Тиристорное управление электродвигателями
грузоподъемных машин
Тиристорное управление электродвигателями в
последнее время находит все более широкое применение.
Тиристорный электропривод обладает такими важными качествами, как
надежность работы, высокий КПД, малые размеры и масса, небольшая
мощность управления тиристорами, широкие регулиро-вечные возможности, в
известной мере универсальность применения и т. д, С помощью тиристоров и
соответствующих систем управления возможно осуществление реверсирования
двигателей, перевод их из двигательного режима работы в любой тормозной
режим, получение требуемых механических характеристик. Особенно
благоприятные возможности возникают при использовании тиристорного
электропривода в системах автоматического управления грузоподъемных
машин.
Тиристоры применяют для управления двигателями как переменного, так и
постоянного тока. Регулирование частоты вращения асинхронного двигателя
осуществляется включением тиристоров в цепь статора или ротора. В первом
случае с помощью тиристоров возможно изменение амплитуды или частоты
напряжения переменного тока на обмотках статора и, следовательно,
электромагнитного момента двигателя. Путем включения тиристоров в цепь
ротора асинхронного двигателя можно плавно, практически бесступенчато,
изменять сопротивление цепи ротора и, таким образом, регулировать его
частоту вращения.
Использование тиристоров позволяет подключать двигатели постоянного тока
непосредственно к сети переменного тока, а благодаря применению
различных схем их включения можно получить механические характеристики,
подобные характеристикам двигателя в системе Г—Д.
Автоматическая защита и блокировка
грузоподъемных машин
Автоматическая защита и блокировка предназначена
для безопасной эксплуатации грузоподъемных машин с электроприводом.
Согласно правилам Госгортехнадзора системы управления должны содержать
по меньшей мере следующие виды автоматических защит и блокировок: защиту
от. максимальных токов и токов короткого зямыкания; нулевую защиту;
концевую защиту; защиту от превышения допустимой грузоподъемности и ряд
других видов защит, специфичных для определенных типов грузоподъемных
машин; блокировку, исключающую включение двигателей одновременно в двух
противоположных направлениях; блокировку, исключающую пуск крана при
открытых дверях кабины и некоторые другие специфичные блокировки.
Нулевая защита заключается в том, что при любой аварийной остановке
грузоподъемной машины, в том числе при отсутствии напряжения в сети,
после устранения причины этой остановки ни один механизм не должен
оказаться включенным без соответствующего действия крановщика или
оператора. Нулевая защита в кранах осуществляется путем включения в цепь
защиты машины нулевых контактов комакдоконтроллеров или контроллеров.
Некоторые устройства, обеспечивающие автоматическую защиту кранов,
рассмотрены в гл. 14.
Токоподвод к грузоподъемным машинам или механизмам кранов осуществляется
о помощью гибких кабелей, троллеев и кольцевых токоприемников,
Токоподвод гибким кабелем применяют для тех машин, передвижение которых
является установочным (нерабочим), либо производится с малой скоростью,
а также для машин, работа-ющих в химически агрессивной среде (не
допускается применение троллеев). Гибкий кабель подвешивают на подвижные
кольца или наматывают на специальный кабельный барабан с помощью пружин
или противовеса. Токосъем с кабельного барабана осуществляется
кольцевыми токоприемниками, состоящими из барабана с медными кольцами,
выполненными изолированными относительно друг друга от корпуса и обойм
со щетками. С помощью кольцевых токоприемников подводится ток к
вращающимся кабинам кранов и двигателям, расположенным на поворотных
платформах.
Троллеи для подвода тока к кранам и их тележкам изготовлены из стального
проката — полос, уголков, швеллеров или рельса. В качестве токосъемников
применяют чугунные башмаки, выполненные скользящими по поверхности
троллеев. Для машин с маломощными двигателями троллеи выполнены из
круглой стальной проволоки. Для круглых троллеев применяют роликовые или
скользящие токосъемники.
Управление передвижными грузоподъемными машинами производится из
закрепленных на них кабин или с пола. В последнем случае управление
производится при помощи кнопочных постов, подвешенных на гибком кабеле.