СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМИ КРАНАМИ К-67 И
К-162
При описании электрических схем автомобильных кранов К-67 и К-162 было
показано, что пуск, останов и реверс электродвигателей механизмов крана
осуществляется с помощью контроллеров, универсальных переключателей и
кнопок. Все приборы управления механизмами размещены в кабине машиниста.
Для подготовки крана к работе все контроллеры и универсальный
переключатель механизма вращения на кране К-67 (рис. 130) ставят в
нулевое положение. Затем включают автоматические выключатели силовой
цепи, а также автомат защиты цепи управления и ограничитель
грузоподъемности. Запускают двигатель автомобиля и плавно увеличивают
число оборотов коленчатого вала до номинального значения числа оборотов
генератора.
Для подъема грузов рукоятку контроллера двигателя грузовой лебедки
переводят в рабочее положение «подъем». В I положении контроллера все
сопротивление введено в цепь ротора двигателя, поэтому скорость подъема
минимальная, а в V положении, когда сопротивление полностью выведено,
скорость максимальная. Рукоятку контроллера переводят плавно, с
задержкой в каждом положении 2—3 сек. При включении контроллера тормоз
лебедки получает питание и растормаживает барабан.
Груз останавливают плавным перемещением рукоятки контроллера в нулевое
положение. При выключении контроллера тормоз обесточивается и
затормаживает барабан.
Для дополнительного снижения скоростей подъема
одновременно с перемещением рукоятки контроллера уменьшают нажатие на
педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора (подачи топлива),
снижая при этом напряжение генератора. Для
опускания груза рукоятку контроллера переводят в
рабочие положения I—V сектора «Спуск». При этом надо иметь в виду, что в
I положении рукоятки контроллера скорость опускания груза наибольшая, а
в V — наименьшая.
Замедленное опускание тяжелых грузов производится при работе двигателя
грузовой лебедки в режиме динамического торможения, для чего
универсальный переключатель устанавливают в положение «Замед. спуск».
Управление механизмом подъема стрелы крана К-67 аналогично управлению
механизмом подъема груза.
Вспомогательной лебедкой крана К-162 (рис. 131)
управляют так же, как и основной грузовой лебедкой. Синхронная работа
основной и вспомогательной лебедок достигается одновременным включением
обоих контроллеров в одинаковые положения.
На кране К-162 подъем и опускание стрелы
производятся нажатием кнопки 21 и 5, а остановка стрелы — кнопки 22. Эти
кнопки включают соответствующие магнитные пускатели.
Механизмом вращения крана К-67 управляют посредством универсального
переключателя, а крана К-162 — контроллера 3. В зависимости от
направления вращения рукоятку контроллера (переключателя) устанавливают
в различные положения влево или вправо. Как и у контроллеров грузовой
лебедки, в I положении скорость вращения минимальная, а в III (К-67) и V
(К-162) — максимальная. Для остановки поворотного движения рукоятку
контроллера (переключателя) устанавливают в нейтральное положение.
Быстрая остановка всех электродвигателей производится нажатием кнопки
«Стоп», при этом размыкается электрическая цепь и механизмы
останавливаются.
Многомоторный электрический привод механизмов крана позволяет совмещать
все рабочие операции с раздельным регулированием скоростей. В этом
заключается основное преимущество электрического привода перед
механическим.
Контрольные вопросы
1. Как осуществляется управление механизмами на кранах с
электроприводом?
2. Как подготовить кран с электроприводом к работе?
3. Как осуществляется подъем и опускание груза?
4. Как управляют механизмом вращения?
5. В чем заключается основное преимущество электрического привода
автокранов перед механическим?