ОКОВКА КОЛЕСА ДЛЯ ТЕЛЕГИ

  Главная      Учебники - Кузнечное дело     Колхозный кузнец с квалификацией слесаря, жестянщика и медника (Н. И. Медвюков, П. В. Суслов) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  .. 

 

 

 

ОКОВКА КОЛЕСА ДЛЯ ТЕЛЕГИ

В числе работ, выполняемых колхозным кузнецом, довольно значительное место занимают оковка и ремонт деревянных колес для телег. Оковка новых колес исчерпывается двумя видами работ — ошиновкой обода колеса и постановкой стальных втулок в отверстие ступицы.

Ошиновка обода нового колеса. Колесо телеги состоит из ступицы, спиц и обода (рис. 104). Диаметр обода задних колес колеблется в пределах 1060—800 мм, а передних 880—630 мм, количество спиц у задних колес 12—10, у передних 10—8. Ступицу и спицы обычно изготовляют из деревьев твердой породы — дуба, березы, клена, а обод — из дуба, вяза, ясеня, т. е. тоже из деревьев твердой породы, поддающихся изгибанию в распаренном состоянии.

Выбор и расчет заготовки. Работа по ошиновке колеса начинается с изготовления стальной сварной шины. Для этого выбирают полосовую сталь марки Ст. 1 сечением 50X4 или 55X5 мм. Длину заготовки на один обод определяют различными способами. Кузнец укладывает на доску или прямо на землю полосу во всю ее длину, на наружной поверхности обода делает мелом поперечную черту, устанавливает на полосу колесо ободом так, чтобы меловая черта совпала с концом полосы, и катит колесо по полосе, чтобы оно сделало полный круг, т. е. чтобы меловая черта вторично коснулась полосы. В месте касания кузнец проводит чертилкой линию. Отмеченное расстояние

на полосе равняется длине наружной окружности обода. Учитывая необходимое удлинение концов заготовки на сварку, обсечки и угар металла при двух нагревах, добавляют к полученной величине 45—50 мм и отрубают заготовку.

Длину наружной окружности обода можно также замерить рулеткой (или бечевкой), обогнув ленту рулетки вокруг обода. Эту величину можно также определить, измерив наружный диаметр обода и умножив полученное число на 3,14. Результат будет равен длине наружной окружности обода.

Изготовление шины. В процессе изготовления шины кузнец должен выполнить следующие операции:

1) нагреть первый конец заготовки на длине 100—120 мм и оттянуть для сварки внахлестку;

2) нагреть второй конец заготовки на длине 100—120 мм и оттянуть для сварки с первым концом;

3) нагреть и оттянуть на 8—10 мм две пары поперечных ушков, расположив их на расстоянии */з длины заготовки от каждого конца;

4) согнуть заготовку кольцом так, чтобы сошлись концы, подготовленные к сварке;

5) нагреть в горне концы до сварочной температуры, сварить шину.

Натяжение шины. Чтобы произвести натяжение шины, колесо устанавливают на круг (см. рис. 14) и закрепляют гайкой и шайбой на сердечнике, имеющем в верхней части резьбу. После этого шину накладывают на обод так, чтобы можно было приблизительно установить, соответствует ли ее размер ободу. Если размер шины явно недостаточен, то шину следует нагреть в двухтрех местах и протянуть, увеличив таким образом ее размер. Если же размер шины окажется велик, шину разрубают и сваривают заново.

После подгонки шину подогревают до 100—150°, накладывают на обод и, удерживая одну сторону натяжным крюком, легкими ударами кувалды или ручного молотка набивают другую сторону на обод. Так, двигаясь постепенно по окружности, кузнец набивает натянутые крюком участки, выполняя натяжение шины. Затем колесо снимают с круга и ручным молотком загибают боковые ушки шины на обод для того, чтобы шина не сдвигалась с обода вправо и влево.


Постановка втулок в отверстие ступицы. Чтобы деревянная ступица колеса не истиралась осью, внутри ступицы с обеих ее сторон устанавливают стальные втулки (рис. 117). Втулка представляет собой стальное кольцо с двумя зацепами, которыми она крепится в теле ступицы.

Втулку изготовляют из полосовой стали марки Ст. 3 или Ст. 2 сечением 50X10 мм. Длина отрубаемой заготовки 3,14 D +40 мм. В этой формуле D — диаметр ступицы; 40 мм добавляется на

оттяжку концов втулки. Для постановки втулки в отверстие ступицы кузнец должен выполнить следующие операции:

1) нагреть первый конец заготовки, сделать уступ, оттянуть зацеп на конус и отогнуть, как показано на рис. 117, а, б;

2) нагреть второй конец заготовки, сделать уступ, оттянуть зацеп на конус и отогнуть так же, как и первый конец;

3) согнуть заготовку в кольцо, как показано на рис.

117, в;

4) нагреть всю заготовку, выправить на роге наковальни и загнуть зацепы, как показано на рис. 117, г;

5) зачистить втулку напильником;

6) примерить втулку в отверстии ступицы и полукруглым долотом разработать отверстие по наружному диаметру втулки;

7) поставить колесо на круг и легкими ударами кувалды и молотка вогнать втулку в отверстие ступицы, а зацепы— в тело ступицы.

В каждое колесо обычно вставляют две втулки: одну с наружной стороны ступицы и другую с внутренней. Иногда вставляют одну втулку, длина которой равняется всей длине ступицы. В этом случае из листовой стали толщиной до 3 мм сгибают трубу с таким расчетом, чтобы она могла войти в отверстие ступицы. Вместо зацепов с одной стороны трубы оставляют радиальный выступ, который плотно вдавливается в тело ступицы и удерживает в ней трубу.

 

 

 

Рис. 117. Стальная втулка:
а — заготовка с оттянутыми концами, б — заготовка с загнутыми концами, в — заготовка, согнутая в кольцо, г — готовая поковка втулки

 



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте описание одноконной телеги ППО-55.

2. Расскажите об особенностях устройства одноконной телеги с высокими бортами.

3. Дайте описание саней Голицынского обозостроительного завода.

4. Как крепится рама саней к полозьям?

5. Как производится ошиновка колеса?

6. Для чего в отверстие ступицы колеса вставляются втулки и как они изготовляются?

7. Расскажите, как производится сварка передней оси телеги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  ..