Грузовые тележки кранов кабельного типа в комплексе с механизмами подъема и
передвижения обеспечивают вертикальное и горизонтальное перемещения грузов.
Такие тележки, а также взаимодействующие с ними механизмы и устройства по
своей конструкции существенно отличаются от подвесных тележек других типов
кранов (козловых, башенных), что обусловлено спецификой направляющих тележки
в виде канатов, большими длинами и высокими скоростями рабочих перемещений
грузов, повышенными требованиями к долговечности канатно-блочных систем,
необходимостью использования тележки для обслуживания несущего каната,
управления канатными поддержками, а также для других целей.
Грузовые тележки кабельных кранов по назначению можно разделить на два типа:
тележки для крюковых и тележки для грейферных кранов. В первом случае через
тележку проходит только подъемный канат, во втором -подъемный и замыкающий.
На рис. 2.9, 2.10 представлены соответственно схема и общий вид типичной
четырехколесной грузовой тележки крюкового крана.
Тележка (см. рис. 2.9) включает следующие основные конструктивные элементы:
ходовые колеса 7, закрепленные попарно на балансирах и опирающиеся на
несущий канат (НК); раму 2, выполненную в виде сварной фермы из прокатных
профилей и шарнирно подвешенную к балансирам; блоки 3 для подъемного каната
(ПК), образующего двукратный полиспаст, которым удерживается крюковая
подвеска 4.
К специальным шарнирам рамы крепят два конца тягового каната (ТК). В нижней
части рамы и на крюковой подвеске устанавливают буферные элементы
(деревянные бруски), минимальное расстояние между которыми ограничивается
автоматическим концевым выключателем. Для размещения обслуживающего
персонала, при осмотре несущего каната, поддержек и др., на тележке
предусматривают специальные площадки (см. рис. 2.10) шириной не менее 750 мм
и с соответствующими ограждениями.
Рис. 2.9. Схема грузовой тележки
Рис. 2.10. Общий вид четырехколесной грузовой тележки
Ходовые колеса грузовых тележек относятся к деталям, от конструкции и
размеров которых, в основном, зависит долговечность как самих колес, так и
несущего каната. С целью повышения долговечности используют дугообразную
форму обода колеса (см. рис. 2.9), добиваясь максимально возможной площади
контакта обода с несущим канатом, в отдельных случаях футеруют колеса
пластмассой или резиной, ограничивают нагрузку на колесо путем увеличения, в
разумных пределах, общего числа колес на тележке, проводят систематическую
смазку несущего каната.
Основной размер ходового колеса - его диаметр D.
Диаметры колес большинства существующих двух-, восьмиколесных тележек
колеблются в пределах 250-600 мм. Согласно РТМ 24.090.34-85 рекомендуется
выбирать диаметры - 400, 500, 630 и 800 мм.
При назначении диаметра колеса следует учитывать:
нагрузку N на одно колесо, как частное от деления суммарной силы тяжести
груза и тележки на общее число колес;
диаметр d несущего каната;
величину р условного удельного давления на контактной поверхности колеса с
канатом.
Эти величины связаны известной зависимостью:
р = N * L *(D-d). (2.2)
Для стальных колес принимают р = (700-800)*103
Н/м2, для колес с футерованным ободом —р = (500-550)*1000
Н/м2.