение доходов республиканского бюджета
и совершенствование использования бюджетных средств посредством повышения
собираемости налоговых платежей:
легализация трудовых отношений, постановка на учет неработающего
населения и легализация доходов местного бизнеса;
постановка на налоговый учет подразделений организаций из других регионов
Российской Федерации, выполняющих работы на территории Чеченской
Республики, структур вооруженных сил, органов правопорядка и национальной
безопасности, длительное время находящихся на территории Чеченской
Республики;
сокращение срока пользования налоговой льготой по налогу для субъектов
инвестиционной деятельности в Чеченской Республике, не использующих в
253
своей деятельности средства бюджета Чеченской Республики и
осуществляющих вложение средств сроком до пяти лет;
снижение убыточности предприятий Чеченской Республики и исключение
практики искусственной убыточности
(акционирование и приватизация
убыточных предприятий, предоставление неиспользуемых площадей под
инвестпроекты, переход от государственных заданий к конкурентным
процедурам формирования государственных заказов);
усиление контроля за реализацией на территории Чеченской Республики
подакцизных ГСМ;
пересмотр налоговых ставок, взимаемых по упрощенной системе
налогообложения до максимальных
(по налоговому кодексу Российской
Федерации), а также пересмотр видов предпринимательской деятельности при
патентной системе налогообложения;
увеличение налоговых ставок для организаций со штатной численность более
20 человек до максимальных (по налоговому кодексу Российской Федерации);
анализ эффективности применяемых дифференцированных и нулевых ставок
по упрощенной системе налогообложения, а также применения
предпринимателями патентного налогообложения;
пересмотр и повышение ставок К2 по ЕНВД;
повышение ставок на легковые автомобили с мощностью более 250 л. с. до 105
или 120 руб. (уровень Дагестана и Ставрополья соответственно);
повышение эффективности применения льгот по транспортному налогу для
инвалидов и профилактика фиктивной регистрации.
2.
Меры, направленные на повышение доходов республиканского бюджета
и
совершенствование
использования
бюджетных средств
посредством
совершенствования земельно-имущественных отношений:
сокращение налоговых льгот по налогу на имущество организаций
и земельному налогу с юридических лиц;
расширение налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций
в части незавершенного строительства;
привлечение
к
налогообложению участков,
занятых
крупными
инфраструктурными объектами (оборонные и военные объекты);
актуализация перечня недвижимого имущества, в отношении которого
налоговая база определяется как кадастровая стоимость для увеличения
поступлений налога на имущество организаций;
254
актуализация результатов государственной кадастровой оценки объектов
недвижимости;
проведение муниципального контроля земель, выявление собственников
земельных участков и привлечение их к налогообложению, содействие
в оформлении прав собственности.
3. Меры, направленные на повышение доходов республиканского бюджета
и совершенствование использования бюджетных средств посредством повышения
эффективности использования неналоговых поступлений:
ревизионные мероприятия по использованию/ликвидации бесхозного
имущества
(регионального и муниципального), неиспользуемых основных
фондов госимущества;
актуализация перечня сдаваемого в аренду имущества для пересмотра условий
аренды;
анализ финансово-экономической деятельности государственных унитарных
предприятий Чеченской Республики и принятие решений по оптимизации
используемого имущества, повышению эффективности управления и
акционированию.
4. Меры, направленные на повышение доходов республиканского бюджета
и
совершенствование
использования
бюджетных средств
посредством
совершенствования администрирования бюджетных и экономических процессов:
укрупнение региональных учреждений (объединение аналогичных учреждений)
и ликвидация отдельных республиканских учреждений;
развитие механизмов государственного-частного партнерства
(включая
концессионные) для привлечения частных инвесторов к предоставлению
государственных услуг с целью повышения качества услуг и снижению
удельных расходов на их оказание;
активизация инвестиционных процессов и усиление банковской системы
Чеченской Республики: открытие регионального управления ПАО «Сбербанкª,
привлечение российских финансово-банковских структур, например, банк
«Акционерный Банк «РОССИЯª, развитие исламского банкинга;
публикация результатов деятельности госучреждений и других бюджетных
данных в доступной для граждан форме;
внедрение системы мониторинга просроченной кредиторской задолженности
и выявления причин ее возникновения в разрезе подведомственных
учреждений;
255
автоматизация процесса закупочной деятельности
(планирование, контроль
исполнения) и стандартизация требований к закупкам и работе с поставщиками
(унифицированные номенклатурные группы, требования к диапазону цен,
нормативные затраты на обеспечение функции закупок, централизация
конкурсных процедур);
рефинансирование кредитных ресурсов, привлеченных по завышенным
ставкам;
привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете
республиканского бюджета;
совершенствование условий государственных контрактов на предоставление
кредитов для республиканского бюджета кредитными организациями;
внедрение системы ежеквартального мониторинга финансовых ресурсов
муниципалитетов;
заключение соглашений о повышении эффективности использования
бюджетных средств с муниципалитетами, в бюджетах которых доля дотаций
в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 50% собственных
доходов, не имеющих годовой отчетности об исполнении местного бюджета
за этот срок.
Прогноз основных показателей консолидированного бюджета Чеченской
Республики разработан с учетом базового варианта долгосрочного прогноза социально-
экономического развития Российской Федерации на период до 2035 года и разработанного
на его основании Минфином России прогноза основных характеристик бюджетной
системы Российской Федерации, указанных в проекте долгосрочного бюджетного
прогноза Российской Федерации29 (см. Error! Reference source not found., в Приложении
В).
В соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики
от 29.12.2015 г. № 272 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения, периода
действия, а также требования к составу и содержанию бюджетного прогноза Чеченской
Республики на долгосрочный периодª утвержден бюджетный прогноз Чеченской
Республики на период до 2029 года29 (далее - бюджетный прогноз). Бюджетный прогноз
разработан на основе утвержденного на момент его разработки базового варианта
долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2035 года, В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской
29 Источник — распоряжение Правительства Чеченской Республики от 28.03.2017 № 91-р «Об утверждении
бюджетного прогноза Чеченской Республики на период до 2029 годаª.
256
Федерации бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации на долгосрочный период
разрабатывается каждые шесть лет на двенадцать и более лет на основе прогноза
социально-экономического
развития
субъекта
Российской
Федерации на
соответствующий период.
Учитывая тенденции социально-экономического развития республики на
среднесрочный и долгосрочный период, а также фактические показатели исполнения
бюджета за истекший с момента утверждения бюджетного прогноза период, в целях его
актуализации Минфином ЧР пересмотрены показатели консолидированного бюджета
Чеченской Республики на период до 2035 года.
Актуализация прогнозных показателей консолидированного бюджета Чеченской
Республики на период до 2035 года осуществлена исходя из следующих подходов:
Доходы бюджета:
Прогноз поступления налоговых и неналоговых доходов консолидированного
бюджета Чеченской Республики на 2021-2023 годы определен на основе бюджетных
проектировок по налоговым и неналоговым доходам республиканского бюджета и
бюджетов муниципальных образований Чеченской Республики на 2021 год и плановый
период 2022 и 2023 годов. Прогноз поступления налоговых и неналоговых доходов
консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2024-2035 годах рассчитан с
учетом предполагаемого ежегодного роста поступлений в 2024, 2025 годах на 3 %, в 2026-
2035 годах на
4 %. Расчеты произведены на основе экспертной оценки текущего
состояния и динамики развития доходной базы Чеченской Республики в прогнозируемом
периоде.
Прогнозный объем безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет
Чеченской Республики на 2021 и 2022 годы определен на основе бюджетных назначений,
утвержденных на плановый период 2021 и 2022 годов Законом Чеченской Республики
от 16.12.2019 г. № 61-РЗ «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период
2021 и 2022 годовª. Прогноз поступления в бюджет Чеченской Республики субсидий,
субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2023-2035
годы определен с учетом неснижения объемов указанных межбюджетных трансфертов и
сохранения их на уровне 2022 года. Объем дотации на поддержку мер по обеспечению
сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации бюджету Чеченской
Республики в связи с «прямым счетомª на 2021, 2022 год определен на основе графика
сокращения указанной дотации, являющегося приложением к соответствующему
соглашению между Правительством Чеченской Республики и Минфином России. Прогноз
поступления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской
257
Федерации, а также иных дотаций рассчитан с учетом неснижения в 2021-2035 годах
общего объема дотаций из федерального бюджета и сохранения их общего объема на
уровне 2020 года.
Расходы бюджета:
Прогноз расходов консолидированного бюджета Чеченской Республики
осуществлен экспертным путем исходя из необходимости выполнения обязательств
Правительства Чеченской Республики по поэтапному сокращению дефицита бюджета
Чеченской Республики. При этом в расчетах за базовую величину принят дефицит
республиканского бюджета на 2020 г. Прогноз расходов консолидированного бюджета
Чеченской Республики рассчитан исходя из сбалансированности местных бюджетов на
протяжении всего прогнозируемого периода с учетом поэтапной оптимизации расходов
бюджета в целях сокращения дефицита бюджета.
Параметры государственного внутреннего долга Чеченской Республики на период
до 2035 года рассчитаны исходя из условий соглашений между Минфином России и
Правительством Чеченской Республики, устанавливающих в числе прочего ограничения
по предельному объему государственного внутреннего долга Чеченской Республики.
Прогноз основных показателей консолидированного бюджета Чеченской
Республики прилагается (см. Error! Reference source not found., в Приложении В).
258
9. Финансово-организационный механизм реализации Стратегии
Ниже перечислены ключевые мероприятия для повышения эффективности
госуправления в Чеченской Республике:
1.
Совершенствование работы КРЧР: формирование нового интегрального
института развития по модели лучших зарубежных аналогов:
функционал
«единого окнаª для инвестора, поддержка внутренних
проектов
(фабрика проектов), сопровождение развития территорий
опережающего роста, мониторинг инвестиционной активности,
аналитических исследований.
2.
Возложение полномочий по координации работ по цифровому развитию
и повышению эффективности госуправления на одного из заместителей
Председателя Правительства Чеченской Республики, закрепить функции
по выработке и реализации государственной региональной политики
в области цифровой трансформации за Минтранссвязью ЧР.
3.
Повышение доходов республиканского бюджета за счет мер
по повышению собираемости налогов, развитию земельно-
имущественных
отношений,
улучшению
администрирования
бюджетных процессов.
4.
Синхронизация задач реализации Стратегии и проведения бюджетной
и финансовой политики.
5.
Внедрение эффективных механизмов оценки руководителей
министерств и институтов развития по достигаемым конечным
результатам, включая КПЭ, отчетность и механизмы вознаграждения.
6.
Внедрение эффективных механизмов найма сотрудников, регулярной
оценки и аттестации и развития компетенций, включая разработку
собственной программы обучения и поддержку международных
стажировок ключевых сотрудников.
7.
Привлечение талантов и формирование кадрового резерва для усиления
штата проектных офисов, институтов развития Чеченской Республики,
управления флагманскими проектами в приоритетных секторах, запуска
новых бизнес-инициатив в приоритетных секторах.
8.
Повышение эффективности мониторинга и оценки за счет обеспечения
качества статистической информации, совершенствования процесса
(регламента) сбора и обработки статистической информации, внедрения
259
дополнительных контрольных процедур, корректировки системы
стимулов для госслужащих.
9.1. Механизмы реализации Стратегии на уровне Правительства Чеченской
Республики
Механизмы реализации Стратегии основываются на согласованности
и скоординированности деятельности органов исполнительной власти Чеченской
Республики, органов местного самоуправления, инвесторов, предприятий, учреждений
и организаций всех форм собственности, расположенных на территории Чеченской
Республики, и общественных организаций, представляющих интересы региона.
Достижение целей и задач Стратегии будет осуществляться через план реализации
Стратегии, планы мероприятий по развитию приоритетных секторов экономики,
государственные программы Чеченской Республики, схемы территориального
территорий, участие в национальных, федеральных проектах и программах, реализацию
проектов регионального и муниципального уровня с использованием проектного
и процессного методов управления.
План мероприятий, госпрограммы республики и региональные проекты обеспечат
взаимоувязку стратегической цели и задач с ресурсами, исполнителями и сроками
проведения комплекса мероприятий по развитию региона в конкретных отраслях.
Для синхронизации стратегии и проведения бюджетной и финансовой политики
необходимо внедрить цикл управления эффективностью в Правительстве и создать
единый центр стратегического планирования и управления бюджетом. Цикл управления
эффективностью Правительства включает пять этапов:
1. Стратегии и КПЭ министерств
(стратегии министерств, система КПЭ,
государственное задание на управление для министерств
(«соглашение
о результатахª) и эффективные контракты для сотрудников).
2. Мониторинг результатов и оценка эффективности (мониторинг результатов,
оценка реализации стратегии и госпрограмм, оценка деятельности
и эффективности/компетенций министерств).
3. Оценка и вознаграждение сотрудников (оценка сотрудников по результатам,
диалог о результатах, вознаграждение сотрудников).
4. Подготовка докладов о результатах (текущая отчетность, ежегодные отчеты
министерств, консолидированный отчет Правительства).
260
5. Корректировка бюджетов и госпрограмм (корректировка государственного
задания на управление для министерств, корректировка бюджета,
корректировка госпрограмм).
Мониторинг результатов, оценка и общее стратегическое планирование останется
за Минэкономтерразвития ЧР.
Реализация Стратегии потребует пополнения кадрового резерва. Для привлечения
новых талантов будут задействованы различные источники. Например, будет объявлен
общероссийский конкурс на замещение вакансий (при этом будет использоваться опыт
АСИ). Будут привлекаться специализированные компании для отбора
«лидеров
измененийª среди работников госструктур Чеченской Республики; студенты Чеченской
Республики, обучившиеся за рубежом либо завершающие обучение за рубежом; лучшие
выпускники университетов Чеченской Республики; лучшие выпускники проекта
«Командаª; победители (участники) всероссийского конкурса «Лидеры Россииª.
Для мотивирования будут использоваться как нематериальные стимулы, так
и конкурентоспособные компенсационные пакеты. С целью нематериального
стимулирования сотрудникам, участвующим в реализации Стратегии, будут
предоставляться широкие полномочия и возможности влиять на развитие республики,
перед ними будут ставиться динамичные задачи. Для них будет открыт прямой доступ
к Председателю Правительства Чеченской Республики. Глава Чеченской Республики
будет проводить с ними ежегодные встречи. Компенсационный пакет сотрудников,
участвующих в реализации Стратегии, будет включать в себя конкурентоспособную
в регионе заработную плату (в том числе ее бонусную часть), возможность получения
социального жилья и льготы по приобретению жилья в собственность, льготы
на приобретение автотранспорта в собственность, оплату полиса ДМС.
Предполагается, что расширенный состав кадрового резерва Стратегии будет
привлекаться для решения задач по реализации стратегии социально-экономического
развития Чеченской Республики по максимально возможному числу направлений:
участие в работе проектного офиса по реализации Стратегии развития
Чеченской Республики;
усиление институтов развития Чеченской Республики;
управление флагманскими проектами в приоритетных секторах;
развитие международного сотрудничества;
запуск новых бизнес-инициатив в приоритетных секторах;
развитие «Цифровой долиныª на территории Чеченской Республики;
усиление менеджмента наиболее успешных региональных компаний;
261
усиление педагогического состава в университетах и колледжах Чеченской
Республики;
развитие локального бизнес консультанта
(в том числе для разработки
типовых (рекомендуемых для реализации) проектов;
развитие новых медиа для продвижения региона.
9.2. Механизмы реализации Стратегии на уровне институтов развития
В Чеченской Республике создана основа для дальнейшего совершенствования
системы институтов развития.
Первый этап развития системы институтов развития займет менее двух лет и будет
заключаться в формировании институтов развития. За короткое время в Чеченской
Республике созданы ключевые типы институтов развития: КРЧР, финансовые институты
(Гарантийный фонд Чеченской Республики, региональные микрофинансовые организации
по поддержке МСП, фонд имени Шейха Зайеда), прочие институты развития,
повышающие качество
(например, медицинских инноваций или оценки качества
образования).
Второй этап будет нацелен на оптимизацию институтов развития и займет один год.
На втором этапе с учетом задач реализации обновленной Стратегии развития Чеченской
Республики целесообразна оптимизация системы институтов развития в части
упразднения части институтов развития, неэффективных с точки зрения решения
уставных задач институтов, устранение дублирующего функционала институтов развития.
В рамках развития системы институтов развития на первом-втором этапах
реализации Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики
получат развитие КРЧР и Центр развития ГЧП.
КРЧР станет ключевым элементом новой системы институтов развития.
Актуальность ее создания и развития продиктована рядом обстоятельств, в том числе:
ограниченными возможностями федерального бюджета и высокой конкуренцией за
инвестиции со стороны других российских регионов; дефицитом внебюджетных
источников финансирования проектов в Чеченской Республике; ограниченным текущим
функционалом и отсутствием необходимых компетенций в действующих институтах
развития
(люди, процессы, инфраструктура); низкой результативностью привлечения
российских и зарубежных инвестиций в Чеченскую Республику при наличии спроса, в том
числе со стороны стран Ближнего Востока. КРЧР будет способствовать активации новых
точек роста экономики региона, реализации не менее
30 флагманских проектов на
территории Чеченской Республики, повышению эффективности госуправления.
262
Для Корпорации предложены следующие цели:
построение лучших в своем классе процессов привлечения инвестиций;
увеличение прямых инвестиций в экономику Чеченской Республики;
закрепление в топ-20 регионов в Национальном рейтинге состояния
инвестиционного климата (АСИ).
В соответствии с целями КРЧР предлагается придать следующий функционал:
1.
Привлечение инвесторов в продвижение инвестиционного имиджа Чеченской
Республики:
консультационная поддержка локальных и внешних инвесторов
по инвестиционным возможностям в регионе, правовым и налоговым
вопросам, мерам федеральной и региональной поддержки;
экспертиза проектов, подбор площадок, содействие в подготовке
документов и поиске источников софинансирования, разрешительная
документация;
сопровождение инвестиционной сделки
(коммуникации, встречи,
презентации);
работа с внешними консультантами при осуществлении сложных сделок
(например, юридическими и налоговыми консультантами);
взаимодействие с Минэкономтерразвития ЧР в части работы с субъектами
МСП;
обеспечение
наполнения,
актуализации
и
функционирования
информационно-инвестиционного портала Чеченской Республики,
соответствующего лучшим практикам.
2.
Фабрика проектов
— площадка для генерации потока качественных
инвестиционных проектов:
определение механизмов и условий формирования портфеля проектов
(флагманские, типовые (рекомендуемые) и инициативные проекты);
структурирование и сопровождение проектов, в том числе подготовка
финансовой
модели,
информационного
меморандума,
тизера,
презентационных материалов;
разработка совместно с консультантами типовых инвестпроектов
в приоритетных сферах для предложения российским и зарубежным
инвесторам в Чеченской Республике;
263
организация мероприятий (например, форумов) для поиска и выстраивания
отношений с инвесторами;
содействие локальным компаниям в части выставочно-ярмарочной
деятельности за пределами Чеченской Республики.
3.
Содействие созданию и сопровождению деятельности территорий
опережающего роста (ТОР):
формирование рекомендаций Минэкономтерразвития ЧР по ключевым
параметрам планируемых к созданию ТОР (например, набор преференций,
территория размещения, механизм оценки и отбора резидентов);
запуск ТОР
(разрешительная документация, привлечение первых
резидентов);
обеспечение подбора и привлечения управляющей компании ТОР.
С целью повышения инвестиционной активности и поддержки инициативы
предпринимателей на базе КРЧР будет действовать Фабрика проектов. Предполагается,
что все проекты, поступающие на Фабрику проектов, будут классифицироваться по трем
типам: флагманские проекты, типовые
(рекомендованные) проекты и инициативные
проекты.
Инициаторами флагманских проектов будут органы исполнительной власти
и органы местного самоуправления Чеченской Республики. Примеры флагманских
проектов: строительство нового терминала аэропорта г. Грозный; «Цифровая долинаª.
Инициаторами типовых (рекомендованных) проектов будут КРЧР, профильные
министерства и комитеты Правительства Чеченской Республики. Примеры типовых
(рекомендованных) проектов: мобильный убойный цех КРС и МРС, плантация для
выращивания фундука в горных районах, веревочный развлекательный парк для детей.
Центром экспертизы для флагманских проектов и типовых (рекомендованных) проектов
станет Совет по инвестициям при Главе Чеченской Республики .
Инициаторами инициативных проектов станут предприниматели Чеченской
Республики. Центром экспертизы для таких проектов будет выступать КРЧР. Примеры
инициативных проектов: сборочное производство микроавтобусов; строительство
дополнительных складских мощностей; производство удобрений для КРС, МРС и птицы.
Центр развития государственно-частного партнерства будет создан для
масштабной реализации проектов ГЧП в Чеченской Республике. При достижении своего
целевого состояния Центр может являться частью КРЧР. Актуальность его создания
обусловлена следующими факторами: ограниченные возможности федерального
финансирования инфраструктурных проектов; дефицитность регионального бюджета;
264
недостаток навыков структурирования проектов ГЧП; отсутствие эффективного
межведомственного взаимодействия по запуску ГЧП инициатив; потребность в
развертывании современной инфраструктуры в социально значимых секторах Чеченской
Республики (здравоохранение, образование, ЖКХ г.Грозного).
Для Центра развития ГЧП предложены следующие цели:
создание недостающей инфраструктуры в условиях дефицита региональных
программ;
повышение качества социальных услуг;
вывод Чеченской Республики в субъекты-лидеры по эффективности
управления социальной инфраструктурой (здравоохранение, образование,
ЖКХ).
В соответствии с вышеперечисленными целями Центру развития ГЧП предлагается
придать следующий функционал:
1.
Системное развитие ГЧП в Чеченской Республике:
оценка потребности и новых возможностей реализации проектов ГЧП
в Чеченской Республике
(в первую очередь, в сфере здравоохранения,
образования, ЖКХ г. Грозного);
проведение работ по экспертизе и приоритизации потенциальных проектов
ГЧП;
организация консультационно-совещательных процессов с участием
министерств и ведомств Чеченской Республики.
2.
Организация работы с участниками процесса ГЧП:
взаимодействие с федеральным центром развития ГЧП для получения
гарантий, доступа к базе проверенных концессионеров;
взаимодействие с федеральными органами власти
(профильные
министерства, Минфин России, Экспертное управление Администрации
Президента Российской Федерации) в ходе проработки инициатив и
формирования условий соглашений;
взаимодействие с потенциальными отраслевыми инвесторами (определение
перечня потенциальных инвесторов, организация переговорного процесса,
заключение соглашений о намерениях и сотрудничестве).
3.
Сопровождение реализации проектов ГЧП:
формирование и структурирование проектов ГЧП
(разработка бизнес-
планов, структурирование финансирования, участие в формировании
обязательств сторон по ГЧП);
265
юридическое сопровождение проектов ГЧП
(подготовка проектов
соглашений, разрешительной документации);
организация конкурсов на заключение соглашений о ГЧП;
формирование КПЭ и оценка эффективности выполнения проектов.
4. Нормативная и законодательная адаптация:
проработка законодательных инициатив по совершенствованию мер
финансового и нефинансового стимулирования инвесторов в рамках
проектов ГЧП;
проработка предложений по изменению регионального и муниципального
законодательства.
Примером-аналогом для данного института развития является Казахстанский центр
ГЧП.
9.3. Оценка финансовых ресурсов
Для обеспечения реализации Стратегии будут задействованы бюджетные и
внебюджетные финансовые ресурсы. Оценка располагаемого объема бюджетных
финансовых ресурсов произведена на основе долгосрочного прогноза социально-
экономического развития Чеченской Республики на период до 2035 года, разработанного
в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 25.10.2018 г. №Д14и-1973 «О
прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2035
годаª, с учетом сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на период до
2035 года, задач, поставленных
Президентом Российской Федерации в рамках указа Президента Российской Федерации
от
07.05.2018 г.
№204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 годаª, а также на основе анализа сложившейся
ситуации в экономике и социальной сферы Чеченской Республики, тенденций и
перспектив дальнейшего развития, в целях улучшения социально-экономического
положения и благосостояния населения Чеченской Республики.
При подготовке изменений к действующим и создании новых госпрограмм региона
будет использован проектный принцип, предполагающий, что под мероприятия
планируются ключевые проекты. Управление мероприятиями, проектами, группами
мероприятий и проектов будет осуществляться в соответствии с нормативными
правовыми актами о проектном управлении. Приоритетными способами оформления
юридических отношений в рамках реализации Стратегии будут являться: заключение
контрактов, предусматривающих закупку товара или работы (в рамках Федерального
266
закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нуждª), контракты жизненного цикла, концессионные
соглашения, соглашения о ГЧП, инвестиционные соглашения, СПИК, договоры аренды с
инвестиционными обязательствами.
Средства федерального бюджета для реализации Стратегии планируется
привлекать в соответствии с действующими национальными проектами,
государственными программами Российской Федерации, федеральными целевыми
программами, федеральной адресной инвестиционной программой, а также из других
источников в пределах общего объема бюджетных ассигнований, утвержденного
федеральным бюджетом на соответствующий год и плановый период.
Общий объем расходов консолидированного бюджета Чеченской Республики на
реализацию Стратегии в
2018-2035 годах планируется на уровне
1,7 трлн. руб.,
инвестиции в основой капитал за счет всех источников финансирования - на уровне
1,2 трлн руб.
В условиях дефицита городского и республиканского бюджета приоритетным
источником финансирования реализации Стратегии, а также развития территории
г. Грозный и планируемых на его территории ГТОР становятся частные инвесторы.
Согласно мировому и российскому опыту развития инфраструктурных объектов часть
инвестиций может быть покрыта за счет частных инвесторов на основе ГЧП.
9.4. Коммуникационная стратегия
Для реализации Стратегии предлагается создание коммуникационной стратегии
инвестиционного бренда Чеченской Республики. Коммуникационная стратегия
инвестиционного бренда Чеченской Республики будет направлена на разработку
и последующее управление коммуникационной стратегией инвестиционного бренда
Чеченской Республики с целью формирования устойчивого предпочтения целевых групп
инвесторов в отношении Чеченской Республики (геобренда).
Этот уникальный объект формируется из совокупности исключительных свойств
и качеств осуществления инвестиционной деятельности на территории Республики.
Создание бренда Чеченской Республики позволит улучшить инвестиционный климат
и обеспечит поступление инвестиций в инфраструктурные, социальные и другие проекты.
В отношении коммуникационной стратегии инвестиционного бренда необходимо:
сформировать простой, понятный и узнаваемый бренд Чеченской
Республики, который будет отражать идентичность региона;
определить целевые группы инвесторов Чеченской Республики с точки
зрения приоритетных отраслей и географии;
267
сформулировать коммуникационные сообщения Чеченской Республики для
каждой целевой группы инвесторов;
определить эффективные каналы коммуникации Чеченской Республики для
каждой целевой группы инвесторов.
Дополнительным стимулом для привлечения инвесторов будет являться
представительство Чеченской Республики в списках национальных и международных
рейтингов инвестиционной привлекательности регионов.
Попадание Чеченской Республики в рейтинг
«Ведение бизнеса в Россииª
Всемирного Банка, годовые обзоры и информационный портал «Invest in Russiaª РФПИ
позволит предоставить инвесторам полную информацию об инвестиционном климате
региона и возможностях для инвестирования.
268
10. Заключение
Представленная Стратегия социально-экономического развития Чеченской
Республики является основой для разработки государственных программ Чеченской
Республики, схемы территориального планирования Чеченской Республики, плана
мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Чеченской
Республики.
При этом, сроки реализации, объемы и источники финансирования подлежат
уточнению в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
269
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Информация о государственных программах Чеченской
Республики, утверждаемых и реализуемых в целях обеспечения реализации
Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики
Таблица
1. Перечень государственных программ Чеченской Республики, в рамках
которых планируется реализация Стратегии социально-экономического развития
Чеченской Республики
Наименование
Ответственный
Соисполнители
п/п
государственной программы
исполнитель
государственных
Чеченской Республики
государственных
программ
программ
1.
Развитие здравоохранения
Минздрав ЧР
Чеченской Республики
2.
Развитие образования
Минобрнауки ЧР
Комитет Правительства
Чеченской Республики
Чеченской Республики
по дошкольному
образованию
3.
Социальная поддержка и
Минтруд ЧР
содействие занятости населения
Чеченской Республики
4.
Обеспечение доступным и
МС и ЖКХ ЧР
комфортным жильем и
услугами ЖКХ граждан,
проживающих в Чеченской
Республике
5.
Формирование современной
МС и ЖКХ ЧР
городской среды на территории
Чеченской Республики
6.
Защита населения и территорий
Комитет
от чрезвычайных ситуаций
Правительства
Чеченской
Республики по
предупреждению и
ликвидации
последствий
чрезвычайных
ситуаций
7.
Развитие культуры и туризма в
Минкультуры ЧР
Минтуризма ЧР;
Чеченской Республике
Комитет Правительства
Чеченской Республики
по охране и
использованию
культурного наследия
8.
Охрана окружающей среды и
Минприроды ЧР
развитие лесного хозяйства
Чеченской Республики
9.
Развитие физической культуры
Министерство
и спорта Чеченской Республики
Чеченской
Республики по
физической культуре,
270
спорту и молодежной
политике
10.
Развитие молодежной политики
Министерство
Чеченской Республики
Чеченской
Республики по
физической культуре,
спорту и молодежной
политике
11.
Государственная
Минпечати ЧР
информационная политика
Чеченской Республики
12.
Экономическое развитие и
Минэкономтерразвит
Комитет Правительства
инновационная экономика
ия ЧР
Чеченской Республики
Чеченской Республики
по защите прав
потребителей и
регулированию
потребительского
рынка
13.
Развитие дорожной отрасли
Минавтодор ЧР
Чеченской Республики
14.
Развитие промышленности,
Минпромэнерго ЧР
МС и ЖКХ ЧР
энергетики и повышение
энергоэффективности в
Чеченской Республике
15.
Развитие транспортной системы
Минтранссвязь ЧР
и связи Чеченской Республики
16.
Развитие сельского хозяйства и
МСХ ЧР
Управление
регулирование рынков
ветеринарии Чеченской
сельскохозяйственной
Республики
продукции, сырья и
продовольствия
17.
Обеспечение финансовой
Минфин ЧР
устойчивости Чеченской
Республики
271
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Документы стратегического планирования Российской
Федерации и другие документы федерального уровня, учтенные при разработке
Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики
1.
Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской
Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской
Федерации от 17.04.2012 г. №559-р).
2.
Стратегия развития промышленности строительных материалов на период
до
2020 года и дальнейшую перспективу до
2030 года
(распоряжение
Правительства Российской Федерации от 10.05.2016 г. №868-р).
3.
Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030
года (приказ Минпромторга России №651, Минэнерго России от 08.04.2014 г.
№172).
4.
Стратегия развития черной металлургии России на
2014-2020 годы
и на перспективу до 2030 года (приказ Минпромторга России от 05.05.2014 г.
№839).
5.
Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период
до 2020 года (приказ Минпромторга России от 22.12.2011 г. №1810).
6.
Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период
до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.07.2017 г.
№1455-р).
7.
Стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010-2020
годы и на перспективу до 2030 года (приказ Минпромторга России от 22.02.2011 г.
№206).
8.
Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года
и на дальнейшую перспективу (приказ Минпромэнерго России от 06.09.2007 г.
№354).
9.
Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года
(приказ Минпромэнерго России от 07.08.2007 г. №311).
10. Стратегия развития медицинской промышленности Российской Федерации
на период до 2020 года (приказ Минпромторга России от 31.01.2013 г. №118).
11. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации
на период до 2020 года (приказ Минпромторга России от 23.10.2009 г. №965).
12. Энергетическая стратегия России на период до
2030 года
(распоряжение
Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. №1715-р).
272
13. Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. №511-р).
14. Стратегия развития геологической отрасли до
2030 года
(распоряжение
Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. №1039-р).
15. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период
до
2020 года
(приказ Минпромторга России
№248, Минсельхоза России
от 31.10.2008 г. №482).
16. Приказ Минэкономразвития России от
23.03.2017 г.
№132 «Об утверждении
методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-
экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий
по ее реализацииª.
17. Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации
на период до
2020 года
(утверждена Правительством Российской Федерации
24.04.2012 г. №1853п-П8).
18. Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции
в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.12.2016 г. №2592-р).
19. Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации
на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
от 17.08.2017 г. №1756-р).
20. Стратегия развития производства промышленной продукции реабилитационной
направленности до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
от 22.11.2017 г. №2599-р).
21. Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и плана
первоочередных мероприятий на 2013-2015 годы по ее реализации (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 г. №962-р).
22. Транспортная стратегия Российской Федерации до
2030 года
(распоряжение
Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. №1734-р).
23. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации
до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 г.
№877-р).
24. Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации
на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29.02.2016 г. №327-р).
273
25. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской
Федерации от 02.06.2016 г. №1083-р).
26. Доктрина
продовольственной
безопасности
Российской
Федерации
(указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. №120).
27. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации
на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
от 30.11.2010 г. №2136-р).
28. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации
на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
от 02.02.2015 г. №151-р).
29. Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации
на период до 2020 года (приказ Росрыболовства от 30.03.2009 г. №246).
30. Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса
Российской Федерации на период до 2030 года (приказ Минсельхоза России
от 12.01.2017 г. №3).
31. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период
до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г.
№2227-р).
32. Стратегия
научно-технологического
развития
Российской
Федерации
(указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. №642).
33. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период
до 2030 года (утвержден Председателем Правительства Российской Федерации).
34. Национальная стратегия действий в интересах детей на
2012-2017 годы
(указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. №761).
35. Концепция демографической политики Российской Федерации на период
до 2025 года (указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. №1351).
36. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
от 07.08.2009 г. №1101-р).
37. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации
до 2020 года (указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 г. №690).
38. Стратегия государственной культурной политики на период до
2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г. №326-р).
274

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..