2.3. Несущие канаты

  Главная     Краны     Козловые краны и мостовые перегружатели. Краны кабельного типа. Книга 4

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 


2.3. Несущие канаты

В качестве несущих используют так называемые закрытые стальные канаты. Один из типов таких канатов показан на рис. 2.7.
 

 

 

Рис. 2.7. Канат закрытого типа


Канат имеет наружный слой из Z-образных проволок, два слоя (правой и левой свивок) из клиновидных проволок и сердечник из круглых проволок со структурой 1+6+12. Наружный слой обеспечивает гладкость наружной поверхности каната, что очень важно при контакте ходовых колес тележки с этой поверхностью, и защиту внутренних проволок от влаги и пыли. Благодаря плотной «упаковке» фасонных проволок достигается хорошая заполняемость сечения каната металлом, а следовательно, и повышение разрывного усилия, примерно в 1,5 раза по сравнению с обычными канатами того же диаметра. С другой стороны, особенность конструкции закрытых канатов резко снижает их гибкость, затрудняя или исключая возможность прохода их через блоки.

В табл. 2.3 приведены общие данные, относящиеся к рассмотренному типу канатов.

 

Основные параметры закрытых канатов по ГОСТ 7676-83

 

Таблица 2.3

Диаметр

каната,

мм

Площадь: сечения всех проволок, мм2

 

Масса 1 п.м. каната, кг

Разрывное усилие при временном сопротивлении разрыву 1270 МПа, кН

50

1710

14,7

2180

52

1850

15,8

2350

54

1990

17,0

2525

55

2020

17,3

2565

60

2410

20,6

3065

65

2760

23,7

3515

70

3230

27,7

4115

 

 

 

 

В отдельных случаях (крюковые краны для монтажных работ) допускается применение более гибких, но менее долговечных, многопрядных канатов с металлическим сердечником, например канатов, изготовленных из круглой проволоки и имеющих структуру 12x7 (1+6) +7x7 (1+6).

Предпочтительными к применению являются канаты закрытые несущие по ГОСТ 18901, ГОСТ 18902, ГОСТ 7675 (диаметры 38,5-51 мм) и ГОСТ 7676 (диаметры 50-70 мм). Разрывное усилие канатов - 1100 - 4500 кН. Основные требования к конструкции и эксплуатации каната: минимальный коэффициент использования каната (коэффициент запаса прочности) при действии наибольшего статического натяжения - 3;

канат устанавливается в виде одного отрезка, сращивание двух и более отрезков не допускается;

концы каната закрепляются в специальных конусных муфтах путем забивки металлических клиньев или заливки металлическим сплавом, что обеспечивает прочность соединения, равную прочности каната;

устройства для закрепления каната с муфтами на опорах крана должны давать возможность поворота концов каната в вертикальной плоскости и перемещения их по оси каната при регулировке величины провеса каната.

На рис. 2.8 приведена схема типичного варианта такого устройства. В нем усилие натяжения каната 1 через конусную муфту 2, промежуточный стакан 3 и регулировочные шайбы 4 передается на подушку 5, контактирующую с неподвижно установленными на металлоконструкции опоры крана вкладышами 6. Цилиндрические контактные поверхности подушки и вкладышей образуют шарнир, допускающий изменение угла наклона оси каната р. При натяжении каната винты домкрата располагают между стаканом и подушкой, смещая влево стакан с муфтой и устанавливая в образовавшийся зазор дополнительные регулировочные шайбы.
 

 

Рис. 2.8. Шарнирное устройство для крепления несущего каната на опоре:

А - центр шарнира, Р - усилия винтов домкрата
 

 


При установке на кране нескольких параллельных канатов необходимо обеспечить их равномерное натяжение, при этом поперечный перекос грузовой тележки не должен превышать 2°.

Эксплуатация крана с несмазанным канатом запрещается. При выборе марки смазочного материала следует учитывать температуру воздуха.

Канат должен подвергаться систематическому осмотру с целью установления качества смазки и обнаружения возможных обрывов проволок наружного слоя каната.

При наличии обрывов проволок решение о браковке принимается в соответствии с указаниями в руководстве по эксплуатации данного крана.

В общем случае можно ориентироваться на следующую норму: допускаемое число оборванных проволок на одном метре длины несущего каната не должно превышать 17 % от общего числа проволок в наружном слое каната.

Например, канаты но ГОСТ 7676, имеющие в зависимости от диаметра каната от 24 до 37 наружных проволок, бракуют при обрыве четырех-шести проволок на длине одного метра.

В случае обнаружения расположенных рядом обрывов двух смежных проволок канат подлежит обязательной замене.