1.1.4. Козловые судостроительные краны

  Главная     Краны     Козловые краны и мостовые перегружатели. Краны кабельного типа. Книга 4

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

 

1.1.4. Козловые судостроительные краны

Козловые судостроительные краны предназначены для сборки корпусов судов на стапелях. По техническим параметрам: грузоподъемности, величине пролетов и высоте подъема, они близки к специальным монтажным кранам. В связи с ростом водоизмещения судов грузоподъемность этих кранов достигает значительных величин - до 1600 т, высота подъема - до 100 м, пролеты - более 170 м. Они характеризуются конструктивной сложностью, применением специальных лебедок, систем синхронизации их работы, наличием средств дистанционного управления, специальных дополнительных устройств: лифтов, стреловых кранов на пролетном строении и др.

Необходимость перемещения крупногабаритных элементов корпусов судов на значительные расстояния - от сборочных цехов судостроительных заводов до сборочных стапелей, а также их точной стыковки для сборки обусловили ряд конструктивных особенностей узлов и механизмов таких кранов, основные из которых следующие:

1) применение двухступенчатых механизмов передвижения или механизмов с тиристорным приводом и специальных перематывающих лебедок подъема груза с канатосборными барабанами;

2) использование устройств и оборудования для обеспечения синхронной работы механизмов нескольких кранов, выполняющих монтаж крупногабаритных элементов судна;

3) применение специального оборудования и узлов для обслуживания и ремонта и др.;

4) сложная система управления кранами, включающая обязательное наличие средств дистанционного управления;

5) установка кабины с индивидуальным механизмом передвижения.

По характеру выполняемой работы краны являются монтажными со всеми конструктивными особенностями, присущими монтажным кранам.

 

В качестве примера рассмотрим конструкцию козлового судостроительного крана грузоподъемностью 2x160 т (рис. 1.14), изготовленного ЗАО «Сибтяжмаш» для судостроительных верфей г. Керчи и г. Николаева.

Кран выполнен по схеме с одной жесткой 1, другой гибкой опорой 7. Длина пролетного строения 2 крана составляет 69 м, размеры сечения главных балок пролетного строения 5,6x3,2 м, высота подъема от уровня головки рельса 59 м, заглубление 20 м. По верхнему поясу коробчатого моста по подтележечным рельсам 3 передвигаются две грузовые тележки 4; для производства ремонтных работ на кране установлен стреловой поворотный кран 5 грузоподъемностью 10 т.

 

 

Рис. 1.14. Общий вид козлового судостроительного крана «ОКЕАН» конструкции ЗАО «Сибтяжмаш» грузоподъемностью 2x160 т
 

 

Кран снабжен грузопассажирским лифтом грузоподъемностью 250 кг; передвижной самоходной кабиной 6  радионереговорным устройством, телефоном, системой, обеспечивающей управление двумя кранами из одной кабины; радиосистемой блокировки, предотвращающей столкновение с работающими в паре с ним двумя портальными кранами грузоподъемностью по 80 т каждый. Для подъема груза на тележках смонтированы механизмы подъема с перематывающими лебедками грузоподъемностью 160 т каждая с крюками 9 и возможностью работы на общую траверсу 10 грузоподъемностью 320 т.

 

Механизмы передвижения 8 выполнены по балансирной схеме на 32 колесах, соединенных в балансиры попарно, половина из которых - приводные. Токоподвод механизмов - кабельный.

Кран оборудован противоугонными захватными устройствами клиновой конструкции, автоматически срабатывающими при обесточивании крапа или при скорости ветра, достигающей величины нерабочего состояния.

Другой уникальный козловой судостроительный кран общей грузоподъемностью 1600 т, установленный в 1974 г. на верфи в шведском порту Мальмё, спроектирован и изготовлен фирмами ФРГ — «РНВ» и «Jucho» (рис. 1.15).
 

 

 

Рис. 1.15. Общий вид козлового судостроительного крана фирм ФРГ «РНВ» и «Jucho» грузоподъемностью 800 т + 2x400 т


Длина пролетного строения 1 крана 185 м, величина пролета 174 м, высота главной балки 15 м, ширина 11,5, вес моста крана 4200 т, общий вес крана 7200 т. Мощность электрооборудования 3200 кВт.

Кран установлен на двух опорах: одной жесткой 2, другой шарнирной 3, ходовая тележка 4 каждой опоры крана имеет длину 74 м и содержит по 24 колеса, ширина колеи 174 м. Давление на ходовое колесо составляет 140 т.

Кабина 5 установлена на гибкой опоре на высоте 95 м. В неё можно попасть по лестнице или двумя лифтами. Кабина оборудована телеэкраном, передача изображения на который осуществляется с помощью четырех телекамер, установленных на ходовых тележках крана. Кран оснащен двумя механизмами подъема 6 грузоподъемностью по 400 т каждый, установленными на тележке 8, передвигающейся по верхнему поясу главных балок, и одним механизмом подъема 7 грузоподъемностью 800 т, установленным на тележке, передвигающейся по нижнему поясу пролетного строения. В верхней части пролетного строения на тележке установлен ремонтный стреловой кран. Совместная работа механизмов тележек и их синхронизация обеспечиваются системой управления с ЭВМ, установленной в кабине.

Заказ на создание этого уникального крана был выдан в начале 1972 г., а весной 1974 г. кран уже был принят в эксплуатацию. Стоимость крана 125 млн шведских крон, в том числе 77 млн - сам кран, 48 млн - фундамент, рельсы, площадка и пр.

Козловые судостроительные краны изготавливаю!' обычно по индивидуальному заказу судостроительных заводов, а потому технические параметры их весьма разнообразны, зависят от технологии изготовления и конструкции судов, а также особенностей цехов сборочных стапелей предприятий.