Козловые краны, как и мостовые перегружатели, выполняют в виде передвижного
моста (пролетного строения), опирающегося на крановый путь при помощи двух
опорных стоек с ходовыми тележками. По рельсовому пути, уложенному на
пролетное строение, передвигаются грузовые тележки, на которых могут быть
установлены поворотный кран или другое грузоподъемное оборудование.
Козловые краны и мостовые перегружатели близки между собой по
конструктивному исполнению, отличаются назначением, спецификой
использования, характером и группами режимов работы, а также величинами
параметров: высоты подъема, пролета, скоростей рабочих движений и др. У
мостовых перегружателей в отличие от козловых кранов передвижение крана
производится без груза, т. е. оно является установочным.
В качестве грузозахватных устройств в зависимости от назначения и характера
работы применяются крюки, грейферы, грузовые электромагниты, клещевые
захваты, а также другие специальные захватные устройства.
Козловые краны используются для механизации погрузочно-разгрузочных,
монтажных и строительных работ, обслуживания тепловых и гидроэлектростанций,
шлюзов, плотин. В зависимости от назначения и характера использования они
имеют соответствующие конструктивные особенности и режимы работы, оснащаются
необходимыми грузозахватными устройствами. Основные параметры козловых
кранов варьируются в достаточно широком диапазоне: грузоподъемность - от 5
до 1600 т, высота подъема груза - от 3 до 100 м, пролет - от 20 до 130 м,
скорость подъема - от 0,1 до 32 м/мин; скорости передвижения крана - до 100
м/мин, тележки - до 40 м/мин,
Мостовые перегружатели предназначены для перегрузки массовых насыпных грузов
на тепловых электростанциях (перегрузка угля в штабеля и выдача в приемники
ленточных конвейеров), в речных и морских портах (разгрузочно-погрузочные
операции с рудой, углем и другими сыпучими и кусковыми материалами), в
металлургическом производстве (перегрузка и складирование твердых шихтовых
материалов), а также для перегрузки контейнеров на контейнерных терминалах.
Основные параметры мостовых перегружателей имеют также достаточно широкий
диапазон: грузоподъемность - от 10 до 50 т, высота подъема груза - от 20 до
30 м, пролет - от 30 до 115 м, консоли длиной до 50 м, скорость передвижения
тележки - от 50 до 360 м/мин, моста - от 1 до 35 м/мин. У мостовых
перегружателей движения подъема груза и передвижение тележки являются
рабочими, а передвижение моста - установочным.
Управление козловыми кранами и мостовыми перегружателями осуществляется из
кабин, которые могут быть как стационарными, так и передвижными.
Стационарная кабина устанавливается обычно на жесткой опоре или около неё,
что снижает нагрузку на пролетное строение, но не во всех случаях
подъемно-транспортного процесса обеспечивает необходимый обзор рабочего
пространства. Передвижная кабина перемещается вдоль пролетного строения
вместе с грузовой тележкой либо самостоятельно, что способствует улучшению
обзора рабочего пространства машинистом крана при выполнении
погрузочно-разгрузочных, монтажных и строительных работ, однако при этом
дополнительно нагружается несущая металлоконструкция пролетного строения.