СТАЛЬНЫЕ КАНАТЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

  Главная      Учебники - Краны     Грузоподъемные машины (М.П. Александров, Л.Н. Колобов) - 1973 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

СТАЛЬНЫЕ КАНАТЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН - часть 2

 

 

 

По способу свивки различают раскручивающиеся канаты, выполненные из проволок и прядей без предварительной деформации и не-раскручивающиеся с предварительной деформацией. Проволоки и пряди раскручивающихся канатов имеют внутренние напряжения. Упругие силы, имеющиеся в них, стремятся возвратить проволоки В пряди в прямолинейное положение. Если разрубить такой канат, то пряди и проволоки разойдутся веером. Внутренние напряжения в сумме с рабочим напряжением от действия веса груза уменьшают несущую способность каната.

Проволоки и пряди нераскручивающихся канатов подвергаются предварительной деформации с помощью специальных устройств, называемых преформаторами, устанавливаемыми в прядевьющих и канатовьющих машинах перед зажимным устройством и придающими проволоке или пряди форму, принимаемую ими в процессе свивки. Проволоки и пряди нераскручивающихся канатов не имеют внутренних напряжений, поэтому они при эксплуатации не изменяют своего положения.

Можно отметить следующие преимущества нераскручивающихся канатов: гибкость (отсутствие внутренних напряжений в проволоках и прядях); меньшее стремление к вращению вокруг своей оси при навивке на барабан и огибании блоков; большую сопротивляемость усталости; равномерное распределение растягивающих усилий между прядями и внутри прядей — между проволоками; большую долговечность; при обрыве проволока сохраняет свое положение в канате, что облегчает условия обслуживания каната и уменьшает повреждения блоков и барабанов.

В последнее время выпускают канаты из круглых радиально-обжатых прядей. Прядь после прядевьющей машины протаскивается через шаблон, диаметр ее уменьшается, проволоки приобретают фасонную форму, вследствие чего линейный контакт между ними заменяется контактом по поверхности, увеличивается степень заполнения металлического сечения каната. Такие канаты имеют несущую способность на 15—18 % и долговечность на 30—50 % больше, чем канаты, изготовленные обычным способом.



По виду покрытий поверхности проволок различают канаты из проволок без покрытия и из оцинкованных проволок. Канаты из оцинкованной проволоки являются коррозионно-стойкими. Цинковое покрытие повышает срок службы канатов. Недостатком цинкового покрытия является малая сопротивляемость действию кислот. Для грузоподъемных машин, работающих в закрытых помещениях,

используют канаты из проволок без коррозионно-стойкого покрытия. Для канатов, работающих в помещениях с агрессивной средой, применяют проволоку из коррозионно-стойкой стали.

Кроме канатов с прядями круглого сечения, которые находят преимущественное применение в грузоподъемных машинах, иногда (например, в шахтных подъемах) используют канаты с фасонными прядями, у которых опорная поверхность при навивке на барабан или огибании блока значительно больше, чем у круглопрядных канатов, вследствие чего уменьшается давление и увеличивается срок службы канатов. К недостаткам фасоннопрядных канатов относится сложность изготовления и повышенная стоимость.

С учетом приведенной выше классификации стальных канатов и по данным руководящего технического материала (РТМ 24.090.59—80 «Краны грузоподъемные мостовые и козловые. Канаты подъемные. Номенклатура») можно представить следующие рекомендации по выбору канатов для грузоподъемных кранов.

Подъемные канаты для кранов должны быть выполнены крестовой свивки и из светлой проволоки марок В и I с временным сопротивлением разрыву 1800 МПа; для кранов, работающих на открытом воздухе и в помещениях с повышенной влажностью, рекомендуются канаты из оцинкованной проволоки.

При однослойной навивке на барабан (исключение составляют краны, работающие с расплавленным или с раскаленным металлом и жидким шлаком) применяют канаты с органическим (пеньковым) сердечником типа JIK-PO конструкции 6x36 [1 + 7 + 7/7 -}- 14] + -}- 1 о. с. (ГОСТ 7668—80). При диаметрах каната не более 15 мм допускается применение канатов двойной свивки типа JIK-P конструкции 6x19 [1+6 +6/6] +1 о. с. (ГОСТ 2688—80).

При многослойной навивке каната на барабан для кранов, работающих с расплавленным или раскаленным металлом и жидким шлаком, рекомендуются канаты с металлическим сердечником двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6x36 (1+7 +7/7 +14) + + 7x7 (1 +6) (ГОСТ 7669—80).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..