Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 7

 

  Главная      Книги - Разные     Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года (Четвертая редакция) - часть 7

 

 

Прогнозируется спрос продукции Индустриального парка «Шалиª в таких странах,
Турция, Германия, Швейцария, Бельгия, Голландия, Швеция, Дания, Австрия.
ООО «ГрозСтройКерамª. В Старопромысловском районе г. Грозный свою
производственную деятельность осуществляет предприятие ООО
«ГрозСтройКерамª
с 2015 года. Проектная мощность - 450 тонн в сутки или 60 млн. усл. шт. в год.
Предприятием выпускается керамическая продукция для строительства,
отвечающая требованиям мировых стандартов, а именно:
лицевой кирпич размерами 250х120х65 (1НФ);
лицевой кирпич коричневый (оксидированный) (1НФ);
лицевой кирпич размерами 250х120х88 (1.4НФ) ;
лицевой кирпич коричневый (оксидированный) (1.4НФ);
камень керамический размерами 250х250х188 (6НФ).
Штатная численность работающих составляет 126 человек.
В результате изучения рынка технологического оборудования предприятием
выбран один из лучших итальянских производителей
— компания МАРКЕЛУЦЦО
ИМПЬЯНТИ. Завод оборудован самым современным технологическим оборудованием
ведущих европейских производителей.
ООО «ГрозСтройКерамª проведены геологические изыскания и комплексные
исследования месторождения глин, в результате которых подтверждено наличие
керамических глин на 25 лет производства. Имеются и дополнительные резервы сырья.
Обществом получена лицензия Минприроды ЧР на пользование недрами до 2035 года.
Расположение завода рядом с месторождением глин, используемых для производства,
значительно снижает расходы на транспортировку сырья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 г. № 372 (в
редакции от 09.03.2018 г. № 240) комплекс технологического оборудования завода внесен
в Перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в
Российской Федерации.
В настоящее время рассматривается вопрос о расширении ассортимента
производимой заводом продукции.
Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 13.04.2020 г. № 181-р
предприятие включено в перечень системообразующих организаций Чеченской
Республики, имеющих региональное значение и оказывающих существенное влияние на
занятость населения и социальную стабильность в Чеченской Республике. ИСТ «Казбекª
будет первым инновационным технопарком, расположенным на территории Чеченской
Республики. Формат инновационного технопарка выбран в целях привлечения в
150
строительную отрасль Чеченской Республики новейших технологий отечественной и
зарубежной разработки.
В рамках реализации инвестиционного проекта
«Создание инновационного
строительного технопарка «Казбекª в декабре 2018 года осуществлен запуск завода
по производству строительной извести. Запуск данного завода позволил создать 36 новых
высокопроизводительных рабочих мест (проектная мощность завода 32,4 тыс. т извести
в год). Помимо вышеуказанного проект включает в себя еще три завода: по выпуску
блоков и армированных плит, фиброцементных изделий, сухих строительных смесей.
Минпромэнерго ЧР оказано содействие НАО ИСТ «Казбекª по участию в конкурсном
отборе для получения субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по
привлеченным кредитам. По результатам конкурса, проведенного Минпромторгом
России, одобрена заявка на получение предприятием субсидии по полученным кредитам.
Несколько предприятий по производству строительных материалов находятся
в ведении Минавтодора ЧР, в том числе: два предприятия по выпуску инертных
материалов
(Песчаный карьер
«Стимулª, Белгатоевский
«Комбинат дорожно-
строительных материаловª), три предприятия по выпуску асфальтобетонной смеси
(«Асфальт-2ª, «Асфальт-3ª, «Асфальт-4ª), одно предприятие по выпуску железобетонных
изделий (ГУП «Грозненский завод железобетонных изделийª), одно предприятие по
реализации стройматериалов (ГУП «Стройматериалыª).
Для улучшения показателей по производству строительных материалов, в том
числе для выхода на новые рынки строительных материалов, требуется реализация ряда
мер:
стимулировать приток частных инвестиций благодаря разработке бизнес-
планов новых перспективных инвестиционных проектов и проведению
презентаций для потенциальных инвесторов;
для перспективных инвестиционных проектов обеспечить оказание
поддержки, прежде всего в создании инженерной и транспортной
инфраструктуры, а также в части предоставления временных налоговых
льгот;
стимулировать внедрение новых технологий, в т.ч. предоставляя
расширенные налоговые вычеты пропорционально осуществленным
инвестициям в высокотехнологичное оборудование и в НИОКР (при расчете
налога на прибыль учитывать данные затраты с мультипликатором 1,5).
151
4.6. Развитие торговли
Цель. Создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей
требованиям, предъявляемым к эффективной региональной экономике.
Задача 1. Развитие потребительского рынка.
В настоящее время сеть предприятий потребительского рынка Чеченской
Республики насчитывает в своем составе:
8 293 стационарных предприятий, из них 6 679 предприятий розничной
торговли, 825 - бытового обслуживания,
789 предприятий общественного питания.
Кроме того, в республике на конец 2018 года действуют 8 розничных рынков,
общее количество торговых мест на рынках - 5 560 ед.
Развитие потребительского рынка происходит, в основном, за счет привлечения
частных инвестиций. Оборот розничной торговли на 98,3 % формируется предприятиями
частного сектора, и только
1,7 % приходится на предприятия государственной,
муниципальной и других форм собственности.
Достижения сектора торговли.
За последний год уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов
на
1 тыс. чел. вырос на
5 кв. м. При этом к концу 2018 г. уровень обеспеченности
населения нестационарными торговыми объектами на
10 тыс. человек населения
повысился до 9,03 единиц, что более чем на 4 ед. больше, чем в 2016 г. - это позволило
создать более 200 новых рабочих мест. Кроме того, за 2018 г. на территории Чеченской
Республики организовано более 1 тыс. ярмарок выходного дня, на которых продано
товаров на общую сумма более 150 млн руб.22
Вызовы, барьеры и ограничения сектора
К ключевым вызовам, угрозам и рискам развития торговли относятся:
отсутствие развитой инфраструктуры потребительского рынка, в том числе
розничной и оптовой торговли;
сложности с поставками и закупками продукции в малых населенных
пунктах;
высокая неравномерность объемов розничной торговли в муниципальных
районах;
высокий объем импорта потребительских товаров из-за рубежа;
сокращение доли МСП в розничной торговле;
152
снижение покупательной способности населения;
высокие социальные риски (потеря рабочих мест на селе) из-за развития
интернет-торговли;
сложности с реализацией сельскохозяйственной продукции местных
производителей через торговые сети;
отсутствие крупных логистических центров;
административные барьеры;
отсутствие банковских и страховых продуктов, адаптированных под
потребности региона.
Одна из проблем развития сектора торговли заключается в том, что уровень
обеспеченности населения площадью торговых объектов не соответствует нормативу,
рассчитанному в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от
09.04.2016 г.
№ 291, который составляет
420 кв. м на 1 тыс. чел. В 2018 г. в регионе данный показатель составлял 370 тыс. кв. м.
Кроме того, оптовая торговля в Чеченской Республике недостаточно развита, так
как для ведения подобной деятельности организации должны обладать достаточным
объемом финансовых ресурсов для осуществления масштабных закупок у производителей.
Помимо этого, важно наличие развитой дистрибьюторской сети в виде розничных точек,
которые бы выступили в качестве основного партнера. В Чеченской Республике развитие
розничной торговли, с одной стороны, пока не создает достаточную базу для
функционирования оптовых компаний, а с другой стороны, оптовый рынок республики
заполняется компаниями из других регионов СКФО.
Таким образом, дефицит капитала и высокие процентные ставки в финансовой
системе республики (как следствие - дефицит финансово-кредитных ресурсов для бизнеса)
в сочетании неразвитостью банковской инфраструктуры не позволяет реализовывать
инвестиционные проекты в сфере торговли.
Целевое видение и перспективы развития сектора
В рамках целевого видения развития сектора торговли были сформированы
следующие ключевые направления:
увеличение количества торговых площадей в Чеченской Республике, долю
современных форматов в сфере платных услуг, уровень консолидации
в комплексе, долю дистанционной торговли;
оказание активной поддержки малым формам хозяйствования для охвата
отдаленных населенных пунктов и удовлетворения потребностей населения
в товарах и услугах потребительского назначения;
153
привлечение в регион крупных сетевых организаций розничной и оптовой
торговли в целях наиболее полного обеспечения населения крупных
населенных пунктов необходимыми товарами и услугами;
развитие транспортно-логистической системы, в том числе в рамках
налаживания каналов поставок.
4.7. Инновации
Цель. Системная поддержка внедрения инноваций в традиционные и новые сектора
Чеченской Республики.
Задача
1. Развитие технологического предпринимательства и инновационной
инфраструктуры, системы поддержки коммерциализации технологий.
Задача
2. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров,
молодежного инновационного творчества с учетом потребностей предприятий Чеченской
Республики.
Задача 3. Формирование и развитие системы управления кластерами Чеченской
Республики.
Задача
4. Увеличение численности инновационных организаций Чеченской
Республики.
Задача
5.
Увеличение объема инновационной продукции, производимой
организациями Чеченской Республики, конкурентоспособной на российском и мировом
рынках.
Задача 6. Интеграция научного, образовательного и технологического потенциала
для решения наиболее актуальных задач производственного комплекса Чеченской
Республики.
В целях обеспечения динамичного устойчивого роста экономики республики
принципиально важным является переход к инновационному типу ее развития,
формированию экономики, основанной на применении самых современных технологий.
Конкурентоспособность Чеченской Республики на рынке определяется темпами
внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств,
эффективностью инновационных процессов. Другими словами, главной целью развития
инноваций является создание на территории Чеченской Республики единого научного
и инновационного пространства для реализации комплексных передовых НИОКР и их
дальнейшей интеграции в производственную и социально-экономическую жизнь
Республики.
154
По уровню инновационной активности промышленных предприятий, внутренним
затратам на исследования и разработки в процентах к ВРП, численности персонала,
занятого исследованиями и разработками, Чеченская Республика значительно отстает от
среднероссийских показателей.
В целях поддержки инновационной деятельности для становления и развития
инновационных проектов в республике функционируют три технопарка, два из которых
созданы при вузах республики и один — на базе имущественного комплекса ГБУ ДО
«Республиканский центр детского (юношеского) технического творчестваª.
Вместе с тем актуальными остаются проблемы, связанные с технологической
отсталостью основных отраслей экономики Чеченской Республики и ограниченностью
возможности привлечения финансовых ресурсов из-за недостаточной развитости
республиканской финансово-кредитной системы.
Также остается недостаточно развитым малый инновационный бизнес. Причины
кроются в высоких стартовых и текущих расходах, увеличивающих период окупаемости
проекта (срок кредитования и т. д.), административных и психологических барьерах.
В ближайшей перспективе требует программного решения ряд вопросов,
связанных с отсутствием инфраструктурных организаций инновационной сферы, а также
квалифицированных кадров для инициации и реализации инновационных проектов.
Особый импульс получит развитие инноваций в здравоохранении и образовании.
Для прорывного развития здравоохранения Чеченской Республики будет создан Центр
медицинских инноваций, содействовать внедрению изменений инноваций в систему
образования Чеченской Республики будет создаваемый Центр оценки качества
образования (см. раздел 9.2. Механизмы реализации Стратегии на уровне институтов
развития).
Перспективным направлением для инноваций является АПК. Технологии «умного
сельского хозяйстваª позволят повысить эффективность и отдачу от агропромышленного
сектора. «Умное сельское хозяйствоª — это концепция ведения сельскоxозяйственной
деятельности, основанная на внедрении в процесс получения cельскохозяйственной
продукции новых технологий
(интернета вещей
(IoT), датчиков, беспилотных
летательных аппаратов, GPS и ГЛОНАСС, автоматизирующих систем и т. п.) с целью
повышения урожайности и уменьшении затрат на издержки. В 2019-2035 годах ожидается
бурное развитие умного сельского хозяйства: среднегодовой рост рынка к 2035 году
составит
12%. Примеры технологий, применимых для АПК Чеченской Республики,
таковы:
155
спутниковая навигация — ориентирование техники на местности, слежение
за животными;
беспилотные транспортные средства и летательные аппараты — обработка,
слежение за состоянием и сбор урожая;
датчики и сенсоры — мониторинг состояния урожая, животных и т. п.;
IoT-платформы — контроль данных, поступающих с датчиков, техники
и других устройств;
«большие данныеª — анализ данных, получаемых за все время с датчиков,
для выделения знаний, полезных для сельского хозяйства23.
В мире можно найти много примеров успешного применения технологий «умного
сельского хозяйстваª. Внедрение этих технологий позволит повысить эффективность
производства.
В аспекте ускорения темпов социально-экономического развития и интеграции
Чеченской Республики в российское и глобальное экономическое пространство важную
роль играет научно-технический комплекс региона. Развитие инновационного комплекса
коррелирует с улучшением социально-экономической ситуации в силу того, что комплекс
запускает механизмы интенсивного роста экономики за счет повышения
производительности труда и эффективности использования ресурсов в условиях
ограниченности возможностей экстенсивного развития.
Значительные усилия должны быть направлены на стимулирование
исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании,
реализацию финансовой поддержки инновационных программ минимум четырех ведущих
ВУЗов Чеченской республики. Результатом данных изменений должно стать присвоение
статуса национальных исследовательских университетов и выделены средства
на реализацию программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры
и развитие исследовательской деятельности.
Также необходимо реализовать меры по поддержке кооперации вузов
с предприятиями и дальнейшему развитию вузовской инновационной деятельности.
Развитие инноваций способствует наращиванию производственного потенциала
Чеченской Республики как в части повышения эффективности существующих процессов,
так и благодаря обеспечению выпуска новой, в т.ч. высокотехнологичной продукции.
Критерии эффективности реализации Стратегии
ВДС инновационного сектора:
не менее 17% ВРП к 2021 г;
156
не менее 20% к 2024;
не менее 25% к 2035.
Внутренние затраты на исследования и разработки:
не менее 3% ВРП к 2021 г;
3,5% к 2020;
4% к 2035.
4.8. Интернационализация: внешнеэкономическая деятельность, улучшение
инвестиционного климата и привлечение внешних инвестиций
Цель. Увеличение оборота межрегиональной и внешней торговли Чеченской
Республики.
Задача
1. Улучшение инвестиционного климата и продвижение возможностей
Чеченской Республики.
Задача 2. Развитие межрегионального сотрудничества.
Задача
3.
Развитие деловых связей с Ближним Востоком и другими
макрорегионами.
Внешнеторговая
деятельность,
внешнеэкономические
связи
и
межрегиональное экономическое сотрудничество.
Интернационализация Чеченской Республики предусматривает развитие связей
с Ближним Востоком, создание торгово-промышленного хаба халяльной продукции
(АПК) и финансового хаба с созданием проектов в России. Будут привлекаться
зарубежные инвестиции для развития ключевых секторов и инфраструктуры. В случае
отсутствия собственных компетенций в сфере международного сотрудничества
в образовании и здравоохранении необходимые компетенции будут привлекаться
со стороны.
В январе-декабре 2019 года внешнеторговый оборот участников ВЭД Чеченской
Республики составил 66,27 млн долл. США., что выше уровня аналогичного периода
2018 года на 15,55 %. Во внешней торговле доминировали страны дальнего зарубежья,
составляющие 93,9 %.
Сальдо внешнеторгового баланса сложилось отрицательное, в сумме
55,70 млн долл. США. На его формирование в значительной степени повлияла торговля
с такими странами как Германия, отрицательное торговое сальдо составило
20,37 млн долл. США, Нидерланды (12,48 млн долл. США), Китай (8,08 млн долл. США),
Казахстан (4,30 млн долл. США) и Филиппины (1,99 млн долл. США). В то же время
157
положительное торговое сальдо было отмечено с Марокко
(0,61 млн долл. США),
Бангладешем (0,52 млн долл. США) и Азербайджаном (0,49 млн долл. США).
Основу экспорта республики в январе-декабре
2019 года составляют
продовольственные товары и сырьё, составляющие 90,52 % в структуре экспортируемых
товаров.
В отчётном периоде 63,44 % стоимостных объемов импорта обеспечил ввоз
машиностроительной продукции.
Экспорт. В январе-декабре 2019 года доля экспорта в товарообороте составила
7,98 % стоимостных объемов. Участниками ВЭД Чеченской Республики в январе-декабре
2019 года осуществлено экспортных операций на сумму 5,29 млн долл. США, что выше
объемов соответствующего периода
2018 года на
41,14
%. При осуществлении
экспортных операций участники ВЭД Чеченской Республики отдавали предпочтение
поставкам в страны дальнего зарубежья, с объемом поставок на сумму 4,20 млн долл.
США. На страны СНГ пришлось 1,09 млн долл. США. Основные товары — злаки
(3,05 млн долл. США), и масличных семян и плодов 0,80 млн долл. США. Также
поставлялись рыба и ракообразные, моллюски 0,52 млн долл. США, мясо и пищевые
мясные субпродукты
0,20 долл. США, алкогольные и безалкогольные напитки,
уксус
0,17 млн долл. США, а также сахар и кондитерские изделия из сахара
0,04 млн долл. США. Основными потребителями товаров данной укрупненной группы
являлись Турция, Китай, Марокко, Азербайджан и Бангладеш.
Импорт. Участниками ВЭД Чеченской Республики осуществлено импортных
операций на сумму 60,98 млн долл. США, что выше объемов соответствующего периода
2018 года на
13,77
%. При осуществлении импортных операций участники
ВЭД Чеченской Республики отдавали предпочтение поставкам из стран дальнего
зарубежья, с объемом поставок на сумму 55,30 млн долл. США с долей в импорте 90,68 %.
В январе-декабре 2019 года машиностроительной продукции в республику ввезено
на сумму 38,69 млн. долл. США, что составляет 63,44% стоимостных объёмов импорта.
Из машиностроительной продукции можно выделить реакторы ядерные, котлы,
оборудование и механические устройства их части, стоимостные объёмы которых в
отчётном периоде составили 33,44 млн долл. США или 54,83% стоимостных объёмов
импорта, главными поставщиками которых выступали Германия, Нидерланды и
Филиппины.
Органы государственной власти Чеченской Республики уделяют большое
внимание развитию внешнеэкономических и межрегиональных связей, вопросам
привлечения инвестиций, улучшению инвестиционного климата на территории региона.
158
На сегодняшний день республика имеет договорные отношения с 41 субъектом
Российской Федерации, а также десятки подписанных межведомственных нормативных и
иных документов о взаимодействии в различных сферах деятельности. Республику на
регулярной основе посещают официальные делегации субъектов Российской Федерации и
представители заинтересованных бизнес-структур регионов.
Согласован план мероприятий по реализации соглашения между Правительством
Чеченской Республики и Правительством Республики Карелия о торгово-экономическом,
научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве от
14.07.2015 г.
Перспективные направления сотрудничества: экономика, туризм, культура и другие.
Утверждена
«Дорожная картаª по сотрудничеству г. Санкт-Петербурга
с Чеченской Республикой на
2017-2020 годы, подписанный Губернатором
Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко и Главой Чеченской Республики Р.А. Кадыровым
от
03.08.2017 г. в рамках официального визита делегации из Санкт-Петербурга
в Чеченскую Республику. В рамках данного визита была организована отдельная
программа деловых мероприятий представителей бизнес-структур Санкт-Петербурга.
Между регионами также имеется ранее подписанное действующее соглашение
между Администрацией Санкт-Петербурга и Администрацией Чеченской Республики
о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной
и социальных областях от 27.08.2002 г.
В г. Санкт-Петербург действует представительство Главы Чеченской Республики,
реализуются
межведомственные
договоренности,
ведется
сотрудничество
в
здравоохранении
и туризме,
организуются
бизнес-миссии
субъектов
предпринимательской деятельности.
В 2019 году заключено
3 межрегиональных Соглашения о взаимовыгодном
сотрудничестве: с Кемеровской областью, Республикой Тыва и Кировской областью.
План мероприятий по сотрудничеству Чеченской Республики с Кировской
областью находится на стадии согласования.
В 2019 году Чеченская Республика организовала визит в республику официальных
делегаций Челябинской области, Турецкой Республики, Республики Корея, посетивших
республику с ознакомительной целью для налаживания дальнейшего сотрудничества.
В рамках встречи с делегацией из Республики Корея обсуждены вопросы
сотрудничества по созданию в Чеченской Республике предприятий по производству
тракторов, светодиодных приборов освещения и тепличных конструкций.
В июле
2019 года в г. Грозном прошел Грозненский международный
экономический саммит по поддержке предпринимательства и инноваций, который должен
159
стать международной экономической площадкой для обсуждения стратегии развития
экономических связей предпринимателей Чеченской Республики с регионами России и
зарубежья.
В целом, Чеченская Республика ведет активную и результативную деятельность
по развитию и укреплению внутригосударственной межрегиональной экономической,
социальной и культурной интеграции.
Успешным примером межрегионального взаимодействия в промышленной сфере
можно считать кооперацию петербургского холдинга
«Теплокомª с региональной
компанией «Энергия Плюсª по производству приборов учета тепла и воды. Продолжается
взаимодействие между санкт-петербургским туристско-информационным бюро и «ТУР-
ЭКСª — туристско-информационным центром Чеченской Республики.
Хорошим примером в этой сфере является также кооперация Аргунского завода
«Чеченавтоª и Волжского автозавода «Автовазª, сборка автомобилей которого налажена
в г. Аргуне с 2008 года.
В числе приоритетных направлений по развитию сотрудничества Чеченской
Республики с регионами России является сфера туристско-рекреационной деятельности.
Чеченская Республика
— регион с уникальной природой, культурно-историческими
памятниками и динамичным развитием, что привлекает туристов из разных регионов
России. Проводится огромная оперативная работа, связанная с созданием необходимой
инфраструктуры, повышением качества сервиса в этой сфере, разработкой новых
направлений и интересных программ, что позволит в дальнейшем привлечь больше
туристов.
С республиками СКФО осуществляется постоянное взаимодействие на уровне глав
регионов, органов государственной власти и местного самоуправления, между
хозяйствующими субъектами. Основные направления взаимодействия: экономические
связи хозяйствующих субъектов, культура, спорт, вопросы безопасности и т.д.
Ключевыми показателями эффективности в данном направлении является (в числе
прочих) обеспечение ежегодного роста объема экспортируемой продукции на уровне:
не менее 5% к 2021 г., не менее 6% к 2030 г. и не менее 7% к 2035 г.
Чеченская Республика уделяет большое внимание росту внешнеэкономической
активности предприятий и развитию экспорта производимой в регионе продукции
в целом, в связи с чем внедряются основные параметры Регионального экспортного
стандарта 2.0.
В рамках данной работы, а также в рамках реализации регионального проекта
«Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательстваª в структуре
160
ГУП «Республиканский бизнес-центрª с 2019 года создан и активно функционирует
Центр поддержки экспорта.
Основными направлениями деятельности Центра поддержки экспорта являются:
- стимулирование и вовлечение субъектов МСП в экспортную деятельность;
- содействие выходу субъектов МСП на иностранные рынки товаров, услуг
и технологий;
- содействие повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности
экспортно-ориентированных субъектов МСП.
С 2019 по 2020 года Центром поддержки экспорта оказаны услуги по экспортной
деятельности 21 субъектам МСП, в том числе:
- оказано содействие в заключении
3 экспортных контракта субъектов МСП
с зарубежными компаниями (Кувейт и Грузия) на сумму 1 650,0 тыс.долл. США;
- выведены на международную электронную торговую площадку All.biz
6 субъектов МСП;
- организована бизнес-миссия в г. Баку (Азербайджан) с участием 3 субъектов
МСП;
- организовано участие 3 субъектов МСП в выставочно-ярмарочном мероприятии
в г. Астана
(Казахстан) и участие
6 субъектов МСП в выставочно-ярмарочном
мероприятии на территории России;
- 14 субъектам МСП оказана услуга по поиску партнеров;
-
5 субъектам МСП оказано содействие в создании на иностранном языке
(модернизации) сайта и в подготовке и переводе на иностранные языки презентационных
и других материалов в электронном виде;
- организована реверсная бизнес-миссия компаний из Турции с целью поиска
бизнес-партнеров;
- проведены семинары по экспортной деятельности с участием 6 субъектов МСП,
а также оказаны различные консультационные услуги.
Подпрограммой «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства
в Чеченской Республикеª государственной программы Чеченской Республики
«Экономическое развития и инновационная экономика Чеченской Республикиª,
утверждённой постановлением Правительства Чеченской Республики от 19.10.2013 г.
№ 330, установлен показатель «Количество субъектов МСП, выведенных на экспорт
при поддержке центра поддержки экспортно ориентированных субъектов МСПª, который
составляет: на 2020 год - 6 ед., на 2021год - 11 ед., на 2022 год - 15 ед., на 2023 год
- 20 ед., на 2024 год - 25 ед.
161
В целях вывода производителей Чеченской Республики на внешние рынки,
популяризации экспортной продукции, а также продвижения имиджа республики
за рубеж планируется участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях и бизнес-миссиях
как в России, так и за рубежом,.
При оптимизации условий ведения экспортной деятельности предполагается
достижение следующих статистических ориентиров:
Темп роста объема несырьевого неэнергетического экспорта:
к
2020 г.
-
120%, к 2021 г.
-
140%, к 2022
-
160%, к 2023 г.
-
180%,
к 2024 г. - 200%.
Темп роста объема экспорта услуг: к 2020 г. - 120%, к 2021 г. - 140%, к 2022 -
160%, к 2023 г. - 180%, к 2024 г. - 200%.
Внешние инвестиции. В регионе проводится целенаправленная работа в целях
улучшения инвестиционного климата как значимого фактора дальнейшего развития
Чеченской Республики.
По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов
Российской Федерации Чеченская Республика в
2018 году поднялась на
31 место,
по сравнению с 2017 годом результат участия улучшен на 2 позиции. Интегральный
индекс республики вырос на 9,7 баллов (с 252,9 до 262,6 баллов).
Проводится активная работа с инвесторами, упрощаются административные
процедуры, осуществляется подготовка инвестиционных площадок для размещения тех
или иных производств, уделяется большое внимание налаживанию диалога и обратной
связи с инвесторами. Создана стабильная правовая платформа для прихода инвесторов
в регион: на законодательном уровне закреплен понятный механизм государственной
поддержки проектов, защиты инвестиций от неблагоприятных изменений
законодательства и политических рисков.
В рамках совершенствования нормативной правовой базы разработаны следующие
проекты: новый основной инвестиционный закон Чеченской Республики
«О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Чеченской
Республикиª, постановление Правительства Чеченской Республики
«Об утверждении
Порядка принятия решения о соответствии объектов социально-культурного
и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям,
установленным законом Чеченской Республики от 24.11.2017 №43-РЗª, постановление
Правительства Чеченской Республики «Об утверждении Порядка формирования Перечня
приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики, включения
162
и исключения из негоª. Приняты постановления Правительства Чеченской Республики
«Об отдельных вопросах создания и развития индустриальных парков на территории
Чеченской Республикиª и «Об утверждении Регламента осуществления сопровождения
инвестиционных проектов по принципу «одного окнаª.
В целях защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля,
в соответствии с Целевой моделью «Осуществление контрольно-надзорной деятельности
в субъектах Российской Федерацииª, утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 31.01.2017 г. № 147-р (далее - Целевая модель) проведены
следующие мероприятия:
в соответствии с пунктом
1.1 Целевой модели
- постановлением
Правительства Чеченской Республики от
05.05.2016 г.
№ 76 утвержден
Перечень органов исполнительной власти Чеченской Республики и
подведомственных им государственных учреждений, а также их
должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального
государственного контроля
(надзора) и федерального государственного
контроля
(надзора) в рамках переданных полномочий Российской
Федерации;
по каждому виду регионального государственного контроля
(надзора)
Правительством Чеченской Республики утверждены порядки (положения)
организации и осуществления регионального государственного контроля
(надзора) в соответствующей сфере деятельности
(вида регионального
государственного контроля (надзора);
в соответствии с пунктом
1.2 Целевой модели всеми органами
исполнительной власти Чеченской Республики, уполномоченными на
осуществление регионального государственного контроля
(надзора)
утверждены административные регламенты осуществления видов
регионального государственного контроля
(надзора) в соответствующих
сферах деятельности;
в соответствии с пунктом
1.3 Целевой модели всеми органами
исполнительной власти Чеченской Республики, уполномоченными на
осуществление федерального государственного контроля
(надзора) в
рамках переданных полномочий Российской Федерации утверждены
административные
регламенты
осуществления
федерального
163
государственного контроля
(надзора) в соответствующей сфере
деятельности
(вида федерального государственного контроля
(надзора),
полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления
органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
в соответствии с разделами 2 и 3 Целевой модели и Федерального закона «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального
контроляª органами исполнительной власти Чеченской Республики,
уполномоченными на осуществление регионального государственного
контроля (надзора):
- выполняются программы профилактики нарушений обязательных
требований и формирование сведений об итогах ее реализации;
-
размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии
в специализированных разделах на официальных сайтах в сети «Интернетª
для каждого вида государственного контроля
(надзора) перечни
нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих
обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом
видов государственного контроля
(надзора), а также текстов
соответствующих нормативных правовых актов;
- в соответствии со Стандартом комплексной профилактики рисков
причинения вреда охраняемым законом ценностям одобренного по итогам
заседания проектного комитета по основному направлению стратегического
развития Российской Федерации
«Реформа контрольной и надзорной
деятельностиª (протокол № 2 от 27.05.2018 г.), а также утвержденными
планами-графиков ежеквартально проводятся публичные мероприятий по
обсуждению результатов правоприменительной практики по видам
государственного контроля (надзора), в том числе совместно с другими
органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление
государственного контроля (надзора);
- поддерживаются в актуальном состоянии руководства по соблюдению
обязательных требований с разъяснением критериев правомерного
поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также
необходимых для реализации таких нормативных правовых актов
организационных, технических мероприятий, обобщенных практик
осуществления видов государственного контроля (надзора), в том числе с
164
указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных
требований (далее - обобщенные правоприменительные практики);
- в конце декабря каждого отчетного года утверждаются планы проверок на
очередной отчетный год на основании утвержденных критериев отнесения
деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и
(или) используемых ими производственных объектов к определенной
категории риска или определенному классу (категории) опасности либо
отмена плановых проверок, либо отмена вида регионального
государственного контроля (надзора).
в соответствии с разделом 4 Целевой модели:
- постановлением Правительства Чеченской Республики от
01.10.2019 г.
№ 186 утвержден Порядок оценки результативности и эффективности
деятельности органов исполнительной власти Чеченской Республики,
осуществляющих региональный государственный контроль (надзор);
- распоряжением Правительства Чеченской Республики от
4 декабря
2019 года
№ 394-р утвержден Перечень ключевых показателей
результативности контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой
органами исполнительной власти Чеченской Республики;
-
органами
исполнительной
власти
Чеченской
Республики,
уполномоченными на осуществление регионального государственного
контроля (надзора) в части касающейся утверждены паспорта ключевых
показателей результативности контрольно-надзорной деятельности,
относящихся к группе «Аª, содержащие методики расчета причиненного
ущерба, включающие:
методологию расчета показателей, в том числе формулы их расчета;
описание основных обстоятельств, характеризующих текущее значение
показателя;
описание рисков недостижения целевых значений показателя;
методы сбора и управления статистическими и иными данными,
необходимыми для расчета показателя, включая механизмы и сроки их
совершенствования и опубликования (в том числе в формате открытых
данных);
в соответствии с разделом
5 Целевой модели и в соответствии с
распоряжением Правительства Чеченской Республики от
20.12.2019 г.
№ 434-р «О государственной информационной системе
«Контрольно-
165
надзорная деятельность Чеченской Республикиª в регионе функционирует
информационная система обеспечивающая автоматизацию процессов
организации и осуществления регионального государственного контроля
(надзора), в части процедур организации о проведения плановых и
неплановых проверок деятельности юридических и индивидуальных
предпринимателей, в том числе с учетом применения риск-
ориентированного подхода;
в соответствии с разделом
6 Целевой модели в целях оценки влияния
деятельности
территориальных
органов
федеральных
органов
исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального
государственного контроля
(надзора), на состояние инвестиционного
климата в Чеченской Республике Советом по инвестициям при Главе
Чеченской Республики образованным указом Главы Чеченской Республики
от 22.01.2014 г.
№ 11 два раза в года проводится заседание с участием
представителей территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти, на котором рассматриваются значения показателей
в качестве фактически достигнутой за первое полугодие
(за второе
полугодие) доли контрольных и административных мероприятий,
проведенных по объектам контроля (надзора), отнесенных к категориям
чрезвычайно высокого риска, высокого риска и значительного риска, при
осуществлении федерального государственного контроля
(надзора) на
территории Чеченской Республики.
Между тем,
31.07.2020 г. принят Федеральный закон
№ 248-ФЗ
«О
государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в Российской
Федерацииª (далее - 248-ФЗ) вступающий в силу с 1 июля 2021 года и переходными
позициями до 01.01. 2023 г.
248-ФЗ устанавливает новые правила осуществления регионального
государственного контроля
(надзора) и федерального государственного контроля
(надзора) в рамках переданных полномочий Российской Федерации в связи с чем, в 2021-
2022 гг. Правительству Чеченской Республики и органам исполнительной власти
Чеченской Республики, уполномоченным на осуществление регионального
государственного контроля
(надзора) и федерального государственного контроля
(надзора) в рамках переданных полномочий Российской Федерации, необходимо привести
акты, регулирующие контрольно-надзорную деятельности, в соответствие с 248-ФЗ.
166
Осознавая необходимость проведения кардинальных мер для сохранения
набранных темпов социально-экономического развития республики, Глава Чеченской
Республики Герой России Рамзан Ахматович Кадыров объявил
2018 год годом
инвестиций.
В результате активизации работы в данном направлении по итогам 2018 года объем
инвестиций в основной капитал в республике вырос на
15,6 % и составил 74 млрд. руб.,
из них внебюджетные инвестиции
— 61 млрд. руб. (рост
13,0
% по сравнению
с
2017 годом). Такой уровень частных вложений достигнут, в основном, за счет
инвестиций в реализацию крупных инвестпроектов: гостиница «The Localª, Грозненский
дельфинарий, комплекс «Шали-Ситиª и др.
В
2018 году за счет внебюджетных инвестиций завершена реализация
211 инвестпроектов с общим объемом инвестиций 14,8 млрд руб., создано 2761 рабочее
место.
На данный момент в Чеченской Республике реализуется 639 проектов стоимостью
свыше 252 млрд. руб. с созданием более 21 тыс. рабочих мест. Наиболее значимые из них
— высотный комплекс
«Башня-Ахматª, спортивно-оздоровительный туркомплекс
«Грозненское мореª, торгово-развлекательный центр «Грозный Моллª, ИСТ «Казбекª.
Важным фактором для привлечения инвестиций в регион является наличие
доступной инфраструктуры для размещения объектов инвесторов.
В Чеченской Республике действует созданная в 2013 году особая экономическая
зона туристско-рекреационного типа «Ведучиª с общим объемом инвестиций более 53,4
млрд. руб. В настоящее время проводится работа по расширению ОЭЗ ТРТ «Ведучиª с
включением
в нее земельных участков, прилегающих к озеру «Кезеной-Амª.
Кроме того, согласно постановлению Правительства Российской Федерации
от
24.12.2019 г.
№ 1809 создана особая экономическая зона промышленно-
производственного типа «Грозныйª на территории площадью 256,47 га, в Заводском
районе г. Грозного.
22.03.2018 г. состоялось открытие индустриального парка
«Грозненскийª
в Заводском районе г. Грозного площадью
13,5 га. На строительство парка были
привлечены субсидии из федерального бюджета в размере
265,5 млн. руб.,
предоставленные в рамках государственной программы Российской Федерации
«Экономическое развитие и инновационная экономикаª. Реализация проекта
предусматривает создание до 200 новых рабочих мест. Основная специализация парка —
производство строительных материалов.
167
На сегодняшний день заключены соглашения о размещении на территории парка
производств с шестью резидентами, из которых три уже запустили производственную
деятельность.
В 2018 году открыт первый завод из ряда предприятий инновационного
строительного технопарка «Казбекª. Запуск завода окажет серьезное влияние на темпы
строительства жилья и ее себестоимости.
Введены в эксплуатацию энергоблоки Грозненской ТЭС. Благодаря реализации
данного инвестиционного проекта регион сможет полностью обеспечить потребность
в электроэнергии.
В Чеченской Республике сформирован реестр из 73 земельных участков под
инвестиционные площадки. На 13 обустроенных площадках осуществляется реализация
14 проектов с общим объемом инвестиций более 3 млрд. руб. с созданием 492 рабочих
мест.
В рамках подпрограммы
«Социально-экономическое развитие Чеченской
Республики на 2016-2025 годыª государственной программы Российской Федерации
«Развитие Северо-Кавказского федерального округаª на период до 2025 года в 2019 году
привлечена федеральная субсидия в размере
401 млн. руб. на реализацию четырех
приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики.
Для участия в программе финансовой поддержки КРСК предпринимателями
Чеченской Республики заявлено семь проектов общей стоимостью
4,3 млрд. руб.;
реализация этих проектов позволит создать 463 рабочих места.
В регионе создана доступная инфраструктура поддержки бизнеса. Функционирует
11 бизнес-инкубаторов, четыре технопарка, три микрофинансовые организации, а также
многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
В целях расширения доступа к финансовым ресурсам субъектов МСП в регионе
действуют институты развития: Гарантийный фонд Чеченской Республики, Специальный
гарантийный фонд Чеченской Республики, КРЧР.
В 2018 году микрофинансовыми организациями и Гарантийным фондом малому
бизнесу выдано 118 микрозаймов на сумму 129,49 млн руб. и 26 поручительств на сумму
58,94 млн руб. В Республике эффективно работает Фонд имени Шейха Зайеда, которым
уже профинансировано 62 инвестиционных проекта МСП на сумму более 189 млн. руб.,
создано более 143 рабочих мест.
В Чеченской Республике активно реализуются общероссийские проекты АСИ,
направленные на создание благоприятных условий ведения бизнеса в регионе, в их числе:
Инвестиционный Стандарт, лучшие практики Национального рейтинга состояния
168
инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, внедрение
8 целевых
моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной
привлекательности субъектов Российской Федерации. Общий объем выполнения
мероприятий целевых моделей в Чеченской Республике за 2018 год достиг 91% (по
Российской Федерации выполнение мероприятий целевых моделей составило 94%).
На сегодняшний день в Чеченской Республике сроки и количество процедур по
выдаче разрешения на строительство, а также количество контрольно-надзорных
мероприятий в отношении бизнеса в год минимальны. Доля компаний, столкнувшихся с
давлением со стороны органов власти, по результатам опросов предпринимателей
Чеченской Республики, составляет 17% — это один из лучших результатов по стране.
Чеченская Республика также лидирует по оценке предпринимателями качества дорожных
сетей, телекоммуникационных услуг и объектов инвестиционной инфраструктуры. Обо
всем этом свидетельствуют результаты Национального рейтинга состояния
инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по итогам последних
нескольких лет.
Таким образом, Чеченская Республика располагает целым рядом конкурентных
преимуществ:
стабильная общественно - политическая ситуация;
выгодное географическое положение;
богатый природно-ресурсный потенциал;
возможности
развития
конкурентоспособных
производств
(АПК, производство строительных материалов, отдельных видов
производств), а также развития туризма и сферы услуг.
В Республике создана стабильная правовая платформа для прихода инвестора
в регион. Действующее законодательство республики предусматривает ряд льгот
и преференций в отношении проектов, реализуемых в приоритетных для региона
отраслях.
Таким образом, инвестиционная деятельность в республике развивается. Несмотря
на кризисные явления удается сохранить высокие темпы роста по привлечению
инвестиций.
Принимаемые меры способствуют решению многих проблем, связанных
с созданием комфортной среды для бизнеса и повышением, в итоге, уровня жизни
населения, — это создание новых рабочих мест, выпуск собственной продукции, рост
доходов бюджета.
169
5. Рациональное природопользование и обеспечение экологической
безопасности
5.1. Природо-ресурсный потенциал
Цель
1.
Сохранение и воспроизводство природных ресурсов, переход
к устойчивому развитию.
Задача
1. Обеспечение ответственного лесопользования путем лесоустройства
и осуществления мониторинга лесов.
Задача
2. Освоение новых месторождений полезных ископаемых за счет
обеспечения условия для разработки новых месторождений и привлечения российских
и иностранных инвесторов.
Задача 3. Развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности.
Задача 4. Развитие «Зеленой энергетикиª;
Задача 5. Разработка программы рационального землепользования;
Задача 6. Инвентаризация запасов всех видов полезных ископаемых. Пересчет
запасов всех видов полезных ископаемых;
Задача 7. Переоценка запасов пресных вод.
Минерально-сырьевая база представлена в Чеченской Республике комплексом
полезных ископаемых: нефть, газ, подземные воды, сырье для производства строительных
материалов (общераспространенные полезные ископаемые), незначительные проявления
руды различных металлов.
В настоящее время объемы утвержденных запасов общераспространенных
полезных ископаемых на лицензионных участках недр местного значения составляют
194 687,234 тыс. м3.
Организация эффективного освоения и воспроизводства минерально-сырьевой
базы нерудных полезных ископаемых посредством применения современных технологий
при разработке существующих месторождений и реализации системы мер разведки новых
месторождений строительного сырья в целях развития строительного комплекса
Чеченской Республики позволит увеличить объемы утвержденных запасов
общераспространенных полезных ископаемых на лицензионных участках недр местного
значения в 2-3 раза (до 360 000 тыс. м3).
По состоянию на 01.10.2020 на территории Чеченской Республики действуют
34 лицензии в части углеводородного сырья, в том числе 2 для целей геологического
изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых.
13 для целей разведки и добычи полезных ископаемых и 19 совмещенных лицензий
170
для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных
ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых.
Государственным балансом запасов полезных ископаемых на
01.01.2020 г.
в Чеченской Республике учтены 22 месторождения углеводородного сырья (18 нефтяных,
3 газонефтяных и 1 нефтегазоконденсатное) с технологическими извлекаемыми запасами
кат. А+В1+С1 10,467 млн. т нефти, 2,495 млрд. м3 свободного газа и газа газовых шапок,
0,068 млн. т конденсата; кат. В2+С2 - 2,647 млн. т нефти, 17,787 млрд. м3 свободного газа
и газа газовых шапок. В разрабатываемых учтены 15 месторождений , в разведываемых -
7 месторождений.
В 2019 году в Чеченской Республике было добыто
0,077 млн. т нефти,
0,001 млрд. м3 свободного газа, добыча конденсата не велась. Пользователями недр
являются ПАО «НК «Роснефтьª и ОАО «Чеченнефтехимпромª.
Начальные суммарные ресурсы нефти составляют 453,9 млн. т, свободного газа
55,3 млрд. м3, конденсата - 2,9 млн. т. По состоянию на 01.01.2020 степень разведанности
начальных суммарных ресурсов нефти составляет
79,82%, степень выработанности
разбуренных запасов - 97,11%. Ресурсы нефти кат. Д0 - 43,279 млн. т геологические
и 21,936 млн. т извлекаемые учтены на
9 площадях, подготовленных к поисково-
разведочному бурению, и невскрытых пластах 3 месторождений. Степень разведанности
начальных суммарных ресурсов свободного газа составляет
9,13%, степень
выработанности разбуренных запасов - 50,58%. Ресурсы свободного газа кат. До учтены
на 4 площадях, подготовленных к поисково-разведочному бурению, всего 12,123 млрд. м3.
Степень разведанности начальных суммарных ресурсов конденсата составляет 15,41 %,
степень выработанности разбуренных запасов
-
84,79%. Ресурсы конденсата кат.
Доучтены на 4 площадях, подготовленных к поисково-разведочному бурению, всего -
2,571 млн. т геологические и 1,479 млн. т извлекаемые.
В части подземных вод по данным Государственного баланса запасов по Чеченской
Республике на
01.01.2020 утверждены запасы по
32 месторождениям и участкам
месторождений питьевых и технических подземных вод в объеме 870,578 тыс. куб/сут.,
9 месторождениям минеральных лечебных подземных вод в объеме 1,657 тыс. куб.м/сут.,
4 месторождениям теплоэнергетических подземных вод в количестве 37,86 тыс. куб. м/сут.
В соответствии с реестром на 01.10.2020 года действуют 72 лицензии на право
пользования участками недр ОПИ, из которых:
•10
- выдано отделом геологии и лицензирования по Чеченской Республике
(Чеченнедра) на разведку и добычу подземных вод;
171
•62 - выдано Минприроды ЧР на разведку и добычу твердых полезных ископаемых
(53лицензий) и подземных вод (9 лицензий).
В перечень участков недр местного значения, содержащих ОПИ, включены 48
месторождения с утвержденными запасами.
В утвержденном фонде твердых полезных ископаемых Чеченской Республики
числятся суммарные запасы: гравий
-
108360 тыс. м3, песок
-
22115,5 тыс. м3,
глина - 71670,634 тыс. м3, известняк - 180 250 тыс. м3, гипс - 7709 тыс. м3, мергель -
13 949 тыс. м3, суглинки - 14 249,1 тыс. м3, песчаник - 11 712 тыс. м3.
Водные ресурсы играют ключевую роль в развитии социально-экономического
комплекса Чеченской Республики, поскольку для нормального функционирования
сельского хозяйства, энергетики, промышленности и коммунально-бытовой сферы
требуется большое количество воды.
Чеченская Республика выделяется уникальным составом водных объектов. Так,
в горах Чеченской Республики сосредоточены практически все основные типы
существующих на земле горных ледников. Крайняя неоднородность рельефа сказалась на
многообразии гидрологических и гидрографических форм режима рек. По территории
Чеченской Республики протекает 3198 рек, в том числе 101 имеет длину более 10 км.
Главные из них — Терек, Сунжа и Аргун. В республике расположено большое количество
озер. Богата Чеченская Республика подземными водами, которые используются для
хозяйственно-питьевых и бальнеологических целей.
В последние годы в Чеченской Республике возросли объемы изъятия вод,
соответственно увеличились объемы сбрасываемых в водные объекты стоков. Существует
необходимость принятия скоординированных мер на основе продуманной стратегии
водохозяйственной деятельности, отдающей приоритет обеспечения устойчивого
социально-экономического развития Чеченской Республики, а также улучшения ее
экологической обстановки.
Разработка эффективной стратегии водохозяйственного обустройства Чеченской
Республики невозможна без анализа сведений о фактическом состоянии водного
хозяйства и, прежде всего, водно-ресурсного потенциала.
В связи с вступлением в силу Водного кодекса Российской Федерации
от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ в водном хозяйстве страны произошли большие изменения.
Согласно Водному кодексу Российской Федерации, часть функций управления водными
ресурсами передана субъектам Российской Федерации. Органам государственной власти
субъектов Российской Федерации переданы следующие полномочия:
172
предоставление водных объектов или их частей, находящихся
в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов
Российской Федерации, в пользование на основании договоров
водопользования, решений о предоставлении прав пользования водными
объектами в пользование;
осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся
в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов
Российской Федерации;
осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод
и ликвидации их последствий в отношении водных объектов, находящихся
в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях
субъектов Российской Федерации.
По состоянию на 31.12.2019 г. количество договоров водопользования составляет
восемь единиц, из них семь договоров водопользования заключены в целях питьевого
и хозяйственно-бытового водоснабжения, один договор водопользования
- в целях
производственных нужд. Общий плановый объем забора водных ресурсов из водных
объектов для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения составляет
52,949 млн. м3 в год.
Общее количество водопользователей, получивших право пользования водными
объектами на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование,
составляет 18 единиц, количество решений о предоставлении водных в пользование
-
27 единиц. Из них 13 решений о предоставлении водных объектов в пользование выданы
с целью сброса сточных вод, 11 решений
- в целях разведки и добычи полезных
ископаемых, 2 решения - в целях проведения дноуглубительных, взрывных, буровых
и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов,
1 решение - для строительства и реконструкции мостов, если такие строительство
и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов.
Лесные ресурсы.
По целевому назначению леса на территории Чеченской Республики отнесены
к защитным лесам, по состоянию на 01.01.2020 г. общая площадь земель лесного фонда -
352,7 тыс. га, из них покрытых лесной растительностью - 323,7 тыс. га, лесных земель -
329,7 тыс. га, нелесных земель - 23,0 тыс. га. Общий запас древесины оценивается
в 45,77 млн. м3.
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины
(расчетная лесосека)
установлена в размере 171,8 тыс. м3 при всех видах рубок лесных насаждений.
173
Чеченская Республика как указано, богата запасами спелой и перестойной
древесиной
— около 8 млн. м3, и эти насаждения в основном расположены в
труднодоступных лесных участках в горной части республики, Большой запас такой
древесины имеется в Ножай-Юртовском, Веденском, Асиновском, Урус-Мартановском и
Шатойском лесничествах.
Основные лесообразующие породы: бук, дуб, граб, ясень, преобладающая порода
— бук (35,9% от общей покрытой лесом площади лесного фонда Чеченской Республики).
Ежегодная выборка древесины из этих участков леса, согласно установленной
расчетной лесосеке при всех видах рубок, не только не ухудшает состояние окружающей
среды, а наоборот, помогает естественному возобновлению леса.
Использование лесов на территории Чеченской Республики показало, что самыми
перспективными видами использования являются рекреационная деятельность, ведение
сельского хозяйства и заготовка древесины.
Рекреационная деятельность является одним из видов использования лесов
(статья
25 Лесного кодекса Российской Федерации). Выгодное геополитическое
положение, богатые рекреационные ресурсы и многовековое культурно-историческое
наследие могут обеспечить Чеченской Республике особое место на туристическом рынке
и устойчивый интерес у россиян и жителей иностранных государств. К лесам
рекреационного назначения относятся и леса, предназначенные для отдыха населения,
в основном зеленые зоны, леса, расположенные в горной части Республики. По мере
развития туризма и санаторно-курортного строительства в зону рекреационного
использования лесов войдут лесные участки на обширной площади горных районов
(Итум-Калинского, Шаройского, Веденского, Ачхой-Мартановского и Галанчожского).
Площадь лесов, пригодных для использования при осуществлении рекреационной
деятельности в Чеченской Республике, составляет не менее 100 тыс. га. Однако при
существующем освоении лесов до конца планируемого периода рекреационная
деятельность возможна лишь на 10% этой площади.
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются
государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное)
пользование, другим лицам — в аренду.
Данное использование лесов относится к видам, которые требуют предоставления
лесных участков, но осуществляются без изъятия лесных ресурсов; на представленных
лесных участках создается необходимая лесная инфраструктура, в том числе временные
постройки, производится благоустройство территории.
174

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..