Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 2

 

  Главная      Книги - Разные     Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 2

 

 

Задача 4. Снижение административных и институциональных барьеров, создание
благоприятных условий для развития бизнеса, повышение качества конкурентной среды.
Задача 5. Развитие МСП в новых отраслевых сегментах, которые могут быть
сформированы в среднесрочной и долгосрочной перспективе (10-15 лет).
Задача 6. Создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин,
имеющих детей, включая достижение
100-процентной доступности
2021 году)
дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет.
Согласно динамике ключевых показателей качества жизни, основной рост
благосостояния населения произошел в период 2010-2015 гг., когда фактическое конечное
потребление домашних хозяйств возросло в 2,7 раза, а среднедушевые денежные доходы
населения в
1,9 раза. Это обусловлено восстановлением после мероприятий КТО.
К 2017 г. рост благосостояния замедлился - фактическое конечное потребление домашних
хозяйств возросло на 7% (за 2017 г.), а среднедушевые денежные доходы населения
снизились на
1,6 % (за 2017 г.). По результатам опроса населения 2018 года было
выявлено, что ключевыми проблемами жители Чеченской Республики считали прежде
всего медицинское обслуживание и рабочие места; при этом они отмечали, что ситуация
с рабочими местами в целом улучшается, но не так значительно, как в других сферах.
Жители республики низко оценили возможности найти хорошую работу (в том числе
по специальности для выпускников вузов и ссузов) или открыть свой бизнес, но при этом
говорили о склонности к предпринимательству. Жители были довольны уровнем
безопасности для проживания и работой полиции, а также отмечали, что алкоголизм
и наркомания не распространены в регионе. Условия для ЗОЖ оценивались сравнительно
высоко, работа медицинских учреждений — менее позитивно. Высоко оценивали жители
качество и доступность образования, экологическую ситуацию, возможности для досуга и
отдыха, качество общественного транспорта и транспортной инфраструктуры,
благоустройство улиц и качество жилищных услуг, доступность аренды жилья (в отличие
от возможности его приобретения).
В целом единый взгляд на проблемы качества жизни был высказан и жителями
столицы Чеченской Республики, и жителями за пределами столицы. Также единое мнение
присутствовало в оценках мужчин и женщин, молодежи и взрослого населения.
Традиционный сравнительный анализ доходов и уровня жизни Чеченской
Республики и регионов из группы сравнения11 показывает, что по уровню доходов
(средней заработной плате первой
10-процентной
(наименьшей) группы работников
11 Для сопоставления с Чеченской Республикой были отобраны следующие регионы сравнения: Ростовская
область, Татарстан, Ставропольский край, Краснодарский край, Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария,
Северная Осетия, Белгородская область, Саратовская область, Калужская область, СКФО, Россия.
25
по данным 2015 года, тыс. руб.) показатель Чеченской Республики
(5,9 тыс. руб.)
примерно соответствует среднему показателю СКФО (5,8 тыс. руб.), но меньше среднего
значения для России (7,5 тыс. руб.). По распространенности низкооплачиваемого труда
(доле работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума, 2015 год,
%) Чеченская Республика (17,7%) выглядит чуть лучше СКФО (19,5%), но гораздо хуже
среднероссийского показателя
(10,7%). При этом у Республики Дагестан данный
показатель экстремально низкий (29,9%), а у отдельных регионов группы сравнения
гораздо лучше показателя Чеченской Республики
(Белгородская область
— 5,2%,
Калужская область
— 5,9%, Татарстан — 6,6%). Похожа ситуация с показателем
«Уровень бедности по регионам Российской Федерации, 2016 год, %): значение по
Чеченской Республике
17,3 %, СКФО — 19,8%, России в целом — 13,5%; наихудший
показатель в группе сравнения у Кабардино-Балкарии (24,7%).
В Чеченской Республике проводится ряд мероприятий способствующих
улучшению качеству жизни населения.
Так в целях улучшения качества и уровня жизни населения, проживающего на
сельских территориях, в рамках комплексного развития сельских территорий в 2021-2023
гг. планируется строительство и капитальный ремонт 55,33 км внутрипоселковых сетей
газоснабжения, а также 99,68 км внутрипоселковых сетей водоснабжения и 70,2 км
внутрипоселковых сетей электроснабжения. Благодаря чему 660 домохозяйств (3500
человек) в сельской местности будут обеспечены сетевым газом взамен сжиженного в
баллонах, а также 1200 домохозяйств (6147 человек) будут обеспечены качественной
питьевой водой, что в свою очередь положительно кажется на здоровье населения. Также
благодаря строительству и капитальному ремонту 99,68 км сетей электроснабжения будут
улучшены условия проживания 3200 сельских жителей.
Кроме того, в
2021-2023 годы запланированы мероприятия по комплексному
обустройству площадок под компактную жилищную. Вследствие чего будут
подготовлены площадки под строительство жилых домов с необходимой социальной и
инженерной инфраструктурой.
Также в 2021-2023 гг. запланированы мероприятия по улучшению жилищных
условий
4 семей, проживающих на сельских территориях, за счет строительства
(приобретения) 506 м2 жилья, а также строительство 3872 м2 жилья для 36 семей на
условиях договора найма жилого помещения.
Вместе с тем государственная программа Российской Федерации «Комплексное
развитие сельских территорийª утверждена до 2025 года. Однако МСХ ЧР планирует
продолжить реализацию мероприятий по комплексному развитию сельских территорий
26
Чеченской Республики и к 2035 году охватить до 90 % сельских населенных пунктов в
рамках, действующих на тот момент программно-целевых инструментов и
инвестиционных проектов.
3.3. Здравоохранение (приоритетный социальный сектор)
Цель. Увеличение численности населения, продолжительности жизни,
продолжительности здоровой жизни, снижение уровня смертности и инвалидности
населения, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных
с этими правами государственных гарантий.
Задача 1. Создание условий для повышения доступности и качества медицинской
помощи;
Задача 2. Профилактика заболеваний;
Задача
3.
Внедрение и применение новых медицинских технологий
и лекарственных средств.
Задача
4. Предотвращение распространения заболеваний, представляющих
опасность для окружающих.
Задача 5. Совершенствование системы контроля в сфере охраны здоровья граждан,
включая государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств,
государственный контроль за обращением медицинских изделий.
Задача 6. Обеспечение биологической безопасности.
Решение основных задач развития здравоохранения должно осуществляться
по следующим приоритетным направлениям:
1)
совершенствование
системы
оказания
медицинской
помощи,
предусматривающее в том числе:
строительство и реконструкцию объектов здравоохранения;
развитие инфраструктуры и материально-технической базы медицинских
организаций;
оснащение современным лабораторным оборудованием лабораторий
медицинских организаций;
обеспечение оптимальной доступности для граждан
(включая граждан,
проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи;
дальнейшее развитие высокотехнологичной помощи;
реализацию программы по борьбе с онкологическими заболеваниями;
27
совершенствование
оказания
медицинской
помощи
пациентам
с неинфекционными заболеваниями сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и других
систем;
совершенствование организации экстренной медицинской помощи гражданам
с использованием санитарной авиации;
развитие паллиативной медицинской помощи.
2)
формирование системы мотивации граждан к ведению ЗОЖ;
3)
формирование эффективной системы профилактики заболеваний,
обеспечивающей охват всех граждан профилактическими осмотрами, проводимыми
не реже одного раза в год;
4)
внедрение новых медицинских технологий;
5)
расширение перечня профилактических прививок, включённых
в национальный календарь;
6)
совершенствование трансфузиологической помощи населению;
7)
обеспечение биологической безопасности, предусматривающее в том числе:
совершенствование мер профилактики инфекций, связанных с оказанием
медицинской помощи;
профилактику и лечение инфекционных заболеваний, включая такие,
распространение которых представляет биологическую угрозу населению;
противодействие распространению антимикробной резистентности;
развитие системы мониторинга биологической обстановки;
совершенствование учёта и отчётности в отношении социально значимых
инфекционных заболеваний;
8)
совершенствование системы охраны здоровья работающего населения,
выявления и профилактики профессиональных заболеваний;
9)
развитие медицинской реабилитации и совершенствование системы
санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
10) создание современной системы оказания медицинской помощи лицам
старших возрастных групп;
11) совершенствование деятельности по профилактике инвалидизации граждан;
12) совершенствование системы медицинского образования и кадрового
обеспечения системы здравоохранения;
13) совершенствование функционирования ЕГИСЗ;
14) развитие системы управления качеством медицинской помощи;
15) поэтапное введение механизмов саморегулирования профессиональной
28
деятельности медицинских работников;
16) внедрение системы мониторинга движения лекарственных препаратов
для медицинского применения и медицинских изделий;
17) обеспечение готовности системы здравоохранения к работе в условиях
чрезвычайных ситуаций и в военное время.
Для целей Стратегии сектор «Здравоохранениеª разделен на пять подсекторов:
«Профилактика заболеваний и формирование ЗОЖª, «Трехуровневая система оказания
медицинской помощиª
(первичная медико-санитарная помощь, специализированная
медицинская помощь, скорая медицинская помощь),
«Восстановительное лечениеª
(реабилитация и санаторно-курортное лечение), «Паллиативная помощь и сестринский
уходª, «Гериатрическая помощьª.
Подсектор «Профилактика заболеваний и формирование ЗОЖª имеет следующие
направления развития: информирование о ЗОЖ и профилактике заболеваний
в организованных коллективах, в том числе детских; скрининговые исследования
для выявления сердечно-сосудистых заболеваний, онкозаболеваний и др.;
диспансеризация, в том числе с использованием выездных форм оказания медицинской
помощи.
Подсектор «Трехуровневая система оказания медицинской помощиª оказывает
следующие услуги: диагностика и лечение заболеваний в амбулаторных и стационарных
условиях хирургического и терапевтического профилей, в том числе с применением
высокотехнологичных методов; диспансерное наблюдение больных с хронической
патологией; оказание скорой и неотложной помощи; планирование и сопровождение
беременности; родовспоможение; оказание первичной и специализированной помощи
детям, в том числе в неонатальном периоде, девочкам и женщинам с гинекологической
патологией.
В подсекторах
«Восстановительное лечениеª,
«Паллиативная помощь
и сестринский уходª и
«Гериатрическая помощьª оказываются, соответственно,
следующие услуги: восстановление утраченных функций организма и трудоспособности;
социализация и оздоровление; оказание медицинской помощи и услуг ухода больным
с инкурабельной патологией; лечение болезней пожилых людей.
Оценка достигнутых целей
Показатель
«Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, летª в
Чеченской Республике (по данным Росстата) за период 2012-2019 г. характеризуется
положительной динамикой. Значение показателя в 2012 году составляет 71,88 лет, в 2017
году 74,84 года, по итогам 2019 года показатель составил 75,88 лет.
29
Наблюдается тенденция снижения показателя общей смертности в Чеченской
Республике (по данным Росстата). В 2012 году значение показателя составило 5,4, в 2019
году 4,3. В целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012
года №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохраненияª,
от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской
Федерацииª и обеспечения межведомственного взаимодействия по реализации мер,
направленных на снижение смертности населения и повышение рождаемости на
территории Чеченской Республики, во исполнение протокола совещания у заместителя
Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 28 января 2015 г. №
ОГ-П
12-22 пр и протокола совещания у Министра здравоохранения Российской
Федерации В.И. Скворцовой в Чеченской Республике постановлением Правительства
Чеченской Республики от 03.11.2015 года № 203 (в редакции постановления от 05.05.2016
года № 82) утвержден комплекс мер, направленных на снижение смертности населения
Чеченской Республики на 2015 - 2018 годы. Комплекс мер предусматривал снижение
смертности от основных причин: от ишемической болезни сердца, от церебро-
васкулярных болезней, от новообразований, от туберкулеза, от болезней органов дыхания,
от болезней органов пищеварения, от транспортных несчастных случаев (ДТП).
Значимым вкладом в увеличение продолжительности жизни, стало снижение
младенческой смертности. В 2012 году значение показателя младенческой смертности (на
1000 родившихся живыми) составляло 22,9 ‰, в 2017 году 9,2 ‰, в 2019 году 5,4 ‰.
Значительное снижение младенческой смертности стало результатом комплекса
мероприятий. В рамках реализации Подпрограммы «Охрана материнства и детстваª
Государственной программы «Развитие здравоохранения на 2013-2015 гг.ª проводились
мероприятия по улучшению материально-технической базы республиканских и городских
учреждений родовспоможения. В рамках реализации РЦП «Пути снижения младенческой
и материнской смертности на 2013-2015 годыª проведен целый блок мероприятий по
повышению профессиональной подготовленности врачей и среднего медицинского
персонала службы родовспоможения. В
2015 г. утверждена
«дорожная картаª по
показателям детской, в т.ч. младенческой смертности в разрезе каждой медицинской
организации и ежедневный мониторинг всех тяжелых больных детей, находящихся в
реанимационных отделениях. Это позволило своевременно решать вопросы по
лекарственному
обеспечению,
иногороднему
консультированию
и
дообследованию/лечению тяжелых детей с последующей транспортировкой их в
федеральные центры. В 2018 г. начал функционировать акушерский стационар 3-го
уровня ГБУ «Родильный домª. С 2019 г. на базе этого учреждения централизована
30
неонатальная служба и открыты 5 коек неонатальной хирургии и ориентирован поток
беременных женщин с преждевременными родами, осуществлен перевод ДАКЦ и
выездной неонатальной реанимационной бригады.
Улучшение показателей младенческой смертности - это результат реализации
федеральных и региональных программ, взаимодействия всех служб, оказывающих
медицинскую помощь беременным женщинам, роженицам, родильницам и
новорожденным детям, а также межведомственного взаимодействия проводимого
медицинскими учреждениями с привлечением административного ресурса, духовенства и
полиции, что дало положительный эффект по выявлению и ранней постановке
беременных на учет, а также предотвращению отказов от наблюдения, обследования и
своевременной госпитализации беременных группы высокого и среднего риска.
На территории Чеченской Республики на
01.03.2019 г. функционирует
302 учреждения здравоохранения, подведомственных Минздраву ЧР, три учреждения
федерального подчинения и 249 частных медицинских учреждений (из них 179 частных
медицинских учреждений и 70 индивидуальных предпринимателей).
В оказании медицинской помощи населению Чеченской Республики принимают
участие подведомственные Минздраву
68 государственных ЛПУ здравоохранения
(юридических лиц).
По данным Минздрава ЧР на 01.01.2019 г. число врачей в республике - 3848
человек (занятых должностей - 4616,0), средних медицинских работников - 9654 человека
(занятых должностей - 9718,75), младшего медицинского персонала - 1794 человека
(занятых должностей - 1780,5).
По данным Минздрава ЧР обеспеченность на
01.01.2019 г. врачами
-
26,8 специалистов на
10 тыс. человек
(на
01.01.2018 г.
-
26,3 человек); средним
медицинским персоналом - 67,2 специалистов на 10 тыс. человек (на 01.01.2018 г. -
67,1 человек); младшим медицинским персоналом - 12,5 специалистов на 10 тыс. человек
(на 01.01.2018 г. - 16,7 человек).
Обеспеченность койко-местами на 01.01.2019 г. характеризуется следующими
показателями: коечный фонд всего
-
10
182 коек, из них
8205 круглосуточных,
1977 дневных: при стационарах - 1215 коек, при поликлиниках - 762 коек.
По данным Минздрава ЧР обеспеченность больничными койками на 01.01.2019 г.
уменьшилась до 57,1 на 10 тыс. человек (расчет на круглосуточные койки; на 01.01.2018 г.
- 57,5 на 10 тыс. человек).
Структура смертности (по данным Росстата за январь-ноябрь 2018 года) выглядит
следующим образом. За январь-ноябрь всего умерло 5541 человек. Показатель общей
31
смертности - 4,2 на 1000 человек (за аналогичный период 2017 года 4,6 случаев, умерло
5945 человек). Смертность от болезней системы кровообращения - 193,7 на 100 тыс.
человек при плановом показателе, установленным
«дорожной картойª
-
271,3
(аналогичный период
2017 года
-
256,6). Смертность от новообразований
(в том числе злокачественных) на 100 тыс. человек - 68,3 при плановом показателе
80,9 случаев на 100 тыс. населения (аналогичный период 2017 года - 80,9). Смертность
от туберкулеза - 0,9 случаев на 100 тыс. человек при плановом показателе не более 9,2
(аналогичный период
2017 года
-
1,6). Смертность от дорожно-транспортных
происшествий достигла 2,6 человек на 100 тыс. населения при плане 2,5 (аналогичный
период 2017 года - 3,2). Младенческая смертность - 6,4 случаев на 1 тыс. родившихся
живыми при плане 9,1 (аналогичный период 2017 года - 8,9).12
Ниже отражены барьеры, которые на данный момент мешают дальнейшему
развитию здравоохранения в Чеченской Республике.
Профилактика. Недостаточная профилактика сердечно-сосудистых
заболеваний. Неразвитая культура профилактики заболеваний среди населения
и молодежи. Недостаточная пропаганда ЗОЖ.
Диагностика и лечение. Низкая выявляемость заболеваний в первичном
звене
(кардиология, онкология), низкая эффективность терапевтического звена.
Невысокая доля проходящих диспансеризацию среди всех категорий населения.
Неразвитость услуг скорой помощи. Недостаточный уровень современных
высокотехнологичных медицинских технологий и сквозных стандартизированных
протоколов в медицинских организациях Чеченской Республики (в том числе технологий
управления хроническими заболеваниями).
Восстановление. Низкий уровень внедрения реабилитационных технологий
для детей и взрослых. Недостаточное развитие инфраструктуры геронтологической
помощи.
Медицинские кадры. Развитию мешает низкая обеспеченность
качественными врачебными кадрами медицинских организаций (врачи первичного звена,
терапевты, педиатры). У медицинских кадров отсутствуют стимулы к развитию, они
недостаточно мотивированы к повышению квалификации, между ними отсутствует
конкуренция. Отсутствует «ядроª высококвалифицированных специалистов для развития
компетенций из внутренних ресурсов. Отсутствует система адресного рекрутинга
медицинских и управленческих кадров. Отсутствует система адресного обучения с целью
32
овладения конкретными медицинскими технологиями. Проблемы с медицинскими
кадрами приводят к низкой выявляемости заболеваний в первичном звене (кардиология,
онкология), низкой эффективности терапевтического звена.
Управление и финансирование. Наблюдается дисбаланс объемов
и финансового наполнения видов медицинской помощи территориальной программы
государственных гарантий. Крайне низок уровень развития различных форм ГЧП в
здравоохранении, внедрения стандартизации (клинические протоколы, типовые бизнес-
процессы). Имеют место неоптимальное территориальное планирование, недостаточная
централизация закупок, дефицит в ресурсном обеспечении территориальной программы
государственных гарантий в части республиканского бюджета.
Цифровизация. Наблюдается низкий уровень развития и использования
цифровых технологий в здравоохранении (АИС медицинских организаций, электронная
медицинская карта, телемедицина, дистанционный мониторинг здоровья).
Интернационализация. Отсутствует стратегия по интернационализации
сектора
(нет проработанного плана действий по группам целевых партнеров),
не используется потенциал получения зарубежного финансирования под международное
развитие сектора и реализацию совместных проектов.
Инфраструктура. Имеются дисбаланс инфраструктуры стационарной
и амбулаторной помощи, первичной и специализированной медицинской помощи;
дефицит инфраструктуры первичной медицинской помощи, выездных форм медицинской
помощи. Отсутствует инфраструктура реабилитационной помощи. Недостаточно развиты
инфраструктура паллиативной и геронтологической помощи, служба скорой медицинской
помощи, современная инфраструктура лабораторной и визуальной диагностики, центров
гемодиализа, онкологической помощи и помощи детям.
Достижения здравоохранения. Ключевыми достижениями в секторе являются:
ввод в эксплуатацию ряда ключевых объектов (Республиканская клиническая больница,
Центр спасения конечностей и др.); снижение уровня смертности и заболеваемости
социально значимыми заболеваниями. Начата работа по цифровизации системы
здравоохранения.
В рамках мероприятия
12.2
«Строительство республиканской больницы
с консультативной поликлиникой
(г. Грозный, проспект Кадырова, д.
306)
и диагностическим центром (г. Грозный, ул. Первомайская д.
4.)ª государственной
программы «Развитие здравоохранения Чеченской Республикиª в 2017 году освоено
229,474 млн. руб.
(ФБ -
227,179 млн. руб., РБ
-
2,295 млн. руб.). В
2018 году
33
на дооснащение оборудованием данной больницы освоено
421,053 млн. руб.
(ФБ - 400,0 млн. руб., РБ - 21,053 млн. руб.).
В 2018 году впервые в Чеченской Республике была оказана высокотехнологичная
медицинская помощь, не включенная в базовую программу обязательного медицинского
страхования, за счет средств республиканского бюджета на сумму
20,0 млн. руб.,
софинансирование из ФБ
-
4,194 млн. руб.; общая сумма финансирования
-
24,194 млн. руб.
В рамках подпрограммы
«Кадровое обеспечение системы здравоохраненияª
планируется поэтапное устранение дефицита медицинских кадров в медицинских
учреждениях Чеченской Республики. На
01.01.2019 г. обеспеченность врачебными
кадрами в учреждениях здравоохранения Чеченской Республики на 10 тыс. населения -
26,8 при плане на 2018 год - 25,3. Общее финансирование подпрограммы «Кадровое
обеспечение системы здравоохраненияª на 2018 год - 185,417 млн. руб., при потребности
397,875 млн. руб. (дефицит - 212,457 млн. руб.). Освоение на 01.01.2019 г. - 142,619 млн.
руб., или 76,9 % от годового объема (ФБ - 76,800 млн. руб., РБ - 65,819 млн. руб.).
В 2018 году произведены единые компенсационные выплаты 137 специалистам
на сумму 128 млн. руб., из них: 119 врачам - 119 млн. руб., 18 фельдшерам - 9 млн. руб.
За
2018 год в программу дополнительного профессионального обучения
включено
116 врачей, из них на профессиональную переподготовку направлено
5,
повышение квалификации прошло 111 человек, в ординатуру направлено 46 человек.
В 2019 году осуществлен ввод следующих объектов:
• ГБУ
«Республиканская психиатрическая больница
«Самашкиª, корпус
на 70 коек;
завершено строительство административно-поликлинического здания
ГБУ «Сунженская ЦРБª;
• первый этап строительства реабилитационного центра ГБУ «Наркологический
диспансерª, ввод первого этапа проведен в декабре 2019 года;
второй региональный сосудистый центр на базе ГБУ
«РКБ
им. Ш. Ш. Эпендиеваª мощностью 120 коек (60 коек - неврология, 60 коек - кардиология);
• три центра амбулаторной онкологической помощи на базе ГБУ «Гудермесская
ЦРБª, ГБУ «Шалинская ЦРБª, ГБУ «Урус-Мартановская ЦРБª;
• завод по производству расходных материалов для лабораторных исследований
и малоинвазивных операционных вмешательств;
В образовательные учреждения Минздрава России по выделенным квотам
поступили по регионам России в 2016 году 68 человек, в 2017 году 38 человек, в 2018 году
34
25 человек. После окончания медицинских вузов в ЛПУ республики обращаются и
трудоустраиваются не более 80-90% выпускников из числа обучавшихся по целевому
направлению.
Перспективы развития системы здравоохранения. В рамках мероприятия
«Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной
собственностиª планируется:
•завершение строительства и ввод в эксплуатацию второго пускового комплекса
ГБУ «Клиническая больница № 1 г. Грозныйª (ввод в эксплуатацию планируется до конца
2020 года), общий объём финансирования на 2020 год - 220,62 млн руб. (в т.ч. ФБ - 209,6
млн руб., РБ - 11,03 млн руб.);
•строительство объекта
«Детский инфекционный корпус на
100 коек при
ГБУ
«Республиканская детская клиническая больница имени Е. П. Глинкиª
по ул. Бисултанова, 101 в г. Грозный, Чеченской Республики (период строительства 2019-
2020 гг., (ввод в эксплуатацию планируется до конца 2020 года)) с предусмотренным
объемом финансирования на 2019 год 355,263 млн руб. (ФБ - 337,500 млн руб., РБ - 17,763
млн руб.), на 2020 год 251,705 млн руб. (ФБ - 233,749 млн руб., РБ - 17,956 млн руб.)
•увеличение
объема
высокотехнологической
медицинской
помощи,
не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, за счет
средств республиканского бюджета.
После 2024 года предусмотрен анализ достижений в сфере здравоохранения,
перерасчеты КПЭ и установление новых целей Стратегии. При этом остается важным
поддержка постоянного развития кадров, поэтому до 2035 года основные мероприятия
будут связаны непосредственно с привлечением высококвалифицированных специалистов
в сфере здравоохранения. Также до
2035 года предусмотрено строительство
15
медицинских учреждений
(из стратегий развития отдельных городов Чеченской
Республики).
В целях совершенствования системы здравоохранения на сельских территориях
Чеченской Республики в рамках государственной программы Российской Федерации
«Комплексное развитие сельских территорийª в 2023 году запланирован капитальный
ремонт здания амбулатории на 50 посещений. Благодаря реализации данного мероприятия
будут улучшены условия предоставления медицинских услуг.
Анализ выявил ряд возможностей для развития сектора в Чеченской Республике.
1.
Обеспечение высокого качества медицинской помощи:
35
высокоэффективные клинические протоколы по ключевым группам
заболеваний и профилям медицинской помощи
(материнство и детство, онкология,
кардиология);
высококвалифицированные врачи, средний медицинский персонал
и управленческие кадры;
система оценки качества, основанная на результатах (на уровне пациента,
врача, медицинской организации).
2.
Повышение общедоступности медицинских услуг:
новые модели предоставления медицинских услуг жителям удаленных
и труднодоступных районов
(в том числе сеть офисов врачей общей практики,
телемедицина, мобильные форматы);
расширение интеграции частных медицинских организаций в систему ОМС.
3.
Создание условий для роста эффективности системы здравоохранения:
качественное территориальное планирование сети медицинских учреждений
для оптимальной загрузки действующих ресурсов и высвобождения ресурсов на развитие
других видов медицинской помощи;
бережливое производство в здравоохранении и масштабирование формата
«Бережливая поликлиникаª;
цифровизация системы здравоохранения и интеграция всех учреждений
в единый цифровой контур.
4.
Внедрение новых технологий и протоколов лечения:
внедрение новых направлений лечения: ядерная медицина, хирургическая
офтальмология и кардиохирургия;
выход на новые медицинские рынки: здоровое долголетие (геронтология,
гериатрия), персонализированная медицина, дистанционный мониторинг здоровья
и коррекция терапии (носимые устройства, телемедицинские сервисы);
новые административные и управленческие технологии.
5.
Интернационализация и кооперация в здравоохранении:
развитие кооперации государства и бизнеса
(отраслевые инвесторы,
медицинские операторы);
привлечение внешних специалистов (российских и зарубежных) в рамках
постоянно действующих партнерских программ;
внедрение финансовых и нефинансовых инструментов стимулирования
взаимодействия государства, бизнеса и профессионального медицинского сообщества.
36
В целях исполнения указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г.
№204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 годаª Минздравом ЧР разработаны и утверждены распоряжениями
Правительства Чеченской Республики от 13.12.2018 г. шесть региональных проектов в
соответствии с федеральными проектами, входящими в национальный проект
«Здравоохранениеª и один проект, входящий в национальный проект «Демографияª:
«Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощиª;
«Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниямиª;
«Борьба с онкологическими заболеваниямиª;
«Развитие детского здравоохранения в Чеченской Республике, включая
создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детямª;
«Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения
Чеченской Республики квалифицированными кадрамиª;
«Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой
государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)ª;
«Формирование системы мотивации граждан к ЗОЖ, включая здоровое
питание и отказ от вредных привычекª.
В целевом видении здравоохранение Чеченской Республики представляет собой
систему, которая обеспечивает доступную и качественную медицинскую помощь,
отвечающую современным медицинским стандартам.
Реализация Стратегии по улучшению здравоохранения в Чеченской Республике
состоит из трех этапов:
На первом этапе реализации Стратегии:
1)
создаются правовые, организационные и финансовые механизмы,
обеспечивающие устойчивое функционирование системы здравоохранения;
2)
начинается реализация региональных проектов, входящих в структуру
соответствующих федеральных проектов национальных проектов
«Здравоохранениеª
и
«Демографияª, принимаются необходимые решения в области укрепления
общественного здоровья, профилактики заболеваний;
3)
развивается система биологической безопасности и предотвращения
распространения инфекционных заболеваний;
4)
формируется целостная система подготовки и привлечения кадров
для системы здравоохранения;
5)
создаются условия, необходимые для дополнительного финансирования
и роста инвестиционной привлекательности системы здравоохранения.
37
Сектор здравоохранения Чеченской Республики будет сфокусирован
на повышении эффективности системы здравоохранения в целом и повышении
квалификации медицинского персонала. В частности, развитие получат: базовая
цифровизация
(интегрированная АИС, ЭДО, единая электронная карта пациента),
оптимизация территориального планирования сети медицинских учреждений,
современная модель первичной медико-санитарной помощи. Предусмотрены следующие
направления работ государства и бизнеса:
внедрение локальных АИС в медицинских организациях;
разработка и внедрение элементов электронной медицинской карты (блок
диспансеризации);
внедрение системы оценки качества медицинской помощи (на уровне врача,
подразделения, медицинской организации, региона);
оптимизация потоков экстренных и плановых больных;
повышение доступности доврачебной первичной медицинской помощи
путем формирования сети врачей общей практики (семейных врачей);
внедрение адресных программ профилактики;
внедрение адресных программ привлечения внешних кадров;
запуск центра медицинских инноваций.
На втором этапе:
1)
формируются новые, в том числе организационные и управленческие,
решения, направленные на устойчивое развитие системы здравоохранения, сохранение
здоровья населения и повышение качества медицинской помощи;
2)
реализуются меры, направленные на создание и внедрение в медицинскую
практику новых технологий и услуг, отвечающих современному развитию медицинской
науки;
3)
совершенствуются механизмы лекарственного обеспечения граждан;
4)
развиваются механизмы финансирования медицинской помощи, в том числе
в рамках обязательного медицинского страхования.
Будут внедряться инновации, получит развитие высокотехнологичная медицина.
Ключевыми точками роста станут крупные инфраструктурные проекты
(ядерная
медицина, ионно-протонный центр), высокотехнологичные методы лечения,
формирование конкурентной среды. Предусмотрены следующие направления работ
государства и бизнеса:
повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи
(ВМП);
38
развитие международных связей;
развитие восстановительной медицины;
цифровизация здравоохранения
(блокчейн, телемедицина, виртуальные
клиники);
развитие видов медицинской помощи с высокой долей частных
поставщиков медицинских услуг
(пластическая хирургия, стоматология, визуальная
диагностика).
На третьем этапе реализации Стратегии будут внедряться технологии будущего
и получит развитие экспорт медицинских услуг. Ключевыми точками роста станут:
внедрение прорывных ИТ-технологий
(например, устройства для дистанционного
мониторинга показателей здоровья), персонализированная медицина, медицинский
туризм.
На третьем этапе предусмотрены следующие направления работ государства
и бизнеса:
стимулирование внедрения прорывных ИТ-технологий в операционную
деятельность медицинских учреждений;
развитие медицинского туризма.
Стратегией предусмотрен запуск целого ряда флагманских проектов в секторе
«Здравоохранениеª, в том числе:
центр ядерной медицины
(ПЭТ-центр) на базе ГБУ
«Республиканский
онкологический диспансерª (0,5 млрд. руб.);
центр ионно-протонной терапии онкологических заболеваний, совместно
с зарубежными партнерами (8,1 млрд. руб.);
медицинский центр инноваций.
Источниками финансирования инициатив по развитию сектора станут:
федеральные программы развития здравоохранения
(в том числе
федеральная национальная онкологическая программа);
региональная программа развития здравоохранения;
ГЧП (концессионные соглашения);
средства российских и зарубежных фондов, например РФПИ, Фонд развития
Абу-Даби, фонд Mubadala (ОАЭ);
проектное финансирование банков
(ВЭБ, ПАО
«Сбербанкª, ВТБ,
Газпромбанк);
гранты Национальной технологической инициативы (HealthNet);
39
средства некоммерческих организаций.
Оценка реализации Стратегии в части развития здравоохранения осуществляется
по следующим показателям:
1)
уровень смертности и инвалидности населения, в том числе детей в возрасте
до 17 лет, лиц трудоспособного возраста (женщины в возрасте от 16 до 60 лет, мужчины
от
16 до
65 лет), уровень смертности от заболеваний системы кровообращения,
от новообразований, в том числе от злокачественных (на 100 тыс. населения), уровень
младенческой смертности (на 1 тыс. родившихся живыми), смертности от туберкулёза
(на 100 тыс. человек), от ВИЧ-инфекции (на 100 тыс. человек);
2)
объём медицинской помощи
(всех видов), предоставленной в рамках
программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи (на одно застрахованное лицо);
3)
степень износа основных фондов в сфере здравоохранения (в процентах);
4)
уровень охвата отдельных категорий граждан лекарственным обеспечением
за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в процентах);
5)
уровень обеспечения отечественными лекарственными препаратами;
6)
расходы на здравоохранение, включая средства консолидированного
бюджета Российской Федерации и ФФОМС;
7)
уровень заболеваемости инфекционными болезнями (на 100 тыс. человек).
В результате реализации Стратегии к 2035 году по сравнению с 2018 годом КПЭ
изменятся следующим образом:
показатель
«Младенческая смертность, на
1 тыс. новорожденныхª
сократится с 6,6 до 5,5 случаев;
показатель «Смертность в трудоспособном возрасте, на 100 тыс. населенияª
сократится со 197,0 до 176,9;
показатель
«Снижение показателя смертности от болезней системы
кровообращения на 100 тыс. населенияª сократится со 252,3 до 220,0;
показатель
«Выявляемость онкологических больных на
1-2-й стадиях
заболевания, %ª вырастет с 50,9 до 63,0%;
показатель
«Доля посещений детьми медицинских организаций
с профилактическими целями, %ª вырастет с 34,0 до 45,0;
по стратегической цели «Медицинская инфраструктура и цифровизацияª:
показатель
«Число ВМП, оказываемых на территории Чеченской
Республики от общего числа ВМП, %ª вырастет с 25,4 до 40%;
40
показатель
«Число медицинских организаций, внедривших АИС,
интегрированных в ЕГИСЗ и ТФОМС, %ª достигнет 100 %;
показатель
«Накопленный объем негосударственных инвестиций
в медицинскую инфраструктуру, млрд. руб.ª вырастет до 15 млрд. руб.;
показатель
«Число медицинских организаций, внедривших АИС,
интегрированных в ЕГИСЗ и ТФОМС, %ª вырастет более чем в два раза.
Приоритетными инициативами станут: переход на модель общей врачебной
практики, базовая цифровизация здравоохранения (АИС, ЭДО, единая электронная карта
пациента), создание современной сети медицинской инфраструктуры, создание центра
медицинских инноваций, адресные программы привлечения высококвалифицированных
кадров и наращивания внутренних компетенций, республиканская онкологическая
программа, развитие института материнства и детства, создание на территории Чеченской
Республики трех международных клиник.
3.4. Образование (приоритетный социальный сектор)
Цель. Подготовка кадров, способных сделать экономику Чеченской Республики
конкурентоспособной и интегрированной в международное сообщество с одновременным
сохранением этнического и национального своеобразия.
Задача 1. Обеспечение доступности дошкольного образования.
Задача
2. Обеспечение доступности общего образования, ликвидация третьей
смены обучения, перевод обучающихся в односменный режим обучения.
Задача 3. Поддержка непрерывности образования.
Задача
4. Создание условий для обеспечения преемственности в системе
«дошкольное образование
- школа
- вуз
- дополнительное профессиональное
образование».
Задача 5. Обеспечение уровня образования, гарантирующего трудоустройство.
Задача 6. Продвижение на научно-образовательном уровне идеи национальной
самобытности чеченского этноса как неотъемлемой части мировой цивилизации.
Задача
7. Разработка и реализация комплексной Программы воспитательной
работы в образовательном пространстве Чеченской Республики.
Задача
8. Обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов
для народного хозяйства Чеченской Республики.
Задача
9. Интеграция общего и дополнительного образования, доступность
профессионального образования.
41
Для реализации целей Стратегии сектор «Образованиеª разделен на два подсектора
— «Общее образованиеª и
«Профессиональное образованиеª. Подсектор
«Общее
образованиеª по состоянию на сентябрь
2019 года включает в себя дошкольное
образование (всего 455 ДОУ, в том числе 37 государственных, 395 муниципальных и 23
частных), общее образование (всего 531 общеобразовательная организация, в том числе
481 государственная (муниципальная) (из них 15 начальных, 45 основных, 414 средних,
5 коррекционных,
2 вечерние и
50 частных), дополнительное образование детей
(67 учреждений дополнительного образования). Подсектор
«Профессиональное
образованиеª включает в себя среднее профессиональное образование
(24
государственных и 8 частных организаций), высшее образование (представлено тремя
организациями
— Чеченским государственным педагогическим университетом,
Чеченским государственным университетом, Грозненским государственным нефтяным
техническим университетом им. М. Д. Миллионщикова).13
Дошкольное образование. В системе дошкольного образования Чеченской
Республики на конец 2019 года функционировали
455 дошкольных образовательных
учреждений, в которых насчитывается 82 074 воспитанников (из них в возрасте 3-7 лет -
72 596 воспитанников), в том числе
23 негосударственных детских садов с числом
воспитанников 676 человека. Количество педагогических работников государственных
(муниципальных) ДОО региона составило 7 587 человек.
На конец 2019 года количество детей в возрасте 0-7 лет, состоящих на учете для
определения в детские сады, составляет
11 225 человек (по данным ФГИС ДОО в
Чеченской Республике численность детей в возрасте от
2 мес. до
8 лет, то есть
включительно 7 лет), в том числе в возрасте 3-7 лет — 5 028 человек.
Актуальная очередь
(численность очередников с желаемой датой зачисления
в детский сад не позднее
1 сентября текущего года) для детей в возрасте
от 0 до 7 составляет 283 человек (по данным ФГИС ДОО в Чеченской Республики
численность детей в возрасте от 2 мес. до 8 лет, то есть включительно 7 лет), в том числе в
возрасте от 3 до 7 лет - 0 человек.
По данным Росстата, в настоящее время численность детей в возрасте 0-7 лет
по Чеченской Республике составляет 214 388 человек, в том числе в возрасте 3-7 лет -
124 255 человек.
На конец
2019 года охват детей дошкольным образованием
(отношение
численности детей в возрасте 0-7 лет (3-7 лет), посещающих детские сады, к численности
детей в возрасте 0-7 лет (3-7 лет), скорректированной на численность детей дошкольного
42
возраста, обучающихся в школах) составляет в возрасте 0-7 лет - 44,4% (6 включительно),
в возрасте 3-7 лет - 58,43% (6 включительно).
Комитет Правительства Чеченской Республики по дошкольному образованию
является соисполнителем регионального проекта
«Содействие занятости женщин
-
создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех летª, в части
достижения 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте
до трех лет к 2021 году в соответствии с указом Президента Российской Федерации
от 07.05.2018 г.
№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 годаª.
Посредством реализации мероприятий по строительству и приобретению (выкупу)
зданий дошкольных образовательных организаций в рамках регионального проекта
«Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей
в возрасте до трех летª, входящего в национальный проект «Демографияª, целевой
показатель «Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 летª
при плановом значении показателя 95%, составил 97,32% на конец 2019 года.
Достижения системы дошкольного образования.
В 2019 году по программным и внепрограммным мероприятиям: создано
-
4200 мест в дошкольных учреждениях:
- по мероприятию по созданию дополнительных мест для детей в возрасте
от
2 месяцев до
3 лет в образовательных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного
образования, - 20 объектов на 2 760 мест;
- по мероприятию по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5
до
3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по образовательным программам дошкольного образования, 12 объектов
на 1440 мест.
Всего за два года, предшествующих отчетному году, и за отчетный период
(2017-2019 гг.) в Чеченской Республике создано
15
840 дополнительных мест
в дошкольных учреждениях. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте
от 1,5 до 3 лет составила, в 2018 году - 95,81%, на 01.01.2020 г. 97,32%.
В рамках обеспечения 100% доступности дошкольного образования для детей
в возрасте
3-7 лет в соответствии с указом Президента Российской Федерации
от 07.05.2012 г. № 599 за период 2013-2019 годов в системе дошкольного образования
всего создано 40 430 мест, в том числе:
43
построено 57 учреждений (7605 мест); реконструировано 13 учреждений
(1940 мест);
возвращено в систему дошкольного образования
19 детских садов
(1980 мест); проведен капитальный ремонт четырех детских садов
(200 мест);
организованы дополнительные группы в функционирующих детских садах
(5155 мест); приобретено 12 детских садов (1860 мест);
организовано открытие 131 детских садов в арендованных помещениях
(11
680 мест): обеспечено включение негосударственного сектора
(18 частных детских садов, 1795 мест);
проведены иные мероприятия (6715 мест);
в функционирующих ДОУ созданы компенсирующие места на 1500 мест.
Основными задачами Чеченской Республикой в сфере дошкольного образования
на период до 2035 года являются:
обеспечение максимального охвата детей дошкольным образованием
(отношение численности детей в возрасте 0-7 лет (3-7 лет), посещающих
детские сады, к численности детей в возрасте
0-7 лет
(3-7 лет),
скорректированной на численность детей дошкольного возраста,
обучающихся в школах);
повышение качества оказываемых государственных услуг в сфере
дошкольного образования;
обеспечение доступности дошкольного образования, в том числе для детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
удовлетворение актуального спроса населения на дошкольное образование
и присмотр и уход за детьми;
повышение качества подготовки педагогических кадров для системы
дошкольного образования в соответствии с современными тенденциями
в педагогике дошкольного образования;
обеспечение дошкольных учреждений современной компьютерной
техникой, позволяющей использовать самые современные методы
дошкольной работы с детьми и обеспечивающей овладение детьми
навыками работы с компьютерами с самого раннего возраста.
Вызовы, барьеры и ограничения в секторе.
Проблемы дошкольного образования:
44
дефицит типовых зданий для размещения ДОУ; более 45 тыс. мест в ДОУ
не соответствуют современным требованиям;
отсутствие типовых решений частных ДОУ
(организация помещений,
разработка разрешительной документации, использование образовательных
методик);
дефицит детской развивающей инфраструктуры в городских и сельских
районах.
Перспективы развития системы дошкольного образования. В соответствии
с региональным проектом
«Содействие занятости женщин
- создание условий
дошкольного образования для детей в возрасте до трех летª, реализуемого в рамках
национального проекта
«Демографияª, в Чеченской Республике в
2019-2021 годах
планируется создать
6420 дополнительных мест для детей в возрасте до
3 лет
в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по образовательным программам дошкольного образования, что обеспечит достижение
к
2021 г.
100-процентной доступности дошкольного образования для детей данной
возрастной группы. Будут введены в эксплуатацию 39 детских садов (построено 35,
приобретено
(выкуплено) четыре). Общий объем бюджетных ассигнований,
предусмотренный для реализации данных мероприятий составляет 3 879 363,704 руб.,
федеральный бюджет - 3 807 113 руб., республиканский бюджет - 72 250 794 руб.
Общее образование. По состоянию на сентябрь 2019 года в Чеченской Республике
функционирует 481 государственное (муниципальное) учреждений общего образования
на 199 804 ученических места с числом обучающихся 287 326 человек, в том числе:
две вечерние школы (1 154 обучающихся, 39 педагогических работников);
одна школа-интернат (323 обучающихся);
пять образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями
здоровья (757 обучающихся).
Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих
лицензии на осуществление образовательной деятельности по общеобразовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования —
50 единиц. По состоянию на 01.01.2020 г. из них функционируют 49 школ (5 805
обучающихся, 483 педагогических работника).
В одну смену занимаются
165 школ
(31,1% от общего количества,
48 155 обучающихся), в две смены — 281 школа (52,9%, 153 335 обучающихся), в три
смены — 85 школ (16,0%, 91 641 обучающихся).
45
В первую смену занимаются 180301 обучающихся (61,5% от общего количества),
во вторую смену
— 100 483 обучающихся (34,3%), в третью смену
— 12 347
обучающихся (4,2%).
Дефицит ученических мест по Чеченской Республике составляет 87522 единицы.
Средняя заработная плата в сфере образования на 01.01.2020 г. составляла: в сфере
общего образования — 20 844 руб.; педагогических работников учреждений общего
образования — 23 959 руб.; учителей — 25 533 руб.
Достижения системы общего образования. В системе общего образования
функционируют
481 государственная
(муниципальная) общеобразовательная школа,
в которых обучаются 287 326 детей, работают 42 434 человека, в том числе 25 339
педагогических работников. Средняя заработная плата в сфере общего образования
на конец 2019 года составила 20 844 руб.
За
2014-2019 годы удалось построить и ввести в эксплуатацию
72 здания
для общеобразовательных организаций мощностью
37604 посадочных места,
что позволило ликвидировать трехсменный режим обучения в 61 школе, перевести
13 школ из аварийных зданий и 3 школы из приспособленных помещений в современные
учебные корпуса. При этом прирост численности обучающихся за данный период
составил более 58 тыс. человек (с 229 тыс. в 2013 году до 287 тыс. в 2019 году).
В 2017 году создан и успешно функционирует детский технопарк «Кванториумª.
С 2018 года открыт региональный модельный центр дополнительного образования,
являющийся ядром системы дополнительного образования и обеспечивающим
организационно-методическое
сопровождение
образовательных
организаций
дополнительного образования.
В рамках реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей
и задач федеральных проектов национального проекта
«Образованиеª реализуются
мероприятия, направленные на развитие образования, в том числе, на совершенствование
материально-технической базы общеобразовательных организаций. В 2019 году в рамках
регионального проекта «Современная школаª в 83 общеобразовательных организациях
созданы центры цифрового и гуманитарного профилей
«Точка ростаª.
В
94 общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных
организациях обновлена материально-техническая база для внедрения целевой модели
цифровой образовательной среды.
В рамках реализации мероприятия регионального проекта «Современная школаª
по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья,
46
обновлена материально-техническая база ГБОУ
«Специальная
(коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих им. В. Дагаеваª.
В ходе реализации данного мероприятия в образовательную организацию
поставлено оборудование для информатизации и автоматизации образовательных
процессов и средств обучения для реализации дополнительных общеразвивающих
программ.
Профессиональное образование. В системе профессионального образования
Чеченской Республики по состоянию на 01.01.2020 г. функционируют 24 государственных
бюджетных профессиональных образовательных учреждения и
8 негосударственных
профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность
по подготовке рабочих кадров, в которых обучаются 37 502 студента.
Контрольная цифра приема на 2019/2020 учебный год составила 7 260 чел. Зимний
выпуск в профессиональных образовательных организациях в
2019 году составил
356 чел., летний выпуск — 9 517 чел.
Численность педагогических работников, реализующих образовательные
программы в профессиональных образовательных организациях — 1 985 чел.
Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения
образовательных учреждений профессионального образования на
01.01.2020 г.
24 544 руб.
Достижения системы профессионального образования. В Чеченской Республике
функционирует 32 средних профессиональных учебных заведения, обучение в которых
ведется по
59 специальностям. В
2017-2019 годах было выпущено более
25
000
квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена, доля
трудоустроившихся из них составила 32,7 %.
Для внедрения в учебный процесс прогрессивных технологий трудовой
деятельности, широкой пропаганды среди молодежи рабочих профессий, повышения их
престижа в современных условиях проводятся олимпиады по профессиональному
мастерству, региональные чемпионаты рабочих профессий по методике Worldskills.
Победители принимают участие во всероссийских олимпиадах по профессиональному
мастерству, в межрегиональных и национальных чемпионатах «Молодые профессионалыª
(Worldskills Россия).
В рамках V Национального чемпионата по профессиональному мастерству
«Молодые профессионалыª (Worldskills Россия) в Чеченской Республике с 28 февраля
по 3 марта 2017 года проведен II Региональный чемпионат «Молодые профессионалыª
Чеченской Республики
(Worldskills Россия
2017) по внедрению следующими
47
профессиональными компетенциями: ремонт и обслуживание легковых автомобилей
(автомеханик); сварочные технологии; кирпичная кладка; методика обучения в младших
классах учреждений общего образования.
Победители Регионального чемпионата приняли участие в отборочных
соревнованиях к финалу V Национального чемпионата по профессиональному мастерству
«Молодые профессионалыª
(Worldskills Россия) в г. Ульяновске по компетенции
«автомеханикª, г. Реутове Московской области по компетенции «кирпичная кладкаª,
г. Хабаровск по компетенции «сварщикª.
В рамках VII Национального чемпионата по профессиональному мастерству
«Молодые профессионалыª (Worldskills Россия) в Чеченской Республике c 26 февраля по
1 марта 2019 года проведен IV Региональный чемпионат «Молодые профессионалыª
(Worldskills Россия) Чеченской Республикиª по следующим профессиональным
компетенциям: ремонт и обслуживание легковых автомобилей (автомеханик); сварочные
технологии; кирпичная кладка; методика обучения в младших классах учреждений
общего образования, медицинский социальный уход.
Основной проблемой, требующей содействия в том числе и со стороны
федерального центра, является низкий уровень материально-технического обеспечения
профессиональных образовательных организаций Чеченской Республики, необходимого
для внедрения программ профессионального обучения по наиболее востребованным
и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс
и проведения аттестации с использованием механизмов демонстрационного экзамена,
необходимость
оснащения
регионального
координационного
центра
и специализированных центров компетенций необходимым оборудованием
и автомеханизированными средствами, соответствующими международным стандартам,
а также обеспечение высококвалифицированными специалистами, обладающими
педагогическими навыками, способными не только работать с этим оборудованием
мирового уровня, но и обучать этому молодое поколение. Для решения данной задачи
Чеченская Республика приняла участие в отборе субъектов Российской Федерации
на предоставление в 2020-2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации на разработку и распространение в системе среднего
профессионального образования новых образовательных технологий и формы
опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта «Молодые
профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)ª
национального проекта «Образованиеª. По итогам отбора заключено соглашение между
Минпросвещения России и Правительством Чеченской Республики о предоставлении
48
субсидии из федерального бюджета бюджету Чеченской Республики на создание
в Чеченской Республике центра опережающей профессиональной подготовки.
Профессиональные образовательные организации также участвуют в конкурсах,
проводимых Минпросвещения России на предоставление грантов в форме субсидий
в целях оказания государственной поддержки профессиональных образовательных
организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы
современным требованиям в рамках федерального проекта «Молодые профессионалыª
(Повышение конкурентоспособности профессионального образования)ª национального
проекта «Образованиеª государственной программы «Развитие образованияª. По итогам
участия в 2019-2020 годах оснащено современным оборудованием 10 учебных мастерских
2 образовательных организаций.
Высшее образование. На начало
2019-2020 учебного года функционирует
три учреждения высшего образования, в которых:
- численность студентов в
2018-2019 учебном году составила
35
175 чел.;
в 2019-2020 учебном году - 33 576 чел.;
- численность педагогических работников образовательных организаций высшего
образования (четырех вузов вместе с филиалом частного вуза) по состоянию на 2018-2019
учебный год составляет
1
967 чел., численность профессорско-преподавательского
состава составляет 1 073 чел.;
- выпуск специалистов всех образовательных организаций в 2018 году (включая
филиал частного вуза) - 6 051 чел.;
- количество укрупненных групп специальностей и направлений подготовки
студентов в четырех образовательных организациях высшего образования в 2018 году
и
2019 году составило
34. Количество направлений
(специальностей) подготовки
студентов в 2018 году составило 75, в 2019 году - 73.
Достижения системы высшего образования. Фактический выпуск студентов
в 2019 году по всем формам обучения составил 5 910 человек, ожидаемый выпуск
студентов в
2020 году
— 7 085 человек. В трех вузах обучение ведется
по 54 специальностям, в 2017-2019 годах было выпущено более 16 000 специалистов,
доля трудоустроившихся выпускников составила 43,9 %.
ФГБОУ ВО
«Грозненский государственный нефтяной технический
университет» им. акад. М.Д. Миллионщикова. Реализация на базе университета
международной акселерационной программы для отбора и поддержки российских научно-
технологических проектов с целью ввода их на рынки стран Ближнего Востока и Азии.
Реализация совместно с ПАО
«НК
«Роснефтьª проекта по созданию Центра
49

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..