2. КРАНЫ КАБЕЛЬНОГО ТИПА

  Главная     Краны     Козловые краны и мостовые перегружатели. Краны кабельного типа. Книга 4

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 


2. КРАНЫ КАБЕЛЬНОГО ТИПА

Согласно принятому официальному определению к этому типу относятся «краны, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным на двух опорах».

По виду опор, используемых для закрепления несущего каната, краны кабельного типа разделяют на кабельные, у которых точки крепления каната располагаются в верхних частях опорных мачт или башен, и на кабельные мостовые, с канатом, закрепленным на концах моста, установленного на опорных стойках.

Структурные схемы этих кранов с обозначением основных размеров представлены на рис. 2.1.

Краны (рис. 2.1) содержат несущие канаты 1, грузовые тележки 2 и опорные металлоконструкции 3.

Несущие канаты шарнирно закрепляют в точках А и В металлоконструкций. В существующих кранах чаще используют один канат, но при повышенных грузоподъемностях устанавливают несколько параллельных канатов - два, четыре, шесть. Расстояние между точками А и В называется пролетом 1 несущего каната и является одной из главных характеристик кранов кабельного типа.
 

 

 

 

Рис. 2.1. Краны кабельного типа: а - кабельный, б - кабельный мостовой


Под действием собственной тяжести и нагрузок от ходовых колес тележки несущий канат провисает. Величина F провеса, т. е. расстояния по вертикали от прямой АВ до продольной оси каната, не должна выходить за пределы 3-8 % от пролета L. Сразу заметим, что при малых провесах резко возрастают горизонтальные усилия на опоры в точках А и В, а при больших -требуется существенное увеличение высот опор. Если, например, у крана с пролетом L = 500 м увеличить, при прочих равных условиях, провес с 0,03 (L= 15 м) до 0,08 (L = 40 м), то снизится примерно вдвое нагрузка на опоры, но потребуется увеличение высоты опор на 25 м.

Грузовые тележки опираются на каждый несущий канат посредством двух-восьми ходовых колес, имеющих полукруглую поперечную форму сечения обода. Общее число колее тележки зависит от ее грузоподъемности. Так, некоторые уникальные краны снабжают тележками с 48 колесами (6 несущих канатов по 8 колес на каждом канате). Для достижения равномерности распределения усилий на колеса последние присоединяют к раме тележки с помощью балансиров. В нижней части тележек устанавливают направляющие блоки для грузовых канатов. Перемещение тележек осуществляется канатной тягой. Одно из главных требований к грузовым тележкам -по возможности их малая масса.

Опорные металлоконструкции кабельных кранов, в основном, выполняют в виде решетчатых пирамидальных башен (рис. 2.1, а) или в виде мачт - вертикальных решетчатых или трубчатых стоек. Главные требования к этим металлоконструкциям: устойчивость, прочность, относительно небольшая масса. Устойчивость мачт достигается применением различных канатных оттяжек.

Металлоконструкция кабельного мостового крана (рис. 2.1,6) по общей конфигурации подобна металлоконструкциям мостовых перегружателей (см. гл. 1), отличаясь увеличенным пролетом 1 моста и меньшей его погонной массой. Последнее обусловлено отсутствием вертикальных сил от поднимаемого груза, прилагаемых к середине моста. В металлоконструкцию крана кроме моста входят жесткая и гибкая стойки, опирающиеся своими нижними концами на рельсоколесные ходовые рамы.

Кабельные краны классифицируют по характеру возможных перемещений их опор в горизонтальной плоскости, что определяет форму обслуживаемой краном площади и, следовательно, условия его применения. По этому признаку различают три основных вида кабельных кранов:

 

 



1) неподвижные краны, у которых обе опоры закреплены на фундаментах и обслуживаемая площадь представляет собой узкую полосу длиной, равной величине Lр рабочего хода тележки (см. рис. 2.1). Рабочий ход Lр =L-(La + Lh), где Lа и Lh - минимально допустимые подходы тележки с грузом к точкам закрепления несущего каната;

2) параллельно-передвижные краны, обе башни которых могут перемещаться на значительные (десятки или сотни метров) расстояния по параллельным рельсовым путям. Обслуживаемая площадь - прямоугольник;

3) радиально-передвижные краны, имеющие одну неподвижную опору, относительно которой по круговому рельсовому пути перемещается вторая опора. Обслуживаемая площадь - сектор кольца с внутренним радиусом La, наружным - La + Lр и некоторым центральным углом (30-360°).

Для ознакомления с общей компоновкой кабельных кранов рассмотрим схему на рис. 2.2.

На схеме представлен типичный параллельно-передвижной кабельный кран, имеющий достаточно широкое распространение в практике. В качестве опор крана используют башни 1 - машинная (справа) и контрбашня. Внешняя форма башни соответствует трехгранной пирамиде, ребра которой образуются вертикальной стойкой и двумя подкосами, а треугольное основание системой горизонтальных балок. Каждая башня опирается на три ходовые тележки, из которых две располагаются со стороны подкосов и одна - под стойкой. Ходовые тележки перемещаются по спаренным рельсам, установленным на бетонном или шпальном основаниях. К головкам башен крепится несущий канат 2, по которому бесконечным тяговым канатом 3 передвигается грузовая тележка 4. Вертикальное перемещение крюка производится грузовым канатом 5.
 


 

 

Рис. 2.2. Параллельно-передвижной кабельный кран

Тяговый и грузовой канаты проходят через обводные блоки б и 7 на головках башен. В нижней части машинной башни установлены тяговая 8 и грузовая 9 лебедки. Один конец грузового каната крепится к барабану лебедки 9, а другой - к головке контрбашни. На несущем канате устанавливаются поддержки 10, на нижние ролики которых опираются тяговый и грузовой канаты, что исключает провисание последних. Конструкция поддержек обеспечивает свободный проход грузовой тележки по всей длине несущего каната. Для получения необходимой устойчивости башен в их основаниях размещают противовесы 11.

Кроме названных в состав крана входят и другие его элементы - кабина управления, площадки обслуживания, лестницы, система электрооборудования, комплекс устройств безопасности и пр.

Компоновка других видов кранов во многом аналогична рассмотренной.