КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ 20-ПУШЕЧНОГО БРИГА «ФЕНИКС»

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

 

20-ПУШЕЧНЫЙ БРИГ «ФЕНИКС»

 

 

 

КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ 20-ПУШЕЧНОГО БРИГА «ФЕНИКС»

 

 

 

Основные характеристики брига «Феникс»
Длина между перпендикулярами, м...........30,12

Ширина без обшивки, м...............9,34

Глубина интрюма (трюма), м.............3,86

Высота, м

борта....................4,66

киля....................0,30

Осадка средняя в полном грузу с килем, м.........4,09

Коэффициент общей полноты.............0,47

Водоизмещение полное, т..............467

Абсцисса центра величины (от середины к носу), м......0,30

Аппликата центра величины (от верхней кромки киля), м . . . 2,41

Возвышение метацентра над ЦТ, м...........2,79

Высота мачт от верхней кромки киля, м

фок-мачты.................44,0

грот-мачты..................47,2

Число Брюса...................4,1

Весла галерные легкие, шт..............18

Артиллерийское вооружение:

24-фунтовые карронады*.............20

Экипаж, чел....................85

Число практикантов................15

 

 

 

* Короткие чугунные пушки большого калибра, стрелявшие небольшим зарядом. Вели бой навесным огнем. Подобное вооружение позволяло проводить артиллерийские учения, осваивать тактику ведения морских сражений.

 

 

 

Теоретический чертеж брига «Феникс». ЦГАВМФ, ф. 327, on. I, д. 2782

 

 

Уже упоминалось о том, что «Феникс» был отличным ходоком. Что сделало его таким, с чем это было связано? Это можно понять, обратившись только к теоретическому чертежу, заметим, созданному в самом начале XIX в. (он датирован 28 августа 1808 г.). Оценить же значение этого факта можно, обратившись к истории. В 1839 г. в Англии появился термин «клипер», который ныне символизирует скорость судна, специфичность и элегантность обводов его корпуса. Лишь с 1845 г., года постройки американского судна «Рейнбоу», этот термин приобрел для корабелов классическую законченность. Изучая же форму первой ватерлинии «Феникса» с ее характерной вогнутостью у оконечности (а отчасти формы второй и третьей ватерлиний), можно сказать, что петербургские и кронштадтские корабелы в чем-то предвосхитили находки своих коллег следующих поколений, разработавших обводы клиперов. Наивным было бы утверждение, что россииским умельцам принадлежит авторство в деле изобретения клиперских корпусов, но нет сомнений в том, что им не были чужды идеи инженерного поиска, который велся с 70-х гг. XVIII в. до 40-х гг. XIX в.

Созданию быстроходных чайных клиперов предшествовало появление каперских судов, кутеров, почтовых парусников, быстроходных судов пиратов и работорговцев. Поэтому, без сомнения, можно назвать учебный 20-пушеч-ный бриг «Феникс» — памятником судостроения начала XIX в.

Внимания заслуживают и паруса брига. Судя по фигурирующему в основных технических данных числу Брюса, «Феникс» был перегружен парусами.

 

 

 

 

Площадь парусов, м2, брига «Феникс»
Бом-кливер...................32,0

Кливер.....................40,5

Средний кливер..................36,5

Фока-стаксель..................26,1

Фок .....................110,7

Фор-марсель...................1172

Фор-брамсель..................58,4

Фор-бом-брамсель.................58,4

Фока-трисель..................78,0

Грот......................162,0

Грот-марсель...................117,2

Грот-брамсель..................58,0

Грот-бом-брамсель. . ..............28,0

Грота-трисель...................143,0

Всего.................1066,0
 

 

 

Конечно, в наши дни такое судно не получило бы разрешения на выход в море, но моряки тех далеких лет с успехом плавали на подобных кораблях. Раньше больше доверяли искусству капитана и умению экипажа, у которых был свой опыт. Вот почему в море при приближении шквала как бы сами собой исчезали бом-брамсели и брамсели, уходили вниз брам- и бом-брам-реи, опускались брам- и бом-брам-стеньги, убирались утлегарь и бом-утлегарь, рифились до четырех рифов марсели и нижние паруса, и судно, как маленькая крепость, оказывалось готово ко встрече с любой непогодой. Каждый раз перед наступлением темноты исчезали верхние паруса, а с наступлением утра разворачивались. На рейде брам- и бом-брам-стеньги поднимались с подъемом флага и с его спуском опускались. Особой заботы требовали (не показанные на парусной

схеме «Феникса») ундер-лисели, марса- и брам-лисели, фок- и грот-мачты. Таков был ритм службы моряков, меньше надеявшихся на нормы и инструкции, но больше требовавших от самих себя.

Картину парусного облика брига «Феникс» дополняют данные о длине и диаметре элементов рангоута судна, приведенные в приложении 3.

Е. В. Тарле писал о П. С. Нахимове, что «никакой жизни, помимо морской службы, он не знал и знать не хотел и просто отказывался признавать для себя возможность существования не на военном корабле или не в военном порту». Были в жизни П. С. Нахимова фрегат «Крейсер» и корабль «Азов», фрегат «Паллада» и линейный корабль «Силистрия», Наварин, Синоп и Севастополь, но вначале был бриг «Феникс».
 

 

 

 

 

 

Мидель-шпангоут, продольный разрез и вид сверху брига «Феникс». ЦГАВМФ, ф. 327, on. 1, д. 2783, 2856

 

 

 

 

 

Парусное вооружение и боковой вид брига «Феникс». ЦГАВМФ, ф. 327, on. 1, д. 2782, 2791

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..