Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 3

 

  Главная      Книги - Разные     Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 3

 

 

профессионального обучения на базе факультета среднего профессионального
образования ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова. Целью создания Центра
профессионального обучения является эффективное использование совместной учебной
базы для обучения рабочим профессиям студентов ГГНТУ им. акад.
М.Д. Миллионщикова и взрослого населения Чеченской Республики, а также подготовки,
переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров основного
и сервисного производства обществ ПАО
«НК
«Роснефтьª, осуществляющих
деятельность на территории Чеченской Республики, и за ее пределами.
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет».
В 2019 году университетом выполнен большой объем работ, связанный с выпуском
научной, учебной и учебно-методической литературы. Издано 17 монографий, 26 учебных
и учебно-методических пособий, 19 сборников материалов конференций, опубликовано
4 очередных номера научного журнала «Известия ЧГПУª (Серия 1. «Гуманитарные
и общественные наукиª) и (Серия 2. «Естественные наукиª).
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». В университете
создана система непрерывного образования, функционирует развитая образовательная
инфраструктура. С целью обеспечения постоянного потока абитуриентов и привлечения
перспективных студентов на базе университета функционирует лицей, реализующий
профильную подготовку по естественно-научному, универсальному и социально-
экономическому направлениям.
В 2017 году открыт колледж, который ведет подготовку по образовательным
программам среднего профессионального образования. Таким образом, университет
проводит работу в области обеспечения подготовки специалистов-практиков, работников
среднего звена для всех отраслей экономики и реализации возможности получения
студентами всех уровней образования. Для подготовки кадров высшей квалификации
на базе Чеченского государственного университета открыты три диссертационных совета
по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук
(по юридическим, историческим, экономическим наукам). Функционирует институт
дополнительного профессионального образования. Создан Центр коллективного
пользования, оснащенный современным научным оборудованием, а также Проектный
офис, в который входит технопарк, бизнес-инкубатор и центр трансфера технологий. Идет
строительство крупного студенческого кампуса, отвечающего всем мировым стандартам.
В 2019 году на базе Чеченского государственного университета открыто первое в СКФО
пространство коллективной работы
«Точка кипения
- Грозныйª.
«Точка кипения
-
Грозныйª
- это региональная инфраструктурная площадка, предназначенная для
50
представителей сферы образования, науки, бизнеса
— учёных, бизнесменов и
технологических предпринимателей, госслужащих, членов общественных организаций и
профессиональных сообществ, студентов, теоретиков и практиков — чтобы они могли
делиться своим опытом, результатами деятельности, прорабатывать новые модели
регионального развития отдельно по своим направлениям и во взаимодействии друг с
другом. Сегодня в университете открыт и функционирует Центр подготовки кадров для
цифровой экономики, в настоящее время вуз уже участвует в реализации различных
инициатив АСИ и Национальной технологической инициативы
(НТИ), которую в
Послании Федеральному собранию Президент России обозначил в качестве одной из
приоритетов государственной политики.
Для преодоления проблем трудоустройства и достижения показателя
по трудоустройству
85
% к 2035 году образовательными организациями высшего
образования Чеченской Республики заключены долгосрочные договора на подготовку
специалистов с крупными организациями Чеченской Республики, достигнуты соглашения
о прохождении студентами производственных практик на предприятии
и об их дальнейшем трудоустройстве, в том числе организации временной занятости.
Прорабатываются вопросы внедрения новых форм взаимодействия с целью практико-
ориентированного подхода к обучению. Заключены долгосрочные договоры
с образовательными организациями дошкольного, общего, профессионального
образования и региональными министерствами и ведомствами по прохождению
производственной практики и дальнейшем трудоустройстве. Осуществляется организация
целевого обучения.
Для дальнейшего решения вопросов трудоустройства необходимо определить
регионального оператора по сбору, систематизации и предоставлению организациям
высшего образования Чеченской Республики информации о перспективных рабочих
местах, создаваемых в рамках реализации инвестиционных проектов по созданию новых
и развитию действующих предприятий для формирования контрольных цифр приема.
Предприятиям и организациям Чеченской Республики совместно с вузами необходимо
усилить работу по прохождению практики студентами и выпускниками, над содержанием
образовательных программ образовательных организаций высшего образования
в соответствии с потребностями работодателя, взаимодействию в части целевой
подготовки специалистов, а также повышению квалификации действующих сотрудников.
Предприятиям и организациям Чеченской Республики также необходимо расширить
присутствие своих представителей в комиссиях по государственной итоговой аттестации
51
выпускников вузов. Вузам Чеченской Республики необходимо осуществлять
взаимодействие с КРСК и АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на
Дальнем Востоке и в Арктикеª, а также институтами развития других регионов России в
части трудоустройства выпускников. Органам исполнительной власти Чеченской
Республики необходимо обеспечить создание новых рабочих мест с учетом увеличения
численности населения республики за счет реализации национальных и инвестиционных
проектов и государственных программ.
Реализация указанных мероприятий позволит повысить адаптивность
профессионального и высшего образования к потребностям рынка труда через
формирование перечня востребованных и перспективных профессий и специальностей
на региональном рынке труда, а также актуализацию профессиональных образовательных
программ на основе профессиональных стандартов и увеличить долю трудоустроившихся
выпускников образовательных организаций высшего образования.
Доступность высшего образования для лиц с особыми потребностями напрямую
зависит от имеющего законодательного обеспечения возможностей обучения данной
категории студентов в вузах. В соответствии с методическими рекомендациями
по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего
образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными
Минобрнауки России от
08.04.2014
№ АК-44/05вн, в высших учебных заведениях
Чеченской Республики созданы условия доступной среды для лиц с ограниченными
возможностями здоровья. Так, в вузах республики созданы следующие необходимые
условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- выделены места для парковки автотранспортных средств инвалидов;
- вход в общежитие оборудован пандусами;
- установлены мостики для инвалидов (откидные пандусы);
- сотрудники сектора режима и контроля университета оказывают услуги
по сопровождению инвалидов на территории общежития, содействие инвалиду при входе
в объект и выходе из него, информированию инвалида о доступных маршрутах
общественного транспорта, посадке в транспортное средство и высадки из него перед
входом в объект, в том числе с использованием сменного кресла-коляски;
- контрастно окрашены первые и последние ступени лестниц;
- на сайте предусмотрен раздел для слабовидящих.
Каждый учебный корпус имеет пандусы, поручни, расширены дверные проемы.
На первых этажах имеются поточные аудитории лекционного типа, имеющие
52
дополнительные места для размещения лиц на инвалидных колясках, санузлы,
оборудованные для инвалидов. Имеются также специальные технические и программные
средства для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:
1) устройства для печати рельефно точечным шрифтом Брайля;
2) устройство для ввода информации рельефно-точечным шрифтом Брайля;
3) видеоувеличители;
4) программы синтезаторов речи;
5) звукоусиливающая аппаратура;
6) устройства воспроизведения информации.
Кроме того, высшими учебными заведениями республики разрабатываются
адаптированные учебные программы, также активно развивается и сфера дистанционного
образования.
Однако система инклюзивного образования в вузах все ещё на пути своего
становления и развития. На базе ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной
технический университет имени академика М.Д. Миллионщиковаª создан Ресурсный
учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (далее - РУМЦ).
Основной целью РУМЦ является накопление, распространение и разработка
инновационных технологий по научно - методическому и техническому обеспечению
развития инклюзивной формы образования в России, в части организации трудового
и профессионального ориентирования инвалидов с различными нозологиями.
Вызовы, барьеры и ограничения в секторе.
1. Проблемы дошкольного образования:
дефицит типовых зданий для размещения ДОУ; 35 тыс. мест в ДОУ
не соответствуют современным требованиям;
отсутствие типовых решений частных ДОУ
(организация
помещений,
разработка
разрешительной
документации,
использование образовательных методик);
низкий уровень подготовки детей к школе;
дефицит вариативных форм ДОУ;
дефицит детской развивающей инфраструктуры в городских
и сельских районах;
условия для детей в ДОУ не всегда соответствуют современным
требованиям.
53
низкий уровень компьютеризации дошкольного образования.
Сравнивая охват детей дошкольным образованием в Чеченской Республике
и в регионах группы сравнения, можно утверждать, что для Чеченской Республики
существует значительный потенциал роста дошкольного образования. Для Чеченской
Республики значение показателя «Охват детей дошкольным образованием, 2015 год, %ª
составляет 33%, тогда как в СКФО он в полтора раза выше (46%), среднее значение для
России (66%), как и среднее значение для регионов группы сравнения (62%) почти в два
раза выше.
2.
Проблемы общего и дополнительного образования детей:
перегруженность школ из-за стремительного роста населения дошкольного
возраста; во вторую смену обучаются 34,3 % учеников, в третью смену —
4,2 % учеников;
дефицит высококвалифицированного преподавательского состава (в том
числе по специальностям
«русский языкª,
«английский языкª,
«математикаª);
отсутствие системной профориентационной работы со школьниками;
дефицит мастерских и лабораторных классов для формирования и развития
практических умений и навыков обучающихся;
низкий уровень оснащенности учреждений общего и дополнительного
образования персональными компьютерами;
низкий уровень компьютерной грамотности преподавателей;
низкая инвестиционная привлекательность региона для привлечения
крупных сетевых образовательных проектов;
необходимость доукомплектования школьных библиотек учебниками
и учебно-методической литературой.
Результатом существования обозначенных выше проблем является то, что качество
образовательных услуг в Чеченской Республике отстает от среднероссийских показателей
и среднего показателя для регионов группы сравнения. По числу победителей и призеров
всероссийской олимпиады школьников в 2014-2015 годах Чеченская Республика имеет
показатель 0,2 на 10 тыс. человек и находится на последнем месте среди всех регионов
группы сравнения (среднее — 0,98 на 10 тыс. человек). Среднероссийский показатель
составляет 1,2, средний показатель для СКФО (0,4) в два раза выше показателя Чеченской
Республики.
3. Проблемы среднего профессионального образования:
54
дефицит материально-технической базы для прохождения практики:
кабинетов, учебного оборудования, программного обеспечения и др.;
несоответствие набора компетенций выпускников ссузов запросам
современного работодателя;
отсутствие заинтересованности и мотивации у работодателей,
представляющих семейные предприятия, предоставлять возможность
прохождения производственной практики студентам;
низкая популярность технических специальностей в ссузах;
отсутствие системного научного анализа динамики рынка профессий
в республике и современных и эффективных способов ознакомления
населения с результатами этого анализа.
4.
Проблемы высшего образования:
дефицит педагогических кадров, имеющих ученые степени,
в структуре высшего образования;
разрыв между уровнем компетенций, приобретаемых выпускником
в результате получения высшего образования и запросами
современного работодателя;
неразвитость инструментов и методик прогнозирования в области
подготовки кадров;
отсутствие опоры в прогнозировании необходимости подготовки
кадров в соответствии с требованиями Перечня приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники Российской
Федерации, Перечня критических технологий Российской
Федерации, утвержденными Президентом Российской Федерации;
отсутствие достаточного количества мест в общежитиях;
недостаток кадров для обучения студентов иностранным языкам;
недостаточно развитая материально-техническая база учреждений
высшего образования;
дефицит предложения прохождения производственной практики
проектного вида;
устаревшая учебно-лабораторная база по некоторым направлениям
подготовки;
повышение эффективности и качества подготовки специалистов всех
уровней за счет оснащения учебного процесса современными
55
техническими средствами обучения и широким внедрением
в учебный процесс информационных технологий.
5. Проблемы дополнительного профессионального образования:
дефицит программ дополнительного образования для взрослого
населения;
низкий уровень доступности дополнительного образования
в сельских районах республики.
Что касается барьеров системы образования, связанных с административным
регулированием, можно констатировать, что система прогнозирования потребности
в кадрах несовершенна: наблюдается несоответствие специальностей выпускаемых
специалистов и потребностей развивающейся экономики Чеченской Республики.
Возможности развития системы образования. В ходе разработки Стратегии
социально-экономического развития Чеченской Республики выявлен целый ряд
возможностей для развития сектора. Эти возможности будут появляться в том числе
в ходе развития системы оценки компетенций и повышения квалификации
преподавателей, в результате привлечения инвесторов в образовательную
инфраструктуру, в ходе организации ранней профориентации в школах и развития
среднего профессионального образования, интеграции высшего образования и науки и
реального сектора экономики, интернационализации сектора в целом.
Перспективы развития системы дошкольного образования. В соответствии
с региональным проектом
«Содействие занятости женщин
— создание условий
дошкольного образования для детей в возрасте до трех летª, реализуемого в рамках
национального проекта «Демографияª, в Чеченской Республике в 2019 году планируется
создать 2 380 дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет в образовательных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным
программам дошкольного образования. Будут введены в эксплуатацию 20 детских садов
(построено 16, приобретено (выкуплено) четыре). Общая сумма средств, необходимых для
реализации данных мероприятий, составляет
1
843
625,00 тыс. руб.
(ФБ
1 799 332,3 тыс. руб., РБ — 44 292,7 тыс. руб.).
Перспективы развития общего образования. В период
2019-2021 годов
запланировано введение новых мест в общеобразовательных организациях:
по мероприятию по содействию созданию в Чеченской Республике
(исходя
из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях -
4 объекта на 2 184 места;
56
по мероприятию по содействию созданию в Чеченской Республике
(исходя
из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях,
расположенных в сельской местности и поселках городского типа
- два объекта
на 340 мест;
по мероприятию по созданию новых мест в общеобразовательных организациях
в целях ликвидации
3-й смены обучения и формирования условий для получения
качественного общего образования - 26 объектов на 16 752 места;
по мероприятию по благоустройству зданий государственных и муниципальных
общеобразовательных организаций в целях соблюдения требований к воздушно-
тепловому режиму, водоснабжению и канализации - 2 объекта.
В целом, в рамках реализации мероприятий национального проекта «Образованиеª
планируется
полностью
ликвидировать
трехсменный
режим
обучения
в общеобразовательных организациях Чеченской Республики. По итогам реализации
вышеуказанных мероприятий необходимо разработать и реализовать комплекс мер,
направленных на перевод общеобразовательных организаций республики в односменный
режим работы.
В целях улучшения качества предоставления образовательных услуг в сельской
местности, а также в рамках содействия ликвидации трехсменного режима обучения в
рамках государственной программы Российской Федерации
«Комплексное развитие
сельских территорийª в
2021-2023 гг. запланировано строительство двух
общеобразовательных школ. Вследствие чего 1440 детей смогут получить качественное
образование, соответствующее современным требованиям. Вместе с тем ученики будут
обеспечены всеми необходимыми условиями для комфортного проведения занятий.
Также в целях улучшения условий получения дошкольного образования детей на
сельских территориях планируется строительство 4 детских садов. Благодаря чему 560
детей смогут получить достойную базу для подготовки к обучению в
общеобразовательных учреждениях.
В рамках реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей
и задач федеральных проектов национального проекта «Образованиеª будут продолжены
мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях центров цифрового
и гуманитарного профилей «Точка ростаª, обновлению материально-технической базы
для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды. Кроме того, в рамках
реализации региональных проектов с 2020 года начаты мероприятия по созданию центра
цифрового образования
«IT-кубª, мобильного технопарка
«Кванториумª и Центра
выявления и поддержки одаренных детей. В 2021-2022 годах планируется реализовать
57
мероприятия по расширению сети детских технопарков
«Кванториумª, мобильных
технопарков, а также создание домов научной коллаборации на базе образовательных
организаций высшего образования.
В рамках реализации мероприятия регионального проекта «Современная школаª
по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в 2020
году ведется работа по обновлению материально-технической базы в 2 специальных
(коррекционных) школах-интернатах:
- ГБОУ
«Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для глухих и слабослышащихª;
- МБОУ «Коррекционная школаª г. Грозного.
В ходе реализации данного мероприятия в коррекционные общеобразовательные
организации будет поставлено оборудование для информатизации и автоматизации
образовательных процессов и средств обучения для реализации дополнительных
общеразвивающих программ.
В
2021 году будет обновлено материально-техническое обеспечение
в коррекционной школе г. Аргун.
Реализация данных мероприятий позволит повысить доступность качественного
образования и создать необходимые условия для социализации и формирования личности
обучающихся по программам общего и дополнительного образования, в том числе
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных
организациях,
реализующих
исключительно
адаптированные
основные
общеобразовательные программы.
Перспективы развития профессионального и высшего образования. В целях
обеспечения максимальной эффективности системы профессионального и высшего
образования в вопросах содействия комплексному социально-экономическому развитию
региона, в планируемый период особое внимание будет уделяться подготовке кадров по
наиболее востребованным специальностям для перспективных отраслей экономики (как
для госсектора, так и для предпринимательства), в том числе посредством проведения
постоянного мониторинга и анализа рынка труда, более активного вовлечения
потенциальных работодателей (в том числе инициаторов инвестиционных проектов) в
процесс актуализации профессиональных образовательных программ, оценки качества
подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального и высшего
образования.
В вузах республики на различных должностях работают выпускники ведущих
вузов Германии и Великобритании - стипендиаты программы Главы и Правительства
58
Чеченской Республики по подготовке молодых специалистов за рубежом. На базе
республиканских университетов уже сегодня возможно наладить необходимую работу,
направленную на генерацию идей, разработку и реализацию приоритетных для региона
инвестиционных проектов и программ развития по различным направлениям
деятельности.
По итогам реализации мероприятий ожидается достижение к 2035 году следующих
показателей:
- средний балл ЕГЭ студентов вузов региона, принятых по результатам ЕГЭ на
обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств
соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - 80;
- удельный вес численности студентов вузов региона, принятых по результатам
целевого приема на первый курс на очную форму обучения по программам бакалавриата и
специалитета в общей численности студентов, принятых на первый курс по программам
бакалавриата и специалитета на очную форму обучения - 50%;
- удельный вес НИОКР, выполненных собственными силами (без привлечения
соисполнителей), в общих доходах вузов от НИОКР - 15%;
- обеспеченность студентов вузов и ссузов аудиторным фондом - 100%;
- обеспеченность студентов вузов и ссузов общежитиями - 100%;
- обеспеченность студентов вузов и ссузов спортивной инфраструктурой - 100%.
В целевом видении сектор «Образованиеª Чеченской Республики обеспечивает
подготовку кадров, способных сделать республику конкурентоспособной во всех сферах
жизнедеятельности и интегрированной в международное сообщество с одновременным
сохранением национальной самобытности и идентичности. В рамках государственной
программы Чеченской Республики
«Развитие образования Чеченской Республикиª
разработано и реализуются 7 региональных проектов, обеспечивающих достижение целей
и задач федеральных проектов национального проекта
«Образованиеª. В рамках
реализации региональных проектов будут реализованы мероприятия по снижению
инфраструктурных и материально-технических ограничений, внедрению новых форм
повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров,
внедрение методологии наставничества на всех уровнях образования, в том числе
наставничество в отношении педагогических работников, поддержку волонтерства
(добровольчества), посредством создания и развития добровольческих центров,
распространения лучших идей добровольческих акций, популяризации и развития единой
информационной системы Добровольцыроссии.рф, привлечения волонтеров
59
к деятельности госучреждений и предоставления субсидии лучшим некоммерческим
организациям.
На первом этапе реализации Стратегии сектор будет сфокусирован на снижении
неуспевающих, обучающихся в системе общего образования (посредством повышения
квалификации педагогических работников, совершенствования условий, методик и
технологий обучения); развитии инструментов профориентации; запуске опорных
колледжей. Предусмотрены следующие направления деятельности государства,
академического сообщества и работодателей:
обеспечение достаточного уровня подготовленности детей, поступающих
в школы, через развитие вариативных форм дошкольного образования и
совершенствование используемых ими форм работы;
ремонт, реконструкция и строительство образовательных организаций всех
уровней;
совершенствование
и
оптимизация
кадровой
политики
в
общеобразовательных организациях и повышение эффективности
функционирования системы повышения квалификации учителей;
внедрение в систему общего и среднего профессионального образования
новых методик, форм и методов обучения;
создание механизмов выявления и поддержки одаренных детей;
повышение информационной грамотности педагогических работников и
обучающихся; использование новых информационных технологий в
образовательном процессе;
развитие системы опорных колледжей;
передача полномочий в реализации образовательной политики на уровень
региона.
На втором этапе реализации Стратегии усилия будут направлены на то, чтобы
выйти на новый уровень конкурентоспособности сектора. Ключевыми точками роста
станут: обеспечение подготовки специалистов-профессионалов в соответствии с
Перечнем приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской
Федерации, Перечнем критических технологий Российской Федерации, утвержденных
Президентом Российской Федерации, а также в соответствии с необходимостью
реализации выдвинутой Президентом Российской Федерации идеи разработки
Национальной стратегии развития технологий в области искусственного интеллекта;
развитие сети специализированных школ, готовящих перспективную научную и
творческую элиту республики; интеграция среднего профессионального образования в
60
программу Worldskills, реализация образовательных программ международного уровня в
высшем образовании, развитие системы негосударственного образования,
совершенствование системы дополнительного образования и его интеграция с общим
образованием, проведение образовательных стартапов. Предусмотрены следующие
направления деятельности государства, академического сообщества бизнеса:
выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных
детей с целью формирования перспективной профессиональной элиты
общества;
цифровизация образования; создание в образовательном пространстве
Чеченской Республики условий, необходимых для реализации
Национальной стратегии развития технологий в области искусственного
интеллекта;
расширение участия образовательных учреждений в программе Worldskills;
развитие международных образовательных проектов;
поддержка развития молодого предпринимательства в системе общего,
профессионального и высшего образования;
развитие негосударственного сектора образования и частной инициативы;
вовлечение трудоспособного населения в программы дополнительного
профессионального образования.
На третьем этапе реализации Стратегии усилия будут направлены на усиление
интеграции системы образования Чеченской Республики в международное
образовательное пространство, на интернационализацию образовательной системы и
экспорт образовательных услуг. Ключевыми точками роста станут: развитие экспорта
образовательных услуг, реализация университетами Чеченской Республики совместных
российских и международных исследовательских программ. Предусмотрены следующие
направления деятельности государства, академического сообщества и работодателей:
развитие экспорта образовательных услуг;
поддержка научно-исследовательских работ с участием университетов
Чеченской Республики.
Стратегией предусмотрен запуск в секторе
«Образованиеª целого ряда
флагманских проектов, которые перечислены ниже.
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университетª разрабатываются
концепции развития совместных программ с различными университетами (в
том числе иностранными). На базе университета планируется создание
центра коллективного творчества, центра опережающей подготовки
61
профессиональных кадров и регионального ресурсного центра по поиску и
привлечению молодых талантов.
Опорный колледж нового поколения. Проект находится в процессе
обсуждения. Его концепция предусматривает организацию опорного
колледжа в одном или нескольких секторах (АПК, туризм, общественное
питание, ИТ), создание новых форматов и методик обучения.
Открытие начальных школ
(1-4 классы) на базе двух педагогических
колледжей. Проект находится в процессе реализации. Он предусматривает
непрерывное обучение учителей младших классов, обучение детей
по современным методикам.
Создание в рамках национального проекта
«Образованиеª Центра
непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических
работников.
«Совершенствование механизмов повышения функциональной грамотности
обучающихсяª, направленный на повышение уровня компетенций учителей
в предметных областях и в формировании функциональной грамотности,
формирование пула региональных экспертов по разработке и оцениванию
заданий PISA, что позволит обеспечить позитивную динамику
образовательных достижений обучающихся при участии в общероссийских
и международных исследованиях качества образования.
Источниками финансирования инициатив по развитию образования станут:
федеральные и региональные программы развития образования;
средства частных инвесторов
(в том числе российских и зарубежных
инвестиционных фондов);
средства некоммерческих организаций.
В результате реализации Стратегии к 2035 году ожидаются следующие изменения
в ключевых показателях эффективности в секторе:
по стратегической задаче
«Обеспечение доступности дошкольного
образованияª значение показателя
«Охват детей дошкольными
образовательными учреждениями, %ª вырастет в 1,5 раза (до 68%);
по стратегической задаче «Обеспечение доступности общего образования,
ликвидация третьей смены обучения, перевод обучающихся в односменный
режим обученияª планируется ликвидировать третью смену обучения и
довести показатель «Доля обучающихся общеобразовательных организаций
62
в первую смену в общем числе обучающихся общеобразовательных
организацийª до 80%;
по стратегической задаче «Поддержка непрерывности образованияª будут
созданы условия для обеспечения доступности, признанного в мировом
сообществе принципа «образование через всю жизньª, значение показателя
«Доля населения в возрасте от 25 до 65 лет, получивших дополнительное
профессиональное образованиеª, вырастет в 8,6 раза (до уровня 40%);
по стратегической задаче
«Создание условий для обеспечения
преемственности в системе «дошкольное образование
- школа - вуз -
дополнительное
профессиональное
образованиеª
показателем
эффективности будет достижение показателя 25% обучающихся от общего
числа, прошедших полный цикл обучения по системе
«дошкольное
образование
- школа
- вуз
- дополнительное профессиональное
образование»;
по
стратегической
задаче
«Увеличение
доли
выпускников,
трудоустроившихся в течение 1 года после окончания обученияª доля
трудоустроенных выпускников после окончания средних специальных
учебных заведений вырастет в два раза (до 50%), доля трудоустроенных
выпускников после окончания вузов вырастет в 1,8 раза (до 85%);
по стратегической задаче «Продвижение на научно-образовательном уровне
идеи национальной самобытности чеченского этноса как неотъемлемой
части мировой цивилизацииª показателем эффективности будет научно-
теоретическая разработка и практическая реализация Концепции поддержки
и развития национальной самобытности чеченского этноса как
неотъемлемой части мировой цивилизации;
по стратегической задаче
«Разработка и реализация комплексной
программы воспитательной работы в образовательном пространстве
Чеченской Республикиª будут реализованы мероприятия, направленные на
создание механизмов поддержки в системе образования процесса
продвижения и популяризации национальных культурных ценностей и
традиций чеченского народа как части мирового культурного процесса; на
продвижение на научно-образовательном уровне идеи национальной
самобытности чеченского этноса как неотъемлемой части мировой
цивилизации; на формирование патриотизма и гражданского самосознания в
новых условиях жизнедеятельности социума. Показателем эффективности
63
будет появление личности, осознающей себя как носителя национальных и
этнических ценностей, способной реализовать в полной мере свои
способности, использовать приобретенные компетенции на благо развития
Чеченской Республики, России и мирового сообщества, принимать
ответственные
и самостоятельные
решения,
стремящейся
к
самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию в условиях
поликультурного мира;
по
стратегической
задаче
«Обеспечение
подготовки
высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства
Чеченской Республикиª необходимо привести программы подготовки в
соответствие с Перечнем приоритетных направлений развития науки,
технологий и техники Российской Федерации, Перечнем критических
технологий Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской
Федерации, а также в соответствии с необходимостью реализации
выдвинутой Президентом Российской Федерации идеи разработки
Национальной стратегии развития технологий в области искусственного
интеллекта, реализация которой обеспечит технологическое лидерство
России
(Совещание по вопросам развития технологий в области
искусственного интеллекта,
30.05.2019 г.)ª показателем эффективности
будет появление в образовательных учреждениях республики программ
подготовки специалистов для приоритетных направлений развития науки,
технологий и техники Российской Федерации, для реализации критических
технологий Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской
Федерации, а также в соответствии с необходимостью реализации
выдвинутой Президентом Российской Федерации идеи разработки
Национальной стратегии развития технологий в области искусственного
интеллекта, реализация которой обеспечит технологическое лидерство
России;
по стратегической задаче
«Интеграция общего и дополнительного
образования, увеличение доступности профессионального образования»
показателем эффективности будет увеличение доли обучающихся
общеобразовательных организаций, участвующих в олимпиадах и иных
конкурсных мероприятиях, а также увеличение контрольных цифр приема
по программам профессионального образования.
64
Стратегией Чеченской Республики предусмотрен также запуск целого ряда
приоритетных инициатив в сфере образования, в частности:
разработка и реализация системы повышения квалификации педагогов и
совершенствование методик преподавания;
бюджетная реформа финансирования школ;
развитие международных программ (на базе ЧГУ);
совершенствование системы профориентации школьников
(«знакомство
с профессиейª для детей, информационный портал по профориентации)
и повышение престижа среднего профобразования через лидеров мнений;
открытие опорных колледжей по ключевым специальностям;
выявление, развитие и профессиональная поддержка одаренных детей
для формирования будущей элиты специалистов Чеченской Республики;
подготовка управленческих кадров для школ;
стимулирование деятельности образовательных стартапов.
3.5. Рынок труда и занятость
Цель. Создание на территории Чеченской Республики правовых, экономических и
институциональных условий, обеспечивающих развитие эффективно функционирующего
рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и
предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить
мотивацию к труду и трудовую мобильность.
Задача
1. Повышение гибкости и доступности рынка труда для различных
категорий населения.
Задача 2. Содействие занятости населения.
Задача 3. Снижение уровня нелегальной занятости.
Достижения в сфере занятости.
На конец декабря 2019 года численность стоящих на учете зарегистрированных
безработных составила 50 523 человек, из них получают пособие по безработице 37 570
человек. Уровень зарегистрированной безработицы по предварительным данным
Чеченстата в 2019 году составил — 8,0 % (за аналогичный период прошлого года уровень
безработицы составил 8,0%). Коэффициент напряженности в декабре 2019 года составил
29,2 человек на одно вакантное место. В результате реализации мероприятий по
содействию занятости населения трудоустроено на временные и постоянные работы - 21
301 человек, из них на постоянные работы - 8 921 человек, на временные работы - 12 380
человек.
65
Направлено на досрочную пенсию - 31 человек.
В 2019 году Минтрудом ЧР проведено 30 ярмарок вакансий и учебных рабочих
мест, направлено на трудоустройство более 400 человек, трудоустроено свыше 200.
Данные мероприятия посетили около
2600 человек. Реализуется государственная
программа Чеченской Республики
«Социальная поддержка и содействие занятости
населения Чеченской Республикиª, утвержденная постановлением Правительства
Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года № 346.
Общий объем финансирования, предусмотренный для реализации данной
программы, составил 183 683,725 млн руб. Объем предусмотренных денежных средств на
реализацию государственной программы на 2019 год составил 18 326,845 млн руб., в том
числе: (ФБ -9 940,860 млн рублей, РБ - 8 371,432 млн руб., ВИ - 14,552 млн рублей).
По состоянию на 01.10.2019 г. освоено - 14 276,975 млн рублей, в том числе: (ФБ -
8 191,102 млн рублей, РБ - 6 085,873 млн рублей, ВИ - 0,000 млн рублей). 14
Процент освоения составил - 77,90%
Организованная Минтрудом ЧР работа по указанию Главы Чеченской Республики
снизила с 2010 года по 2019 год уровень безработицы на 33,8%. Подпрограммы данной
программы, имеющие отношение к рынку труда и занятости:
- «Улучшение условий и охраны труда в Чеченской Республикеª;
- «Обеспечение реализации государственной программы «Социальная поддержка и
содействие занятости населения Чеченской Республикиª в сфере социальной защиты
населенияª;
- «Обеспечение реализации государственной программы «Социальная поддержка и
содействие занятости населения Чеченской Республикиª;
-
«Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках
мероприятий по содействию занятости населенияª.
Вызовы, барьеры и ограничения.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации
от
19.04.1991 г.
№1032-1
«О занятости населения в Российской Федерацииª и в
соответствии пунктом 4 приказа Минтруда России от 26.10.2017 г. № 751 осуществляется
мониторинг и оценка качества и доступности государственных услуг в области
содействия занятости населения, по итогам которого проводится рейтинг субъектов
Российской Федерации.
В соответствии подпунктом 2 пункта 3 приказа Минтруда России от 26.10.2017 г.
№ 751 финансирование активной политики занятости населения должно осуществляться в
соответствии с плановыми показателями по содействию занятости населения,
66
рассчитанными в соответствии с анализом состояния и прогнозом развития ситуации на
рынке труда республики и с учетом нормативов доступности государственных услуг в
области содействия занятости населения.
В рамках активной политики занятости населения в
2020 году необходимо
реализовать следующие мероприятия (учитывая прогнозную численность безработных в
количестве 55 тысяч человек (численность граждан, обратившихся в органы службы
занятости в целях поиска подходящей работы 56 тысяч человек) и нормативы доступности
(количество участников мероприятий рассчитано в соответствии с нормативами
доступности):
- информирование о положении на рынке труда (для данного мероприятия нет
норматива доступности);
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (для данного мероприятия
нет норматива доступности);
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы
деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и
получения дополнительного профессионального образования;
- психологическая поддержка безработных граждан;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование
безработных граждан, включая обучение в другой местности;
- организация проведения оплачиваемых общественных работ;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в
возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
- безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных
граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и
ищущих работу впервые;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам,
признанными в установленном порядке безработными, и гражданам, признанными в
установленном порядке безработными, прошедшими профессиональное обучение или
получившими дополнительное профессиональное образование по направлению органов
службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной
регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо
крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на
подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
67
Общая сумма финансовых средств, необходимых на реализацию активной
политики занятости населения в 2020 году с учетом требований нормативов доступности
государственных услуг составит
301 068,79 тыс. рублей, из которых в бюджете
предусмотрены средства в объеме 38 074,0 тыс. рублей.
Объем недостающей суммы составляет - 262 994,79 тыс. рублей.
Перспективы развития.
Основными задачами на период до 2035 года являются обеспечение полного охвата
населения республики, улучшение качества оказываемых услуг в области содействия
занятости населения, направленные на повышение гибкости и доступности рынка труда
для различных категорий населения.
А также в целях развития деятельности по реализации мероприятий в сфере
занятости населения планируется продолжить работу, направленную на:
-
обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от
национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и
отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор
занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека;
-
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан,
испытывающих трудности в поиске работы;
- предупреждение массовой и сокращение длительной
(более одного года)
безработицы;
- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при
реализации мероприятий по содействию занятости населения.
Ключевые мероприятия.
В соответствии со Стратегией планируется дальнейшее снижение уровня
зарегистрированной безработицы за счет проведения активной политики занятости
населения, в рамках которой будут реализованы следующие мероприятия:
- информирование о положении на рынке труда;
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы
деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и
получения дополнительного профессионального образования;
- психологическая поддержка безработных граждан;
68
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование
безработных граждан, включая обучение в другой местности;
- организация проведения оплачиваемых общественных работ;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в
возрасте от 14 до 18 лет;
- организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18
до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального
образования, ищущих работу впервые;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
-
реализация мероприятий, предусмотренных региональной программой
переселения, включенными в Государственную программу по оказанию содействия
добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом;
- реализация мероприятий профессионального обучения и дополнительного
профессионального образования лиц в возрасте
50-ти лет и старше, а также лиц
предпенсионного возраста.
В рамках государственной программы Российской Федерации
«Комплексное
развитие сельских территорийª в 2021-2023 годы запланировано строительство 4 детских
садов 560 мест и двух общеобразовательных школ на 1440 мест. По итогу строительства
данных объектов будет создано
483 рабочих места, что положительно скажется
повышении занятости сельского населения, а также условий проживания.
Целевые индикаторы.
В результате реализации Стратегии ожидаются достижение целевых индикаторов
следующих мероприятий:
- информирование о положении на рынке труда - 64 944 чел.;
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест - 29;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы
деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и
получения дополнительного профессионального образования - 10 207 чел.;
- психологическая поддержка безработных граждан - 3085 чел.;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование
безработных граждан, включая обучение в другой местности - 626 чел;
- организация проведения оплачиваемых общественных работ -
1887 чел.;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в
возрасте от 14 до 18 лет - 1454 чел.;
69
- организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18
до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального
образования, ищущих работу впервые - 75 чел.;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда - 7558 чел.;
-
реализация мероприятий, предусмотренных региональной программой
переселения, включенными в Государственную программу по оказанию содействия
добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом - 50 чел;
- реализация мероприятий профессионального обучения и дополнительного
профессионального образования лиц в возрасте
50-ти лет и старше, а также лиц
предпенсионного возраста - 210 чел.
Алгоритм реализации механизма по трудоустройству незанятых выпускников
ссузов и вузов Чеченской Республики, изъявивших желание выехать на работу по
запросам в трудодефицитные субъекты Российской Федерации видится следующим
образом:
1.
Минтруд ЧР создает и периодически обновляет отдельную базу данных по
незанятым выпускникам ссузов и вузов Чеченской Республики, изъявивших желание
выехать на работу по запросам в трудодефицитные субъекты Российской Федерации, на
основе официально представленной информации ссузами и вузами республики.
2.
Министерство Чеченской Республики по физической культуре, спорту и
молодежной политике проводит разъяснительную, воспитательную и информационную
работу среди студентов ссузов и вузов республики на различных площадках (круглые
столы, конференции, семинары, открытые лекции и т.д.), чтобы студенты имели четкое
представление о требованиях, предъявляемых работодателями трудодефицитных
субъектов Российской Федерации, качествах, способных успешно интегрировать
молодого специалиста в новую среду.
3.
Работники ссузов и вузов республики, вместе с работниками Минобрнауки
ЧР, Минтруда ЧР, Министерства Чеченской Республики по физической культуре, спорту
и молодёжной политике, при проведении профориентационной работы в школах
(гимназиях, лицеях) республики рассказывают школьникам об имеющем позитивном
опыте по трудоустройству незанятых выпускников ссузов и вузов Чеченской Республики
в трудодефицитных субъектах Российской Федерации и о перспективах их карьерного
роста. Наиболее удачные встречи в школах в рамках профориентационной работы
показывают по республиканскому телевидению и транслируют по чеченскому радио,
чтобы ознакомить максимальное число жителей республики о проводимой работе
70
министерствами и ведомствами республики по трудоустройству незанятых выпускников
ссузов и вузов Чеченской Республики в трудодефицитных субъектах Российской
Федерации, а также об успехах молодых специалистов из Чеченской Республики в
интеграции в новую среду и карьерном росте.
4.
Все участники процесса трудоустройства незанятых выпускников ссузов
и вузов Чеченской Республики, изъявивших желание выехать на работу по запросам
в трудодефицитные субъекты Российской Федерации, размещают на своих сайтах в
доступном формате для широкого круга читателей информацию о проводимых и
планируемых мероприятиях по решению данной проблемы, о достигнутых и ожидаемых
результатах в перспективе.
Успешная реализация данного механизма позволит избыточным трудовым
ресурсам республики полноценно и взаимовыгодно интегрироваться в единый рынок
труда страны. Другим важным результатом реализации данной политики станет
увеличение количества полноценных чеченских общин в различных субъектах
Российской Федерации, что, в свою очередь, будет способствовать ускорению
социокультурной интеграции населения республики в единую многонациональную семью
страны. Наиболее значимым результатом реализации данной политики станет
налаживание более полноценных и взаимовыгодных горизонтальных отношений
республики с регионами, где есть полноценные чеченские общины, члены которых живут
на постоянной основе в данном конкретном регионе. Общины будут выступать в роли
надежных мостов между Чеченской Республикой и другими субъектами Российской
Федерации. Крайне полезно будет также использовать в перспективе передовой опыт,
знания и навыки, полученные нашими выпускниками ссузов и вузов в трудодефицитных
субъектах Российской Федерации, в развитии инновационной экономики на территории
Чеченской Республики.
3.6. Социальное обслуживание
Цель. Сокращение социально-экономического неравенства населения за счет
социальной поддержки граждан с низким уровнем доходов.
Задача
1. Сокращение уровня и глубины бедности населения Чеченской
Республики.
Задача 2. Улучшение качества и доступности услуг социального обслуживания.
Всего по состоянию на 01.01.2019 г. в Чеченской Республике функционирует
82 учреждения, подведомственных Минтруду ЧР. В сфере социального обслуживания
Минтруд ЧР осуществляет государственную социальную политику в интересах граждан
71
пожилого возраста, инвалидов, малоимущих и других отдельных категорий граждан,
направленную на преодоление негативных тенденций в жизни общества, улучшение
социально-экономического положения населения Чеченской Республики.14
Актуальным вопросом остается развитие сети учреждений по оказанию
социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан
пожилого возраста и инвалидов очевидна потребность в создании более комфортных
условий проживания, организации качественной медико-социальной помощи
и реабилитации, предоставлении услуг социокультурной направленности,
способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.
В целях улучшения положения граждан пожилого возраста и инвалидов требуется
также внедрение инновационных форм социального обслуживания. Для решения этой
задачи в первую очередь необходимо строительство административных зданий
и подсобно-вспомогательных помещений в комплексных центрах социального
обслуживания, которые в настоящее время располагаются в арендуемых помещениях.
Социальные услуги, оказываемые в форме социального обслуживания на дому,
на сегодняшний день наиболее востребованы: населению комфортно пользоваться
пакетом услуг в привычных домашних условиях. Для улучшения вопроса социального
обслуживания и помощи гражданам в получении качественных оздоровительных
мероприятий планируется строительство пансионата для ветеранов войны и труда
на 230 мест.
В 2018 году Минтрудом ЧР был реализован ряд мероприятий:
проведен капитальный ремонт индивидуальных жилых домов 165 семей
военнослужащих, потерявших кормильца, на общую сумму
44,376 млн. руб.;
предоставлены льготы при оплате ЖКУ 235,5 тыс. человек (в том числе
10,1 тыс. — получатели субсидий);
предоставлены ежемесячные денежные выплаты
79042 льготникам
регионального регистра
(реабилитированным лицам, ветеранам труда
и труженикам тыла) на сумму 365,4 млн. руб.;
с
01.06.2018 г. введено в эксплуатацию ГБУ
«Республиканский
специализированный центр для детей с особыми потребностямиª. Всего
на строительство было выделено средств на общую сумму 119,656 млн. руб.
(ФБ — 81,469 млн. руб., РБ — 38,188 млн. руб.). Организация рассчитана
72
на одновременный прием более
100 детей на стационарное
и полустационарное обслуживание.
Деятельность в части обеспечения жильем детей-сирот: на 01.01.2019 г. состоит
на учете
1851 человек, из них приобрели право на получение жилого помещения
1208 человек, выделено на текущую дату 80 квартир.
Деятельность в сфере поддержки семьи и детства: в 2018 году число детей,
охваченных летним отдыхом и оздоровлением, составило 20 908 человек. На проведение
детской оздоровительной кампании в республиканском бюджете предусмотрены
денежные средства на общую сумму 358,297 млн. руб. Освоенные средства по итогам
2018 года не представлены.
В рамках государственной программы Чеченской Республики
«Социальная
поддержка и содействие занятости населения Чеченской Республикиª на 2014-2020 годы
было реализовано проведение капитального ремонта индивидуальных жилых домов 160
семей военнослужащих, потерявших кормильца, на общую сумму более 40 млн. руб.
и приобретение жилья для 32 детей-сирот.
В рамках реализуемой Минтрудом ЧР государственной программы Чеченской
Республики
«Социальная поддержка и содействие занятости населения Чеченской
Республикиª на 2014-2020 годы действует несколько подпрограмм, непосредственно
связанных с социальной поддержкой населения, в частности: подпрограмма «Развитие
системы организации отдыха и оздоровления детей и подростков в Чеченской
Республикеª, подпрограмма
«Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещенийª, подпрограмма
«Поддержка деятельности некоммерческой общественной организации «Республиканский
совет ветеранов Великой Отечественной войны и труда Чеченской Республикиª,
подпрограмма «Повышение качества жизни пожилых людейª.
Из восемнадцати комплексных центров социального обслуживания населения
Чеченской Республики девять центров еще не включены ни в одну федеральную
программу. Все остальные организации социального обслуживания находятся в
арендуемых, частных помещениях, в которых отсутствуют элементарные условия для
хранения документации, основных средств и других материальных ценностей. Для
строительства административных зданий девяти районным комплексным центрам
требуется выделить ориентировочно 900 млн. рублей (из расчета 100 млн рублей на
каждый центр). Строительство и ввод в эксплуатацию вышеуказанных социальных
73
учреждений позволит открыть новые отделения и внедрение инновационных форм
социального обслуживания населения, что позволит улучшить социальное положение
наиболее остронуждающейся категории граждан нашей республики, поднять и укрепить
их социальный статус, создать им комфортное условие для активной работы и отдыха, и
тем самым способствовать увеличению продолжительности жизни ветеранов и пожилых
людей.
Вместе с тем, в целях совершенствования условий социального обслуживания
сельского населения Чеченской Республики в рамках государственной программы
Российской Федерации
«Комплексное развитие сельских территорийª в
2021 году
запланирован капитальный ремонт
2-х зданий администраций сельских поселений.
Учитывая, что в зданиях администраций часто бывают расположены отделения «Почты
Россииª и иных социально значимых учреждений, данное мероприятие является довольно
необходимым для качественного обслуживания населения.
Основными задачами на период до 2035 года являются обеспечение полного охвата
социальным обслуживанием населения республики, улучшение качества оказываемых
социальных услуг, внедрение инновационных форм социального обслуживания. На 2019-
2035 годы запланировано возведение стационарных и нестационарных организаций
социального обслуживания населения (см. Таблица 2 в Приложении В).
Достижения в сфере социального обслуживания за 2019-2020 гг.
В системе социального обслуживания населения в Минтруде ЧР функционирует
18 комплексных центров, Алпатовский социально-оздоровительный центр и Шалинский
психоневролический интернат. В
2019 году в комплексных центрах социального
обслуживания населения функционировало
238 отделения, из них:
201 социального
обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов,
18 социально-
медицинского обслуживания на дому, 1 временное проживания, 18 срочного социального
обслуживания. Общая численность штатных работников комплексных центров,
осуществляющих свою трудовую деятельность в 2019 году, составило 3733 человек, в том
числе аппарат управления - 242 человек. Ими обслужено за 2019 году - 26 748 человек.
Комплексными центрами социального обслуживания населения оказано
подопечными за 2019 год социальных услуг - 5 679 385.
В рамках обеспечения мер социальной поддержки ветеранам труда и труженикам
тыла за счет средств регионального бюджета, предоставлено в 2019 году 106 896 выплат
лицам указанных категории (от 106 896 фактически обратившихся и 106 896 планируемых
в 2019 году). Достижение планируемых показателей составляет 100%, так как результат
мероприятия зависит от фактических обращений граждан. Значение за 2018 год составило
74

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..