ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ
§ 53.
СИСТЕМА ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ
В процессе эксплуатации каждой машины ее детали изнашиваются, вследствие
чего изменяют свои первоначальные формы и размеры. По мере изнашивания
деталей увеличиваются зазоры в сопряжениях, возрастают нагрузки и детали
разрушаются. Для восстановления работоспособности машины изношенные
детали ремонтируют или заменяют новыми.
Чем быстрее изнашиваются детали, тем менее надежна машина. Различают
естественный и преждевременный (аварийный) износы деталей.
Естественный износ является следствием неизбежного поверхностного
разрушения деталей, возникающего под действием сил трения при работе
машины в условиях нормальной эксплуатации.
Преждевременный (аварийный) износ возникает в результате нарушения
правил эксплуатации машины (несвоевременная смазка и регулировка
механизмов, допущение перегрузок и т. п.) и плохого качества ремонта или
изготовления деталей. Следствием аварийного износа является неожиданная
поломка деталей, приводящая к перерывам в работе, а нередко и к
несчастным случаям.
Благоприятные условия работы деталей, механизмов и машины в целом при
максимальном использовании конструктивных возможностей крана могут быть
созданы в результате знания устройства крана, правильной организации
технического обслуживания и ремонта крана в процессе эксплуатации.
В нашей стране техническое обслуживание и ремонт кранов осуществляется
по планово-предупредительной системе (ППР). Система
планово-предупредительного ремонта машин представляет собой комплекс
организационно-технических мероприятий предупредительного характера,
направленных на повышение работоспособности парка машин, улучшение
качества, сокращение сроков и снижение стоимости ремонта.
В комплекс организационно-технических мероприятий ППР входят работы по
техническому обслуживанию и ремонту машин. По системе ППР машины
останавливают для технического обслуживания и ремонта по заранее
разработанному плану, после того как они отработают установленное число
машино-часов. При этом выполняют весь объем работ по техническому
обслуживанию независимо от состояния машины, а ремонт — по потребности.
В системе ППР приняты следующие понятия и определения: межремонтный цикл
— период времени в часах работы машины от начала ее эксплуатации до
первого капитального ремонта или между двумя очередными капитальными
ремонтами;
межремонтный период — продолжительность работы машины (в часах) между
двумя одноименными ремонтами или техническими обслуживаниями;
структура межремонтного цикла — последовательность выполнения
технического обслуживания и ремонта за межремонтный цикл.
Система ППР исключает неожиданные остановки в работе из-за
неисправности, позволяет согласовывать время ремонта с планом
производства строительно-монтажных работ, а также заранее определять
потребность в рабочей силе, оборудовании, материалах и запасных частях
для выполнения очередного технического обслуживания и ремонта.
Техническое обслуживание представляет собой комплекс технических
мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий
работы деталей и сопряжений, своевременное предупреждение появления
неисправностей и выявление дефектов. Иными словами, техническое
обслуживание обеспечивает исправное состояние крана в межремонтный
период.
При техническом обслуживании выполняют следующие работы: осмотр
механизмов и конструкций, очистку машины от грязи, смазку и регулировку
механизмов, необходимые крепежные работы, испытание крана на холостом
ходу и под нагрузкой. Наибольшее внимание уделяют смазке механизмов и
своевременной их регулировке. В зависимости от объема работ и
периодичности их выполнения различают ежесменное (ЕО) и периодическое
(ТО) техническое обслуживание.
Ежесменное техническое обслуживание выполняет машинист крана в начале
рабочей смены, во время организационных перерывов в работе и в конце
смены. Периодическое техническое обслуживание выполняют по специальному
графику.
В управлениях механизации строительно-монтажных
работ для выполнения периодического технического обслуживания созданы
специальные бригады, выполняющие обслуживание кранов в мастерских.
Каждый вид технического обслуживания характеризуется определенным
обязательным для выполнения составом работ. Обязательный состав работ
может быть дополнен другими работами, необходимость выполнения которых
возникла в процессе технического обслуживания или же выявлена во время
эксплуатации крана.
Обслуживание кранов с электроприводом должно осуществляться обязательно
с участием квалифицированного слесаря-электрика.
Если время проведения очередного технического обслуживания по
периодичности совпадает со временем выполнения планового ремонта, то
техническое обслуживание и ремонт выполняют одновременно.