1.1.2. Перегрузочные козловые краны общего назначения
Перегрузочные козловые краны общего назначения (рис. 1.5) регламентируются
ГОСТ 7352-81, предназначаются для перегрузки штучных и сыпучих грузов на
открытых складских и погрузочных площадках, обслуживаемых средствами
наземного рельсового и безрельсового транспорта, в портах, на
железнодорожных станциях и выполняются преимущественно с гибкой подвеской
грузозахватных устройств: крюковых, грейферных, магнитных.
а
б
Рис. 1.5. Общий вид козлового перегрузочного крапа: а - бесконсольного с
одной гибкой опорой; б - двухконсольного с одной гибкой опорой
Грузоподъемность
перегрузочных кранов составляет 3,2-32,0 т, пролет -10-32 м, высота подъема
груза - 7-10 м [1.1].
Конструктивно краны этого типа выполняются как с решетчатыми (КК-12,5,
ККС-10, ККС-20), так и с балочными металлоконструкциями (КК-5, КК-6,
КДКК-10, ККЛ-32, ККЩ-20/5).
Широкое распространение получили монорельсовые краны небольших
грузоподъемностей (до 12,5 т) с использованием в качестве грузоподъемного
устройства электроталей. Однобалочные мосты таких кранов выполняются с
ездовыми балками из швеллеров.
Сечение мостов может быть трапецеидального (рис. 1.6, а) и треугольного
сечений (рис. 1.6, в); используется в кранах 10,0-2,5 т.
Более совершенным является сечение моста (рис. 1.6, 6), где верхний пояс
образован гнутым листом короткого профиля, а нижний — половиной двутавровой
балки, приваренной к полосе [1.2].
Меньшей трудоемкостью при изготовлении отличаются мосты кранов с
использованием в качестве несущей балки труб различного диаметра, к которым
сваркой крепятся тавровые монорельсы (рис. 1.6, г) или двутавровые балки
(рис. 1.6, (3), как, например, в кране КС-5. Краны такого типа могут
оснащаться двухрельсовыми подвесными тележками; в этом случае к несущей
трубе привариваются две подтележечные балки, которые могут изготавливаться
из уголка (рис. 1.6, е).
По весовым показателям оптимальными считаются трехгранные ферменные
монорельсовые мосты 11.2
Рис. 1.6. Поперечные сечения однобалочных мостов: а, б - трапецеидальные
сечения; в - треугольное сечение; г - трубчатый мост е Таировым монорельсом;
д - трубчатый мост с двутавровой балкой; е - трубчатый мост с двухрельсовыми
тележками
Хорошими возможностями для экономии веса характеризуется металлоконструкция
моста с верхними трубчатыми поясами и нижним поясом двутаврового сечения
(рис. 1.7, а).
Мосты могут выполняться из двух взаимно перпендикулярных ферм. Вертикальная
ферма состоит из верхнего пояса, раскосностоечной решетки и ездовой
монорельсовой балки (рис. 1.7, б). Боковые нагрузки таких мостов
воспринимаются горизонтальной фермой, пояса которой поддерживаются
наклонными подкосами. Размеры b и h моста выбираются в зависимости от
значений горизонтальных и вертикальных нагрузок.
Широкое распространение получили четырехферменные монорельсовые краны,
например ККС-10, ККС-20, КК- 20/5 (рис. 1.7, в).
Рис. 1.7. Решетчатые мосты с ездовыми монорельсами: а, б - трехграшше мосты;
в - четырехгранный мост крана ККС-10
Достаточно широко в практике краностроения используются также двухбалочные
мосты (рис, 1.8 а, б), хотя они более металлоемки, чем однобалочные.
Подтележечный рельс в таких кранах может устанавливаться над стенками (рис.
1.8, а) или посередине главных балок (рис. 1.8, б); первое предпочтительнее,
поскольку освобождает место на балках для обслуживающего персонала, также
возможно уменьшение размеров или исключение вовсе специальных площадок для
обслуживающего персонала.
Для изготовления крановых двухбалочных мостов могут использоваться и
оболочечные балки (рис. 1.8, в); их конструкция может быть улучшена
размещением сварочных швов в нейтральной зоне или вблизи к ней (рис. 1.8,
г), где напряжения от рабочих нагрузок малы или вовсе отсутствуют.
Опоры кранов могут быть разветвленными с двумя стойками или одностоечными.
Стойки опор помимо весовой воспринимают ветровые и инерционные нагрузки,
действующие вдоль моста и крановых путей.
Стойки самомонтирующихся кранов соединяются при монтаже с пролетным
строением шарнирно, а после монтажа закрепляются жестко. Опоры
несамомонтирующихся кранов сразу жестко крепятся к мосту.
Конструктивно стойки опор могут выполняться решетчатыми (рис. 1.9,
а, 6, е), как, например, в кранах ККС-10, ККС-20, КС-12,5, и коробчатыми
(рис. 1.9, г), как в кранах КК-6, КДКК-10.
Рис. 1.9. Стойки опор козловых кранов грузоподъемностью 12 т: а - жесткой
опоры крана КК-12,5-32 пролетом 32 м; б - крана КС-12,5 пролетом 25 м; в -
жесткой опоры крана ККО-12,5 пролетом 32 м: г - коробчатая стойка крана
К-12,5М пролетом 16 м
Таблица 1.1
Технические характеристики козловых кранов общего назначения
грузоподъёмностью от 3,2 до 12,5 т с электрической талью по ГОСТ 7352-81
В таблице приведены скорости передвижения для кранов разных модификаций
Для удобства транспортирования стойки обычно выполняют разборными в их
средней части по стыкам монтажных фланцев.
Коробчатые стойки чаще делают переменного сечения из условия равного
сопротивления изгибу по высоте и в верхней части изогнутыми наружу для
увеличения пространства для крупногабаритных грузов, как, например, в кране
КК-6.
В качестве конструкционного материала для изготовления металлоконструкций
используется стальной прокат различного вида: уголок, труба, швеллер,
двутавр, а также листовой прокат для изготовления оболочечных стоек
переменного сечения, как, например, в кране ККО-12,5.
Таблица 1.2
Технические характеристики козловых кранов общего назначения
грузоподъёмностью от 8 до 32 т (ГОСТ 7352-81)
В таблице приведены скорости передвижения для кранов разных модификаций
Технические характеристики перегрузочных козловых кранов общего назначения
приведены в табл. 1.1, 1.2.