Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 9

 

  Главная      Книги - Разные     Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

 

Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 9

 

 

гидротехнические сооружения, осуществление берегоукрепительных работ, принятие мер
по предотвращению негативного воздействия вод и другое.
Для Чеченской Республики в качестве основных направлений адаптации можно
выделить:
- сельское хозяйство;
- лесное хозяйство;
- водное хозяйство и гидротехнические сооружения;
- энергетический комплекс;
- строительство и наземная транспортная инфраструктура;
- туристско-рекреационный комплекс;
- здравоохранение.
Развитие системы гидрометеорологического обеспечения и мониторинга
загрязнения окружающей среды в Чеченской Республики
Трудно назвать отрасль экономики Чеченской Республики, которая не являлась
бы погодозависимой и климатозависимой. К числу потребителей услуг
гидрометеорологической деятельности и деятельности в области мониторинга
окружающей среды относятся государственные органы, практически все сектора
экономики, здравоохранение и физические лица. Работа метеорологических служб имеет
жизненно важное значение для адаптации к изменению климата и смягчению
его последствий.
Основой государственной системы получения информации о состоянии
окружающей среды является наблюдательная система, включающая в себя наземную сеть
стационарных и подвижных пунктов, предназначенных для наблюдения за физическими
и химическими процессами, происходящими в окружающей среде. Задачами сети
являются определение гидрометеорологических и гелиогеофизических характеристик
среды, а также определение уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв и водных
объектов.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
России (Росгидромет) - федеральный орган исполнительной власти, одной их задач
которого является формирование и обеспечение функционирования государственной
наблюдательной сети, а также совмещение функций климатической (основа мониторинга
климата) и синоптической (основа оперативного гидрометеорологического обеспечения).
200
Система наземных метеорологических и гидрологических наблюдений.
В целях получения необходимой для качественного прогнозирования информации
в условиях изменения климата, следует обеспечить:
- расширение, оптимизацию и модернизацию состава наблюдательной сети;
- внедрение современных методов прогнозирования, адаптированных к условиям
республики и обеспечивающих повышение заблаговременности и оправдываемости
прогнозов, включая введение мобильных комплексов и средства дистанционного
зондирования;
- создание информационной системы, позволяющей систематизировать
и интегрировать информацию государственной, ведомственной и региональной
(при их наличии и соответствующем контроле качества данных) наблюдательной сети
в комплексе;
Вся агрометеорологическая и агроклиматологическая информация, которую можно
использовать для обеспечения и повышения доходов при производстве
сельскохозяйственной продукции, относится к агрометеорологическому обслуживанию.
В условиях климатической изменчивости могут измениться температурные
характеристики территории, ее влагосодержание. В этой связи возрастает риск снижения
степени оправдываемости прогноза и агрометеорологических рекомендаций по учету
погодных условий при выращивании сельскохозяйственных культур. Количество
агрометеорологических постов, периодичность измерений агрометеорологических
параметров на поле, количество измеряемых агрогидрологических свойств почв
в настоящее время недостаточно для учета влияния изменения климата на урожайность
сельскохозяйственных культур.
Система мониторинга загрязнения окружающей среды.
Система государственного мониторинга загрязнения окружающей среды
в Чеченской Республике включает в себя сеть станций и постов Росгидромета,
предназначенных для проведения долгосрочных, систематических наблюдений.
В Чеченской Республике функционируют
13 постов наблюдения за состоянием
загрязнением атмосферы в муниципальных районах,
1
- в городе Грозном и
14
гидрологических пунктов наблюдения поверхностных водных объектов.
В связи с участившимися аномальными природными явлениями система
мониторинга загрязнения окружающей среды нуждаются в новом подходе. Акцент
необходимо сделать на оперативное получение информации о состоянии природной среды,
что может повысить безопасность и уменьшить негативное воздействие на население,
экосистемы и объекты экономики региона.
201
В части мониторинга загрязнения атмосферы рекомендуется ввести в программу
наблюдений определение химических соединений, оказывающих непосредственное
влияние на климатическую ситуацию (мониторинг парниковых газов) и уделить внимание
трансграничному переносу загрязняющих веществ на территорию республики.
Необходимо дооснащение сети датчиками непрерывного слежения за содержанием
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в городах республики и по периметру
административной границы.
Поверхностные водные объекты
- системы, наиболее подверженные влиянию
климатических изменений. Качество вод может существенно изменяться
при возникновении разливов, подтоплений, наводнений, экстремально-высоких
температур, сильных нагонных ветров.
Действующая обязательная государственная система наблюдений за состоянием
водных объектов нуждается в некоторой корректировке и дополнениях. Особенно остро
недостаточность информации о качественных и количественных характеристиках водных
объектов проявляется при решении крупных водохозяйственных задач на главных водных
объектах Чеченской Республики. Обеспечение компетентных уполномоченных органов
и водопользователей достоверной информацией о состоянии водных объектов и качестве
воды в них
(в первую очередь в источниках питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения, а также других видов водопользования) является задачей мониторинга
природных вод.
Увеличение пунктов наблюдений, периодичности наблюдений, количества
определяемых параметров на водных объектах, а также организация наблюдений
за расходом воды для оценки трансграничного переноса загрязняющих веществ позволит
подготовить защитные меры по снижению воздействия опасных гидрометеорологических
явлений. Можно также рекомендовать создание геоинформационной системы (ГИС)
по качеству вод и гидрометеорологическим характеристикам водных объектов
на территории Чеченской Республики.
Достижения в сфере экологической безопасности.
В целях снижения негативного воздействия на окружающую среду и снижения
доли захоронения долго разлагающихся отходов органами исполнительной власти
и органами местного самоуправления введен раздельный сбор отходов пластика,
макулатуры, отработанных люминесцентных, ртутных ламп и градусников, бытовых
термометров, отработанных источников малого тока
(батареек) с дальнейшей их
передачей для утилизации или вторичной переработки.
202
Утверждена территориальная схема обращения с отходами, выбран региональный
оператор по обращению с отходами, с началом деятельности которого внедрение системы
раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории Чеченской Республики
примет более расширенный формат.
Чеченская Республика принимает активное участие в реализации федерального
проекта «Чистая странаª, в рамках которого в 2016-2019 годы реализованы мероприятия
по ликвидации 35 объектов накопленного экологического вреда (заброшенных бесхозных
амбаров и котлованов с отходами нефтедобычи
1970-80-х годов) и рекультивации
прилегающих загрязненных территорий. По результатам мероприятий в хозяйственный
оборот возвращено более
122,300 га рекультивированных земель, улучшены
экологические условия для проживания 239 тыс. чел.
Также Чеченская Республика участвует в реализации государственной программы
Российской Федерации
«Воспроизводство и использование природных ресурсовª, в
рамках которой из федерального бюджета предоставляются субвенции на осуществление
переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений
и субсидии на софинансирование мероприятий региональных программ в области
использования и охраны водных объектов.
В рамках осуществления переданных отдельных полномочий Российской
Федерации в области водных отношений проведены мероприятия:
по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос
на участках водных объектов в пределах населенных пунктов общей
протяженностью нарастающим итогом 2011-2019 годов 1393,48 км;
по закреплению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос
водных объектов специальными информационными знаками в пределах
населенных пунктов на участках общей протяженностью 1199,98 км;
по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его
последствий в отношении водных объектов, по расчистке и спрямлению
участков русел рек в пределах населенных пунктов общей протяженностью
нарастающим итогом 2007-2019 годов 28,295 км.
В рамках реализации региональных программ в области использования и охраны
водных объектов по состоянию на 01.01.2020 реализованы следующие мероприятия:
в рамках капитального ремонта гидротехнических сооружений приведены
в безопасное техническое состояние десять гидротехнических сооружений
общей протяженностью 53,7 км;
203
в рамках капитального строительства берегоукрепительных сооружений
реализован один объект общей протяженностью 1,176 км;
в рамках экологической реабилитации водных объектов проведены
мероприятия на четырех водных объектах (три озера, одно водохранилище)
общей площадью 1124 га.
Численность населения, проживающего на территории, защищенной в результате
проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод
с нарастающим итогом 2007-2019 годов, составляет 59 309 человек.
Участие в федеральных проектах в сфере экологии.
Для улучшения экологической ситуации и сохранения уникальных природных
комплексов в соответствии с поставленными в указе Президента Российской Федерации
от 07.05.2018 г. № 204 целями Чеченская Республика участвует в нескольких федеральных
проектах, входящих в состав национального проекта «Экологияª, в том числе:
«Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем
ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде
и несанкционированных свалок в границах городовª; в рамках проекта планируются
мероприятия по рекультивации 15 объектов накопленного вреда окружающей среде;
«Сохранение уникальных водных объектовª;
«Сохранение лесовª;
«Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами на
территории Чеченской Республикиª.
В рамках реализации проекта запланированы следующие мероприятия:
создание мусоросортировочных комплексов в Ачхой-Мартановском районе
(мощность 50 тыс. т в год), г. Грозный (мощность 200 тыс. т в год), Гудермесском районе
(мощность 100 тыс. т в год), Надтеречном районе (мощность 20 тыс. т год), Шалинском
районе (мощность 100 тыс. т в год),;
разработка проектной документации и строительство
«Технопаркаª
(г. Грозный) в 2024 году.
Целевым результатом является обеспечение экологической безопасности
в Чеченской Республике
(включая сохранение и восстановление природной среды),
качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека
и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде
вследствие хозяйственной и иной деятельности, обеспечение гидрометеорологической
безопасности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных
изменений климата.
204
6. Основные направления пространственного развития
В соответствии со
«Стратегией пространственного развития Российской
Федерации на период до
2025 годаª
(утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 13.02.2019 г. №207-р), Чеченская Республика — приоритетная
геостратегическая территория Российской Федерации, расположенная на Северном
Кавказе и обеспечивающая территориальную целостность, единство правового
и экономического пространства страны и безопасность государства.
Основными направлениями социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации, относящихся к приоритетным геостратегическим территориям
Российской Федерации, расположенным на Северном Кавказе, являются:
повышение доступности получения качественного образования на всех
уровнях образовательного процесса, в том числе за счет строительства
и реконструкции объектов общеобразовательных организаций и создания
новых мест в общеобразовательных учреждениях;
содействие повышению мобильности трудовых ресурсов в целях снижения
напряженности на локальных рынках труда путем стимулирования
привлечения трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации,
которые являются приоритетными для привлечения трудовых ресурсов;
создание системы управления в сфере туризма в Северо-Кавказском
макрорегионе;
совершенствование существующих и создание новых институтов развития,
в том числе особых режимов ведения предпринимательской деятельности;
содействие выявлению, сохранению и развитию традиционных народных
промыслов;
содействие увеличению пассажиро- и грузооборота через морские порты
и международные пункты пропуска через государственную границу
Российской Федерации, расположенные в субъектах Российской Федерации,
имеющих выход к Каспийскому бассейну, посредством расширения
межгосударственного
социально-экономического
сотрудничества
со странами, входящими в международный транспортный коридор «Север—
Югª, а также развитие соответствующей портовой инфраструктуры,
железнодорожных и автомобильных подходов к морским портам;
205
повышение эффективности энергоснабжения потребителей на территории
субъектов Российской Федерации, расположенных на Северном Кавказе,
в том числе за счет модернизации сетей газо- и электроснабжения;
ликвидация проблем в сфере безопасности населения, проживающего
на территориях, подверженных высокому риску возникновения
чрезвычайных ситуаций природного характера.
В соответствии с Законом Чеченской Республики «О порядке установления границ
муниципальных образований Чеченской Республики, наделения их статусом
муниципального района, городского округа, городского или сельского поселенияª (от
20.12.2006 г. № 56-РЗ) на территории Чеченской Республики образовано два городских
округа (Грозный, Аргун), 15 муниципальных районов24 , четыре городских поселения
(Урус-Мартан, Шали, Курчалой, Гудермес), 217 сельских поселений, 142 населенных
пункта. Муниципальные образования республики неравнозначны по своему
экономическому и инвестиционному потенциалу, поэтому необходимо учитывать
специфику муниципального образования: географическое положение, социально-
экономическую ситуацию, ресурсное обеспечение, экологическую составляющую,
особенности инвестиционного процесса на данной территории и другие факторы.
Чеченская Республика
— мононациональный субъект Российской Федерации:
абсолютное большинство населения (95,3%) чеченцы, русские составляют 1,9%, другие
национальности — 2,8%. В Чеченской Республике преобладает сельское население, его
доля по итогам 2018 года составила 65% от общей численности населения. Большая часть
городского населения сосредоточена в пяти наиболее крупных населенных пунктах:
городах Грозный, Аргун, Гудермес, Урус-Мартан, Шали, Курчалой. Средняя плотность
населения составляет
89,8 человек на
1 кв. км. Самыми густонаселенными
муниципальными образованиями Чеченской Республики являются г. Грозный,
Гудермесский, Урус-Мартановский, Шалинский, Грозненский, Курчалоевский, Ачхой-
Мартановский и Надтеречный районы. Здесь проживает
79% общей численности
населения Чеченской Республики. Особенность такого расселения обусловлена типом
рельефа (низменность и предгорные территории), пролеганием бассейна реки Терек,
расположением транспортной сети (автомагистрали и железнодорожный узел).
24 Согласно статье 2 Закона Чеченской Республики от 27.02.2009 №19-РЗ «Об образовании муниципального
образования Гудермесский район и муниципальных образований входящих в его состав, установлении их
границы и наделении их соответствующим статусом муниципального района и сельского поселенияª
муниципальное образование Гудермесский район наделяется статусом муниципального образования с
определением его административного центра в г. Гудермес. Согласно статье 3 вышеуказанного Закона
полномочия органов местного самоуправления административного центра Гудермесского муниципального
района города Гудермес осуществляют органы местного самоуправления Гудермесского муниципального
района.
206
6.1. Городское развитие
Цель. Повышение конкурентоспособности крупнейших городов Чеченской
Республики.
Задача 1. Обеспечение населения городов качественными рабочими местами.
Задача 2. Обеспечение населения городов качественным жильем.
Задача
3. Обеспечение населения городов современными общественными
пространствами.
Задача
4. Обеспечение населения современными и доступными социальными
услугами.
В ходе работы над Стратегией Чеченской Республики были проанализированы
вызовы и возможности для пространственного развития г. Грозный.
Выполнение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью
торговых объектов на территории г. Грозного, утвержденных постановлением
Правительства Чеченской Республики от 11.07.2016 г. № 112 составляет:
стационарные торговые объекты по продаже продовольственных товаров -
136,2 %;
стационарные торговые объекты по продаже непродовольственных
товаров - 169,5 %;
количество торговых объектов местного значения - 316,25%;
павильоны и киоски по продаже продовольственных товаров
и сельхозпродукции - 188,9 % (17 на 10 000 чел.).
Основными вызовами и ограничениями пространственного развития г. Грозный
являются:
растущее население города;
дефицит точек притяжения для горожан (в основном центр города);
недостаток и неравномерное распределение общественных пространств;
недостаточная обеспеченность торговой и социальной инфраструктурой
отдельных районов города;
исторически сложившаяся малоэтажная застройка;
дефицит качественных рабочих мест;
невостребованные производственные мощности
(Старопромысловский
район);
устаревший городской транспортный парк преимущественно малой
вместимости;
207
низкая доля в черте города автодорог с улучшенным покрытием;
низкое покрытие города тротуарами и велосипедными дорожками.
При этом имеются широкие возможности для пространственного развития
г. Грозный, к которым относятся:
переход к полицентричности, системе ярко выраженных городских центров;
создание городских территорий комплексного развития;
увеличение функциональности территорий
(переход к территориям,
обеспеченным рабочими местами, коммерческими зонами, качественными
общественными пространствами и т. д.);
повышение уровня обеспеченности
торговой
и социальной
инфраструктурой;
усиление интеграции задач строительства жилья и инфраструктуры;
развитие архитектурного облика города;
укрепление экономики города за счет эффективного пространственного
развития.
Обозначен ряд инициатив, планируемых к внедрению, в части пространственного
развития г. Грозного:
проведение международного конкурса на разработку концепции мастер-
плана г. Грозного;
разработка мастер-плана г. Грозного, синхронизированного со стратегией
развития Чеченской Республики;
актуализация СНиПов на основе мастер-плана;
актуализация генплана на основе мастер-плана и СНиПов; детализация
генплана и проектов детальной планировки;
создание городского центра компетенций, занимающегося вопросами
повышения качества городской среды;
обновление принципов и стандартов проектирования городской среды,
строительства общественных пространств, зданий, инфраструктуры;
проработка проектов отдельных общественных пространств
(туристско-
рекреационная территория, территория высокотехнологичной медицины,
административно-деловая территория и др.), включая проведение
международных конкурсов для ключевых территорий.
Для активизации экономического роста г. Грозный предусмотрен формат создания
городских территорий опережающего роста (ГТОР). Такие территории предусмотрены
208
для семи секторов. Варианты концепции и планировочных решений планируемых ГТОР,
как и в случае с мастер-планом г. Грозный, планируется формировать через проведение
конкурсов.
В г. Грозный планируются следующие ГТОР с формирующими
их инвестиционными проектами:
ГТОР в туризме: комплекс
«Грозненское мореª; территория текущего
размещения Правительства Чеченской Республики и Минфина ЧР;
ГТОР в промышленности: индустриальный парк
«Грозненскийª;
индустриальный парк «Старопромысловскийª;
ГТОР в агропищевом комплексе: агропромышленный парк
«ЮгАгроª;
высокотехнологичные парники п. Гикало;
ГТОР в высокотехнологичной медицине: медицинский кластер лечения
онкологии (ПЭТ-центр, центр ионно-протонной медицины; онкодиспансер);
медицинский кластер на базе РКБ
(центр кардиохирургии, центр
гемодиализа, центр медицинских инноваций);
ГТОР в ИТ-секторе: «Цифровая долинаª; университеты ЧГУ, ГГНТУ,
ЧГПУ;
ГТОР
«Административно-деловой центрª: правительственный квартал
«Грозный-Ситиª; «Ахмат-Тауэрª; «Грозный Моллª;
ГТОР «Ворота г. Грозногоª: новый терминал международного аэропорта
Грозный; аэропортовая инфраструктура; приаэропортовая территория.
Развитие городской транспортной системы г. Грозного. Существует ряд
ключевых барьеров на пути развития транспортной системы г. Грозный.
Барьеры в части общественного транспорта:
маршрутами охвачена небольшая доля улиц;
дублирование маршрутов городского транспорта;
необорудованные остановки городского пассажирского транспорта;
устаревший транспортный парк преимущественно малой вместимости;
тротуарами оборудованы не все улицы города;
есть только одна короткая велосипедная дорожка.
Барьеры в части улично-дорожной сети и регулирования:
отсутствует скоординированное светофорное регулирование;
на светофорах установлены фиксированные режимы регулирования;
высокая доля автодорог в черте города с гравийным покрытием;
209
большое число железнодорожных переездов, не оборудованных
путепроводами (РЖД настаивает на их закрытии);
отсутствие объездных маршрутов.
Барьеры в части безопасности дорожного движения:
наличие нерегулируемых переходов через улицы с высокоинтенсивных
движением;
недостаточное количество пешеходных переходов на разных уровнях;
высокий удельный вес неосвещенных автодорог;
отсутствие и плохая различимость разметки проезжей части;
отсутствие
разделительных полос,
выделенных конструктивно,
на скоростных участках и участках с ограниченной видимостью внутри
города;
отсутствие дорожных знаков в необходимых местах;
малое количество число средств фотовидеофиксации нарушений ПДД.
Барьеры в части личного и грузового автотранспорта:
плохая различимость разметки парковочных мест;
неоптимальное по ряду улиц размещение парковочных мест;
дефицит парковочных мест;
отсутствие схемы оптимального режима движения грузового транспорта.
Барьеры в части системы управления и городского планирования:
низкая интеграция градостроительной политики, транспортного
планирования и дорожного строительства;
децентрализованная система управления транспортной системой
(полномочия по организации пассажирских перевозок переданы
в Минтранссвязи ЧР, обеспечение безопасности дорожного движения —
в УГИБДД МВД по ЧР и Минтранссвязи ЧР);
отсутствие документации по участкам улично-дорожной сети;
наличие транзитных транспортных магистралей, разделяющих город
на отдельные районы.
Одновременно городская транспортная система г. Грозный имеет ряд
возможностей для развития. Перспективным направлением является развитие системы
общественного транспорта и пешего передвижения по городу, в частности, развитие парка
городского пассажирского транспорта; развитие маршрутной сети, остановок, тротуаров;
развитие стимулов к сдерживанию роста автомобильного транспорта. Возможно также
210
повышение эффективности улично-дорожной сети через последовательное развитие
и повышение качества автодорожного полотна, светофорного регулирования, объездных
маршрутов, железнодорожных переездов. Существует возможность повышения уровня
безопасности дорожного движения путем осуществления мероприятий по развитию
пешеходных переходов, освещенности автодорог, разделительных заграждений между
встречными полосами, дорожных знаков и разметки проезжей части, средств
автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД. Перспективным направлением для
развития городской транспортной системы г. Грозный является гармоничное развитие
города и транспортной системы, в том числе посредством интеграции градостроительной
политики с развитием транспорта, управления транспортной системой, развития
документации по организации дорожного движения.
На первом этапе развития транспортной системы г. Грозный акцент будет сделан
на оптимизацию и повышение эффективности; ключевыми точками роста станут быстрые
улучшения
(настройка светофоров, новые маршруты, парковки, режим работы
госучреждений), доступность различных видов городского транспорта (автобус, такси,
каршеринг), синхронизация задач развития города и развития транспортной системы.
Направления работ администрации города и бизнеса на первом этапе таковы:
оптимизация работы городских светофоров;
развитие маршрутной сети общественного транспорта;
развитие единого парковочного пространства;
управление транспортным спросом;
повышение культуры вождения и поведения на дороге участников
движения;
повышение стандартов работы городского такси;
развитие системы каршеринга;
повышение эффективности управления транспортной системой города
(единый штаб);
паспортизация, строительство и реконструкция наиболее востребованных
участков улично-дорожной сети.
На втором этапе развития транспортной системы г. Грозный акцент будет сделан
на обновление и цифровизацию, а ключевыми точками роста станут приоритетное
развитие условий для городского транспорта
(в противовес личному транспорту);
цифровизация управления транспортной системой города; развитие улично-дорожной
сети. Направления работ для администрации города и бизнеса следующие:
211
обновление городского парка транспортных средств;
развитие пешеходного пространства;
обеспечение приоритетного проезда общественного транспорта (полосы,
магистральные маршруты);
ограничения на въезд грузового автомобильного транспорта в часы пик;
развитие ИТС (управление светофорами);
внедрение электронной системы оплаты проезда;
развитие улично-дорожной сети с учетом перспективного развития города.
На третьем этапе развития транспортной системы г. Грозный акцент будет сделан
на интеллектуальные системы и экологичность, ключевыми точками роста станут
интеллектуальные автоматизированные системы управления дорожным движением
(АСУДД); экологичные виды транспорта; новые развязки, парковки, грузовой каркас.
Направления работ таковы:
развитие АСУДД;
стимулирование повышения экологичности транспортных средств;
строительство транспортных развязок;
организация платных парковочных пространств;
оптимизация логистических схем движения грузового транспорта.
В результате развития городской транспортной системы г. Грозный к 2035 году
произойдут следующие изменения КПЭ по стратегическим целям:
показатели достижения стратегической цели «Снижение нагрузки личного
автотранспорта на улично-дорожную сеть городаª: доля поездок на
общественном транспорте в общем числе поездок увеличится на
11%
(до 50 с нынешних 39%); доля поездок на велосипеде/пешком в общем
числе поездок увеличится в шесть раз; степень удовлетворенности горожан
работой общественного транспорта вырастет на 8%;
показатели достижения стратегической цели «Безопасные дорогиª: число
погибших в ДТП снизится на 39% (5 на 100 тыс. человек);
показатели достижения стратегической цели «Высокий уровень организации
дорожного движения и качество дорогª: среднее время проезда по
ключевым автомагистралям в часы пик сократится на 43%; удельный вес
автодорог с усовершенствованным твердым покрытием в общей
протяженности дорог вырастет на 29% (до уровня 80% от протяженности
всех дорог).
212
Помимо пространственного развития г. Грозный также проанализировано развитие
городов Аргун, Гудермес, Урус-Мартан и Шали.
г. Аргун
Площадь г. Аргун - 28,11 кв. км. Численность населения г. Аргун по состоянию
на 01.01.2019 г. -
38,2 тыс. чел. Протяженность железных дорог от моста р. Аргун
до моста р. Джалка
-
12 км. Количество автомобильных дорог и улиц, всего
-
356 (протяженность 203,29 км.)
К ключевым проблемы, которые были выявлены в рамках анализа городской
инфраструктуры г. Аргун, относятся:
нехватка в местном бюджете средств на капитальный ремонт и содержание
автомобильных дорог
износ сетей электроснабжения составляет около 40 %;
отсутствие сетей электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения
и водоотведения в новых микрорайонах города
двадцать многоквартирных домов признаны аварийными и подлежащими
сносу (всего 219 квартир).
г. Гудермес
Площадь города - и 33,89 кв. км., население - 54,0 тыс. чел. Через город проходят
железнодорожный узел Северо-Кавказской железной дороги и федеральная
автомагистраль Р-217 «Кавказª.
К ключевым проблемы, которые были выявлены в рамках анализа городской
инфраструктуры г. Гудермес, относятся:
доля благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов
от общего количества дворовых территорий многоквартирных дворов
составляет 28 % (по состоянию на 2017 г.).
общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, на территории
города Гудермес 1 единиц площадью 4,0 Га, что составляет 77 % от общего
количества общественных территорий (по состоянию на 2017 г.).
Урус-Мартановский муниципальный район Чеченской Республики
Урус-Мартановский район расположен в центральной части Чеченской
Республики, при этом:
площадь - 64,9 тыс. га, в том числе 24,5 тыс. га пашни;
население - 134 тыс. чел. (на 01.01.2015 г.), из них трудоспособнаселение
составляет 72 тыс. чел.;
213
протяженность внутрирайонных и внутрихозяйственных автомобильных
дорог на конец
2018 г.
-
759,3 км, из них с усовершенствованным
покрытием - 147,1 км.
К ключевым проблемы, которые были выявлены в рамках анализа городской
инфраструктуры Урус-Мартановского муниципального района, относятся:
доля благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов
от общего количества дворовых территорий многоквартирных дворов
составляет 5 %;
процент благоустроенных дворовых территорий многоквартирных дворов
составляет примерно 5 % от общего количества МКД;
количество благоустроенных общественных территорий по району
составляет 4 ед. площадью 12,864 кв. м, что составляет 28 % от общего
количества общественных территорий.
Шалинский муниципальный район Чеченской Республики
Шалинский район расположен в юго-восточной части Чеченской Республики, при
этом:
площадь - 63,5 тыс. га, в том числе 22,1 тыс. га пашни;
население
-
132,9 тыс. чел.
(на конец 2018 г.), из них трудоспособное
население составляет 74 тыс. чел.;
протяженность внутрирайонных и внутрихозяйственных автомобильных
дорог на конец
2018 г.
-
894,4 км, из них с усовершенствованным
покрытием - 132,1 км.
К ключевым проблемы, которые были выявлены в рамках анализа городской
инфраструктуры Шалинского муниципального района, относятся:
благоустройство дворов жилищного фонда на сегодняшний день в целом по
району полностью или частично не отвечает нормативным требованиям;
пришло в негодность асфальтовое покрытие внутриквартальных проездов
и тротуаров. Асфальтобетонное покрытие придомовых территорий имеет
высокий физический износ;
система ливневой канализации находится в неисправном состоянии
и не обеспечивает отвод вод в периоды выпадения обильных осадков,
что доставляет массу неудобств жителям и негативно влияет на
конструктивные элементы зданий. В ряде кварталов района ливневая
канализация отсутствует по причине того, что ее устройство
не предусматривалось проектом;
214
в большинстве дворов отсутствует освещение придомовых территорий,
необходимый набор малых форм и обустроенных детских и спортивных
площадок;
отсутствуют специально обустроенные стоянки для автомобилей,
что приводит к хаотичной парковке;
состояние объектов благоустройства территорий муниципального
образования в большинстве случаев не обеспечивает свободное
передвижение людей с ограниченными возможностями.
Ключевые мероприятия по формированию комфортной городской среды
В рамках формирования комфортной городской среды необходимо проведение
следующих мероприятий:
обеспечение формирования единых подходов и ключевых приоритетов
формирования комфортной городской среды с учетом приоритетов
территориального развития;
комплексное благоустройство дворовых территорий многоквартирных
домов и территорий общего пользования, в т.ч. с учетом их доступности для
маломобильных групп населения;
газификация и установка дополнительного газорегуляторного оборудования
на новых планах (участках);
строительство электрических сетей;
переселение жильцов всех многоквартирных домов, признанных
аварийными и подлежащими сносу в новые микрорайоны города;
расширение механизмов вовлечения граждан и организаций в реализацию
мероприятий по благоустройству;
повышение ответственности заинтересованных лиц за соблюдение чистоты
и порядка, содержание объектов благоустройства.
6.2. Развитие сельских территорий
Цель. Повышение привлекательности сельских территорий для населения
и бизнеса.
Задача 1. Обеспечение занятости населения сельских территорий.
Задача
2. Повышение транспортной доступности и мобильности населения
сельских территорий.
Задача 3. Обеспечение населения сельских территорий качественными социально-
общественными услугами.
215
Задача 4. Развитие сельхозкооперации.
В Чеченской Республике преобладает сельское население, его доля по данным
Росстата по Чеченской Республики на
01.01.2018 г. составила
65,1% от общей
численности населения.
Муниципальные образования Чеченской Республики неравнозначны по своему
экономическому и инвестиционному потенциалу, поэтому необходимо учитывать
специфику муниципального образования: географическое положение, социально-
экономическую ситуацию, ресурсное обеспечение, экологическую составляющую,
особенности инвестиционного процесса на данной территории и другие факторы.
Инвестиционная политика органов местного самоуправления, направленная на
улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности
территории муниципальных образований, будет способствовать сглаживанию
диспропорций в налаживании инфраструктуры муниципальных районов и росту их
экономического развития.
Основными задачами подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий
на 2014-2017 годы и на период до 2020 годаª являются удовлетворение потребностей
сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов,
в благоустроенном жилье; сокращение темпов снижения численности сельского
населения; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов,
расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной
инфраструктуры; создание комфортных условий для проживания на селе для перехода
к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий; создание
условий для участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации
общественно значимых проектов; улучшение социально-демографической ситуации
в сельской местности; расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его
привлекательности.
В 2020 году
13 семей улучшили жилищные условия путем строительства
(приобретения) жилья в сельской местности, введено в эксплуатацию 1242 кв. м. жилья в
сельской местности, планируется ввести
1270 м2 жилья по договору найма жилого
помещения, идет строительство внутрипоселкового газопровода в Ассиновском сельском
поселении, Серноводского муниципального района
(7,5 км), строительство
внутрипоселкового водопровода в Ассиновском сельском поселении, Серноводского
муниципального района
(9,8 км), строительство внутрипоселкового водопровода в
Серноводском сельском поселении, Серноводского муниципального района (10,0 км),
строительство внутрипоселкового газопровода в Закан-Юртовском сельском поселении,
216
Ачхой-Мартановского
муниципального
района
(14,8
км),
строительство
внутрипоселкового
водопровода в Закан-Юртовском сельском поселении,
Ачхой-Мартановского муниципального района (9,8 км), строительство внутрипоселкового
газопровода в Гребенском сельском поселении, Шелковского муниципального района
(7,0 км), строительство внутрипоселкового водопровода в Бачи- Юртовском сельском
поселении, Курчалоевского муниципального района (4,3 км), комплексное обустройство
площадок под компактную жилищную застройку в Бамутском сельском поселении
Ачхой-Мартановского муниципального района и комплексное обустройство площадок
под компактную жилищную застройку в Груш-Кортском сельском поселении Шатойского
муниципального района.
В 2021 г. планируется ввод в эксплуатацию сетей водоснабжения на 4,67 км
в с. Бачи-Юрт Курчалоевского района, Чеченской Республики и сетей газоснабжения на
4,2 км в ст. Гребенская, Шелковского района, Чеченской Республики, а также
обустройство площадок под компактную жилищную застройку в с. Бамут, Ачхой-
Мартановского района, Чеченской Республики и обустройство площадок под компактную
жилищную застройку в Памятойском сельском поселении Шатойского муниципального
района Чеченской Республики.
Также планируется реализация новых объектов, в том числе комплексное
обустройство площадок под компактную жилищную застройку в Кади-Юртовском
сельском поселении, Гудермесского муниципального района Чеченской Республики в
2022 году.
По современному облику сельских территорий на 2021-2022 гг. запланированы
мероприятия по комплексному развитию 6 сельских поселений, в которые включены:
- строительство (капитальный ремонт) 20 объектов капитального строительства, в
том числе: строительство 2 детских садов на 280 мест;
- строительство сельского дома культуры на
200 мест; строительство
физкультурно-спортивного комплекса на 1254 м2;
- строительство
(капитальный ремонт) сетей водоснабжения на
62,2 км;
капитальный ремонт сетей электроснабжения на
35,4 км; капитальный ремонт
административного здания сельского поселения; строительство
(капитальный ремонт)
сетей газоснабжения на 17,1 км;
- строительство общеобразовательных школ на 1440 мест.
Для создания условий для обеспечения доступным и комфортным жильем
сельского населения на
2021-2022 гг. запланированы мероприятия по улучшению
жилищных условий
3 семей, проживающих на сельских территориях, за счет
217
строительства (приобретения) 353 м2 жилья, а также строительство 2 268 м2 (21 семья)
жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения.
Значительная часть сельских территорий республики размещены в горных районах.
Горные территории, располагаясь на всех континентах земного шара
и занимая на них значительные площади, являются центрами важнейших национальных,
региональных и международных стратегических интересов.
Экономический рост и устойчивость равниной части в значительной степени
зависит от ресурсов, которыми располагают горные территории. Поэтому горные
экосистемы представляют собой природный капитал и играют особую роль в устойчивом
развитии мира. Социально-экономическое развитие горных территорий необходимо для
того, чтобы последующие поколения могли иметь возможность пользоваться ресурсами
гор, поскольку горы являются источником важнейших полезных ископаемых:
лесоматериалов, сельскохозяйственных продуктов и сферы отдыха.
Горные территории Чеченской Республики занимают около
30
%
от общей площади республики с населением около
140 тыс. чел.
(9,3
%)
и являются неотъемлемой частью культуры, обычаев, традиций чеченского народа.
С началом активной фазы восстановления республики после известных событий,
благодаря действенным мерам, предпринятым Главой Чеченской Республики
Р.А. Кадыровым при поддержке федерального центра, в горных районах были
восстановлены основные объекты экономики и социальной сферы.
Возрождение горных районов не только одно из направлений социально-
экономического развития республики, но и важная составляющая в сохранении его
исторического наследия.
Основным драйвером развития горных территорий Чеченской Республики видится
туризм. Здесь находится более 500 уникальных памятников археологии и средневековой
архитектуры, датирующихся периодом с древнейших времен до позднего средневековья.
К сожалению, они мало изучены. В настоящее время по поручению Главы республики
проводится активная работа в соответствующем направлении, что дает эффект не только в
научном плане, но и в привлечении туристического потока.
В рамках исполнения поручения Главы Чеченской Республики
Р.А. Кадырова, в целях улучшения социально-экономического положения горных
муниципальных районов Чеченской Республики, повышения благосостояния и качества
жизни населения горных территорий Чеченской Республики, обеспечения устойчивого
экономического роста, создания условий для комфортного проживания в горных
территориях в республике реализуется программа «Социально-экономическое развитие
218
горных территорий
(Веденского, Итум-Калинского, Ножай-Юртовского, Шатойского,
Шаройского муниципальных районов) Чеченской Республики
(на
2017
-
2020 и
последующие годы)ª, утвержденная постановлением Правительства Чеченской
Республики от 04.04.2017 г. № 77.
Данная программа включает реализацию инвестиционных проектов, а также
перечень мероприятий, предусмотренных и предлагаемых к реализации в рамках
действующих государственных программ и региональных проектов Чеченской
Республики.
Реализация мероприятий по развитию горных территорий осуществляется за счет
внебюджетных источников, а также отраслевых государственных программ и
региональных проектов. Инициаторам проектов, которые планируют привлечение
кредитных ресурсов, КРЧР на безвозмездной основе оказывается поддержка в разработке
бизнес-планов. Со стороны администраций муниципальных районов осуществляется
поддержка в выделении земельных участков.
В рамках оказания финансовой поддержки субъектам МСП в горных районах в
2017-2019 годах микрофинансовыми организациями республики выдано 35 микрозаймов
на сумму 48,7 млн рублей, с начала 2020 года выдано 5 микрозаймов на сумму 8,6 млн
рублей.
Общий объем средств, направляемых на финансирование мероприятий составляет
свыше 30 млрд рублей.
С начала реализации данной программы (с 2017 года) реализованы 138 проектов
с общим объемом инвестиций более 1 млрд. руб. (и созданием 639 рабочих мест).
В рамках региональных проектов в
2019 году осуществлена реализация
26 мероприятий на общую сумму
1,1 млрд руб. в том числе: строительство
5 школ, 4 детских садов, 2 объектов спорта, 2 объектов культуры, 1 ФАП и т.д.
В 2020 году осуществляется строительство 8 объектов на сумму свыше 500 млн
рублей (2 школы, 3 ФАПа, 1 СДК и 2 детских сада).
Правительством Чеченской Республики в рамках проводимой работы,
направленной на социально-экономическое развитие отдельных значимых территорий, в
том числе горных районов республики, реализуются мероприятия по восстановлению
Галанчожского района Чеченской Республики.
Разработана и реализуется
«дорожная картаª по социально-экономическому
развитию исторической территории района, представляющая собой комплекс
мероприятий, предусматривающий различные меры по содействию переселению
219
заинтересованных жителей Чеченской Республики в данный район, создание инженерной
инфраструктуры, объектов здравоохранения, образования, культуры, спорта.
Органами исполнительной власти Чеченской Республики и ресурсоснабжающими
организациями проработаны вопросы по определению предварительной стоимости
создания инженерной инфраструктуры
(дорожная и коммунальная инфраструктура,
электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, телекоммуникации) и социальной
инфраструктуры
(строительство социальных объектов), при этом окончательная
стоимость может быть уточнена после проведения инженерно-изыскательских работ,
разработки ПСД с учетом рельефа местности.
В рамках создания социальных объектов на исторической территории
Галанчожского района запланирована реализация следующих мероприятий:
- строительство ФАП в 7 населенных пунктах Галанчожского района
(по 20 посещений в смену);
- строительство общеобразовательной школы мощностью 60 мест с общежитием на
60 мест;
- строительство детского сада на 60 мест;
- строительство районного Дома культуры на 200 мест;
- строительство малой спортивной площадки;
-
строительство административного здания для размещения органов
государственной власти.
В рамках создания инженерной и дорожной инфраструктуры запланирована
реализация мероприятий по водоснабжению, строительству водоотведения и очистных
сооружений, газо- и энергоснабжению, строительству и реконструкции автомобильных
дорог.
При этом разработанная ПСД имеется по ФАП, детскому саду и
общеобразовательной школе, поскольку будут использованы проекты (ПСД) повторного
применения, однако, по данным объектам потребуется проведение проектно-
изыскательских работ.
Кроме того, ПСД имеется по мероприятию «Капитальный ремонт а/д Бамут-
Ялхарой км 6 - км 25ª.
По остальным мероприятиям, запланированным к реализации на исторической
территории Галанчожского района, ПСД к настоящем времени отсутствует.
На исторической территории данного района проведены работы по межеванию,
кадастровому учету земельных участков, находящихся под автомобильными дорогами,
строительству моста на
3 км а/д Ялхарой
- Бамут стоимостью
47,8 млн рублей,
220
строительству моста на
6 км а/д Ялхарой
- Бамут на сумму
71,9 млн рублей,
реконструкции а/д Ялхарой - Бамут, км0-км6 стоимостью 104,2 млн рублей. Выполняются
работы по реконструкции моста на 15 км а/д Ялхарой - Бамут на сумму 68,0 млн рублей со
сроком ввода в 2020 году и капитальному ремонту а/д Ялхарой - Бамут, км6-км25 общей
стоимостью 497,3 млн рублей со сроком ввода в 2021 году.
Сформирован список жителей республики, изъявивших желание переехать на
постоянное место жительства в Галанчожский район. По предварительной информации,
представленной органами местного самоуправления Чеченской Республики, количество
желающих переехать в данный район по состоянию на 1 августа 2020 года составляет
2179 семей (10448 человек) (из них - 1377 семей потомков выходцев из Галанчожского
района).
Кроме того, определены условные границы населенных пунктов, которые будут
восстановлены на исторической территории Галанчожского района, а также составлена
условная картографическая схема территории района с указанием населенных пунктов.
При этом включение мероприятий по развитию Галанчожского района в
региональные проекты на текущий момент вызывает значительные затруднения,
поскольку одним из обязательных условий включения мероприятий в региональные
проекты в рамках национальных проектов, направленных на оказание услуг населению
района в целях достижения запланированных индикативных показателей, помимо
определения земельных участков, на которых планируется строительство объектов
социальной сферы, жилых домов, органов управления, производственных объектов,
является наличие постоянно проживающего населения, являющегося получателем
указанных услуг, а также разработка ПСД на объекты капитального строительства.
В настоящее время рассматривается возможность включения комплексного
проекта по социально-экономическому развитию Галанчожкого района в Стратегию
социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2035
года.
В условиях отсутствия крупного сельскохозяйственного производства и высокой
безработицы в сельских районах республики для развития АПК и стабилизации
социальной обстановки на селе решающее значение имеет развитие МФХ: в форме
индивидуальных подсобных хозяйств и в разнообразных формах кооперации как
узкоспециализированной, так и с высокой дифференциацией продуктовой линейки.
Развитие сельхозкооперации возможно благодаря созданию благоприятных
условий для производителей сельскохозяйственой продукции и расширение поддержки
с/х МСП, в т.ч.:
221
участие в Федеральном проекте «Создание системы поддержки фермеров
и развитие сельской кооперацииª
стимулировать создание Центров компетенций для обеспечения
информационно-консультационной и методологической помощи субъектам
МСП в сельском хозяйстве
рассмотреть возможность создания акселератора для сельхозкооперативов
с
онлайн-поддержкой
целью популяризации деятельности
сельхозкооперативов).
222
7. Инфраструктура и строительство
7.1. Транспортно-логистический комплекс (приоритетный инфраструктурный
сектор)
Цели:
1.Создание комфортной и современной транспортно-логистической среды для
населения и бизнеса.
2. Обслуживание внутрироссийских и международных транзитных потоков
на высоком уровне.
Задача 1. Увеличение объемов железнодорожных перевозок.
Задача 2. Увеличение объемов воздушных перевозок.
Задача 3. Увеличение объемов автомобильных перевозок.
Для целей Стратегии сектор «Транспортно-логистический комплексª Чеченской
Республики разделен на четыре подсектора:
железнодорожные перевозки (железнодорожные грузовые и пассажирские
грузоперевозки); ключевые участники
— РЖД
(инфраструктура,
локомотивная тяга), пассажироперевозчики
(ФПК, ТКС и пр.),
грузоперевозчики (ФГК, ПГК, ООО «Аргунский Промжелдортрансª и пр.);
автомобильные перевозки
(автомобильные грузовые и пассажирские
перевозки); ключевые участники
— 32 госпредприятия в сфере
инфраструктуры по проектированию объектов дорожной инфраструктуры,
эксплуатации дорожного хозяйства, и пр., частные грузоперевозчики;
авиаперевозки
(грузовые и пассажирские авиаперевозки); ключевые
участники
— аэропорт
«Грозныйª, федеральные и региональные
авиакомпании;
логистика (складская и таможенная инфраструктура); ключевые участники
— частные складские компании, таможенный терминал в аэропорту
«Грозныйª.
Достижения транспортно-логистического комплекса. Чеченская Республика
сегодня обладает плотной автомобильной и железнодорожной сетью, низким уровнем
ДТП на дорогах; растет объем воздушных перевозок. Эксплуатационная длина
железнодорожных путей общего пользования в Чеченской Республике составляет более
300 км, плотность железнодорожных путей — 195 км/10 тыс. кв. км, что в четыре раза
выше среднероссийского значения и в
1,5 раза выше значения для СКФО.
Функционируют три железнодорожных вокзала: Грозный, Гудермес и Аргун и три
товарных двора. Объем железнодорожных пассажироперевозок в Чеченской Республике в
223
2017 году составил 308 тыс. человек. Протяженность сети автомобильных дорог общего
пользования составляет свыше 12 500 км, плотность автодорог с твердым покрытием —
565 км/тыс. кв. км, что в девять раз выше среднего значения по Российской Федерации и
на
43% выше значения по СКФО. Уровень безопасности дорожного движения в
Чеченской Республике — один из самых высоких в Российской Федерации (27 ДТП на
100 тыс. человек, что в
4,37 раза ниже среднего по Российской Федерации; девять
пострадавших в ДТП на 100 тыс. человек, что на 35% ниже среднего по Российской
Федерации). По территории Чеченской Республики проходит федеральная автодорога
Р217
«Кавказª протяженностью
135,3 км и
692,2 км автодорог межрегионального
значения. Грузооборот автомобильного транспорта в 2016 году составил 0,7 млн. т-км. В
аэропорту «Грозныйª в 2017 году вырос объем воздушных грузоперевозок (на 38%) и
пассажироперевозок
(на
36%). Удельный вес сегмента «Транспорт и связьª в ВРП
Чеченской Республики в 2015 году составил 5,2%.25
Автомобильный транспорт является в Чеченской Республике основным
перевозчиком, он занимает наибольшую часть в общем объеме пассажирских перевозок
транспортом общего пользования.
В структуре Минтранссвязи ЧР находятся четыре государственных унитарных
предприятия: ГУП
«Чечавтотрансª, ГУП
«Специализированное монтажно-
эксплуатационное предприятиеª, ГУП
«Интерсетьª, ГУП
«Центр информационных
технологийª.
В республике функционируют один автовокзал «Западныйª и шесть автостанций,
с которых осуществляют перевозку пассажиров на маршрутах городского, пригородного
и междугороднего сообщения 279 государственных автобуса и до 1400 ед. транспорта
индивидуальных предпринимателей.
Имеется
195 маршрутов, обслуживаемых пассажирскими предприятиями
Чеченской Республики
(данные на
01.01.2019 г.):
92 межмуниципальных,
74
муниципальных, 29 межрегиональных.
За 2018 год предприятиями автомобильного транспорта перевезено 16 729,8 тыс.
пассажиров.
Объем выполненных услуг за 2018 год по сравнению с 2017 годом сократился и
составил 129,3 млн. руб. Это связано со снижением объемов перевозок, вызванным
разными объективными обстоятельствами. Одной из причин является отсутствие
обновление парка автобусов в должном объеме. Списание пришедшего в негодность
подвижного состава влечет за собой недостаток автобусов для работы на маршрутах.
224

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..