Башенными кранами называют полноповоротные
краны со стрелой, шарнирно закрепленной в верхней части вертикально
расположенной башни. Эти краны предназначены для механизации
строительно-монтажных работ при возведении различных зданий и
гидротехнических сооружений.
По конструкции башни различают краны с поборотной и неповоротной башней,
а по конструкции стрелы —с подъемными и балочными стрелами. Подъемные
стрелы могут быть выполнены маневровыми, допускающими изменение угла
наклона стрелы с грузом, и установочными, допускающими изменение угла
наклона стрелы только без груза
В кранах с установочной стрелой груз в горизонтальном направлении можно
перемещать только механизмами поворота и передвижения, что увеличивает
цикл работы крана. В кранах с маневровой стрелой груз в горизонтальном
направлении можно перемещать механизмами поворота, передвижения и
подъема стрелы.
При эксплуатации перемещение груза производят
только механизмами поворота и подъема стрелы, что существенно повышает
производительность крана в целом.
В башенных кранах с маневровой стрелой (см. рис. 1.33) для уменьшения
мощности, потребляемой механизмом изменения вылета стрелы, применяют
устройства, с помощью которых при подъеме или опускании стрелы
подвешенный груз перемещается по траектории, близкой к горизонтальной
прямой.
Башенный кран с маневровой стрелой (рис. 1.33) имеет неповоротную и
поворотную части. Неповоротная часть выполнена с четырьмя балансирными
ходовыми тележками 1, опирающимися на крановые рельсы. Обычно две
тележки выполнены приводными.
Поворотная часть состоит из поворотной рамы 2 с механизмами и
противовесом 5, башни 3 и стрелы 4, которая с помощью канатной
полиспастной системы может изменять угол наклона к горизонтальной
плоскости и перемещать подвешенный на концевой части стрелы груз в
радиальном направлении, изменяя вылет крана. Между неповоротной и
поворотной частями крана имеется опорноповоротное устройство.
На рис. 1.34 показан башенный кран с балочной стрелой, имеющий
неповоротную и поворотную части. Неповоротная часть крана имеет башню,
опирающуюся на ходовые тележки, с помощью которых кран перемещается по
крановым рельсам. Поворотная часть крана выполнена с оголовком 4,
закрепленным на верхней части башни i аналогично узлу крепления
поворотной части крана на неподвижной колонне. На оголовке 4 шарнирно
закреплены стрела 2 и консоль 6 с противовесом 5.
По нижней части стрелы параллельно ее продольной оси перемещается
грузовая тележка с отклоняющими блоками, к которой на канатах подвешен
груз.
При перемещении тележка осуществляет изменение вылета. В этом случае
траектория перемещения груза будет близка к горизонтальной линии.
Если строящееся здание будет несколько превышать высоту шарнира
основания стрелы, то балочную стрелу поднимают и она занимает
определенный угол к горизонтали. Грузовую тележку закрепляют на концевой
части стрелы. В этом случае кран будет работать аналогично крану с
установочной стрелой.
Работа башенных кранов на одном объекте продолжается недолго. В связи с
этим их часто перевозят с одного объекта на другой, что вызывает
дополнительные трудности при монтаже, демонтаже и транспортировании. В
последнее время созданы самомонтирующиеся краны, которые имеют составные
сборочные единицы башенных кранов с поворотной башней. Однако монтаж и
демонтаж само-монтирующихся кранов производят без применения
дополнительных подъемно-транспортных машин, так как эти операции
достаточно быстро можно выполнить механизмами и устройствами самого
крана.
При строительстве сооружений высотой 100—150 м и более обеспечить
устойчивость передвижного башенного крана от опрокидывания достаточно
трудно, поэтому в последнее время находят применение приставные башенные
краны, которые до определенной высоты строящегося здания работают как
обычные башенные краны, перемещаясь по рельсам вдоль здания, при
увеличении высоты баш-ни, превышающей проектное положение свободно
стоящего крана, его крепят к строящемуся зданию жесткими тягами, что
исключает опрокидывание.