Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 1

 

  Главная      Книги - Разные     Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1       2         ..

 

 

 

Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 1

 

 

ПРОЕКТ
Стратегия социально-экономического развития
Чеченской Республики
до 2035 года
Четвертая редакция
Грозный, 2020 г.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
АИС — автоматизированная информационная система.
АПК — агропромышленный комплекс.
АСИ — Агентство стратегических инициатив.
ВДС — валовая добавленная стоимость.
ВРП — валовой региональный продукт.
ВЭБ — Внешэкономбанк, Банк развития и внешнеэкономической деятельности.
ГАУ — Государственное автономное учреждение.
ГСМ — горюче-смазочные материалы.
ГЧП — государственно-частное партнерство.
ГЭС — гидроэлектростанция.
ДМС — добровольное медицинское страхование.
ДОУ — дошкольное образовательное учреждение.
ЕГИСЗ
— единая государственная информационная система в сфере
здравоохранения.
ЕГЭ — Единый государственный экзамен.
ЕНВД — Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
ЖКУ— жилищно-коммунальные услуги.
ЖКХ — жилищно-коммунальное хозяйство.
ЗОЖ — здоровый образ жизни.
ИКТ — информационно-коммуникационные технологии.
ИТ — информационные технологии.
КПЭ — ключевые показатели эффективности.
КРСК — Акционерное общество «Корпорация развития Северного Кавказаª.
КСК — Акционерное общество «Курорты Северного Кавказаª.
КРС — крупный рогатый скот.
КРЧР — Корпорация развития Чеченской Республики.
КТО — контртеррористическая операция на Северном Кавказе.
ЛПУ — лечебно-профилактическое учреждение.
ЛПХ — личное подсобное хозяйство.
МВД России - Министерство внутренних дел Российской Федерации.
МВД по ЧР - Министерство внутренних дел по Чеченской Республике.
МРС — мелкий рогатый скот.
МСП — малое и среднее предпринимательство.
Минздрав России - Министерство здравоохранения Российской Федерации.
2
Минэкономразвития России - Министерство экономического развития Российской
Федерации.
Минпромторг России - Министерство промышленности и торговли Российской
Федерации.
Минсельхоз России - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Минприроды России - Министерство природных ресурсов и экологии Российской
Федерации.
Минобороны России - Министерство обороны Российской Федерации.
Минздрав ЧР — Министерство здравоохранения Чеченской Республики.
Минобрнауки ЧР - Министерство образования и науки Чеченской Республики.
Минтруд ЧР — Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской
Республики.
Минтуризма ЧР - Министерство Чеченской Республики по туризму.
Минкультуры - Министерство культуры Чеченской Республики.
МСХ ЧР — Министерство сельского хозяйства Чеченской Республики.
Минприроды ЧР - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей
среды Чеченской Республики.
МСиЖКХ ЧР - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Чеченской Республики.
Минавтодор ЧР - Министерство автомобильных дорог Чеченской Республики.
Минфин ЧР - Министерство финансов Чеченской Республики.
Минэкономтерразвития ЧР - Министерство, экономического, территориального
развития и торговли Чеченской Республики.
Минпечати ЧР - Министерство информации и печати Чеченской Республики.
МФХ — малые формы хозяйствования.
НИИ — научно-исследовательский институт.
ОГЭ — основной государственный экзамен.
ОКВЭД — общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
ОПИ — общераспространенные полезные ископаемые.
пгт — поселок городского типа.
ПСД — проектно-сметная документация.
РБ — региональный бюджет.
РФПИ — Российский фонд прямых инвестиций.
СКФО — Северо-Кавказский федеральный округ.
Ссуз — среднее специальное учебное заведение.
3
Стратегия
— «Стратегия социально-экономического развития Чеченской
Республики до 2035 годаª.
ТФОМС — территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
ТЛК — транспортно-логистический комплекс.
ТЭС — теплоэлектростанция.
ФБ — федеральный бюджет.
ФГБОУ — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.
ЧГУ — Чеченский государственный университет.
ЭДО — электронный документооборот.
IoT — Internet of Things («Интернет вещей»).
4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
7
1.1. Чеченская Республика на современном этапе развития
8
1.2. Анализ территориального развития
12
2. Приоритеты, этапы и сценарии развития региона
15
2.1. Стратегические цели, задачи, направления
15
2.2. Этапы реализации, сценарии развития, результаты
18
3. Развитие человеческого капитала и социальной сферы
23
3.1. Демографическая и миграционная политика
23
3.2. Уровень и качество жизни
24
3.3. Здравоохранение (приоритетный социальный сектор)
27
3.4. Образование (приоритетный социальный сектор)
41
3.5. Рынок труда и занятость
65
3.6. Социальное обслуживание
71
3.7. Работа с молодежью
75
3.8. Физическая культура и спорт
79
3.9. Культура
85
3.10. Научная деятельность
92
3.11. Безопасность
95
3.12 Государственная национальная политика««««««««««««««««..99
4. Конкурентоспособная экономика
105
4.1. Приоритетные сектора экономики
106
4.2. Агропромышленный комплекс (приоритетный отраслевой сектор)
107
4.3. Туризм (приоритетный отраслевой сектор)
120
4.4. Цифровая экономика (приоритетный отраслевой сектор)
130
4.5. Промышленность (Производство строительных материалов (приоритетный
отраслевой сектор))
135
4.6. Развитие торговли
152
4.7. Инновации
154
4.8. Интернационализация: внешнеэкономическая деятельность, улучшение
инвестиционного климата и привлечение внешних инвестиций
157
5. Рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности . 170
5.1. Природо-ресурсный потенциал
170
5.2. Экологическая безопасность
179
6. Основные направления пространственного развития
205
6.1. Городское развитие
207
6.2. Развитие сельских территорий
215
7. Инфраструктура и строительство
223
7.1. Транспортно-логистический комплекс (приоритетный инфраструктурный
сектор)
223
7.2. Дорожная инфраструктура
230
7.3. Энергетическая и коммунальная инфраструктура
236
7.4. Строительство (приоритетный сектор) «««««««««««««««««..242
8. Бюджетная и налоговая политика
251
9. Финансово-организационный механизм реализации Стратегии
259
9.1. Механизмы реализации Стратегии на уровне Правительства Чеченской
Республики
260
5
9.2. Механизмы реализации Стратегии на уровне институтов развития
262
9.3. Оценка финансовых ресурсов
266
9.4. Коммуникационная стратегия
267
10. Заключение
269
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Информация о государственных программах Чеченской
Республики, утверждаемых и реализуемых в целях обеспечения реализации
Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики
270
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Документы стратегического планирования Российской
Федерации и другие документы федерального уровня, учтенные при разработке
Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики
272
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Прогнозные показатели и дополнительная информация к
Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики
279
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. PEST(E) и SWOT анализ Чеченской республики
301
6
1. Общие положения
Стратегия является документом стратегического планирования, в котором
определены приоритеты, цели и задачи государственного управления в Чеченской
Республике на долгосрочный период, согласованные с приоритетами и целями социально-
экономического развития Российской Федерации, СКФО, а также сформулированы меры
и механизмы их достижения на основе эффективного использования потенциала, ресурсов
и конкурентных преимуществ Чеченской Республики.
Стратегия разработана на основании Закона Чеченской Республики от 05.07.2018 г.
№38-РЗ
«О прогнозировании и планировании социально-экономического развития
Чеченской Республикиª с учетом следующих нормативных правовых актов:
Федеральный закон от
28.06.2014 г.
№172-ФЗ
«О стратегическом
планировании в Российской Федерацииª;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
(указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. №683);
указы Президента Российской Федерации от
07.05.2012 г.
№596-606,
от 07.05.2018 г. №204;
Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 г. №254 «О стратегии
развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025годаª;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до
2020 года
(распоряжение Правительства
Российской Федерации от 17.11.2008 г. №1662-р);
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период
до
2025 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации
от 13.02.2019 г. №207-р);
Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского
федерального округа до 2025 года (распоряжение Правительства Российской
Федерации от 06.09.2010 г. №1485-р);
Указ Президента Российской Федерации от
21.07.2020 г.
№ 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
годаª.
другие документы федерального уровня
(перечень
приведен
в Приложении В).
7
1.1. Чеченская Республика на современном этапе развития.
По данным Управления Росреестра по ЧР на 01.01.2019 г. Чеченская Республика
занимает территорию площадью 16,1 тыс. кв. км, что составляет
0,1% территории
Российской Федерации. Население в
2018 году насчитывало
1,45 млн. человек
(1% населения Российской Федерации), а ВРП был равен 193,1 млрд. руб. (0,2% от ВВП
Российской Федерации в 2018 году)1.
В 1994-1996 и в 1999-2009 годах на территории Чеченской Республики действовал
режим КТО. Было много сделано для устранения последствий военных действий. Город
Грозный стал символом возрождения республики. Сегодня, под руководством Главы
Чеченской Республики, Героя России Р.А. Кадырова, экономика республики практически
восстановлена, начинается новый виток ее динамического развития.
За последние десять лет Чеченская Республика достигла существенных успехов
в экономической и социальной сферах, что подтверждают показатели, отражающие
экономический рост, повышение качества жизни и развитие инфраструктуры.
Стремительный экономический рост за последнее десятилетие подтверждается,
например, ростом ВРП в среднем на 15% в год в текущих ценах2, снижением безработицы
более чем в четыре раза (с 66,9 % в 2006 году до 14% в 2017 году), почти двукратным
ростом доходов на душу населения (с 123 до 22 тыс. руб.), трехкратным ростом выпуска
продукции АПК (с 8,6 млрд руб. в 2008 году до 26,0 млрд руб. в 2017 году), пятикратным
увеличением числа туристов, посещающих Чеченскую Республику (с 30 до 150 тыс.
человек).
Основной вклад в объем ВРП Чеченской Республики в 2017 году внесли такие
виды деятельности, как торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств
и мотоциклов
(16,2%), социальное страхование
(16,5
%), строительство
(16,1
%),
государственное управление и обеспечение военной безопасности и социальное
обеспечение
(15,7 %), образование
(11,8
%), сельское, лесное хозяйство, охота,
рыболовство и рыбоводство (11,0%). Рост индекса физического объема ВРП (в 2017 году)
наблюдался по следующим видам деятельности:
добыча полезных ископаемых (104,2 %);
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - 112,6%;
обрабатывающие производства (112,8%);
транспортировка и хранение (113,2%);
деятельность в области информации и связи (109,9%);
2 Среднегодовой индекс физического объема ВРП Чеченской Республики с 2007 по 2016 год равен 105,3%.
3 По данным 2010 года.
8
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги
(133,8%);
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга
и развлечений (130,5%.).
Экономический рост отразился на повышении качества жизни. Например, охват
детей с дошкольным образованием возрос на
29,8
% в 2019 году по отношению
к предыдущему году, число преподавателей в общеобразовательных учреждениях
выросло с
13 до
21 тыс. человек, число выпускников высших учебных заведений
увеличилось с 3,8 до 8,6 тыс. человек. В сфере здравоохранения выросла обеспеченность
врачами в среднем с 18,4 до 26,5 на 10 тыс. человек. Количество случаев социально-
значимых заболеваний4 в Чеченской Республике в настоящее время меньше среднего
значения по Российской Федерации в 3,6 раза.
Экономический рост в последнее десятилетие сопровождался также существенным
развитием инфраструктуры. Это подтверждается целым рядом показателей, например:
увеличением протяженности автомобильных дорог с
3,1 до
12,5 тыс. км; ростом
количества мест коллективных средств размещения с 14 до 1661 в 2018 году, двукратным
ростом обеспеченности жильем (с 10,5 кв.м в 2009 году до
20,1 кв.м на человека
в 2019 году), двукратным ростом пассажирских перевозок. Доля аварийного жилья в
Чеченской Республике сегодня в два раза ниже по отношению к среднему показателю
СКФО.
Дальнейшему развитию Чеченской Республики препятствует комплекс
взаимосвязанных проблем, которые отражены ниже.
1. Недостаток факторов экономического развития обусловлен, в частности, низкой
долей секторов, являющихся драйверами роста экономики республики. Также нужно
отметить, что доля госсектора (16,5%) в структуре экономики более чем в 1,5 раза
превышает среднюю по СКФО, а производительность труда в Чеченской Республике
на 35% ниже средней по СКФО.
2. Низкая доступность качественных рабочих мест подтверждается сегодня
дефицитом высокопроизводительных рабочих мест, низкой доступностью
привлекательных рабочих мест для молодежи, разрывом между навыками выпускников
учебных заведений и потребностями экономики Чеченской Республики.
3. Высокая доля теневой экономики и неформального сектора косвенно
подтверждается преимущественно наличным денежным оборотом между субъектами
4 Рассчитывается как отношение числа заболевших социально значимыми заболеваниями в Чеченской
Республике на 100 тыс. человек к аналогичному показателю по Российской Федерации в 2017 году.
9
хозяйственных операций, нулевыми балансами
(отчетностью) предприятий при
фактическом наличии активов и хозяйственной деятельности.
4. Дефицит финансовых ресурсов для развития вызван недостатком банковских и
страховых продуктов, адаптированных под потребности региона, невысоким уровнем
финансовых компетенций бизнеса, низкой финансовой грамотностью населения.
5.
Высокая дотационность региона на фоне сокращения возможностей
федерального бюджета вызвана низким качеством налоговой базы. Безвозмездные
поступления из федерального бюджета составляют сегодня около 80% доходов бюджета
Чеченской Республики. Из-за геополитического давления на Россию остаются риски
сокращения возможностей федерального бюджета. Дотации на одного жителя Чеченской
Республики (29 тыс. руб. на человека) сегодня в семь раз выше средних значений по
России (4 тыс. руб. на человека) и в два раза выше среднего значения по СКФО
(14 тыс. руб. на человека). Основным источником безвозмездных доходов являются
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и обеспечение сбалансированности
бюджетов (их доля составляет 61% в безвозмездных поступлениях, в то время как
по России они занимают всего около 20%).
Сравнение показателей Чеченской Республики с показателями регионов группы
5
сравнении
,
среднероссийскими показателями и показателями СКФО
продемонстрировало,
что
экономическое
развитие
Чеченской Республике
характеризуется низким уровнем производительности, средним отношением числа
высокопроизводительных рабочих мест к численности рабочей силы и относительно
высоким уровнем безработицы.
Производительность труда в Чеченской Республике (ВРП на одного занятого,
2017 год, млн. руб.) составляет
0,13 млн. руб., что более чем в пять раз ниже
среднероссийского показателя
(0,75 млн. руб.), на
74% ниже среднего показателя
по СКФО (0,5 млн. руб.) и в два раза ниже среднего показателя по регионам группы
сравнения (0,26 млн. руб.).
Отношение числа высокопроизводительных рабочих мест к численности рабочей
силы (11% для Чеченской Республики) в два раза ниже среднероссийского показателя
(22%), сопоставимо с показателем СКФО
(13%) и в полтора раза ниже среднего
показателя для регионов группы сравнения (18%).
Доля безработного населения (2018 год, % по методологии МОТ) в Чеченской
Республике (14%) в 2,8 раза выше среднероссийского показателя (5%), в 1,2 раза выше
5 Для сопоставления с Чеченской Республикой были отобраны следующие регионы сравнения:, Татарстан,
Ставропольский край, Краснодарский край, Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия,
Белгородская область, Саратовская область, СКФО, Россия.
10
показателя СКФО (11,4%) и более чем в два раза выше среднего показателя регионов
группы сравнения (7%). Отличия в показателях по безработице во многом объясняются
уровнем неформального сектора экономики. Уровень занятости населения Чеченской
Республики
(59,7%) сопоставим со средним для Российской Федерации уровнем
занятости (66%), тогда как доля занятых в неформальном секторе Чеченской Республики
(65,5%) в три раза превышает среднероссийский уровень (21%) и более чем на треть
превышает показатель по СКФО (47%)6.
В ходе комплексной диагностики состояния социально-экономического развития
Чеченской Республики было определено, что сильными сторонами региона являются
следующие:
способность
руководства
региона
осуществлять
масштабные
преобразования,
продемонстрированная на примере успешного
послевоенного восстановления Чеченской Республики;
природно-климатические ресурсы для развития АПК;
природно-климатические ресурсы для развития лечебно-оздоровительного
и горнолыжного туризма;
минеральное сырье для производства стройматериалов;
геотермальные и гидроресурсы для развития энергетики.
Слабыми сторонами Чеченской Республики выступают:
недостаток драйверов экономического развития;
высокая дотационность региона;
высокая доля теневой экономики и неформального сектора;
дефицит финансовых ресурсов для развития.
Угрозы для развития Чеченской Республики заключаются в следующем:
сокращение финансовых возможностей федерального бюджета;
рост безработицы как вследствие демографического роста, так и вследствие
возможных
природно-климатических,
техногенных,
санитарно-
эпидемиологических и иных катастроф;
миграция экономически активного населения;
межнациональные конфликты;
международный терроризм;
возможное негативное изменение климата.
Возможности для развития Чеченской Республики таковы:
11
ускоренное экономическое развитие и реализация предпринимательского
потенциала;
интернационализация Чеченской Республики;
построение полноценной финансовой системы региона;
развитие города Грозный как опорного фактора развития региона;
новый уровень госуправления.
Инвестиционная
привлекательность
Чеченской
Республики
была
проанализирована для трех типов инвесторов: заинтересованных в доступе к природным
ресурсам, заинтересованных в доступе к рынку и заинтересованных в доступе
к компетенциям. Анализ показал, что Чеченская Республика может предложить для всех
трех типов инвесторов инфраструктуру и привлекательную стоимость трудовых ресурсов.
Помимо этого, каждый тип инвесторов заинтересован в специфическом более широком
наборе условий.
1.2. Анализ территориального развития
В ходе разработки Стратегии социально-экономического развития Чеченской
Республики город Грозный был определен для сравнительного анализа в качестве
отдельной части субъекта. Отбор российских городов для сопоставления их ключевых
социально-экономических показателей развития с показателями развития г. Грозный
проводился в три этапа. Из всех российских городов с населением более 100 тыс. человек
на первом этапе были отобраны столицы субъектов Российской Федерации; из них были
отобраны города с населением более 250 тыс. человек; на третьем этапе были отобраны
приоритетные города для сравнения на основании сопоставимых экономических
предпосылок развития регионов. В результате трехступенчатого отбора для дальнейшего
сопоставления ключевых социально-экономических аспектов развития г. Грозный были
выбраны восемь российских городов: Белгород, Волгоград, Владикавказ, Екатеринбург,
Краснодар, Казань, Ростов-на-Дону, Ставрополь.
Сравнительный анализ городов за 2018 г. проводился по пяти направлениям:
«ЖКХ и жилищные условияª, «Инфраструктура для бизнеса и туризмаª, «Транспортª,
«Экономика и занятостьª, «Человеческий капитал и образованиеª. Результаты сравнения
по каждому направлению приведены далее.
«ЖКХ и жилищные условияª. Показатели выше среднего значения по отобранной
группе городов для г. Грозный таковы:
12
площадь жилья, вводимого в эксплуатацию на душу населения: г. Грозный
— 0,44 кв. м, среднее по группе городов — 0,87 кв. м;
«Инфраструктура для бизнеса и туризмаª. Параметры сравнения таковы:
обеспеченность средствами размещения (число мест в коллективных местах
размещения, тыс. ед.) в г. Грозный составляет 1,7 тыс. ед. за 2018 год, при
этом среднее по группе городов сравнения — 8,5 тыс. ед.;
обеспеченность библиотеками: г. Грозный — 4 ед., среднее по городам —
5 ед.;
количество парков культуры и отдыха: г. Грозный
— 5 ед., среднее
по городам — 5 ед.;
количество организаций культурно-досугового типа: г. Грозный
5 ед., среднее по городам — 11 ед.;
площадь торговых залов объектов розничной торговли на душу населения:
в г. Грозный — 1,9 кв. м, среднее по городам — 1,97 кв. м.
«Транспортª. Параметры сравнения представлены ниже:
аварийность на дорогах (количество ДТП на 10 тыс. населения): г. Грозный
— 5 ед., среднее по группе городов сравнения — 11 ед.;
«Экономика и занятостьª. Параметры сравнения таковы:
среднемесячная заработная плата работников организаций: в г. Грозный —
29,2 тыс. руб., среднее по группе городов сравнения — 34,9 тыс. руб.;
ежегодный уровень инвестиций
(в основной капитал организаций
на территории муниципального образования): в г. Грозный — 56,3 тыс. руб.
на душу населения, среднее по городам — 66,4 тыс. руб.;
ежегодный уровень производства
(объем отгруженных товаров
собственного производства на душу населения): г. Грозный — 119 тыс. руб.,
среднее по городам — 417 тыс. руб.;
ежегодный оборот розничной торговли на душу населения: г. Грозный —
12 тыс. руб., среднее по городам — 120 тыс. руб.;
самообеспеченность бюджета
(доли налоговых и неналоговых доходов
местного бюджета): г. Грозный — 56%, среднее по городам — 75%.
«Человеческий капитал и образованиеª. Параметры сравнения отражены ниже:
общий коэффициент смертности: г. Грозный —
4,8 промилле за 2018 год,
среднее для городов из группы сравнения — 11;
13
общий коэффициент рождаемости: г. Грозный — 22,3, среднее по городам
— 14,2 промилле;
выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих
от стационарных источников: г. Грозный — 10 тыс. т. (2016 г.), среднее по
городам — 17 тыс. т;
число организаций дошкольного образования на
10 тыс. населения:
г. Грозный — 2,9 ед., среднее по городам — 2,4 ед.;
количество спортивных сооружений на 10 тыс. населения: г. Грозный —
15,4 ед., среднее по городам — 30,4 ед.
14
2. Приоритеты, этапы и сценарии развития региона
2.1. Стратегические цели, задачи, направления
Развитие региона связано с реализацией открытых перед Чеченской Республикой
возможностей, которые отражены ниже.
1. Ускоренное экономическое развитие и реализация предпринимательского
потенциала предусматривает возможности, связанные с развитием приоритетных
секторов на базе конкурентных преимуществ региона (АПК и ветеринария, туризм,
транспорт, ИТ-сектор), новыми точками роста в социальных секторах (здравоохранение,
образование), раскрытием предпринимательского потенциала чеченского народа (новые
предприятия, новые бизнес-модели, высокие обороты продукции), качественными
рабочими местами.
2.
Развитие г. Грозный как фактора экономического роста региона
предусматривает возможности создания на отдельных городских территориях точек
развития экономики города в сферах туризма, высокотехнологичной медицины, АПК
и других видов промышленности; создание делового центра как единой территории
деловой активности: правительственных структур, институтов развития, фондов, банков.
В социальном плане имеются возможности для формирования новых общественных
пространств (парков, спортивных объектов, точек городского досуга).
3. Построение полноценной финансовой системы региона предусматривает вывод
на рынок новых банковских и страховых продуктов, что будет способствовать росту
предпринимательства в Чеченской Республике, финансовых компетенций бизнеса
(прозрачность для банков, привлечение, заемного финансирование, рост масштабов
бизнеса), финансовой грамотности населения (развитие потребительского, банковского и
страхового секторов).
4. Интернационализация Чеченской Республики предусматривает развитие связей
с Ближним Востоком, создание торгово-промышленного хаба халяльной продукции
(АПК) и финансового хаба с созданием проектов в России. Будут привлекаться
зарубежные инвестиции для развития ключевых секторов и инфраструктуры. В случае
отсутствия собственных компетенций в образовании и здравоохранении необходимые
компетенции через международное сотрудничество будут привлекаться со стороны.
5. Новый уровень госуправления может стать возможным в Чеченской Республике
благодаря повышению доступности и качества госуслуг посредством цифровизации,
повышению эффективности правительства, институтов развития и бюджетной политики,
привлечения талантов в госуправление и формированию кадрового резерва.
15
Стратегическая цель Чеченской Республики
— построение экономически
устойчивого и технологически прогрессивного региона.
Задачи развития Чеченской Республики перечислены ниже.
Повышение производительности труда и опережающий рост рабочих мест.
Обеспечение качественной и доступной медицинской помощи, отвечающей
современным медицинским стандартам.
Подготовка и развитие кадров, способных сделать экономику Чеченской
Республики конкурентоспособной и интегрированной в международное
сообщество.
Развитие человеческого и социального капитала молодежи.
Сокращение социально-экономического неравенства населения за счет
социальной поддержки граждан с низким уровнем доходов.
Обеспечение условий для выхода культуры и искусства Чеченской
Республики на макрорегиональный уровень путем гармоничного сочетания
творческих новаций на стыке разных культур и бережного отношения
к национальным традициям, российскому классическому наследию.
Комплексное обеспечение безопасности населения и объектов
на территории Чеченской Республики, в том числе: защита личности,
общества и государства от противоправных посягательств, предупреждение
правонарушений, снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение
защиты населения и территорий Чеченской Республики от угроз природного
и техногенного характера.
Создание благоприятной и безопасной среды проживания посредством
улучшения экологической обстановки на территории Чеченской
Республики.
Эффективное и технологичное производство сельскохозяйственной
продукции на базе лидирующих компаний и развитой кооперации хозяйств
населения для обеспечения устойчивого сбыта в Российской Федерации
и присутствия на экспортных рынках.
Комфортная и современная транспортно-логистическая среда для населения
и бизнеса, обслуживание внутрироссийских и международных транзитных
потоков.
Формирование конкурентоспособного сектора туризма, привлекающего
для регулярного посещения туристских активов Чеченской Республики
как российских, так и иностранных граждан.
16
Повышение доли занятых в МСП при приросте оборота и росте удельного
веса инновационных товаров, работ, услуг.
Системная поддержка внедрения инноваций в традиционные и новые
сектора экономики Чеченской Республики.
Существенное повышение качества транспортно-коммуникационной
системы Чеченской Республики.
Обеспечение
потребителей
региона
доступной
энергетической
и коммунальной инфраструктурой, в том числе путем реализации проектов,
направленных на повышение конкурентных преимуществ региона
и опережающее развитие.
Развитие информационных технологий как нового сектора экономики
Чеченской Республики, обеспечивающего экспорт цифровых продуктов
и услуг вместе с развитием социальных секторов.
Сохранение и воспроизводство природных ресурсов, переход к устойчивому
развитию.
Выделяются следующие направления развития Чеченской Республики:
повышение доходов населения, развитие рынка труда, обеспечение
занятости;
развитие системы здравоохранения;
развитие системы образования;
работа с молодежью;
развитие мер социальной защиты;
развитие культурной сферы;
обеспечение безопасности жизнедеятельности населения;
охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
развитие агропромышленного сектора;
развитие транспортно-логистического сектора;
развитие туристического сектора;
развитие предпринимательства, МСП;
развитие научно-инновационной сферы;
развитие дорожной инфраструктуры;
развитие энергетической и коммунальной инфраструктуры;
развитие сектора цифровой экономики;
17
рациональное освоение природно-ресурсного потенциала
(рациональное
природопользование).
Мероприятия, предусмотренные Стратегией, направлены на обеспечение нового
качества жизни в Чеченской Республике, построение новой модели экономики
и достижение нового уровня государственного управления.
2.2. Этапы реализации, сценарии развития, результаты
Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики будет
реализована в три этапа:
первый этап - 2021-2024 гг.
второй этап - 2025-2027 гг.
третий этап - 2028-2035 гг.
На первом этапе реализации Стратегия нацелена на капитализацию имеющихся
преимуществ Чеченской Республики. В этот период всесторонняя поддержка будет
оказана промышленному растениеводству
(по овощным и плодовым
(семечковым)
культурам), производству мясной и молочной продукции, экспорту зерновых культур
(например, фуражных) на рынки стран Ближнего Востока. Существующие туристические
активы будут активно продвигаться для стимуляции туристских потоков из СКФО; будут
развиваться территории опережающего роста (в сферах АПК, туризма, строительства);
продолжится привлечение инвестиций из стран Ближнего Востока для реализации
флагманских проектов.
На втором этапе реализации акцент будет сделан на новые точки роста экономики
Чеченской Республики. На этом этапе предусмотрена организация новых предприятий по
промышленному производству новых видов сельскохозяйственной продукции
(производство ягод, переработка фруктов и овощей, шерсти, мяса птицы) для рынков
Российской Федерации и Ближнего Востока. Важно учесть, что создание данных
предприятий будет происходить с учетом запланированной трансформации Чеченской
Республики в торгово-промышленный хаб халяльной продукции. Одновременно
на втором этапе можно будет говорить о фактическом формировании в экономике региона
развитых кластеров в АПК, туризме, строительных материалах, образовании, медицине
и ИТ (создание «Цифровой долиныª).
На третьем этапе Стратегия будет нацелена на международную интеграцию
региона в отраслевых и социальных секторах. На данном этапе получит дальнейшее
развитие международная торговля продукцией АПК со странами Ближнего Востока;
вырастет экспорт высокотехнологичных медицинских услуг, образовательных услуг,
18
цифровых продуктов и услуг; Чеченская Республика примет на себя роль регионального
центра компетенций в сфере ИТ. Кроме того, Чеченская Республика станет ключевым
партнером стран Ближнего Востока для реализации всевозможных проектов
на территории Российской Федерации. Значительно увеличится число туристов из стран
Ближнего Востока, Азии и Европы, в том числе благодаря созданию регионального
авиационного хаба.
На перспективы развития региона значительное влияние оказывают две внешние
по отношению к Чеченской Республике группы факторов: факторы, определяемые
международными отношениями и интернационализацией, и факторы, определяемые
эффективностью государственного управления и качеством делового климата.
Фактор
«Международные отношения и интернационализацияª на уровне
Российской Федерации определяется следующими составляющими: наличие взаимных
экономических санкций со странами Запада; доступ к международной производственной
кооперации, финансированию, технологиям; внешние источники роста экономики,
уровень налоговых поступлений, размер доходной части федерального бюджета; уровень
требуемых оборонных расходов (объем ГОЗ); расходная часть федерального бюджета.
На уровне региона эти составляющие влияют на объем федеральной поддержки,
региональный спрос на товары и услуги.
Фактор
«Эффективность государственного управления и качество делового
климатаª на уровне Российской Федерации определяется следующими составляющими:
качество административного управления и эффективность институциональной системы,
реализация государственных программ; отдача от капиталовложений, рост экономики
за счет внутренних источников, уровень налоговых поступлений, размер доходной части
федерального бюджета; внутренний спрос на товары и услуги. На уровне региона это
влияет на объем федеральных поступлений в РБ, региональный спрос на товары и услуги,
федеральную региональную политику, конкурентоспособность Чеченской Республики
относительно других регионов.
Анализ вышеуказанных групп факторов позволил сформулировать четыре
сценария развития региона: сценарий
«Наилучшие условия для ростаª
(целевой),
сценарий «Рост за счет интернационализации Россииª, сценарий «Рост за счет внутренней
эффективностиª и сценарий
«Стагнацияª. Реализация Стратегии позволит
капитализировать конкурентные преимущества региона и создать основу для
опережающего развития. Реализация Стратегии предполагает:
ускоренное повышение производительности в традиционных отраслях
экономики;
19
изменение структуры экономики
— снижение доли государственного
сектора и развитие новых секторов;
опережающее развитие социальных секторов
(здравоохранения
и образования);
развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
Ситуация без реализации Стратегии будет характеризоваться следующим:
инерционное развитие региона; сохранение высокой дотационности региона; увеличение
отставания от других регионов России; вынужденное сокращение расходов в социальных
секторах без возможности развития.
Сценарий «Наилучшие условия для роста» (целевой).
Описание на уровне Российской Федерации. Международные отношения
улучшаются, интернационализация растет, что обеспечивает стабильный рост экономики
страны. Появляются возможности для сокращения военных расходов, диверсификации
экономики, привлечения международных инвестиций, внедрения инновационных
технологий. Значительно растут бюджетные поступления, дотационные регионы
получают существенную федеральную поддержку на развитие. Благоприятный
инвестиционный климат способствует развитию МСП.
Допущения. Происходит снятие взаимных экономических санкций. Повышается
эффективность государственного управления. Улучшается деловой климат. Россия
занимает место в рейтинге Doing Business от 20-го и выше7.
Особенности региональной стратегии. Происходит развитие приоритетных
и новых отраслей. Реализуются стратегические проекты, развивается инновационная
среда, активизируется предпринимательский потенциал, активно привлекаются
иностранные инвестиции и компетенции. Привлекаются средства федерального бюджета,
прежде всего, в социальные сектора и на реализацию инфраструктурных проектов.
Осуществляется поддержка экспорта АПК. Происходит рост внутреннего и въездного
туризма.
Сценарий «Рост за счет интернационализации России».
Описание на уровне Российской Федерации. Улучшаются международные
отношения, растет интернационализация, но существенного развития государственных
институтов и улучшения делового климата не происходит. Экономика ускоряется за счет
иностранных инвестиций, но структурные проблемы ограничивают рост. Бюджетные
поступления растут медленно, оборонные расходы снижаются, дотационные регионы
7 31-е место по состоянию на 2019 год.
20
получают значительную федеральную поддержку на развитие. Развитие МСП ограничено
недостаточным уровнем развития институциональной среды.
Допущения. Происходит снятие взаимных экономических санкций. Эффективность
государственного управления и деловой климат сохраняются на текущем уровне. Россия
занимает место в рейтинге Doing Business на уровне около текущего.
Особенности региональной стратегии. Происходит развитие приоритетных
и новых отраслей. Оптимизируется бюджет для выделения резервов на стратегические
проекты. Активно привлекаются иностранные инвестиции из различных регионов мира.
Привлекаются зарубежные компетенции и современные технологии. Привлекаются
средства федерального бюджета на поддержку экспорта АПК, развитие въездного
туризма.
«Рост за счет внутренней эффективности».
Описание на уровне Российской Федерации. Улучшений международных
отношений не происходит, но при этом повышается качество институтов, улучшается
деловой климат, что приводит к ограниченному повышению интернационализации.
Структура экономики меняется в сторону увеличения доли несырьевых отраслей,
эффективно работает импортозамещение. Бюджетные поступления растут, но оборонные
расходы по-прежнему велики, оптимизируются расходы за счет отказа от «мегапроектовª,
поддержка регионов сохраняется либо растет низкими темпами. Благоприятный
инвестиционный климат способствует развитию МСП.
Допущения. Взаимные санкции сохраняются или происходит их незначительное
послабление. Повышается эффективность государственного управления. Улучшается
деловой климат. Россия занимает место в рейтинге Doing Business от 20-го и выше8.
Особенности региональной стратегии. Фокус на развитии приоритетных
секторов/кластеров, развитии производств, импортозамещении. Бюджет оптимизируется
для выделения резервов на стратегические проекты. Привлекаются иностранные
инвестиции из стран Ближнего Востока. Осуществляется стимулирование развития МСП,
поддерживается экспорт, происходит рост внутрироссийского и въездного туризма
из стран Ближнего Востока.
Сценарий «Стагнация».
Описание на уровне Российской Федерации. Улучшения международных
отношений не происходит, отсутствует прогресс в качестве институтов развития
и делового климата. Наблюдаются снижение интернационализации и дальнейший отток
капитала. Возможности федеральной поддержки регионов сильно ограничены. Регионы
8 35-е место по состоянию на 2017 год.
21
вынуждены сокращать инвестиционные программы. Субъекты предпринимательства
сокращают инвестиционные программы и персонал. Сокращается число предприятий
МСП. Происходит возврат к «неформальнымª механизмам управления на различных
уровнях власти.
Допущения. Происходят сохранение или незначительное послабление взаимных
санкций, сохранение или снижение эффективности государственного управления
и делового климата на текущем уровне. Россия занимает место в рейтинге Doing Business
на уровне около текущего.
Особенности региональной стратегии. Осуществляется реализация пакета
антикризисных мер. Происходит отказ от реализации капиталоемких проектов или
их замораживание. Поддержка финансирования социальных секторов осуществляется
на минимальном уровне без возможности развития.
В результате реализации Стратегии социально-экономического развития Чеченской
Республики по целевому сценарию к 2035 году ключевые показатели развития достигнут
отраженных ниже целевых значений (по отношению к 2017 г.).
По приоритету
«Новая модель экономикиª: рост ВРП со
178
до 796 млрд руб.; рост производительности труда с 0,15 до 1,6 млн руб.
на человека; рост выпуска продукции АПК с 19,7 до
95,6 млрд руб.;
увеличение числа туристов с 120 тыс. до 1,5 млн человек/год; накопленный
объем прямых иностранных инвестиций достигнет 1,5 млрд долл.
По приоритету «Новый уровень качества жизниª: увеличение охвата детей
от 3 до 7 лет дошкольным образованием с 54 до 68%; минимальный средний
балл ЕГЭ по русскому языку и математике достигнет
70; доля
трудоустроенных после окончания учебных заведений составит более 70%;
укомплектованность врачами (на 10 тыс. человек) вырастет в два раза;
младенческая смертность снизится в три раза.
По приоритету «Эффективное государственное управление и институты
развитияª: в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата
в субъекте Российской Федерации Чеченская Республика войдет в число
ведущих 20 регионов; в рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП
Чеченская Республика войдет в число ведущих
30 регионов; доля
безвозмездных поступлений в структуре доходов бюджета сократится с 81
до 30%; доля государственного сектора в структуре ВРП будет составлять
менее 10%, доля цифровой экономики — более 10%.
22
3. Развитие человеческого капитала и социальной сферы
Индикаторы социально-экономического развития Чеченской Республики
рассматриваются в разрезе экономических комплексов по реперным точкам.
Сопоставимость обеспечивается за счет сравнения показателей в ценах базового года
планирования (2017 г.).
3.1. Демографическая и миграционная политика
По состоянию на 2018 г. В Чеченской Республике проживает 1437 тыс. чел., из них
501,2 тыс. чел. (34,9%)
- городское население, а 935,8 тыс. чел. (65,1%)
- сельское
население. При этом с 2011 г. демографическая структура существенно не изменилась
(в 2011 г. - 34,9% городского населения и 65,1% - сельского населения)9.
Численность населения республики динамично растет, покрывая при этом
отрицательный миграционный прирост населения (-2 чел. на 10 тыс. чел. населения).
Миграция происходит в основном в другие регионы Российской Федерации
и наблюдается среди молодой части населения республике ввиду нехватки
высокооплачиваемых рабочих мест. При этом сравнительно большое количество
этнических чеченцев возвращается в республику из других регионов России.
Согласно демографическому прогнозу, к
2035 году численность населения
Чеченской Республики приблизится к отметке в 2 млн. человек, что естественным образом
увеличит нагрузку на социальную инфраструктуру.
Всего в рамках национального проекта «Демографияª разработаны проекты пяти
региональных паспортов. Общий объем финансирования на 2019-2024 годы — 14,7 млрд.
руб., из них в 2020 году — 3,77 млрд. руб., в том числе средств из федерального бюджета
— 3,698 млрд руб.
Задачей Чеченской Республики является поддержание благоприятных
демографических тенденций. Для этого необходимо принятие следующих мер:
1. Принятие программы стимулирования рождаемости, в соответствии с которой
предполагается субсидирование обучения третьего и последующих детей
в семье из средств республиканского бюджета;
2. Укрепление института семьи за счет пропаганды нравственности
и традиционных семейных ценностей.
23
3. Разработка и принятие программы сокращения рабочего дня для родителей
многодетных семей с сохранением полного компенсационного пакета
для высвобождения их времени для воспитания детей.
4. Разработка и принятие программы субсидирования жилищного строительства.
На данный момент Минтруд ЧР является ответственным исполнителем
трех региональных проектов, входящих в национальный проект «Демографияª:
«Финансовая поддержка семей при рождении детейª
(Минтруд ЧР,
Минздрав ЧР);
«Содействие занятости женщин
— создание условий дошкольного
образования для детей в возрасте до трех летª (Минтруд ЧР, Комитет
Правительства ЧР по дошкольному образованию);
«Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения
качества жизни граждан старшего поколения
«Старшее поколениеª
(Минтруд ЧР, Минздрав ЧР).
В рамках нацпроекта
«Демографияª за отчетный период осуществлено
мероприятие по приобретению автотранспорта в целях обеспечения доставки лиц старше
65 лет, проживающих в сельской местности в медицинские организации Чеченской
Республики. Всего приобретено 15 единиц автотранспорта. В рамках профессионального
обучения лиц предпенсионного возраста федерального проекта «Старшее поколениеª,
в 2019 году прошло обучение 726 человек на сумму 23,477 млн руб. 10.
3.2. Уровень и качество жизни
Цель 1. Повышение производительности труда и опережающий рост рабочих мест
в Чеченской Республике, направленные на повышение доходов населения.
Задача 1. Повышение производительности труда и поддержка занятости.
Задача
2. Сокращение масштабов незарегистрированного предпринимательства
и неформальной занятости.
Цель 2. Повышение доли занятых в МСП при приросте оборота и росте удельного
веса инновационных товаров, работ, услуг.
Задача 1. Повышение доступности финансовых ресурсов для МСП.
Задача 2. Развитие компетенций предпринимателей.
Задача 3. Расширение доступа МСП к государственному и корпоративному заказу.
24

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1       2         ..

 

 

///////////////////////////////////////