Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 5

 

  Главная      Книги - Разные     Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

 

Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 5

 

 

- сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Чеченской
Республики;
- гармонизация межнациональных
(межэтнических) и межконфессиональных
отношений;
- социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
- определение и осуществление главных направлений в деятельности органов
власти по усовершенствованию в Чеченской Республике федеративных и национальных
отношений, а также улучшение социально-экономических условий для национально-
культурного развития и единства ее народов.
Принципы государственной национальной политики Чеченской Республики.
Историко-культурные особенности народов Чеченской Республики, специфика
этнополитической ситуации, необходимость сохранения ее стабильности и дальнейшего
улучшения, социокультурного развития Чеченской Республики требуют, чтобы
государственная национальная политика основывалась на следующих принципах:
- целостность Российской Федерации, национальная безопасность, единство
системы государственной власти, общероссийская гражданская идентичность;
- сохранение целостности территории Чеченской Республики в составе Российской
Федерации;
- содействие совершенствованию федеративных отношений на основе
гармоничного сочетания интересов Чеченской Республики и Российской Федерации;
- равенство и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина
независимо от его расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
- сохранение и развитие языка и культуры всех этнических групп и их взаимное
уважение, объективное освещение их истории;
- сохранение и развитие этнокультурного многообразия Чеченской Республики;
- предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
- формирование у населения установок толерантного сознания и поведения,
уважительного отношения к обычаям, традициям, языкам, культуре, религиозным
верованиям всех народов;
- обеспечение интеграции в общероссийское гражданское общество иностранных
граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное
место жительства;
100
- недопустимость создания политических партий по признаку расовой,
национальной или религиозной принадлежности;
- развитие связей с другими субъектами Российской Федерации;
- содействие чеченцам, проживающим вне Чеченской Республики, в сохранении и
развитии родного языка, традиций, культуры;
- защита прав и законных интересов чеченцев и других выходцев из Чеченской
Республики, проживающих за ее пределами;
- комплексное решение задач государственной национальной политики Чеченской
Республики с учетом ее межотраслевого характера всеми органами государственной и
муниципальной власти Чеченской Республики;
-
противодействие попыткам иностранных государств использовать
межнациональную рознь в антироссийских и геополитических целях;
- противодействие распространению негативных стереотипов в отношении
некоторых народов;
- запрещение деятельности, пропаганды или агитации, направленных на подрыв
безопасности республики, возбуждение расовой, национальной, религиозной, социальной
неприязни, ненависти и вражды, разложение моральных устоев общества.
Чеченская Республика в этнополитическом плане является одним из самых
стабильных регионов Российской Федерации. На территории Чеченской Республики нет
проблем межнационального, межконфессионального характера или вопросов, касающихся
нарушения прав и свобод малочисленных народов или их традиционного образа жизни.
Конфликтных ситуаций на почве межнациональной или межконфессиональной розни в
Чеченской Республике за последние 15 лет не зафиксировано.
Основными механизмами реализации на территории Чеченской Республики
государственной национальной политики являются:
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 602 «Об обеспечении
межнационального согласияª;
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на
период до 2025 года в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г.
№ 703;
- Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении
российского казачества на 2021-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской
Федерации от 09.08.2020 г. №505;
- Концепция государственной национальной политики Чеченской Республики,
утвержденная Указом Главы Чеченской Республики от 05.02.2016 г. № 14;
101
- Подпрограмма «Национальное развитие и межнациональное сотрудничество в
Чеченской Республикеª государственной программы Чеченской Республики
«Государственная информационная политика Чеченской Республикиª на 2014-2025 годы,
утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики от 02.09.2020 г.
№ 220.
Совместная работа органов государственной власти Чеченской Республики с
национально-культурными автономиями и общественными организациями в сфере
межнациональных отношений, создание условий для сохранения межнационального
и межрелигиозного согласия, включая вопросы профилактики экстремизма на
религиозной почве, взаимодействие с казачьим сообществом и молодежной средой.
Приоритетными задачами в реализации государственной национальной политики
Российской Федерации на территории Чеченской Республики являются сохранение
этнокультурного многообразия народов республики, гармонизация межнациональных
отношений, обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от
расовой, национальной и конфессиональной принадлежности.
Состояние стабильной этнополитической ситуации в регионе относится к
ключевым факторам, определяющим принципы, цели и задачи государственной
национальной политики Чеченской Республики, которая координируется руководством
региона и соответствующими государственными учреждениями.
В соответствии со Стратегией государственной национальной политики
Российской Федерации активное участие в сохранении и укреплении межнационального
мира и согласия в республике принимают институты гражданского общества,
общественные организации, национально-культурные автономии и национально-
культурные центры, которые активно взаимодействуют с органами государственной
власти, органами муниципальной власти, способствуют укреплению конструктивного
диалога общества и власти.
В реализации государственной национальной политики на территории Чеченской
Республики, в укреплении и дальнейшем распространении в обществе установок
толерантного поведения к этнокультурным различиям особое место занимают и средства
массовой информации. СМИ Чеченской Республики информируют население о
происходящих событиях, участвуют в регулировании социальных отношений, активно
освещают мероприятия, направленные на гармонизацию межнациональных и
межконфессиональных отношений и недопущению межнациональных конфликтов на
территории региона.
102
В Чеченской Республике в мире и согласии проживают представители более 40
национальностей. Представители 6 национальностей: русские, кумыки, ногайцы, аварцы,
турки-месхетинцы и татары компактно проживают в Грозненском, Гудермесском,
Наурском, Шелковском и Шаройском районах Чеченской Республики. Представители
всех этносов республики представлены в органах государственной, муниципальной
власти. Многие работают в учреждениях здравоохранения, образования и культуры, внося
достойный вклад в развитие общественно-политической и социально-экономической
сферы республики.
В регионе на данный момент функционируют
5 национально-культурных
автономии и 11 национально-культурных центров. Они являются чуткими индикаторами
этносоциальных, психологических проблем этнических групп населения республики. В
связи с этим все значимые общественно-политические и культурные мероприятия в
республике - форумы, конференции, фестивали, круглые столы, проходят с участием
представителей национально-культурных центров и автономий, а также представителей
малочисленных народов Чеченской Республики. Общественным организациям
оказывается государственная грантовая поддержка.
В населенных пунктах, где компактно проживают этнические меньшинства,
регулярно проводятся ремонтно-строительные работы зданий учреждений образования,
культуры, религии.
В республике проводится работа по реализации Концепции государственной
национальной политики Чеченской Республики, Стратегии государственной
национальной политики Российской Федерации на период до
2025 года, с учетом
изменений, внесенным Указом Президента Российской Федерации от
07.12.2018 г.,
объявившим
приоритетными
задачами
Стратегии
укрепление
единства
многонационального народа Российской Федерации и общероссийской гражданской
идентичности, формирование единого культурного пространства страны.
В целях популяризации взаимоуважительных отношений, духовно-нравственного
воспитания подрастающего поколения, профилактики экстремизма и терроризма,
возможных конфликтных ситуаций на почве национальной или религиозной неприязни,
укрепления межнационального и межконфессионального единства и согласия проводятся
региональные, межрегиональные научно-практические конференции, фестивали,
межрегиональные и региональные форумы, семинары-практикумы, круглые столы, ток-
шоу, телепроекты, республиканские конкурсы.
Действенным механизмом в повышении эффективности деятельности органов
власти и гражданских институтов, направленных на укрепление межнационального и
103
межконфессионального согласия, является Общественно-консультативный совет по
межнациональным отношениям при Главе Чеченской Республики, созданный указом
Главы Чеченской Республики от
29.01.2015 г.
№ 10. Совет является постоянно
действующим консультативно-совещательным органом, созданным в целях
информирования Главы Чеченской Республики о положении дел в сфере национальной
политики и межнациональных отношений, обеспечения его взаимодействия с
национально-культурными
центрами,
национально-культурными
автономиями,
представителями различных этносов, а также выработки предложений по актуальным
вопросам в области национальной политики. В состав Совета входят представители
органов исполнительной и законодательной власти, научной и творческой интеллигенции,
представители этносов, компактно проживающих в Чеченской Республике, а также
конфессий, представленных на территории субъекта.
Также ведется работа по исполнению Распоряжения Правительства Чеченской
Республики от 30.12.2016 г. № 364-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации
в Чеченской Республике в 2017-2020 годах Стратегии развития государственной политики
Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 годаª. Вместе с тем,
Указом Президента Российском Федерации от 09.08.2020 г. №505 утверждена Стратегия
государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества
на 2021-2030 годы.
Российское казачество на территории Чеченской Республики в настоящее время
представлено Терско-Сунженским районным казачьим обществом Терского войскового
казачьего общества, входящего в государственный реестр казачьих обществ Российской
Федерации, в структуру которого входят Наурское станичное казачье общество,
Шелковское станичное казачье общество и Червленское станичное казачье общество.
Общая численность членов казачьих обществ по данным предоставленным Терским
обществом в 2020 году составила 322 человека.
В целях совершенствования работы с казачеством в республике проводится
ежегодная Межрегиональная конференция
«От Терека до Донаª. В работе форума
принимают участие представители Терского, Кубанского и Донского казачества, атаманы
казачьих обществ, а также представители органов власти СКФО и ЮФО.
Терско-Сунженское районное казачье общество активно взаимодействует со всеми
органами государственной власти Чеченской Республики, а также органами местного
самоуправления по месту нахождения общества.
Атаманы казачьих обществ принимают активное участие в работе Комиссии СКФО
в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества в Чеченской
104
Республике, что позволяет в кратчайшие сроки организовывать комплексную работу
органов государственной власти, местного самоуправления и казачьих обществ по
реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении
российского казачества.
В Чеченской Республике на сегодняшний день созданы все условия для участия
людей различной национальности и вероисповедания в политической, экономической,
социальной и культурной жизни. Республика стремится стать домом дружбы, в котором
единой семьей на равных условиях проживают и чувствуют себя уютно представители
всех этнических групп и конфессий.
4. Конкурентоспособная экономика
Несмотря на высокий экономический рост, структура экономики Чеченской
Республики остается неконкурентоспособной. Доля населения Чеченской Республики
в населении СКФО
(14%) превышает долю ВРП Чеченской Республики
в ВРП СКФО (9%).
Экономика Чеченской Республики растет быстрее, чем в среднем по регионам
сравнения, при этом уровень благосостояния ниже среднего по группе сравнения15.
В шести из 14 ключевых секторов экономики Чеченская Республика заметно
отстает в производительности. Так, в секторе
«Добыча полезных ископаемыхª
производительность в Чеченской Республике в
2015 году составляла
739 тыс.
руб./человека по сравнению с 3764 тыс. руб./человека в среднем для России, в секторе
«Энергетикаª, соответственно, — 497 и 993 тыс. руб./человека, в секторе «Транспорт и
связьª — 494 и 929 тыс. руб./человека, в секторе «Обрабатывающие производстваª — 171
и 905 тыс. руб./человека, в секторе «Агропромышленный комплексª — 138 и 565 тыс.
руб./человека, в секторе «Финансыª — 54 и 128 тыс. руб./человека. Анализ выявил
следующие причины низкой производительности по отстающим секторам:
добыча ресурсов — истощение скважин, износ основных фондов;
энергетика
— неэффективная модель распределения электрической
мощности на потребительском рынке; технический износ электро-, тепло-,
газораспределительных мощностей;
транспорт и связь — отсутствие крупных транзитных путей на территории
Чеченской Республики; ограниченный грузооборот вследствие небольшого
внутреннего рынка;
15 Для сопоставления с Чеченской Республикой были отобраны следующие регионы сравнения: Ростовская
область, Татарстан, Ставропольский край, Краснодарский край, Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария,
Северная Осетия, Белгородская область, Саратовская область, Калужская область, СКФО, Россия.
105
обрабатывающее производство
— устаревшие производственные
технологии и изношенное оборудование; дезинтеграция промышленной
отрасли, НИИ и прикладных учебных заведений;
АПК — фрагментированность рынка, большое количество мелких игроков;
недостаточность кредитных ресурсов для развития конкурентоспособных
сельскохозяйственных производств;
финансы
— низкое качество заемщиков; отсутствие банковских
и страховых продуктов, адаптированных под потребности региона.
4.1. Приоритетные сектора экономики
Выбор секторов экономики, приоритетных для развития региона, был обусловлен
как привлекательностью сектора и наличием рыночных возможностей
(размер
российского рынка, прогнозные темпы роста рынка, экспортный потенциал), так
и конкурентоспособностью, то есть наличием в Чеченской Республике условий для
развития сектора (сырья и природных условий, человеческих ресурсов, финансирования,
поставщиков и партнеров).
К приоритетным секторам экономики Чеченской Республики отнесены пять
отраслевых сектора
АПК, туризм, производство строительных материалов,
строительство и цифровая экономика, и три социальных и инфраструктурных сектора —
здравоохранение и образование, транспортно-логистический комплекс16.
В ходе выработки решений по поддержке и развитию отраслевых секторов
и направлений в Чеченской Республике будет учитываться также перспективная
экономическая специализация Чеченской Республики, закрепленная положениями
«Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 годаª
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 г. №207-
р):
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (кроме
производства автотранспортных средств);
производство готовых металлических изделий, кроме машин
и оборудования;
производство кожи и изделий из кожи;
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;
производство мебели;
16 Здесь и далее наименования приоритетных и иных секторов экономики даются без привязки к
развернутым формулировкам в ОКВЭД-2.
106
производство одежды;
производство прочей неметаллической минеральной продукции;
производство прочих готовых изделий;
производство резиновых и пластмассовых изделий;
производство химических веществ и химических продуктов;
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (санаторно-
курортная деятельность);
4.2. Агропромышленный комплекс (приоритетный отраслевой сектор)
Цель. Эффективное и технологичное производство сельскохозяйственной
продукции на базе лидирующих компаний и развитой кооперации МФХ населения для
обеспечения
устойчивого
сбыта
в
Российской
Федерации
и присутствия на экспортных рынках.
Задача 1. Увеличение выручки отрасли АПК.
Задача 2. Развитие потребительской и производственной кооперации.
Задача 3. Увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции.
Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий
обеспечиваются посредством проведения гражданами, в том числе индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность
по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных,
агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-
противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований
нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям
их изготовления, хранения, перевозок и реализации, также проведения производственного
контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий,
условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем
управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий.
Для целей Стратегии сектор
«АПКª разделен на три подсектора:
«Растениеводствоª,
«Животноводствоª,
«Производство пищевых продуктов, включая
напиткиª. Продуктом подсектора сектора
«Растениеводствоª являются выращенные
сельхозпроизводителями зерновые, кормовые и технические культуры, а также овощи
и фрукты. Продукт подсектора «Животноводствоª — сырое молоко для промышленного
производства, мясо и яйца птицы, мясо КРС и МРС. Продукт подсектора «Производство
пищевых продуктов, включая напиткиª — мука, хлеб, хлебобулочные и кондитерские
107
изделия, питьевое молоко и молочные продукты, мясо, субпродукты, колбаса,
полуфабрикаты, консервированные овощи, мясные продукты, безалкогольные напитки.
Основными сельскохозяйственными производителями в республике являются
4417 крестьянских (фермерских) хозяйств, около 216 тыс. личных подсобных хозяйств
и 103 государственных унитарных предприятия.
Сегодня страны ВТО активно осваивают систему контроля ХАССП, (анализ рисков
и контрольные критические точки
-
система безопасности пищевых
продуктов) разработанная в США, система контроля в которой строгая вертикаль
ветеринарно-санитарного обслуживания позволит обеспечивать население качественной
и безопасной продукцией.
В отраслях животноводства
(коневодства, птицеводство, пчеловодство) и
растениеводство для производства качественной сельскохозяйственной продукции
необходимо прежде всего иметь укомплектованную в ветеринарном отношении базу,
обеспечивающую стабильную благополучную эпизоотическую обстановку на территории
Чеченской Республики и защиту населения от болезней, в том числе общих для человека и
животных. Для развития АПК и для достижения поставленных целей и задач в рамках
Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до
2035 года,
необходимо осуществлять мониторинг обеспеченности и при необходимости
доукомплектование ветеринарных организаций и подразделений, находящихся в ведении
органа исполнительной власти Чеченской Республики, уполномоченного в области
ветеринарии, в том числе и стационарными помещениями. В Управлении ветеринарии
Правительства Чеченской Республики и подведомственных ему учреждениях отсутствуют
служебные помещения и производственные здания для размещения структурных
подразделений
(ветеринарные участки и ветеринарные пункты, и ветеринарные
лечебницы). Для экстренного реагирования, в случае возникновения ЧС, необходимы
специальные технические средства
- мобильные дезинфекционные установки ДУК,
машины скорой ветеринарной помощи, легковые машины и т.д.
При наличии должного уровня материально-технического обеспечения, было бы
легче полноценно выполнять задачи, поставленные перед ветеринарной службой,
например:
- организация и проведение плановых противоэпизоотических мероприятий;
- экстренное реагирование и охрана Чеченской Республики от заноса острых
инфекционных заболеваний животных;
- обеспечение безопасности в ветеринарном отношении продукции животного и
растительного происхождения, кормов (кормовых добавок) для животных.
108
Источниками заразных болезней служат: недостаточность современного
диагностического оборудования, служебных и производственных помещений, отсутствие
убойных цехов, отсутствие возможности переработки продуктов убоя и утилизации
биологических отходов, оставляют эпизоотическую обстановку напряженной.
Большой вклад в развитие АПК вносят следующие крупные предприятия:
агрохолдинги «Шовдаª и «Кавказª, ООО «Чеченские минеральные водыª, СПК «Агромир
Наурскийª, ООО «Стандарт-Сª, ООО «Лидер-Рª, ООО «Лидер-Аª, ООО «Лидер-Кª,
ООО «Родинаª, КФХ «Жайнаª, ООО «ЮгАгроХолдингª а также подведомственные
МСХ ЧР предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности: ГУП «Аргунский
мясокомбинатª
2018 году произведено
237,2 т мяса на
77,09 млн. руб.),
ГУП «Молпромª (переработано
15,9 т молочной продукции
(сливки, творог, сыр)
на 3,95 млн. руб.). На трех предприятиях по производству хлеба и кондитерских изделий
(ГУП «Хлебозавод №3ª, ГУП «Веденский хлебозаводª, ГУП «Агрокомбинат «Дружбаª)
изготовлено 569,8 т хлебобулочных изделий на сумму 20,37 млн. руб. и питьевой воды
4,7 т на сумму 0,38 млн. руб.
В структуре сельскохозяйственного производства Чеченской Республики
(по данным за 2016 год) доля животноводства равна 70%, доля растениеводства — 30%.
В животноводстве КРС на убой в убойном весе составляет 80,5 % от всей произведенной
мясной продукции Чеченской Республики. В масштабах России доля КРС на убой в
убойном весе , произведенной в Чеченской Республике, составляет
1,2 %, производство
молока (276,1 тыс. т. в 2016) и производство мяса птицы (0,05 % от произведенного в
Российской Федерации) незначительны и растут с невысокими темпами роста.
Объем производства сельскохозяйственной продукции в фактических ценах
в Чеченской Республике вырос с 2005 по 2015 год более чем в три раза (с 4,6 млрд рублей
до 17,5 млрд рублей ). При этом объем производства сельскохозяйственной продукции
существенно отстает от показателей Дагестана, который в
2015 году произвел
сельскохозяйственной продукции на сумму 99 млрд. руб.
В 2018 году объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий
Чеченской Республики составил 27 777,7 млн. руб., или
106,9 % к уровню предыдущего
года (в 2017 году —
25 996,9 млн. руб.). Индекс производства продукции сельского
хозяйства составил
97,0 % (в 2017 году —
111,5 %). В 2018 году на подведомственных
МСХ ЧР предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности было
произведено продукции на сумму
101,79 млн. руб. На долю хозяйств населения
приходится 67,8% всей произведенной сельскохозяйственной продукции (18 823,8 млн.
109
руб.), на долю крестьянских
(фермерских) хозяйств и ИП — 10,5% (2 933,0 млн. руб.),
на долю сельскохозяйственных организаций — 21,7% (6 020,9 млн. руб.).
Достижения сектора АПК. Среди ключевых достижений сектора можно выделить
то,
что
совокупная
ВДС сектора
увеличилась
за
последние
10 лет более чем в восемь раз. Восстановлены и запущены крупные мясомолочные
и растениеводческие производственные мощности
(часть молочного кластера ферма
«Лидер-Рª на 1200 дойных голов, мясной завод «Лидер-Аª, «Аргунский мясокомбинатª,
тепличные комплексы «Родинаª и «ЮгАгроХолдингª). На разных стадиях реализации
находится ряд крупных проектов: вторая очередь молочного кластера на 1200 дойных
голов, Агропарк
«ЮгАгроª, Урус-Мартанский пищекомбинат, тепличный комплекс
«Вайлатª и др.
В 2018 году реализовано несколько крупных инвестиционных проектов в сфере
АПК:
строительство тепличного комплекса по выращиванию овощных культур
на площади 10 га мощностью 5000 т овощей в год, с. Новый-Шарой,
СПК
«Агромир Наурскийª, объем финансирования
500 млн. руб.
(15 рабочих мест);
строительство высокотехнологичных парников по выращиванию томатов
на площади 30 га мощностью 12000 т/год, п. Гикало, ООО «СтройМаксª,
объем финансирования 7216 млн. руб. (300 рабочих мест);
строительство птицефабрики на
70
000 кур несушек,
1-я очередь
20000 кур, сад на 3000 саженцев, г. Курчалой, ООО «Птицефабрикаª,
объем финансирования 48,6 млн. руб. (13 рабочих мест).
Кроме указанных проектов, в сфере АПК реализовано три малых инвестиционных
проекта на общую сумму 19,06 млн. руб. (14 рабочих мест):
развитие пчеловодства в Шаройский районе (ИП Х. Джемалдинова);
развитие овощеводства в с. Итум-Кали (ИП Д. Э. Узуев);
строительство мельницы на территории хлебоприемного пункта
с. Чернокозово (ИП М.Р. Арапханов).
Также реализовано шесть инвестиционных проектов
(овощехранилищ) общей
мощностью
32
000 тонн,
2
- плодохранилища общей мощностью
7,500 тонн
и 1 картофелехранилище на 16 000 тонн. Следует заметить, что имеются большие
перспективы по импортозамещению товаров и заполнению вышеуказанных хранилищ
продукцией собственного производства без завоза с других районов.
110
Инфраструктура сектора без ветеринарной службы остается неразвитой. Дефицит
квалифицированных кадров тоже является одним из барьеров для развития сектора.
Недостаток квалификации кадров сказывается как в сфере аграрного дела, так и на уровне
механических навыков (нет навыков управления техникой, низкое качество подготовки
по программам среднего профессионального образования).
Вызовы, барьеры и ограничения сектора. Одновременно в АПК существует
целый ряд объективных ограничений, барьеров и вызовов, мешающих дальнейшему
развитию сектора. О низкой эффективности производства говорит тот факт, что примерно
60% выпуска приходится на низкопроизводительные ЛПХ с низким уровнем
технологичности, высокой долей ручного труда, низким уровнем механизации сектора
и недостаточным объемом использования минеральных удобрений. Портфель продукции
недостаточно маржинален, в том числе из-за неразвитости переработки. Качественные
семена и генетический материал для животноводства малодоступны фермеру, а доступные
характеризуются низким качеством.
Недостаточно эффективны механизмы выделения земель и контроля их целевого
использования. Высока доля убыточных госхозов, имеет место высокий уровень
административных барьеров для выделения земли.
Малодоступны и характеризуются относительно низким качеством
специализированные услуги (аренда сельскохозяйственной техники, технический сервис,
фитосанитарный контроль, удобрения, комбикорма и др.). Невысоким остается уровень
консультационной поддержки фермеров (исследования рынка, информирование о новых
возможностях в секторе). В силу недостатка финансовой грамотности фермерам
малодоступны финансовые продукты и сервисы (страхование, лизинг).
В целом сектор АПК характеризуется низкой престижностью профессии и низким
уровнем оплаты труда.
Фермеры имеют недостаточно возможностей для сбыта продукции на внутреннем
рынке и для экспорта (в силу недостаточного масштаба производства и несоответствия
продукции международным стандартам). Отсутствуют стимулы к развитию местных
производителей в условиях насыщенности рынка Чеченской Республики завозной
продукцией. Отсутствуют модели централизованного сбыта для фермеров (например,
недостаточное количество организованных городских рынков). Имеются сложности
с реализацией сельскохозяйственной продукции местных производителей через торговые
сети (высока «стоимость входного билетаª). Отсутствуют сильные региональные бренды
и бренды чеченских производителей.
111
Вышеуказанные ограничения оказывают влияние на уровень производительности
в секторе, занятость и вклад сектора в выпуск ВДС.
Производительность в секторе (ВРП на занятого отрасли, 2015 год, млн. руб.)
в Чеченской Республике составляет 0,1 млн. руб., что в пять раз ниже среднероссийского
показателя
(0,5 млн. руб.), и более чем в четыре раза ниже среднего показателя
для регионов группы сравнения17 (0,44 млн. руб.).
Занятость в секторе
(«Доля отрасли в общей занятости,
2015 год,
%
от трудоспособного населенияª), в Чеченской Республике напротив, более чем вдвое
превышает среднероссийский показатель (23,2 и 9,2%, соответственно) и сопоставима
со средним показателем регионов группы сравнения (20,4%).
Вклад сектора в выпуск ВДС в Чеченской Республике в
1,7 раза выше,
чем в среднем по России (7,7 и 4,5%, соответственно), и в 1,5 раза ниже среднего
показателя для регионов группы сравнения (11,3%).
Основными рисками АПК являются:
финансовые риски. Риски могут быть связаны с неплатежеспособностью
одной из сторон, изъятием части финансовых ресурсов, замораживанием
счетов, отсрочкой платежей;
природно-климатические риски, обусловленные тем, что колебания
погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность
сельскохозяйственных культур и объемы их производства, что может
значительно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей;
рост цен на энергоресурсы и материально-технические средства,
потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности у значительной
части
сельскохозяйственных
товаропроизводителей
осуществлять
инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим
технологиям и на этой основе обеспечивать реализацию модели
ускоренного экономического развития;
слабая материально-техническая база и низкие темпы обновления основных
производственных фондов, что отрицательно сказывается на своевременном
выполнении основных технологических процессов в сельском хозяйстве,
переработке сырья и качестве выпускаемой продукции;
17 Группа сравнения — Республика Дагестан. Ставропольский край, Татарстан, Алтайский край, Армения,
Азербайджан, Казахстан, Турция, Иордания.
112
недостаточное информационное обеспечение в части использования
современных высокопроизводительной техники и технологий сельского
хозяйства и сельских территорий;
биологические риски, обусловленные возможностью сохранения после
ликвидации очагов инфекционных болезней на территории Чеченской
Республики биологических и иных объектов, содержащих вирусы, заноса
вируса из соседних республик из-за отсутствия на территориальных
границах экспресс лабораторий, загонов и навесов при выдержки животных
при карантине а также мигрирующими животными, что затруднит
своевременное обнаружение инфицированных животных и повысит
вероятность распространения болезни на территории республики;
макроэкономические риски, обусловленные неблагоприятной конъюнктурой
мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением
возможности достижения целей стимулированию инвестиционной
деятельности АПК, а также снижением темпов роста экономики и уровня
инвестиционной активности, которые усилят зависимость их развития от
государственных инвестиций;
отсутствие в сельской местности высококвалифицированной рабочей силы,
возможности привлечения и обучения молодых специалистов. Активно
происходит отток квалифицированной, экономически активной части
населения в города.
Перспективы развития сектора. Анализ показал, что АПК Чеченской Республики
имеет перспективы для дальнейшего развития, в том числе отраженные ниже.
Продвижение сельскохозяйственной продукции как на крупные
региональные рынки внутри Российской Федерации, так и на рынки стран
Ближнего Востока (Иран, Саудовская Аравия) и стран СНГ.
Трансформация Чеченской Республики в торгово-промышленный центр
халяльной продукции. Помимо собственного производства и поставки
собственной халяльной продукции в регионы Российской Федерации
и за рубеж, возможно формирование в Чеченской Республике регионального
центра сертификации халяльной продукции, торгового хаба халяльной
продукции российского происхождения и содействие ее сбыту на Ближний
Восток.
Повышение эффективности использования земельных и производственных
ресурсов имеет высокий потенциал за счет развития стимулов
113
к ответственному использованию земель (обучение и контроль севооборота,
повышение качества мониторинга целевого использования земель),
трансформации госхозов, увеличению загрузки действующих мощностей.
Развитие кооперативного движения возможно через популяризацию пакета
мер финансовой поддержки кооперативов МФХ
(субсидии, гранты).
Развитие кооперативного движения будет стимулироваться также через
предоставление коллективных услуг для МФХ
(бизнес-планирование,
ветеринария, сельскохозяйственная техника, первичная переработка и
хранение, убой скота).
Использование современных технологий в сельском хозяйстве станет более
доступным с опорой на новые источники сырья (синтезированные белки,
отходы, псевдозлаковые культуры), современные методы селекции
(технологии геномного моделирования по заданным параметрам),
технологические решения для эффективного производства: искусственный
интеллект и роботизация, геопозиционирование,
«большие данныеª
и блокчейн).
В результате анализа все виды сельскохозяйственной продукции были разделены
на
две основные группы приоритетов: в группу первого приоритета вошли фрукты
и овощи, молочная продукция, мясная продукция (говядина, баранина); в группу второго
приоритета
— ягоды, зерновые и зернобобовые, мясо птицы, переработка фруктов
и овощей, яйца. Кроме того, в приоритетную группу вошла продукция, обладающая
высоким экспортным потенциалом (зерновые, в том числе фуражные культуры, шерсть,
мясная продукция
«халяльª). Соотношение производимых видов продукции
по вышеуказанным приоритетным группам является определяющим для выработки
стратегических решений.
В настоящее время в Чеченской Республике выращивается узкий набор зерновых
культур, приоритет отдается менее требовательным культурам (озимая пшеница, озимый
ячмень, овес, кукуруза, соя, горох, картофель, подсолнечник). Существует потенциал
расширения как портфеля культур (тыква, топинамбур, капуста, столовая свекла и др.),
так и спектра сортов
(например, сортов сои Лира, Вилана, Саратовский-24, сортов
и гибридов кукурузы отечественной и зарубежной селекции). Имеется также потенциал
развития плодовых культур
(яблоня, груша). В большинстве районов для развития
плодовых культур требуются системы орошения. Существует потенциал развития
ягодных культур
(малина, земляника). Имеются предпосылки для использования
114
незадействованной новой производственной инфраструктуры
(Октябрьский завод,
Самашкинский завод, Урус-Мартановский завод).
На стадии реализации находится
71 инвестиционный проект в сфере АПК
на общую сумму 12 734,17 млн. руб. (2208 рабочих мест), в том числе крупные:
выращивание сельскохозяйственных культур в с. Побединское,
ООО «Побединскоеª;
строительство
высокотехнологичных
парников
(теплиц)
в ст. Петропавловская, ООО «Тепличный комплекс ЮгАгрохолдингª;
строительство овощехранилища на 4000 т, ООО «Медиксª;
восстановление хлебозавода г. Урус-Мартан, ООО «Мартен-Паркª;
закладка плодовых насаждений площадью
300 га, с. Бачи-Юрт,
ООО «Фруттис Группª;
строительство
(реконструкция) ЗАО Райпищекомбинат, г. Урус-Мартан,
«Урус-Мартановскийª;
строительство 2-й очереди молочного комплекса на 1200 дойных голов
в пгт. Ойсхара, ООО «Молочная компания «Кавказское здоровьеª;
строительство тепличного комплекса по выращиванию овощных культур
и цветов на площади 3 га, ст. Червленная, ООО «АгроТерекª;
строительство теплиц, ст. Каргалинская ООО «Шелковый путьª;
строительство тепличного комплекса
«Вайлатª на площади
10 га
для выращивания овощей методом гидропоники, с. Мескер-Юрт,
ООО «ЧеченТеплицаª;
строительство тепличного комплекса по выращиванию овощных культур
и цветов на площади 10 га, ст. Червленная ИП Абубакарова Жоврет;
строительство тепличного комплекса для круглогодичного выращивания
овощей площадью 10 га, ст. Петропавловская, ООО «Агромир-Лидерª;
организация производства по розливу бутилированной
(минеральной,
родниковой и сокосодержащей) воды, г. Грозный, ООО Фирма «Инталª;
строительство овцеводческого комплекса на 15 000 овцематок, с. Макажой,
ООО «Наши горыª;
строительство оптово-распределительного центра хранения и переработки
сельскохозяйственной продукции на 5000 т, ст. Червленная;
строительство животноводческого комплекса на 400 голов КРС молочного
стада, ст. Червленная, ИП Гучигов;
115
организация производства риса сырца и его переработки на промышленной
основе производительностью 40 т в сутки, ст. Червленная, ООО «Агродарª;
строительство объекта рыбного хозяйства, г. Урус-Мартан, ООО «Харачойª;
строительство
животноводческого
комплекса,
с.
Борзой,
ИП Л. А. Дурдышев.
В 2018 году в соответствии с заключенным между Минкавказом России
и Правительством Чеченской Республики соглашением о софинансировании расходных
обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов
Российской Федерации, входящих в состав СКФО, в рамках подпрограммы «Социально-
экономическое развитие Чеченской Республики на 2016-2025 годыª из федерального
бюджета привлечено денежных средств в размере 401 млн. руб. на реализацию четырех
инвестиционных проектов в сфере АПК:
строительство II очереди молочного кластера (МТФ на 1200 дойных коров),
ООО «Молочная компания «Кавказское здоровьеª;
строительство овощехранилища на 4000 т ООО «Медиксª;
строительство
(реконструкция)
ЗАО Райпищекомбинат
«Урус-
Мартановскийª ЗАО Райпищекомбинат «Урус-Мартановскийª;
закладка многолетних насаждений интенсивного типа с капельным
орошением, площадью 300 га и хранилища на 10 000 т, ООО «Фруттис
Группª.
Для дальнейшего развития сектора АПК немаловажным является принять все
необходимые меры для улучшения работы ветеринарной службы в республике,
улучшения ее материально-техническое оснащения, повышения оплаты труда
ветеринарных специалистов, строительство служебно-производственных помещений,
приобретение специального транспорта, строительство скотобоен, убойных пунктов,
санитарных боен, строительство ветсанутильзавода для изготовки мясо-костной муки,
и стимулирование молодых ветеринарных специалистов для привлечения к работе
в сельской местности.
Целевое видение развития АПК характеризуется эффективным и технологичным
производством сельскохозяйственной продукции на базе кооперации МФХ и поддержки
лидирующих компаний для обеспечения устойчивого сбыта в Российской Федерации и
выхода на экспортные рынки.
На первом этапе реализации Стратегии акцент будет сделан на укрепление лидеров
отрасли и повышение эффективности МФХ, а ключевыми точками роста станут развитие
промышленного растениеводства
(например, овощные и семечковые культуры)
116
и производства молока для сбыта на рынки регионов Российской Федерации; расширение
производства мясной и молочной продукции для внутреннего рынка; увеличение оборота
в отрасли через трейдинг; экспорт зерновых культур (например, фуражных) на рынки
стран Ближнего Востока. Направления работ государства и бизнеса на первом этапе
таковы:
развитие новых моделей сбыта (ориентация крупных предприятий сектора
на экспорт, торговая кооперация МФХ, агрофранчайзинг);
повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель
и трансформация госхозов;
развитие производственного и поддерживающего кооперативного движения
(например, предприятия по убою скота, производство кормов);
развитие инфраструктуры хранения и переработки продукции, системы
распределительных центров;
развитие инструментов финансовой и нефинансовой поддержки сектора;
подготовка кадров для сектора АПК.
На втором этапе реализации Стратегии акцент будет сделан на развитие новых
видов сельскохозяйственной продукции, а ключевыми точками роста станут развитие
промышленного производства новых видов сельскохозяйственной продукции
(производство ягод, переработка фруктов и овощей, шерсть) для рынков Российской
Федерации и Ближнего Востока; экспорт халяльной мясной продукции; развитие
производства мяса птицы; создание условий для развития органического земледелия.
Направления работ таковы:
поддержка экспорта продукции за пределы Чеченской Республики;
формирование регионального хаба халяльной продукции;
улучшение качества заемщика и повышение объемов кредитования сектора;
развитие республиканских брендов и брендов производителей;
внедрение новых методик севооборота для повышения урожайности земель;
проведение подготовительных работ для организации индустриального
производства
органических
продуктов
(НИОКР, сертификация
по стандартам органической индустрии).
На третьем этапе реализации Стратегии акцент будет сделан на развитие
высокотехнологичных и конкурентных производств в рамках АПК, а ключевыми точками
роста станут инновационная деятельность в новых рыночных сегментах (функциональные
продукты питания, в том числе спортивное питание, продукты питания для пожилых
людей, диабетические продукты и т. д.); наращивание сбыта органической продукции на
117
рынки Российской Федерации и стран Ближнего Востока; развитие смежных отраслей
(например, производство пищевых красителей). Направления работ на третьем этапе
таковы:
поддержка инновационной деятельности в секторе;
интеграция современных ИТ-технологий в сектор АПК
(искусственный
интеллект и роботизация, геопозиционирование,
«большие данныеª,
глубинная аналитика земель);
селекция растений для производства лекарств и БАДов.
В итоге реализации Стратегии к 2035 году ожидаются следующие результаты
в сфере развития АПК:
доля АПК в структуре ВРП вырастет до 12%;
валовой выпуск составит 95,6 млрд. руб.;
производительность труда увеличится в шесть раз (до 950 тыс. руб.);
доля экспорта от валового выпуска вырастет до 30%;
ежегодный объем инвестиций в основной капитал увеличится
до 30 млрд. руб.
К потенциальным территориям опережающего роста сектора АПК были отнесены
Наурский, Шелковский, Грозненский, Сунженский, Ачхой-Мартановский районы.
Территории опережающего роста и флагманские проекты в АПК включают
высокотехнологичные парники (п. Гикало, объем инвестиций ~ 5 млрд. руб.); комплекс
«Кавказское Здоровьеª на 1200 дойных коров (пгт. Ойс-хара, Гудермесский район, объем
инвестиций ~ 1,5 млрд. руб.); тепличный комплекс «Вайлатª (Гудермесский район, объем
инвестиций ~ 3 млрд. руб.); овцеводческий комплекс на 100 тыс. голов маточного стада
(Грозненский район, объем инвестиций ~ 4 млрд. руб.).
Для стабильного и устойчивого развития АПК Стратегией социально-
экономического развития Чеченской Республики предусмотрен запуск ряда приоритетных
инициатив, в частности:
развитие системы производственной и потребительской кооперации;
создание Чеченской трейдинговой компании;
запуск комплексного финансового продукта на принципах одного окна;
создание Чеченского центра халяльной продукции;
развитие агрофранчайзинга;
повышение профессионального уровня фермеров;
развитие органического сельского хозяйства.
118
Финансирование развития АПК будет вестись с использованием представленных
ниже источников:
федеральные и региональные программы поддержки АПК. Основным
финансовым инструментом, обеспечивающим развитие сельского хозяйства
республики, является Государственная программа
«Развитие сельского
хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия в Чеченской Республике на 2014-2020 годыª. В целях
реализации мероприятий госпрограммы в 2018 году подписаны 11 основных
и
11 дополнительных соглашений между Минсельхозом России
и Правительством Чеченской Республики о предоставлении субсидий из
федерального бюджета бюджету Чеченской Республики;
банки (Россельхозбанк, Сбербанк — крупные и мелкие хозяйства, МИБ —
преимущественно крупные хозяйства);
фонды
(Гарантийный Фонд Чеченской Республики, региональные
микрофинансовые организации по поддержке МСП, фонд имени Шейха
Зайеда);
средства крупных хозяйств («Родинаª, «ЮгАгроХолдингª, «Лидер-Рª);
гранты Национальной технологической инициативы (FoodNet);
средства кооперативов.
В рамках исполнения Государственной программы «Развитие сельского хозяйства
и
регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
в Чеченской Республикеª осуществляется реализация:
мероприятий регионального проекта «Экспорт продукции АПК Чеченской
Республикиª обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов
федерального проекта «Экспорт продукции АПКª национального проекта
«Международная кооперация и экспортª;
мероприятий регионального проекта
«Создание системы поддержки
фермеров и развитие сельской кооперацииª обеспечивающего достижение
целей, показателей и результатов федерального проекта «Создание системы
поддержки фермеров и развитие сельской кооперацииª национального
проекта
«Малое и среднее предпринимательство и поддержка
индивидуальной предпринимательской инициативыª.
По развитию экспортной деятельности в Чеченской Республике в рамках
реализации мероприятий федерального проекта «Экспорт продукции АПКª на 2021-2023
годы предусматривается реализация следующих основных мероприятий:
119
- ввод в орошаемый оборот мелиорированных земель площадью 9205 га. земель
сельскохозяйственного назначения за счет проведения гидромелиоративных мероприятий
(строительство, реконструкция и техническое перевооружениеª на внутрихозяйственной
оросительной сети с общим объемом субсидирования 644 103 393,94 рублей;
- вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий за счет проведения
культуртехнических работ на площади 3190 га с общим объемом денежных средств
40 680 808,08 рублей.
Всего объем субсидий на 2021-2023 годы составляет 684 784 202,02 рублей.
В случае реализации мероприятий федерального проекта «Экспорт продукции
АПКª регион получить дополнительную экспортную продукцию в объеме 24 790 тонн в
зерновом эквиваленте, что в денежном выражении составит
297 480 000,00 рублей
ежегодно.
Цель и показатели регионального проекта (экспорта продукции АПК)
Наименование
Ед.
Период, год
п/п
показателя
изм.
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
2026
1.
Объем экспорта
млн
3,4
4,7
3,4
3,4
3,8
4,4
5,2
5,3
5,5
продукции АПК
продолжение
1.
Объем экспорта
млн
2027
2028
2029
2030
2031
2032
2033
2034
2035
продукции АПК
5,75
5,9
6,1
6,3
6,5
6,75
6,9
7,15
7,35
На территории Чеченской Республики находятся следующие образовательные
учреждения:
ФГБОУ ВО
«Чеченский
государственный
университетª
и ФГБДУ «Чеченский научный исследовательский институт сельского хозяйстваª. Также
в подведомстве МСХ ЧР находятся ГКОУ ДПО
«Школа управления АПКª
и ГАУ
«Шалинский учебно-курсовой комбинатª, который проводит обучение
трактористов и машинистов.
Для сектора АПК как для одного из трех приоритетных отраслевых секторов была
разработана дорожная карта мероприятий по реализации Стратегии социально-
экономического развития Чеченской Республики (см. Приложение А).
4.3. Туризм (приоритетный отраслевой сектор)
Цель. Формирование конкурентоспособного сектора туризма, привлекающего для
регулярного посещения туристских активов Чеченской Республики как российских,
так и иностранных граждан.
Задача 1. Увеличение туристического потока в Чеченскую Республику.
Задача 2. Развитие инфраструктуры гостеприимства.
120
Задача 3. Рост социально-экономических показателей Чеченской Республики за
счет сектора «Туризмª.
Развитие внутреннего и въездного туризма является для Чеченской Республики
одним из приоритетов, так как развитие туристической отрасли и выведение ее на
качественно новый уровень может стать локомотивом развития региона в целом.
Устойчивое развитие туризма стимулирует экономический рост в регионе, способствует
созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций, сокращению уровня
безработицы и сохранению окружающей среды. Туристическая отрасль играет важную
роль в социально-экономическом развитии региона, а также в развитии межрегионального
сотрудничества и взаимопонимания.
Основные элементы туристического сектора Чеченской Республики представлены
ниже.
Турпродукт и инфраструктура. Входящие в состав данного элемента
продукты и услуги: привлечение туристов, питание, организация экскурсий,
проведение спортивных и культурных мероприятий, организация досуга,
информационная поддержка туристов. Ключевые участники: коллективные
средства размещения, организации общественного питания, туроператорские
и турагентские компании, объекты отдыха и развлечений.
Размещение. Входящие в состав данного элемента продукты и услуги:
проживание в отелях, бронирование мест проживания. Примеры отелей:
«Грозный-ситиª,
«Арена-ситиª,
«Кавказª,
«Аргун-ситиª,
«Тийналлаª,
«Кезеной-Амª, «Эдельвейсª. Примеры хостелов: «Туристª, «Энкорª. Примеры
участников для бронирования мест проживания: ТУР-ЭКС, онлайн-платформы
(например, booking.com).
Транспорт. Входящие в состав данного элемента продукты и услуги:
авиаперевозки, железнодорожные перевозки, автобусные перевозки, услуги
такси. Примеры ключевых участников: авиакомпании UTAIR, , Аэрофлот,
Азимут, Сибирь, Северный Ветер; РЖД; операторы автобусных перевозок:
«Чечавтотрансª,
«Путьª,
«Гроз-автоª, и др. Примеры таксомоторных
операторов: «Грозненское таксиª, МИГ, «Желтое таксиª,
На
01.01.2019 в республике насчитывается
33 гостиницы и иных средств
размещения, с общим номерным фондом 1545 единиц.
Достижения сектора:
121
открыто первое представительство туристско-информационного центра
«Visit Chechnyaª за пределами Чеченской Республики
(15.05.2018,
г. Санкт-Петербург);
открыто первое представительство туристско-информационного центра
«Visit Chechnya» (28.08.2018 г., г. Лейпциг, Германия);
открыто
представительство
туристско-информационного
центра
«Visit Chechnya» (22.12.2018 г., г. Отепя, Эстония)
- открыто первое представительство открытых туристско-информационного
центра «Visit Chechnyaª (10.07.2019 г., Париж, Франция);
- открыто первое представительство туристско-информационного центра
«Visit Chechnya» (19.08. 2019 г., г. Стамбул, Турция).
Туристско-экскурсионный поток в Чеченскую Республику в 2017 году превысил
120 тыс. человек, а в 2018 году составил 146 670 человек. Туристско-экскурсионный поток
в предшествующие годы ежегодно увеличивался в среднем почти на 50%, во многом
за счет развития познавательного, спортивного, делового, лечебного-оздоровительного,
событийного видов туризма и начала деятельности местного туроператора
ГУП «ТУР-ЭКСª (с 2015 года). Познавательный туризм составлял в 2017 году
35%
от всего туристско-экскурсионного потока, деловой и событийный туризм
— 25%,
спортивный - 10%, оздоровительный - 5%. Росту туристско-экскурсионного потока
способствовали также успешная кампания в секторе B2B (работа с туроператорами
и турагентами), введение дополнительного объема номерного фонда, запуск сервиса
каршеринг.18
В Чеченской Республике на
2018 год насчитывается более
100 туристских
объектов. Многие объекты были введены в эксплуатацию в последние годы. В частности,
завершен нулевой этап строительства и произведен запуск горнолыжного комплекса
«Ведучиª.
Большинство российских туристов в Чеченской Республику прибывают из Москвы,
Санкт-Петербурга, Республики Крым, Краснодарского края, Урала, Ростова-на-Дону,
Ставропольского края, Республики Дагестан и Северной Осетии-Алании.
Вызовы, барьеры и ограничения сектора. Вместе с возможностями существуют
объективные ограничения, барьеры и вызовы, мешающие дальнейшему развитию
туризма:
недостаточный уровень квалификации персонала;
122
отсутствие
свободного
беспрепятственного
доступа
к достопримечательностям, находящимся в приграничной зоне;
низкая доступность финансирования для МСП в сфере туризма;
неразминированность территорий в некоторых горных районах Чеченской
Республики, потенциально интересных для посещения туристами;
отсутствие стабильного энергоснабжения на объектах, прилегающих к озеру
Казеной-Ам; обеспечение всесезонного туристско-рекреационного
комплекса
«Ведучиª энергоресурсами
— электроснабжение в объеме
24 МВт и газоснабжение в объеме 8500 куб. м/час;
высокая доля теневого сектора; высокие цены на авиабилеты; недостаточно
развит придорожный сервис; нехватка малых средств размещения;
высокие цены на авиабилеты,
отсутствие малых средств размещения;
административные барьеры; длительная процедура получения разрешений
для прохода к туристическим активам, находящимся в приграничных зонах;
ограниченная сеть направлений авиаперевозок, слабо развитая система
безналичных платежей.
В сфере транспорта в противовес соответствующим барьерам инициативы будут
направлены на устранение ограничений сети направлений авиаперевозок; повышение
обеспеченности общественным транспортом в направлении Кезеной-Ам, Ведучи и других
горных районов; организацию железнодорожного сообщения по ветке в направлении
Ростова-на-Дону; повышение доступности аренды автомобиля для дальних поездок.
В отношении размещения туристов инициативы будут направлены на преодоление
относительно низкого уровня сервиса в отелях; повышение обеспеченности номерным
фондом на территории Республики
(исключая крупные города); приведение
в соответствие уровня цен и качества средств размещения (включая количество звезд
и сервис).
Инициативы, которые будут направлены на устранение барьеров
в инфраструктуре: формирование унифицированной информационной туристической
системы; развитие системы безналичных платежей; развитие покрытия Чеченской
Республики мобильным интернетом; открытие новых ресторанов национальной кухни
в низком ценовом сегменте; развитие придорожного сервиса; развитие торговли
сувенирной продукцией.
В отношении туристического продукта будет реализован ряд инициатив для
устранения существующих барьеров, в частности: увеличение количества
123
развлекательных объектов (кинотеатров, концертных площадок, аттракционов и т.д.);
формирование широкого спектра городских анимационных программ; развитие портфеля
крупных событийных мероприятий.
Существуют также ограничения, мешающие продвижению концепции развития
туризма, в частности: низкий уровень осведомленности о туризме в Чеченской
Республике в сегменте B2C; cлабая развитость онлайн-каналов продаж; отсутствие
выставочных комплексов/залов для организации конгрессно-выставочных мероприятий.
Сегодня туристические активы продвигаются недостаточно, сервис и инфраструктура для
туриста остаются на довольно низком уровне
(включая сервис в отелях, транспорт
и информационную поддержку).
Иные проблемные вопросы:
необустроенность существующих туристских маршрутов;
отсутствие стабильного энергоснабжения на объектах, прилегающих к озеру
Казеной-Ам;
обеспечение всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Ведучиª
энергоресурсами — электроснабжение в объеме 24 МВт и газоснабжение
в объеме 8500 куб. м/час.
Есть ряд проблемных вопросов, требующих решения на уровне Правительства
Российской Федерации.
1. Неразминированность территорий в некоторых горных районах Чеченской
Республики, потенциально интересных для посещения туристами.
Принятые меры: обращения с официальными письмами в ГУ МЧС России по ЧР,
МВД по ЧР, на имя Командующего ОГВ(с) по проведению КТО на территории Северо-
Кавказских регионов Российской Федерации, на имя Командующего войсками Южного
военного округа.
Пути решения: вопрос необходимо решать совместно с МВД по ЧР и руководством
подразделений инженерных войск Минобороны России.
2. Отсутствие свободного беспрепятственного доступа к достопримечательностям,
находящимся в приграничной зоне.
Принятые меры: туристы с российским гражданством к достопримечательностям
пропускаются, однако остается нерешенным вопрос пропуска к достопримечательностям
иностранных граждан. Для получения разрешения-пропуска к той или иной
достопримечательности требуется заблаговременная подача документов.
Пути решения: уменьшить зону приграничной территории (местами она достигает
40 км) с переносом пограничного поста на 5 км от линии границы; решить вопрос
124

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..