|
|
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
20-ПУШЕЧНЫЙ БРИГ «ФЕНИКС»
КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ 20-ПУШЕЧНОГО БРИГА «ФЕНИКС»
Основные характеристики брига «Феникс»
* Короткие чугунные пушки большого калибра, стрелявшие небольшим зарядом. Вели бой навесным огнем. Подобное вооружение позволяло проводить артиллерийские учения, осваивать тактику ведения морских сражений.
Теоретический чертеж брига «Феникс». ЦГАВМФ, ф. 327, on. I, д. 2782
Уже упоминалось о том, что «Феникс» был отличным
ходоком. Что сделало его таким, с чем это было связано? Это можно
понять, обратившись только к теоретическому чертежу, заметим, созданному
в самом начале XIX в. (он датирован 28 августа 1808 г.). Оценить же
значение этого факта можно, обратившись к истории. В 1839 г. в Англии
появился термин «клипер», который ныне символизирует скорость судна,
специфичность и элегантность обводов его корпуса. Лишь с 1845 г., года
постройки американского судна «Рейнбоу», этот термин приобрел для
корабелов классическую законченность. Изучая же форму первой ватерлинии
«Феникса» с ее характерной вогнутостью у оконечности (а отчасти формы
второй и третьей ватерлиний), можно сказать, что петербургские и
кронштадтские корабелы в чем-то предвосхитили находки своих коллег
следующих поколений, разработавших обводы клиперов. Наивным было бы
утверждение, что россииским умельцам принадлежит авторство в деле
изобретения клиперских корпусов, но нет сомнений в том, что им не были
чужды идеи инженерного поиска, который велся с 70-х гг. XVIII в. до 40-х
гг. XIX в.
Площадь парусов, м2, брига «Феникс» Грот-марсель...................117,2
Конечно, в наши дни такое судно не получило бы разрешения на выход в море, но моряки тех далеких лет с успехом плавали на подобных кораблях. Раньше больше доверяли искусству капитана и умению экипажа, у которых был свой опыт. Вот почему в море при приближении шквала как бы сами собой исчезали бом-брамсели и брамсели, уходили вниз брам- и бом-брам-реи, опускались брам- и бом-брам-стеньги, убирались утлегарь и бом-утлегарь, рифились до четырех рифов марсели и нижние паруса, и судно, как маленькая крепость, оказывалось готово ко встрече с любой непогодой. Каждый раз перед наступлением темноты исчезали верхние паруса, а с наступлением утра разворачивались. На рейде брам- и бом-брам-стеньги поднимались с подъемом флага и с его спуском опускались. Особой заботы требовали (не показанные на парусной схеме «Феникса») ундер-лисели, марса- и брам-лисели,
фок- и грот-мачты. Таков был ритм службы моряков, меньше надеявшихся на
нормы и инструкции, но больше требовавших от самих себя.
Мидель-шпангоут, продольный разрез и вид сверху брига «Феникс». ЦГАВМФ, ф. 327, on. 1, д. 2783, 2856
Парусное вооружение и боковой вид брига «Феникс». ЦГАВМФ, ф. 327, on. 1, д. 2782, 2791
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
|
|
|