§ 50. РАБОТА ЛЕГКИМИ ГРУЗОВЫМИ СТРЕЛАМИ

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

§ 50. РАБОТА ЛЕГКИМИ ГРУЗОВЫМИ СТРЕЛАМИ


Вооружение грузовых стрел из походного положения в рабочее входит в обязанности команды и должно быть выполнено заблаговременно, до начала грузовых операций. Все детали грузового устройства, блоки, гаки, скобы и тросы, входящие в вооружение стрелы, необходимо каждый раз внимательно осматривать для выявления возможных дефектов. Движущиеся части должны быть смазаны до начала работ.

Перед подъемом стрелы необходимо разобрать и разнести оттяжки, закрепив их нижние блоки за обухи на палубе или фальшборте с таким расчетом, чтобы при поднятой стреле оттяжка не находилась бы к ней под острым углом, что значительно затруднит работу одиночной стрелой, а при работе двумя стрелами нагрузка на оттяжку будет значительно увеличена.

Грузовой шкентель должен быть прочно закреплен коренным концом на барабане лебедки и намотан на него в таком количестве, чтобы при поднятой стреле грузовой гак оставался бы на, палубе, а не оказался бы под верхним блоком. Шлаги шкентеля на барабане должны быть смазаны графитной смазкой, что защищает шкентель не только от коррозии, но и

уменьшает механические повреждения троса. Если лебедка не имеет специального топенантного барабана, а турачка не отключается от грузового барабана, необходимо смотать с него весь грузовой шкентель, отсоединив его коренной конец. При наличии топенантной вьюшки ее приводной свистов закладывают в отверстие на турачке лебедки гаком, заделанным на конце свистова. Запрещается производить подъем стрелы, накладывая на турачку несколько шлагов и выбирая при этом свистов вручную. При отсутствии топенантной вьюшки, когда проводка топенанта выполнена, например с цепным стопором, лопарь топенанта следует закладывать на турачке также с помощью гака, как и свистов топенантной вьюшки.

При подъеме стрелу следует удерживать за оттяжки вручную, не допуская произвольного поворота вправо или влево, что может произойти, если судно имеет даже незначительный крен. После подъема стрелы до места следует закрепить скобой цепной грузовой стопор. Удлиненная форма звена позволяет заложить скобу за любое звено, при этом последующее звено необходимо приподнять, как показано на рис. 120. После крепления топенанта коренной конец шкентеля крепится на барабане лебедки и на него наматывается лишняя часть шкентеля. Грузовой гак закладывают за рым на палубе. Обе оттяжки набивают втугую, оставшиеся концы собирают в бухты и подвешивают в удобном месте. Грузовой шкентель также набивают втугую. На этом вооружение стрелы считается законченным.

Производительность труда и безопасность работы при работе стрелами во многом зависят от выбранного метода работы и правильной установки стрел. В основном при работе стрелами с обычным вооружением используются, в зависимости от обстановки, два варианта работы: одиночной стрелой и двумя спаренными стрелами («телефон»). Работа одиночной стрелой является менее производительной и чаще всего является вынужденной мерой, если, например, необходимо одновременно выгружать или грузить на оба борта или же если вес отдельных грузовых мест превышает нагрузку, допустимую при работе на «телефон».

При работе одиночной стрелой оттяжки разносят так, чтобы при вываливании стрелы от положения над трюмом в положение за бортом и обратно углы между стрелой и оттяжкой были бы максимальными и не затрудняли работу с оттяжками, выполняемую одним человеком на каждой оттяжке. Для работы одной стрелой требуется не менее трех человек: один лебедчик и двое на оттяжках.

Цикл работы состоит, например на выгрузке, в следующем: подъем шкентелем груза из трюма на высоту, несколько превышающую борт судна, вываливание стрелы с грузом за борт с помощью «береговой» оттяжки (другая, «судовая», при этом свободно потравливается), опускание груза на берег и освобождение гака грузового шкентеля, подъем свободного шкентеля на ту же высоту, что и с грузом, заваливание стрелы с помощью судовой оттяжки в положение над трюмом и опускание шкентеля в трюм.

Для заваливания стрелы может быть применен противовес. Для этого ходовой лопарь судовой оттяжки, пропущенный через нижний блок, заводят в блок, подвешенный к мачте. К лопарю крепят противовес — балластины, якорные скобы и т. п. на такой высоте, чтобы в момент, когда стрела придет в положение над трюмом, противовес дошел бы до палубы. Для облегчения вываливания стрелы с грузом судну следует создать крен
в сторону борта выгрузки. Величина крена, а также вес противовеса должны быть подобраны практическим путем с таким расчетом, чтобы стрела с грузом вываливалась за борт под действием крена и незначительного усилия на ручной оттяжке. В то же время вес противовеса должен быть достаточен для заваливания разгруженной стрелы.
Наибольшая производительность может быть получена при работе спаренными стрелами, называемой иначе методом «телефон». Современные суда имеют не менее двух стрел на один
люк, а часто над каждым люком расположены по четыре стрелы, что позволяет вести работы на оба борта двумя парами стрел, соединенных «телефоном».

Такелаж стрел при работе «телефоном» разносят следующим образом (рис. 128): наружные оттяжки 1 обеих стрел крепят на планшире или палубе с таким расчетом, чтобы угол между стрелой и оттяжкой был максимальным. Средние оттяжки заменяют талями 3, блоки которых — один одно-шкивный и один двухшкивный — крепят к внутренним обухам на ноках стрел, а ходовой конец проводят вдоль стрелы и крепят в районе ее шпора.

Одну стрелу устанавливают над люком, вторую вываливают за борт с необходимым вылетом. Все оттяжки набивают втугую. Так как при работе «телефоном» груз с одной стрелы передается на другую и шкентели при этом работают враздрай, создавая большие нагрузки, на оттяжки, последние подкрепляют контроттяжками 2, заведенными за ноки стрел.

 

Рис. 128. Расположение такелажа стрел при работе «телефоном»
 

 

Ходовые концы контроттяжек обязательно пропускают через обух или рым на палубе ;и затем уже крепят за утку. Непосредственно крепить контроттяжку за утку не рекомендуется, так как при этом рога утки могут сильно деформироваться.

Шкентели 4 соединяют вместе и присоединяют к грузовому гаку способом, доказанным ,на рис. 129, а, при помощи специальных звеньев с вертлюгами или такелажных скоб с потайной головкой (рис. 129,6).

Цикл работы «телефоном» состоит в следующем: обе стрелы люка устанавливают неподвижно: одну — над люком («судовая» стрела), другую вываливают за борт в сторону причала («береговая» стрела). Груз поднимают из трюма «судовой» стрелой, при этом на шкентеле «береговой» стрелы подбирают слабину. Как только груз будет поднят выше комингса люка, шкентель «береговой» стрелы начинают набивать, а шкентель «судовой» стрелы потравливать, переводя таким образом вес груза с «судовой» стрелы на «береговую», не изменяя при этом высоты подъема. Когда груз полностью перейдет на шкентель «береговой» стрелы, его плавно стравливают, а шкентель «судовой» стрелы держат со слабиной. Затем освободившийся от груза гак обратным порядком переводится в трюм.

 

 



Работа на лебедках при спаренных стрелах требует постоянного внимания и может успешно выполняться только квалифицированными лебедчиками. При переходе груза с одной стрелы на другую нагрузка на шкентели возрастает в зависимости от увеличения угла между шкентелями. Как видно из рис. 130, нагрузка на каждый шкентель равна весу груза уже при угле между шкентелями, равном 120°. В практике трудно избежать случаев, когда этот угол может быть превышен, поэтому существующими правилами грузоподъемность стрел при
работе «телефоном» ограничивается и должна быть менее грузоподъемности, установленной для одной стрелы.

В практике могут встретиться случаи, когда необходимо выгрузить или погрузить судовыми средствами такие грузы, вес одного места которых превышает грузоподъемность одной легкой стрелы. Если использовать тяжеловесную стрелу нецелесообразно (при небольшом количестве мест) или невозможно (над люком нет тяжеловесной стрелы), то груз может быть поднят двумя легкими стрелами (рис. 131). Для этого необходимо иметь шкентель двойной длины, один конец которого закрепить обычным способом на барабане первой грузовой лебедки, второй конец провести через нижний и верхний блоки первой стрелы, затем через свободный грузовой блок, со скобой взамен гака, верхний и нижний блоки второй стрелы и закрепить на грузовом барабане второй лебедки. Топенанты стрел можно также завести на грузовые барабаны лебедок.

Таким образом, для работы потребуются четыре лебедчика, зато работа стрел будет намного маневреннее, так как, изменяя наклон стрел, можно подвести шкентель к грузу в любом месте в просвете люка. При отсутствии ле.бедок для топенантов «судовую» стрелу нужно установить несколько ниже «береговой», чтобы обеспечить примерно одинаковый вылет стрел в вываленном за борт положении.

Судовые грузовые стрелы могут быть вооружены для спаренной работы с береговыми средствами. На рис. 132 показана работа «телефоном» судовой стрелы с береговой лебедкой. Другая стрела в этом случае может работать на другой борт.

Грузовое вооружение судна — стрелы и краны — могут использоваться не только для грузовых, но и для судовых работ,
например для подъема и спуска катеров и шлюпок во время рейдовых работ. Если погрузка или выгрузка грузов, а также прием и высадка пассажиров производятся в неблагоприятных условиях ветра и волнения, необходимо строго выполнять все требования по обеспечению безопасности проводимых работ.

Для швартовки плавучих средств при стоянках на рейдах вдоль борта судна подвешивают конец растительного троса окружностью 75—100 мм, называемый бурундуком. Катер или шлюпку при подходе к борту крепят или непосредственно за бурундук, или же прихватывают за него фалинем. Если катер предполагается поднимать на палубу, рекомендуется подать его фалинь на борт судна и отдать бурундук, чтобы он не мешал во время подъема. Стропы, предназначенные для подъема, не должны быть слишком короткими, чтобы они не деформировали корпус катера или шлюпки, когда они будут находиться на весу.

Если на корпусе катера имеются рымы для стропов, следует изготовить специальные стропы, нижние концы которых крепятся скобами за рымы, а четыре верхних конца заведены в одно круглое звено. При отсутствии рымов стропы заводят под корпус катера в носовой и кормовой части. Чтобы стропы не сдвинулись к середине корпуса, необходимо каждую ветвь стропа закрепить при помощи достаточно прочного конца за носовые и кормовые кнехты или другие надежные части корпуса. При подъеме на волнении гак грузового шкентеля лучше заменить скобой.

Для подъема катера следует выбрать момент, когда пройдет большая волна и поверхность моря у борта будет сравнительно спокойна. Наиболее опасными во время подъема являются рывки, которые испытывает такелаж стрелы после прохождения гребня волны под днищем катера. Поэтому момент подъема следует определять с большой осмотрительностью. При подготовке к подъему находящиеся на катере люди должны принимать меры предосторожности, оберегаясь шкентеля, вооруженного скобами или гаком, которые при волнении могут нанести травму.

Для подъема плавсредств стрелы обычно вооружают для одиночной работы, а шкентель заводят двойным, т. е. ходовой конец шкентеля крепят за нок стрелы, а вместо гака устанавливают грузовой блок со скобой, что обеспечивает более плавную работу при подъеме и спуске. Вместо внутренней оттяжки рекомендуется завести шкентель другой стрелы, которую следует вывалить на противоположный борт и придать такой же уклон, как и стреле, занятой подъемом. Это позволит легко и быстро завалить стрелу вместе с катером даже при наличии крена судна.