24-ПУШЕЧНЫЙ ФРЕГАТ «УРАНИЯ»

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

 

24-ПУШЕЧНЫЙ ФРЕГАТ «УРАНИЯ»


В первой трети XIX в. уже были спущены на воду учебные суда «Малый» (1805), «Урания» (1820), «Надежда» (1828), «Россия» (1830), «Постоянство» и, наконец, «Отважность» (1834). Все они принадлежали Морскому кадетскому корпусу.

Эти фрегаты были построены на Адмиралтейской («Россия» и «Постоянство») и Охтинской (остальные) верфях Петербурга под началом известнейших корабелов И. А. Амосова и В. Ф. Стоке. Можно ли здесь искать признаки серийности? Материал дает повод для наблюдений, некоторых обобщений. Ширина этих судов колебалась в очень узких пределах: от 8,11 до 8,17 м. Глубина интрюма, непосредственно характеризующая высоту борта и осадку, менялась от судна к судну в более широком диапазоне: от 4,00 до 4,95 м. Последнее, правда, легко объяснимо. Души заказчиков и строителей фрегатов разрывались между естественным стремлением строить суда, способные плавать далеко, а следовательно, с довольно большой осадкой, позволяющей рационально сформировать обводы корпуса, разумно распределить корабельные тяжести, и желанием влиятельных морских чиновников, видевших эти суда разве только на мелководном Петергофском рейде, обычном месте стоянки. Поэтому создатели учебных фрегатов вынуждены были против своей воли отказываться от низко погруженных объемов корпусов, что, в общем, уродовало эти суда. Длины корпусов по ватерлинии всех шести фрегатов были идентичными — 30,75 м. Это

обстоятельство, а также ряд других, ожидающих своего толкования фактов позволяют говорить о петербургских фрегатах, как о серии, назовем ее «стофутовой», и, следовательно, о высоком уровне производства верфей.

 

 

 

 

24-пушечный фрегат «Урания» под парусами

 

 

 



«Малый» — первое судно из шести, судя по датам. Правда, первоначально в документации Адмиралтейств-коллегии значилось: «18 мая 1805 г. на воду был спущен 24-пушечный фрегат ... боевого значения», и только 17 августа того же года судно было передано в состав учебного отряда Морского кадетского корпуса, сформированного в 1799 г. Следующие корабли строились уже специально для учебных целей. «Малый» был как бы плавучей лабораторией по отработке оптимального варианта размерений корпуса, длин и калибров рангоута, площади парусов, обустройства внутренних помещений.

Опыт постройки и эксплуатации «Малого» должен был прежде всего подсказать ответ на вопрос: насколько фрегат как тип судна отвечает учебным целям? Неполные, обрывочные сведения, которые можно было собрать из разрозненных документов тех лет, позволяют думать, что строительству судна предшествовала широкая дискуссия. Ее участники оказались едины в том, что судно должно быть легким на ходу, непременно иметь полное парусное вооружение (все три мачты со стеньгами и брам-стеньгами), чтобы гардемарины могли пройти настоящую школу, а не только познакомиться с чем-то таким, лишь отдаленно напоминающим рангоут и снасти реального боевого судна. Все считали, что бриг, подвижный и маневренный, не очень годится для обучения, поскольку имеет сокращенный вариант комплекта мачт и парусов. Линейный корабль имел полное парусное вооружение, но он слишком тяжел для учебных походов, элементы его рангоута и такелажа неохватны для крепнущих рук практикантов. И поэтому итогом дискуссии стало решение строить фрегат как наилучший тип учебного судна. Правда, в учебных кампаниях (1800—1815 гг.) ходили и такие суда, как голеты, люгеры, яхты, гукоры, пакетботы, а в более поздних кампаниях — шхуны и барки.

В какой мере «Малый» послужил прототипом для пяти последующих судов, можно судить по записке последнего командира этого фрегата Василия Давыдова, на долю которого выпало препровождать «Малый» на разборку. Он же был, видимо, привлечен к составлению задания на проектирование новых судов, а может быть, замечания В. Давыдова к проекту — это пример неравнодушного отношения русского офицера к делу. Так или иначе, в его записке, содержащей восемь пунктов, высказываются любопытные соображения. Прежде всего он пишет, что «в чертеже подводной его части не должно никаких делать (относительно «Малого») перемен, тем более, что он мало сидел в грузу и весьма удобно при ординарной воде мог переходить мелководья». Изменения следовало внести, по мнению В. Давыдова, в надводную часть корпуса и во внутреннее расположение судна: уменьшить седловатость, приведя ее к «современной» норме; нижнюю палубу, на которой располагались каюты офицеров и гардемаринов, поднять на два дюйма выше; для света и свежего воздуха в кубрике сделать в бортах полупортики с толстыми выпуклыми стеклами. Сегодня мы бы сказали, что эти пожелания — следствие эргономических рекомендаций: на «Малом» 14-летним кадетам трудно было дотягиваться до крючков, за которые цеплялись коуши подвесных коек.

В. Давыдов предлагал расширить кубрик «для большего простора служителей» за счет помещения пресной воды, позади грот-мачты устроить арсенал — помещение для кадетской амуниции и ружей, за ним отделить место для хранения провизии, в носовой части судна расположить шкиперскую каюту, приделать к румпелю шестерню. На небольших русских судах еще относительно редко использовали штурвалы, а румпелем управляли при помощи специальных румпель-талей.
Примечательно, что «Малому» суждено было продолжить свою жизнь в новых фрегатах: на них использовали помпы, решетки для люков, поручни и ко-фель-нагели, сохранившиеся на нем в хорошем состоянии.

Фрегаты «стофутовой» серии совершали плавания к берегам Англии, Ирландии, Франции. Например, в кампании 1829 г. участвовали два фрегата и бриг, на которые, по предложению Федора Петровича Литке, возглавившего отряд, намечено было взять учащихся — 20—25 человек на фрегат и 10—12 человек на бриг. Федор Петрович к этому времени уже участвовал в кругосветной экспедиции В. М. Головнина (1817—1819), руководил исследованиями Новой Земли, Баренцева и Белого морей (1821 —1824), кругосветной экспедицией на шлюпе «Сенявин» (1826—1829). В 1829 г. он стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Впереди у него было звание академика, председательство в Морском ученом комитете, участие в организации Русского географического общества.

 

 

 

 

Форма одежды унтер-офицера (из гардемаринов) и штаб-офицера русского флота 1852 г.

 

 

Начало похода было назначено на весну, сразу после вскрытия льда, возвращение — на август. Участникам похода предписывалось 20 апреля собраться на Кронштадтском рейде с тем, чтобы незамедлительно следовать к Ревелю, где кадеты должны были заниматься уничтожением и определением остаточной девиации компасов и традиционной съемкой Ревельского рейда. Затем предстояло идти в Копенгаген, по пути к нему выполнить описания берегов. Далее через пролив Каттегат судам надлежало проследовать к северной оконечности Шотландии, оттуда через проход между Оркнейскими и Фарерскими островами или между Оркнейскими и Шетландскими островами («как будет способствовать ветер и течение») — к Исландии, для съемки рейда и мысов, и далее уже в южном направлении.

От Исландии, как предписывалось инструкцией, Ф. П. Литке должен был перенести свой флаг на другой фрегат, «чтобы иметь возможность разделить на оба судна свои наблюдения». Океанская часть похода должна была завершиться заходами во Францию (Брест и Шербур), а все плавание — в Кронштадте. Во время похода гардемарины определяли удельный вес воды и ее температуру на разных глубинах океана, каждый из них вел свою «сочиненную» карту всего плавания и личный журнал астрономических наблюдений, а также исторический журнал отряда, где описывали виденные города и земли. Участвовали они и в парусных учениях: многократно выполняли взятие рифов «во все времена погоды» на марселях и нижних парусах, повороты, замену парусов, исправляли, якобы, поломанные реи, бросали лот с русленей, вели стрельбу из артиллерийских орудий, ружей. Нередки были ночные тревоги.

Этих перечислений достаточно для того, чтобы оценить сложность учений и масштаб плавания в целом. Похоже, времена плаваний в «маркизовой луже» прошли...

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..