Характеристики и конструкция фрегата «Надежда»

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

 

10-ПУШЕЧНЫЙ ФРЕГАТ «НАДЕЖДА»

 

 

Характеристики и конструкция фрегата «Надежда»

 

 

 

Ниже приведены основные характеристики фрегата «Надежда», который нес 12 основных парусов.

Основные размерения фрегата «Надежда»
Длина между перпендикулярами, м...........23,8

Ширина (без обшивки), м..............6,71

Глубина интрюма, м................2,82

Высота, м

борта....................3,10

киля....................0,30

Осадка средняя (с килем), м.............2,40

Водоизмещение (ориентировочно), м3..........270

Число Брюса...................3,2
 

 

 

 

 

Теоретический чертеж фрегата «Надежда». На подлинном чертеже собственноручная подпись автора чертежа и строителя судна Ламбе Ямеса. ЦГАВМФ, ф. 327, on. 1, д. 1380

 

 

 

 

Фрегат был заложен в Петербурге на верфи главного Адмиралтейства 23 декабря 1765 г. и спущен на воду через семь месяцев после этого — 4 июня 1766 г.

Знакомство с чертежами судна позволяет отметить его особенности, в которых нашла отражение некоторая противоречивость судостроительных воззрений того времени. Удлинение корпуса (отношение его длины к ширине) равно 3,5, что позволяет говорить о том, что прототипом фрегата могли быть тихоходные ост-индские суда Англии. Но оконечности его корпуса не имеют присущей им затупленной формы. На чертеже еще просматриваются бочко-образность корпуса, постепенно выходящая тогда из корабельной моды, и чрезмерный завал верхних частей шпангоутов (топтимберсов) внутрь. Такие очертания судна были приспособлены для ведения абордажных боев, а вот для учебных целей оказались не очень нужны.

Здесь под фрегатами мы понимаем только парусные корабли. В переходный период от парусов к пару появились пароходофрегаты, которые подразделяли на деревянные, смешанные (композитные) и железные. Много позже, в середине XX в., стали строить корабли охранения и сопровождения конвоев, которые также стали называть фрегатами, но они не имеют ничего общего с парусными фрегатами.

Для корпуса судна характерна умеренная седловатость — относительно низкие кормовая и носовая оконечности. Погибь бимсов почти соответствует «норме», дошедшей до наших дней. Судно имеет притопленный квартердек с легкой платформой под ним для жилых помещений. Там располагались каюта командира, каюта для двух офицеров, «людская» для трех вестовых и повара, кубрик на 25 кадетов. В миниатюрных раковинах, сочлененных с транцем по бортам, располагались кладовая и санузел («стулс») командира (удобства предоставлялись только старшему по званию). Под полубаком, также на платформе, размещались кубрик для нижних чинов и камбуз с кирпичной плитой. В штате судна подобных размеров полагалось иметь командира обер-офицерского чина, помощника в чине поручика, штурмана без звания, шкиперского помощника, боцманмата, старшего унтер-офицера морской артиллерии, двух бомбардиров, 10 матросов 1-й статьи, 7 матросов 2-й статьи, 3 денщиков и повара.

 

 

 

 

 

Парусное вооружение и боковой вид фрегата «Надежда». Авторская прорисовка по моделям кораблей, изготовленным Л. Ямесом, и прототипам

 

 

 



«Надежду» можно назвать фрегатом все же с оговоркой. Вообще фрегат — парусное военное трехмачтовое судно, второе по значимости после линейного корабля. Много позже, когда возникла идея преобразования придворных яхт «Ласточка» и «Симеон и Анна» в учебные суда фрегатского ранга, последовало возражение известного корабельного мастера И. А. Амосова. Он считал, что тремя мачтами можно вооружить лишь суда по палубе длиной не менее 90 футов (27,4 м), в то время как длина яхт была соответственно 64 и 68 футов (19,5 и 20,7 м). Поэтому «Надежда», длина которой по палубе должна была составить 77 футов (23,5 м), также не дотягивала до ранга фрегата. Это был, скорее, бриг. Но, очевидно, хотелось при корпусе иметь судно более представительного

вида, что-то вроде уменьшенной действующей копии большого боевого кораб-ля-тренажера, как сказали бы сегодня. Поэтому на судне все же разместили три мачты, и «Надежда» стала миниатюрным учебным фрегатом.

Сказанное выше о рангоуте — догадки. К сожалению, чертежей парусного вооружения «Надежды», кажется, теперь не существует. На рисунке представлена авторская реконструкция, основанная на точных указаниях о расположении мачт и уклоне бушприта, следующих из имеющегося чертежа, а также на моделях, выполненных Л. Ямесом, и хранящихся в Центральном военно-морском музее чертежах парусов, принятых за прототипы, живописных полотнах

А. П. Боголюбова, П. Ж. Волэра и др. Было принято во внимание то, что к 1765 г. фрегаты имели только три яруса парусов: нижние, марсели и брамсели. На бушприте были размещены три паруса: блинда-зейль, кливер-зейль и стаг-зейль. Предположение о наличии под бушпритом блинда-зейля сделано на том основании, что он был и на судах существенно более поздней постройки — «Ласточка» (1784) и «Симеон и Анна» (1798). Бизань-мачта на прорисовке воору-

жена крюйселем, крюйс-брамселем и «английского типа» бизань-триселем, подвязанным к наклонному латинскому бизань-рею (другое название — бизань-рю). Выбор английского варианта основан на известных привязанностях строителя судна, а также внимательном знакомстве со штатом вооружения судов

1777 г. Учтено было и мнение профессора Ю. С. Крючкова, высказанное по по-

воду аналогичной реконструкции. Стремление не загромождать чертеж привело к отказу от изображения на нем дополнительных парусов, хотя лисели на фок-и грот-мачтах были. Впрочем, в условиях плавания в Невской губе они вполне могли оказаться лишними. Размерения рангоута приведены в приложении 3, площадь 12 парусов «Надежды» — ниже:


 

Площадь парусов, м2, учебного фрегата «Надежда»

Блинда-зейль...................8,0

Кливер.....................25,0

Фор-стень-стаксель.................30,0

Фок......................65,0

Фор-марсель...................55,0

Фор-брамсель...................20,0

Г рот......................80,0

Грот-марсель...................60,0

Грот-брамсель...................21,0

Крюйсель....................41,0

Крюйс-брамсель..................15,0

Бизань.....................25,0

Всего................. 445,0

 

 

 

К сожалению, «Надежда» плавала недолго. Через восемь лет после спуска на воду, т. е. в 1774 г., фрегат закончил свою службу так же, как и многие другие суда Балтийского флота,— его разобрали на дрова в Кронштадте. Но заурядность обстоятельств «ухода» этого фрегата не мешает нам помнить о том, какую страницу истории русского флота открыл 10-пушечный фрегат «Надежда» — первое отечественное учебное судно специальной постройки.

Заметим, что такое имя, начиная с 1766 г. и до сегодняшних дней, неоднократно присваивалось учебно-парусным судам нашей страны. Последним судном, носящим имя «Надежда» (ныне «Ленинград»), была маленькая гафель-ная шхуна Ленинградского Нахимовского училища. Остается надеяться, что, быть может, когда-нибудь будет построено парусное судно с добрым именем «Надежда».
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..