2.6.2. Опорные тележки и крановые пути

  Главная     Краны     Козловые краны и мостовые перегружатели. Краны кабельного типа. Книга 4

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37 

 


2.6.2. Опорные тележки и крановые пути


Для подвижных опор (башен) кабельных кранов применяют только рельсовые опорные тележки. Обычно каждую башню оборудуют тремя опорными тележками (см. рис. 2.20, е) - двумя передними 4 и одной задней 3. На менее распространенных типах башен - четырехугольной формы в плане (см., например, рис. 2.5) устанавливают по две тележки на переднем и заднем рельсах. Передние, более нагруженные, тележки выполняют приводными, задние - неприводными (холостыми).
 

 

В зависимости от величины (от сотен до тысяч кН) нагрузки на опорную тележку последняя может иметь от 2 до 16 ходовых колес. Конструкция тележки должна обеспечивать равномерное распределение общей нагрузки между колесами и гарантировать постоянный контакт всех колес с рельсом, компенсируя возможные отклонения рельсов от их нормального положения. Это достигается использованием в тележках специальных балансирных систем с цилиндрическими и сферическими шарнирами.

В целом опорную тележку компонуют из отдельных секций, под которыми понимают двухосные тележки, оформленные как самостоятельные сборочные единицы и снабженные присоединительными элементами для стыковки их с другими секциями. Опорная тележка, в частности, может состоять из одной секции - двухколесной тележки (см., например, схему на рис. 2.20, е).

На рис. 2.22 показаны два основных типа секций.

При одном рельсе применяют двухколесную секцию (рис. 2.22, а), при спаренных рельсах - четырехколесную (рис. 2.22, б). Первую соединяют с балансиром цилиндрическим шарниром, допускающим поворот секции относительно горизонтальной, поперечной к рельсу, оси, вторую - сферическим шарниром, дающим возможность поворота секции относительно горизонтальных осей любого направления.

 

 

 

 

Рис. 2.22. Схемы секций опорных тележек: 1 - ходовое колесо, 2 - рама, 3 - рельс

 

 


На рамах приводных секций устанавливают двигатели, связанные через трансмиссии со всеми ходовыми колесами секции. Кинематические схемы и компоновки таких механизмов передвижения достаточно разнообразны. Одна из распространенных схем (рис. 2.22, в) включает двигатель М, тормоз Т, редуктор Р и открытые зубчатые передачи. Зубчатые колеса этих передач кинематически жестко связаны с ходовыми колесами.

Схемы общей компоновки опорных тележек приведены на рис. 2.23.
 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.23. Схемы опорных тележек


Двухсекционная опорная тележка (рис. 2.23, а) включает секции 1, связанные с балансиром 2 через горизонтальные цилиндрические или сферические шарниры 4. Нагрузка N от башни передается на опорную тележку через горизонтальный цилиндрический шарнир 5. При перемещении опорной тележки по круговому рельсу с шарниром 5 может совмещаться дополнительный вертикальный цилиндрический шарнир. Общее число ходовых колес опорной тележки - 4 (при одном рельсе) или 8 (при спаренных рельсах).

Опорная тележка (рис. 2.23, б) содержит четыре секции 1, попарно связанные малыми балансирами 2. Последние соединены большим балансиром 3. Шарниры 4, как и в предыдущем случае, могут быть цилиндрическими или сферическими. Шарниры 5 и 6 - цилиндрические. Общее число колес -- 8 или 16.

Крановые пути кабельных кранов - важнейшая часть их установки, во многом определяющая надежность работы крана и стоимость всей установки.

Конструкция пути зависит от типа крана и условий его эксплуатации -характера и размера рабочей площадки, протяженности пути, намечаемых сроков службы крана на данном месте и др. В каждом случае специализированная организация выполняет проект кранового пути с учетом специфических требований к установке конкретного крана.

Отличие наземных путей кабельных кранов от путей других кранов (козловых, портальных, башенных) заключается в нагружении их дополнительно к вертикальным значительными горизон тальными силами, для восприятия которых необходимо устраивать наклонные рельсовые пути или специальные рельсы для тележек с горизонтальными колесами.

На рис. 2.24 представлены основные типы крановых путей передвижных кабельных кранов. Для всех типов путей используются железнодорожные рельсы марок от Р-43 до Р-65, закрепляемые на деревянных шпалах или бетонных основаниях.
 

 

Наклонный путь (рис. 2.24, а) для передних опорных тележек состоит из спаренных рельсов / на деревянных шпалах 2 длиной 2-2,5 м. Шпалы опираются на балластную призму 3 из прочного и хорошо водопроницаемого материала - щебня, гравия. Для предотвращения смещения по уклону а шпал последние удерживаются специальными продольными брусьями и сваями 4. Путь с одним рельсом будет отличаться от рассмотренного только более короткими (0,8 м) шпалами.

Крановые пути (рис. 2.24, б) включают бетонные основания 1 с наклонным рельсом и основание 2 с вертикальным рельсом. При использовании спаренных рельсов на каждое основание устанавливают по два рельса. Наклонный рельс (рельсы) воспринимает от двухребордных ходовых колес (реборды не изображены) вертикальную Vп и горизонтальную Н нагрузки, рельс (рельсы) на основании 2 - только вертикальную V3.
 

 

 

 

Рис. 2.24. Схемы крановых путей

 

 

 

В крановом пути (рис. 2.24, в) на основания 1 и 2 установлены вертикальные рельсы, нагруженные силами Vn и V3. Для разгрузки основания 1, расположенного близко к откосу (например котлована или карьера), сила II воспринимается дополнительным рельсом, контактирующим с ходовыми колесами 3 специальной горизонтальной тележки.

Бетонные основания выполняют в виде ленточных фундаментов или продольных (железобетонных) балок, опирающихся на отдельные фундаменты, сваи и др. Размер оснований по ширине зависит от числа (один или два) устанавливаемых на него рельс, размер по высоте назначается по условиям прочности.

Основные достоинства путей на бетонных основаниях по сравнению с рельсовыми путями на деревянных шпалах - высокая допускаемая нагрузка, стабильность положения рельсов и долговечность. Главный недостаток -повышенная стоимость, что ограничивает применение этих путей при их больших длинах и относительно малых сроках эксплуатации крана (например, обслуживание протяженных лесных складов на берегах рек, производство некоторых строительных работ.)