ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КРАНАМИ К-64 И
К-1014
Применение пневматической системы управления механизмами крана облегчает
работу машиниста, а также снижает затраты времени на техническое
обслуживание системы.
Принципиальная схема пневматического управления
на автокране К-64
Рассмотрим принципиальную схему пневматического управления на кране К-64
(рис. 124,а). Сжатый воздух от воздушных баллонов шасси поступает в
центральный коллектор 8, а затем через обратный клапан 7 в
воздухораспределитель 6 и дополнительный ресивер 1. От
воздухораспределителя воздух поступает к расположенным на пульте
управления дифференциальным золотникам 4. При включении того или иного
золотника воздух по трубкам 3 поступает к пневмокамерам 2 исполнительных
механизмов. Рабочее давление в системе 5—6 кГ/см2. При давлении ниже 5
кГ/см2 работа на кране запрещается. Устройство пневмокамер аналогично
устройству тормозных камер автомобиля. Для контроля давления воздуха в
системе установлен манометр 5.
Ресивер представляет собой металлический баллон, предназначенный для
создания необходимого резерва сжатого воздуха на случай повреждения
основной магистрали.
Рис. 124. Схема пневматического управления
краном К-64 (а) и вращающееся соединение (б)
Для подвода воздуха от неповоротной к поворотной
части крана служит вращающееся соединение. Оно состоит из полого штуцера
9 (рис. 124,б), корпуса 12 и крышек 10 и 13. Штуцер 9 вворачивают во
внутреннюю полость вала механизма, к которому подводится воздух. Второй
конец штуцера опирается на шарикоподшипник 11, запрессованный в корпусе
12. Крышки 10 и 13 соединены с корпусом болтами 14. В передней крышке 13
имеется
полый прилив, по которому воздух подается из
магистрали во внутреннюю полость крышки, затем по каналу внутри штуцера
он поступает в полость вала, а оттуда к пневмокамере исполнительного
механизма. Чтобы избежать утечки воздуха в корпусе соединения и полости
вала имеются уплотнения 15.
Конструкция дифференциального золотника управления позволяет изменять
усилие включения исполнительного механизма в зависимости от усилия,
прикладываемого к рукоятке или педали, расположенным на пульте
управления. Корпус золотника состоит из трех частей (рис. 125,а) —нижней
1, средней 2 и верхней 3, соединенных стяжным болтом 10. Крепление
золотника на пульте управления осуществляется гайкой 4. Полость В
золотника соединена с пневмокамерой исполнительного механизма.
Поступающий к золотнику сжатый воздух заполняет полость Г, прижимая
клапан 9 к седлу. В выключенном положении внутренняя полость А золотника
и полость пневмокамеры исполнительного механизма сообщается с атмосферой
через канал Б в корпусе
клапана 7 и отверстие Д в средней части корпуса
золотника. При нажатии рычагом на подвижную чашечку 5 усилие через
пружину 6 передается на клапан 7, вследствие чего он начинает
опускаться, оказывая давление на диафрагму 8. При этом нижняя часть
клапана 7 прилегает к клапану 9 и отверстие Б перекрывается, разобщая
полость А с атмосферой.
Рис. 125. Дифференциальный золотник (а) и его
размещение на пульте управления (б):
1—3 — части корпуса золотника, 4 — гайка, 5 — чашечка, 6 — пружина, 7 и
9 — клапаны, 8 — диафрагма, 10 — болт, 11 — золотник, 12 — винт, 13 —
рычаг, t4 — рукоятка, 15 — эксцентрик, 16 — ролик
При дальнейшем перемещении клапан 7, преодолевая
давление пружины клапана 9, открывает этот клапан. Сжатый воздух
поступает из полости Г в полость А, а затем в полость В и по
трубопроводу к пневмокамере исполнительного механизма. Вследствие
повышения давления воздуха в полости В клапан 7 под воздействием
диафрагмы 8 приподнимается, преодолевая силу давления пружины 6, и
заставляет клапан 9 прижаться к своему седлу, прекращая подачу воздуха в
полость А. Следовательно, чем большее давление приложено к чашечке 5,
тем большим усилием сжата пружина 6 и тем большее усилие потребуется для
открытия клапана 9, т. е. воздух к пневмокамерам исполнительных
механизмов будет поступать под большим давлением.
Для выключения механизма прекращают давление на чашечку 5 и она под
воздействием пружины 6 и диафрагмы 8 поднимается вверх, вследствие этого
клапан 7 также поднимается вверх, клапан 9 закрывается и находящийся в
полости А воздух выходит в атмосферу через отверстия Б и Д. Механизм
выключается.
Все золотники закреплены на пульте управления (рис. 125,б). При
перемещении рукоятки 14 из нейтрального положения эксцентрик 15,
соединенный с рукояткой, нажимает на ролик 16 рычага 13. При этом рычаг
13 поворачивается и упорным винтом 12 нажимает на подвижную чашечку
золотника 11.
Исполнительный механизм крана состоит из пневмокамеры, соединенной с
тормозом или фрикционной муфтой посредством рычагов и возвратной
пружины. При поступлении сжатого воздуха в пневмокамеру (рис. 126) шток
камеры выдвигается и, сжимая пружину 2, поворачивает рычаг 3, выключая
тормоз или включая фрикционную муфту. При перемещении рукоятки на пульте
управления в нейтральное положение пневмокамера 1 сообщается с
атмосферой, давление воздуха в ней падает, рычаг 3 под воздействием
пружины 2 возвращается в исходное положение.
По мере износа тормозных лент требуется их регулировка. Радиальный зазор
между лентой 7 и шкивом должен быть в пределах 0,6—1,2 мм. Величину
этого зазора регулируют стяжной муфтой 5, наворачиваемой на стержень 4
соединительной тяги. Равномерность прилегания ленты по окружности
регулируют болтом 6.
Управляют механизмами крана К-64 в следующем порядке.
Для подъема стрелы рычаг 12 (рис. 127) управления реверсом
устанавливают в верхнее положение и перемещают
рукоятку 8 в направлении на себя. Для опускания стрелы рычаг 12
устанавливают в нижнее положение, а рукоятку 8 перемещают от себя. При
этих операциях одновременно размыкается тормоз и вклю-чается фрикционная
муфта стрелоподъемной лебедки, так как управление ими сблокировано.
Блокировочное устройство не позволяет перемещать рукоятку 8 в положение,
противоположное положению рычага 12, а также исключает возможность
включения рукоятки 8, когда рычаг 12 находится в нейтральном положении,
чем предотвращается падение стрелы.
Рис. 127. Расположение рычагов в кабине
машиниста крана К-64:
I — включатель плафона освещения кабины, 2 — включатель лампочки
освещения приборов, 3 и 4 — включатели фар наружного освещения, 5 —
указатель давления масла, 6 — указатель температуры воды, У — манометр
системы пиевмоуправлеиия, 8 — рукоятка включения фрикционной муфты
стрелоподъемного барабана, 9 — рукоятка включения фрикционной муфты
грузового барабана,
10 — рукоятка включения фрикционной муфты грейферного барабана. 11 —
кнопка «пуск», 12 — рычаг управления реверсом, 13 — кнопка звукового
сигнала, 14 — педаль управления топливоподачей, 15 — кнопка управления
сцеплением, 16 — рукоятка управления механизмом вращения
При всех переключениях рычага 12 управления
реверсом предварительно необходимо выключить сцепление, нажав на кнопку
15.
Для подъема груза рычаг 12 устанавливают в верхнее положение и
перемещают рукоятку 9 на себя. При этом одновременно выключается тормоз
и включается фрикционная муфта грузового барабана. Чтобы опустить груз
на режиме двигателя, рычаг 12 устанавливают в нижнее положение и
перемещают рукоятку 9
на себя. При работе грейфером рукоятку 9 перемещают
вперед (от себя). Рычаг 12 при этой операции может находиться в любом из
трех положений. Включение рукоятки 10 управления тормозом и фрикционной
муфтой грейферного барабана происходит аналогично включению рукоятки 9.
Для поворота поворотной рамы влево или вправо рукоятку 16 на пульте
перемещают соответственно вперед или назад, при этом выключается тормоз
и включается одна из фрикционных муфт механизма вращения. Рычаг 12 в это
время должен находиться в верхнем положении.
Скорость выполнения рабочих операций крана регулируют педалью 14,
которая посредством рычагов и тяг соединена с рычагом подачи топлива.
Кнопка 11 служит для включения и отключения привода крана при
срабатывании ограничителя грузоподъемности или конечного выключателя
высоты подъема крюка или стрелы.