Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 6

 

  Главная      Книги - Разные     Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

 

Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 6

 

 

упрощенного доступа иностранных туристов к достопримечательностям Чеченской
Республики, находящимся в приграничной зоне.
Перспективы развития сектора. Перспективным направлением развития сектора
является развитие внутреннего туризма, привлечение туристов из СКФО и Российской
Федерации на существующие туристские активы. Обладая уникальными природными,
географическими и этнографическими ресурсами, Чеченская Республика также может
расширять портфель видов туризма
(оздоровительного, экстремально-спортивного,
событийного, экологического и этнографического туризма). Возможны разработка
совместного с соседними регионами туристского продукта, развитие экстремально-
спортивного туризма и формирование зон познавательного туризма (пример — зона
«Грозный плюсª). Данное направление развития станет возможным во многом благодаря
повышению узнаваемости бренда Чеченской Республики и использованию новых каналов
продвижения (социальных сетей и агентов влияния).
Увеличение транспортной доступности региона является еще одной возможностью
для развития туризма. Будет реализована концепция «В город Грозный без пересадокª,
выстроена сеть авиамаршрутов с другими крупными городами, более эффективно будут
использоваться возможности железнодорожного сообщения, будет развиваться сеть
общественного транспорта для самостоятельно передвижения внутри региона.
Некоторый вклад в рост сектора внесет также повышение предпринимательской
активности. Будут открываться семейные апарт-отели, созданы новые объекты
придорожной инфраструктуры, будет налажена бесперебойная продажа сувенирной
продукции.
Прочие перспективы развития:
Развитие внутреннего и въездного туризма путем донесения объективной
информации через СМИ, внешних рекламных носителей, социальных сетей,
а также путем развития транспортной логистической инфраструктуры,
навигационной системы и специальных акций;
Привлечение туристов с рынков с более высоким уровнем расходов за счет
расширения и повышения эффективности маркетинга и продвижения
туристских услуг;
Улучшение состояния деловой среды в целях увеличения объемов
иностранных и отечественных инвестиций;
Увеличение государственных и частных инвестиций в туристский сектор;
Развитие сервиса путем проведения обучающих семинаров и постоянного
контроля качества оказываемых услуг органами местного самоуправления;
125
Повышение конкурентоспособности отрасли за счет предоставления
туристам услуг мирового класса;
Развитие придорожного сервиса.
С целью создания в Чеченской Республике современного высокоэффективного
и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса Правительством
Чеченской Республики утверждена и реализуется государственная программа «Развитие
культуры и туризма в Чеченской Республикеª. В рамках программных мероприятий
и внебюджетных инвестиций построены и функционируют многие объекты туристской
сферы. Правительство Чеченской Республики уделяет большое внимание объектам
спортивно-оздоровительного туризма.
Минтуризма ЧР по планирует:
Участие в международных и российских конгрессно-выставочных
и деловых мероприятиях;
Увеличение количества событийных мероприятий на территории
республики.
Это выставки, фестивали, образовательные семинары,
рекламные туры, мероприятия по вело-, мото-, квадро-, пешему и детско-
юношескому видам туризму; мероприятия, ориентированные на знание
местности-автоквесты; трейлраннинги, скайраннинги и т.д.
Организация межрегионального «Road Showª по 38 городам России для
знакомства туроператоров и жителей этих городов с туристским
потенциалом республики;
Открытие представительств ТИЦ «Visit Chechnyaª в различных странах
мира;
Комплексная модернизация СТК
«Кезеной-Амª и дооснащение
ВТРК «Ведучиª, в целях разнообразия спектра предоставляемых услуг
в комплексах, что будет способствовать большему притоку туристов;
Издание кулинарной книги о вайнахской кухне с целью популяризации
чеченской национальной кухни и культуры;
Развитие спелеотуризма в горной части Чеченской Республики. Это даст
районам образования карстовых пещер дополнительный приток туристов
со всего мира. Пещеры
«Хенхалª и
«Буккузиª при строительстве
необходимой инфраструктуры могут стать центром притяжения тысячи
туристов.
В целевом видении туристский сектор Чеченской Республики представляет собой
развитую туристскую среду, включающую в себя широкий спектр разнообразных
126
туристических продуктов и удобную инфраструктуру, привлекающую не только
российских, но и иностранных туристов.
На первом этапе реализации Стратегии туристический сектор Чеченской
Республики будет развиваться за счет городского и оздоровительного туризма с фокусом
на внутренний туризм и привлечение туристов из СКФО. Предусмотрены следующие
направления работ государства и бизнеса:
активная кампания по продвижению региона;
формирование точек притяжения в г. Грозном (Грозненское море, Мечеть,
Грозный-Сити);
создание совместных туристских продуктов с соседними регионами;
продвижение оздоровительного туризма в с. Серноводское;
развитие туров для социальных групп (школьники, работники профсоюзов
и т. п.);
создание комфортной среды для туристов;
На втором этапе реализации Стратегии будет расширен портфель туристских
продуктов за счет развития новых видов туризма
(экстремально-спортивный,
познавательный, деловой и событийный) с привлечением туристов из регионов
Центральной России. Предусмотрены следующие направления работ государства
и бизнеса:
развитие экстремально-спортивных кластеров на юге и севере региона;
расширение сети авиаперевозок;
формирование портфеля приоритетных деловых, культурных и спортивных
событий;
формирование портфеля брендов туристских активов;
создание центра обучения и переподготовки кадров в области туризма .
На третьем этапе реализации Стратегии рост будет обеспечен за счет продвижения
Республики на международном рынке (концепция «Чечня гостеприимнаяª) и привлечения
иностранных туристов
(прежде всего из стран Ближнего Востока и Азии)
с одновременным развитием экологического и этнографического туризма. Государство
и бизнес будут сфокусированы на выполнение следующих видов работ и мероприятий:
продвижение Чеченской Республики в мировых медиа;
активная маркетинговая кампания по продвижению туризма в Чеченской
Республике, ориентированная на туристов за пределами Российской
Федерации;
127
развитие Чеченской Республики как лидера в России по подготовке кадров
для туристской отрасли.
На всех трех этапах реализации Стратегии предусмотрена единая концепция
развития и продвижения портфеля туристских активов и туристских продуктов Чеченской
Республики. Город Грозный будет позиционироваться как главный бренд зонтичного
типа по восьми турпродуктам (направлениям):
Грозный City+: башни и смотровая площадка; мечеть «Сердце Чечниª;
Грозненское море (дельфинарий, фонтан, пляж, башня-ресторан и т. п.);
ресторан Paradise; цветочный сад; Аргун (Мечеть); Шали (Мечеть); Новый
Гудермес и аквапарк; «Ахмат -Аренаª; «Моллª.
Грозный Extreme & Sport: «Ведучиª; Грозный Highlander19 (джип-туры, туры
по горам на квадроциклах, горные велосипеды, рафтинг, лошади, кемпинг);
Грозный Rally Land (Форт Грозный, симуляторы гонок 360°, тюнинг-центр
и пр.); Грозный Open Race Север
(квадроциклы, багги, трасса для
демонстрации возможностей джипов).
Грозный Origin20: музеи (Национальный музей, краеведческий музей имени
Х. А. Исаева, музей
«Донди-Юртª); этнодеревни
(«Кезеной-Амª,
«Шира Бена-Юртª); архитектурные ансамбли (Башни-близнецы, Цой-Педе
— Город мертвых, родник «Девичья косаª и пр.); выступления народных
коллективов.
Грозный Nature: Озеро Кезеной-Ам; Аргунское ущелье; Нихалойские
водопады; Бенойские водопады; вершины Итум-Калинского района;
Шаройская возвышенность; альпийские луга и др. (прогулки на автобусах,
автомобилях, пешие маршруты).
Грозный Halal: пляжи Грозненского моря; мечети; национальная кухня;
отели и салоны красоты с халяльными стандартами работы.
Грозный Events: показ модного дома Firdaws; вечер нашидов (Мишари
Рашид); фестиваль «Бенойская веснаª; «Шашлык-машлыкª; парусная регата
«Кубок Кезеной-Амª; «Гонка героевª и в перспективе многие другие.
Грозный Tech: стартапы технопарка ЧГУ; ГГНТУ Labs; в перспективе
экскурсии, встречи, мастер-классы в «Цифровой долинеª.
Среди флагманских проектов можно выделить следующие:
19 Здесь и далее по элементам турпродуктов даны рабочие названия.
20 Альтернативное название — «Грозный Земля Вайнаховª.
128
создание спортивно-оздоровительного комплекса
«Грозненское Мореª
в г. Грозный;
вторая фаза строительства горнолыжного комплекса «Ведучиª;
продвижение туристско-рекреационного комплекса «Кезеной-Амª;
строительство
многофункционального
комплекса
«Ахмат-Тауэрª
и ТРЦ «Грозный Моллª.
Для развития туризма Стратегия социально-экономического развития Чеченской
Республики предусматривает запуск целого ряда приоритетных инициатив, в частности:
формирование флагманского турпродукта «Грозный плюсª;
запуск программы продвижения туризма в Чеченской Республике через
онлайн-каналы;
создание информационного пакета и системы навигации для туристов;
развитие турпродуктов совместно с соседними регионами;
перевод сектора туризма на безналичный расчет;
создание ГБУ Туристско-информационный центр Чеченской Республикиª.
Источниками финансирования инициатив по развитию туризма станут:
федеральные средства КРСК и КСК). Реализуются две подпрограммы:
«Развитие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республикеª и
«Обеспечение реализации государственной программы «Развитие культуры
и туризма в Чеченской Республикеª в сфере туризмаª государственной
программы «Развитие культуры и туризма в Чеченской Республикеª на
2014-2024 годы
(утверждена постановлением Правительства Чеченской
Республики от 19.12.2013 № 336)21;
РБ (бюджет г. Грозный, Минтуризма ЧР, Минкультуры ЧР, Минобрнауки
ЧР,
Минзрав
ЧР,
Министерство
Чеченской
Республики
по физической культуре, спорту и молодежной политике);
средства владельцев и аффилированных лиц ключевых турактивов;
средства организаций-партнеров
(отелей, ресторанов, торговых центров
и др.);
средства туроператоров Чеченской Республики и других республик СКФО;
средства частных инвесторов, выступающих с предпринимательской
инициативой.
21 В рамках подпрограммы проведены Международный фестиваль туризма и активного отдыха «Шашлык-
машлыкª и рекламно-презентационные туры по Чеченской Республике.
129
В результате реализации Стратегии к
2035 году ожидаются следующие
результаты в сфере туризма:
по стратегической цели «Развитие сектора «Туризмª: туристский поток
увеличится в 12 раз (до 1,5 млн. человек);
по
развитию инфраструктуры: уровень загрузки
туристской
инфраструктуры увеличится в пять раз, до 60-70%; количество койко-мест
в средствах размещения вырастет в три раза
2640 до
6000 ед.);
удовлетворенность инфраструктурой и сервисом в секторе вырастет в три
раза и достигнет 90%;
по стратегической цели «Рост социально-экономических показателейª: доля
сектора в структуре ВРП вырастет до 9%; доля занятых в секторе вырастет
в три раза по отношению к моменту начала реализации Стратегии и
достигнет 2% от числа всех занятых в экономике.
4.4. Цифровая экономика (приоритетный отраслевой сектор)
Цель
1.
Создание нового сектора экономики Чеченской Республики,
обеспечивающего экспорт цифровых продуктов и услуг вместе с повышением качества
жизни.
Цель
2.
Создание кросс-канальной информационной системы кредитно-
финансового сектора СКФО (компании регионов) на базе Чеченской Республики.
Задача 1. Повышение вклада сектора «Цифровая экономикаª в ВРП Чеченской
Республики.
Задача 2. Увеличение числа участников сектора «Цифровая экономикаª и экспорт
ИТ-продукции и услуг.
Задача 3. Обеспечение потребностей сектора развитой ИТ-инфраструктурой.
Задача 4. Цифровизация финансово-кредитного сектора регионов СКФО: создание
модели кросс-канальной информационной системы
Для целей Стратегии сектор «Цифровая экономикаª разделен на четыре подсектора
— «Поставщики решенийª, «Инфраструктураª, «Кадрыª и «Бизнес-климатª.
В состав подсектора
«Поставщики решенийª входят следующие продукты
и услуги: разработка ИТ-продуктов в сегментах B2B, B2C, B2G, разработка и
производство сетевого и серверного оборудования, ИТ-интеграция; обслуживание
ИТ-инфраструктуры. Ключевые участники: внешние ИТ-компании, технопарк ЧГУ,
ГУП «Центр информационных технологийª. В отношении поставщиков решений можно
130
выделить следующие барьеры: практически отсутствие собственных ИТ-компании
в Республике, отсутствие платежеспособного спроса со стороны государства (региона)
и бизнеса на ИТ-продукты и услуги, низкая цифровая грамотность населения.
В состав подсектора
«Инфраструктураª входят такие продукты и услуги,
как высокоскоростной доступ в Интернет, инфраструктура хранения и обработки данных
(ЦОД), безопасность хранения и передачи данных. Ключевые участники: МТС, Мегафон,
Билайн, Вайнах-телеком. К барьерам, связанным с инфраструктурой сектора, можно
отнести: низкое покрытие 4G связью (охвачена только центральная часть Чеченской
Республики); недостаточное качество и покрытие сотовой GSM связи; отсутствие
эффективного мониторинга работы сетей со стороны операторов связи; отсутствие
современной инфраструктуры хранения и обработки данных на территории Республики;
недостаточный уровень безопасности передачи и хранения данных в госсекторе.
В состав подсектора «Кадрыª входят следующие услуги: школьное образование
в области математики и информатики, среднее профессиональное образование, высшее
образование в сфере ИТ, дополнительное образование. Ключевые участники: ЧГУ.
Имеется много связанных с кадрами объективных барьеров для развития цифровой
экономики, среди них: отсутствие высококвалифицированных кадров в области ИТ;
низкий уровень образования по точным предметам
(математика, информатика);
отсутствие конкурентоспособного среднего образования в сфере поддержки
ИКТ-инфраструктуры; отсутствие продвинутой программы высшего образования
в области цифровых технологий; недостаток профессиональных педагогических кадров
в области ИТ; недостаточно высокий уровень информированности о возможностях
профессий в сфере ИТ.
Подсектор «Бизнес-климатª. Входящие в состав данного подсектора продукты
и услуги: специализированные площадки для ИТ-компаний; институты развития;
поддержка стартапов; защита интеллектуальной собственности; формирование
регуляторной среды. Ключевые участники: Правительство Чеченской Республики,
Минтранссвязи ЧР, Технопарк ЧГУ. Среди всех барьеров для развития ИТ-сектора можно
выделить ограничения для развития, связанные непосредственно с бизнес-климатом:
отсутствие сформированного пакета стимулов для инвесторов в высокотехнологичные
компании; отсутствие развитых институтов развития в сфере ИТ; отсутствие крупных
ИТ компаний в регионе; недостаточное количество бизнес-инкубаторов, акселераторов
и венчурных фондов; отсутствие поддержки коммерциализации ИТ-продуктов (в том
числе регистрации патентов ИТ-стартапов); высокие цены на кабельный широкополосный
интернет (монополия).
131
Сектор
«Цифровая экономикаª в последние годы прогрессировал. На всей
территории Чеченской Республики функционирует одна из самых больших по плотности
оптико-волоконных сетей в России. В центральной части Республики развернута 4G
мобильная связь. Новый горнолыжный курорт
«Ведучиª обеспечен
4G связью
и кабельным высокоскоростным интернетом. В регионе присутствуют один местный
оператор
«Вайнахтелекомª и все крупные федеральные операторы (Мегафон, МТС,
ВымпелКом).
Существует ряд объективных ограничений, барьеров и вызовов, характерных для
сектора в целом. Среди них: отсутствие единой стратегии и приоритетов в области
развития ИКТ, единой технической политики и координации деятельности по внедрению,
сопровождению и эксплуатации информационно-коммуникационных систем
в региональных органах власти Чеченской Республики (министерства сами решают, какое
оборудование приобретать, какие решения как и когда внедрять, созданы и расширяются
собственные ИТ-службы); низкий уровень координации деятельности по развитию
сектора
«Цифровая экономикаª; отсутствие источников софинансирования
для реализации новых проектов в секторе.
У сектора
«Цифровая экономикаª имеются перспективы для развития.
Перспективы связаны с возможностью повышения эффективности госуправления
в социальных секторах экономики за счет цифровизации, в том числе в учреждениях
здравоохранения и образования (АИС, ЭДО), в блокчейн, в госреестрах и пр., разработкой
цифрового интерфейса взаимодействия государства и населения в предоставляемых
государством госуслугах. Цифровая трансформация коснется также всего бизнеса: будут
предложены новые цифровые решения, новые бизнес-модели, новые цифровые товары и
услуги. Еще одной возможностью для развития является формирование у населения
Чеченской Республики цифровых навыков, использование новых онлайн-сервисов.
Г. Грозный будет развиваться в концепции «умногоª города с использованием цифрового
управления городским хозяйством и интеллектуальными транспортными системами.
Будут формироваться предпосылки для реализации технологического прорыва за счет
внедрения продуктов нового поколения, в том числе с помощью привлечения внешней
экспертизы из стран Ближнего Востока и Индии. Все вышесказанное предполагает
соответствующее формирование кадрового обеспечения для поддержки внедряемых
технологий, разработки и вывода на рынок собственных продуктов.
В своем целевом видении
«Цифровая экономикаª Чеченской Республики
представляет собой новый сектор экономики Чеченской Республики, обеспечивающий
экспорт цифровых продуктов и услуг вместе с развитием социальных секторов.
132
На первом этапе внимание будет уделено созданию базовых условий для развития
цифровой экономики Чеченской Республики. Ключевыми точками роста станут базовая
автоматизация в госсекторе, укрепление базового образования в сфере ИТ, дальнейшее
развитие технопарка ЧГУ. Усилия государства и бизнеса будут направлены на
привлечение партнеров цифровой трансформации региона, развитие математического
образования в школе, открытие опорного колледжа в сфере ИТ, базовую цифровизацию
госуправления; обучение работников госсектора пользовательским ИТ-навыкам.
На втором этапе фокус будет направлен на цифровую трансформацию Республики.
Ключевыми точками роста станут развитие блокчейн в госсекторе, развитие
инновационных технологий в АПК и строительстве, работа над большими данными для
«Умного городаª, развитие международного образования в сфере ИТ
(например,
с Университетом Короля Сауда, Университетом Масдар, Университетом Халифа),
развертывание
«Цифровой долиныª в г. Грозном, построение ИТ-инфраструктуры
регионального значения.
На третьем этапе Чеченская Республика станет региональным лидером в сфере ИТ,
а рост будет обеспечен за счет экспорта цифровых продуктов и услуг, развития
регионального центра компетенций в сфере ИТ, развитие ИТ-инфраструктуры,
работающей на весь СКФО. Усилия государства и бизнеса будут направлены на работу
с международными партнерами; поддержку компаний, экспортирующих ИТ-продукты
и услуги; создание механизмов сохранения успешных ИТ-стартапов на территории
Республики; создание флагманского образовательного учреждения в сфере ИТ;
модернизацию созданной ранее ИТ-инфраструктуры.
Для реализации изменений в Чеченской Республики предусмотрен запуск ряда
приоритетных инициатив в секторе «Цифровая экономикаª, в частности:
возложение функций по цифровому развитию и повышению эффективности
государственного управления на Минтранссвязь ЧР;
привлечение ключевых партнеров цифровой трансформации региона;
базовая цифровизация в госуправлении и здравоохранении;
внедрение технологий блокчейн
(госреестры, движение лекарственных
средств) и интеллектуальных транспортных систем (в перспективе);
создание «цифровой долиныª;
обеспечение ИТ-безопасности в государственном секторе;
развитие математического образования в Чеченской Республике;
повышение цифровой грамотности населения.
133
В итоге реализации Стратегии к 2035 году ожидаются следующие результаты
в секторе «Цифровая экономикаª:
по достижению стратегической цели
«Рост социально-экономических
показателейª: доля сектора в структуре ВРП составит более 10%, доля
занятых в отрасли — 4%;
по достижению стратегической цели «Развитие цифровой экономикиª: доля
продукции ИТ-компаний в структуре экспорта достигнет
1,5%, будет
запущено более 1000 ИТ-стартапов;
по достижению стратегической цели «Обеспечение ИТ-инфраструктуройª:
покрытие региона широкополосным интернетом составит 100%.
Источниками финансирования инициатив по развитию сектора Цифровая
экономика станут:
федеральная программа «Цифровая экономикаª;
РБ (Минтранссвязи ЧР, Минобрнауки ЧР);
средства банков развития (например, ВЭБ);
средства партнеров цифровой трансформации
(ПАО
«Сбербанкª,
ООО «Яндексª и др.);
зарубежные фонды (например, Фонд развития Абу-Даби);
средства некоммерческих российских и зарубежных организаций.
В связи с растущей концентрацией рынка и его интернационализации, а также
увеличением релевантности каналов распределения информационных источников все
чаще возникает вероятность повышения конкуренции между отдельными компаниями
на рынке.
Кросс-канальное сотрудничество можно определить, как «совместную интеграцию
онлайн и автономных бизнес-моделей, направленных на достижение положительных
синергетических эффектов для участвующих в проекте регионовª.
Повышение качества кросс-канального сотрудничества может быть обеспечено
только при одновременном повышении навыков использования информационных
интернет технологий в стратегии электронного бизнеса. Кроме того, наличие опыта
сотрудничества с компаниями, специализирующимися на конкретном виде
информационных ресурсов, помогает контролировать и использовать количество
доступных информационных каналов.
Основываясь на данном предположении, можно идентифицировать несколько
форм кросс-канального сотрудничества на уровне региона:
134
использование совместной маркетинговой стратегии двух и более компаний
регионов. На практике компании регионов будут сталкиваться
с гибридными формами сотрудничества, в основе которого заложен
синергетический подход;
одновременное применение продуктов онлайн и офлайн бизнеса для цели
оптимизации расходов;
использование интенсивной межсетевой коммуникации, объединяющей
Интернет и традиционные средства массовой информации;
создание межбанковских, межрегиональных брендовых альянсов.
В роли инициатора и координатора деятельности создаваемой платформы могут
выступать все высшие учебные заведения Чеченской республики. Ключевым звеном
университетской инфраструктуры является кампус университета как коммуникативная
среда взаимодействия докторантов, преподавателей и научных работников, что является
неотъемлемой составляющей частью представленного проекта.
4.5.
Промышленность
(Производство
строительных
материалов
(приоритетный отраслевой сектор))
Цель. Создание в Чеченской Республике конкурентоспособной, устойчивой,
структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному
саморазвитию и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на
формирование новых рынков продукции.
Задача 1. Создание регионального фонда развития промышленности.
Задача 2. Создание импортозамещающей и экспортоориентированной продукции.
Задача 3. Создание промышленной инфраструктуры.
Задача 4. Развитие промышленности строительных материалов.
Задача 1. Создание регионального фонда развития промышленности
В рамках обеспечения достаточного вклада Чеченской Республикой в выработку и
реализацию единой промышленной политики Российской Федерации был разработан и
принят Закон Чеченской Республики от
25.12.2018 г.
№ 68-РЗ «О промышленной
политике в Чеченской Республикеª, предусматривающий полную интеграцию
республиканской нормативной базы в федеральную нормативную правовую систему.
Законом прописываются основные функции региональных органов
государственной власти в реализации промышленной политики на территории Чеченской
135
Республики, в том числе в части принятия республиканских законов, подзаконных актов,
регламентирующих создание регионального фонда развития промышленности,
заключение специальных инвестиционных контрактов и прочие вопросы региональной
промышленной политики.
Наиболее значимым условием для реализации государственной политики развития
отраслей промышленности в регионе является наличие комплексного документа
стратегического планирования, предусматривающего:
- максимальную мобилизацию имеющегося природно-климатического, кадрового
потенциала всех административно-территориальных единиц республики
(городских
округов, муниципальных районов, сельских поселений);
- выстраивание отраслевых и межотраслевых кластерных связей
(связи
промышленных предприятий с другими промышленными предприятиями, с
предприятиями отраслей сельского хозяйства, строительства, с субъектами бизнеса в
сфере торговли, туризма, с научными, образовательными, финансовыми учреждениями,
учреждениями здравоохранения, культуры и спорта);
- выстраивание наиболее оптимальных логистических путей между всеми
участниками хозяйственного оборота, от поставщиков сырья и материалов до конечных
потребителей (в том числе в рамках участия во внешнеторговых отношениях);
- разграничивающего роли органов государственной власти, промышленных
предприятий, научных и образовательных учреждений, финансовых и информационно-
консультационных институтов.
Значимое место в реализации данной стратегии отведено Фонду развития
промышленности Чеченской Республики, как информационно-консультационному и
финансовому институту, призванному обеспечивать льготными заемными средствами
реализацию инвестиционных проектов по созданию новых и/или модернизации и
расширению действующих промышленных производств.
В настоящее время проводится работа по утверждению проекта распоряжения
Правительства Чеченской Республики «О региональном Фонде развития промышленности
в Чеченской Республикеª. Планируемый период создания Фонда - до окончания 2021
года.
Задача 2. Создание импортозамещающей и экспортоориентированной продукции.
Развитие промышленного производства представляет собой координацию действий
всех заинтересованных органов власти Чеченской Республики, делового сообщества,
научных и экспертных организаций, направленных на создание и развитие производства
136
конкурентоспособной импортозамещающей и экспортоориентированной промышленной
продукции на территории Чеченской Республики и интеграция промышленных
предприятий республики в региональные и межрегиональные производственные цепочки
в рамках обеспечения вклада в достижение показателей импортозамещающие отраслевых
планов, утвержденных Минпромторгом России, для достижения показателей,
установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 годаª.
В основе экспорта Чеченской Республики лежат продовольственные товары и
сельскохозяйственное сырье, минеральные продукты, древесина и целлюлозно-бумажные
изделия, текстиль, текстильные изделия, а также машины, оборудование и транспортные
средства.
По данным Чеченстата объем экспорта по итогам
2019 года в стоимостном
выражении составил
5287,3 тыс.долл. США, что выше объемов соответствующего
периода 2018 года на 114,1%.
Объем экспорта по итогам первого квартала 2020 года составляет
899,2 тыс.долл.
США.
Объем несырьевого неэнергетического экспорта к 2030 году ожидается в размере
5 535,8 тыс. долл. США, к 2035 году - 5 707,3 тыс. долл. США.
Объем обрабатывающего производства к 2030 году ожидается в размере 39,5 млрд.
руб., к 2035 году 40,7 млрд. руб.
Объем импортозамещающего производства к 2030 году ожидается в размере 5,0
млрд. руб., к 2035 году - 5,9 млрд.руб.
К приоритетным отраслям развития производства импортозамещающей и
экспортоориентированной продукции в Чеченской Республике относятся производство
строительных материалов, производство пищевой продукции, производство
электрического оборудования и легкая промышленность.
Рост экспортоориентированного производства представляется за счет деятельности
следующих организаций: НАО «ИСТ-Казбекª, ООО «Теплостройпроект-Сª и АО «Вайн-
ЛИАª.
НАО «ИСТ Казбекª. В Шалинском районе Чеченской Республики на площади в 20
гектаров реализуется инвестиционный проект инновационного строительного технопарка
«Казбекª, который включает в себя 4 современных завода:
- по производству блоков и армированных плит из ячеистого бетона автоклавного
твердения мощностью 294,4 тыс. м3 в год;
137
- по производству фиброцементных изделий автоклавного и воздушного твердения
мощностью 2 804 тыс. м2 в год;
- по производству сухих строительных смесей мощностью 74,1 тыс. тонн в год;
- по производству строительной извести мощностью 32,4 тыс. тонн в год. (В
декабре 2018 года осуществлен запуск, проектная мощность завода 32,4 тыс. т извести в
год, завод позволил создать 36 новых высокопроизводительных рабочих мест).
Так, предварительно планировалось, что целевыми рынками сбыта станут
Чеченская Республика, Ингушетия и Дагестан с возможностью расширения продаж на
весь СКФО. Но, благодаря тому, что основными мировыми тенденциями развития
строительной отрасли является инновационное, энергоэффективное и экологичное
строительство - в перспективе появится возможность наладить поставку продукции не
только в другие регионы России, но и за ее пределы.
«Теплостройпроект-Сª. В Компании основным и приоритетным инвестиционным
проектом является действующая производственная площадка в Ачхой-Мартановском
районе с. Валерик. На данный момент на производственной площадке осуществляется
производство основных видов продукции - котлы, котельные, емкостное оборудование
(для всех видов жидкостей), металлоконструкции, когенерационное и тригенерационное
оборудование, дизель-генераторы, готовые решения для строительства промышленных и
гражданских зданий, готовые решения для частного домостроения и продукция для
дорожного строительства (мосты, надземные переходы) и т.д.
Компания активно развивается на внутреннем рынке СКФО и ЮФО, предлагая
клиентам комплексные решения «под ключª. В 2020 году Компания заканчивает, все
необходимые сертификационные и разрешительные процедуры, связанные с выходом на
внешние рынки СНГ и Ближнего Востока.
На данном этапе Компания анализирует рынки совместно с Российским
экспортным центром, Торговыми представительствами в странах и разрабатывает
перечень приоритетной продукции и решений для экспорта в рамках своей
производственной программы развития.
АО «Вайн-ЛИАª. В Старопромысловском районе г. Грозный на площади 5,6
гектаров в 2016 году АО «Чеченнефтехимпромª реализовало инвестиционный проект
"Производство систем сохранения энергии (ESS) мощностью 30МВт•ч в год" стоимостью
724,3 млн.рублей.
Действующее производство систем сохранения энергии включает в себя сборку
литий-ионных аккумуляторных батарей
19ʺ-формата с напряжением
48В различной
ёмкости, сборку Батарейных блоков с напряжением 384В и 720В из литий-ионных батарей
138
и крупноузловую сборку источников бесперебойного питания (ИБП), комплектуемых
внешними Батарейными блоками из литий-ионных батарей.
Сборка литий-ионных батарей производится на автоматизированной
технологической линии производства компании Kokam Co., Ltd. (Республика Корея),
которая не имеет аналогов на территории России и стран СНГ.
Основная часть комплектующих для производства приобретается в компаниях из
Республики Корея и Китая.
На ближайшую перспективу в республике видится организация производства
комплектующих, необходимые для выпуска конечного продукта АО «Вайн-ЛИАª, что
положительно повлияет на объем производства импортозамещающей продукции в
Чеченской Республики.
Кроме того, данная инициатива позволит создать промышленный кластер.
Проектная мощность АО «Вайн-ЛИАª составляет 30МВт•ч в год с выпуском
продукции на 1,83 млрд.рублей в год.
На территории Чеченской Республики компания «Хевелª планирует строительство
солнечной электростанции мощностью 5,0МВт, на которой планируется использование
системы СНЭ производства АО «Вайн-ЛИАª.
Действующее производство систем сохранения энергии АО
«Вайн-ЛИАª
ориентировано на поставку продукции потребителям на территории России и стран СНГ,
что будет способствовать повышению вклада сектора «Производство электрического
оборудованияª в ВРП Чеченской Республики.
Ожидаемый уровень экспорта продукции АО «Вайн - ЛИАª в период с 2023 по
2035 годы составит 850 000,0 тыс.руб.
Развитие импортозамещающего производства также прогнозируется за счет
реализации инвестиционных проектов в сфере легкой промышленности.
Реализация инвестиционного проекта по строительству обувной фабрики.
Строительство обувной фабрики. В рамках реализации проекта планируется
строительство фабрики по производству модельной, спортивной и специализированной
обуви. В инвестиционном проекте предусматривается современная технология,
обеспечивающая требуемую производительность и выпуск качественной обуви.
Реализация данного проекта позволит создать обувное производство, рассчитанное на
выпуск 2 200 000 пар различных видов качественной обуви в год.
В рамках проекта будут решены следующие задачи:
- вклад в развитие легкой промышленности Чеченской Республики;
- создание рабочих мест;
139
- обеспечение вклада в рост показателя ВРП;
- обеспечение вклада в рост суммы налоговых платежей.
Основными факторами, определяющими целесообразность реализации настоящего
проекта, являются:
- наличие земельного участка для строительства фабрики;
- близость земельного участка к основным коммуникациям;
- наличие вблизи автомобильной и железной дорог;
- стабильный спрос на рынке обуви;
- наличие рабочей силы;
- создание новых рабочих мест;
- возможность получения новых специальностей или повышения квалификации
потенциальными работниками;
- снижение технологического отставания региона;
-
конкурентное преимущество, обеспечиваемое новым производством,
построенным с использованием современных зарубежных инновационных технологий;
- снижение потребности региона в обуви, поставляемой из других стран или
регионов России;
- возможность экспортных поставок готовой продукции;
- повышение промышленного потенциала г. Грозный, вклад в улучшение технико-
экономических показателей промышленности Чеченской республики;
- мультипликативный эффект - развитие смежных отраслей промышленности, в
первую очередь, животноводства.
Данный проект способствует решению целого комплекса разноплановых проблем
регионального масштаба: занятости населения, пополнение бюджета, развитие
промышленности. Реализации проекта позволит создать около 3 000 новых рабочих мест в
смежных отраслях.
Проект имеет высокую степень социальной значимости. В рамках реализации
инвестиционного проекта предполагается создание большого количества рабочих мест (в
перспективе - до 5000 чел.), что позволит значительно уменьшить уровень безработицы в
республике. Проект представляет собой элемент кластерного подхода в развитии
экономики Чеченской Республики
(потенциальный основной поставщик сырья
предполагается в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству
кожевенного завода).
Инвестиционный проект по строительству кожевенного завода.
Продукция - качественная кожа.
140
Основные подрядчики
- зарубежные и отечественные специализированные и
профильные организации; основные потребители - различные организации на территории
Российской Федерации и других стран.
Цель - решение проблем занятости населения, пополнения бюджета и развития
местной промышленности.
Цель проекта
- создание современного кожевенного производства,
обеспечивающего требуемую производительность и качественную обработку кожи. В
рамках реализации проекта предполагается строительство следующих объектов:
административное здание, производственное здание, очистные сооружения.
Реализация проекта позволит осуществить значительный вклад в направлении
качественного улучшения экономической ситуации в Чеченской Республике, путем
создания
системообразующей
отрасли,
способной
обеспечить
выпуск
конкурентоспособной продукции.
Разработка регионального проекта в рамках национального проекта
«Международная кооперация и экспортª планируется к 2023 году по итогам реализация
экспортоориентированных и импортозамещающих программ.
Задача 2. Создание промышленной инфраструктуры.
Рост промышленного сектора на сегодняшний день невозможен без системы
инструментов государственной поддержки на уровне субъектов Российской Федерации,
таких как:
- меры финансовой поддержки;
- услуги государственных структур по консалтингу предпринимателей,
содействию в профессиональном обучении персонала, медиаподдержке;
- предоставление земельных и иных ресурсов (недвижимость) на льготной основе.
Меры финансовой поддержки формируют два ресурсоемких направления: прямые
субсидии и компенсирующие субсидии.
Поддержка индустриального развития государственными структурами
регионального уровня, видится в услугах по консалтингу в сфере промышленности,
содействию в профессиональном обучении персонала, медиаподдержка, в том числе:
- консультации для экспортоориентированных предприятий;
- патентование;
- разработка бизнес-планов;
- отраслевые исследования;
141
- обучение в бизнес-школах предпринимательства и в школах молодежного
предпринимательства;
- посредничество при сложных переговорах.
Также применение льготных условий по аренде земельных участков и особые
режимы хозяйствования на территориях индустриальных
(промышленных) парков,
технопарков и промышленных кластеров различной направленности.
Важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации в
области развития промышленной инфраструктуры в условиях рыночной экономики
становится создание новых и поддержка существующих индустриальных
(промышленных) парков, технопарков и промышленных кластеров.
Необходимо отметить, что в настоящее время анализируются рынок, земельные
участки и кадровый потенциал Чеченской Республики для дальнейшего решения
необходимости создания и развития существующих индустриальных (промышленных)
парков, технопарков, промышленных кластеров с целью подготовки необходимой
платформы для привлечения финансовых средств на указанные цели.
В рамках развития технопарков целесообразно запустить программы поддержки
инфраструктуры, которая свяжет научный потенциал с конкретными бизнес-проектами.
При этом важно не допускать злоупотреблений, когда объекты, фактически не
относящиеся к технопаркам или другим элементам производственной инфраструктуры,
получали бы бюджетное финансирование наравне с действительно функционирующими
технопарками.
Для развития промышленной инфраструктуры инновационной деятельности
региона предлагается:
1. Размещение производств по принципу локализации вблизи рынков, при этом
решающее значение имеет качество логистики и степень готовности производственной
инфраструктуры для размещения производств.
2. Развитие по основным базовым условиям инвестиционной привлекательности
для размещения производств (эффективная ставка корпоративного налога на прибыль,
ставка по кредитам, доступность и стоимость энергоресурсов, затраты на логистику).
Именно создание индустриальных
(промышленных) парков, технопарков и
промышленных кластеров с доступной инфраструктурой, продуманной логистикой,
проработанной схемой финансирования новых производств и рядом мер государственной
поддержки может в короткие сроки изменить ситуацию и обеспечить высокую
инвестиционную привлекательность создания производств в регионе.
142
3. Налаживание связей между научными институтами, учреждениями образования
и производственными предприятиями, в том числе на уровнях системы воспроизводства
научных кадров, подготовки кадров под конкретные направления хозяйственной
деятельности предприятий и под потребности региональной экономики.
4. Разработка отраслевой стратегии развития индустриальных парков, технопарков
и промышленных кластеров на территории субъекта Российской Федерации;
5. Синхронизация планов развития индустриальных парков, технопарков
промышленных кластеров и энергетической и транспортной инфраструктуры на
территории региона;
6.
Создание регионального института развития индустриальных парков,
технопарков и промышленных кластеров;
7. Оказание содействия в участии в программах государственной поддержки
индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров;
8.
Совершенствование региональной нормативно-правовой базы по
индустриальным паркам, технопаркам и промышленным кластерам;
9. Формирование регионального «центра компетенцийª по созданию и развитию
индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров на региональном
уровне.
Развитие и совершенствование направления активизации процессов
государственной поддержки индустриальных парков, технопарков и промышленных
кластеров является одним из эффективных инструментов государственной промышленной
политики, способствующим решению существующих общеэкономических и отраслевых
проблем, а также повышению конкурентоспособности и инвестиционной
привлекательности производственной сферы.
В перспективе в республике намечается строительство Индустриального парка
«Шалиª на соседней с НАО «ИСТ Казбекª территории, который будет включать в себя
семь самостоятельных заводов и будет практически его продолжением.
Преимущество данного проекта состоит в том, что на соседней территории
располагаются предприятия НАО «ИСТ Казбекª, отходы производства которого будут
служить источником сырья, необходимого для производства. Кроме того, в собственности
НАО
«ИСТ Казбекª находятся месторождения гипса
- основного сырья для
Индустриального парка «Шалиª.
Проект не имеет никаких инфраструктурных ограничений. Территория обеспечена
необходимыми инженерными коммуникациями (вода, электроэнергия, теплоснабжение).
143
Потребность в специалистах необходимой квалификации может быть удовлетворена за
счет местного региона.
Проект абсолютно нейтрален по отношению к окружающей среде с точки зрения
опасных и вредных выбросов в атмосферу и промышленных сбросов в канализацию.
Объем инвестиций - 185 000 000 Eвро.
Срок реализации проекта - 4 года.
Срок окупаемости проекта - 7 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию.
Социально-экономические эффекты:
диверсификация экономики, развитие строительной отрасли и промышленности;
значительное повышение объема ежегодных поступлений в бюджет;
более
800 высококвалифицированных внутри производств и
5
000 новых
аффилированных за счет всех предприятий рабочих мест.
Наибольший интерес представляют собой следующие заводы:
1) Гипсовый производственный комплекс строительного и медицинского гипса, в
который будут входить:
завод по производству гипса мощностью 25 тн/час;
завод по производству гипсокартона мощностью 7 250 000 кв.м/год;
завод по производству сухих строительных смесей на основе гипса мощностью
105 000 тн в год;
установки по производству перлита и кальцита;
2) Завод по производству минерального порошка мощностью 220 000 тн/год;
3) Завод по производству баллонов для сжиженного газа и огнетушителей
50 штук/час, включающий в себя:
линию по производству газовых баллонов для бытового использования;
линию по производству огнетушителей;
линию по производству автомобильных газовых баллонов;
г) Завод по производству сжиженного углекислого газа (40 тн в день) и сухого льда
(450 кг/ч);
4) Лакокрасочный завод по производству промышленной краски высокого качества
низко и средне акриловых красок, грунтовок, эмалей, клея ПВА и т.д., водно-
дисперсионных лакокрасочных материалов мощностью 5100 тн в год.
На данный проект выполнен инжиниринг. Необходимо составление бизнес-плана
и проведение маркетинговых исследований, которые требуют финансовых вложений
(предварительно до 5 млн.руб).
144
Производство строительных материалов (приоритетный отраслевой сектор)
Цель. Усиление конкурентной позиции сектора
«Производство строительных
материаловª Чеченской Республики на рынке СКФО и расширение географии
присутствия.
Задача 1. Реализация текущих и перспективных инвестиционных проектов.
Задача 2. Освоение технологии производства и выход на рынки новых
строительных материалов.
Отрасль представлена
3
крупными промышленными предприятиями:
АО «Чеченцементª, НАО «ИСТ Казбекª и ООО «ГрозСтройКерамª.
АО «Чеченцементª. В поселке Чири-Юрт Шалинского района реализуется проект
модернизации АО «Чеченцементª.
Проект подразумевает:
строительство
производственной
линии,
использующей
технологию
по производству цемента «сухимª способом;
модернизация сырьевого отделения;
установка дополнительной цементной мельницы производительностью
100 тонн/час;
строительство новых силосов для отгрузки цемента;
установка
ленточного
транспортера
известняка
от
месторождения
до производственной площадки, протяженностью 15 км.
Целевой рынок сбыта - Чеченская Республика, СКФО.
АО «Чеченцементª на 98% обеспечено собственной сырьевой базой качества,
необходимого для производства по «сухомуª способу (влажность сырьевой смеси <5%).
Исходное сырье соответствует ГОСТам и оптимально для производства цемента марки
ЦЕМ I 42,5Н стабильно высокого качества. Также в рамках данного проекта есть
возможность расширения ассортимента продукции при необходимости.
Целью проекта являются:
внедрение современной техники и технологии;
увеличение производственной мощности;
оптимизация себестоимости производства;
создание дополнительных рабочих мест;
повышение обеспеченности Чеченской Республики качественным цементом;
борьба с контрафактной продукцией на рынке;
снижение негативного воздействия на экологию.
145
Проектная мощность составляет 1 млн тонн цементного клинкера в год. Реализация
данного проекта позволит создать около 150 рабочих мест.
В настоящее время реализован I этап проекта, включающий в себя:
новое помольное отделение мощностью 100 тонн цемента в час;
силос для хранения цементного клинкера - 60 тыс. тонн;
силос для хранения цемента - 2 шт. по 10 тыс. тонн.
Ввод в эксплуатацию новых мощностей произведен 30 мая 2019 г. Реализация
I этапа Проекта позволила создать около 30 новых рабочих мест.
В настоящий момент ведутся переговоры с потенциальными инвесторами для
реализации II этапа модернизации. Проект включен в перечень приоритетных
инвестиционных проектов Чеченской Республики, утвержденный распоряжением
Правительства Чеченской Республики от 20.12.2018 г. № 383-р.
Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 13.04.2020 г. № 181-р
предприятие включено в перечень системообразующих организаций Чеченской
Республики, имеющих региональное значение и оказывающих существенное влияние на
занятость населения и социальную стабильность в Чеченской Республике.
НАО «ИСТ Казбекª. В Шалинском районе Чеченской Республики на площади
в
20 гектаров реализуется инвестиционный проект инновационного строительного
технопарка «Казбекª, который включает в себя 4 современных завода:
- по производству блоков и армированных плит из ячеистого бетона автоклавного
твердения мощностью 294,4 тыс. м3 в год;
- по производству фиброцементных изделий автоклавного и воздушного твердения
мощностью 2 804 тыс. м2 в год;
- по производству сухих строительных смесей мощностью 74,1 тыс. тонн в год;
- по производству строительной извести мощностью 32,4 тыс. тонн в год.
Данный инвестиционный проект включен в Перечень приоритетных
инвестиционных проектов Чеченской Республики, утвержденный распоряжением
Правительства Чеченской Республики от 20.12.2018 г. № 383-р.
Завод по производству строительной извести будет выпускать известь, комовую
известь негашеную, молотую известь негашеную, гашеную известь молотую (пушонка).
В декабре 2018 года осуществлен запуск завода по производству строительной извести.
Запуск данного завода позволил создать 36 новых высокопроизводительных рабочих мест
(проектная мощность завода 32,4 тыс. т извести в год).
Завод по производству сухих строительных смесей - все виды сухих строительных
смесей на основе цемента, клеи, штукатурки, шпаклевки и т.д.
146
В настоящее время идет работа песчаного карьера и завода по производству сухих
строительных смесей в тестовом режиме и в одну смену.
Завод по производству газобетонных изделий автоклавного твердения-
газобетонные блоки разных размеров, армированные плиты перекрытия/покрытия,
армированные стеновые панели и перемычки, П-образки для устройства сейсмопоясов.
Завод по производству фиброцементных изделий автоклавного и воздушного
твердения - сайдинг различных типов и форм, черепицу, шифер асбестонесодержащий.
Сбытовая политика НАО «ИСТ Казбекª определяется в соответствии с целевыми
рынками реализации в разрезе номенклатуры продукции Проекта.
Так, предварительно планировалось, что целевыми рынками сбыта станут
Чеченская Республика, Ингушетия и Дагестан с возможностью расширения продаж
на весь СКФО. Но, благодаря тому, что основными мировыми тенденциями развития
строительной отрасли является инновационное, энергоэффективное и экологичное
строительство - в перспективе появится возможность наладить поставку продукции не
только в другие регионы России, но и за ее пределы.
Ввод в эксплуатацию всех четырех заводов планировался до конца ноября 2020
года. В связи с ограничительными мероприятими из-за нераспространения пандемии
на территории Чеченской республики работа технопарка была приостановлена. Немецкие
специалисты, проводившие работу по запуску газобетонного завода и монтажу
оборудования фиброцементного завода, отозваны. Остановлены работы известкового
завода из-за невозможности организации бесперебойной круглосуточной работы смен
и невозможностью проведения круглосуточных работ по добыче сырья на известковом
карьере.
В связи с вышеперечисленными причинами возможен срыв запланированных
сроков запуска технопарка.
Расширение существующего парка не планируется.
Также стоит отметить, в 2019 году было подписано Соглашение о предоставлении
субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов
по кредитам с Минпромторгом России в рамках постановления Правительства Российской
Федерации от 03.01.2014 г. № 3 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из
федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на уплату
процентов по кредитам, полученным в 2014
-
2019 годах в российских кредитных
организациях и ВЭБ, а также в международных финансовых организациях, созданных
в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российской
Федерации, на реализацию комплексных инвестиционных проектов по приоритетным
147
направлениям гражданской промышленности и (или) выплату купонного дохода по
облигациям, выпущенным в
2014
-
2019 годах в рамках реализации комплексных
инвестиционных проектов
по
приоритетным направлениям
гражданской
промышленности»
(далее
- постановление Правительства Российской Федерации
от 03.01.2014 г. №3).
В апреле текущего года состоялось заседание Межведомственной комиссии
по включению инвестиционных проектов в перечень комплексных инвестиционных
проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности (далее - МВК),
которая согласовала изменения в план-график реализации проекта. МВК принято решение
о предоставлении для НАО
«ИСТ Казбекª субсидии из федерального бюджета
на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитной линии, полученной
в государственной корпорации развития
«ВЭБ.РФª на реализацию комплексного
инвестиционного проекта по приоритетным направлениям гражданской промышленности
«Создание инновационного строительного технопарка «Казбекª на территории Чеченской
Республики
(ИСТ
«Казбекª)ª в рамках исполнения постановления Правительства
Российской Федерации от 03.01.2014 г. №3.
Размер субсидии:
70% от ключевой ставки Центрального банка Российской
Федерации.
В настоящее время подписано дополнительное соглашение к действующему
Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета от 17.04.2019 г.
с учетом принятых изменений и подана заявка на получение субсидии по уплаченным
к настоящему времени процентам.
На период
2021-2022 годы планируется увеличение мощности завода
по производству газобетонных изделий за счет закупки и монтажа 3-х дополнительных
автоклавов.
В перспективе намечается строительство Индустриального парка
«Шалиª
на соседней с НАО «ИСТ Казбекª территории, который будет включать в себя семь
самостоятельных заводов и будет практически его продолжением.
Преимущество данного проекта состоит в том, что на соседней территории
располагаются предприятия НАО «ИСТ Казбекª (ИСТ Казбек), отходы производства
которого будут служить источником сырья, необходимого для производства. Кроме того,
в собственности НАО «ИСТ Казбекª находятся месторождения гипса - основного сырья
для Индустриального парка «Шалиª.
Проект не имеет никаких инфраструктурных ограничений. Территория обеспечена
необходимыми инженерными коммуникациями (вода, электроэнергия, теплоснабжение).
148
Потребность в специалистах необходимой квалификации может быть удовлетворена
за счет местного региона.
Проект абсолютно нейтрален по отношению к окружающей среде с точки зрения
опасных и вредных выбросов в атмосферу и промышленных сбросов в канализацию.
Объем инвестиций - 185 000 000 Eвро.
Срок реализации проекта - 4 года.
Срок окупаемости проекта - 7 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию.
Социально-экономические эффекты:
диверсификация экономики, развитие строительной отрасли и промышленности;
значительное повышение объема ежегодных поступлений в бюджет;
более
800 высококвалифицированных внутри производств и
5
000 новых
аффилированных за счет всех предприятий рабочих мест.
Наибольший интерес представляют собой следующие заводы:
1) Гипсовый производственный комплекс строительного и медицинского гипса,
в который будут входить:
завод по производству гипса мощностью 25 тн/час;
завод по производству гипсокартона мощностью 7 250 000 кв.м/год;
завод по производству сухих строительных смесей на основе гипса мощностью
105 000 тн в год;
установки по производству перлита и кальцита;
2) Завод по производству минерального порошка мощностью 220 000 тн/год;
3) Завод по производству баллонов для сжиженного газа и огнетушителей
50 штук/час, включающий в себя:
линию по производству газовых баллонов для бытового использования;
линию по производству огнетушителей;
линию по производству автомобильных газовых баллонов;
г) Завод по производству сжиженного углекислого газа (40 тн в день) и сухого льда
(450 кг/ч);
4) Лакокрасочный завод по производству промышленной краски высокого качества
низко и средне акриловых красок, грунтовок, эмалей, клея ПВА и т.д., водно-
дисперсионных лакокрасочных материалов мощностью 5100 тн в год.
На данный проект выполнен инжиниринг. Необходимо составление бизнес-плана
и проведение маркетинговых исследований, которые требуют финансовых вложений
(предварительно до 5 млн.руб).
149

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..