Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 8

 

  Главная      Книги - Разные     Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

 

Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 8

 

 

Использование лесов для ведения сельского хозяйства регламентируется статьей 38
Лесного кодекса Российской Федерации, Правилами использования лесов для ведения
сельского хозяйства, утвержденными приказом Минприроды России от 21.06.2017 г.
№ 314. Для ведения сельского хозяйства лесные участки в установленном порядке могут
быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, аренду или безвозмездное
срочное пользование. Основными видами использования лесов Чеченской Республики для
ведения сельского хозяйства являются сенокошение, выпас скота и пчеловодство.
По заготовке древесины общий ежегодный допустимый размер пользования
по всем видам рубок составляет 171 тыс. м3 на площади 8521 га:
при рубке спелых и перестойных лесных насаждений
— 57,7 тыс. м3
(33,8%);
при рубке лесных насаждений при уходе за лесами — 101,2 тыс. м3 (59,1 %);
при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений — 12,1 тыс. м3
(7,06 %);
при рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для
строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной
инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной
инфраструктуры, — 0,0 (0 %).
По сравнению с предыдущим периодом на планируемый период изменена
(уменьшена) расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при
всех видах рубок с 340,3 тыс. м3 до 171,0 тыс. м3 (50,3%), в том числе при рубке спелых
и перестойных лесных насаждений с 104,7 тыс. м3 до 57,9 тыс. м3 (55,3%), при рубке
лесных насаждений при уходе за лесами с 152,4 тыс. м3 до 101,2 тыс. м3 (66,4%), в связи
с отсутствием в Правилах ухода за лесом, утвержденных приказом Минприроды России
от
22.11.2017 г.
№626, нормативов по проходным рубкам в букняках
(также
в соответствии с этим приказом не должны проводиться рубки обновлений и т. д.),
при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений с 77,2 тыс. м3 до 12,1 тыс. м3
(15,6 %). Допустимые объемы изъятия древесины при рубке поврежденных и погибших
лесных насаждений
(СОМ) уточняются на основании данных государственного
лесопатологического мониторинга и ЛПО.
Лесной комплекс Чеченской Республики благоприятствует широкому развитию
МСП, особенностью которого является не только решение экономических и социальных
задач
— насыщение регионального рынка товарами народного потребления,
трудоустройство незанятого населения, создание дополнительных объектов социальной
175
инфраструктуры и др., но и экологических задач — улучшение состояния лесов, снижение
их пожароопасности, повышение их защитных свойств, оздоровление среды обитания.
Для использования накопившихся спелых и перестойных древостоев, особенно
на лесных участках с незначительной лесосырьевой базой, необходимо привлечение
МСП, ориентированного на переработку незначительных объемов древесины.
Леса Чеченской Республики богаты дикоплодовыми, лекарственными травами,
грибами, ягодами, пастбищами и сенокосами. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор
лекарственных растений является очень перспективным видом использования лесов
в связи с огромным запасом плодов и лекарственных растений на территории лесного
фонда.
Заготовка недревесных, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений
в Республике ведется преимущественно населением для собственных нужд,
и достоверные данные по фактическим объемам заготовки отсутствуют.
Общие запасы и возможный ежегодный объем заготовки недревесных, пищевых
лесных ресурсов и лекарственных растений (по имеющимся данным) таковы: плоды
и ягоды — 480,0 т, лекарственные растения — 13,3 ц.
Использование лесов для ведения сельского хозяйства также востребовано в связи
с наличием на территории лесного фонда пашен, сенокосов и пастбищ, медоносных
растений. Основными видами использования лесов Чеченской Республики для ведения
сельского хозяйства являются сенокошение, выпас скота и пчеловодство. По состоянию
на
01.01.2020 с целью использования лесов для ведения сельского хозяйства
(сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, пчеловодство и выращивание
сельхозкультур) переданы в аренду лесные участки общей площадью 3365,4 га.
Леса Чеченской Республики уникальны по своей природной красоте, богаты
породным составом и интересны историей. Эта сторона вопроса важна для привлечения
туризма в край вайнахов.
Площадь лесов, пригодных для использования при осуществлении рекреационной
деятельности в Чеченской Республике, составляет не менее 100 тыс. га. Однако при
существующем освоении лесов рекреационная деятельность возможна лишь на 10% этой
площади. По состоянию на 01.01.2020 г. для осуществления рекреационной деятельности
в пользование переданы земли лесного фонда общей площадью 171,4 га, из них 156,7 га
в аренду и 14,7 га - в постоянное (бессрочное) пользование.
Учитывая увеличивающийся спрос использование лесов для осуществления
рекреационной деятельности, можно говорить о доминирующей роли рекреации в общем
совокупном доходе лесной отрасли.
176
По использованию лесов приоритетным и важнейшим направлением деятельности
Минприроды ЧР является развитие и совершенствование арендных отношений.
В 2019 году заключено:
30 договоров аренды лесных участков общей площадью
470,3 га
(для 37 договоров аренды лесных участков по результатам аукциона (для
ведения сельского хозяйства, осуществления рекреационной деятельности);
13 договоров аренды лесных участков без проведения аукциона
(для
строительства
линейных объектов,
выполнения
работ
по геологическому изучению недр, разведки и добычи полезных
ископаемых);
88 договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе
12 договоров купли-продажи лесных насаждений с субъектами МСП.
Проведена государственная экспертиза по
204 проектам освоения лесов.
Рассмотрены и приняты через МФЦ 206 лесных деклараций и 396 отчетов от граждан
и юридических лиц, осуществляющих использование лесов.
Фауна Чеченской Республики отличается исключительно богатым
биоразнообразием, что связано как с особенностями ландшафтной структуры, так
и с географическим положением региона на перекрестке древних миграционных путей
животных, самобытной историей ее становления. В результате животный мир Чеченской
Республики представлен целым рядом эколого-фаунистических и фауно-генетических
групп, имеет очень разнообразный и древний генофонд, несущий в себе огромное
количество свойств, представляющих большой практический и теоретический интерес для
селекции, медицины, различных отраслей народного хозяйства и в целом для природы
Чеченской Республики. В результате многолетних исследований установлено, что в состав
фауны позвоночных Чеченской Республики входит 44 вида и подвида рыб, до девяти
видов земноводных, не менее 31 вида пресмыкающихся, более 320 видов птиц и до 88
видов млекопитающих.
В Красную книгу Чеченской Республики внесены 220 видов растений и 180 видов
животных, находящихся под угрозой исчезновения.
Правовой основой Красной книги республики являются утвержденные
в установленном порядке перечни объектов животного и растительного мира. Перечни
объектов животного и растительного мира, находящихся под угрозой исчезновения, для
занесения в Красную книгу Чеченской Республики и объектов животного и растительного
мира, которым не требуется принятие специальных мер охраны, но необходим
177
государственный контроль за их состоянием в силу их уязвимости, утверждены
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 09.09.2019 г. № 162.
Красная книга субъекта Российской Федерации обновляется по мере изменения
ситуации в регионе и поступления новых данных, но не реже одного раза в 10 лет.
Охотничьи ресурсы и среда их обитания. Охрана диких животных
это широкий комплекс мероприятий, проводимых государственными и общественными
организациями для сохранения видового состава фауны, поддержания оптимальной
численности полезных животных. Она включает правовое регулирование охоты,
разъяснительную работу среди населения, закрепление охотничьих угодий за егерями,
биотехнические мероприятия, направленные на сохранение и увеличение численности
птиц и зверей, организацию заказников, заповедников, охрану мест обитания диких
животных, борьбу с браконьерством.
В целях поддержания и увеличения численности охотничьих ресурсов
в общедоступных охотничьих угодьях проводятся биотехнические мероприятия,
обеспечивающие поддержание и увеличение численности охотничьих ресурсов,
улучшение оптимальной структуры популяций охотничьих животных, а также
являющиеся надежной гарантией их выживания в условиях чрезвычайных ситуаций
и природных аномалий, происходящих в окружающей среде (изготовление солонцов,
подкормочных площадок, галечников, искусственных гнезд, посевы кормовых трав,
подрубка осины, устройство искусственных водопоев, заготовление кормовых веников,
прокладка троп в периоды глубокоснежья и многие другие мероприятия).
Основой для осуществления государственного управления в области охраны
и использования объектов животного мира и среды их обитания являются
государственный учет, государственный кадастр и государственный мониторинг объектов
животного мира.
Государственный кадастр охотничьих ресурсов, обитающих на территории
Чеченской Республики, ведется в форме государственного охотохозяйственного реестра.
В 2019 году в рамках мониторинга охотничьих ресурсов на территории охотничьих
угодий осуществлялся государственный учет численности охотничьих ресурсов, в том
числе видов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Чеченской
Республики. В течение последних лет животный мир Чеченской Республики сохраняет
свое видовое разнообразие. По оценке специалистов научных учреждений и охотничьих
хозяйств, охотничьи ресурсы Чеченской Республики представлены 26 видами, часть из
которых занесена в Красную книгу Чеченской Республики. Площадь охотничьих угодий,
подконтрольная Министерству охоты, составляет
1517,8 тыс. га, общедоступных
178
охотничьих угодий — 1634,4 тыс. га, закрепленных охотничьих угодий — 0,250 тыс. га.
В республике зарегистрирован один охотпользователь.
Возобновляемая энергия.
Чеченская Республика обладает высоким потенциалом развития
«Зеленойª
энергетики, как в части солнечных электростанций (технический потенциал по получению
солнечной энергии
-
3 млрд квт.ч./год), так и в части ветровых электростанций
(технический ветроэнергетический потенциал
-
14 млрд квт.ч/год). Еще в
2012 г.
проводились переговоры с компанией ООО
«Хэвелª по строительству солнечных
электростанций. Планировалось строительство
6 солнечных станций суммарной
мощностью 6,6 МВт и 4 ветроустановок суммарной мощностью 3,3 МВт. По состоянию
на
2019 г. достигнуто соглашение между ООО
«Хэвелª и Чеченской Республикой
о реализации проекта по строительству солнечной электростанции мощностью 5 МВт
на территории региона.
Условием успешного использования природно-ресурсного потенциала Чеченской
Республики является наличие актуальной оценки ресурсного потенциала, наличие
заинтересованности сырьевых компаний, понимание продуктов и рынков сбыта.
5.2. Экологическая безопасность, адаптация отраслей экономики и
социальной сферы к изменениям климата
Цель. Создание благоприятной и безопасной среды проживания людей
посредством улучшения экологической обстановки на территории Чеченской Республики.
Нивелирование негативного влияния на экологию результатов освоения запасов
топливно-энергетических полезных ископаемых на территории Чеченской Республики.
Задача
1.
Формирование комплексной системы обращения с твердыми
коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий,
на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех
запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.
Задача 2. Создание системы общественного контроля, направленной на выявление
и ликвидацию несанкционированных свалок.
Задача 3. Применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное
воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной
на использовании наилучших доступных технологий.
Задача 4 Создание волонтерского экологического движения;
Задача 5. Привлечение религиозных организаций к экологическому воспитанию
населения;
179
Задача 6. Ликвидация беллигеративных ландшафтов на территории Чеченской
Республики;
Задача 7. Разработка
программы
по
уменьшению
выбросов
ресурсоперерабатывающих предприятиях (цемзавод и др.).
Задача 8. Перевод автотранспортных средств и техники специального назначения
на использование природного газа в качестве моторного топлива и постепенного
замещение автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на гибридные или авто
с электрической тягой.
Задача
9. Обеспечение адаптации отраслей экономики и социальной сферы
к изменениям климата.
Экологическая ситуация в Чеченской Республике характеризуется как
благополучная, аварий и катастроф с экологическими последствиями не происходило.
Минприроды ЧР реализуется государственная программа Чеченской Республики
«Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республикиª,
утвержденная постановлением Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013 № 347
(в редакции от 31.10.2019 № 206). Срок реализации Программы - 2014-2024 годы.
Программа включает в себя четыре подпрограммы: «Развитие водохозяйственного
комплекса Чеченской Республикиª,
«Обеспечение экологической безопасностиª,
«Развитие лесного хозяйства в Чеченской Республикеª,
«Обеспечение реализации
государственной программы «Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства
Чеченской Республикиª. Общий объем финансирования мероприятий госпрограммы на
2019 год составляет 1053,675 млн. руб. (ФБ - 798,311 млн. руб., РБ - 255,364 млн. руб.).
В 2019 году в рамках участия Чеченской Республики в Федеральном проекте
«Чистая странаª проведены мероприятия по ликвидации объектов накопленного
экологического вреда, образовавшегося в результате прошлой хозяйственной
деятельности (20 проектов, площадь загрязнения - 81,5 га, субсидия из ФБ - 481,803 млн.
руб.), улучшено качество жизни 72,3 тыс. человек. Проведена рекультивация нарушенных
земель общей площадью 20,3 га.
В 2020-2024 годах планируются мероприятия по разработке проектно-сметной
документации и рекультивации четырех объектов накопленного вреда окружающей среде
общей площадью загрязнения
87 га
(нефтешламовые амбары и нарушенные земли
в Заводском районе г. Грозного), в том числе в целях ликвидации шламохранилища
в районе полигона Андреевская долина в Заводском районе г. Грозного проведены
мероприятия по его включению в федеральный проект «Чистая страна.
180
Состояние атмосферы.
В 2019 году на территории Чеченской Республики был осуществлен выброс
в атмосферный воздух парниковых газов в объеме 103 872,35 т. Объектами негативного
воздействия на окружающую среду, которым присвоена первая категория, являются
ЦДНГ-1 (Цех добычи нефти и газа), ЦДНГ-3, ЦДНГ-4, которые эксплуатируются
ОАО «Грознефтегазª.
В 2019 году в воздушной среде по 17 населенным пунктам республики, включая
г. Грозный, ни по одному усредненному показателю концентраций загрязняющих веществ
превышений предельно допустимой концентрации отмечено не было.
По качеству атмосферный воздух всех исследованных населенных пунктов
по концентрациям пяти компонентов загрязняющих веществ оценивается на уровне
низкого загрязнения. Соответственно, комплексный показатель индекса загрязнения
меньше 5, что соответствует благоприятной среде проживания. Атмосферный воздух
по Чеченской Республике остается удовлетворительным и в целом, не предполагает
принятия экстренных мер по его оздоровлению.
Для сокращения загрязнения атмосферы в городах и населенных пунктах
требуются следующие мероприятия:
частичный
(ограниченный) запрет въезда автомобилей с двигателем
внутреннего сгорания в курортно-туристическую зоны
(Серноводск,
Ведучи, Кезеной-Ам);
поэтапное внедрение электротранспорта, иных видов экологичного
транспорта (начиная с общественного транспорта в городах и курортных
зонах);
внедрение локальных установок солнечной энергетики в целях сокращения
потребления топлива и сокращения выбросов в атмосферу;
развитие сети мониторинга, создание дополнительных станций контроля
и мобильных станций замеров концентраций загрязняющих веществ;
установка новых улавливающих мощностей и очистных сооружений
на предприятиях (в первую очередь, в г. Грозный, Аргун, Шали, Гудермес).
Радиационная обстановка на территории республики по сравнению с предыдущими
годами не изменилась и остается в целом удовлетворительной.
Состояние водных объектов.
Для Чеченской Республики остро стоит вопрос негативного воздействия вод,
прежде всего для населения, отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства.
181
Отрицательное воздействие вод проявляется в виде затопления территории населенных
пунктов, городских территорий и сельскохозяйственных угодий во время прохождения
паводков высоких уровней, абразии и переработки берегов основных рек в городах
и населенных пунктах, ухудшения состояния гидротехнических сооружений
на территории республики. Находящиеся в государственной собственности Чеченской
Республики и муниципальной собственности гидротехнические сооружения имеют
высокую степень изношенности из-за ежегодно повторяющихся паводков с повышением
уровня воды в реках до критических отметок.
Основными источниками загрязнения водных объектов Чеченской Республики
в настоящее время являются сбросы сточных вод, поверхностные смывы и диффузное
загрязнение. По данным Управления Росприроднадзора по Чеченской Республике объем
сбросов основных загрязняющих веществ в водные объекты в
2019 году составил
8068,444 т.
Качество речных вод по гидрохимическому индексу загрязнения в
10 реках
оценивается следующим образом: по створам рек Терек и Аргун - больше 2, по створу
реки Сунжа - больше 1 и меньше 2, по створам рек Асса, Басс (Джалка), Белка
(Хулхулау), Мартан, Фортанга, Чанты-Аргун, Шаро-Аргун - менее 1.
Соответственно, воды по створам рек Терек относятся к категории «загрязненныеª
— VI класс качества. Воды по створу реки Сунжа относятся к категории «умеренно
загрязненныеª - III класс качества. Воды по створам рек Асса, Басс (Джалка), Белка
(Хулхулау), Мартан, Фортанга, Чанты-Аргун и Шаро-Аргун относятся к категории
«чистыеª - II класс качества, что отвечает требованиям водоемов рыбохозяйственного
значения.
Мониторинг состояния водных объектов по количественным и качественным
показателям в 2019 году осуществлялся лабораториями Чеченский ЦГМС — филиалом
ФГБУ
«Северо-Кавказское УГМСª, ГБУ
«Лаборатория экологического контроляª
Минприроды ЧР в рамках Территориальной системы экологического мониторинга
Чеченской Республики.
По данным Чеченского ЦГМС и ГБУ «Лаборатория экологического контроляª
Минприроды ЧР, по основным параметрам вода в реках бассейна р. Терек на территории
Чеченской Республики в целом соответствует установленным нормам СанПиНа.
В целях сокращения негативного воздействия на водные объекты необходимы
модернизация и строительство очистных сооружений и канализационных сетей для
очистки сточных вод как хозяйственно-бытового, так и промышленного происхождения,
182
организация последовательного сбора и выведение загрязненных стоков за пределы
населенных пунктов, очистка, обезвреживание и обеззараживание.
Основным программно-целевым инструментом регионального уровня является
реализуемая в настоящее время государственная программа Чеченской Республики
«Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республикиª,
утвержденная постановлением Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013 г.
№347.
Минприроды ЧР на 2019-2033 годы запланированы мероприятия по защите от
вредного воздействия вод (см. Таблица 4 в Приложении В).
Состояние почв и селитебных территорий. Почва, являясь основным
накопителем химических веществ техногенной природы и фактором передачи
инфекционных и паразитарных заболеваний, может оказывать неблагоприятное влияние
на условия жизни населения и его здоровье.
Экономика Чеченской Республики в силу сложившихся обстоятельств находится
в фазе восстановления. Важную роль играют лесные ресурсы, такие как древесина,
лекарственное и техническое сырье, дикорастущие плоды и орехи, а также мед, продукция
растениеводства и животноводства. Наряду с этим леса оказывают огромное воздействие
на экологическое состояние природных комплексов Чеченской Республики.
На территории Чеченской Республики лабораторный контроль за состоянием почв
на площадках планируемой застройки и объектах текущего санитарного надзора
осуществляется ФБУЗ
«ЦГиЭ в ЧРª. В первую очередь контроль и мониторинг
осуществляются на территориях общего доступа (селитебные зоны, зоны рекреации)
и объектах повышенного экологического риска (детские и образовательные учреждения).
В 2017 году было исследовано 235 проб почвы по санитарно-химическим показателям,
из них не соответствующих гигиеническим нормативам не зарегистрировано,
по микробиологическим показателям
— 436 проб, из них не соответствуют
гигиеническим нормативам две пробы. На протяжении последних лет остается низкой
доля проб, не соответствующих нормативам по паразитологическим показателям.
При исследовании селитебных (128 населенных пунктов) почвенных покровов
Чеченской Республики по показателям максимально разовых и усредненных
концентраций загрязняющих веществ превышений предельно допустимой концентрации
не выявлено. Уровень химического загрязнения почв населенных пунктов относится
к допустимой категории загрязнения.
183
Обращение с отходами.
Существующая система обращения с твердыми коммунальными отходами
на территории Чеченской Республики на данном этапе основана на захоронении всех
образующихся отходов на полигонах и свалках.
Размещение твердых коммунальных отходов осуществляется на семи
санкционированных полигонах, включенных в государственный реестр объектов
размещения отходов (с. Новое Солкушино Наурского района, г. Грозный (два полигона),
с. Гойты Урус-Мартановского района, с. Алхазурово Урус-Мартановского района,
с.п. Шатой Шатойского района, г. Гудермес Гудермесского района). В
2019 году
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми бытовыми
отходами, в Чеченской Республике приведена в соответствие с требованиями
постановления Правительства Российской Федерации от
22.09.2018 г.
№ 1130
«О разработке,
общественном обсуждении,
утверждении,
корректировки
территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления,
в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу
и содержанию таких схемª и разработана ее электронная модель. Территориальная схема
утверждена приказом Минприроды ЧР от 19.12.2019 г. № 733.
По итогам конкурсного отбора, проведенного МС и ЖКХ ЧР, статус регионального
оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами сроком на
10 лет
присвоен ООО «Ониксª.
В рамках реализации постановления Правительства Чеченской Республики
от
19.12.2013 г.
№ 353 «Об утверждении государственной программы Чеченской
Республики «Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан,
проживающих в Чеченской Республикеª в целях снижения антропогенной нагрузки
на окружающую среду при обращении с твердыми коммунальными отходами
планируются следующие меры:
создание комплексной системы обращения с отходами, включающей строительство
пяти мусоросортировочных комплексов и республиканского экологического
отходоперерабатывающего комплекса «Экотехнопаркª (мощностью 350 тыс. т. в год)
со строительством на его территории производственной базы по переработке всего объема
вторичных материальных ресурсов, образуемых на территории Чеченской Республики
рекультивация
15 объектов накопленного вреда окружающей среде, а именно
загрязненных и нарушенных отходами нефтепереработки земель
(4 объекта)
и несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов (11 объектов);
организация раздельного сбора твердых коммунальных отходов;
184
создание системы экологического воспитания населения республики по вопросам
обращения с отходами, повышение социальной активности населения республики, в том
числе предпринимательской активности. В 2019-2020 годы реализуется план-график
мероприятий по экологическому просвещению и мотивации населения к деятельности
по раздельному сбору твердых коммунальных отходов на территории Чеченской
Республики, утвержденный приказом Минприроды ЧР от 05.06.2018 г. № 356.
Состояние лесов.
По направлению деятельности в области лесных отношений в 2019 году с целью
улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы
распространения вредных организмов, обеспечения лесными насаждениями своих
целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов
проведены
санитарно-оздоровительные
мероприятия
по
защите
лесов:
лесопатологическое обследование на участках общей площадью 9000 га, выборочные
санитарные рубки - 900 га, уборка неликвидной древесины - 1500 га.
В целях предупреждения возникновения лесных пожаров на территории лесного
фонда выполнен комплекс противопожарных мероприятий:
создание лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров -
116,4 км;
реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов
от пожаров - 86,1 км;
эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров
– 202,4 км;
устройство противопожарных минерализованных полос - 371,6 км;
прочистка противопожарных минерализованных полос - 1716,9 км.
По воспроизводству лесов на землях лесного фонда в части создания лесных
культур выполнены следующие мероприятия:
искусственная посадка леса — 72 га (высажено более 239 тыс. 976 сеянцев и
саженцев лесных культур);
агротехнические уходы за лесными культурами на площади 1403,5;
обработка почвы под посадки будущего года общей площадью
82,5 га;
рубки ухода за лесом на площади 700 га, из них уход за молодняками
(прочистка) - 200 га, прореживание - 400 га, проходная рубка - 100 га.
Для выращивания посадочного материала созданы и функционируют
два лесопитомника, в которых по итогам осенней инвентаризации 2019 года выращено
185
1338,9 тыс. ед. посадочного материала лесных культур, в том числе стандартного
посадочного материала - 488,0 тыс. сеянцев, что обеспечит потребность в посадочном
материале на весну 2020 года в полном объеме.
Проведены экологические акции:
– «Зеленый городª;
- акция по посадке саженцев, приуроченная к Международному дню лесов;
-
«Подари лес другу!ª совместно с социальным вэб-сервисом Maraquia.com
(экологический проект «Почта Банкаª) - 2 этапа (весенний и осенний);
- в рамках акции «Всероссийский день посадки лесаª - мероприятие по очистке
от захламленности территории земель лесного фонда на площади 6 га;
- «Чистая странаª;
- экологический марафон «Чистые берега Кавказаª по очистке от бытового мусора
берегов рек в рамках Общероссийской экологической акции «Вода Россииª в Сунженском,
Ачхой-Мартановском, Урус-Мартановском, Веденском, Гудермесском, Шалинском,
Наурском, Надтеречном, Грозненском, Курчалоевском муниципальных районах
и г. Грозный Чеченской Республики;
- «Сохраним лесª по посадке сеянцев;
- акция по очистке родников совместно с туристической компанией
«Беной Тревелª в н.п. Беной.
В указанных акциях приняли участие более
4140 человек, высажено
более
28 300
саженцев и сеянцев лесных растений породы
«Ясеньª,
«Кленª
и «Ель голубаяª, очищены берега рек Асса, Мартан, Фортанга, Нетхой и Хулхулау,
Джалка, Черная, Белка, Терек, Басс-Джалка, Сунжа, Аргун, Чернореченских родников,
Червленского водохранилища.
Таким образом, в субъекте активно реализуются проекты, направленные на
улучшение качества окружающей среды и качество жизни населения, как за счет
регионального бюджета, так и с участием федерального финансирования.
Показатели экологической безопасности.
Основными показателями состояния окружающей среды в Чеченской Республики
являются качество атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв.
В качестве показателей экологической безопасности выступают показатели,
характеризующие состояние здоровья человека и окружающей среды. Целью процесса
обеспечения экологической безопасности является достижение максимально
благоприятных показателей здоровья человека и высокого качества окружающей среды.
186
Показатели устойчивости экосистем, которые классифицируются в соответствии
с показателями самовосстановления систем:
- естественное состояние
- наблюдается фоновое антропогенное воздействие,
биомасса максимальна, биологическая продуктивность минимальна;
- равновесное состояние - скорость восстановительных процессов выше или равна
темпу нарушения, биологическая продуктивность больше естественной, биомасса
начинает снижаться;
- кризисное состояние
- антропогенные нарушения превышают по скорости
естественно-восстановительные процессы, но сохраняется естественный характер
экосистем, биомасса снижается, биологическая продуктивность резко повышена;
- критическое состояние - обратимая замена прежде существовавших экосистем
под антропогенным воздействием на менее продуктивные, биомасса мала и снижается;
- катастрофическое состояние
- труднообратимый процесс закрепления
малопродуктивной системы, биомасса и биологическая продуктивность минимальны;
- состояние коллапса
- необратимая потеря биологической продуктивности,
биомасса стремится к нулю;
- зона напряженной экологической ситуации
- ареал, в пределах которого
наблюдается переход состояния природы от кризисного к критическому.
Основные принципы обеспечения экологической безопасности:
- социально-экономическое развитие общества, в ходе которого обеспечивается
возрастающее качество жизни людей при сокращении или стабилизации отрицательного
воздействия на природу, соблюдаются законы развития биосферы, природно-
климатических зон;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации
допустимых уровней воздействия на природную среду и человека;
- неистощительное природопользование, при котором ресурсное обеспечение в
равной степени удовлетворяет интересы будущих и ныне живущих поколений;
- обязательность компенсации нанесенного здоровью человека и природной среде
ущерба, взаимная ответственность административно-территориальных образований за
состояние окружающей среды и трансграничный перенос поллютантов;
- своевременное выявление и восстановление нарушенных территорий (акваторий),
экосистем и природных комплексов;
- сохранение биологического разнообразия;
- действие международного права, выполнение многосторонних договоров,
регламентирующих природопользование и качество жизни населения.
187
Состояние окружающей среды в Чеченской Республике
(атмосферного
воздуха, поверхностных вод и почв) на 01.10. 2020 г.
Атмосферный воздух.
Мониторинг за состоянием атмосферного воздуха, в рамках территориальной
системы экологического мониторинга Чеченской Республики, осуществляет
ГБУ
«Лаборатория экологического контроляª Минприроды ЧР. Исследования
проводились на предмет измерения, обработки и регистрации результатов по
концентрациям основных загрязняющих веществ: диоксида серы (SO2), оксида азота (NO),
аммиака (NH3), сероводород (H2S), диоксида азота (NO2) и взвешенных частиц пыли.
Отбор 20 проб осуществлен в 17 населенных пунктах: Заводской район (1 проба),
Ленинский район (1 проба), Октябрьский район (1 проба) и Старопромысловский район
(1 проба) города Грозный; город Аргун (1 проба); город Гудермес (1 проба); город Шали
(1 проба); город Урус-Мартан
(1 проба); селение Ачхой-Мартан
(1 проба)
Ачхой-Мартановского района; селение Ведено (1 проба) Веденского района; селение
Толстой-Юрт
(1 проба) Грозненского района; селение Итум-Кали
(1 проба) Итум-
Калинского района; селение Курчалой
(1 проба) Курчалоевского района; селение
Знаменское(1 проба) Надтеречного района; станица Наурская (1 проба) Наурского района;
селение Ножай-Юрт (1 проба) Ножай-Юртовского района; станица Ассиновская (1 проба)
Серноводского района; селение Шарой (1 проба) Шаройского района; селение Шатой
(1 проба) Шатойского района; станица Шелковская (1 проба) Шелковского района, через
пробоотборный зонд вертикального зондирования передвижной автоматизированной
станции контроля атмосферного воздуха
«ЭКРОС-АТМОСФЕРАª, в соответствии
с регламентом ГН
2.1.6.1338-03
«Предельно допустимые концентрации
(ПДК)
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных местª и СанПиН 2.1.6.1032-01
«Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных местª.
Комплексный показатель степени загрязнения атмосферы
(ИЗА), рассчитывался
в соответствии с методикой РД 52.04 186-89, как сумма средних концентраций в единицах
ПДК, с учетом класса опасности соответствующего загрязняющего вещества:
In = ∑ (xi/ ПДКi) Ci,
по компонентам контроля: оксид азота, диоксид азота, диоксид серы, оксид
углерода и озон.
Исследования поверхностных вод бассейнов рек Терек, Сунжа, Аргун, Асса, Белка
(Хулхулау), Басс (Джалка), Мартан, Фортанга, Чанты-Аргун и Шаро-Аргун проведены
ведомствами экологического мониторинга (ГБУ «Лаборатория экологического контроляª
Минприроды ЧР и Чеченский Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
188
среды
- филиал ФБГУ
«Северо-Кавказское УГМСª
(далее
- Чеченский ЦГМС).
Исследования вод проводились на предмет определения органолептических и физико-
химических свойств
- температура, запах, осадок, взвешенные вещества, цветность,
прозрачность, жесткость, pH, биохимическое потребление кислорода (БПК5), химическое
потребление кислорода (ХПК) по перманганатной окисляемости, а также содержания
двуокиси углерода, аммиака, нитритов, нитратов, хлоридов, сульфатов, кальция, магния,
растворенного кислорода, нефтепродуктов в соответствии с регламентом СанПиН
2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных водª.
ГБУ «Лаборатория экологического контроляª Минприроды ЧР отбор 18 проб
осуществлен по створам 10 рек: реки Терек в районе селений Хангаш-Юрт (1 проба)
Гудермесского района; Знаменское (1 проба) Надтеречного района; станицы Червленная-
Узловая (1 проба) и станицы Шелковская (1 проба) Шелковского района; реки Сунжа
в районе селений Старая Сунжа (1 проба) Ленинского района г. Грозный, Алхан-Юрт
(1 проба) Урус-Мартановского района, Брагуны
(1 проба) Гудермесского района,
Серноводск (1 проба) Серноводского района; реки Аргун в районе города Аргун (2 пробы)
и селения Дуба-Юрт
(1 проба) Шалинского района; реки Асса в районе станицы
Ассиновская (1 проба) Серноводского района; реки Басс (Джалка) в районе города Шали
(1 проба); реки Белка (Хулхулау) в районе селения Автуры (1 проба) Шалинского района;
реки Мартан в районе города Урус-Мартан (1 проба); реки Фортанга в районе селения
Ачхой-Мартан
(1 проба) Ачхой-Мартановского района; реки Шаро-Аргун в районе
селения Улус-Керт (1 проба) Шатойского района; реки Чанты-Аргун в районе селения
Шатой (1 проба) Шатойскокого района.
Лабораторией Чеченского ЦГМС отбор 6 проб осуществлен по створам 3 рек: реки
Терек в районе станицы Гребенская (1 проба) Шелковского района: в районе села
Виноградное (1 проба) Грозненского района; реки Сунжа в районе города Грозный
(2 пробы); реки Аргун в районе селения Шатой (1 проба) Шатойского района и в районе
села Дуба-Юрт (1 проба) Шалинского района.
При оценке качества поверхностных вод использовался гидрохимический индекс
загрязнения воды в соответствии ГОСТ 27065-86 «Качество вод. Термины и определенияª
6
C
по формуле:
1
i
шести компонентов контроля по данным
ÈÇÂ
6
ÏÄÊ
i
1
â
i
ГБУ
«Лаборатории экологического контроляª Минприроды ЧР и лабораторией
Чеченского ЦГМС: растворенный кислород, биохимическое потребление кислорода
(БПК5), химическое потребление кислорода (ХПК) по перманганатной окисляемости,
свинец, кадмий и магний.
189
Мониторинг
за
состоянием
почвенного
покрова
осуществлялся
ГБУ
«Лабораторией экологического контроляª Минприроды ЧР. Исследования
проводились на предмет измерения, обработки и регистрации результатов
по концентрациям загрязняющих веществ: марганец, нефтепродукты, в соответствии
с регламентом СанПиН
2.1.7.1287-03
«Санитарно-эпидемиологические требования
к качеству почвыª.
Отбор 20 проб селитебных почв осуществлен в 17 населенных пунктах республики:
Заводской район (1 проба), Ленинский район (1 проба), Октябрьский район (1 проба)
и Старопромысловский район (1 проба) города Грозный; город Аргун (1 проба); город
Гудермес (1 проба); город Шали (1 проба); город Урус-Мартан (1 проба); город Курчалой
(1 проба); селение Ачхой-Мартан (1 проба) Ачхой-Мартановского района; селение Ведено
(1 проба) Веденского района; селение Толстой-Юрт (1 проба) Грозненского района;
селение Итум-Кали (1 проба) Итум-Калинского района; селение Знаменское (1 проба)
Надтеречного района; станица Наурская (1 проба) Наурского района; селение Ножай-Юрт
(1 проба) Ножай-Юртовского района; станица Ассиновская (1 проба) Серноводского
района; селение Шарой
(1 проба) Шаройского района; селение Шатой
(1 проба)
Шатойского района; станица Шелковская (1 проба) Шелковского района. Оценка уровня
химического загрязнения почв, как индикатора неблагоприятного воздействия на здоровье
населения, проводился по суммарному показателю загрязнения
(Zc) коэффициентов
концентрации химических элементов-загрязнителей, по формуле: Zc = ∑ (Ci/Cfi + Cn/Cfn),
в соответствии «Методические указания. МУ 2.1.7.730-99ª утвержденные и введенные в
действие Главным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 05.02.1999 г.
Представленные материалы являются конечным результатом статистической
обработки информации в Базе данных отдела надзора за особо охраняемыми природными
территориями, охраны недр и мониторинга окружающей среды Минприроды ЧР.
В сентябре 2020 года во всех исследованных населенных пунктах, по всем из
контролируемых показателей максимально разовых концентраций загрязняющих веществ,
превышений ПДК отмечено не было.
По качеству атмосферный воздух городов Грозный, Аргун, Гудермес, Шали,
Урус-Мартан, селений Ачхой-Мартан, Ведено, Толстой-Юрт, Итум-Кали, Курчалой,
Знаменское, Ножай-Юрт, Шарой, Шатой, станиц Ассиновская, Шелковская и Наурская
в соответствии расчетов комплексного индекса загрязнения (ИЗА), по концентрациям
пяти компонентов загрязняющих веществ, оценивается как «низкийª уровень загрязнения,
что соответствует благоприятной среде проживания. Соответственно, комплексный
показатель ИЗА меньше 5 (Рис. 1).
190
Рис. 1
В настоящее время основными факторами загрязнения атмосферы во всех
населенных пунктах республики, включая город Грозный, продолжают оставаться
выбросы от автотранспорта и состояние погодных условий.
Поверхностные воды.
В сентябре текущего года по створам всех исследованных 10 рек, как по данным
ГБУ «Лаборатория экологического контроляª Минприроды ЧР, так и лаборатории
Чеченского ЦГМС, превышений ПДК по максимально разовым концентрациям проб
химических загрязнителей не выявлено.
По расчетам данных от ГБУ «Лаборатория экологического контроляª Минприроды
ЧР, гидрохимический индекс загрязнения (ИЗВ) вод по створам исследованных рек
составляет: по створам рек Терек, Сунжа и Аргун и больше 1 и меньше 2, по створам рек
Белка (Хулхулау), Асса, Басс (Джалка), Мартан, Фортанга, Чанты-Аргун и Шаро-Аргун
менее 1 (Рис. 2). Соответственно, воды по створам рек Терек, Сунжа и Аргун относятся к
категории «умеренно загрязненныеª - III класс качества. Воды по створам рек Белка
(Хулхулау), Асса, Басс
(Джалка), Мартан, Фортанга, Чанты-Аргун и Шаро-Аргун
191
относятся к категории «чистыеª - II класс качества, что отвечает требованиям водоемов
рыбохозяйственного значения.
Рис. 2
По расчетам данных от лаборатории Чеченского ЦГМС ИЗВ по створам рек Терек,
Сунжа и Аргун составляет больше
1 и меньше 2
(Рис.
3). Соответственно, воды
по створам рек Терек, Сунжа и Аргун относятся к категории «умеренно загрязненныеª -
III класс качества.
192
Рис. 3
Основными источниками загрязнения водных объектов бассейнов рек
по Чеченской Республике, в настоящее время являются сбросы сточных вод,
поверхностные смывы и диффузное загрязнение.
Почвы.
При исследовании селитебных (17 населенных пунктов) почвенных покровов
Чеченской Республики в сентябре 2020 года (данные ГБУ «Лаборатории экологического
контроляª Минприроды ЧР) по показателям максимально разовых концентраций
загрязняющих веществ, превышений ПДК не выявлено.
Суммарный показатель коэффициентов концентрации химических элементов-
загрязнителей
(Zc), по всем населенным пунктам, составляет менее
16
(Рис.
4).
Соответственно, уровень химического загрязнения селитебных почв, как индикатора
неблагоприятного воздействия на здоровье населения, во всех исследованных населенных
пунктах относится к «допустимойª категории загрязнения.
193
Рис. 4
В целом экологическая ситуация исследованных районов Чеченской Республики
в сентябре
2020 года характеризуется как удовлетворительная, аварий и катастроф
с экологическими последствиями не было.
Качество атмосферного воздуха в исследованных населенных пунктах: городов
Грозный, Аргун, Гудермес, Шали, Урус-Мартан, селений Ачхой-Мартан, Ведено,
Толстой-Юрт, Итум-Кали, Курчалой, Знаменское, Ножай-Юрт, Шарой, Шатой,
Ассиновская, Шелковская и Наурская имеет оценку с «низкимª уровнем загрязнения, что
соответствует благоприятной среде проживания. Основными факторами загрязнения
атмосферы во всех населенных пунктах продолжают оставаться выбросы
от автотранспорта и состояние погодных условий.
По расчетам данных от ГБУ «Лаборатория экологического контроляª Минприроды
ЧР, по гидрохимическому индексу загрязнения (ИЗВ), воды по створам рек Терек, Сунжа
и Аргун относятся к категории «умеренно загрязненныеª - III класс качества. Воды
по створам рек Асса, Басс (Джалка), Белка (Хулхулау), Мартан, Фортанга, Чанты-Аргун
и Шаро-Аргун относятся к категории
«чистыеª
- II класс качества, что отвечает
требованиям водоемов рыбохозяйственного значения.
194
По расчетам данных от лаборатории Чеченского ЦГМС, по гидрохимическому
индексу загрязнения (ИЗВ) воды по створам рек Терек, Сунжа и Аргун относятся к
категории «умеренно загрязненныеª - III класс качества.
В селитебных почвах, по максимальным показателям концентраций загрязняющих
веществ, превышений ПДК не выявлено. Уровень химического загрязнения почв в
сентябре
2020 года по исследованным населенным пунктам Чеченской Республики
относится к «допустимойª категории загрязнения.
Возможные влияния климатических изменений на отдельные отрасли
экономики и социальной сферы Чеченской Республики.
Сельское хозяйство.
Сельское хозяйство региона
- одна из наиболее уязвимых к климатическим
изменениям отраслей. Высокая изменчивость и продолжительность осадков могут
привести к ущербу для сельскохозяйственных культур, невозможности обработки полей
вследствие их заболачивания. Засухи, возникающие вследствие экстремально высоких
летних температур, могут повлечь за собой деградацию земель, снижение урожайности,
вплоть до гибели посевов, и уменьшение поголовья скота. Последствиями аномалий
климата могут стать: изменения в продуктивности сельхозкультур, болезни растений,
изменения в продолжительности вегетационного периода, торможение или ускорение
наступления фенофазы. В рыбоводстве следствием изменения климата могут являться
более ранняя миграция рыб, изменения в популяции, кормовой базе и биоразнообразии
морской фауны.
Лесное хозяйство.
Экстремальные погодные условия и сильные пожары оказывают негативное
влияние на состояние лесов. Лесные пожары могут быть вызваны экстремальным
повышением температуры воздуха и изменением направления ветра. Увеличение числа
наводнений и ураганов приводит к ухудшению качества источников воды, от которых
зависит здоровье лесов. Следствием климатических изменений может стать изменение
ареалов произрастания деревьев, структуры леса, внедрение вредителей в лесные
экосистемы, что приведет к утрате биологического разнообразия.
Водное хозяйство и гидротехнические сооружения.
Водные ресурсы обладают чувствительностью к изменению климата. Вследствие
этого, в зону риска могут попасть места водозаборов городской системы водоснабжения.
Следует отметить, что большинство гидротехнических сооружений
не удовлетворяют современным требованиям. Эксплуатационные характеристики таких
195
сооружений не рассчитаны на риски, связанные с изменениями климата и участившимися
аномалиями погоды. Изменение сезонного стока рек вследствие происходящих
и ожидаемых изменений климата должно учитываться в гидроэнергетике. К негативным
последствиям влияния климатических изменений на обстановку в районах водохранилищ
относятся: возможное затопление и подтопление населенных пунктов, увеличение длины
полыньи в нижних бьефах с ухудшением климатических условий по берегам, повышенное
образование шуги, возможные зажорные явления на участках рек и разводий на льду
водохранилищ. Прогнозируемые изменения притока воды к водохранилищам потребуют
пересмотра режима их работы с учетом интересов основных потребителей и охраны
окружающей среды.
Энергетический комплекс.
Изменение климата повлияет на все направления деятельности энергетического
комплекса
- производство энергии, ее передачу и потребление. При повышении
температуры воздуха уменьшается эффективность теплового преобразования, что
приводит к уменьшению производства электроэнергии на электростанциях. Согласно
ориентировочным оценкам, в Европе потеря мощности составляет 1-2 % на каждый
градус потепления. При повышении температуры воздуха возникает проблема
доступности воды для систем охлаждения. Зимой потепление, казалось бы, создает
предпосылки для экономии энергии, однако, в силу климатической изменчивости, нельзя
исключить суровые зимы. Несмотря на то, что повторяемость суровых зим по сравнению
с
20 веком уменьшилась, проектирование систем отопления должно осуществляться
с учетом такой возможности. Летом, в связи с продолжительностью периодов с аномально
высокой температурой в отсутствии осадков, резко возрастает потребление энергии
на вентиляцию и кондиционирование. В ближайшее десятилетие в зону климатического
риска попадают системы передачи электроэнергии. Ожидаемое усиление конвективных
процессов в атмосфере в теплое время года связано с увеличением повторяемости таких
опасных явлений как грозы, смерчи, шквалы, которые сопровождаются экстремальными
нагрузками на линии электропередач (ЛЭП) и могут привести к их разрыву. Повышение
циклонической активности в холодное время года, частые повышения температуры
воздуха и увеличение повторяемости выпадения жидких осадков создают предпосылки
обледенения проводов ЛЭП и могут привести к их разрыву и разрушению опор.
Строительство и наземная транспортная инфраструктура.
Существующие объекты капитального строительства, могут подвергаться
значительным рискам. Потеря устойчивости фундаментов, деформация зданий
и сооружений, ускоренное старение конструкций - это самые минимальные последствия
196
к которым могут привести изменения климата в регионе. При проектировании
необходимо учитывать не только сложившиеся параметры климата региона,
но и те изменения, которые произошли в последние десятилетия.
Резкие изменения температуры в сторону повышения, увеличение числа переходов
температуры воздуха через 0 °С ведет к повышению агрессивности среды и приводит
к ускоренному старению автодорог, т.к. материалы, из которых строятся дороги, быстро
разрушаются при резких сменах температур. Увеличение количества осадков,
сопровождающих оттепели, еще более усугубляет ситуацию. Изменение количества
осадков может привести к потере устойчивости склонов и разрушению грунтовых
составляющих дорог. Экстремальная жара может также привести к снижению качества
дорог в результате плавления асфальтового покрытия.
Рекреационная деятельность.
Для решения указанной задачи необходимо оценить уровень экономического
развития и экологического состояния территории республики:
- проанализировать ресурсный потенциал;
- провести территориальное и отраслевое зонирование территории по видам
ресурсов, оценить экологическое состояние территории.
Результаты исследований могут создать основу обоснования стратегических
перспектив
- развитие, стабилизация, сокращение рекреационной деятельности в
соответствии с соблюдением принципа «Не навредиª как человеку-рекреанту, так и
окружающей среде.
Следует учитывать, что стратегическая перспектива учитывает целый комплекс
характеристик как внешнего окружения, ситуации в отрасли, позиции в сегменте рынка,
так и внутренних особенностей рекреации на отдельной территории. Стратегия
определяет альтернативы развития
- курс на развитие по объемам или видам
рекреационных услуг; обеспечение стабильности функционирования рекреационных
предприятий; необходимость реализации мер по сокращению отдельного вида
деятельности в случае неблагоприятных ожиданий. Кроме того, стратегическая
перспектива должна учитывать принципы обеспечения экологической безопасности
рекреационной деятельности:
- во-первых, следует оценивать целесообразность создания новых и развития
имеющихся производств, подготовки трудовых ресурсов и других элементов деятельности
на отдельной территории, включая опасные производства
(возможные выбросы,
дисбаланс состояния окружающей среды и др.), учитывая влияние их на природную среду
в целом и на рекреационные ресурсы в частности;
197
- во-вторых, необходимо предусматривать перераспределение производительных
сил с территорий, которые урбанистически перегружены или близки к состоянию
экологического бедствия.
Для преодоления возможных противоречий между хозяйствованием и состоянием
внешней среды должна быть разработана и реализована система мероприятий
экологической направленности, регламентирующая ведение рекреационно-экономической
деятельности. В такой системе объединяются социально-организационные, оценочно-
прогнозные и технические меры, которые позволят избежать рассогласования
экологических параметров территории и рекреационно-экономической деятельности.
Сформулированные подходы к разработке стратегии функционирования рекреационной
территории требуют дальнейшего уточнения и доработки с учетом анализа
взаимодействия совокупности факторов деятельности.
Здоровье населения.
Аномалии погоды могут оказывать серьезное влияние на здоровье людей. Даже
если исключить стихийные бедствия
(смерчи, ураганы, наводнения, землетрясения,
пожары), останутся негативные реакции организма на быструю смену погодных условий,
особенно у метеозависимой части населения. Отрицательное воздействие экстремальной
жары выражается в изменении теплообмена человека с окружающей средой и, как
следствие, увеличивается вероятность возникновения тепловых ударов, обострения
сердечнососудистых заболеваний. Это касается, прежде всего, пожилых людей и детей,
которые не могут адаптироваться к быстрой смене погодных условий. Ухудшение
качества воды, как последствие засухи и разливов, может вызвать вспышку массовых
желудочно-кишечных и других инфекционных заболеваний. В результате наводнений
также могут возникать очаги заражений, особенно в крупных населенных пунктах.
Нетипичные для Чеченской Республики погодные явления могут привести к
ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, а также резкому увеличению
популяций и большей продолжительности активности носителей вирусного энцефалита -
клещей, комаров и т.п.
Пути адаптации к последствиям изменения климата.
Чеченская Республика имеет выгодное географическое расположение, имея
небольшую по площади территорию республика отличается разнообразием природных
условий. Плодородные равнины постепенно переходят в ландшафты северной части,
напоминающие знойные пустыни Средней Азии. На юге раскинулось царство вечных
198
снегов и льдов. Республика богата ценными породами дремучих лесов, субальпийскими и
альпийскими лугами.
Увеличение повторяемости опасных гидрометеорологических явлений - паводков,
оползней, сейсмоподвижность, могут оказывать негативное влияние на важные отрасли
экономики республики, такие как сельское хозяйство, водопользование, энергетика и др.
Поэтому разработка на республиканском и местном уровнях мер адаптации должна стать
приоритетной задачей для структур, ответственных за устойчивое развитие Чеченской
Республики.
В целом, в масштабах Российской Федерации, и в частности Чеченской Республики,
ни адаптация к изменению климата
(смягчение потенциальных неблагоприятных
последствий), ни снижение воздействия на климатические изменения (замедление самого
процесса его изменения) не способны по отдельности решить проблему негативного
воздействия факторов, вызванных изменением климата, однако в совокупности эти меры
могут существенно уменьшить возникающие опасности.
На республиканском уровне невозможно решить глобальную проблему снижения
влияния климатических изменений, но возможно, например, применение
заблаговременных адаптационных мер в русле двух видов адаптационных стратегий:
- защитные меры (защита традиционных технологий, производств, стилей жизни);
- упреждающие инновационные меры
(получение выгод от климатических
изменений и жизнь в условиях климатических изменений).
Тем самым можно попытаться повысить устойчивость экономики и производства
к
происходящим изменениям климата, снизить потери от опасных
гидрометеорологических явлений и повысить эффективность производства за счет учета
благоприятных изменений климата.
Необходимо принятие региональных документов по адаптации к климатическим
изменениям, где оговариваются механизмы предупреждения экологических и иных
рисков, обусловленных климатическими изменениями, как:
- разработка климатической стратегии Чеченской Республики; разработка и
реализация мер по адаптации к изменениям климата, включая учет фактора изменения
климата в программах социально-экономического развития Чеченской Республики;
- разработка и внедрение системы предупреждения экологических и иных рисков,
обусловленных климатическими изменениями;
- обеспечение эффективной системы защиты территории Чеченской Республики
от опасных погодно-климатических явлений, включающей мелиоративные системы,
199

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..