СМАЗКА И РЕГУЛИРОВКА МЕХАНИЗМОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные краны (Астахов А.И.) - 1969 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

§ 54.

СМАЗКА И РЕГУЛИРОВКА МЕХАНИЗМОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ



Своевременная подача смазочного материала на трущиеся поверхности деталей способствует уменьшению сил трения, отводит от трущихся деталей тепло, предохраняет их от коррозии. Кроме того, вместе со старым маслом удаляются частицы износа деталей.

Отсутствие или недостаток смазки приводит к нагреванию трущихся поверхностей, вызывает сухое (или полусухое) трение, в результате которого на поверхностях деталей появляются задиры и изнашивается металл. Все это повышает скорость изнашивания деталей и снижает работоспособность крана.

 

По назначению смазочные материалы подразделяют на три группы:

моторные масла, которые в основном применяют в двигателях внутреннего сгорания;

трансмиссионные масла, используемые для заливки в картеры передач и смазки поливом закрытых цепных, зубчатых и червячных передач;

консистентные мази, предназначенные для смазки деталей, работающих под большими нагрузками и имеющих незначительные скорости передвижения (опорных подшипников скольжения и качения валов трансмиссий кранов, шарнирных соединений, открытых зубчатых передач и т. п.).

По мере увеличения срока эксплуатации машины масло на трущихся поверхностях деталей под действием высоких давлений и температур постепенно разрушается: ухудшаются его смазочные свойства, из него выделяются кислоты, окисляющие поверхностный слой детали и повышающие интенсивность изнашивания деталей. Поэтому периодически рекомендуется удалять с поверхностей деталей старое масло и заменять его новым. Периодичность замены смазочных материалов, а также рекомендуемые марки масел указаны в инструкциях по эксплуатации кранов, разрабатываемых заводами — изготовителями машин.

Основным эксплуатационным показателем масла является его вязкость, которая необходима для лучшего образования масляной пленки между трущимися поверхностями. Чем больше вязкость масла, тем прочнее масляная пленка. Однако излишняя вязкость масла тоже нежелательна, так как в этом случае возрастает сопротивление скольжению трущихся поверхностей. Более вязкие масла применяют при увеличенных зазорах в сопряжениях вследствие износа деталей, а также для смазки деталей, работающих под большим давлением (например, деталей рабочего оборудования).

Зимой применяют масла, застывающие при более низкой температуре, а летом — при более высокой, так как застывшее масло труднее подавать к смазываемым поверхностям, а кроме того, возникают непроизводительные потери мощности на преодоление сопротивлений.

Масло следует хранить в закрытых сосудах (бочках, ведрах с крышками) во избежание его загрязнения. Масла, засоренные песком и пылью или содержащие воду, увеличивают абразивное изнашивание и окисление деталей. Жидкие масла заливают в картеры двигателей, цепных и зубчатых передач через воронки с частыми сетками. Плунжерные и винтовые шприцы для смазки механизмов через ниппельные и пресс-масленки рекомендуется заправлять при помощи специальных приспособлений (совков, заправщиков, шприцев). Пользоваться для этого случайными предметами (обрезками жести, щепками) запрещается. Перед

началом смазки каждую масленку тщательно очищают от грязи. На открытые поверхности консистентную смазку наносят специальной лопаточкой.

Если во время смазки установлено, что масло не поступает к смазываемым поверхностям, необходимо немедленно устранить причину дефекта и обеспечить поступление смазки.

Применяемые на кранах стальные канаты имеют пеньковый сердечник, пропитанный маслом, которое в процессе работы образует масляную пленку между прядями и проволоками каната. Однако независимо от этого канаты необходимо периодически смазывать, так как пеньковый сердечник по мере расхода масла высыхает и разрушается. Кроме того, не пропитанный смазкой сердечник впитывает в себя влагу, что вызывает коррозию внутренних проволок и сокращает срок службы каната.

В состав канатных мазей входят продукты переработки нефти, не содержащие кислот, щелочей и других вредных примесей: гудрон масляный (62%), битум III (10%), технический вазелин (7%), графит (3%), канифоль (16%) и озокерит 2%.

Повышению срока службы стальных канатов способствует также своевременная поверхностная смазка их канатной мазью (через 120—150 ч работы). Перед смазкой канат тщательно очищают от грязи.

Для поверхностной смазки 1 м каната требуется 30—40 г мази. Мазь наносят на канат поливом с одновременным втиранием ее плотной тряпкой, чтобы мазь хорошо пропитала сердечник. Систематическая смазка канатов увеличивает срок их службы в 2—3 раза.

Лучший способ смазки каната — погружение его на сутки в мазь, подогретую до температуры 60—70° С.

Работа механизмов крана протекает нормально только в том случае, если их своевременно регулируют во время сборки крана, а также при его эксплуатации. При эксплуатации регулируют только те сочленения, конструкция которых позволяет изменять зазоры. Своевременная и качественная регулировка механизмов повышает надежность и безопасность работы крана.

Ежедневно контролируют и при необходимости регулируют фрикционные муфты и тормоза лебедок крана. Регулировочные работы выполняют, руководствуясь указаниями, приведенными выше при рассмотрении соответствующих конструкций узлов механизмов.

Контрольные вопросы

1. Каково назначение смазки и какие виды смазочных материалов применяют для смазки механизмов крана?

2. Почему необходимо периодически заменять смазку?

3. Каковы требования к смазочным материалам и правила их хранения?

4. Какие приспособления применяют для нанесения смазки?

5. Как смазывают стальные канаты?

6. Каково значение своевременной регулировки механизмов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..