ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ МАНЕВРА СЪЕМКИ КОРАБЛЯ С ЯКОРЯ

  Главная     Морское дело - Учебники      Морская практика книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ МАНЕВРА СЪЕМКИ КОРАБЛЯ С ЯКОРЯ

 

 

После получения разрешения старшего начальника на рейде при одиночной съемке корабля с якоря и по сигналу флагмана при совместном плавании кораблей командир корабля приступает к выполнению маневра съемки с якоря (в одиночном плавании корабля это выполняется по усмотрению самого кохмандира корабля).

Съемка корабля с якоря в зависимости от обстановки и объема работ может быть выполнена авралом, когда участвует весь личный состав по расписанию, или без аврала, когда выполнение маневра производится баковой командой. Маневр, выполняемый по авралу, начинается подачей команды с вахты «По местам стоять, с якоря сниматься». Личный состав корабля занимает свои места по авральному расписанию, где выстраивается в ожидании дальнейших приказаний.
По распоряжению командира корабля «Сниматься с якоря», подается команда «Пошел, шпиль». При помощи работы шпиля выбирается якорная цепь. За положением якорной цепи и за ее марками производится наблюдение, и на запросы с мостика «Сколько на клюзе?», «Как якорь-цепь?» четко докладывают: «(Столько-то) метров якорь-цепи», «Туга (или слаба) якорь-цепь», «Вперед (назад) смотрит». Допускается показывать направление якорной цепи рукой. В первый период выбирания якорной цепи выбирается слабина ее, а затем корабль начинает медленно подтягиваться к месту якоря. При сильном течении или ветре командир корабля может облегчить работу шпиля, давая временно машинам самый малый ход вперед, преодолевая этим сопротивление течения или ветра.

 

 

Рис. 44. Положение якоря и якорной цепи в момент, когда „встал
якорь

Когда лапы якоря оторвутся от грунта, докладывается «Встал якорь» (рис. 44). Момент «встал якорь» легко определить по работе шпиля, который, работая с большой нагрузкой, при отрыве якоря от грунта сразу ускоряет свои обороты, или по натяжению якорной цепи, которая до момента отрыва якоря от грунта была туго натянута. При отрыве якоря от грунта якорная цепь сразу ослабевает, а иногда и раскручивается. Положение «встал якорь» определяется сравнением глубины якорного места с длиной вытравленной якорной цепи по маркам.

Бывали случаи, когда якорь настолько засасывался в жидкий илистый грунт, что шпилем было невозможно оторвать его от грунта. Тогда после доклада «Шпиль не берет» поступают следующим образом. На якорную цепь накладывают стопора, и командир корабля приказывает дать на короткое время самый малый ход вперед, на инерции переднего хода якорь отрывается от грунта, после чего снимают стопора и выбирают якорь при помощи шпиля.

После доклада «Встал якорь» переносится флаг и спускается гюйс. Это делается в период времени от подъема до спуска флага. Одновременно поднимаются шары (или шар) до места. С этого момента корабль считается уже на ходу.

В период времени от полного рассвета до подъема флага при уже выключенных якорных огнях или же в период от спуска флага до наступления полной темноты при еще не включенных якорных огнях (в особенности в северных широтах, где рассвет наступает значительно раньше, а полная темнота позже) поднимается флаг1.

Отойдя от рейда или гавани на расстояние видимости гафель-ных огней, флаг спускается, а гафельные огни выключаются.

В темное время суток, когда выход корабля производится с огнями, выключаются якорные огни, а ходовые (и гафельные) огни включаются.

После доклада «Встал якорь» не следует сразу давать ход машинами, поскольку якорь может оказаться «не чист». При сильном ветре или течении, а также на стесненном рейде или в узкостях, в случае угрозы аварии допускается давать машинами ход с расчетом удержать корабль на месте до тех пор, пока не последует доклада «Чист якорь», который означает, что якорь не запутался в своей якорной цепи и не поднял с грунта чужой якорной цепи, кабелей или других каких-либо предметов. Когда якорь выйдет из воды, после его осмотра докладывается «Чист якорь» или «Якорь не чист», и только после этого доклада, сообразуясь с обстановкой, дают машинам ход. Одновременно с выбиранием якорной цепи производится обмывка ее и якорей (рис. 45).

Когда якорь будет обмыт и втянут в клюз, стопорят шпиль и докладывают: «На месте якорь», после чего накладывают походные крепления. При необходимости прохода узкостей или
 

 

в других сложных условиях якорь на место не укладывается» а подтягивается только к клюзу до скобы якоря. Так бывает в большинстве случаев съемки корабля с якоря.

Личный состав после приборки принадлежностей у мест своей работы расходится со своих постов. У якорного устройства,

как правило, остается минимальное количество людей до тех пор, пока минует надобность в якорях при проходе узкостей или в других сложных условиях.
После выхода корабля из узкостей, когда надобность в якорях отпадет, подается команда «Походные крепления наложить». Шпилем втягивают якоря в клюз до отказа и кладут на них походные крепления. Слабина походных креплений обтягивается талрепами, чтобы якорь при качке не перемещался. Как только походные крепления якорей будут обтянуты, шпилем дается слабина, благодаря чему

усилие тяжести якорей переносится со

шпилей на походные крепления.

Если укладка якорной цепи при съемке с якоря производится в самом цепном

ящике, то личный состав придерживается следующих основных правил:
1. Якорную цепь в цепном ящике укладывают змейкой вдоль или поперек цепного ящика, чтобы не образовывалось колышек, которые могут повредить клюзовую трубу при отдаче якоря.
2. Люди, укладывающие якорную цепь, должны находиться

за пределами уложенной якорной цепи и ни в коем случае не

становиться на эту якорную цепь во избежание несчастных слу-

чаев при внезапном вытравливании якорной цепи.